Подавление личности


«Люди, они как ёжики – тоже колются и фыркают, защищая себя…» Мария, 27 лет.

В человеке часто есть две силы:
С одной стороны, желание решить свою психологическую проблему (даже если она не осознается, тем не менее, душа стремиться ее решить).
А с другой стороны, сопротивление этому решению проблемы (или сопротивление психокоррекционной или психотерапевтической помощи).

Дело в том, что любое решение проблемы часто сопровождается неприятными или даже болезненными душевными ощущениями. Когда психолог начинает помогать человеку, он вынужден лезть глубоко в душу. Душа болит, а простого и эффективного обезболивания души в психологии пока не придумали. На начальном этапе работа психолога вызывает у клиента неприятные эмоции, травматические воспоминания, аффекты, чувства и импульсы, которые были до этого упрятаны в бессознательное, но в связи с психологической работой начинают всплывать в сознании. Поэтому пойти за помощью к психологу – это мужественный шаг. Сделать его непривычно, больно, страшно и часто материально дорого. Лишь после нескольких сеансов у клиента возникает ни с чем не сравнимое ощущение душевной легкости, радости и комфорта. Это состояние настолько восхитительно, что те, кто его пережил, перестают “бояться” идти к психологу.


Психологическая помощь – это всегда работа двух сторон: психолога и клиента. Чудес по мановению волшебной палочкой в психологии не бывает. Поэтому от клиента требуется не меньше труда над своей проблемой, чем от психолога. Только труд этот разный: от психолога требуется внимательность, компетентность, решительность и эффективность работы, а от клиента искренность, трудолюбие и точность выполнения психологических техник и предписаний для самостоятельной работы.

БЕЗ РАБОТЫ КЛИЕНТА РЕЗУЛЬТАТА ОТ РАБОТЫ ПСИХОЛОГА НЕ БУДЕТ! Правда, от клиента не требуется знаний и умений, а нужно только сотрудничество. Но без этого “чудо” не произойдет даже у самого “великого” специалиста. ЗАСТАВИТЬ клиента измениться – нельзя. Можно только ВМЕСТЕ ДОСТИГАТЬ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ.

Первая трудность на пути к освобождению от проблемы – это преодоление психологических сопротивлений и защит клиента (в его же интересах). В общих словах, психологические сопротивления и защиты – это силы в психике клиента, которые противодействуют помощи психолога и решению психологических проблем клиента. На самом деле клиент пытается избежать душевной боли потому, что боль будет “здесь и сейчас”, а результат помощи и решения проблемы “неизвестно когда и потом”. Клиент, победивший боль и страх в своей душе, получает заслуженное вознаграждение: он начинает уважать себя и делает первый шаг к радости жизни.


Итак, психологическая защита защищает любого человека от психологической боли. Причина боли может находиться в прошлом, например, психотравма, тяжелые воспоминания, горечь утраты. Причина может лежать в настоящем: непосредственно происходящая ситуация вовне и актуальные процессы внутри психики человека. Причина может быть связана с будущим, например, ожидания плохого, гипотетические страхи, переживания за возможные события и последствия. Природа создала эти защиты для скорой психологической самопомощи (примерно, как ответная реакция на физическую боль, болезнь или травму у организма). Однако, психологические защиты ТОЛЬКО ЗАЩИЩАЮТ, НО НЕ РЕШАЮТ ПРОБЛЕМУ И НЕ ДАЮТ ПОМОЩИ. ОНИ ПОМОГАЮТ ПРОДЕРЖАТЬСЯ ДО ТОЙ ПОРЫ, КОГДА ПРИДЕТ ПОМОЩЬ.

Если оставить человеку защиты, но долго не давать помощи, то он становится странным, неадекватным, закомплексованным и т.п. Потому что защиты выполнили свою функцию: они защитили от психологической боли в тяжелой ситуации, но они не создали психологического комфорта, и они не пригодны для жизни в благополучной ситуации. Это все равно, что везде ходить “в латах”: на работу, на отдых, к знакомым, и спать в латах, и есть в латах, и душ принимать в латах и т.п. Это неудобно для себя, это странно для окружающих, это закрепощает и делает несвободным. И САМОЕ ГЛАВНОЕ: ЭТО НЕ МЕНЯЕТ ВАШУ ЖИЗНЬ В ЛУЧШУЮ СТОРОНУ. ВЫ ПРОСТО ПРИСПОСОБИЛИСЬ.


Типичные случаи, после которых проявляются психологические защиты и сопротивления.

1. Прошлая психологическая травма (например, сильный стресс).
2. Неприятные воспоминания (например, горе от потери).
3. Страх перед любыми неудачами (боязнь возможной неудачи).
4. Страх перед любыми изменениями (негибкость в адаптации к новому).
5. Стремление к удовлетворению своих детских потребностей (психологический инфантилизм у взрослых).
6. Вторичная психологическая выгода от своей болезни или своего состояния (несмотря на очевидный ущерб).
7. Слишком строгое «жесткое» сознание, когда оно наказывает человека непрекращающимися страданиями за реальные и мнимые проступки (как правило, результат воспитания).
8. Нежелание менять «удобную» социальную позицию на «неудобную» – быть активным, работать над собой, быть сексуальным, быть социально адаптивным, больше зарабатывать, сменить партнера и прочее.
9. Повышенный уровень психологической чувствительности, тревожности и невротизма (может быть следствием слабого типа нервной системы).


В этих и многих других случаях человек становится обостренно чувствительным к психологической боли и выстраивает хитроумные защиты, чтобы избежать психологической боли. Только это не решает проблему. Человек живет “в латах”, часто на горе себе и на потеху окружающим. Хороший психолог помогает снять эти “латы” психологических защит максимально быстро и при этом безопасно. Конечная цель – научиться жить и радоваться свободной жизни без “лат”, но сохранять свою защищенность.

Каковы последствия психологических защит, если не решать психологическую проблему?

1. Сначала теряется адаптивность поведения, т.е. человек ведет себя неадекватно ситуации. Хуже общается. Ограничивает свой образ жизни, или он становится очень специфичным, странноватым.
2. Далее дезадаптация возрастает. Могут возникать психосоматические заболевания (заболевания, первопричиной которых явились эмоциональные травмы). Возрастает внутреннее напряжение, тревожность. Сценарий жизни начинает подчиняться психологической защите от душевной боли: определенного вида хобби, увлечения, профессия.
3. Образ жизни становится эдакой формой «безболезненной самопсихотерапии». Защитный стиль жизни становится чрезвычайно важным для человека. Т.о., идет постоянное отрицание проблем и усугубление дезадаптации и психосоматических заболеваний.

Какие бывают психологические защиты?


1. Канализация агрессии на других людей (в словесной (вербальной) или в поведенческой форме). Скидывание агрессии на других людей может быть не только “дурной привычкой” и “педагогической запущенностью” у взрослого человека, но и парадоксальным образом свидетельствовать о скрытой неуверенности и скрытом чувстве вины.

2. Вытеснение – выталкивание из сознания болезненных воспоминаний и чувств, импульсов глубоко в бессознательное. Человек просто «забыл», «не успел», «не сделал». Так иногда некоторые изнасилованные женщины через несколько лет искренне “забывают” об этом происшествии.

3. Отрицание – намеренное игнорирование болезненных реальностей и такое поведение, будто бы их не существует: «не заметил», «не услышал», «не увидел», “не срочно”, “отложу на потом” и т.п. Человек игнорирует очевидную реальность и сочиняет для себя мнимую реальность, в которой неприятностей не существует. Например, главная героиня романа “Унесенные ветром” Скарлетт говорила себе: «Я подумаю об этом завтра».

4. Формирование противоположных реакций – преувеличение одного эмоционального аспекта ситуации, чтобы с его помощью подавить противоположную эмоцию. Например быть предельно пунктуальным, а на самом деле желание быть свободным со временем. Такое случается, например, при неврозе навязчивых состояний (обсессивно-компульсивный невроз).


5. Трансфёр (перенос, перемещение) – смена объекта чувств (перенос с реального, но субъективно опасного объекта на субъективно безопасный). Агрессивная реакция на сильного (например, на начальника) переносится с сильного, которого наказать невозможно, на слабого (например, на женщину, ребенка, собаку и т.п.). (Японцы использовали эту психзащиту в изобретении кукол для биться, замещающих начальника). Возможен перенос не только агрессии, но и сексуального влечения или даже одновременно сексуального влечения и агрессии. Типичный пример – перенос сексуального влечения и агрессии в адрес психотерапевта, вместо выражения этих эмоций настоящему объекту, вызвавшему эти чувства.

6. Обратное чувство – изменение импульса, превращение его из активного – в пассивный (и наоборот) – либо смена его направления (на себя с другого, или на другого с себя), например, садизм – может перейти в мазохизм, или мазохизм – в садизм.

7. Подавление (например, при страхах и фобиях) – ограничение мыслей или действий для того, чтобы избежать тех из них, которые могут вызвать тревогу, страхи. Эта психзащита порождает различные персональные ритуалы (амулет на экзамен, определенная одежда для уверенности в себе и прочее).

8. Подражание (идентификация с агрессором) – имитация того, что понимается как агрессивная манера внешнего авторитета. Критика детьми своих родителей в их же агрессивной манере. Подражание поведению своего начальника дома со своей семьей.


9. Аскетизм – отказ себе в удовольствиях с видом собственного превосходства.

10. Рационализация, (интеллектуализация) – излишнее умствование как способ переживания конфликтов, долгое обсуждение (без переживания аффекта, связанного с конфликтом), «рациональное» объяснение причин произошедшего, на самом деле не имеющее ничего общего с рациональным объяснением.

11. Изоляция аффекта – почти полное подавление чувств, связанных с какой–то определённой мыслью.

12. Регрессия – психологическое возвращение в ранний возраст (плач, беспомощность, курение, алкоголь и прочие инфантильные реакции)

13. Сублимация – перевод одного вида психической энергии в другой: секс – в творчество; агрессия – в политическую активность.

14. Расщепление – неадекватное разделение позитивного и негативного в оценках себя и других, внутреннего мира и внешней ситуации. Часто происходит резкая смена «+» и «-» оценок себя и других, оценки становятся нереалистичными и нетвёрдыми. Часто они противоположны, но существуют параллельно. “С одной стороны, конечно, … а с другой стороны, несомненно, …”

15. Девальвация – сведение важного до минимума и презрительное отрицание этого. Например, отрицание любви.

16. Примитивная идеализация – преувеличение силы и престижа другого человека. Так создаются кумиры.


17. Всемогущество – преувеличение собственной силы. Бахвальство своими связями, влиятельными знакомыми и т.п.

18. Проекция – наделение своими собственными психологическими особенностями другого человека. Приписывание другому собственных желаний, эмоций и т.п. Например: “Сейчас любой готов за деньги и власть пройти по трупам!”

19. Проективная идентификация – проекция на другого, над которым человек затем пытается установить контроль. Например, проекция своей враждебности на других и ожидание того же с их стороны.

20. Репрессия – подавление желаний (своих или чужих).

21. Эскапизм – избегание болезненной ситуации. Это может проявляться буквально, т.е. поведенчески – человек может физически убегать из ситуации (от общения, от встречи), а может косвенно – избегать определенных тем разговора.

22. Аутизм – глубокий уход в себя (выход из «жизненной игры»).

23. Реактивное образование – замена поведения, или чувства на противоположное поведение или чувство как реакция на сильнейший стресс.

24. Интроекция – некритичное усваивание чужих убеждений и установок.

25. Фанатизм – воображаемое слияние желаемого и действительного.

Это далеко не полный список всех психологических защит, но зато это самые яркие и распространенные реакции.
любом случае эти реакции не освобождают человека от психологической проблемы, а только временно защищают, дают возможность «психологически выжить» в критической ситуации. Если вы обнаружили у себя, у своих близких или знакомых эти психологические защиты, есть повод задуматься о том, насколько конструктивно поведение данного человека. Вполне возможно, что, одев “латы” психологических защит, он лишает себя душевного комфорта и радости жизни.

психологическая помощь
Скорей всего, внимание, забота и компетенция хорошего психолога могут помочь этому человеку обрести исполнение своих сокровенных желаний.

© Авторы Игорь и Лариса Ширяевы. Авторы консультируют по вопросам личной жизни и социальной адаптации (успеха в обществе). Об особенностях аналитической консультации Игоря и Ларисы Ширяевых «Успешные мозги» можно прочитать на странице КОНСУЛЬТАЦИЯ.

Аналитическая психологическая консультация Игоря и Ларисы Ширяевых. Задать вопросы и записаться на консультацию можно по телефону: +7 916 299 74 05. E-mail: [email protected] Будем рады помочь Вам!

 

Источник: www.uspeshnie-mozgi.ru


Каждый из нас желает быть счастливым. Современная поп-психология предлагает множество рецептов, как быть счастливыми. Но все они, на мой взгляд, дают лишь временный эффект, и мы мечемся от одной статьи к другой.

То нам кажется, что для счастья не хватает, например, любовных отношений, то машины, то дома, то еще чего-нибудь. Но, получив желаемое, через некоторое время опять чувствуем неудовлетворенность, расстройства, депрессии и другие непозитивные состояния. Получается, что внешние стимулы, дают лишь временное «счастье».

Настоящее счастье в наших внутренних состояниях и путь к нему лежит через познание себя как в позитивных, так и негативных проявлениях. Зачастую увидеть себя, несоответствующим своим собственным представлениям, является очень сложным порой для психики задачей и вместо познания, мы предпочитаем «запихнуть» эти проявления подальше, используя механизмы психологической защиты, о которых и пойдет речь дальше.

Как мы боремся с плохими эмоциями?

Под термином механизмы психологической защиты понимается набор, по большей части бессознательных, реакций личности, связанных с уменьшением влияния на психику событий, расцениваемых ею как негативные. Проще говоря, это то, что мы привыкли делать для уменьшения непозитивных переживаний. На основании работ Зигмунда Фрейда можно выделить следующие отличительные особенности защитных механизмов (1):

  • действуют на неосознанном уровне и поэтому являются средствами самообмана (бессознательный характер);
  • искажают, отрицают или фальсифицируют восприятие реальности, чтобы сделать тревогу менее угрожающей для личности.

То есть, вместо того, чтобы поработать с причиной возникновения непозитивного состояния, мы применяем те или иные — обычно несколько – способы, чтобы просто избежать переживания этих эмоций. Подобное поведение является малоэффективным для нашего развития, ведь не разобравшись с непозитивизмами, не поняв их истинную суть, а значит и, не познав себя – счастливее не станешь. Психологи не пришли к единому списку механизмов защиты, поэтому ниже приведу описание наиболее распространенных.

Вытеснение, или «Мотивированное забывание»

Вытеснение по Фрейду — первичная защита эго, представляет собой основу для формирования более сложных защитных механизмов. Это наиболее простой и прямой путь ухода от тревоги. Это процесс удаления из сознания мыслей и чувств, причиняющих страдания. В крайней стадии приводит к тому, что человек не сможет рассказать о причинах, вызвавших непозитивные состояния. В обыденной жизни проявляется как смена деятельности на более легкую и приятную, обычно связанную с развлечениями. Так, например, человек после сложного рабочего дня,  говоря: «Пойду в кино, чтобы переключится» — использует именно этот механизм. Также для механизма вытеснения используются еда, секс, компьютерные игры, бездумное «сиденье» в интернете, антидепрессанты, алкоголь и наркотики.

В своей книге «Обида. Вина» профессор психологии Ю.М. Орлов говорит о том, что применение антидепрессантов, алкоголя и наркотиков для сглаживания непозитивных эмоций дает быстрый внешний эффект, но стимулирование эмоции снижется за счет того, что человек «душевно слепнет». Определенная часть людей более радикально и роковым образом применяют химические средства для борьбы с эмоциями. Алкоголь и наркотики быстро и без каких-либо усилий воли избавляют их от эмоций повседневности. Кроме того, они создают эйфорию, стимулируемую выделением эндорфинов. В результате организм перестает вырабатывать эти гормоны удовольствия и наступает абстинентный синдром. В конечном счете, эта практика приводит к алкоголизму и наркомании.

К этой же группе, как бы это странно ни звучало, в некоторых случаях можно отнести такие практики как медитация и молитвы. Они дают отдых телу и душе на время этого занятия. Но после их прекращения человек снова оказывается в мире полном эмоций. Для получения эффекта от медитации и молитвы нужно иметь терпение, наработанную практику и веру, чего нам часто как раз и недостает.

Проекция, или «Сам такой!»

За счет этого механизма мы видим в других людях то, что не хотим признавать в себе: неприемлемые для нас мысли, чувства и поведение. Проекция – это механизм перекладывания ответственности на других. Наиболее часто повторяющимся примером данной защиты служат обвинения начальников, политиков, государство, другие нации в собственных неудачах или промахах.

Интересное наблюдение — механизм, подобный проекции, «работает» и в период влюбленности, когда мы приписываем собственные чувства тому, в кого влюблены. Часто это бывает лишь иллюзией.

Замещение, или «Вот, кто во всем виноват!»

Замещение – вымещение раздражения или других видов агрессии на другом, более безопасном и доступном человеке или предмете. К «опасным» или «недоступным» людям можно отнести политиков, руководителей, физически и психически более сильных людей.

Часто причиной агрессивного поведения в семье является негативные реакции на неудачи в работе и претензии руководителей. Безопаснее сорваться на ком-нибудь из членов семьи, чем высказать претензии начальнику. Или, например, у японцев в офисе можно встретить комнату с боксерской грушей, на которой изображен босс – это тот же механизм, но агрессия смещается на объект. 

Подавление, или  «Как победить страх»

Данный механизм используется в отношении страхов. Это те действия, которые мы предпринимаем, чтобы уменьшить ощущение страха. Например, страх не сдать экзамен может подавляться за счет «счастливой одежды», «волшебной ручки» и т.п.

Самый распространенный страх – страх смерти вызывает соответственно наибольшее разнообразие подобных механизмов. Например, посмотреться в зеркало, когда пришлось вернуться домой, поплевать и по стучать по дереву, избегание черных кошек, кидание просыпанной соли через плечо, освящение машины или квартиры, посидеть на дорожку, молитвы для путешествующих, различные обереги и заговоры. Кроме этого, могут быть использованы витамины и лекарства, повязки на лицо во время эпидемии и т.д.

В случае систематического подавления сильных страхов, они могут перейти в фобии. Тогда человек слишком много времени, сил или денег затрачивает на подавляющие механизмы: девушка ни на минуту не оставляет возлюбленного из страха быть брошенной; избыточное количество страховок, охранных систем и сигнализаций.

Реактивное образование, или «Обратное действие»

Механизм бессознательно проявляется как поведение, противоположное подавляемым тенденциям. Другими словами – он выражается через пропаганду противоположенного социально одобряемого поведения. Фрейд писал, что многие мужчины, высмеивающие гомосексуалистов, на самом деле защищаются от собственных гомосексуальных побуждений.

Регрессия, или «Вернуться в детство»

По Фрейду это способ смягчения тревоги путем возврата к раннему периоду жизни, более безопасному и приятному. Часто он связан с нежеланием проявлять инициативу или брать на себя ответственность, с неуверенностью в своих силах и страхом потерпеть неудачу.

Узнаваемые без труда проявления регрессии у взрослых включают несдержанность, недовольство, а также такие особенности как «надуться и не разговаривать», детский лепет, противодействие авторитетам или езда в автомобиле с безрассудно высокой скоростью.

Отрицание, или «Этого просто не существует!»

Отказ признавать факт свершившегося или неизбежного негативного события. Обычно связан с сильными эмоциональными потрясениями, такими, например, как смерть близкого родственника или собственная неизлечимая болезнь. Более распространенно механизм может выражаться как нежелание признавать очевидное. Например, когда супруга не желает видеть практически не скрываемые измены мужа.

Рационализация, или «Объяснимо все»

Данный механизм можно трактовать как способ защиты самооценки. Им часто пользуются скептически настроенные люди, способные привести любую аргументацию для оправдания своих случившихся или предполагаемых промахов или неудач.

На этом механизме построено «самосбывающееся пророчество», когда человек заранее объясняет, почему он в чем-то не сможет достичь успеха. И действительно, когда его постигает неудача, он восклицает: «Я же говорил!».

Сублимация, или «Социальная адаптация»

Этот механизм дает возможность человеку бессознательно направить инстинктивные импульсы в общественно приемлемые виды деятельности. Например, человек с неосознанными садомазохистскими сексуальными интересами может амбициозно добиваться руководящей должности, или любого другого профессионального превосходства над другими, для демонстрации своей власти.

З.Фрейд утверждал, что сублимация сексуальных инстинктов послужила главным толчком для великих достижений в западной науке и культуре.

Компенсация, или «Путь к самосовершенствованию»

Это зрелый механизм защиты, направленный на интенсивные попытки найти замену реальным или воображаемым физическим недостаткам и/или психической несостоятельности. Обычно компенсация проявляется в виде дополнительных усилий, прикладываемых к деятельности, как бы «компенсирующей» недостатки человека. Иначе говоря, «обделенный» человек стремиться самоутвердиться за счет успехов в определенной сфере творчества.

 Например, компенсацией может являться совершенствование профессионализма и достижение карьерных успехов человеком, будучи некогда уволенным с работы за некомпетентность. Другой пример, профессиональные занятия спортом, участие в соревнованиях для инвалида будут являться компенсацией.  

На первый взгляд, может показаться, что компенсация не относится к механизмам психологической  защиты. Однако, стимулы, побуждающие человека к соответствующим действиям, лежат в бессознательных уровнях. Ими, например, могут быть нереализованное честолюбие или комплекс неполноценности.

* * *

Это основной перечень видов защит, которыми располагает наша с вами психика. Все мы ежедневно используем те или иные их виды. По сути, они обеспечивают устойчивость и неизменность представлений личности о себе.

Полезны они или вредоносны — единого мнения на этот предмет так и не сложилось. Часть специалистов считают это явно вредоносным способом решения внутреннего или внешнего конфликта. Другие предлагают делать различие между патологической психологической защитой и нормальной, профилактической.

В своей книге «Эго и механизмы психологической защиты» Анна Фрейд исходит из предложенного ее отцом тезиса, что с помощью всех этих вытеснений, регрессий и сублимаций наша сознательная часть, эго, защищает себя от импульсивных влечений и аффектов, таящихся в глубинах бессознательного (5).

Карен Хорни, психолог-неофрейдист, в своей книге «Самоанализ» придерживается мнения о том, что «защитные приспособления обеспечивают выход из начальных затруднений, вселяя надежду, что, несмотря на нарушенное отношение к себе и другим, с жизнью все-таки удастся сладить. Но они порождают множество новых расстройств: иллюзии о мире и о себе, уязвимость, внутреннее сопротивление, конфликты. Они одновременно являются способом разрешения исходных проблем и источником новых» (4).

Подводя итог можно сделать вывод, что с одной стороны механизмы психологической защиты позволяют сохранять стабильное психическое состояние, а с другой — тормозят эволюцию самосознания. Даже не говоря о крайних случаях (психические заболевания, фобии), их использование приводит к искажению восприятия реальности.

Если вам интересно узнать какими механизмами психологической защиты пользуетесь именно вы, то можете обратиться к опроснику Плутчика-Келлермана-Конте — Методика Индекс жизненного стиля (Life Style Index, LSI).

Защищаться или меняться?

Для себя я на этот вопрос ответила однозначно – меняться! В поисках перемен я  остановила свое внимание на концепции, предложенной автором ииссиидиологии, Орисом О.В. и интересным, на мой взгляд, направлением в психотерапии – саногенным мышлением (умение «размыслить» негативную эмоцию) – автор Орлов Ю.М. На их основе далее я обосную свой выбор.

Еще со времен античности люди понимали, что основным достижением благополучия является овладение действенной жизненной философией! Начиная с Сократа, античные философы пытались решить главный для человека вопрос: как правильно надо думать, чтобы достичь гармонии с богами, самим собой и окружающим миром. Как управлять своими страстями, чтобы не навредить себе и другим.

Гераклит дал понять, что мудрость состоит в правильном применении и использовании знания. Сократ и Платон полагали, что мудрость состоит в истинном знании блага, то есть в знании того, что хорошо и что плохо не только для отдельного человека, но и для всех людей, государства в целом. Эпиктет считал, что мудрость состоит в способности различать то, что зависит от человека, от того, что от него не зависит. Именно это позволяет человеку в одних случаях влиять на события, а в других — принимать события такими, какие они есть. В основном, древние философы сходились на том, что мудрость состоит в предвидении последствий своих деяний.

* * *

Автор теории о саногенном мышлении, Орлов Ю.М. обращал внимание, что «поведение человека управляется мышлением. Поскольку мышление – это тоже поведение, то его можно разделить на две группы: патогенное и саногенное. Патогенное порождает болезнь и патологию. Саногенное, напротив, освобождает от неё. Патогенное – это не какое-то особое патологическое мышление, а то мышление, которое сейчас многие считают нормой, обыденным мышлением. И, вот это, так называемое обыденное мышление – патогенно, потому что порождает стресс, конфликт с собой и окружением и в итоге приводит к различным заболеваниям. О взаимосвязи эмоций и болезней знали очень давно. И многие учителя человечества предлагали заняться укрощением этих эмоций, предлагали не переживать их, бороться с ними как-то. Но все это, в общем-то, ни к чему хорошему не приводило. Человек не может так просто устранить эмоцию. Вот она, уже есть. Что с ней делать? Он может научиться не выражать ее, не демонстрировать. Но для здоровья даже вредно подавлять эмоции. Для здоровья и для полноценной жизни нужно сделать так, чтобы эти эмоции не продолжались долго и не становились хроническими.

Безвредное обычное мышление становится патогенным с изменением  обстоятельств,  к которым  человек  не  может приспособиться или по незнанию, или вследствие наличия предрассудков и стереотипных шаблонов мышления. Это следствие того, что наша философия жизни плоха. То есть, философию, которую выбрал себе человек, определяет все его мышление. Когда мы думаем неправильно, самые обычные обстоятельства жизни создают стресс. А хронический стресс, ведущий к истощению иммунитета, является источником многих расстройств, которые почти неизлечимы в рамках традиционной лекарственной медицины. И не только болезни, вся судьба зависит от стиля и привычек мышления человека.

Например. Если я считаю, что мир изначально плох, несправедлив, и окружающие только и думают о том, как причинить мне ущерб (украсть у меня что-нибудь, обмануть, посмеяться надо мной). И все, что говориться о любви и верности – обман, то такая моя философия жизни стимулирует бдительность, постоянную готовность к опасности во все орудия. Постоянная готовность к «схватке» порождает сверхактивность иммунитета. От этого он истощается. И тогда оказывается, что нет сил, которые могли бы противостоять инфекции или опухолям» (3).

* * *

Ииссиидиология тоже устанавливает прямую зависимость между негативными психическими состояниями и заболеваниями (том 13 Бессмертие доступно каждому, Орис). С ее точки зрения, эту взаимосвязь можно объяснить через многомировую структуру мироздания. Теория многомирия, имеющая место и в физике, здесь раскрывается как одновременное существование множества сценариев развития (вариантов развития жизни), в том числе для конкретной личности. Выбор того или иного сценария осуществляется по резонационному принципу — позитивные состояния и выборы на интеллектуально-альтруистичной основе соответствуют качественным, позитивным сценариям развития; негативные – негативным сценариям. Распространенными вариантами негативных сценариев развития личности являются различные заболевания. Несмотря на то, что одной из концепций ииссиидиологии является физическое бессмертие человека – механизм его гораздо сложнее, чем может показаться на первый взгляд. Поэтому патогенное мышление, если не приводит к болезни, то приводит к «смерти», то есть к бессознательному перепроецированию в сценарии жизни с условиями наиболее подходящими для скорейшего получения опыта в непозитивных проявлениях. В крайних случаях речь может идти о катастрофах, войнах и т.д. Хорошо иллюстрирует все вышеописанное познавательный фильм-проект «Судьба на выбор».

Помимо этого, ииссиидиологическая концепция раскрывает более глубокие причины возникновения тех или иных эмоций, мыслей и чувств. Построение логических цепочек помогает не просто взглянуть на механизм эмоции и научиться его контролировать, а принять во внимание многоуровневость самосознания – все уровни (интересы) требуют своего удовлетворения. Если мы какие-то уровни подавляем, а не работаем над их трансформацией, то неизбежно создаются условия для их реализации (воплощения в жизнь). Если это грубые мысле-чувственные проявления (низкочастотные агрессивные и сексуальные уровни), то подходящими для них условиями получения опыта являются болезни. Болезни также могут служить выравнивающим фактором, если эгоистичные проявления подавляют потенциальную активность интеллектуально-альтруистичных тенденций (том 15 Бессмертие доступно каждому, Орис).

* * *

Теперь рассмотрим принципы работы теории саногенного мышления (или метод осознания бессознательного) и иисиидиологического подхода — на примере понимания обиды. Обида, на мой взгляд, является одной из самых распространенных непозитивных эмоций. Как часто мы обижаемся на себя, близких, учителей, коллег и начальников, на государство, нашу жизнь и судьбу. И чтобы долгое время не испытывать психические переживания используем весь арсенал механизмов психической защиты.

Саногенное мышление рассматривает обиду как эмоцию, возникшую в результате неоправданных ожиданий от поведения другого человека. Иначе говоря – мы заранее приписали определенное поведение другому человеку по отношению к нам, а когда оно не совпало с реальным поведением – сами же и обиделись. Обида это результат трех автоматических умственных действий: построение ожиданий, наблюдение реального поведения и сравнение.

Таким образом, чем значимее ожидания, чем больше желаний вложено в эти ожидания, тем сильнее реакция на несоответствие с реальностью.

Основное правило работы с обидой – сделать свои ожидания более реалистичными, соответствующими поведению другого. Проще говоря – не ждать от людей многого, а радоваться тому, что есть. Могу к этому добавить — важно не забывать о субъективности восприятия чужого поведения, так как причины, побудившие человека к нему, могут быть вовсе не теми, которые мы себе представляем.

Смысл теории саногенного мышления заключается в правильном употреблении уже имеющихся мыслей, развитии сознательности и способности контролировать умственные операции. Понимание того, как работают эмоции – делает возможным бессознательные акты проявлений сделать сознательными и контролировать их. То есть, если человек осознает причины возникновения той или иной эмоции, то он может их контролировать, а значит и «выключать». Тем самым предотвратить последствия того, как например обида, или стыд, став хроническими, будут сами во вред организму поддерживать эмоциональный стресс, нанося ущерб себе или другим. Следовательно, владея информацией (знаниями условий) мы в состоянии ослабить или нейтрализовать наши эмоции.

Может показаться, что такой способ предотвращения обиды – является разновидностью защитного механизма личности. Но, по моему мнению, опираясь на знание ииссиидиологии, он абсолютно оправдан. Понимание того, что последовательное выполнение вышеописанных действий приведет к обиде и осознанное недопущение этого, позволят нам в данном случае осознанно выбрать другой сценарий развития той или иной ситуации (беседы, действий, реакций и т.д.).  

* * *

С точки зрения ииссиидиологии, причинами непозитивизмов, в том числе проявление обиды, являются непроработки низших эгоистичных уровней самосознания. Эти «непроработки» представляют собой недополученный опыт в грубо эмоциональных переживаниях. Они составляют основу бессознательной части нашего самосознания. Поэтому их проявления в нашей жизни носят неконтролируемый, неосознанный и импульсивный характер. Но, несмотря на это, та или иная степень их влияния есть в каждом нашем выборе. Их можно разделить на две составляющие: сексуальные и агрессивные. Разделение весьма условное, так как грубо сексуальные и агрессивные проявления очень взаимосвязаны. Их взаимосвязь особенно прослеживается, в том, что подмечено еще Фрейдом, когда подавление сексуальных желаний провоцирует агрессивное поведение.

В свою очередь, под позитивными состояниями в ииссиидиологии понимаются состояния, способствующие интеллектуально-альтруистичному поведению человека. Поэтому для роста личности предлагается развивать интеллект и альтруизм с одновременным осознанным исследованием  низкочастотных уровней самосознания. Далее, для более точного понимания, я немного раскрою смысл предыдущего предложения. Хотя это тема совсем другой статьи.

Человеческое сообщество предъявляет ряд морально-нравственных требований к человеку. В погоне за соответствием социумным нормам мы зачастую хотим казаться лучше, чем мы есть на самом деле. Поэтому мы часто подавляем наши низкочастотные (бессознательные, инстинктивные) желания и проявления, используя при этом вышеописанные механизмы психологической защиты эго. Это может привести не только к замедлению темпов эволюционного развития, но и к различным психическим и физиологическим отклонениям. Пока эти уровни скрыты от нас в бессознательном, их проявления бесконтрольны и неосознаваемы нами, поэтому легко наносят  вред окружающим нас людям или нам самим.  

Глубокое понимание необходимости получения разностороннего опыта позволяет адекватно взглянуть и оценить свои проявления, начать искать возможности для осознанной реализации сексуальных интересов и трансформации агрессивных проявлений. Подчеркиваю слово «осознанной», так как излишнее погружение в исследование этой части своей психики также может непозитивным образом сказаться на саморазвитии и здоровье. 

Важнейшим моментом для гармоничного развития самосознания, исходя из представлений ииссиидиологии, является развитие интеллектуальных уровней. Само изучение этого знания способствует развитию интеллекта, так как оно изобилует сложными и детальными формулировками, выстраивает множественные логические взаимосвязи, обладает высоким уровнем абстракции, что в том числе постепенно активизирует интуицию. Иногда для его понимания необходимо подключать знания из медицины, психологии, физики и так далее. Информация, излагаемая в ииссиидиологии, приводит к более глубокому пониманию мироустройства, структуры и механизмов функционирования самосознания, многовариантности выборов и сценариев развития. Построенное на этой основе новое мышление способствует установлению бесконфликтных межличностных взаимоотношений и мотивированной работе с такими агрессивными уровнями (разрушающими эмоциями) как обида, ревность, зависть и другие.

Например, поведение человека, которое нам кажется неуместным или неправильным в данной момент времени, можно обосновать следующим образом: во-первых, любой жизненный опыт необходим каждому человеку для саморазвития; во-вторых, по принципу резонационности — все жизненные обстоятельства, проявлены в полном соответствии с нашей конфигурацией (все активные уровни нашего самосознания, несмотря на сознательный или бессознательный их характер),  в них никто, кроме нас, не виноват, они даны нам для познания себя и получения жизненного опыта.

В свою очередь снижение внутренней агрессии, в том числе и по отношению к себе, а также знание о необходимости трансформации бессознательных сексуальных уровней позволяют с большим приятием подойти к познанию себя в этих проявлениях. Фокусирование большей части своих усилий на развитие интеллекта и альтруизма, а также постановка перед собой высоких, грандиозных целей (например, создания по всей планете Центров Интеллекта и Альтруизма и построение интеллектуально-альтруистичного общества) не дают «уйти с головой» в реализации сексуальных уровней, что создает эффективные условия для их трансформации.

Изучая ииссиидиологию можно выработать множество мотиваций (обоснований) для приятия совершенно разных жизненных обстоятельств и стимулирования себя к развитию. В каждой конкретной ситуации используются разные доводы и аргументы. Более того, для разных уровней самосознания, пытающихся негативно или непозитивно реализоваться в одной и той же ситуации, необходимо применять соответствующие им мотивации. Схожие ситуации на самом деле могут стимулировать активность разных уровней, поэтому одна и та же мотивация или методика работы не может быть эффективна для всех однотипных ситуаций. 

Одного интеллекта, с точки зрения ииссиидиологии, в развитии личности не достаточно. Поэтому второй важнейшей задачей для позитивного отношения к жизни является наработка альтруизма и образов высокоморального и нравственного содержания. Развитием альтруизма может служить любая безвозмездная деятельность, направленная на благо общества. Для наработки высокочувственных образов в ииссиидиологии используется практика песенных медитаций, в ходе которой человек осознанно погружается в пение айфааровских песен и сонастраивается с их содержанием, раскрывающим понятия безусловной любви, доброты, служения и всего лучшего в человеческой природе. (www.ayfaar.org/ru/moj-zavet)

На практике, благодаря более глубокому пониманию ииссиидиологии, в процессе самосовершенствования важно определить образ себя более совершенного – и проанализировать разделяющее себя настоящего и этот образ.

Осознанно работая с непозитивизмами можно научиться понимать себя, определять какими мы хотим быть, а какими нет. Осуждать себя, если в какой-то ситуации мы себе не нравимся, нет смысла  — это и есть то, что мы есть. Следовательно, незачем ненавидеть себя и не принимать – ведь благодаря тому, какими мы себя узнали, мы поняли, какими мы не хотим быть. А значит, есть к чему стремиться!

Признаться честно, не так-то просто взять и сказать, например, «Да – я обижаюсь». Но, это большой шаг уже не поддаваться этим эмоциям, не упиваться ими, т.е. не идти на поводу эмоций бессознательно, а остановиться и, как минимум, удивиться, или задаться вопросом: «Ой, чего это я?! Кто я сейчас — эмоция? Как бы на моем месте поступила я, которой хочу быть?».

Карен Хорни, психолог-неофрейдист, основоположник метода самоанализа, уверена, что позитивные сдвиги возможны, если человек захочет работать над собой. Для этого необходимо научиться различать работу деструктивных защит собственной психики и позволить себе исследовать истинные причины своих страданий. Психолог считает, и в этом ее расхождение с Фрейдом, что в арсенале каждого из нас имеется достаточное количество ресурсов, чтобы обнаружить собственные камни преткновения и минимизировать вред. «Любой анализ обострит конфликт между действующими внутри личности двумя группами факторов с противоположными интересами. Интерес одной – сохранить иллюзии и безопасность, создаваемые невротической структурой. Интерес другой – обрести внутреннюю свободу и силу, извергнув невротизм». (8)

В ииссиидиологии этот механизм называется «механизм наблюдателя». Смысл его заключается в признании, в первую очередь перед самим собой, происходящих негативных реакций и внутреннее, или, если возможно, публичное разотождествление с ними. Одним из вариантов публичного разотождествления может быть – признаться перед собеседником в своих реакциях и искренне попросить за это прощение. Публичное признание очень эффективная практика в работе с негативными реакциями, так как лишает эти эмоции тайного характера, в котором происходит их реализация и развитие. Но применять ее нужно умело и только с людьми готовыми понять и принять сказанное вами. 

Проще говоря, как только вы задаетесь вопросом и обдумываете следующую цепочку – «Я обижаюсь! — Я обижаюсь? – Да, я обижаюсь». Вы не во власти этих эмоций – вы наблюдатель. А это значит, что запустился механизм осознанности вашего самосознания, в процессе которого, насколько вы будете мудры, зависит только от вас. Принести свои извинения, и/или по возможности обсудить, что именно вывело вас на раздражение и вызвало обиду – это лишь первые шаги к себе более качественному. 

* * *

Все механизмы психической защиты, упомянутые в этой статье, с точки зрения ииссиидиологии, являются этапами развития личности и, не пройдя через них, не познав, мы бы не подошли к осознанию необходимости меняться.

До того как я вообще заинтересовалась всем этим, я жила себе спокойно и была уверена, что все, что я чувствую это нормально. Чувствуя обиду, ревность, злость, зависть, неприятие человека и прочее – ну так это же по делу, справедливо – «я ведь хорошая, а он/она плохие».

В противовес механизмам защиты главным является осознанность. Отказ от использования описанных механизмов защиты не значит запрет на кино, компьютеры, развлечение и т.д., осознанность предполагает понимание истинных причин наших действий и выборов. Чем более расширенным становится наше понимание окружающего нас мира и себя, тем выше и качественнее становятся и цели жизни.

Уверена, вы согласитесь со мной, что все зависит от нас самих. Только мы решаем, как начать новый день, и как воспринимать мир вокруг себя. Каждая встреча, каждое общение позволяет нам узнать себя еще больше, взглянуть повнимательнее на свое поведение, чувства, слова, жесты, понять и принять не только себя, но и объективную реальность – такой, какая она предстает перед нами. Ведь все зависит только от нас! И какой она предстанет – зависит тоже от нас.

Для меня это стало интересным открытием. И такой афоризм, который был моей жизненной философией долгое время – «Если не можешь изменить окружающую действительность, измени свое отношение к ней!» — поменялся благодаря ииссиидиологии на более осознанный и ответственный, на мой взгляд, — «Мы сами творим свою реальность. Все по резонансу» (т.е. все окружающие нас события и явления в жизни складываются в полном соответствии с активностью различных уровней нашего самосознания, представляя тем самым всем им возможности для получения опыта). Меняться, как-то сразу хочется, а не защищаться от «внешнего или внутреннего» агрессора кем бы он там не был и не перекладывать ответственность за свою жизнь на других.

Счастье — это большой труд! Если вы хотите кем-то быть, то нужно стремиться. Для этого нужно постоянно что-то в себе менять, отбрасывать лишнее, что-то преодолевать, добавлять новое. Абсолютно всё в нашей жизни зависит от нашего хотения или нехотения, желания или нежелания, веры в то, что что-то может случиться или безверия.

Само по себе прочтение статей и изучение различных методик и направлений развития ничего не изменят, до тех пор, пока человек сам не подойдет к необходимости внутренних перемен. Только наш собственный жизненный опыт и сильное желание измениться являются ключом к нашему счастью! 

* * *

На этом можно было бы и закончить, но для тех, кто любит начинать читать с конца — в качестве выводов данной статьи могу сказать следующее:

  • Нет необходимости запрещать себе пользоваться механизмами психологической защиты. Важно осознавать, что находясь в непозитивном состоянии невозможно конструктивно мыслить в направлении обнаружения причин этих состояний. И для стабилизации себя в позитивных состояниях подходящим способом может стать, например, механизм вытеснения – то есть переключения внимание на другую деятельность – будь то работа, хобби, развлечение. А уже будучи в гармоничном состоянии – проанализировать причины возникших реакций, сделать выводы и постараться не допускать их в будущем. На мой взгляд, вполне допустимо осознанное применение этих механизмов. Хотя само слово «осознанное» уже не позволяет назвать их механизмами психологической защиты в традиционном понимании, так как исключает их бессознательную природу.
  • Анализ причин, произошедших непозитивных реакций, складывается в жизненный опыт и позволяет эффективно использовать принципы, предотвращения непозитивных состояний, предлагаемые саногенным мышлением и ииссиидиологии. Как мне кажется ииссиидиология предлагает более комплексный и целостный подход для развития личности. Но, что очень полезно, на мой взгляд, почерпнуть из саногенного мышления – это умение предупредить непозитивную реакции на стадии ее формирования в самосознании и выбрать другой, более качественный сценарий.
  • Соединение принципов саногенного мышления и ииссиидиологических знаний представляется мне очень эффективным для саморазвития.

 

P.S. Желаю всем вам и себе уверенности, веры в себя и силы духа, чтобы суметь остановить суету собственных мыслей и начать меняться. 

Источник: ayfaar.ru

Понятие насилия охватывает все случаи применения насилия и случаи угрозы его применения.
То есть, с юридической точки зрения насилие может быть как физическим, так и психическим.
Нередко, гораздо более значимым для качества жизни и здоровья жертвы насилия является психологическое (эмоциональное) воздействие.

Психологическое насилие в законе выражено словосочетанием “угроза применения насилия”.

Под угрозой применения насилия понимается устрашение, запугивание применением физического насилия.

Это средство воздействия на психику, направленное на то, чтобы заставить потерпевшего подчиниться преступным требованиям.

Угроза чаще всего выражается в создании впечатления неизбежной расправы при помощи определенных словесных заявлений, жестов, демонстрации оружия или других предметов.

Психологическое насилие — это очень мощный фактор сохранения контроля в бурных семейных отношениях.

Многие жертвы бытового насилия заявляют, что такие формы насилия более разрушительны, чем физическое жестокое обращение, и что они оставляют невидимые рубцы и приводят к психическим дефектам и развитию соматических и психических заболеваний.

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ — это поведение, причиняющее обиду, вызывающее гнев, страх, психологический упадок и эмоциональную неуверенность в собственной значимости или не способность защитить себя от физического, сексуального или дальнейшего психологического насилия.

Психологическое насилие имеет следующие проявления, которые
направлены на подавление личности и создание у нее беспомощного ощущения, обречённости:

— употребление бранных слов и/или крика в отношении партнера;
— постоянное приставание, допросы и принижение партнера, оскорбления, наносящие вред его/её самооценке;
— свист вслед и улюлюканье;
— угрозы уйти и забрать детей;
— угрозы не давать денег;
— угрозы завести роман на стороне, подать на развод, уйти из дома, не платить алименты на детей, рассказать всем о её/его личных делах, секретах и т. д.;
— проявление грубости по отношению к друзьям и родственникам партнера, оскорбление их;
— контроль и/или ограничение действий партнера, например, контроль/ограничение телефонных разговоров, запрещение общаться с друзьями, слежка за партнером, проверка спидометра машины (изоляция);
— запрещение лечь спать или насильственное пробуждение партнера; — прерывание завтраков, обедов или ужинов;
— обвинение партнера во всех проблемах;
— принуждение к унизительным действиям;
— создание ситуации, при которой партнер вынужден просить денег;
— унизительная критика мыслей, чувств, мнений, убеждений, действий партнера, обращение с ним/ней, как со слугой;
— проявление ревности в крайней степени;
— обращение с партнером как с объектом сексуальных удовольствий;
— плевки в партнера или рядом с ней/ним;
— любая угроза нанесения телесных повреждений супруге, партнеру, детям, другим членам семьи, друзьям, домашним животным или себе (угроза самоубийства, как способ принуждения);
— угрозы нанести удары кулаком, рукой, пнуть ногой, дать пощечину и т. д.;
— угрозы использовать оружие, сделать с собой что-нибудь, если партнер уйдет (шантаж);
— угрозы наказать детей, чтобы “отомстить” партеру;
— угрозы причинить вред домашним животным;
— бросание предметов в направлении партнера;
— неясные угрозы, типа: “ты у меня доиграешься”, “ох, ты допрыгаешься, я тебе обещаю”;
— причинение вреда домашним животным.

http://www.svoboda.mobi/a/26943248.html

Источник: www.stranamam.ru

Виды психологического насилия

Психологическое, а также называемое ещё моральным и эмоциональным, насилие – это форма нефизического давления на психику человека, которое приводит к тревоге, депрессии или даже посттравматическому стрессовому расстройству (ПТСР).

Важно понимать, что в большинстве случаев это не разовое притеснение, а постоянный фактор, который формирует определённый климат в отношениях или семье, где один доминирует, а другой — подчиняется. Обычно психологическое и моральное насилие проявляется в виде:

  • обидных замечаний и шуток, которые направлены на унижение достоинства или высмеивают физические особенности;

  • контроля действий (тиран требует отчёт о каждом проделанном шаге, устраивает допросы и ограничивает круг общения для жертвы);

  • навязывания определённых установок мышления и мнений;

  • эмоционального манипулирования (провоцирование определённых эмоций);

  • внушения чувства вины или долга;

  • запугиваний;

  • обесценивания достижений.

Средства психологического террора могут быть разными – от ядовитых шуточек до вполне убедительной демонстрации огорчения (настолько убедительной, что вы невольно чувствуете вину за то, что расстроили его). Тиран может притворяться великодушным и щедрым, что нередко вводит в заблуждение. Но, по сути, это что-то вроде «я тебе дам желаемое, но потом будешь должен».

Результатом систематического давления почти всегда является принятие установок партнёра, ощущение никчёмности, несамостоятельности и т.д. Психологическое и моральное насилие может проявляться в семье, в отношениях с детьми, родственниками, друзьями и коллегами на работе. Существует психологическое насилие женщины и психологическое насилие мужчины.

Методы психологического насилия

1.jpg

Существует огромное количество методов, по которым действует абьюзер. Их главная черта – проявления эмоционально оскорбительного поведения, а суть сводится к одной цели: войти в доверие жертвы, после чего критиковать и унижать её различными способами. Так в семье, родители ругают детей за единственную четвёрку, друг — обижается на редкие встречи, начальник — каждый раз тычет носом в мельчайшие ошибки в работе, что, несомненно, можно трактовать как психологическое и моральное насилие на работе.

Другим распространённым способом психологического давления и хронической вербальной агрессии является поведение, при котором обидчик хочет, чтобы его партнёр, будь то мужчина или женщина, действовал и думал именно так, как он сам. При этом он стремится полностью контролировать жертву: указывает, какую одежду носить, что делать, с кем дружить, какую работу предпочесть.

Этот тип тирана использует критику, чтобы корректировать поведение партнёра с учётом своих интересов. Да, между людьми иногда возникают конфликты, обиды или моменты критики, и это нормально для социума, но часто под ними замаскировано психологическое издевательство и насилие. И очень важно его вовремя распознать, чтобы успеть оказать психологическую помощь жертвам насилия.

Признаки психологического насилия

Так называемые признаки или «первые ласточки», по которым можно распознать эмоциональное издевательство или насилие, имеют характерные признаки. Они присутствуют в комбинациях или отдельно, но наличие любого из этих признаков свидетельствует о том, что к вам применяют психологическое давление и насилие:

  • Партнёр высмеивает вас или критикует перед другими людьми. Если вы пытаетесь похудеть, он может назвать вас жирной. Если не получилось пройти собеседование на работе, скажет, что это из-за вашей тупости. Любой повод, по которому можно сыграть на вашей неуверенности, будет рано или поздно использован. В результате партнёр добьётся значительного снижения вашей самооценки и навяжет мысль, что вы никому, кроме него не нужны и вам уже не помочь.

  • Ваши идеи, предложения или мнения никогда не принимаются в расчёт. Чистое игнорирование. Со временем вы сами начнёте сомневаться в рациональности своих идей.

  • Вас пытаются полностью контролировать, стыдят или отчитывают за какие-либо поступки, относятся как к ребёнку, несмотря на зрелый возраст.

  • Унижение, оскорбления, обвинения, угрозы – всё это используется с целью вывести вас из равновесия.

  • Партнёр-агрессор не извиняется в ситуациях, когда неправ.

  • Нарушает ваши личные границы.

  • Отрицает своё обидное поведение, даже если сам его осознаёт.

  • Кричит на вас, а потом говорит, что вы сами его спровоцировали.

  • Отказывается обсуждать проблемы в ваших отношениях или в семье.

  • Использует вашу привязанность к нему в качестве инструмента для манипуляций.

  • Может запретить общаться с кем-либо из друзей или членов семьи.

Последствия психологического насилия

Эмоциональное насилие практически незаметно со стороны, оно приводит к психологической «блокировке» и препятствуют дальнейшему установлению здоровых межличностных связей. Например, семья или супружеская пара, в отношениях которой присутствует данная составляющая, может казаться идеальной ячейкой общества. Милейшие люди, любящие друг друга – примерно такое впечатление производят они на друзей, родственников и соседей. Если же супруга вдруг начинает жаловаться на психологические притеснения со стороны мужа, тут же натыкается на стену непонимания, а иногда даже осуждения со стороны своего окружения.

Ситуацию усугубляет и сам тиран, используя инструменты газлайтинга и убеждая жертву, что всё прекрасно, «просто тебе вечно что-то не нравится». В итоге она чувствует себя виноватой или соглашается с тем, что именно в ней проблема. Как результат – усиление комплексов, страхов, развитие невроза или других форм психических расстройств, при которых бывает уже сложно чем-то помочь.

Могут появиться суицидальные проявления или желание «заглушить» внутреннюю боль с помощью алкоголя, наркотиков или сильнодействующих медицинских препаратов. В итоге проблемы нарастают как снежный ком и после такого, без вмешательства специалиста в виде опытного психолога, уже трудно вернуться к нормальному состоянию.

Ещё одна опасность подобного обращения в том, что, если жертва не даёт отпор, психологическое давление может перерасти в физическое насилие. И если это произошло хотя бы раз, агрессора уже не остановить. Тут обязательно надо обращаться за квалифицированной помощью.

Психологическое насилие — помощь

Если вы поняли, что являетесь объектом психологического давления и насилия со стороны партнёра, семьи, детей, коллег, родителей или кого-либо из близких — необходимо действовать. При этом обязательно нужно обозначить свои личностные границы и дать отпор с учётом того, какой вариант эмоциональной агрессии был применён.

Защита от психологического насилия

Вот несколько советов психологов, которые помогут защититься:

  1. Скажите «нет» любителю командовать. Обдумайте, что будет, если вы не выполните приказ агрессора. Если к возможным последствиям вы готовы, спокойно, но твёрдо скажите: «Я не буду подчиняться твоим командам». Если после этого атака «командира» продолжается, просто игнорируйте последующие указания.

  2. Овладейте методом психологического «айкидо» и используйте при вербальной агрессии. Суть данного метода состоит в сглаживании конфликта с помощью согласия с любыми утверждениями тирана, даже абсурдными. Поймите, что цель криков и оскорблений – вывести вас из равновесия, заставить нервничать, смутиться, расстроиться и т.д. Но если в ответ среагировать совершенно неожиданно, например, пошутить, агрессор войдёт в замешательство или значительно ослабит свою позицию.

  3. Не поддавайтесь на манипуляции игнорирования. Не нужно стараться разговорить или задобрить человека, который «включил игнор». Без лишних эмоций дайте понять ему, что таким поведением он ничего не добьётся.

  4. Не позволяйте нарушать личностные границы, не поддавайтесь на манипуляции с играми в чувство долга или вины, которые вам пытаются навязать. Помните, что вы сами определяете, за что несёте ответственность, а за что – нет. Прямо сообщите агрессору об этом.

  5. Будьте начеку при угрозах, запугиваниях и шантаже. Если вы уверены, что это пустая болтовня, можете ответить, чтобы агрессор незамедлительно воплотил свою угрозу. Но если существует реальная угроза вашей жизни, здоровью или благополучию, будьте осторожны, обойдитесь без острых реакций. Постарайтесь записать угрозы на диктофон или видеокамеру, чтобы при необходимости обратиться в правоохранительные органы.

  6. Постарайтесь честно ответить на вопрос самому себе: готовы ли вы терпеть регулярные оскорбления, унижения и прочие издевательства от агрессора только потому, что он является вашим мужем, начальником или родителем? Возможно, лучше вообще не общаться с этим человеком?

Если вы чувствуете, что самостоятельно не можете себе помочь справиться с нападками агрессора – воспользуйтесь помощью онлайн-психолога на Helppoint. Прежде всего, специалист объективно определит: являются ли определённые действия психологическим или другим насилием. Если да, то поможет противостоять агрессору с учётом конкретной жизненной ситуации. Максимально простая регистрация, гарантированная конфиденциальность, компетентные психологи, удобные форматы онлайн-общения – всё это к вашим услугам на Helppoint.

 

Источник: help-point.net


Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.