Обращение ты допустимо


Верблюд прерывисто вздохнул, бросив на стол ручку и закрыв тетрадь. Момент, когда он почувствовал острое желание сделать это, совпал с тем, когда за окном пронесся другой поезд, двигавшийся в обратную сторону. Сидящий напротив Эрнесто, внимательно проследивший за составом, но так никого и не увидев в промелькнувших окнах, обратил свое внимание на соседа.

— Не пишется?

Верблюд устало обхватил голову руками.

— Осточертело…

— Что именно?

— Это. Вот это вот все, — он обвел взглядом вагон. Увидев непонимание в глазах спутника, он решил объясниться. – Поезд в никуда. Одна и та же станция. Те же пассажиры и проводницы. Вот откуда в таких условиях взяться музе?

Эрнесто, который и вправду был похож на тезку по фамилии Че Гевара (а может им и являлся в действительности) невинно пожал плечами.

— Напиши тогда о…

— Обо всех написал. О каждом, кто есть на этом поезде.


Бородач искренне удивился.

— Даже о машинисте?

— Еще двадцать лет назад.

Эрнесто откинулся на спинку сидения.

— Слушай, точно, ты же показывал мне…

Верблюд яростно закивал.

— Говорю тебе, эта поездка буквально высосала из меня все вдохновение. Даже медитация уже не помогает!

Эрнесто растерянно развел руками.

— Может, начнешь рисовать?

— И без меня тут художников полно, не стану же я… — он махнул рукой, не договорив начатое и уставившись в окно, за которым монотонно двигался самый скучный пейзаж, какой только можно представить – зеленые луга с многочисленными лесополосами из хвойных и лиственных деревьев. Не было даже озер, рек, гор или дорог. Кто-то из пассажиров однажды заявил, что видел один и тот де куст три раза, а значит согласно Данте, они проехали три круга ада, и осталось всего четыре, после чего все закончится. Но это было уже очень давно, а тот самый «умник» успел увидеть знакомый куст уже пятьсот двадцать пять раз.

— Может, чаю? – революционер участливо постучал по алюминиевой кружке, мельком взглянув на проходящую мимо по коридору плацкарта школьницу в больших наушниках. Верблюд несколько секунд глядел на стол невидящим взглядом, после чего медленно встал.

— Пойду, посмотрю, когда следующая остановка.


— Вроде же в…

— Я сам посмотрю!

Пройдя мимо купе с двумя ортодоксальными евреями, молодой японкой с рыдающей девочкой, компаний юношей, играющих в карты под песни Queen, супругами из Англии, кудрявым гитаристом с щетиной и рыжим котом, молчаливыми мускулистыми французскими военными, бабушкой и внучкой с побережья Норвегии, угандийским стариком-шаманом и толстым гиком с пачкой комиксов за пазухой, мужчина оказался в конце вагона. Сам Верблюд имени своего не помнил, как и остальные, и прозвище получил из-за каравана «кораблей пустыни» на серой футболке. Здесь, у расписания остановок, его встретила легким взрывом надутой жвачки та самая школьница. Убрав огненные волосы за спину, она настойчиво стучалась в комнату проводниц.

— Через пять минут, — бросила она, увидев палец Верблюда на бумажке. Тот лишь устало сжал руку в кулак. – Извини. Ты хотел лично взглянуть…

Мужчина скривил губы в прощающей ухмылке и вопросительно посмотрел на спутницу и дверь. Девочка возмущенно мотнула головой.

— Уже который год прошу у них чистое белье, а меня игнорят. Такое ощущение, что мы на каком-то восточно-европейском поезде – сервис просто бесит.

— Так ведь так и есть…

— В смысле?

— Видишь эту надпись? «РЖД». Это «Российские Железные Дороги».

— Ты гонишь…


— А ты не знала? – Верблюд вскинул брови.

– Черт, нет, я думала, именно так и должен выглядеть поезд в Ад. Типа, что это уникальный дизайн и все такое.

— Ну вот…

— Охренеть, и я узнаю это спустя столько времени. Мог бы и раньше сказать – ты же из России.

— Да многим говорил…

— Но не мне.

— Уж извини.

Рыжеволосая устало улыбнулась, по-новому рассматривая трехбуквенную аббревиатуру.

— Как же вы, русские, ездите в таких?

— Привыкли.

В наступившей тишине послышался щелчок, после чего дверь перед школьницей открылась, явив стройную высокую блондинку в юбке-карандаше и белой блузке.

— Что вы хотели? – голос был юный и немного дерзкий.

— Немного уважения с вашей стороны, дорогуша. Я, конечно, понимаю, мы тут не к райским кущам едем, но раз уж постелили белье, будьте добры сменить его. Мне уже просто неприятно лежать на вонючих простынях.

— Смена белья производится по прибытии к вокзалу.

— Так он когда еще будет!

— Ждите.

— Чего ждать? Второго пришествия Спасителя нашего?

— Насколько мне известно, Божий сын не планирует нисходить на землю в ближайшее время. Смотрите расписание.

— Вы прекрасно знаете, что там нет никакого вокзала.


— Скоро появится, — проводница закрыла дверь, не дав школьнице продолжить спор.

— Белье дайте, черти!

Стукнув напоследок по двери, девочка-подросток сдула нависшую над глазами прядь волос. Верблюд, следивший за разговором, скрестил руки на груди.

— Не устала еще просить?

— У меня встречный вопрос: в ваших поездах такие же хамоватые проводники?

— Вообще-то, в основном, да…

— Прелесть.

Тем временем поезд начал замедлять движение, приближаясь к очередной, но по сути той же самой станции, где их жала одна и та же торговая лавка под полосатым тентом и неизменным продавцом.

— Российские Железные Дороги, подумать только, — Рыжая фыркнула, праздно оглядывая окрестности.

К этому моменту произошло уже абсолютно все, что могло произойти. Пассажиры выпрыгивали между станциями из окон – и тут же материализовывались на своем месте. Пытались захватить поезд – но машинист был бессмертен, а управление составом не отзывалось на действия мертвецов. Убегали со станции – чтобы всего через сутки снова выйти к ней. Кололи себя и друг друга ножами – безрезультатно.

В конце концов, большинство смирилось с положением дел, хотя некоторые позволяли себе вольности. Кто-то развлекался тем, что выходил на станции и ждал «следующего» поезда. Кто-то выбирался на крышу. Кто-то просто время от времени устраивал геноцид среди пассажиров – от скуки. За то время, что Верблюд провел здесь, пассажиры успели пережить сотни войн, тысячи оргий и бесчисленное число попыток построить в этих условиях своего рода цивилизацию. В конечном итоге, по крайней мере пока что, здесь установилась атмосфера обыкновенной, хотя и не в меру чудной, поездки вроде рейса Москва-Владивосток, помноженной по продолжительности на миллиарды миллиардов.


О том же, что поезд следует в преисподнюю, каждый из присутствующих знал с самого начала, просто по умолчанию. Другое дело, что не каждый помнил свою земную жизнь, и соответственно зачастую собственное имя и причины гибели. Верблюд, будучи когда-то писателем, ради пресловутой забавы уже сменил десятки амплуа, примерим образы как выдуманные им лично, так и созданные другими авторами. Сейчас он даже не мог с твердостью сказать – таким ли был его характер при жизни.

Скучающими глазами он смотрел на Рыжую, вспоминая, как убивал ее, любил, предавал, боготворил, занимался с ней сексом и расчленял ее тело на куски. А она делала то же самое с ним. И все они, пассажиры «адского» поезда сотворили в этих тонких стенах уже столько всего, что даже сам Сатана не смог бы предложить им чего-то нового. Хотя может в этом и крылся весь подвох. Может эта поездка и не должна никогда закончиться, а люди, оказавшиеся в замкнутом кольце непрерывного движения, не должны добраться до ада, навсегда потерявшись где-то на пути к точке В.


Кто-то утверждал, что все присутствующие здесь – находятся в коме и потому вынуждены ждать, находиться в таком подвешенном состоянии. Сам же Верблюд придерживался мнения, что это и есть Ад, а заодно Рай, Нирвана и что там еще у верующих после смерти. Раз существует загробная жизнь, то почему бы ей не быть вот такой – бесконечным существованием на полке плацкартного вагона поезда, движущегося через пейзажи с банальной открытки за тридцать рублей. Впрочем, в глубине души он опасался истины – все-таки это именно Ад. По крайней мере, для него.

Помнится, он читал рассказ-анекдот про мужика, который после гибели был волен скитаться по всей Вселенной и видеть невероятные чудеса, да только спустя миллион лет это наскучило ему, а придя за окончательной смертью к божеству, он понял, что не получит желаемого.

«- В таком случае, я оказался в аду!» – воскликнул он.

«- А что, ты только сейчас это понял» — ответили ему.

Да уж, подумал Верблюд. Такой исход всяко лучше, нежели чертова поездка по железнодорожным рельсам. Но, по крайней мере, здесь было с кем поговорить.

— Знаешь, — школьница сняла наушники, в которых, кажется, ничего и не играло. – Если в Ад следует поезд, то, наверно, в Рай должен лететь самолет.

— Типа из-за комфорта?

— Ну да, и еще он же вверх летит, к небесам, к Богу.


— Но мы-то едем не вниз.

Рыжая задумалась на время.

— В моей жизни в ад не было нужды спускаться – он был там, на земле.

Сказано было меланхолично, буднично. Верблюд промолчал, раздумывая над этими словами. За окном проплыла лавка. Рыжая запрокинула голову так, как делают только взбалмошные школьницы, когда делать им нечего, и снова уставилась в никуда.

— Потрахаемся?

— На станции?

— Можно здесь…

Верблюд позволил себе перебрать варианты.

— Можно, например, у торгаша.

— Да, там прикольно, — девочка вытащила изо рта жвачку и прилепила ее на дверь проводниц. – Пойдем?

Войдя в тамбур, они дождались появления той самой блондинки в форме, которая неторопливо открыла входную дверь и спустила лестничный трап. Выпрямившись, она спустилась вниз, и Верблюд с Рыжей уже собрались последовать за ней, как вдруг оба резко замерли. Снаружи, у входа, стояла женщина с билетом в руках и небольшим чемоданом на колесиках рядом. Мужчина сразу отметил приятную европейскую внешность: длинные волнистые каштановые волосы, большие зеленые глаза, чуть вздернутый носик, стройная фигура. Девочка обратила внимание на простые белоснежные футболку и бриджи, летние сандалии и очаровательную сетчатую панамку. Незнакомка взирала на поезд с изучающим интересом, пока ей не протянула руку проводница, тянущаяся за проездным талоном.


— Анхела Веллес. Мадрид, Испания. Тридцать четыре года, — блондинка внимательно рассмотрела бумажку. – Ваше место в середине вагона, сорок шестое, нижняя полка. Проходите, пожалуйста.

Женщина подхватила чемодан и, встретившись взглядом с Верблюдом, обратилась к нему.

— Извините… вы не поможете?

Тот, спохватившись, спустился на пару ступеней вниз и взял поклажу. Немного смущенная, испанка прошла мимо таращившейся на нее Рыжей.

— Добрый день.

Оказавшись в своем купе, она присела, показав, куда поставить чемодан.

— Благодарю вас.

Она явно старалась не замечать того, что на нее уставились все пассажиры вагона, этого и даже соседних – те стояли в проходе, толкаясь между собой. Верблюд и Рыжая осторожно присели рядом. Переглянувшись, они молча кивнули друг другу – «давай ты». Наконец, девочка решилась подать голос.

— Скажите… Анхела, а вы как здесь оказались?

Испанка выдавила вежливую улыбку.

— Ну… как и все, наверно, кто тут есть. Я умерла.

Рыжая с задумчивым видом откинулась назад.

— Ага… — она снова посмотрела на Верблюда и тот перехватил эстафету допроса.

— И как же это произошло?

— Да случайно. Нелепо даже. Поскользнулась на мокром кафеле и, видимо, ударилась головой насмерть.


Женщина решилась все-таки прояснить ситуацию.

— Прошу прощения, а почему все так смотрят на меня?

— Вы первая и единственная за десятки лет, кто сел на этот поезд.

— В каком смысле десятки лет? То есть, вы здесь все уже давно?

Рыжая облокотилась на столик, взлохматив волосы.

— Мы здесь уже чертовски давно. Причем оказались мы тут сразу все вместе. И без билетов.

Верблюд протянул руку.

— Можно взглянуть?

Впрочем, ничего нового он не прочитал. Лишь краешек талона украшали пресловутые три буквы – РЖД – оттесненные золотом.

— Скажите, — женщина явно была взволнована тем фактом, что поезд едет уже столько времени. – А когда же мы должны приехать?

— А что? – Рыжая горько усмехнулась. – Вам не терпится в ад?

— В ад? Нет, что вы… Я еду в Рай.

Пассажиры, ловившие каждое слово новенькой, как один вздрогнули.

— Такого не может быть, — Верблюд мотнул головой. – Мы все едем в Ад. Он в одной стороне. Кто… кто вообще вам сказал, что вы попадете в рай?

Веллес смутилась, но ответила уверенно.

— Я просто знаю. Да и не должна я в ад попасть. Я не убивала, не крала, да и в целом жила честно. Может тут какая-то ошибка… Постойте, а вы откуда знаете, что поезд направляется в Ад?


— Да оттуда же, откуда и вы.

Рыжая резко встала, хлопнув ладонями по коленкам.

— Так, с меня хватит – я иду к проводникам. Пусть объяснят, что вообще происходит. Чертовщина какая-то, ей-богу.

Едва школьница ушла, ее место занял кудрявый гитарист.

— Мисс, а вы точно уверены, что вам в рай? Может, вы просто пытаетесь отрицать это?

— Слушайте, я со всей определенностью могу сказать, что еду прямиком в рай и никуда больше. Меня сейчас больше волнует, как долго я буду ехать туда.

— И что же, вы совсем безгрешны?

— Ну почему же… как и все… просто я старалась жить по справедливости и если были у меня грехи, то совсем немного.

— Да что мы все ходим вокруг да около? – один из евреев вскинул руки. – Достаточно одного – вы верующая?

— Нет, и никогда не была.

— Вот и все! Как и остальные здесь, вы просто обязаны проследовать до Ада, поскольку атеистам вход на небеса закрыт.

— Минутку, ну это же бред. Почему тогда я изначально не ехала с вами, а? Может, потому что мне уготован иной путь?

— Дамочка, рельсы здесь одни, — старушка Грета ощерилась в самоуверенной ухмылке.

— Но все же она права, — Верблюд оглядел остальных. – Она появилась позже остальных, этому должно быть объяснение.

— Скажите, пожалуйста, — голос подала японка. – А вы в каком году умерли?

— В восемнадцатом.

— В двухтысячном? – азиатка ошарашенно прижала ладонь к губам.

— Да, а что?

— Просто… — Эрнесто хмуро почесал висок. – Мы то все из двадцатого века.

Испанка виновато, но удивленно отвела глаза.

— Сожалею…

Послышался чей-то смешок в толпе. Толстый гик по имени Хорхе вышел вперед.

— А я, кажется, все понял, — он с важным видом дождался, пока все обратят на него свой взор. – Это проверка.

— В каком смысле? – спросил один из французских солдат.

— Не пассажирка она вовсе. А помощник Бога, который должен выявить среди нас тех, кто достоин рая.

— Я хоть и не верующая, — белокурая англичанка переступила с ноги на ногу. – Но разве это не определяется прожитой жизнью? Довольно несправедливо кидать людей в ограниченное пространство на долгие года и ждать, что они будут молиться по три раза в день. Учитывая, что происходило в этом поезде, проверку не прошел ни один из нас.

— Уверяю вас, я обычная пассажирка, — Анхела взволнованно подвинула чемодан ближе. Она почти с облегчением заметила приближающуюся Рыжую. – И я очень надеюсь, что проводники разъяснят всю эту странную ситуацию. Девушка, что они вам сказали?

Рыжая мрачно согнала музыканта со своего места и тяжело вздохнула.

— Вы действительно едете в Рай…

Среди поднявшегося ропота выделился хриплый голос угандийского шамана.

— Беда в том, что ни в Рай, ни в Ад мы, судя по всему, так никогда и не доедем. Я уже говорил и повторю еще раз – их попросту не существует, а все это на самом деле является одной из миллиарда проекций загробной жизни, в которой объединились нами угасшие сознания.

— И мы снова возвращаемся к вопросу, — Верблюд уже явно злился. – Какого черта, в таком случае, она оказалась здесь спустя столько времени?

Африканец замялся, поправляя очки. Англичанка же снова вернула разговор в русло обсуждения.

— Если она едет в Рай, значит он там же, где и Ад, — в ее тоне послышалась надежда. – Вдруг это одно и то же место?

— Угу, — Эрнесто усмехнулся. – А там уж будьте добры: грешники – налево, святоши – направо.

— В любом случае, я согласна с Хорхе, — японка кивнула на толстяка. – Только проверяет нас не она, а кто-то повыше. Мол, как мы поведем себя в отношении этой женщины. Сделаем ей плохо из-за того, что она едет в Рай, а мы – нет, или не станем трогать и заслужим тем самым место на небесах.

— Эм… я вообще то слышу вас, — испанка деликатно подняла руку. – И мне что-то не очень нравится эта полемика.

— Гражданка, уверяю вас, — Верблюд недовольно поерзал на сиденье. – Нам тоже не очень радостно от того, как нас дразнят тем, что кто-то тут едет нимб надевать, а кому-то до конца времен будут вилами в задницу тыкать.

— Я здесь при чем? – Анхела тоже начала негодовать. – Вы в мое положение войдите. Жила себе с мужем, тут бац – разбила голову о новенький кухонный пол и внезапно оказалась в поезде, полном грешников, которые бог знает сколько лет занимаются здесь бог знает чем. Представить себе даже боюсь, что тут творилось.

— Посмотрела бы я на тебя, окажись ты в моей шкуре, — Рыжая вызывающе взглянула на женщину. – Ты на нас свысока-то не смотри, не отрастила еще крылышки.

— А что, я виновата в том, что вы свои жизни испоганили? Может, мне еще извиниться перед каждым, что я одна билет получила?

— Тон свой сперва поубавь, — школьница дерзко стукнула ногой по чемодану. – Ты тут одна, а нас два десятка вагонов.

— Я сейчас к проводникам пойду, если будете угрожать мне.

— Пхах, нашла у кого помощи искать. Ну, давай, дерзай. Посмотрим, как они тебя выручат.

Последняя фраза несколько смутила Веллес и она предпочла остаться, шумно и обиженно сопя.

— Угораздило же…

— Слушайте, а чего мы тушуемся действительно? – Рыжая обратилась к остальным. – Нам терять нечего, а я бы с удовольствием поглядела на оприходованного сотней грешников ангелочка. Да еще такого наглого.

— Только пальцем тронь, гадина, — испанка привстала, хватаясь за лежащий рядом ножик. – Я тебе устрою корриду. И вам всем тоже.

— Взгляните на нее, — Эрнесто определенно веселился от происходящего. – Без пяти минут на небесах, а уже готова разить «святым клинком» нечистых. Оставьте эту работу архангелу Михаилу, мадам – мы уже тысячи раз успели помереть. Зная о решимости Рыжей, могу лишь посоветовать закрыть глаза и думать об Англии.

— Постойте, но что если это действительно тест? – Хорхе нервно закрутил головой. – Вы что, упустите шанс попасть наверх ради одного перепихона с этой залетной?

Супруг британки иронично прищурился.

— Если ты всерьез думаешь, что боженька простит тебя после всего, что ты наделал лишь потому что разок удержал свой член в штанах, то у меня плохие новости для твоего ай-кью.

— Но зачем тогда она здесь? – толстяк подошел еще ближе. – Это же явная подначка – пихать святую в поезд с такими, как мы.

— А я скажу, что здесь действительно не так, — его оппонент тоже сделал шаг навстречу, одновременно приблизившись к испанке. – То, что эта дрянь не верит в рай, но попадет туда, а я не верю в ад, но меня везет туда чертов поезд вот уже десятки лет.

Он повернул голову к виновнице конфликта.

— Если твой Бог и вправду существует, тебе самое время начинать молиться ему, потому что я намерен стоять в первых рядах тех, кто пустит тебя по кругу.

— Сделаешь это, — Анхела подняла лезвие выше. – И я заставлю тебя сожалеть об этом до самого прибытия в Ад.

— Фантазии не хватит, — Рыжая, стоявшая позади британца, оскалилась. – Давай, Макбет, ты первый.

Она подтолкнула мужчину к испанке, но та отреагировала молниеносно – клинок тут же оказался в животе англичанина по самую рукоять.

— Ммм, дрянь… — только и успел промычать сквозь зубы Макбет, прежде чем замертво упасть на пол.

Школьница лишь заливисто рассмеялась, а вместе с ней – половина вагона. Эрнесто, закуривая сигару, покосился на испуганную пассажирку.

— Ножик-то зря из рук выпустила.

Анхела и сама поняла это, но поздно. Рыжая вместе с Верблюдом и остальными уже приготовились наброситься на свою жертву. Оттолкнув руку Веллес, девочка уверенно схватила женщину за шею и прижала к окну, как вдруг поезд резко начал тормозить. С конца вагона послышался звонкий голос проводницы.

— Станция Рай! Стоянка – одна минута!

Пассажиры с обомлевшими лицами завертели головами и вскоре заметили усиливающееся сияние по левую сторону. Грешники, забыв о добыче, толкаясь и пихаясь, прильнули к окнам, пытаясь увидеть источник света. В полной тишине перед ними среди холмов возник белоснежный город высотой в сотни метров. Блестящие башни, чьи основания тонули в серебристой дымке, выглядели прекрасными свечами в гигантском нежном торте. Солнечные блики освещали восхитительные изящные здания, гуляли по просторным улицам и паркам, украшали счастливые лики жителей «небес».

Даже досюда доносились переливчатый звон колокольчиков, умиротворяющий хор ангелов и еле уловимая музыка, вселяющая тепло в сердца и умиротворение – в разум. Раскрыв рты, пассажиры поезда не заметили, как мимо них к выходу спешно пробирается испанка с чемоданом. Оказавшись в тамбуре, она, не отрывая взгляда от райского мегаполиса, сделала шаг на лестницу. На фразу проводницы она отреагировала не сразу.

— Анхела Веллес, вам запрещается сходить на этой станции.

Та дернула головой.

— Ч-что? Почему?

— Нарушение пункта один и пять правил поведения на поезде Земля-Ад.

— Я не поняла. Что это значит?

— Она убила…

Женщина обернулась и увидела Верблюда, на лице которого читались одновременно задумчивость и ошеломление.

— В каком смысле?

Проводница-блондинка продолжила.

— Согласно уставу данного состава, пассажирам разрешаются: прелюбодеяние, ложь, воровство, насилие и убийство. Исключение составляют те, кто следует в Рай. В случае нарушения ими данного правила, они не допускаются до выхода на вышеупомянутую станцию и следуют до конечного пункта назначения.

— Но ведь они… уже мертвые, — испанка пораженно глядела то на блондинку, то на Верблюда. Тот даже не смотрел на уплывающий за окном вид на город. Его взгляд был прикован к Анхеле.

— Проверяли не нас. А тебя.

— Нет…

— Но ты не прошла тест.

Рядом появился Эрнесто, показавший на расписание, висящее на стенке.

— Здесь новая строчка, — он медленно прочитал вслух выведенные ярким красным цветом слова. – Вокзал Ада. Прибытие… через десять минут.

В открытые настежь форточки пахнуло жаром.

Источник: pikabu.ru

этикетОчень часто приходится сталкиваться с ситуацией, когда некоторые люди старшего возраста считают, что могут себе позволить обращаться ко всем младшим на «ты». Не учитывая при этом многих и многих прочих факторов. Мало того, в последнее время среди молодёжи распространяется убеждённость в том, что «Вы» – это пережиток позапрошлого века, архаизм, анахронизм и свидетельство «чинопоклонства и иерархичности». Не углубляясь в размышления об иерархичности любого общества, попробуем взглянуть на проблему.

«Обращение на «ты» сближает, стирает границы в общении между людьми» – отмечают некоторые противники обращения на «Вы». Однако границы между людьми всегда были и будут. Лично мне очень сложно представить человека, одинаково свободно пускающего всех встречных в свой дом. Так неужели пустить любого и каждого в свою жизнь – проще?

Спорным остаётся вопрос разделения «ты» и «Вы» в Интернете. Так, многие полагают, что интернет всех уравнивает: все – один социальный слой и класс. Возможно, какая-то логика в этом есть. Но вот лично мне очень сложно обратиться к незнакомому человеку на «ты» даже в виртуальном мире. Интересный выход нашли на некоторых форумах, когда при регистрации необходимо указать предпочтительную форму обращения. Что действительно существенно упрощает общение.

Итак, согласно правилам современного этикета обращение «Вы» является обязательным в следующих случаях:

  • Независимо от возраста и социального происхождения – в официальной среде и при обращении к малознакомому либо же незнакомому. При этом, обращение на «Вы» к человеку, достигшему 25 лет, дополняется именем и отчеством; к тем же, кому от 15 до 25 – чаще всего только полной формой имени.
  • При общении с человеком, встреченным впервые.
  • В общении между сослуживцами, в случае присутствия при этом посторонних лиц.
  • Во время делового общения в случае отсутствия неформальных отношений между людьми.
  • К коллегам во время конференции, симпозиума, и т.п., вне зависимости от форм общения с ними в неформальной обстановке.
  • При общении врача с пациентом, вне зависимости от обстоятельств.
  • Журналистами во время интервью даже с хорошо знакомыми людьми.
  • При обращении к учащимся старшей и средней школы, что подчёркивает уважительное отношение и отмечает зрелость личности.
  • По отношению к людям старшего возраста – вместе с именем и отчеством.
  • В официальной обстановке даже по отношению к хорошо знакомому человеку.

Обращение «ты» допустимо:

  • В семье, что является свидетельством близких отношений. Хотя и сегодня кое-где сохраняется традиция обращения к родителям на «Вы».
  • В неофициальной обстановке при обращении к хорошему знакомому, коллеге, другу, к детям.
  • В школе при обращении к ребёнку до 9 лет.

Жестких правил, регулирующих переход с «Вы» на «ты» нет, но практика общения выработала определённые ориентиры. Так:

  • Нельзя принимать одностороннее решение о переходе на «ты», особенно касательно зависимого человека (например, подчинённого), так как это может быть воспринято как фамильярность.
  • Старший может предложить младшему перейти на «ты», однако это ни в коей мере не обязывает младшего согласиться на такой переход, не взирая на возрастную разницу.
  • Переход на «ты» с человеком, с которым существует большая разница в возрасте и социальном положении, недопустим.
  • В отношениях между мужчиной и женщиной предложение о переходе на «ты» должно исходить исключительно от женщины. Данное правило не так строго соблюдается при деловых отношениях.

Как бы там ни было, каждый делает выбор для себя, ориентируется в общении самостоятельно, тем более, что жизненные ситуации бывают разнообразнейшими, а на все вопросы правила этикета ответов не дают. И вместе с тем следует помнить, что этикет как элемент внешней культуры помогает решать в повседневных ситуациях множество проблем, часто даже пресекать их до возникновения.

Источник: s h k o l a z h i z n i . r u

Источник: www.sadgora.info

Начиная с 18-летнего возраста, принято обращаться на «вы». Обращение на «ты» имеет место в следующих случаях: родственные отношения; близкие, дружеские отношения; детский возраст.

Обращение на «вы» должно использоваться независимо от социального статуса, пола и возраста собеседника.

Vy-ty.jpg

Придерживаться этого правила этикета в деловом общении особенно важно, поскольку вы представляете не только просто себя, но себя, как профессионала, а также ту или иную компанию. За вами стоят имя компании, коллектив, формируемый годами авторитет.

Когда у вас возникают сомнения относительно выбора формы обращения, рекомендуется использовать более вежливую форму — обращение на «вы». Обращение на «вы» говорит о культуре того, кто обращается.

Переход с «вы» на «ты» важный момент в общении, знак значительного сокращения дистанции, сознательный переход на более близкий уровень отношений. Порой, переход на «ты», приводит к снижению уровня взаимных требований и ответственности, ожиданию сторон большей лояльности и снисходительности при нарушении договоренностей. Сохранение дистанции в деловом общении позволяет вести более конструктивный диалог, отвечающий требованиям бизнеса и экономики. Поэтому при знакомстве не спешите сокращать дистанцию общения, делать отношения более близкими, перейдя на «ты».

Согласно этикету, инициаторами перехода на «ты» могут выступать:

—  женщина, при общении мужчины и женщины;

— старший, при общении младшего и старшего по возрасту;

— старший по статусу, при общении людей разных по социальному статусу.

teamwork-spirit-at-work.jpg

Что делать если собеседник перешел с вами на «ты», не спросив разрешения? Вы вправе акцентировать на этом внимание и сказать, что и вам удобнее оставаться с ним на «вы». В ситуации, если собеседник обращается к вам с предложением перейти на «ты», а вы не желаете этого делать, также не стоит молчать, необходимо сказать, что вам удобнее продолжить общение на «вы». Дальнейшее обращение к вам с его стороны на «ты» или на «вы» будет говорить об уровне его воспитания и культуры. Выводы делайте сами.

bezymyannyy1.jpg

Если решение перейти на «ты» обоюдное, то это говорит о желании сократить дистанцию и внести дружеские ноты в общение. Решение, как и ответственность за него остается за вами.

Одностороннее «тыканье», в большинстве случаев звучит грубо и невоспитанно. Исключение составляют обращение на «ты» со стороны человека очень почтенного возраста или лица занимающего довольно высокое положении, при условии, что они этим не оскорбят собеседника.

В разных компаниях и коллективах принимается своя форма обращения между сотрудниками. Нередки примеры, когда устанавливается форма обращения на «ты». Новому сотруднику, рекомендуется прислушаться к жизни коллектива и принять их форму обращения.

Но даже если внутри коллектива принято обращаться на «ты», то при клиентах следует обращаться к друг другу на «вы», это будет говорить о высокой культуре организации.

Обращение на «вы» в России предполагает использование уважительной формы  обращения по имени-отчеству. В ситуации, если перед вами незнакомец, то лучше использовать обезличенные обороты: «Извините», «Прошу прощения» и т.п. Употребление в речи слов «мужчина», «женщина» звучит вульгарно. Слова «девушка» и «молодой человек» с натяжкой, но использовать допускается, но только к лицам действительно молодым. 

di-cau-thang-bo.jpg

В нашей стране еще не сформировалось устойчивая форма обращения. Утрачены обращения «сударь», «сударыня», «товарищ». Обращения «господа», «дамы» уместным являются только в деловой официальной среде: «Господин Иванов», «Уважаемые дамы и господа». К участникам мероприятия возможно обращение: «Уважаемые участники конференции», «Дорогие тюменцы и гости города» и т.д.

При выборе формы обращения следует помнить об одном из важнейших правил жизни и этикета: «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой».

 

Автор – Брылина Елена             

Орфография и пунктуация автора сохранены

Источник: pbs72.ru

Когда уместно переходить на «ты»? С кем лучше оставаться на «вы»? О чем говорит желание других людей тыкать вам? Что говорят о компании обращения друг к другу? Tengrinews.kz спросил у трех экспертов.

Обращение ты допустимо

Ольга Солоненко, 

психолог

аналитического направления: 

 

«Вы —

это вопрос

личных границ«.

Я работаю с клиентами только на «вы». «Вы» — для меня это вопрос личных границ. Каждый человек — личность, со своими границами, внутренним миром, убеждениями. Когда к нам на «вы» — мы оба личности. Переход на «ты» возможен только тогда, когда есть договоренность об этом.

В моем понимании «вы» определяет границу, где человек огражден от фамильярного отношения. Это и о доверии. Ведь когда мы впускаем в интимную зону, то становимся более уязвимыми. Если общение продолжается, а человек переход так и не сделал, значит, он сохраняет дистанцию. В общественной жизни я предпочитаю ко всем обращаться только на «вы». В том числе и в общении с мужчинами во время флирта.

К детям по достижении ими возраста 12 лет также принято обращаться на «вы». Ребенок — тоже личность. Обращение на «вы» — это признание, что перед нами такой же человек, как и я, мы равноценны и равнозначны вне зависимости от возраста. Почему не раньше? Дошкольники и младшеклассники воспринимают взрослых как защищающих лиц, они пока еще не самостоятельные единицы, только устанавливают свои границы.

Обращение ты допустимо
Иллюстративное фото:orinfo.ru

К сожалению, в Казахстане нередки случаи, когда взрослые, даже пожилые люди обращаются ко мне, 40-летней, на «ты», с указанием, что я должна сделать. Возраст не дает права по умолчанию переходить на «ты». Для меня это очень странная иерархия, больше похожая на использование. Когда мне начинают тыкать, я воспринимаю это как полнейшее отсутствие воспитания и уважения, вторжение, агрессию, желание разрушить меня и мои границы, мою личность. И самоутвердиться.

Сейчас я работаю как бизнес-консультант и вижу, какие проблемы возникают из-за нарушения этой границы. В казахстанском бизнесе очень часто царят панибратские отношения: все друзья и подруги. В реальном бизнесе для эффективности нужна профессиональная дистанция. Пусть нет «вы», но общение должно строиться на профессиональном, а не личном уровне. В бизнесе отсутствие дистанции неуместно. 

Обращение ты допустимо

Галина Тимофеева,

практический психолог:

 

«Не факт,

что это признак уважения».

Если брать нашу культуру, то обращение на «ты» предполагает степень определенной близости и знакомства. Обычно мы сначала на «вы». Если обе стороны за, то затем переходят на «ты». 

Как поступать, когда у вас спрашивают о переходе на «ты»? Я рекомендую ориентироваться на себя, как лично вам комфортнее. Если вам удобно продолжать общаться на «вы», то вы вправе сказать об этом.  

К сожалению, часто культуральные особенности и воспитание воспринимаются отдельно от  истинной культуры поведения. К примеру, у нас принято к старшим по возрасту и (или) статусу обращаться на «вы». При этом не факт, что это признак уважения. Возможно, просто стереотип поведения. Печально, что эти же старшие могут в это же время обращаться на «ты», когда к ним на «вы». Зачастую это воспринимается как нечто нормальное. Для меня это про недостаточность внутренней культуры и самоценности.

На мой взгляд, учитывая особенности той культуры, в которой мы живем, этично обращение на «вы» с малознакомыми людьми, включая подростков с 13-14 лет. Затем, при большем знакомстве и при общей договоренности, можно переходить на «ты». Лучше в обе стороны, или хотя бы, чтобы комфортно было обеим сторонам.

Обращение ты допустимо

Вячеслав Попов,

бизнес-тренер,

преподаватель:

 

«Интересно

наблюдать за

общением людей

на барахолке»

В казахстанских компаниях я сплошь и рядом вижу обращение по имени-отчеству. Для меня это сигнал о том, что люди предпочитают сохранять дистанцию. Второй распространенный вариант — обращение «Баке», «Саке», «апай», то есть влияние национальных традиций. Чем ближе к западной демократической корпоративной культуре, то к первому лицу, предположим, экспату, будут обращаться просто по имени. Тем более что в английском языке нет деления на ты/вы (одно — you), а также отчеств. Тип отношений зависит от типа корпоративной культуры и зрелости компании.

На бизнес-тренингах я предпочитаю обращаться к участникам по имени и на «вы» — независимо от возраста, региона и статуса. «Вы» — дистанция и уважение, по имени — отсутствие официоза.   Я со студентами, и это выбивается из общей практики, общаюсь на «вы», но по имени, и ко мне прошу обращаться также.

В разных сферах есть свои устоявшиеся традиции. Преподавательская среда — даже к совсем молоденьким девушкам лет 25 обращаются по имени-отчеству. Врачи тоже. Айтишники — на «ты» и по имени. 

Обращение ты допустимоИллюстративное фото: zi.dn.ua

Очень интересно наблюдать за общением людей на оптовке или барахолке. Каждый первый обращается «брат» и на «ты», но при этом с большим уважением. Или же обращение «ага» в ходу там у незнакомых людей или не родственников. Поэтому очень важно при общении смотреть на социальный, культурный, образовательный бэкграунд собеседника.

В реальной жизни бывают ситуации, когда в паре один обращается на «ты», другой — на «вы». Для меня это про неравномерный баланс сил. Например, в компании исторически сложилось, что один — Серик Ахметович, а вторая — Люсенька. Это может влиять на эффективность коммуникаций. Моя рекомендация — вопрос «ты» или «вы»?» надо проговаривать. Казалось бы, такая мелочь для кого-то может стать причиной смены работы.

Ольга Пастухова

Источник: tengrinews.kz

"Ты" — исконно русское обращение.

Этикет во времена Петра IЕще до последнего десятилетия XVII века форма обращения на вы в общении между жителями российского государства отсутствовала. Первое лицо государства не было исключением. К царю обращались на ты, несмотря на то что еще в XVI веке были введены государственно-церковные обряды венчания и помазания на царство, и иерархическая дистанция между властью и подданными выросла. Язык на протяжении XVI-XVII веков продолжал хранить традицию древнего родового общества равных, зафиксированную в личном местоимении. "Царю государю и великому князю бьет челом холоп твой", "Пожалуй меня, государь, холопа своево", "Служу я тебе, государь, холоп твой", "Царь государь, смилуйся" — таковы стандартные формулы сохранившихся в документах обращений и к Ивану Грозному, и к первым представителям династии Романовых — царям Михаилу Федоровичу и Алексею Михайловичу.

Только в 1690-х годах во внутренней деловой переписке Петра I возникают первые свидетельства об употреблении местоимения вы в качестве формы вежливости.

 

Обращение ты допустимо

Видимо, причины этого в том, что в молодости Петр любил бывать в Немецкой слободе — месте поселения иностранцев в Москве, а личным другом будущего императора стал выходец из Швейцарии будущий генерал-адмирал Франц Лефорт, чье имя ныне носит известный следственный изолятор. Именно тогда началось тесное общение Петра с носителями французского, голландского и немецкого (как известно, во всех этих языках существует вежливая форма личного местоимения). Начиная с 1694 года в письмах Петра I к ближайшим его сотрудникам — и к знатным русским дворянам, и к обрусевшим иностранцам — все чаще и чаще в качестве обращения начинает употребляться местоимение второго лица множественного числа.

 

Обращение ты допустимо

Обращение на вы встречается во многих письмах царя к представителям высшей администрации страны — боярам Тихону Стрешневу, Федору Головину, Борису Шереметеву, князю Федору Ромодановскому: "Min Her Kenich. Писмо вашего пресветлейшества мне отдано", "Писмо ваше мне вручено" и т. д. Впрочем, употребление вы еще не было последовательным, и переписка Петра того времени показывает колебания, типичные для начального периода становления любой новой лингвистической нормы: часто в одном и том же письме множественное число чередуется с единственным. Например, письмо Тихона Стрешнева, главы российского военного ведомства тех лет, начинается с обращения на ты: "Господин первой капитан Петр Алексеевич, мой милостивой, здравие твое десница Божия сохранит. Писание твое… о здравии твоем…" Но к концу послания Стрешнев переходит на вы вперемежку с ты: "…и за то милость вашу благодарствую, а за твои тшательные труды… Желатель вашей милости здравия и всякаго счастия во всем Тишка челом бью".

Со временем становится заметно распространение нового языкового явления. В середине первого десятилетия XVIII века все чаще встречаются письма русской знати к царю, в которых уже регулярно присутствует местоименное обращение на вы, а традиционная для концовки писем формула верности "раб твой" меняется на "раб ваш". Помимо этого обращение на вы появляется в деловых письмах, которыми обменивается высшая русская История этикета Россиизнать между собой.

По приказанию Петра в 1708 году были опубликованы учебники этикета русской речи под названием "Приклады", в которых объяснялось употребление местоимения вы как формы вежливости. "Приклады" представляли собой собрание писем-образцов, переведенных с немецкого, в которых употребление вы не только рекомендовалось, но и подкреплялось примерами. В 1719 году был издан учебник хороших манер для молодежи "Юности честное зерцало", в котором рекомендовалось среди прочего обращаться на вы к родителям.

Новая форма стала проникать и в художественную литературу. Например, в анонимной "Повести о российском матросе Василии" принцесса Ираклия обращается на вы к отцу, но тоже, как и реальные люди, путаясь в формах: "Милостивый мой государь батюшко! Прошу вашей государской и родительской милости, пожалуй, не отдавай меня в жену сему адмиралу".

address_01.jpgС середины 1720-х годов в переписке дворян употребление вы становится регулярным, а случаи сбоев на ты почти сходят на нет. Примечательно, что такие сбои сравнительно быстро исчезают в переписке мужчин, но в обращениях женщин их можно наблюдать почти на всем протяжении XVIII века. На ты сбивались в основном дворянки, жившие в поместьях и не получившие "книжного" образования. Так, в архиве князей Куракиных сохранились письма, показывающие, что такие сбои встречаются в посланиях представительниц династии как минимум до 1778 года.

Нормативная фиксация обращения на вы запоздала по сравнению с появлением устойчивой традиции в речи и литературе. В "Российской грамматике" Михаила Ломоносова, опубликованной в 1757 году, ее нет, она появляется только в одноименном труде Антона Барсова, завершенном более чем через 30 лет.

Постепенно наряду с таким употреблением вы, когда его используют оба участника разговора, утвердилось и другое: уже в конце петровской эпохи высокопоставленные люди требовали обращения к себе на вы как знака уважения, хотя сами "тыкали" подчиненным. С тех пор выбор ты или вы стал главным средством обозначения социального статуса собеседника. Так, писатель и педагог Виктор Острогорский вспоминал о гимназической реформе конца 1850-х годов, когда в русских гимназиях "невзирая на возраст, стали говорить — вы, при этом отменив и порку", в результате чего в обращениях учителей "сразу с одного маху исчезло из употребления и свиное рыло, и ослиное ухо, и даже личное местоимение ты". Поэт Афанасий Фет, став в 1867 году мировым судьей, старался обращаться к крестьянам на вы, но постепенно вернулся к форме ты, поскольку и сами крестьяне так обращались к судьям.

Этикет XIX векаВ отличие от дворянского сообщества и разночинцев, сумевших получить образование либо просто усвоивших городские манеры, форма обращения на вы почти не прижилась среди крестьян. Большинство сельского населения России вплоть до 1917 года при всех обращениях, даже к царю, употребляло местоимение ты. Если же человек отрывался от сельской среды, то он быстро усваивал, что слышать ты от начальства унизительно. Например, среди требований рабочих, объявивших весной 1912 года стачку на Ленских приисках, было и такое: "Рабочих называть не на ты, а на вы".

Так же это воспринималось и в армии, не случайно последовавший после Февральской революции приказ N1 Петроградского совета от 1 марта 1917 года гласил: "Обращение на ты отменяется совершенно". Приказ, однако, оказался нежизнеспособным, поскольку установление власти большевиков с последовавшим уничтожением сословий, титулов и чинов вновь поменяло ситуацию. В города хлынул поток людей, привыкших обращаться на ты ко всем и каждому, а по привычке говорить вы легко выявлялся представитель "белой кости", воспринимавшийся как враг. Манера обращения на ты наряду со словом "товарищ" стала знаком социальной близости и символом соединенности общей целью. Лишь ближе к концу 1920-х годов в культуре общения вновь начала возрождаться норма уважительного обращения на вы. Но о том, что в русский язык она была внедрена царем, подражавшим своему иностранному окружению, уже никто не вспоминал.

 

Чайный этикет викторианской Англии

 

Как "выкают" в странах мира

Более или менее строгие правила, как обращаться к начальнику, подчиненному или коллеге, существуют в странах, где общение в целом регламентировано. Например, в Германии или Франции, где "тыкать" принято лишь коллегам, с которыми говорящий знаком достаточно хорошо. В Германии кроме обычного Sie (в немецком языке вежливой формой является местоимение третьего лица множественного числа) часто используются всевозможные звания: "доктор", "инженер", а за неимением таковых — просто "коллега". Французские правила схожи с немецкими.

В Швеции и Польше считается невежливым обращаться к чужим, особенно, к старшим или начальству, на «вы», здесь используется форма третьего лица, например: «Не может ли доктор мне назначить лечение?», «Можно ли проводить госпожу домой?»

В большинстве стран Скандинавского полуострова вежливая форма вы практически не употребляется ни в разговорах, ни в письменном общении. Обращение на вы сохраняется лишь к особам королевской фамилии. В корпорациях "ты" обычно говорят даже главе корпорации или ее владельцу. Такое неприятие "выканья" привело к тому, что в некоторых странах, например в Финляндии, обращение на вы стало часто носить почти оскорбительный характер.

Особый случай — англоязычные страны. В английском языке местоимения второго лица единственного и множественного числа совпадают ("you"). Устаревшее местоимение второго лица единственного числа "thou" практически перестало употребляться к середине XVIII века и уже в то время считалось достаточно невежливым (на суде над сэром Уолтером Рэли королевский прокурор в гневе кричал ему: "Я буду тебе "тыкать", предатель!"), если произносилось за пределами церквей. Тем не менее существует целый набор способов высказать свое уважение или подчеркнуть неформальность отношений. Использование обращений "сэр" и "мадам" подчеркивает формальность общения, а предложение перейти на обращение только по именам аналогично русскому "перейдем на "ты"". Что же до стандартов обращения, то их попросту нет. Все зависит от правил поведения в одной отдельно взятой компании. Например, в крупном банке или торговом доме (скорее в Британии, чем в США) практически все будут обращаться друг к другу только по фамилии (что приравнивается к обращению на вы). Другое дело — молодые компании, в которых чаще все топ-менеджеры обращаются друг к другу только по именам, а иногда это правило распространяется и на всех служащих компании.

 

вежливость в деловом общении и в интернете

 

Правила обращения на "ты" и "вы"

ЭтикетКаждый человек хотел бы чувствовать себя комфортно и уверенно в любых ситуациях. Но иногда случаются такие моменты, когда мы теряемся и не знаем, как поступить в том или ином случае. Для того чтобы избежать, а может и вовсе предотвратить такие неоднозначные, проблемные ситуации, существуют некоторые практические рекомендации относительно общих норм и правил обращения в нашей культуре. Различают три вида обращения:

  • официальное,
  • дружеское,
  • фамильярное.

Нужно четко осознавать ситуацию и в целом контекст происходящих событий для того, чтобы выбрать необходимые манеры поведения. Официальное обращение предполагает использование такой формы обращения как «Вы», гражданин, господин, можно обратиться по званию. Дружеское

Источник: www.liveinternet.ru


Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.