Отрывок есть небольшое сельское кладбище


Перед нами эпилог романа И. С. Тургенева » Отцы и дети «. Автор привел своего героя к смерти, которая, как известно, является итогом жизни. Мы куда-то бежим, о чем-то спорим, но человек — ничто перед вечностью. 
Именно эта мысль — главная в эпизоде описания сельского кладбища и могилы Базарова. Жизнь идет своим чередом и без этой сильной личности. А душа  его покоится » на небольшом сельском кладбище на одном из отдаленных уголков России».Тургенев похоронил своего героя не в столице, где много людей, где рождаются странные теории и испорченные образованием и воспитанием люди.
Картина, нарисованная Тургеневым, так не похожа на ту жизнь, которую вел  Базаров. Что же является символом этой жизни ?   Животные ( овцы «безвозбранно бродят по могилам…» А не похожи ли  и люди на этих заблудших овец, попирающих ногами историю ( кладбище и могилы), не так же  грызут потихоньку деревья , символ знаний ? Не видит человек   правильной дороги, дороги к Богу.


захоронение отрицателя Базарова  не касается рука человека  потому, что » железная ограда ее окружает «.  Пасущимся  животным не дойти до нее, нее, не затоптать, не нарушить покой. Железная ограда — это символ одиночества Евгения и после смерти. Только мать и отец героя притрагиваются к серому камню, да птицы , не знающие скорби, приносят весточку или митингуют.   В их пении душа, тот самый романтизм, который отрицал  наш герой. Они соединяют его  с Богом, с небом, где живут ангелы. А ограда — замкнутое пространство, может быть, пространство идей, в ней есть острые углы, где можно укрыться от борьбы. Елки  вокруг  могилы  выравнивают углы и символизируют вечность. Впрочем, это именно ель, близкая каждому русскому человеку. Она всегда зеленая, родная, своя.
 Для  отца и матери  Базарова эти  деревца — напоминание о прочной  связи их, живых, с ним, с мертвым. Мы, читатели, вместе со стариками смахиваем землю с надгробного камня, теперь уже исторического.    На могиле растут красивые цветы, от которых при жизни отворачивался герой…
 На кладбище мы видим почти упавшие кресты и сдвинутые плиты, которые будто кто-то толкает снизу. Может быть, оттуда кто-то и что -то нам хочет сказать?
 Родители идут на могилу сына » отяжелевшей походкой » и в ней читатель ощущает  горе неимоверное. Могут ли они о ком-то или о чем-то думать, кроме как о любимом Енюшке ?  Думаю , что нет.
лько здесь они  падают на колени, плачут, молятся, не могут долго уйти. Почему ? Потому, что здесь живут воспоминания… В конце предложения мы видим  многоточие — знак размышления о жизни и судьбе. Родители   молятся о быстрейшем воссоединении с сыном или  о прощении ему, такому неспокойному при жизни и такому тихому здесь.
Описание построено на антитезе. С одной стороны   кривые кресты,грязь, а с другой — жизнь, которая здесь есть. Глаголов  «смерти» немного : гниют, поникли, похоронен, лежит. А вот глаголы » жизни » : » заросли» «сдвинуты», » окружает», «приходят «. В отрывке много эпитетов( плиты — каменные, деревца — ощипанные, тень — скудная.  И » дряхлые » старички , видимо, скоро придут к сыну и тогда уже зарастет дорожка к захоронению человека, мечтавшего  изменить мир.
 Читая эпилог, я понимаю, что нет как такового конфликта поколений в семье , где царит уважение между ними ( так было у Кирсановых ). А Базаров  пытался порвать  эту связь, а потому — наказан. Видимо, не только он, потому что  кладбище имеет вид печальный
В конце романа есть фраза  «О жизни бесконечной», которая делает мирным сосуществование спорящих.   Теперь уже не так важно, кто боролся за идею, а кто ее не имел, не нужно разводить по разные  стороны отцов и детей. И союз И теперь уже точно соединительный. Человек должен  жить , а не презирать даруемые радости. Такова природа, а мы, люди, — ее часть.Она не прощает гордыни и отрицания ее законов.


 В тексте только раз упоминается имя. А затем только  слова, указывающие на родство ( муж, жена, сын, родители) Сей факт о том, что   без семьи невозможна жизнь и любовь во всех ее проявлениях.
 Человек- ничто перед мирозданием. Он не исключение, а часть природы. Не стоит критиковать, а лучше — подружиться со всеми и честно служить людям. Семья — это семь » я » , а в ней и любовь к родителям, к детям, к  женщине.

Источник: znanija.com


Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.