Назовите две тенденции в развитии современных межнациональных


Источник задания: Задание 16_1. ЕГЭ 2018 Обществознание. Решение

Решение.

Вспомним теорию.

В современном мире просматриваются две взаимосвязанные тенденции в развитии наций. 


Межнациональная интеграция

Межнациональная дифференциация

процесс постепенного объединения различных этносов, народов и наций через сферы общественной жизни

экономические и политические союзы (например, Европейский союз (ЕС));

транснациональные корпорации (ТНК);

международные культурные и народные центры;

взаимопроникновение религий, культур, ценностей

процесс разъединения, разделения, противостояния различных наций, этносов и народов в самых разных планах

самоизоляция в целом;

протекционизм в экономике;

национализм в различных формах в политике и культуре;

религиозный фанатизм, экстремизм

Таким образом, мы видим, что пропущено слово «интеграция».

Ответ: ИНТЕГРАЦИЯ

Онлайн курсы ЕГЭ и ОГЭ

Источник: self-edu.ru

Межнациональные отношения в силу их многоаспектности представляют собой сложное явление. Они включают две разновидности:

– отношения между разными национальностями внутри одного государства;

– отношения между разными нациями-государствами.

Формы межнациональных отношений следующие:

– Мирное сотрудничество.

– Этнический конфликт (от лат. conflictus – столкновение).

Способы мирного сотрудничества довольно многообразны.


Назовите две тенденции в развитии современных межнациональных

Самый цивилизованный путь объединения разных народов – создание многонационального государства, в котором соблюдаются права и свободы каждой народности и нации. В подобных случаях несколько языков являются государственными, например, в Бельгии – французский, датский и немецкий, в Швейцарии – немецкий, французский и итальянский. В результате формируется культурный плюрализм (от лат. pluralis – множественный).

При культурном плюрализме ни одно национальное меньшинство не теряет самобытности и не растворяется в общей культуре. Он подразумевает, что представители одной национальности добровольно овладевают привычками и традициями другой, обогащая при этом собственную культуру.

Культурный плюрализм – показатель успешной адаптации (приспособления) человека к чужой культуре без отказа от своей собственной. Успешная адаптация предполагает овладение богатствами еще одной культуры без ущерба для ценностей собственной.

В современном мире просматриваются две взаимосвязанные тенденции в развитии наций.

Назовите две тенденции в развитии современных межнациональных

Межнациональный конфликт

В современном мире практически не существует этнически однородных государств. К таковым можно условно отнести только 12 стран (9 % всех государств мира). В 25 государствах (18,9 %) основная этническая общность составляет 90 % населения, еще в 25 странах этот показатель колеблется от 75 до 89 %. В 31 государстве (23,5 %) национальное большинство составляет от 50 до 70 %, и в 39 странах (29,5 %) едва ли половина населения является этнически однородной группой.


Таким образом, людям разных национальностей так или иначе приходится сосуществовать на одной территории, и мирная жизнь складывается далеко не всегда.

Межнациональный конфликт – одна из форм отношений между национальными общностями, характеризующаяся состоянием взаимных претензий, открытым противостоянием этносов, народов и наций друг другу, имеющим тенденцию к нарастанию противоречий вплоть до вооруженных столкновений, открытых войн.

В мировой конфликтологии нет единого концептуального подхода к причинам межэтнических конфликтов.

Анализируются социально-структурные изменения контактирующих этнических групп, проблемы их неравенства в статусе, престиже, вознаграждении. Есть подходы, сосредоточивающиеся на поведенческих механизмах, связанных с опасениями за судьбу группы, – не только за потерю культурного своеобразия, но и за использование собственности, ресурсов и возникающей в связи с этим агрессией.

Исследователи, опирающиеся на коллективные действия, концентрируют свое внимание на ответственности элит, борющихся за власть, ресурсы. Очевидно, элиты прежде всего ответственны за создание «образа врага», представлений о совместимости или несовместимости ценностей этнических групп, идеологии мира или вражды.


В ситуациях напряженности создаются представления о чертах народов, препятствующих общению, – «мессианстве» русских, «наследуемой воинственности» чеченцев, а также иерархии народов, с которыми можно или нельзя «иметь дело».

Большим влиянием на Западе пользуется концепция «столкновения цивилизаций» американского исследователя С. Хантингтона. Она объясняет современные конфликты, в частности недавние акты международного терроризма, конфессиональными различиями. В исламской, конфуцианской, буддийской и православной культурах будто бы не находят отклика идеи западной цивилизации – либерализм, равенство, законность, права человека, рынок, демократия, отделение церкви от государства.

Основной причиной конфликтов, трений, различного рода предубеждений между представителями разных национальностей выступает этноцентризм.

Этноцентризм – совокупность неправильных представлений (предубеждений) одной нации по отношению к другой, свидетельствующих о превосходстве первой.

Этноцентризм – уверенность в правоте собственной культуры, склонность либо тенденция отвергать стандарты другой культуры как неправильные, низкие, неэстетичные. Поэтому многие межнациональные конфликты называют ложными, поскольку в их основе лежат не объективные противоречия, а непонимание позиций и целей другой стороны, приписывание ей враждебных намерений, что порождает неадекватное чувство опасности, угрозы.


Современные социологи предлагают следующую классификацию причин межнациональных конфликтов.

Причины межнациональных конфликтов

– Социально-экономические – неравенство в уровне жизни, различное представительство в престижных профессиях, социальных слоях, органах власти.

– Культурно-языковые – недостаточное, с точки зрения этнического меньшинства, использование его языка и культуры в общественной жизни.

– Этнодемографические – быстрое изменение соотношения численности контактирующих народов вследствие миграции и различий в уровне естественного прироста населения.

– Экологические – ухудшение качества окружающей среды в результате ее загрязнения либо истощения природных ресурсов вследствие использования представителями иной этнической группы.

– Экстерриториальные – несовпадение государственных или административных границ с границами расселения народов.

– Исторические – прошлые взаимоотношения народов (войны, былое соотношение господства-подчинения и т. д.).

– Конфессиональные – из-за принадлежности к разным религиям и конфессиям, различий в уровне современной религиозности населения.

– Культурные – от особенностей бытового поведения до специфики политической культуры народа.

Социологи выделяют различные типы межнациональных конфликтов.

Назовите две тенденции в развитии современных межнациональных

Межэтнические конфликты не возникают на пустом месте. Как правило, для их появления необходимы определенный сдвиг привычного уклада жизни и разрушение системы ценностей, что сопровождается у людей чувствами растерянности и дискомфорта, обреченности и даже потерей смысла жизни. В таких случаях на первый план в регуляции межгрупповых отношений в обществе выдвигается этнический факторкак более древний, выполняющий функцию группового выживания.


Действие этого социально-психологического фактора реализуется следующим образом. Когда появляется угроза существованию группы как целостного и самостоятельного субъекта межгруппового взаимодействия, на уровне социального восприятия ситуации происходит социальная идентификация по признаку происхождения, по признаку крови; включаются механизмы социально-психологической защиты в виде процессов внутригрупповой сплоченности, внутригруппового фаворитизма, усиления единства «мы» и внешнегрупповой дискриминации и обособления от «них», «чужих».

Эти процессы могут привести к национализму.

Национализм (фр. nationalosme от лат. natio – народ) – идеология и политика, ставящие интересы нации превыше любых других экономических, социальных, политических интересов, стремление к национальной замкнутости, местничеству; недоверие к другим нациям, нередко перерастающее в межнациональную вражду.

Виды национализма

• Этнический – борьба народа за национальное освобождение, обретение собственной государственности.


• Державно-государственный – стремление наций воплотить в жизнь свои национально-государственные интересы, нередко за счет малых народов.

• Бытовой – проявление национальных чувств, враждебное отношение к инородцам, ксенофобия (гр. хепов – чужой и рКоЬов – страх).

Национализм может перерасти в свою крайне агрессивную форму – шовинизм.

Шовинизм (фр. chauvinisme – термин происходит от имени Никола Шовена, литературного героя комедии братьев И. и Т. Коньяр «Трехцветная кокарда», радетеля величия Франции в духе идей Наполеона Бонапарта) – политическая и идеологическая система взглядов и действий, обосновывающая исключительность той или иной нации, противопоставление ее интересов интересам других наций и народов, внедряющая в сознание людей неприязнь, а зачастую и ненависть к другим народам, которая разжигает вражду между людьми различных национальностей и вероисповеданий, национальный экстремизм.

Одним из проявлений государственного национализма является геноцид.

Геноцид (от лат. genos – род и caedere – убивать) – преднамеренное и систематическое уничтожение отдельных групп населения по расовым, национальным или религиозным признакам, а также умышленное создание жизненных условий, рассчитанных на полное или частичное физическое уничтожение этих групп. Примером геноцида является холокост – массовое уничтожение гитлеровцами еврейского населения во время Второй мировой войны.


Объединение группы по этническому признаку происходит на основе:

– предпочтения своих соплеменников «чужим», пришлым, некоренным и усиления чувства национальной солидарности;

– защиты территории проживания и возрождения чувства территориальности для титульной нации, этнической группы;

– требований о перераспределении дохода в пользу «своих»;

– игнорирования законных потребностей других групп населения на данной территории, признаваемых «чужими».

Все эти признаки обладают одним преимуществом для группового массового действия – наглядностью и самоочевидностью общности (по языку, культуре, внешности, истории и т. д.) по сравнению с «чужими». Индикатором состояния межнациональных отношений и, соответственно, их регулятором является этнический стереотип как разновидность социального стереотипа. При этом регуляция межгрупповых отношений с помощью этнического стереотипа приобретает как бы самостоятельное существование и психологически возвращает социальные отношения в историческое прошлое. Когда сталкиваются интересы двух групп и обе группы претендуют на те же блага и на ту же территорию (как, например, ингуши и североосетинцы), в условиях социального противостояния и девальвации общих целей и ценностей, национально-этнические цели и идеалы становятся ведущими социально-психологическими регуляторами массового социального действия. Поэтому процесс поляризации по этническому признаку неизбежно начинает выражаться в противостоянии, в конфликте, который, в свою очередь, блокирует удовлетворение базовых социально-психологических потребностей обеих групп.


При этом в процессе эскалации (расширения, наращивания, увеличения) конфликта объективно и неизменно начинают действовать следующие социально-психологические закономерности:

– уменьшение объема коммуникации между сторонами, увеличение количества дезинформации, ужесточение агрессивности терминологии, усиление тенденции использовать СМИ как оружие в эскалации психоза и противостояния широких масс населения;

– искаженное восприятие информации друг о друге;

– выработка установки враждебности и подозрительности, закрепление образа «коварного врага» и его дегуманизация, т. е. исключение из рода человеческого, что психологически оправдывает любые зверства и жестокости по отношению к «нелюдям» при достижении своих целей;

– формирование ориентации на победу в межнациональном конфликте силовыми методами за счет поражения или уничтожения другой стороны.

В острых конфликтных ситуациях одной из первых промежуточных фаз его урегулирования является юридизация конфликта.

Назовите две тенденции в развитии современных межнациональных

Само по себе подписание каких-либо соглашений еще не гарантирует погашения конфликта. Определяющей является готовность сторон их выполнять, а не использовать в качестве «дымовой завесы» для продолжения попыток добиваться своих целей неправовыми средствами.
я этого, в свою очередь, необходимо хотя бы частичное преодоление конфликта интересов или по крайней мере снижение его остроты, к чему может повести, например, появление в отношениях между сторонами новых стимулов: суровая экономическая необходимость, заинтересованность сторон в ресурсах друг друга, «премии» за урегулирование конфликта в виде международной или иностранной помощи – могут (правда, не всегда) переключить интересы конфликтующих сторон в иную плоскость и значительно притушить конфликт.

Таким образом, в социально-политическом плане пути к преодолению межнациональных конфликтов лежат либо через хотя бы частичное удовлетворение требований сторон, либо через понижение для них актуальности предмета конфликта.

Существующие межнациональные проблемы (территориальные споры, стремление к суверенизации; борьба этнических меньшинств за самоопределение, создание независимого государственного образования; дискриминация языка, образа жизни; проблема беженцев, вынужденных переселенцев и т. д.) требуют значительных усилий для их разрешения.

Пути разрешения межнациональных проблем

– Признание межнациональных проблем и решение их методами национальной политики.

– Осознание всеми людьми неприемлемости насилия, овладение культурой межнациональных отношений, требующей безусловной реализации прав и свобод лиц любой национальности, уважения самобытности, их национального самосознания, языка, обычаев, исключающей малейшее проявление национального недоверия, вражды.

– Использование экономических рычагов для нормализации этнополитической ситуации.

– Создание в регионах со смешанным национальным составом населения культурной инфраструктуры – национальные общества и центры, школы с национально-культурным компонентом для обучения детей на родном языке и в традициях национальной культуры.

– Организация эффективно действующих международных комиссий, советов, других структур для мирного разрешения национальных споров.

Образец задания

C6. Назовите две тенденции в развитии современных межнациональных отношений и проиллюстрируйте каждую из них примером.

Ответ: Могут быть названы и проиллюстрированы примерами следующие тенденции в развитии современных межнациональных отношений: Интеграция; экономическое, культурное и политическое сближение наций, разрушение национальных перегородок (например, Европейское сообщество). Стремление ряда народов сохранить или обрести культурно-национальную самостоятельность, автономию (например, корейское меньшинство в Японии).

Источник: soociety.ru

Социология

С6. С помощью примеров проиллюстрируйте каждую из трех разновидностей социальных норм: традицию, обычай, церемонию.

Ответ:

Традиция (гостеприимство); обычай (празднование юбилея); церемонии (коронация).

С 7. Познакомьтесь с утверждением русско – американского социолога П.Сорокина «Каждое последующее поколение становится неизбежным наследником предыдущего. Жизнь, судьба и деятельность поколения предопределены жизнью и деятельностью предшествующих поколений… Каждое последующее поколение сковано нерасторжимой цепью с предыдущим. Оно может погибнуть, но разбить эту цепь бессильно. Какое значение в жизни современного общества имеет опыт предшествующих поколений? В истории были трагические события, прерывающие связь поколений, порождающие «иванов, не помнящих родства». Может ли это служить аргументом против вывода П. Сорокина о «нерасторжимой цепи поколений»? Свою позицию обоснуйте».

Ответ:

Опыт – исторически развивающийся процесс взаимодействия человека с объективным миром и результат этого взаимодействия; совокупность практически усвоенных знаний, умений и навыков. Таким образом, опыт предшествующих поколений – необходимое условие развития современного общества, хотя не всегда передача этого опыта осуществлялась от поколения к поколению.

Исторический процесс показывает, что возможно возобладание стремлений начать все заново, зачеркнуть опыт предков. Однако прерывание связи поколений скорее носит катастрофический характер для общества, что подтверждает вывод П.Сорокина.

С 6. Назовите три вида социальных фактов и проиллюстрируйте каждый из них примерами.

Ответ:

· Действия, поступки людей, отдельных индивидов и больших социальных групп (переход Суворова через Альпы, крестьянское восстание под предводительством С. Разина, проведение П.А.Столыпиным аграрной реформы);

· Продукты человеческой деятельности (пирамида Хеопса, роман Л.Толстого «Война и мир», законы движения, открытые И. Ньютоном);

· Словесные действия: мнения, суждения, оценки (слова, сказанные Архимедом: «Дайте мне точку опоры, и я сдвину земной шар»; мнение Н.Бердяева: «Творчество есть переход небытия в бытие через акт свободы», оценка революции, данная А.Солженицыным: «Революция –нарушает все правила, она хулиганка, ей дозволено недозволенное, даже невежественное…»)

Межнациональные отношения

С6. Назовите две тенденции в развитии современных межнациональных отношений и проиллюстрируйте каждую из них примером.

Ответ:

1. Интеграция:

— экономическое, культурное и политическое сближение наций,

— разрушение национальных перегородок (пример: Европейский союз);

2. Межнациональная дифференциация:

— стремление ряда народов сохранить или обрести культурно-национальную самостоятельность,

— автономию (пример: корейское меньшинство в Японии).

С 6. На­зо­ви­те три при­зна­ка, опре­де­ля­ю­щие эт­ни­че­скую при­над­леж­ность ин­ди­ви­да, и про­ил­лю­стри­руй­те каж­дый из них при­ме­ром.

Ответ:

— общей тер­ри­то­рии (Рус­ские в своем боль­шин­стве про­жи­ва­ют в РФ.),

— общ­ность языка (В каж­дом го­су­дар­стве есть. го­су­дар­ствен­ный язык. это, как пра­ви­ло,- язык до­ми­ни­ру­ю­ще­го эт­но­са),

обоб­щен­ность куль­ту­ры. (В США боль­шин­ство жи­те­лей от­ме­ча­ют День бла­го­да­ре­ния)

 

С7. К фольклорному празднику группа мужчин и женщин подготовила номер, состоящий из танца и песен, которые их предки, жившие на этой земле несколько веков, исполняли в торжественные дни. О какой общности идет речь в данном сюжете? Назовите два признака, по которым вы это определили. Приведите дополнительный признак этой общности, не упомянутый в сюжете

Ответ:

1) названа общность: этническая группа;

2) два признака по тексту: общность культуры; общность территории.

3) дополнительный признак, например: общность языка; сознание своего единства.

С 26. Предположите, как культурные (межэтнические) конфликты могут помешать утверждению демократии. Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, выскажите три предположения.

ОТВЕТ:

  1. в условиях межэтнических конфликтов может быть невозможен диалог различных политических сил;
  2. конфликт может быть связан с ущемлением прав каких-либо этнических групп, что противоречит ценностям демократии;
  3. в условиях межэтнических конфликтов нередко поддержкой пользуются авторитарные лидеры и режимы.

С 7. Сикхи в Индии, тамилы в Шри-Ланке, баски в Испании выступают за создание собственных государств, и межнациональный конфликт в этих странах вылился в многолетнее кровавое вооруженное противостояние. Что явилось причиной межнациональных конфликтов в этих странах? Назовите любые две иные причины межнациональных конфликтов.

ОТВЕТ:

1) причиной межнациональных конфликтов в названных странах стало стремление отдельных народов к политической независимости;

2) другие причины, например:

— требование культурной автономии;

— борьба за подлинное равноправие

С 27. Встреча туристов, прибывающих на Гавайские острова, очень красочна. Их встречают венками из живых цветов. На месте пребывания с концертами выступают местные мужчины и женщины, номера состоят из танцев и песен, которые предки гавайцев, жившие на этой земле много веков, исполняли в торжественные дни.

О какой общности идёт речь в данном сюжете? Назовите два признака, по которым вы это определили. Приведите дополнительный признак этой общности, не упомянутый в сюжете.

Ответ:

  • названа общность — этнос (этническая группа);
  • названы два признака по тексту: 1) общность территории — гавайцы; 2) общность культуры — их предки.
  • назван дополнительный признак: 1) этническое самосознание (этническая идентичность); 2) общность языка.

С 7. К какой тенденции развития межнациональных отношений можно отнести проведение международного фестиваля молодежи? Приведите любые два других примера этой тенденции развития межнациональных отношений.

ОТВЕТ:

1) приведенный пример отражает тенденцию сближения наций, межнациональной ИНТЕГРАЦИИ;

2) другие примеры проявления данной тенденции :

примеры экономических и политических союзов: Европейская Ассоциация свободной торговли (ЕАСТ), Европейский Союз (ЕС), организация Североатлантического договора (НАТО) и др.;

примеры международных культурных центров: (Центр международного образования, Центр латиноамериканской культуры и др.).

СЕМЬЯ

С. По мнению ученых, семья наряду с другими функциями выполняет функцию поддержки физического здоровья родителей и детей. Назовите и проиллюстрируйте примерами три проявления этой функции.

Ответ:

1)отказ от вредных привычек (например, после рождения ребенка молодой отец бросил курить);

2) активный отдых (например, родители и дети зимой каждое воскресения отправляются на каток);

3)усвоение гигиенических навыков (например, родители приучают детей чистить зубы два раза в день, мыть руки перед едой и т.п.);

4)проведение профилактических и оздоровительных мероприятий (например, осенью родители и дети приняли решения и сделали прививки от гриппа и т.п.).

С 7. Возникшая в глубокой древности семья первоначально сосредоточивала в себе все основные функции по обеспечению жизнедеятельности человека. Постепенно она стала разделять свои отдельные функции с другими институтами общества. Укажите три такие функции. Назовите социальные институты, которые стали их выполнять.

Ответ:

1. социализация детей;

2. хозяйственно-экономическая;

3. досуговая;

4. социально-статусная.

Указано, что функцию социализации теперь осуществлять так же и школа, хозяйственно-экономическая функция связана с институтом материального производства; социальный статус человеку обеспечивают его усилия образовании, профессиональной деятельности.

Источник: megaobuchalka.ru


Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.