Паустовский телеграмма тема


Урок литературного чтения 8 класс.

Тема. «К.Г. Паустовский .Рассказ «Телеграмма». Понятие о непоправимой вине».

Цели:

1) познакомить учащихся с биографией и творчеством К.Г.Паустовского, пробудить интерес к его личности;

2) продолжить формирование умения анализировать художественный текст;

3) донести авторскую идею об ответственности детей перед родителями.

Задачи:

1) формировать навык анализа литературных произведений и сравнительного анализа образов героев;

2) развивать речь, логическое мышление, внимание, творческие способности учащихся;

3) развивать эмоциональное и эстетическое восприятие учащихся; воспитывать чувство сопереживания, сочувствия, доброты.

Оборудование: портрет писателя, слайды (презентация), песня ,клип «Берегите родителей».

Ход урока:

1.Организационный момент.

Дидактическая задача: сообщить тему урока, подготовить учащихся к работе на уроке, создать соответствующий эмоциональный настрой.


2.Сообщение темы ,задачи урока.

Презентация о творчестве Паустовского.

Беседа .

3. Изучение нового материала.

Чтение произведения.

4.Анализ рассказа.

— О чем это произведение (тема), как вы думаете?

— О взаимоотношениях родителей и детей, матери и дочери, т.е родителей и детей.

— Назовите главных действующих лиц рассказа.

— Мать – Катерина Петровна,

-дочь – Настя.

— Давайте рассмотрим, какова композиция рассказа? Как взаимоотношения матери и дочери отражены в композиции рассказа?

— Сначала рассказывается о жизни Катерины Петровны, потом о жизни Насти в Ленинграде, а потом о смерти матери.

Композиция рассказа (напомните .что называется композицией рассказа-это содержание рассказа.)

Составим план .

1 Мать.

2. Дочь.

3Эпилог. (Смерть, похороны)

4.Раскаяние.

Итак, Паустовский затрагивает одну из важнейших проблем всех времен – проблему отношений детей и родителей.

А всегда ли дети спешат на помощь родителям, живущим далеко, всегда ли пишут письма, умеют ли проявлять заботу о них, стараются ли быть с ними ласковыми со стариками?

Поговорим сегодня об этом. .

— С чего начинается рассказ? Какая картина нам представляется? (Дети читают из текста описание(слайды) (Мрачная, грустная печальная, серая, неяркий пейзаж. Октябрь холодный, ненастный; крыши почернели; опутанная трава полегла; облетевшие ветлы; тащились рыхлые тучи; сыпался дождь, ни проехать, ни пройти; пастуший рожок затих.)


— Какая деталь оживляет унылую картину? («никак не мог доцвесть подсолнечник у забора») .

— Какие детали интерьера дополняют грустное настроение? (горький запах нетопленых печей; пыльный «вестник Европы»; пожелтевшие чашки; давно не чищенный самовар; в комнатах сумрачно.) Ощущается заброшенность, неухоженность.

— Какова роль пейзажа в произведении? Для чего автор начинает свое повествование с таких зарисовок? (Автор настраивает читателей на тональность повествования, создает фон, на котором будет разворачиваться действие. Такое начало помогает понять состояние Катерины Петровны.)

— Что вы узнали о хозяйке дома Катерине Петровне?(Слайд 9) Как ей живется? Каково душевное состояние? (Катерина Петровна живет в Заборье. Ее отец – известный художник, дом «мемориальный», она «последняя обитательница». У нее нет родных, кроме дочери. Не с кем поговорить о картинах, о петербургской жизни; когда-то ее жизнь была совсем другой: она жила в Париже с отцом, видела похороны Виктора Гюго – французского писателя. Добра – страдает от одиночества, но не упрекает дочь; молча сидит на диване сгорбленная, маленькая, все перебирает какие-то бумажки в ридикюле; временами тихонько плачет, для нее ночи долгие, тяжелые, бессонные, не знает, как дождаться утра. Душевное состояние: одинока, разочарована, душевная боль, на денежных переводах ощущает запах духов Насти, не теряет надежды на приезд дочери. Оправдывает дочь: «У них, у молодых, свои дела, свои непонятные интересы, свое счастье. Лучше не мешать.») –Зачитать.


— В каком эпизоде чувствуется, что ее надежда на встречу с дочкой не совсем потеряна? (Чтение эпизода со слов «Как-то в конце октября… до побрела в дом»)

— Какова роль эпизода встречи с кленом (зачитать)? ( у них одинаковая судьба).

— Что же поняла К.П. во время непосильной прогулки? (Дни ее сочтены).

И тогда Катерина Петровна пишет письмо дочери (учитель читает письмо): «Ненаглядная моя, писала К.П. — Зиму эту я не переживу. Приезжай…».

— Дальше автор переносит нас в Ленинград, где живет Настя, дочь К.П. Расскажите, как живет Настя, каков род ее занятий, какой ее видят окружающие люди? Как Настя относится к своей работе? (Настя – единственная дочь К.П. Работает секретарем в Союзе художников; «художники звали ее Сольвейг за русые волосы и большие холодные глаза»; у нее много работы, она устраивает выставки. В почтовых переводах, которые она посылает матери регулярно, одни и те же слова: нет времени не то, чтобы приехать, но даже письмо написать.)

— Настя получает письмо от матери. Как она отнеслась к нему? Почему? (Спрятала в сумочку: раз пишет – значит жива). Кто дает оценку ее поступку? ( Оценку дает Гоголь: «А письмо-то в сумочке нераспечатанное, — казалось, говорили сверлящие глаза. – Эх ты, сорока!». Через слова Гоголя мы чувствуем отношение автора к происходящему). А почему Гоголь сравнивает Настю с сорокой? (Скорее всего автор этим сравнением хочет передать беспечность Насти, тягу ко всему красивому, блестящему…)


Вывод: Настя беззаботна, равнодушна. Она слишком увлечена любимым делом, отгоняет от себя мысли о доме, о матери .

— Каково отношение автора к Насте? Чтобы понять это, давайте обратимся к тексту. («На одной из площадок…» Это в то время, когда в сумочке лежит нераспечатанное письмо от старенькой матери) .

— Найдите разоблачительный эпитет во внешности Насти («холодные глаза» — жестокое сердце). (Слайд 11)

Ребята, но ведь в тексте есть еще такие слова: «После работы Насте надо было пойти в мастерскую молодого скульптора Тимофеева, посмотреть, как он живет, чтобы доложить правлению Союза. Тимофеев жаловался, что его затирают, не дают развернуться».

— Настя готова помочь Тимофееву? Докажите, что она не намерена отступать. ( Ну что ж, будем драться вместе. Она ушла с твердым намерением вырвать во что бы то ни стало этого талантливого человека от безызвестности. В Союзе художников долго говорила, доказывала, что необходимо устроить выставку Тимофеева).

— Выставка удалась? Чья это заслуга?


— Как вы думаете, почему Настя так самоотверженно помогает скульптору Тимофееву? Имеет ли свою выгоду она? Бескорыстна ли она? (Нет. Настя — карьеристка. Все говорили, что этой выставкой целиком обязаны Анастасии Семеновне, ей аплодировали). (Слайд 13)

Полученное письмо Настя прочитала только вечером и сказала себе: « Куда там ехать! Две недели возилась с выставкой».

— Во время выставки она получает телеграмму(Слайд 14). Как Настя ведет себя? (Какая Катя умирает? Должно быть не мне; узнала адрес, скомкала телеграмму, нахмурилась. На участливый вопрос: «Что-то неприятное?», ответ: «Нет, это так, от одной знакомой»). (Ей не до матери).

— Ребята, а кто пробудил ее сознание? Давайте прочитаем отрывок.(Чей-то тяжелый взгляд все время чувствовала; Гоголь смотрел на нее, усмехаясь; Насте показалось, что Гоголь тихо сказал: «Эх, ты

— Что на самом деле заставило ее почувствовать, как она нужна маме? (Совесть. Гоголь – это Настина совесть). Найдите глаголы, которые показывают динамику пробуждения совести в Насте (Быстро встала, торопливо оделась, выбежала на улицу, вспомнила «ненаглядная моя» — заплакала; поняла, что ее никто так не любит и не ждет, как мама; вскочила, побежала на железнодорожную станцию – лишь бы успеть; билетов не оказалось; чувствовала, что сейчас расплачется навзрыд. Кассирша посочувствовала, помогла. В тот же вечер Настя уехала в Заборье).


Вы уже знаете, ребята, что Настя приехала с опозданием. Настя не уделила должного внимания своей матери. Но мир не без добрых людей. И такие люди оказались рядом с К.П. Кто эти люди?

5.Чтение по ролям.

— Сможет ли Настя когда-нибудь простить себя за то, что не уделила матери времени, не вспомнила о ней, не пожалела? (Нет, ей всю жизнь придется нести этот тяжкий крест. Она всю жизнь будет корить себя за то, что не писала маме письма, так редко приезжала к ней, что не поехала тогда, когда получила письмо, ведь, возможно, она успела бы увидеть мать живой и порадовать её. Она не успела даже проводить ее в последний путь, и чужие люди похоронили ее как брошенную, никому не нужную…).

6.Звучит песня «Мама, мамочка» .

7. Обобщение.

Ребята, вы прослушали песню о маме .Какие чувства у вас появились.?

Какой вывод мы можем сделать ?

— Какова основная мысль рассказа? Какой урок мы можем извлечь из истории, рассказанной Паустовским?

(Помни о родителях, пиши, навещай их – это обязанность перед теми, кто дал тебе жизнь. Не забывай, что и ты когда-то состаришься, будешь нуждаться в помощи. Поэтому « за добро нужно платить добром». Не быть «пустельгой», такой наказ дает читателю писатель К.Г. Паустовский. И делать добро нужно вовремя, потому что может быть поздно, можно не успеть отдать свой долг родителям

8.Домашнее задание.

2) Письменный ответ на вопрос: «Какой урок я вынес из рассказа К.Г. Паустовского «Телеграмма»?


Паустовский телеграмма тема Слово учителя .

Ко всем из нас придёт старость .Очень важно ,чтобы в это время вы не остались одни. Самое страшное наказание в конце жизни-это одиночеств, ощущение себя ни кому ненужным. Ведь прожив жизнь ,мы все много переживаем ,стараемся вырастить своих детей ,дать всё ,что в наших силах. И самое страшное в старости понять ,что всё было зря : все усилия ,всё ,в чём отказывал себе ради детей. Остаться в старости одному ,без помощи ,без поддержки)—это самое страшное ,что может ждать тебя в старости.

Поэтому , я желаю вам ,чтобы ваши дети знали ,кто их родители ,любили их, ценили тогда вы не останетесь одинокими ,никому не нужными .Любите своих детей и воспитывайте их так ,чтобы в преклонном возрасте они вам были надеждой и опорой.

Паустовский телеграмма тема

Паустовский телеграмма тема

Источник: multiurok.ru

История создания


Константин Георгиевич Паустовский написал рассказ «Телеграмма» в 1946 году, когда он уже обрёл широкую известность в родной стране и за рубежом. Зачатки этого рассказа присутствуют в его более ранних работах 1937 года — цикле «Летние дни» и повести «Мещёрская сторона», где говорится о непростой судьбе дочери знаменитого художника. Впоследствии это упоминание трансформировалось в самостоятельный полноценный рассказ.

В книге очерков и рассказов «Золотая роза», опубликованной в 1955 году, в главе «Зарубки на сердце» писатель рассказывает историю создания «Телеграммы» и говорит о реальных прототипах главных героев. Было время, когда он жил под Рязанью, в старом доме в усадьбе когда-то известного гравера Пожалостина. Дом привлекал его тишиной, уютом, гравюрами на стенах.

Дочь гравера, хозяйка дома Катерина Ивановна, была одинокой подслеповатой старушкой. Когда-то она жила в Париже, была знакома с Тургеневым, присутствовала на похоронах Гюго, и от этого нынешняя жизнь в деревне казалась ей ещё более тоскливой. Её молодая дочь Настя жила в Ленинграде и высылала ей только денежные переводы. Иногда к старушке забегала соседская девчонка Нюрка, чтобы помогать по дому.

Катерина Ивановна давала почитать писателю пожелтевшие отцовские письма, а также жаловалась ему на одинокую старость. Вскоре она тяжело заболела. Именно Паустовский выслал Насте в Ленинград телеграмму с этим печальным известием. Но девушка приехала в деревню лишь спустя три дня после похорон. Произошедшее так сильно повлияло на писателя, что он решил создать рассказ на основе этих событий.


Сюжет произведения тронул и знаменитую певицу и актрису Марлен Дитрих. Известно, что, прибыв на гастроли в Москву в 1964 году, в аэропорту она сразу же задала журналистам вопрос о Паустовском. Несмотря на то что Константин Георгиевич был тяжело болен, он, желая побывать на концерте певицы, в сопровождении врача прибыл в Дом литераторов, где проходило её выступление.

После концерта, узнав, что писатель в зале, Дитрих попросила его подняться на сцену и, когда он подошёл к ней, она встала перед ним на колени и прижала его руки к своему лицу, залитому слезами. Эта картина потрясла всех присутствующих. Позже Марлен призналась, что именно рассказ «Телеграмма» так сильно поразил её, что она считала своим долгом поблагодарить его автора и поцеловать его руки.

Краткое содержание

Пожилая женщина Катерина Петровна одиноко жила в старом доме в небольшой деревне Заборье. Октябрь выдался холодный, тесовые крыши почернели, везде было мрачно и неуютно. Старушке было всё тяжелее вставать по утрам.


Её отец был известным художником, который в своё время вернулся из Петербурга сюда, в своё родное село, построил здесь дом и стал жить в покое, ухаживая за садом, когда уже не мог писать картины из-за испортившегося зрения и дрожащих рук. Поэтому теперь дом считался «мемориальным», находился под охраной областного музея, повсюду на стенах висели потускневшие картины. Но в деревне Катерине Петровне не с кем было поговорить об искусстве, об отце, о своей молодости, когда она жила с отцом в Париже и даже видела похороны Виктора Гюго.

К ней заходила только соседская девчонка Манюшка, которая помогала по дому, приносила воду из колодца, ставила самовар, а старушка дарила ей всякие безделушки. Также заходил сторож при пожарном сарае Тихон, помнивший ещё самого художника и сохранивший к нему уважение.

Дочь Катерины Петровны, Настя, жила в Ленинграде. Последний раз она приезжала три года назад. Старушка не жаловалась и не докучала ей письмами, понимая, что у молодых свои заботы и своя жизнь, но всё же думала о ней каждый день, тосковала, сидя на краешке продавленного дивана. Раз в два-три месяца от Насти приходили переводы на двести рублей, которые приносил весёлый почтальон Василий. Переводы сопровождались одним и тем же текстом о том, что у неё очень много дел.

Между тем старушке становилось совсем плохо: она чувствовала, что не переживёт эту зиму. Поэтому она в отчаянии отправила дочери письмо, прося приехать.

Настя работала секретарём в Союзе художников, занималась выставками и конкурсами. Получив письмо матери, она спрятала его в сумку, решив прочитать после работы. Ей предстояло посмотреть, как живёт молодой скульптор Тимофеев, чтобы сообщить об этом руководству Союза. Мастерская скульптора не отапливалась, он жаловался на то, что его ущемляют. Девушка решила, что нужно помочь ему, устроив выставку его работ. В его мастерской она полюбовалась на созданную им скульптуру Гоголя, и сверлящие гоголевские глаза, казалось, обвиняли её в том, что она не прочла материнское письмо.

Дома Настя всё-таки прочла его, но решила, что ехать в деревню некогда: сейчас и так слишком много проблем. После этого она две недели возилась с обустройством выставки Тимофеева. Тот имел непростой характер. Но всё же показ его работ удался на славу. Во время собрания художников и критиков Насте принесли телеграмму: «Катя помирает. Тихон». Сначала она ничего не поняла, потом снова заметила на себе осуждающий взгляд скульптуры Гоголя. Уйдя с выставки и перечитывая телеграмму, она вдруг осознала, что никого роднее мамы у неё нет, никто больше не любил её так, как эта дряхлая старушка в скучном Заборье.

Плача, Настя хотела купить билеты на поезд, но их уже не было. К счастью, пожилая кассирша, узнав, что девушка хочет поехать к маме, помогла ей. Всю дорогу Насте казалось, что поезд едва тащится. Она боялась опоздать.

Тем временем Катерина Петровна, заболев, не вставала уже десять дней. Манюшка присматривала за ней: иногда казалось, что старушка уже не дышит. На телеграфе Тихон взял телеграмму, сам написал её от лица Насти и, придя к пожилой женщине, прочитал её ей, желая приободрить её и сказав, что её дочь уже едет. Катерина Петровна поняла его наивный обман, но всё равно была благодарна ему за доброту и сочувствие.

Вскоре она умерла, не дождавшись приезда дочери. Её хоронили на следующий день. На похоронах присутствовали чужие люди, но все они глубоко проникались состраданием к её судьбе. Молоденькая учительница, недавно приехавшая сюда работать и увидевшая похороны, поцеловала её высохшую руку, вспомнив о собственной матери, тоже оставшейся в одиночестве в областном городе.

Настя прибыла в Заборье на второй день после похорон. В доме старушки она плакала всю ночь, а под утро ей пришлось уезжать, крадучись, чтобы никто не заметил её и ни о чём не спрашивал. Она думала, что никто, кроме матери, больше не сможет избавить её от груза непоправимой вины и тяжести.

План для пересказа

Рассказ как бы условно поделён автором на три части: в первой из них можно увидеть жизнь старушки в деревне, во второй — жизнь её дочери в городе, в третьей же части происходят кульминация и осознание ошибок. Однако для удобства можно составить план для пересказа и таким образом:

  • Одинокая жизнь Катерины Петровны в Заборье.
  • Занятость Насти в Ленинграде.
  • Письмо матери.
  • Выставка.
  • Две телеграммы.
  • Слишком поздно: раскаяние Насти.

Главные герои

В произведении Паустовского «Телеграмма» и главные герои, и второстепенные в равной степени играют важную роль для сюжета, а поступки каждого из них заставляют о многом задуматься. Их характеристика:

  1. Катерина Петровна — сгорбленная, маленькая, сухонькая и слабая пожилая женщина, теряющая зрение и говорящая ослабевшим голосом. Дочь известного художника, которая провела молодость в Париже, а её жизнь, благодаря отцу, явно была связана с искусством. Она добра и щедра к окружающим — например, дарит Манюшке небольшие подарки, интеллигентна и понятлива. Её любовь к дочери огромна: она готова простить ей всё и не собирается ей навязываться, понимая, что «у молодых своя жизнь». Проблемы со здоровьем и одиночество заставляют её всё больше задумываться о будущем.
  2. Анастасия Семёновна — красивая молодая девушка, имеет русые волосы и большие холодные глаза, за что коллеги называли её Сольвейг. Работает секретарём в Союзе художников. Её нельзя назвать бездушной и чёрствой, она просто слишком предана своей профессии, в работе решительна и активна, и действительно очень занята, крутясь с бесконечными выставками и конкурсами.
  3. Тихон — сторож при пожарном сарае, тощий, рыжий. Был ещё мальчишкой, когда художник строил здесь усадьбу, но с тех пор сохранил уважение к нему, его дочери и его картинам, говоря про них: «Работа натуральная!». Искренний человек, с сочувствием и добротой относится к одинокой старушке, помогает ей по хозяйству, рубит дрова, спрашивает её о дочери. Телеграмма, которую он читает якобы от Насти, — символ рассказа, а его поступок можно назвать благородным порывом души.
  4. Манюшка — дочь соседа, колхозного сапожника, которая прибегает к старушке каждый день, чтобы помочь ей. Легкомысленная, но неравнодушная, добрая, работящая и сочувствующая.
  5. Тимофеев — талантливый, но ворчливый молодой скульптор, маленький, решительный и злой. Работает в тяжёлых условиях в холодной мастерской и считает, что он не оценён по достоинству, ему не дают развернуться. Имеет уязвлённую гордость, но рад, что Настя помогает устроить его выставку.
  6. Молодая учительница — застенчивая, сероглазая, совсем ещё девочка, приехавшая в Заборье и оставившая родную мать в областном городе. Она проникается видом похорон Катерины Петровны и выносит для себя важный урок.

Можно выделить ещё одного «персонажа», на протяжении рассказа выступающего в роли совести Насти. Это скульптура Гоголя, талантливо созданная Тимофеевым. Как известно, именно Гоголь обладал удивительной способностью словно бы видеть человека насквозь. Его взгляд насмешливый, а на виске бьётся тонкая склеротическая жилка. Он будто осуждает Настю. Именно через его взгляд автор передаёт собственное отношение к поступкам героини.

Анализ и смысл

Жанр «Телеграммы» Паустовского — рассказ, поскольку это текст небольшого объёма, имеется одна сюжетная линия и несколько героев, связанных развитием сюжета. Направление — реализм: автор показывает одну из сторон человеческой жизни такой, какая она есть. Повествование линейное: события идут одно за другим. Проблематика произведения:

  • тема одиночества;
  • всеобъемлющая материнская любовь;
  • вечная тема взаимоотношений «отцов и детей»;
  • тема «блудного сына».

Таким образом, проведя анализ «Телеграммы» Паустовского для читательского дневника, можно понять смысл произведения — важно помнить о своих близких, заботиться о них, говорить им тёплые слова, проводить с ними больше времени. К сожалению, за бесконечной суетой жизни, в погоне за карьерой, успехом, заработком многие люди забывают об этом. В результате они опаздывают сказать родным важные слова, обнять их, выразить свою любовь, как это случилось и с Настей.

Девушка наивно полагала, что, если она регулярно присылала матери деньги, то выполняла свой долг. Если получала от матери ответные письма, значит, та жива и всё хорошо. Настя была отзывчивой, но к чужим людям: она с жаром бросилась помогать скульптору Тимофееву, видя, в каких условиях он живёт, в каком холоде он работает. При этом она не думала о том, что её мать тоже живёт в холоде и забвении, что ей всё хуже с каждым днём. Она считала, что приехать к ней всегда успеется, но никак не могла собраться и бросить все дела. Это стало её роковой ошибкой.

Название «Телеграмма» тоже говорит о многом. Во-первых, оно отражает присутствие в тексте произведения двух телеграмм. Одну из них получила Настя, и она открыла ей глаза на то, что родители — это те, кто любит своих детей с самого рождения и на протяжении всей жизни, всегда их ждут. Она стала для девушки главным аргументом к отъезду. Вторую прочитал старушке Тихон от лица Насти, хотя истинной весточки от неё так и не было, что заставило сторожа пуститься на небольшой обман ради высокой цели.

Во-вторых, название говорит о том, что рассказ является телеграммой всем читателям: не забывайте своих близких.

Источник: nauka.club

Тема урока: «Пока живет в нас состраданье, есть в нашей жизни оправданье…»

по рассказу К.Г. Паустовского «Телеграмма»


Цели урока:
1. Познакомиться с рассказом К.Г.Паустовского «Телеграмма»
2. Выяснить духовную проблематику рассказа
3. Расширить представление учащихся о композиции
( умение выделить части рассказа, озаглавить каждую, подобрать эпиграф)
4.Учить ребят быть внимательными к художественному слову.

Основные нравственные понятия:

добро, милосердие, любовь,

взаимопонимание, чуткость,

человечность, сердечность,

великодушие, деликатность,

сострадание

Теория литературы:

рассказ

тема

проблема

фабула

композиция

Художественные средства выразительности:

деталь

портрет

хронотоп

Имяслов

Катерина в переводе с греческого «чистая, непорочная»

Настя в переводе с греческого – «воскресшая».

Пока мы боль чужую

чувствуем,

Пока живет в нас

состраданье,

Есть нашей жизни

оправданье.

А. Дементьев

Актуализация знаний о творчестве К.Г. Паустовского.

Что вы знаете о творчестве К.Г. Паустовского? Какова тематика и проблематика его произведений?

Ученики.

Его произведения    учат нас любить природу, Родину, искусство, человека. Писатель открывает читателю глаза на красоту в повседневности и в шедеврах, помогает найти ответы на вечные вопросы: что значат любовь и верности в жизни человека, честь и достоинство, благородство и преданность, гармония с миром природы и чувство прекрасного, взаимопонимание и всеотзывчивость на чужую боль. Писатель стремится понять, что разрушает духовные опоры человека, и предостеречь нас от этого. Показать страшную цену отступничества и равнодушия.

Учитель.

Произведение искусства, как говорил сам Паустовский, «прозрачный, сверкающий всеми цветами спектра и крепкий, как сталь, кристалл ». 

Сквозь этот кристалл мы вместе с автором попробуем рассмотреть и понять, что в жизни человека является самым значимым, что делает его человеком, определяет жизненные ценности.

Рассказ «Телеграмма» дает замечательную возможность проследить за емкостью слова писателя, сосредоточиться на авторском «я», на тех серьезных человеческих проблемах, от правильного решения которых зависит, быть нашей жизни достойной или нет.

Постижение авторской позиции – дело нелегкое.

Ребята определяют задачу урока: проникнуть в мир чувств, настроений и мыслей писателя, понять его позицию по отношению к проблеме, поднимаемой в рассказе.

Учитель. Каков инструментарий анализа для проникновения в художественное пространство произведения?

Ребята определяют инструментарий.

1. Название рассказа – ввод в тематику и проблематику произведения.

2.Сюжетно-композиционные особенности (выход на замысел писателя, на художественный предмет)

3. Тема / темы произведения (какие темы затрагивает автор, найти подтверждение).

4. Проблемы, поднятые в данном произведении (какие проблемы затрагивает автор? почему они волнуют его? почему важно разрешение этих проблем? как эти проблемы решаются в данном произведении? ).
5. Характеристика героев произведения (их имена, взгляды на жизнь, взаимоотношения с другими людьми, мир их чувств и переживаний. Как герои помогают решать проблемы, поставленные в произведении?)

6. Идея и пафос произведения (что автор хотел сказать читателю в данном произведении, с какими чувствами, с каким настроем он это делает?).

7. Язык произведения, его стиль.

8. Художественные образы, приемы и средства художественной выразительности для понимания авторской позиции и характера героя.

Название рассказа и его значение.

Какие ассоциации возникают у вас со словом телеграмма, когда вы впервые читаете названия этого произведения? ( версии ребят)

Какие предчувствия создаются за счёт названия? Сколько телеграмм упомянуто? А выполнили они своё предназначение?

(Одна — опоздала, другой — не поверили.) Так стоило ли их упоминать? Может, автор имеет в виду что-то другое, говорит о другой тревожной вести? Что же было написано в телеграмме, которая и стала отправной точкой для серьезных размышлений писателя и нас с вами над вечными вопросами жизни, вопросами человеческих взаимоотношений, отзывчивости и любви ?

«Катя помирает. Тихон» (эти слова переводят рассказ из драматической тональности в трагическую)

Дожидайтесь, выехала. Остаюсь всегда любящая дочь ваша Настя

Почему К.П. не поверила в то, что эту телеграмму отправила дочь? Ребята говорят о том, что дочь крайне редко писала и навещала мать, подтверждают свои слова текстом и делают вывод, что уже через название рассказа после анализа телеграмм становится понятна его тема — взаимоотношение детей и родителей..

Какова фабула рассказа К.Паустовского? (ребята передают фабулу)

Это печальное повествование об одинокой старушке – матери и невнимательной дочери. Хотя Паустовский показывает, что Настя отнюдь не бездушна: она сочувствует скульптуру Тимофееву, тратит много времени на устройство его выставки, радуется, что она состоялась. А её мать умирает в полном одиночестве.

Как же могло случиться, что заботящаяся о других Настя проявляет невнимание к родной матери?

Ученики говорят о том, как часто самые близкие нам люди бывают обделены вниманием и заботой, потому что нам кажется, что они должны понять нашу занятость, простить холодность или забывчивость…. Ребята приходят к выводу, что нравственная проблема взаимоотношений между близкими людьми лежит в основании самой фабулы. Ее составляющими, как и в ветхозаветной притче о блудном сыне, являются:

-отступничество,
— покаяние,
— прощение, но оно не состоялось, мать умерла.

Итак, Паустовский затрагивает одну из важнейших проблем всех времен – проблему отношения детей и родителей.

Всегда ли дети спешат на помощь родителям, живущим далеко, всегда ли пишут им письма, умеют ли проявлять о них заботу, стараются ли быть ласковыми со стариками?

Над этими вопросами писатель приглашает нас порассуждать и серьезно задуматься, чтобы не стать «пустельгой».

Как ее разворачивает писатель, чтобы заставить нас задуматься о самых сокровенных и истинных человеческих ценностях?

Ответ на данный вопрос, безусловно, нам даст композиция рассказа.

Работа над композицией рассказа на основе домашнего задания.

Ребята представляют свои композиционные планы рассказа, составляем общий, подбираем к каждой части эпиграф из текста.

1 часть «Мать». «Эх, горе, ее горькое, страдание неписаное?» (Заборье – хронотоп)

2 часть «Дочь». «Эх ты, сорока!» (Ленинград – хронотоп)

(мать и дочь разделены пространством и временем, жизнь матери – в прошлом, дочери- в настоящем и будущем))

3 часть «Телеграмма» «За добро плати добром, не будь пустельгой». (Заборье)

4 часть. Раскаяние. « Никто, кроме матери, не сможет снять непоправимой вины, невыносимой тяжести»

Композиция подчинена решению вычлененной нами проблемы.

(взаимоотношения родителей и детей)

4. Работа с текстом.

Перечислим палитру художественных средств выразительности К.Паустовского: художественная деталь, пейзаж, прием антитезы

При помощи каких художественных деталей писатель в 1-ой части передает душевное состояние матери, её чувства и переживания?

а ) Ночник — «единственное живое существо», он вздрагивает, передавая тревогу хозяйки, её грусть, боль. Одновременно он будто сигнализирует о беде, просит помощи и участия в судьбе одинокой материнской души.

б) Образ клена. Дерево воспринимается Катериной Петровной как живое. Она отождествляет свое состояние слабости, одиночества, безысходности с его: «некуда было уйти от этой бесприютной, ветреной ночи».

Кроме того, каждый предмет в доме, деревья в саду, с которыми связана вся жизнь Катерины Петровны, одухотворяются автором с целью подчеркнуть ужас одиночества старой женщины – глубину ее тоски по дочери. Детали интерьера: горький запах нетопленных печей; пыльный “Вестник Европы”; пожелтевшие чашки; давно не чищенный самовар; в комнатах слишком сумрачно.

Ощущается неухоженность, запущенность.

Какая деталь, словно оживляет представляемое?

Никак не мог доцвесть подсолнечник у забора”. (Представьте мысленно этот образ, на что он похож?)

Это как бы маленькое теплое солнышко на фоне безотрадной картины поздней осени, которое никак не хочет погаснуть, надеется на что – то. Как и мать Насти.

Несколько слов, дочерняя отписка, на денежных переводах, бесконечно перечитываемых матерью… и почтовый ящик, внутри которого Манюша видит одну жестяную пустоту подчеркивают с большей силой душевную холодность Насти. Жестяная пустота – такую оценку бездушию, неоправданной жестокости дочери дает автор.

Какова картина жизни 1-ой ч. композиции: скорбны аккорды пейзажа, мрачны, грустны, печальны. Октябрь холодный, ненастный; крыши почернели; опутанная трава полегла; облетевшие ветлы; тащились рыхлые тучи; сыпался дождь, ни проехать, ни пройти; пастуший рожок затих. Время жизни героини истекает.

Природа выступает как герой произведения, скорбящий, сопереживающий.
Как письмо матери раскрывает нам мир ее чувств? (бесконечная любовь, душевная деликатность, трепетная нежность)

Что отличает жизнь Заборья?

Состраданье, участие в чужой беде, душевность, бескорыстие, простота , сердечность

Какой фрагмент этой части не поддаётся пересказу? (Письмо Насте.) Зачем и здесь нужно упоминание о саде? (Ещё раз подчёркивается одиночество, только в нём её жизнь, только здесь она видит себя — и это никому не понятно.)

Так почему дочери нет рядом? Почему не откликается она на письмо? (Вспоминаем жизнь девушки в большом городе, её работу.) Может, верна оценка Тихона? Что значит «пустельга»? (хищная птица)

2.Часть. Ленинград… Жизнь Насти. Что мы узнаем о Насте?

Живет в Ленинграде, работает секретарем в Союзе художников; много работы, устраивает выставки. В почтовых переводах одни и те же слова: столько дел, что нет времени не то, что приехать, даже письмо написать настоящее. Один раз в два-три месяца шлет перевод на 200 рублей; последний раз приезжала три года назад. Ваше мнением о Насте? Портретная характеристика: большие бусы, холодные глаза. Гоголь осуждает: «Эх ты, сорока!» Рядом с Настей нет описания природы. Настя помогает художнику Тимофееву, а о матери забывает – приём контраста. Паустовский резко меняет место действия: он переносит нас в иной мир – мир большого города, где живет и работает Настя.

Почему, рассказывая о дочери, Паустовский не дает описания природы? (она черствый человек, эгоистичный, поэтому не видит природы)

Настя беззаботна, равнодушна, бессердечна по отношению к матери. Силы растрачивает на здорового сильного, способного постоять за себя человека, в то время как ее мать медленно угасает в одиночестве.

Какую роль играет фигура Гоголя скульптура Тимофеева?

Он пробуждает сознание и совесть героини. Сразу ли поняла Настя смысл полученной из дому телеграммы? Нет.

С какого момента начинается ее душевное выздоровление? (На презентации. Гоголь смотрел на нее усмехаясь; Насте показалось, что Гоголь тихо сказал сквозь стиснутые зубы: “Эх, ты!”).

Передайте состояние Насти после того, как она поняла смысл телеграммы. Ребята выборочно зачитывают текст.

Выбежала на улицу, вспомнила “ненаглядная моя” — заплакала; поняла, что ее никто так не любил, как эта дряхлая, брошенная всеми старушка; вскочила, побежала на железнодорожную станцию – лишь бы успеть; билетов не оказалось; чувствовала, что расплачется навзрыд.

Какой эпизод является кульминационным в рассказе?

(Осознание Настей своей непростительной черствости по отношению к матери и смерть матери. Эти два факта одномоментны.)

Что подкосило жизненные силы матери?

Равнодушие дочери.

Чужие люди оказались добрее, внимательнее, человечнее, чем родная дочь.

Кто наиболее точно из героев выражает позицию автора в рассказе? Тихон, когда говорит соседской девочке Манюшке, которая ухаживала за Катериной Петровной,

«За добро плати добром, не будь пустельгой».

Ответьте, почему эти слова обращены к Манюшке?

Что по мнению Тихона и самого автора считается главными критериями человечности:

великодушие,

сердечность,

душевность.

Какова роль эпилога — раскаяния? Какую роль здесь играет пейзаж? Подморозило. Выпал тонкий снежок. День побелел, и небо было сухое, светлое, но серое, будто над головой протянули вымытую, подмерзшую холстину. Дали за рекой стояли сизые. От них тянуло острым и веселым запахом. ( принцип градации)

Кончились мучения Катерины Петровны, ее одиночество, боль, успокоилась ее страдающая душа. Смерть – избавление от страдания.

Катерина Петровна и окружающий ее мир – это одно целое, это все родная земля, в которую в конце концов ее опустили.

С чем осталась Настя?

Холодная комната, чувство вины — её одинокая история ещё впереди. Кто мог бы помочь и простить её, успей она вовремя? Можно ли сомневаться в том, что мать простила бы её? (Работа с эпиграфом)

Чем растоплен холод души Насти?

Растоплен слезами боли и раскаяния. Настя в переводе с греческого – «воскресшая». Наверное, недаром это имя дал своей героине Паустовский.

Оказывается, к тому, кто был и, кажется, будет всегда, можно и не успеть, и не сказать о чём-то очень важном, можно очень многое потерять в суете жизни, в якобы важных и первостепенных делах.

Так к кому обращена телеграмма? О чём она? (к нам всем)

Сформулируйте языком телеграммы предупреждение писателя.

Рефлексии всего сказанного, прочувствованного, осознанного. Зачитываем составленные тексты. Вот некоторые примеры.

«Любите, не забывайте, чаще навещайте дорогих нашему сердцу людей — родителей!»

«Помните: любовь окрыляет — равнодушие убивает».

Домашняя работа: написание сочинения – эссе по рассказу.

Источник: infourok.ru


Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.