Отец и сын базаровы


Отца Евгения Базарова зовут Василий Иванович. Он когда-то был лекарем. Наверное, после этой профессии он сохранил высокую подвижность и трудолюбие. На момент повествования ему шестьдесят лет. Лечил он деревенский людей на дому до сих пор.

По своим действиям  он отличался от жены, так как находился в постоянном движении. Тургенев отмечает, что сам Евгений пошел в отца — у них обоих низкий и узкий лоб.  Василий Иванович был худым и высоким человеком с орлиным носом, как и у сына.

Когда Базаров приехал домой, то отметил, как сильно поседел отец. Василий Иванович управляет имением, которое принадлежит не ему, а его жене. Кстати, в отличие от супруги, он был не дворянского происхождения. Он был простым человеком, нестрогим отцом и любящим мужем. Он, так же как и жена, человек сентиментальный. Женаты они давно, отношения у них хорошие и теплые, однако известно, что Арина Власьевна вышла замуж за Василия Петровича не по любви.


Живут они в имении небогато, не роскошно. Так же, как и Арина Власьевна, он был уже сентиментальным в силу возраста. Но не терял он сноровки и жажды к жизни: постоянно чем-то занимался, помогал людям, двигался, словом, жил, как умел.

Он старается не обижать своих подчиненных, любит заниматься огородом и сельским хозяйством. В селе называют его щедрым, так как бедных крестьян он лечит бесплатно. Из-за своей профессии он многое в жизни повидал. Когда была чума, он работал с больными людьми, за что получил орден Святого Владимира.

Сына своего Василий Иванович любил так же сильно, как и жена. Для его воспитания он ничего не жалел. И до последнего он не принимал правды о заражении сына. Специально он старался выглядеть более суровым, потому что знал, как сын не любит проявлений чувств. Пользуясь знакомством с Аркадием, он наконец-то находит человека, которому можно рассказать, как горд он за своего сына Евгения. А слова Аркадия, которые подтверждают особенности Евгения, действуют как лекарство для сердца старика.

Приезд Одинцовой он воспринимает, как чудо, называя ее ангелом. Он надеется, что именно Анна Сергеевна облегчит последние минуты умирающего сына. Узнав, что сын испустил последнее дыхание, он заплакал, прижав к груди жену. После смерти Евгения, отец безутешен и часто посещает могилу сына вместе с женой Ариной Власьевной. Смерть единственного сына обрекла стариков на дальнейшее одиночество без надежды на большую семью и внуков. 

Сочинение Василий Базаров (Отец Евгения Базарова)


Отец Евгения Базарова неоднозначный второстепенный персонаж романа.

Тургенев, показывая оппозицию режиму того времени, стремился отойти от клише. Он обрисовал образы героев, сознательно придал им человеческие черты. Отец нигилиста Базарова, как и его сын врач. Отставной военный медик он продолжает практиковать, бесплатно лечит крестьян, обратившихся к нему за помощью.     

В отличие от своего сына – радикала, Василий Иванович не стремится изменить мир. Он не «режет лягушек». Он не нигилист. Старшему Базарову действительно может быть жаль людей, он способен испытывать нормальные человеческие чувства, хотя бы потому, что любит своего сына.  

Отец Базарова встроен в обычную жизнь. Он служил в армии, в результате чего получил дворянство (вместе с чином). Женился он тоже на потомственной дворянке, представительнице эксплуататорского класса, который хочет уничтожить его сын. Как и братья Кирсановы, Базаров-старший показан обычным человеком. Он сентиментален, добр, любит поболтать.

Отец нигилиста стремится идти в ногу со временем, верит в прогресс.  Он перевел своих крестьян на оброк, что, конечно, с точки зрения его сына далеко недостаточно. Тургенев подчеркивает, что Базаров-старший ничего не жалеет для своего сына. Видимо для этого и был введен в роман его образ. Подобный можно сказать «гнилой либерализм» создал революционеров. Попустительство Базаровых-старших, имевших достаточно денег, чтобы дать образование и достаток, а также не заставлявших своих детей встраиваться в существующий миропорядок, создали разночинную интеллигенцию, разрушившую страну.


Тургенев предчувствовал, что попустительство прогрессивных либералов порождает страшных людей. В образе Базарова-старшего показана слабость старого мира, его неспособность сопротивляться. Отставной военный врач может заботиться о больных крестьянах, не брать с них много. Он может любить природу и холить посаженные растения, но когда придут такие, как его сын, то «отцы» не смогут стрелять в кого попало, в отличие от «детей». 

Кроме того, у отца Базарова нет убеждений, за которые он мог бы умереть. Он набожен, но, в отличие от своего сына, вряд ли способен взойти на костер или бросать в него других.

Вариант 3

В романе И.С.Тургенева «Отцы и дети» показано поколение не только детей, но и поколение отцов, т.е. родителей. С отцом одного из главных героев, Евгения Базарова, читатель впервые знакомится уже где-то в середине произведения. Для описания образа и формирования представления о родителях Базарова автор был не очень многословен, для них он отвел всего лишь пару глав из всего романа. Но этого вполне достаточно, чтобы каждый читающий смог представить их образ.

Отец Евгения Базарова, Василий Иванович, был отставной штаб-лекарь. В молодости, когда он был в армии, его семья постоянного места жительства практически не имела. Подолгу службы они часто переезжали с одного места на другое. Но, уйдя в отставку, Василий Иванович с женой и сыном поселился в деревне в имении, которое принадлежало его супруге.


Отец Базарова был человек высокий, худощавого телосложения, тонким орлиным носом и, как интересно, взъерошенными волосами. Имея некоторые отличительные черты, Василий Иванович был очень похож лицом на своего сына. Отставной штаб-лекарь любил курить длинную трубку и беспрестанно двигался, водил постоянно плечами, покашливал и шевелил пальцами.

Всеми сельскохозяйственными вопросами в имении занимался сам Василий Иванович, для этого он подался в агрономы. Ему нравилось работать на земле, он постоянно что-то выращивал в своём саду и на огороде, и очень гордился результатом. В виде хобби, благодаря опыту штаб-лекаря, он занимался лечебным делом в деревне. К нему часто обращались жители, и он никому не отказывал, оказывая помощь совершенно бесплатно.

По характеру Василий Иванович был человек добрый, он к каждому человеку старался относиться с пониманием. Даже своих мужиков, что работали в имении, он старался не обижать, всегда прислушивался к их просьбам и шёл на уступки, даже в ущерб себе и своему хозяйству. Василий Иванович с супругой жили скорее бедно, чем богато, но это его не огорчало, так как он ценил то, что имел и был всегда рад этому.

Больше всего Базаров старший любил своего единственного сына Евгения Базарова. Ради него отец был готов выполнить любое его желание, только чтобы доставить сыну удовольствие и не рассердить. Василий Иванович всегда хотел подстроиться к желаниям и интересам своего сына, и никогда не делал ничего, что было бы против взглядов Евгения. Любой свой поступок он старался согласовать с ним. Для своего сына отец ничего не жалел: ни денег, ни даже своего здоровья.

Образ Василия Ивановича Базарова, как отца, заслуживает уважения со стороны младшего поколения. Самое главное, чтобы отцовскую любовь и преданность ценили их дети, и благодарили своих родителей взаимностью.


Образ и характеристика отца Базарова (Василий) в романе Отцы и дети

Образ и характеристика отца Базарова (Василий) в романе Отцы и дети

Источник: sochinite.ru

Поведение Базарова во взаимоотношениях с Одинцовой противоречиво. Ещё одним противоречием главного героя романа становится отношение Базарова к родителям. Последние нарисованы Тургеневым с необыкновенной симпатией.

Отец Базарова — Василий Иванович — отставной полковой лекарь, разночинец по своему происхождению, «плебей», как он сам себя аттестует.
вством гордости наполнены его слова о том, что он у самого Жуковского «пульс щупал». И в походах русской армии он участвовал непосредственно, и героев прошлого «знал наперечёт». Жизнь свою он строит в соответствии с просветительскими идеалами прошлого: живёт своим трудом, интересуется наукой и политикой. Важным шагом в его жизни стало то, что «не без чувствительных для себя пожертвований посадил мужиков на оброк и отдал им свою землю исполу». Он тянется к молодому поколению, как отец Аркадия, хочет понять искания и притязания сына. Но жизнь так неудержимо идёт вперёд, столь круты перемены, происходящие в ней, что между ним и сыном вырастает какая-то глухая стена и открывается глубокая пропасть. «Конечно, — обращается он к юношам-друзьям, — вам, господа, лучше знать, где ж нам за вами угнаться? Ведь вы нам на смену пришли». Во многом Василий Иванович живёт ещё старыми представлениями. Он и говорит-то нередко языком XVIII столетия, пользуясь замысловатыми фразами и словами.

Мать героя — Арина Власьевна — также сформирована прошедшей эпохой. Она живёт старыми традициями и обычаями, она, говоря словами Тургенева, «настоящая русская дворяночка прежнего времени». Она обаятельна, особенно в минуты, когда эта добрая женщина суетливо хлопочет, чтобы попотчевать своего любимого сына, которым она так гордится, но за которого так пугливо тревожится.


Отношение Базарова к родителям очень неровно. С одной стороны, он пытается подавить в себе сыновнее чувство, стыдится его проявлений. Не раз он весьма резко говорит об отце и матери, считая любовь к ним противоестественной сентиментальностью. А с другой — он проявляет большую человеческую нежность к «старичкам». Он направляется к Одинцовой, но по дороге вспоминает о тех, кто ждёт его дома, поскольку это день его именин. И тут же пытается прикрыть своё чувство к родителям, бросая небрежно фразу: «Ну, подождут, что важность». А вот Базаров дома, накануне прощания с Одинцовой. Поведение его снова противоречиво. Он явно не желает выполнить просьбу своего отца, такую важную для старика. Но здесь же трогательно и нежно характеризует Одинцовой родителей: не надо разуверять ни в чем детски простодушного отца. «И мать приласкайте. Ведь таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнём не сыскать». В этих противоречивых суждениях и чувствах тургеневский герой раскрывается особенно красноречиво.

Источник: Роговер Е.С. Русская литература второй половины XIX века: Учебное пособие. — СПб., Москва: САГА: ФОРУМ, 2007

Источник: classlit.ru


В романе Тургенева «Отцы и дети» к представителям старшего поколения относятся родители Базарова: Василий Иванович и Арина Васильевна.

Отец главного героя Василий Иванович предстает перед читателем человеком строгих правил, можно сказать, консерватором. Лекарь по профессии он испытывает глубокую веру в Бога, однако всячески пытается не показывать этого перед супругой. Стремление Василия Ивановича казаться современным человеком умиляет, ведь хорошо заметны его старая закалка и традиционность мышления при обсуждении любых вопросов.

Арина Васильевна – мать Евгения Базарова. Черты ее характера просты и понятны, благодаря немалому вниманию, которое уделил этой героине Тургенев. Суетливая старушка в чепце кажется старомодной даже для того далекого времени. Сам автор отмечал, что ей стоило родиться лет двести назад. Тихая добродушная женщина, набожная и, вместе с тем, суеверная Арина Васильевна с первой минуты вызывает у читателя приятное впечатление.

Эти персонажи – два любящих сердца, смысл жизни которых заключен в единственном и горячо любимом сыне Евгении. И не важно, находится предмет обожания рядом или нет, их мысли и разговоры все равно сосредоточены на ненаглядном ребенке. Нежностью и заботой пропитаны слова стариков о сыне. Видно, с каким трепетом они относятся к родному человеку. Чего не сразу скажешь о Евгении Базарове.

Евгений видится черствым молодым человеком, не ценящим заботу и родительское тепло.
, Базаров не привык обнажать свои чувства, однако говорить о его внутреннем равнодушии к семье не стоит. Он замечает родительскую любовь и сам испытывает к ним нежные чувства (как сам признавался Аркадию). Но выставлять напоказ свое отношение к отцу и матери не считает нужным. К тому же, Евгений пресекает и с их стороны любые попытки проявления радости от его присутствия. Родители знают эту черту сына, поэтому стараются не раздражать его излишним проявлением внимания. Но холодность и показное равнодушие рассеиваются перед читателем, когда Базаров оказывается на смертном одре. Прося Анну Сергеевну Одинцову позаботиться о его родителях, он произнес важные слова: «Таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать». Эта фраза из уст Евгения сродни горячему признанию в любви от более эмоционального человека.

Однако вечная проблема отцов и детей заключается не в отсутствии любви или ее чрезмерном проявлении. Это вечный вопрос о взаимопонимании людей разных поколений. Так и Евгений хотел быть понятым родителями, чтобы его мысли и взгляды разделяли самые близкие люди. Но родители Базарова, хотя и пытались понять сына, оставались приверженцами традиционных взглядов. Кажется странным, как у людей с патриархальными воззрениями мог вырасти сын-нигилист. Сам Базаров говорил об этом так: «Всякий человек сам себя воспитать должен — ну, хоть как я, например…». Действительно, в формировании его личности огромную роль сыграло самовоспитание. И, когда плоды многолетнего родительского воспитания перекрывает собственное восприятие жизненных принципов, вот тогда и возникает актуальная во все времена тема отцов и детей.

Источник: znanija.com

Особенности психологизма Тургенева


Тургенев считал: «Поэт должен быть психологом, но психологом тайным: он должен знать и чувствовать корни явлений, но представлять только самые явления». Тургенев, в отличие от Л.Н.Толстого, например, не поясняет происходящее с героем, не комментирует его душевное состояние, а, показывая отдельные детали портрета, жесты, интонацию голоса, предоставляет читателю самому понять, что происходит в душе героя.

Базаров

Базаров в начале романа. Базаров, герой шестидесятых годов, резко отличается от героев других времён (Онегина, Печорина): герой Тургенева не собирается подчиняться обстоятельствам, он пришел изменить само время, жизнь и в этом видит свое призвание. Базаров – разночинец, человек, который всего добивается сам, а потому привык надеяться только на себя и верить только в себя. Это человек дела, действия, для него любая идея, невоплотимая в ближайшие годы, лишь «общее место».

Отличие Базарова от братьев Кирсановых заметно с самых первых страниц романа: он по-простонародному представляет себя «Евгений Васильев», ему неважно, что его балахон с кистями и песочные бакенбарды не столь изящны. Ум, сильная воля, внутренняя энергия ощутимы в портрете Базарова. В Павле Петровиче, напротив, главное – изысканная красота человека, далекого от реального дела, а потому он пренебрежительно спрашивает о Базарове: «Кто сей?» и, получив ответ, что это друг Аркадия, ещё более изумляется: «Этот волосатый?»

В начале романа Базаров живет в упрощенном мире, где всё объяснимо, а идеальные материи – лишь «романтизм, гниль, художество». С максимализмом молодости герой Тургенева отрицает представления «отцов» об авторитетах и аристократизме, о задачах времени и сущности нигилизма, о природе и человеке, об искусстве и любви: «в теперешнее время полезнее всего отрицать – мы отрицаем», «сперва нужно место расчистить, а строить будут другие», «изучать отдельные личности не стоит труда. Все люди друг на друга похожи как телом, так и душой», «нравственные болезни происходят от безобразного состояния общества. Исправьте общество – и болезней не будет», «порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта», «Рафаэль гроша медного не стоит», «природа не храм, а мастерская, и человек в ней – работник». Павел Петрович уважает настоящих аристократов, гордится, что сам принадлежит к их числу, Базаров откровенно презирает в них бездельников; Кирсанов упрекает Базарова в презрении к народу – тот утверждает, что в жизни русского народа много тёмных сторон, достойных презрения. Братья Кирсановы считают абсолютное отрицание традиций губительным, Базаров утверждает, что нигилизм – веление времени. Павел Петрович уважает личность: «Личность должна быть крепка, как скала, ибо на ней всё держится», а Базаров вначале романа считал, что существенных различий между людьми нет.

Хотя Тургенев показывает своеобразное превосходство Базарова в споре с братьями Кирсановыми, но сам скорее согласился бы со словами Николая Петровича: «Но как же ломать, не зная почему, ведь надобно же и строить». Ни Базарову, ни Павлу Петровичу Тургенев не дает окончательной победы в споре: мир и человек сложны, любая точка зрения не исчерпывает и не перечеркивает остальные, истина там, где нет нетерпимости к иному мнению. Все проблемы, по которым спорят Базаров и братья Кирсановы, можно объединить в одну – судьба России, ее будущее, место в ней народа и интеллигенции. Уже то, что Базарову не дано пройти мимо вечного русского вопроса «Что делать?», что он «смеет свое суждение иметь» о самых актуальных, самых значимых вопросах времени, — уже это выявляет в нём личность. С ним можно не соглашаться, но не уважать его нельзя. Многие высказывания Базарова показывают односторонность его взглядов, однако нужно учитывать, что эти взгляды порождены временем, когда Россия уже в который раз в своей истории оказалась на перепутье и нужно было решать и решаться на активное действие. Базаров из тех, кто не смог остаться в стороне.

Часто в вину Базарова вменяют его высказывания о любви, природе, искусстве. Однако судить о человеке следует не только по его словам, но и по его поступкам. Базаров ограничивал любовь лишь физиологией, но до тех пор, пока сам не полюбил по-настоящему, а по поводу искусства у Базарова есть еще одно высказывание: «Мы занимаемся вздором, толкуем о каком-то искусстве, когда дело идёт о насущном хлебе». Согласиться с этим мнением трудно, но нельзя не признать за ним право на существование, потому что это – позиция. С чем действительно сложно согласиться, так это с представлением Базарова о человеке, однако герою Тургенева еще предстоит столкнуться с загадкой человеческой души, прежде всего своей собственной. Тургеневу нужен был именно такой герой, чтобы провести его через несколько кругов испытаний, столкнуть с тем, что он отрицал.

Испытание любовью. Базаров начала романа даже не предполагал в себе способности полюбить с первого взгляда, страстно и трудно, как не многим дано. «На остальных баб не похожа», — грубоватость этой первой реакции Базарова на появление Одинцовой уже говорит о том, что любовь вошла в его сердце, и эти слова лишь обреченная попытка ослабить ее воздействие. «Он легко сладил бы со своей кровью, но что-то другое в него вселилось, чего он никак не допускал, над чем всегда трунил, что возмущало всю его гордость». Это «что-то» как раз и было той тайной любви, которую Базаров отрицал, а теперь оказался в ее власти. Это «что-то» было неподвластно его воле, разуму, он чувствовал это, пытался бороться со своей страстью – и не мог совладать. Базаров – незаурядная натура, он не умеет любить «слегка», его любовь подобна лавине – с такой любовью трудно жить, такую любовь сложно принять, не случайно так часто ощущения Анны Сергеевны Одинцовой Тургенев передает через слово «испуг».

Одинцова действительно достойна такой любви. В ней чувствуется самобытность и сила характера, величавость и чувство собственного достоинства, а главное — способность, несмотря ни на что, оставаться собой. Жизненные невзгоды не сломили ее, не принизили, однако своим холодным спокойствием, размеренным и чопорным порядком жизни в своей усадьбе Никольское Одинцова словно закрыла себя от неожиданностей жизни. То, что именно Базаров привлек ее внимание, обнаруживает в ней человека незаурядного и умного: она, аристократка, увидела в этом дерзком, «неудобном» человеке сильную, сложную, интересную натуру. Однако всё же Базаров оказался ей не по плечу. Принять такую любовь – значило бы расстаться с привычной жизнью навсегда, этого Одинцова не смогла сделать.

Любить страстно, но отойти в сторону, когда твоя любовь не принята, — это Поступок, который не всем под силу. Базаров сумел это, но все же что-то надломилось в нем, навсегда угасло.

Испытание одиночеством. Базаров сумел преодолеть отчаяние неразделенной любви, но все же возможное счастье для него навсегда потеряно. Все меньше людей остается вокруг него: дуэль с Павлом Петровичем навсегда закрывает дорогу в Марьино, расставание с Аркадием заставляет Базарова признать, что взаимоотношения с этим «мяконьким либеральным баричем», как он его называл, все же делали его жизнь богаче; Ситникова и Кукшину вряд ли можно назвать учениками Базарова, а тем более его друзьями.

Углубляется разлад Базарова с самим собой, что-то гнетет его, и даже родители, которые любят его, но понять его душевные метания не могут, не в силах помочь. «Лихорадка работы с него соскочила и заменилась тоскливою скукой и глухим беспокойством. Странная усталость замечалась во всех его движениях, даже походка его, твердая и стремительно смелая, изменилась». Базаров, в начале романа гордо сказавший: «Мой дед землю пахал», вдруг понимает, что не только для Павла Петровича, но и для него, Базарова, крестьянская Россия есть великая тайна («Ну, излагай мне свои воззрения на жизнь, братец, ведь в вас, говорят, вся сила и будущность России, от вас начнется новая эпоха в истории», — такими словами Базаров встречает на деревенской улице мужиков, не подозревая, что в их глазах он является чем-то вроде «шута горохового»).

Последним жизненным пристанищем для Базарова стал родительский дом. Родители любят сына, однако понять его душевных метаний не в силах, ладанка, надетая любящей рукой матери, не может защитить Базарова от самого себя.

«Нужен ли я России? Нет, видно, не нужен», — с горечью уже в полубреду выскажет Базаров самое сокровенное. В том-то и трагедия Базарова, что он не находит дела, к которому себя готовил, что у него, как у «отцов», нет ответа на вопрос, кто же нужен России.

Испытание смертью. Смерть – последнее испытание, которое герой Тургенева выдерживает с поразительным мужеством. Знать точно, что конец уже близок, смотреть правде в глаза и при этом не озлобиться на весь свет – это опять-таки выявляет в Базарове силу его характера. Именно перед смертью Базарова мы видим его нежную любовь к родителям, все его мысли — о них. Перед смертью Базаров уже не считает нужным сдерживать свою любовь к Одинцовой. Настолько сильна оказалась эта любовь, что на время отступила сама смерть: лишь после того, как Базаров простился с Одинцовой, он «позволяет» себе провалиться в бред, в беспамятство.

Последние страницы романа – это реквием по «страстному, грешному, бунтующему сердцу» Базарова, с уходом которого, казалось бы, осиротели все герои тургеневского произведения.

Источник: StudFiles.net


Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.