Почему ситников и кукшина псевдонигилисты



Ситников
в исполнении Геннадия Смирнова
в фильме “Отцы и дети” (2008 г.)

Господин Виктор Ситников – один из второстепенных героев романа “Отцы и дети”

Тургенева

.

Краткая характеристика Ситникова

Виктор Ситников – приятель 

Евгения Базарова

 и Аркадия Кирсанова. Ситников – сын богатого купца, но при этом он стесняется своего происхождения.

Ситников называет себя нигилистом, либералом и славянофилом. Глуповатый Ситников дружит с эксцентричной дамой – Евдоксией Кукшиной и разделяет ее “прогрессивные взгляды”.  

Ситников ругает женщин за их ограниченность, но вскоре женится и становится подкаблучником.

Ситников в романе “Отцы и дети” Тургенева

Имя героя – Виктор Ситников:

“…«Здравствуйте, Victor», – и пожала Ситникову руку…”

“…Victor, вы шалун…”


Внешность Ситникова: “…человек небольшого роста, в славянофильской венгерке…”

“…поспешно стаскивая свои уже чересчур элегантные перчатки…”

“…Тревожное и тупое выражение сказывалось в маленьких, впрочем приятных чертах его прилизанного лица; небольшие, словно вдавленные глаза глядели пристально и беспокойно, и смеялся он беспокойно: каким то коротким, деревянным смехом…”

У Ситникова писклявый, визгливый голос: “…Прелесть! прелесть! – запищал Ситников. – Я вас представлю…”

“…проговорил Ситников и визгливо засмеялся…”

“…Ситников опять засмеялся с визгом…”

Ситников – щеголь. Он одевается элегантно: “…Он только что сошел к завтраку в новом щегольском, на этот раз не славянофильском, наряде; накануне он удивил приставленного к нему человека множеством навезенного им белья…”

Ситников следует моде: “…нашли там карточку с загнутыми углами и с именем Ситникова, на одной стороне по-французски, на другой – славянскою вязью…” (визитки вошли в моду в это время)

Ситников – тупой, глупый человек: “…С прибытием Ситникова все стало как-то тупее – и проще…”

“…На какого черта этот глупец Ситников пожаловал?..”

“…пойми ты это, мне нужны подобные олухи…”

“…а жена считает его дурачком… и литератором…”

Ситников делает вид, что он – нигилист:

“…когда при мне Евгений Васильевич в первый раз сказал, что не должно признавать авторитетов, я почувствовал такой восторг… словно прозрел!..”


“…толчется в Петербурге и, по его уверениям, продолжает «дело» Базарова…”

Ситникову нравится что-нибудь презирать:

“…Возможность презирать и выражать свое презрение было самым приятным ощущением для Ситникова; он в особенности нападал на женщин…”


Ситников мечтает стать великим человеком:

“…Ситников, тоже готовящийся быть великим…”

“…Говорят, его кто-то недавно побил, но он в долгу не остался: в одной темной статейке, тиснутой в одном темном журнальце, он намекнул, что побивший его – трус. Он называет это иронией.

Ситников называет себя прогрессистом, либералом: “…молодой прогрессист…”

“…Это не мешает мне быть либералом…”

Ситников – славянофил:

“…Нет, я вижу, вы славянофил!..”

Ситников называет себя учеником Базарова: “…Я старинный знакомый Евгения Васильича и могу сказать – его ученик. Я ему обязан моим перерождением…”

“…

Аркадий

посмотрел на базаровского ученика…”

Ситников рабски восхищается Базаровым: “…Долой авторитеты! – закричал Ситников, обрадовавшись случаю резко выразиться в присутствии человека, перед которым раболепствовал…”

“…Ну что, ну что? – спрашивал он, подобострастно забегая то справа, то слева…”

Ситников ругает женщин, но вскоре женится и становится подкаблучником: “…он в особенности нападал на женщин, не подозревая того, что ему предстояло несколько месяцев спустя пресмыкаться перед своей женой потому только, что она была урожденная княжна Дурдолеосова…”


Ситников – сибарит, практичный человек. Он любит комфорт: “…Я люблю комфорт жизни, – произнес с важностию Ситников…”

“…Сибарит, – промолвила Евдоксия и засмеялась Не правда ли, Базаров, он сибарит?..”

“…Ситников, который успел развалиться в креслах и задрать ногу кверху…”

“…Сейчас виден практический человек…”

Ситников вечно хандрит: “…И у ней, как у Ситникова, вечно скребло на душе…”

Ситников – робкий человек: “…он все таки робел до мозга костей и, вместо того чтобы произнести заранее затверженные извинения и приветствия, пробормотал какую-то дрянь…”

“…На этом слове он запнулся и потерялся до того, что сел на собственную шляпу…”

Ситников – слабохарактерный человек: “…Отец им помыкает по прежнему…”

“…пресмыкаться перед своей женой…” (Ситников женится и начинает пресмыкаться перед женой)

Ситников – назойливый человек: “…с свойственною ему назойливостью…”

Ситников – болтливый мужчина: “…он скоро оправился и затрещал на славу…”

“…Трудно передать словами, какою перепелкой влетел в комнату молодой прогрессист…”

Ситников – пошлый человек: “…Появление пошлости бывает часто полезно в жизни…”


Ситников – смешливый человек. Его легко рассмешить: “…против обыкновения, даже не засмеялся…”

Отец Ситникова занимается откупами. Этим обычно занимались купцы: “…– … Кстати, ваш батюшка все по откупам?

– По откупам, – торопливо проговорил Ситников и визгливо засмеялся…”

“…А это заведение твоего отца тоже нравственное явление? – промолвил Базаров, ткнув пальцем на кабак…”

Ситников стыдится, что он по происхождению купец: “…Он очень стыдился своего происхождения…” 

В романе «Отцы и дети» Тургенев изобразил общественно-политическую борьбу в России накануне реформы 1861 года. Прогрессивно настроенные русские люди понимали, что изменения в обществе необходимы, что старый экономический уклад и старое государственное устройство исчерпали себя. Но по какому пути должна развиваться Россия? Этот важнейший вопрос либералы и демократы решали по-разному. В предыдущих романах, Тургенев явно симпатизировал дворянским либералам, хотя видел и честно изображал их недостатки: вялость характера, нерешительность, погружённость в собственные переживания (например, Фёдор Лаврецкий из романа «Дворянское гнездо», Андрей Берсеньев и Павел Шубин из романа «Накануне»),

В «Отцах и детях» писатель сделал главным героем демократа, который выступает принципиальным противником либерального дворянства. Поэтому тема романа — описание общественной борьбы накануне 1861 года, а идея — изображение «нового человека», как Тургенев видел и понимал его.


По тому, как писатель представил Базарова, можно сказать, что в Тургеневе боролись два чувства. С одной стороны, революционный демократ Базаров отрицает идеалы дворянского общества, то есть, как казалось автору, уже ничего не признаёт и заслуживает названия нигилист. С другой стороны, Тургенев честно старается понять и изобразить характер Базарова. Именно такой подход к «новому человеку» делает роман «Отцы и дети» чрезвычайно интересным.

Автору не очень симпатичен Базаров, что заметно из описания его непривлекательной внешности, странного балахона-пальто, бесцеремонного поведения, хотя одновременно с этим Тургенев признаёт в главном герое пытливый ум, трезвость мысли, прямоту чувств, собранность воли, что делает его необычным человеком среди мягких, безынициативных дворян Кирсановых. Писателю не нравится презрение Базарова к дворянской культуре и её традиционным ценностям (к семейным отношениям, любви, искусству, природе), но Тургенев не нашёл среди дворян, общающихся с молодым нигилистом, никого, кто мог бы победить его в идейных спорах.

В романе среди дворян у Базарова нет достойных противников, но и настоящих единомышленников у него тоже нет. Аркадий Кирсанов дорожит дружбой «лекарского сына» и искренне считает, что Базаров — «один из самых замечательных людей» (XXI), с которыми он когда-либо встречался. Но в конце романа Аркадий прощается со своим другом-учителем навсегда, так как не выдерживает требований базаровского максимализма. Для Базарова дело — борьба с устаревшими научными взглядами и несправедливыми общественными порядками; для Аркадия дело — любовь, семья, поэтому он спокойно меняет передовые общественные идеи на счастливое житьё-бытьё в родовом имении. К нему Базаров относится дружелюбно и одновременно снисходительно-иронически.


Откровенно презрительно относится Базаров к двум другим «нигилистам» — к Кукшиной и Ситникову, но вынужден их терпеть, чтобы иметь под рукой помощников, предназначенных для разных грязных дел: «Не богам же, в самом деле, горшки обжигать!..» (XIX). При всей нелюбви Базарова к аристократам он должен признать, что дворяне Кирсановы и Локтевы по уму и развитию многократно превосходят «нигилистов» Ситникова и Кукшину.

Если Базарова Тургенев изображает в романе серьёзно, а в некоторых эпизодах даже сочувственно, то Кукшина и Ситников описываются просто сатирически. Тургенев сознательно заостряет их безалаберность, распущенность, глупость. Их вполне справедливо характеризуют слова Павла Петровича: «Прежде молодым людям приходилось учиться; не хотели прослыть за невежд, так они поневоле трудились. А теперь им стоит сказать: всё на свете вздор! — и дело в шляпе. (…) И в самом деле, прежде они просто были болваны, а теперь они вдруг стали нигилисты» (X).

Чтобы показать своё отношение к женской эмансипации (равноправию), Тургенев рисует в романе двух помещиц — Авдотыо Никитичну Кукшину и Анну Сергеевну Одинцову.
е героини свободны, правда по разным причинам. Одинцова — молодая вдова и поэтому вполне самостоятельна: сама успешно управляет своим имением, заботится о младшей сестре Катей старой тётке. Она, не боясь злых сплетен, приглашает Базарова и Аркадия к себе в имение. Кукшина тоже самостоятельна, так как «разъехалась» (XII) (разводы были в то время чрезвычайно редки) с мужем, но эта «передовая», по рекомендации Ситникова, дама не знает, что делать со своей независимостью. Её имением практически управляет староста Ерофей, которого она красиво сравнивает со знаменитым американским литературным героем (!) — Патфайндером (Следопытом из одноимённого романа Ф.Купера), детей у неё нет, о её бедных родственниках ни разу не упоминается. Одним словом, Кукшина использует свою свободу очень неразумно: ведёт беспорядочный образ жизни и скандализирует время от времени губернское общество.

Тургенев помещает в свой роман два очень похожих эпизода: сначала Базаров и Аркадий запросто приходят в гости к Кукшиной (XIII), а через несколько дней, после бала, наносят визит Одинцовой, по её приглашению (XV). Дом Авдотьи Никитичны напоминает Бедлам (знаменитый сумасшедший дом в Лондоне): автор не забывает отметить криво прибитую визитную карточку на входной двери, пыль и беспорядок в комнате, растрёпанные волосы хозяйки, её неопрятное платье, безвкусные браслеты на коротких руках, бурые от табака пальцы. Хозяйка с лёгкостью судит обо всём, начиная с мастики для склеивания кукол и кончая женским трудом на фабриках. Кукшина сама говорит без умолку, перескакивает с одной темы на другую, задаёт вопросы собеседнику и не слушает ответы. Она не видит ничего зазорного в том, чтобы упиться шампанским в компании малознакомых мужчин и участвовать в пьяном веселье, которое даже цинику Базарову показалось неприличным.


Одинцова свой номер в губернской гостинице украсила множеством цветов, к гостям — Аркадию и Базарову — она вышла в «простом утреннем платье» (XV), которое было ей к лицу, и во всё время визита «оставалась совершенно спокойной» (XV). Одинцова отличается тактом, умением слушать собеседника, неназойливым умом и начитаностью, так что обоим приятелям было легко говорить с ней: «Часа три с лишком длилась беседа, неторопливая, разнообразная и живая» (XV).

Одинцова одевается со вкусом, держится с достоинством, не стремится во что бы то ни стало привлечь всеобщее внимание к своей персоне, но на балу у губернатора она с момента знакомства совершенно очаровывает Аркадия, да и Базаров выделяет её из пёстрой толпы дам. А Кукшина на том же балу может «блеснуть» только грязными перчатками, райской птицей в волосах (XIV) и весьма смелым танцем с Ситниковым.

Ситников столь же ничтожный человек, как и Кукшина, он призван оттенить незаурядность личности главного героя. Робость и развязность отмечает Тургенев в его портрете (XII), а в его поведении переплетаются апломб и неуверенность. Вот он без приглашения приезжает в Никольское. «Трудно передать словами, какою перепёлкою влетел в комнату молодой прогрессист» (XIX), — язвительно замечает Тургенев. Именно Ситников, как никто другой, похож на «шута горохового» и нелепым костюмом (славянофильской венгеркой — XII), и заискивающим поведением.


Несмотря на свои прогрессивные убеждения, он всеми силами стремится втиснуться в светское общество, где его встречают удивлённо-презрительно. Ситников спешит представиться губернатору, на балу он обещает познакомить Аркадия с Одинцовой, хотя сам едва знает её. Для Ситникова нигилизм — мода, возможность показать себя интересным человеком и тем самым скрыть обыкновенную глупость и сомнительное происхождение, которого он очень стесняется (XIII): его отец — известный винный откупщик. Для уничтожающей характеристики этого нигилиста достаточно вспомнить его слова, невольно пародирующие знаменитое высказывание Диогена: «Я — ученик Базарова. Я ему обязан своим перерождением. (…) Когда Евгений Васильевич при мне в первый раз сказал, что не должно признавать авторитетов, я почувствовал такой восторг …словно прозрел! “Вот, — подумал я, — наконец я нашёл человека!”» (XII).

Кукшина и Ситников — пена, которая всегда оказывается на поверхности, на виду, но по пене нельзя судить о глубинной сути явления. Сын откупщика Ситников и femme emancipee (свободная от предрассудков женщина) Кукшина извращают передовые идеи своего времени, для них нигилизм — способ скандализировать общество и таким образом отличиться самим, стать заметными.

Базаров считает, что изучение естественных наук — нужное дело, потому что приносит конкретную пользу людям, а искусство — бесполезное занятие, которое, может быть, и украшает жизнь, но не относится к насущным человеческим потребностям.
этому, по мнению героя, Рафаэль, вместе с остальными художниками, «гроша медного не стоит» (X). Исходя из таких убеждений, Базаров и не тратит время на изучение искусства, демонстрируя, например, своё абсолютное незнание творчества Пушкина (XXI). Кукшина усвоила то же презрительное отношение к литературе, для неё даже Жорж Санд — «отсталая женщина и больше ничего!» (XIII). Однако Базаров — хороший лекарь, серьёзно знающий смежные с медициной науки (химию, физику, ботанику), он начитан в философии, политологии. А Ситников и Кукшина ничего как следует не знают, ничего не умеют делать толком. Из последней главы-эпилога читатель узнаёт, что Кукшина забросила свои занятия химией и уже не изобретает мастику, а, «якшаясь» с русскими студентами, открывает в Гейдельберге новые законы архитектуры (!). Ситников же с пустейшими людьми, похожими на него самого, «толчётся» в Петербурге, продолжая «дело» Базарова. Оба карикатурных «нигилиста» пытаются прикрыть свою никчёмность новейшими научными и социальными понятиями, ничего не разумея в них по сути.

Итак, поставив рядом с Базаровым Кукшину и Ситникова, Тургенев подчеркнул тем самым всю значительность характера, всю серьёзность убеждений главного героя. Несомненно, у Базарова должны были быть и друзья, и настоящие единомышленники по общественной деятельности. «Нас не так мало, как вы полагаете. (…) От копеечной свечи Москва сгорела» (X), — говорит молодой нигилист Павлу Петровичу, но в романе нет никаких намёков на важную общественную деятельность героя. Тургенев показал его одиночкой. В этом сказалась тенденциозность писателя, идейное неприятие характера и убеждений героя со стороны автора.

Последняя картина романа — могила Базарова, куда приходят только старые родители, — подтверждает ту же мысль об одиночестве и одновременно демонстрирует сочувствие писателя своему герою. Да и последний поступок главного героя (короткая смертельная болезнь) представлен Тургеневым как личный триумф молодого нигилиста. Ведь случайную и нелепую смерть Базаров принимает с такой трезвостью и мужеством, на какие, конечно, не способны ни его идейные противники, ни «преданные ученики».

Характеристика героя

Ситников – псевдонигилист, считающий себя учеником Базарова. Он пытается, так же, как и его кумир, быть свободным и дерзким. Однако его подражание выглядит комичным. «Нигилизм» С. понимает как преодоление своих комплексов. Он стыдится, например, своего отца-откупщика, который наживается на спаивании народа, страдает от незначительности и никчемности своей личности. А «нигилизм» позволяет герою почувствовать свою значительность, причастность к «великому» делу. С. свойственно «тревожное и тупое напряжение» и собачья преданность вождю-Базарову, несмотря на то, что тот его откровенно презирает. Базаров считает, что ситниковы нужны для грязной работы: «Не богам же, в самом деле, горшки обжигать!» Кукшина Авдотья Никитишна – эмансипированная помещица и псевдонигилистка. К. очень резка в своих оценках и непримирима во взглядах. Она интересуется положением женщин во всем мире («женским вопросом»), увлекается естественными науками. Эта героиня развязна, вульгарна, глупа. Кроме того, неряшлива и неопрятна. У К. несчастная женская судьба: она некрасива, не пользуется успехом у мужчин, брошена мужем. В «нигилизме» она находит отдохновение, ощущение занятости «важным делом». В романе этот образ дан в сатирических тонах.

Другие характеристики героев по этому произведению Базаров Аркадий Кирсанов Николай Петрович Одинцова Павел Петрович

Источник: xn—-etbhjbchkvbebdbf6aza0c2d6g.xn--p1ai

Рольучеников Базарова: Ситникова, Кукшиной велика для характеристики главного героя — Базарова.

Но и не только: они по-своему характеризуют егоизбранную теорию, доводят до абсурда идеи Базарова, выявляя все негативныестороны вульгарного материализма и нигилизма.
Для Ситникова и Кукшиной нигилизм— только маска, в отличие от Базарова они отрицают потому, что это модно.
В итоге же яркой чертой их портретов становитсяненатуральность, фальшь, напыщенность.
Но “Ситниковы нам необходимы, — объясняет Базаров Аркадию.
—Мне, пойми ты это, мне нужны подобные олухи. Не богам же в самом деле горшкиобжигать! ”
Ситниковы нужны Базарову для наращивания массы, для “грязнойработы” — распространения нигилистических идей в широких слоях общества.
Себе  же Базаров отводит роль “бога”, человека, стоящего на высших ступенях власти, и это ещё одна важная, довольно зловещая черта общества.  
                  Ситников и Кукшина воплощают собой типлюдей, известных ещё со времен Грибоедова, превращающих идеи в болтовню: Репетилова.Базаров и ведет себя с ними презрительно именно потому, что понимает это, своимпрезрением подчеркивая их истинную ценность. 
Ситников – псевдонигилист, считающий себя учеником Базарова.Он пытается, так же, как и его кумир, быть свободным и дерзким. Однако егоподражание выглядит комичным. «Нигилизм» он понимает как преодоление своихкомплексов, стыдится,например, своего отца-откупщика, который наживается наспаивании народа, страдает от незначительности своей личности. А «нигилизм» позволяет герою почувствовать свою значимость, причастность к «великому» делу. Ситникову свойственно «тревожное и тупое напряжение», а также собачьяпреданность вождю- Базарову, несмотря на то, что тот его откровенно презирает.Базаров считает, что ситниковы нужны для грязной работы: «Не богам же, в самомделе, горшки обжигать!»
Кукшина Авдотья Никитишна – эмансипированная помещица и псевдонигилистка, очень резка в своих оценках и непримирима во взглядах. Она интересуетсяположением женщин во всем мире -«женским вопросом», увлекается естественныминауками. Эта героиня развязна, вульгарна, глупа. Кроме того, неряшлива инеопрятна. У  неё несчастная женская судьба: она некрасива, не пользуется успехому мужчин, брошена мужем. В «нигилизме»она находит отдохновение, ощущениезанятости «важным делом». В романе этот образ дан в сатирических тонах. 

Источник: reshaika.com

Тема. Базаров в системе образов. Нигилизм Базарова и пародия на нигилизм в романе (Ситников и Кукшина).

Система персонажей романа
Два лагеря

«Отцы»
Старшее поколение
«Дети»
Младшее поколение

Николай Петрович Кирсанов;
Павел Петрович Кирсанов;
Родители Базарова (Василий Иванович и Арина Власьевна)
Евгений Васильевич Базаров;
Аркадий Николаевич Кирсанов;
Кукшина Авдотья Никитишна;
Виктор Ситников

ОБРАЗ ЕВГЕНИЯ БАЗАРОВА В РОМАНЕ
«Новый человек»
Разночинец по происхождению, демократ по политическим убеждениям «новый человек», представитель поколения «детей» (однако единственный представитель: все другие персонажи оказываются во враждебном лагере). Отмечается внешняя непривлекательность «волосатого» студента и его пренебрежение к одежде (одет в нелепый балахон с кистями). Но в герое восхищает многое другое: ум, самобытность, физическая сила, уверенность в себе, огромная работоспособность. Базаров медик, собирается продолжить дело отца, уездного лекаря, увлечён естественными науками (материалистические взгляды его перекликаются со взглядами Сеченова, Мечникова, Павлова, Боткина). Перед нами человек труда.
Революционер
Является в романе выразителем идей революционной демократии и противопоставлен либеральному дворянству. Его политические взгляды сводятся к резкой критике существующего положения в стране («Исправьте общество, и болезней не будет»). Созидание не считает целью, говорит: «Сначала нужно место расчистить». Красоту, эстетическое наслаждение отрицает начисто. Резок в своих суждениях и оценках. Не успев реализовать себя в жизни, герой только перед лицом смерти избавляется от своей нетерпимости и впервые по-настоящему ощущает, что жизнь шире и многообразнее его о ней представлений.
Теоретик
Пытается построить свою жизнь на основе теории нигилизма (уверен, что жизнь можно подчинить придуманной теории и что можно прожить без чувств, переживаний и любви, т. е. без всякой «белиберды»). Но в душе героя существуют зародыши всех чувств, которые он отрицает, среди них и способность любить (влюбляется в Одинцову и чувствует в себе невозможность противиться чувству). Получается, что главный конфликт в романе это конфликт героя с самим собой.
Народный герой
Умеет обращаться с мужиками, просвещать их. У него у самого народный склад речи (отмечается простота и меткость его выражений, обилие в ней пословиц и поговорок). Его любовь к народу лишена сентиментализма и идеализации простого русского мужика.

Образ Евгения Базарова
Внешний облик
«Высокого роста в длинном балахоне с кистями», «обнаженная красная рука». Лицо «длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум»

Происхождение
Разночинец: «У отца небольшое именьице. Он прежде полковым доктором», «Мой дед землю пахал»

Образование
«Главный предмет его – естественные науки. Да он все знает. Он в будущем году хочет держать на доктора».

Отношение к воспитанию
«Всякий человек сам себя воспитать должен»

Отношение к родителям
«- Ты их любишь, Евгений? — Люблю, Аркадий».

Черты характера
Ум, сила воли, трудолюбие, сильно развитое самолюбие, умение подчинить себе других: «Базаров умен и знающ», «Жизнь в Марьине текла своим порядком: Аркадий сибаритствовал, Базаров работал»

Общественно-политические взгляды
«Аристократизм, либерализм, прогресс, принципы подумаешь, сколько иностранных и бесполезных слов! Русскому человеку они даром не нужны»; «Исправьте общество, болезней не будет», «Свобода, о которой хлопочет правительство, едва ли пойдет нам впрок.»

Особенности мировоззрения
Нигилист, вульгарный материалист: «Я уже доложил вам, что ни во что не верю», « — В теперешнее время полезнее всего отрицание – мы отрицаем. Все? Все. Как? не только искусство, поэзию но и страшно вымолвить Все»; «Достаточно одного человеческого экземпляра, чтобы судить обо всех других. Люди, что деревья в лесу; ни один ботаник не станет заниматься каждою отдельною березой».

Отношение к любви
«И что за таинственные отношения между мужчиной и женщиной? Мы, физиологи, знаем, какие это отношения.»;«Это что за фигура?.. На остальных баб не похожа У нее такие плечи, каких я не видывал давно»; «Этакое богатое тело!.. Хоть сейчас в анатомический театр.», «Баба с мозгом. Ну, и видала же она виды»; «Так знайте же, что я люблю вас, глупо, безумно»

Отношение к природе, к искусству
«Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта», «Рафаэль гроша медного не стоит», «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник»

Отношение народу
Критическое отношение к недостаткам народа: «Что ж, коли он (народ) заслуживает презрения!», «Мужик наш рад самого себя обокрасть, чтобы только напиться дурману в кабаке.»

Особенности речи Базарова
Краткость выражения, использование многочисленных пословиц и поговорок, афористичность речи, четкая формулировка мыслей, при необходимости обращение к формам ораторской речи, включение в речь научных терминов и понятий, резкая, отрывистая интонация

Евгений Васильевич Базаров. Нигилизм Базарова.
Базаров называет себя нигилистом (от лат. nihil ничто). Комплекс убеждений Базарова не художественное преувеличение, в его образе отражаются характерные черты представителей демократической молодежи 1860-х гг. Нигилисты отрицают современный им общественный уклад, выступают против преклонения перед любыми авторитетами, отвергают принципы, принятые на веру, отрицают искусство и красоту, любые чувства, в том числе и любовь, объясняют физиологически
«Мы догадались, что болтать, все только болтать о наших язвах не стоит труда, что это ведет только к пошлости и доктринерству; мы увидали, что и умники наши, так называемые передовые люди и обличители, никуда не годятся, что мы занимаемся вздором, толкуем о каком-то искусстве, бессознательном творчестве, о парламентаризме, об адвокатуре и черт знает о чем, когда дело идет о насущном хлебе, когда грубейшее суеверие нас душит, когда все наши акционерные общества лопаются единственно оттого, что оказывается недостаток в честных людях, когда самая свобода, о которой хлопочет правительство, едва ли пойдет нам впрок, потому что мужик наш рад самого себя обокрасть, чтобы только напиться дурману в кабаке»
«Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник ». «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта ». «Важно то, что дважды два четыре, а остальное все пустяки»
«Всякий человек сам себя воспитать должен ну хоть как я, например…»
«Мы действуем в силу того, что мы признаем полезным. В теперешнее время полезнее всего отрицание мы отрицаем». «Мы ломаем, потому что мы сила»
« Да ведь надобно же и строить. Это уже не наше дело… Сперва нужно место расчистить ». «Так что ж? вы действуете, что ли? Собираетесь действовать? Базаров ничего не отвечал»
Динамика образа Базарова
В начале романа Базаров предстает как уверенный в правоте и неоспоримости своего взгляда на жизнь человек. Однако постепенно живая жизнь вносит коррективы в его мировоззрение.
Тургенев проводит Базарова через испытания любовью и смертью двумя онтологическими ситуациями, через которые, по Тургеневу, только и возможно истинное познание жизни. (Онтология (от греч. уn (уntos) сущий и logos учение) раздел философии, изучающий основы бытия, мироустройства, его структуру)
Первоначальная самоуверенность Базарова исчезает, его внутренняя жизнь становится все более сложной и противоречивой. «Шоры» нигилизма раздвигаются, перед героем предстает жизнь во всей своей сложности
Перед смертью Базаров становится проще и мягче: он не противится, когда отец настаивает на исповеди перед кончиной, просит Одинцову «приласкать» его родителей. В сознании героя происходит полная переоценка ценностей: «И ведь тоже думал: обломаю дел много, не умру, куда! задача есть, ведь я гигант! А теперь вся задача гиганта как бы умереть прилично»
СИЛЬНЫЕ И СЛАБЫЕ СТОРОНЫ БАЗАРОВА

Сильные стороны
Слабые стороны

Тургенев в своей оценке сильных и слабых сторон Базарова диалектичен: недостатки героя во многом являются продолжением его достоинств. В базаровском отрицании всего (в нигилизме) есть и сила и слабость.

Базарова отличает смелость критической мысли, отход от незыблемых авторитетов, критика государственной системы. Вызывают уважение его решительность, убеждённость, смелость, готовность идти до конца. Тургенев писал: «Если Базаров называет себя нигилистом, надо читать: революционером». Многие идеи Базарова соответствуют воззрениям революционных демократов. Взгляды Базарова представляют собой стройную и логическую систему.
У него не существует никакой положительной программы («Мы только расчищаем место, строить будут другие»), Хотя человека не может не вол новать, что будет построено на развалинах. А отрицая то, что на самом деле заслуживает отрицания, Базаров замахнулся на вечные ценности (любовь, поэзию, музыку), поэтому вступает в конфликт с самой человеческой природой (судьба посылает ему испытание любовью).

В борьбе за новое (в спорах с Павлом Петровичем) Базаров спокоен, потому что уверен в своей правоте. Он не хочет спорить, презирает болтовню и бесполезные слова просто вынужден отвечать на вопросы Кирсанова (тогда как его противник рвётся в бой, волнуется, бледнеет, срывается на личные оскорбления, чувствуя своё бессилие).
Наделён острым критическим умом, но лишён широты кругозора Базаров развит односторонне. Он признаёт лишь естественные науки, которые ясно и чётко объясняют все жизненные явления. До предела сужает всё многообразие и красоту жизни, природы, где нет места эмоциям, красоте, искусству. Он обедняет жизнь своим практическим рационализмом.

В эпизоде смерти герой показан стойким, сильным, способным чувствовать и любовь, и красоту, и жалость. Он как бы очищается от всего наносного, избавляется от развязности и чёрствости. В финале перед нами титаническая личность. Смерть стала для Базарова испытанием, в котором раскрываются его лучшие качества. Герой достойно выдерживает это испытание, внушая к себе глубокое уважение.
Эта титаническая, незаурядная, сильная личность не смогла в полной мере реализовать свои способности. Возникает чувство жалости и сожаления от того, что безрезультатно прошла жизнь яркого и одарённого человека из-за узости и односторонности нигилистических теорий.

Восприятие критикой образа Базарова
Две точки зрения
М. Антонович (журнал «Современник»). Статьи «Асмодей нашего времени», «Промахи», «Современные романы»
Трактовал образ Базарова как карикатуру на современную молодежь в образе «обжоры, болтуна и циника».
Д. Писарев «Базаров»
Раскрывает историческую значимость изображенного Тургеневым типа. Считал, что России на современном этапе ее развития необходимы такие люди, как Базаров: они критически относятся ко всему, что не проверено их личным опытом, привыкли полагаться только на себя, обладают разумом и волей.
Двойники Базарова

Ситников и Кукшина сатирические карикатуры на нигилистов. Кукшина претендует на сложность натуры, на передовые идеи. Перед нами нарочито эмансипированная девица, пустая и глупая. Она вряд ли понимает, что читает и декларирует, вынося из глубоких философских книг только названия и имена. В её доме пылятся журналы, которые она никогда не читает. Рядом с ней пустейший Ситников сын трактирщика, который мечтает осчастливить народ, пользуясь прибылью с заведений своего отца. Они опошляют идеи, которые «проповедует» Базаров.
Ситников
Кукшина

Называет себя «старинным знакомым» Базарова и его учеником. Приверженность новым идеям носит у Ситникова показной характер: он одет в славянофильскую венгерку, на его визитных карточках, помимо французского, имеется и русский текст, выполненный славянской вязью. Ситников повторяет мысли Базарова, вульгаризируя и искажая их. В эпилоге Ситников «толчется в Петербурге и, по его уверениям, продолжает «дело» Базарова. <> Отец им помыкает по-прежнему, а жена считает его дурачком… и литератором»
Причисляет себя к «эмансипированным дамам». Ее «волнуют» «женский вопрос », физиология, эмбриология, химия, воспитание и т. д. Развязна, вульгарна, глупа. В эпилоге: «Она теперь в Гейдельберге и изучает уже не естественные науки, но архитектуру, в которой, по ее словам, она открыла новые законы. Она по-прежнему якшается с студентами, особенно с молодыми русскими физиками и химиками, <> которые, удивляя на первых порах наивных немецких профессоров своим трезвым взглядом на вещи, впоследствии удивляют тех же самых профессоров своим совершенным бездействием и абсолютною ленью »

Двойники являются пародиями на Базарова, раскрывают слабые стороны его максималистского мировоззрения

Для Ситникова и Кукшиной модные идеи лишь способ выделиться. Составляют контраст Базарову, для которого нигилизм осознанно выбранная позиция

15

Источник: FilesClub.net

Related posts:

  1. Лесник Фома (по рассказу И. С. Тургенева “Бирюк”) (3) В 40-е-50-е года XIX века И. С. Тургенев создал несколько произведений, объединенных в один сборник под названием “Записки охотника”. “Бирюк” – рассказ из этого сборника. Написан его автор в виде…
  2. Наталья Петровна – характеристика литературного героя НАТАЛЬЯ ПЕТРОВНА – героиня комедии И. С.Тургенева “Месяц в деревне” (1848-1869, первонач. редакции под назв. “Студент”, “Две женщины”). Н. П.Ислаева – молодая хозяйка “дворянского гнезда” – является соперницей юной воспитанницы…
  3. Герой романа “Дворянское гнездо” Федор Лаврецкий Герой романа Федор Иванович Лаврецкий духовно близок Тургеневу и симпатичен ему. Автор наделил героя незаурядным умом и чутким сердцем, вложил в его уста свои задушевные мысли о родине, об ушедшей…
  4. Барство дикое и “культурное” (по произведениям И. С. Тургенева) По определению А. И. Герцена, “Записки охотника” Ивана Сергеевича Тургенева явились “поэтически написанным обвинительным актом крепостничеству”. Крепостник Стегунов из рассказа “Два помещика”, казалось бы, милейший и добрейший человек, “низенький, пухленький,…
  5. Герой романа Тургенева “Дворянское гнездо” Федор Иванович Лаврецкий глубокий, умный и по-настоящему порядочный человек, движимый стремлением к самосовершенствованию, поисками полезного дела, в котором он мог бы приложить свой ум и талант. Страстно любящий Россию и…
  6. Женские образы в романе “Дворянское гнездо” Роман “Дворянское гнездо” был написан в 1858 году. В 50-х годах Тургенев пишет ряд повестей, в которых освещает преимущественно интимную, психологическую тематику. В большинстве из них затрагиваются проблемы счастья и…
  7. Кузовкин КУЗОВКИН – герой комедии И. С.Тургенева “Нахлебник” (1848; ценз. назв. “Чужой хлеб”, 1957). Василии Семеныч К.- нахлебник, бедный дворянин, более двадцати лет проживающий на хлебах в имении Кориных-Елецких. Судьба К….
  8. Горбунова Надежда Я в первый раз встретился с душой Совершенно честной и прямой. И. С. Тургенев Однажды мне довелось услышать разговор двух старшеклассников. Говорили о Тургеневе. Один сказал, что Тургенева легко читать:…
  9. Влияние Тургенева на своременников и его место в русской классической литературе Ургенев был характерным представителем классической русской литературы, которая всегда ставила перед собой социальные задачи, играла важную общественную роль. Он по праву гордился своими “Записками охотника”, которые способствовали освобождению крепостных крестьян….
  10. Роман “Отцы и дети”. Всякий человек сам себя воспитывать Роман Тургенева “Отцы и дети” создавался в 60-х годах XIX века. Это время и отражено в романе. Как это происходило и в общественной жизни той эпохи, в романе развивается конфликт…
  11. Дружба Базарова и Аркадия в романе И. С. Тургенева “Отцы и дети” Аркадий и Базаров очень непохожие люди, и дружба, возникшая между ними, тем удивительней. Несмотря на принадлежность молодых людей к одной эпохе, они очень разные. Необходимо учесть, что они изначально принадлежат…
  12. Сцена свидания г. Н. Н. и Аси в повести И. С. Тургенева “Ася” (анализ эпизода) Определим вначале композиционное и содержательное значение данного эпизода, в котором происходит решающее объяснение героев, окончательно проясняются их отношения, более того, поведение г. Н. Н. в сцене свидания оказывает влияние и…
  13. Мастер русского слова: И. С. Тургенев С именем И. С. Тургенева в нашем сознании связано представление о великолепном мастере слова, в совершенстве владеющем богатствами русского языка, рисующем изумительно точные картины русской природы и жизни русских людей….
  14. О чем говорится в рассказе “Бежин луг” Обратимся к 1-2 историям и проследим, как они рождались,- а это происходит чуть ли не на наших глазах. Автор помогает следить за рождением быличек, и будем внимательны к его подсказке….
  15. Последние романы Тургенева В последние годы жизни Тургенев создал свои знаменитые “Стихотворения в прозе”, совершенно своеобразные произведения, короткие этюды, в которых лирика и публицистика органически слились. Это – изложенные в высокохудожественной форме глубокие…
  16. Характеристика образа Кирсанова Аркадия Николаевича Кирсанов Аркадий Николаевич – приятель Евгения Базарова и его ученик, представитель молодого поколения, стоящий в отличие от Базарова намного ближе к его среднему уровню. В его позиции прямое влияние эпохи…
  17. Образ Рудина в романах Тургенева Рудин – одна из разновидностей “лишних людей”, созданных русской жизнью и уже воплощенных в героях русской литературы-Онегине, Печорине, Бельтове, Агарине (в поэме Некрасова “Саша”). В людях этого сложного типа большое…
  18. Анализ рассказа “Хорь и Калиныч” Рассказ “Хорь и Калиныч” начинает цикл “Записки охотника”. Этот очерк был напечатан в обновленном журнале “Современник”, и его публикацией Тургенев совершил переворот в художественном решении темы народа. “Хорь и Калиныч”…
  19. Сила и слабость Базарова Многое привлекало Тургенева в его герое: внутренняя независимость, последовательность, стойкость в отстаивании своих убеждений, критическое отношение к действительности. Но многое все же писателя или прямо отталкивало, или внушало очень серьезные…
  20. Евгений Базаров и Павел Кирсанов Способность чутко угадывать назревшие в русском обществе проблемы и противоречия – важная отличительная чзрта Тургенева-писателя. В романе “Отцы и дети” воссоздана эпоха, предшествовавшая отмене крепостного права, – действие начинается 20…

Источник: studentguide.ru

Сочинение на тему Ситников

Ситников является товарищем Базарова и Кирсанова младшего. Он – сын богатого купца, он не кичится своим привилегированным положением, не хвастает богатством. Он даже в некоторой степени переживает из-за своего происхождения, потому как считает, что многие из-за него относятся предвзято к нему.

Он относит себя к нигилистом, дружит он с Кукшиной,  которая придерживается тех же взглядов. Несмотря на то, что этот персонаж очень часто говорит о женской глупости, несамостоятельности и ограниченности, он связывает свою жизнь с женщиной, с которой становится подкаблучником.

О внешности персонажа мы можем прочитать следующее: у него были вполне приятные черты лица, глаза у него не выражали активной работы мысли, голос его был характерно высоким, даже несколько визгливым.  Он знает обо всех модных веяниях, одет он хорошо. Он был глупым, несообразительным человеком. Как правило, он просто повторяет речи Базарова. Ему нравится критиковать действие тех или иных людей, о сути вещей, человеческих поступков он не задумывается в принципе.

Ситников очень любит жить в комфортных и удобных условиях, он очень часто имееь проблемы со здоровьем, простывает, заболевает.

Несмотря  на некоторую абсолютную уверенность в собственных высказываниях, он был человеком стеснительным и робким.  Он не мог толком спокойно произнести слова, которые от него требовались в ту или иную ситуацию. Он унижается перед женой довольно длительное время.

Ситников является назойливым и излишне разговорчивым человеком, причем качества он эти проявляет в совсем неподходящее время.

Он заискивает перед Базаровым, Евгений же подшучивает над товарищем, понимая, что Ситников лишь слепо повторяет то, что говорит Базаров. Он даже не задумывается о смысле тех вещей, которые он пропагандирует. Он является псевдонигилистом.

 В большинстве ситуаций этот персонаж выглядит, как минимум комично. Читатель видит, как смешно и нелепо наблюдать за человеком, который следует за теми веяниями и идеями, которых не понимает сам.

В нашем современном мире есть немало таких людей, которые не задумываются о том, что они пропагандируют, но сами они слепо верят в истинность этих идей.

Вариант 3

В своих произведениях Тургенев часто обращался к темам простой человеческой жизни, к такой, какая она есть. Также часто он задевал проблемы человеческой души, личности, и человеческих черт характера. Он порицал различные человеческие пороки, будь они большие или малые, и независимо от их вида. Однако большое всего, данный автор недолюбливал человеческую двуличность и желание подражать кому-либо, ведь он считал, что самое ужасное, что можно сделать, это забыть о своей собственной личности, и пытаться подражать личности другого человека. Ясно данная идея отражается в произведении “Отцы и дети”.

Помимо проблемы конфликтов двух поколений, в произведении имеются также другие проблемы, причины которых раскрываются в самих персонажах произведения. Одним из таких персонажей, который всем своим видом олицетворяет такую тему – Ситников.

Ситников – друг двух главных героев произведения, который старается подражать одному из них, дабы добиться того же уважения, который имеет тот. Однако он только выставляет себя на смех, из-за чего начинает искать причину всех своих неудач в окружающих, хотя на самом деле проблема заключается в нём самом. Ситников старается придерживаться нигилизма – идеологии, которой придерживается его подражаемый объект. Но, он даже не старается понять саму философию нигилизма, и раз за разом нарушает её правила, что и характеризует его как человека безответственного и двуличного, который взамен на собственный комфорт, готов променять идею, за которую он, якобы, борется.

Характером же Ситников довольно спокоен, не вспыльчив, и не злобен, что также отчасти мешает ему придерживаться той идеологии, к которой он так яростно стремиться. В его характере попросту нахватает жёсткости, которая так необходима таким людям, людям который выбрали нигилизм для своей жизни. Таким образом, автор также показывает его неспособность держать слово, бесхарактерность, и ничтожность существования. Он говорит нам о том, что, обычно, такие люди практически ничего не добиваются, и что так и остаются на задворках истории, пока люди, которым хватает этой жёсткости, или даже, озлобленности, совершают знаменательные поступки, которые, так или иначе, оставляют свой след в истории.

Я считаю, что именно данные черты преобладали в образе Ситникова в произведении “Отцы и дети”.

Образец 4

В образе этого персонажа автор изобразил неприглядные черты сторонников новых идей — нигилистов, стремившихся разрушить старый мир.

В отличие от убежденного противника существующего строя, идейно цельного Базарова, Виктор Ситников не представляет никакой опасности для режима и старого порядка. Он просто жертва новой моды, помноженной на его глупость. Ситников – сын богатого купца, который, однако, стесняется своего происхождения, как не соответствующего новой эпохи и ее идеям. При этом он не отказывается пользоваться преимуществами своего происхождения. В частности, Тургенев подчеркивает любовь к комфорту и модную дорогую одежду это персонажа.

Ситников постоянно повторяет услышанные им от Базарова и подобных идеологов нигилизма слова об отрицании старых порядков и идей. Однако автор показывает, что сын купца, играющий в прогрессиста, либерала и славянофила не слишком хорошо разбирается в своих собственных убеждениях. Писатель постоянно демонстрирует глупость и ограниченность этого своего героя как в описании его поступков, так и в оценке его окружающими.

Причиной, побудившей Ситникова увлечься нигилизмом и прочими новомодными идеями, является его слабость и трусость. В идеологии отрицания его привлекает возможность демонстрировать свое презрение по отношению ко всему. Особенно Виктору Ситникову нравиться с помощью громких фраз маскировать свое ничтожество и словесно мстить тем, кто его сильнее. В частности, в произведении упоминается, что этот нигилист намекнул в одной из журнальных статей, что человек, который безнаказанно избил его  — трус. Кроме того, он выражает свое презрение к женщинам, хотя вскоре сам превращается в подкаблучника. Виктором также помыкает и его отец.

Из других качеств данного персонажа автор выделяет его болтливость. Произнесение не  до конца понятых фраз помогает ему чувствовать свою значимость и прикрывать внутреннюю пустоту. Автор наделяет его также неприятным визгливым голосом и склонностью много смеяться, которая должна подчеркнуть несерьезных характер этого персонажа.

Ситников представляет собой довольно распространенный типаж. В политической среде и в кругах, где модно демонстрировать свободомыслие, таких всегда было и будет много. Ситников и подобные ему могут лишь создавать фон, поэтому они полезны реальным борцам против существующих порядков. Базаровы, понимая их ничтожность, просто используют таких, получая деньги и услуги от них, при этом, не особенно скрывая своего презрения к подобным адептам из учений.

Картинка к сочинению Образ и характеристика Ситникова в романе Отцы и дети

Образ и характеристика Ситникова в романе Отцы и дети

Популярные сегодня темы

  • Сочинение на тему Выбор жизненной цели

    На протяжении всего жизненного пути мы постоянно стремимся к чему-либо. Задаёмся целью, к которой стремимся как к маяку, без которого легко потеряться в жизни. Очень важно осознать — в каком направлении надо двигаться.

  • Сочинение Пермь — мой любимый город

    В то время, как многие люди восхищаются более величественными и крупными городами, мои душа и сердце навеки принадлежат иному населенному пункту. Возможно, так происходит потому, что именно здесь, в Перми

  • План рассказа Мишкина каша Носова 2 класс

    Мальчик Коля с мамой были на даче. Однажды к ним приехал в гости друг Коли — Мишка. Коля был рад, потому что давно не видел Мишку и успел соскучиться по нему.

  • Сочинение по картине Кот ученый Мавриной

    Первое впечатление, которое я получила от увиденного кота – это заинтересованность. Картина достаточно яркая и веселая. В самом названии упомянуто, что животное ученое и, следовательно, художница изобразила его именно так

  • Сочинение на тему Успех

    Понятие успеха носит субъективный характер, и каждый человек понимает его по-своему. Для одних успех – это большие достижения в карьере, крупные финансовые накопления и тому подобное. Для вторых – это здоровье близких, семейное благополучие, верные друзья

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.