Межнациональное взаимодействие


Во взаимодействии реализуется отношение человека к другому человеку как к субъекту, у которого есть свой собственный мир. Взаимодействие человека с человеком в обществе – это и взаимодействие их внутренних миров: обмен мыслями, идеями, образами, влияние на цели и потребности, воздействие на оценки другого индивида, его эмоциональное состояние.

Под взаимодействием в социальной психологии, кроме того, обычно понимается не только влияние людей друг на друга, но и непосредственная организация их совместных действий, позволяющая группе реализовать общую для ее членов деятельность.

Само же взаимодействие в этом случае выступает как систематическое, постоянное осуществление действий, имеющих целью вызвать соответствующую реакцию со стороны других людей. Совместная жизнь и деятельность, в отличие от индивидуальной, имеют более жесткие ограничения любых проявлений активности – пассивности индивидов. Это вынуждает людей строить и согласовывать образы «я – он», «мы – они», координировать усилия между ними. В ходе реального взаимодействия формируются также адекватные представления человека о себе, других людях, их группах. Взаимодействие людей выступает ведущим фактором в регуляции их самооценок и поведения в обществе.


Межэтническое взаимодействие – «это прежде всего разнообразные контакты между этносами, ведущие к изменению индивидуальных и социальных характеристик каждой из взаимодействующих этнических групп и их отдельных представителей, а также к интеграции их определенных качеств и свойств»

С.Бочнер выделил 4 категории последствия межкультурного контакта для группы: 1) геноцид, то есть уничтожение противостоящей группы; 2)ассимиляция, то есть, постепенное добровольное или принудительное принятие обычаев, верований, норм доминантной группы, вплоть до полного растворения в ней; 3) сегрегация – это курс на раздельное развитие группы; 4) интеграция – сохранение группой своей культурной идентичности на новом значимом основании.

Мы рассмотрим в этой работе такие результаты взаимодействия между разными этносами, как дискриминация, геноцид, сегрегация и ассимиляция.

Дискриминация – это результат межэтнического взаимодействия при котором какая-либо категория граждан ограничена или лишена прав по признаку языковой или национальной.
о понятие «дискриминациям имеет негативную окраску, поскольку предполагается, что группу людей необоснованно лишают прав, которыми пользуются все другие граждане. Представляет интерес следующий эксперимент Дж.Эллиот, американская учительница поставила перед собой задачу: показать своим ученикам(все они были белые), какие переживания бывают у людей при расовой дискриминации. С этой целью она разделила учеников своего класса на «чернооких» (которых она охарактеризовала в качестве лучших превосходных) и «синеоких» (плохих, низких). Членам группы лучших давали дополнительные права и преимущества, тогда, как «синеокие» должны были подчиняться строгим правилам. Результаты такой дискриминации не дали себя долго ждать: «синеокие» начали хуже готовиться к урокам, становились подавленными, угрюмыми и злыми. Сами себя описывали в качестве «плохих», «злых», «тупых», «серых». Один из мальчиков сказал даже, что чувствует себя как «растение». Что касается «чернооких», то, по свидетельству учительницы, у них появились неприятные черты характера: жестокость, склонность преследовать слабых. Когда исследовательница заявила, что ошиблась и лучшими являются «синеокие», а плохими «черноокие», роли изменились на противоположные: произошли обратные изменения как в поведении, так и в умственной деятельности. Разрушились установленные прежде дружеские отношения и появились взаимные враждебные чувства.

Фактически «господа» и «слуги» поменялись местами. Повторив эксперимент Дж.Эллиот и изучив из последствия, другие психологи выяснили, что даже спустя несколько недель участники экспериментов оказываются менее предубежденными, чем те, кто в подобных экспериментах не участвовал.


Одной из крайних форм межэтнического взаимодействия может стать геноцид.

Геноцид (от греч. gеnоs – род, племя и лат. саеdеге – убивать) – одно из тягчайших преступлений против человечества, истреблением отдельных групп населения по расовым, национальным или религиозным признакам, а также умышленное создание условий, рассчитанных на полное или частичное уничтожение этих групп. В отличие от других видов насилия, геноцид осуществляется одним этносом над другим (другими), а значит, характеризуется не только большим количеством жертв, но и еще большим числом преступников.

Народ турки, которому всегда были свойственны пренебрежительное отношение к другим, высокомерие, приписывание преследуемым народам опасных для себя черт и мотивов. Совершая акты геноцида и вандализма по отношению к армянам, грекам и другим христианским народам, турецкие идеологи и правители, да и многие рядовые члены этноса утверждали, что армяне являются жестокими, что они преследовали и уничтожали турок, совершая акты геноцида. С таким же циничным заявлением выступил президент Азербайджана Г.Алиев: «В 1997 году Г.Алиев, президент Азербайджана, обнародовал указ о создании под его руководством государственной комиссии для расследования геноцида азербайджанцев в Армянской ССР в 40-50-е годы 20-го века. А дело было в том, что в те годы по просьбе правительства Азербайджанской ССР правительство Армении разрешило желающим из числа проживавших в Армении азербайджанцев вернуться в Азербайджан с целью заселения и освоения пустующих земель. В воображении же этноцентрального Алиева этот процесс превратился в геноцид. Кстати, многие из этих азербайджанцев позднее вернулись обратно, и при этом из в Армении приняли радушно.


Ассимиляция (естественная или насильственная) — проявляется, с одной стороны, в активном подавлении одного этноса другим, а с другой – в потере «пассивным» этносом некоторых своих характеристик, в частности традиций, обычаев, верований, языка. Ассимиляция описывает процесс усвоения культурных черт группой меньшинства; которая попала в культуру группы большинства, т. е. ситуацию усвоения культуры через эмиграцию в страну с другой культурой. Негры в США были и остаются этническим меньшинством. На протяжении 200 лет, еще будучи рабами, они впитывали черты доминирующей национальной культуры, приютившей их. Ассимиляция может продолжаться до полного растворения в новой культуре и потери своей культурной самобытности, а может оставаться частичной.

Другой крайней формой проявления расовой и этнической дискриминации является сегрегация (от лат. segregatio – отделение), представляющая собой ограничение в правах по мотивам расовой или этнической принадлежности. Сегрегация порождает у людей неуважение и презрение к другим народам, национальное высокомерие, чувство национальной отчужденности.
грегация — разделение людей в обществе на категории по признаку различия социальных статусов, требующее ограничения сферы жизнедеятельности, при котором контакты между группами воспрещены частично или полностью. Такое разделение закрепляется в социальных нормах, поведенческих стереотипах, общественных институтах, кодируется и подчеркивается символикой (знаками отличия, одеждой, табу, традициями, ритуалами). История общества открывает широкий спектр различных видов сегрегации. В основу сегрегации может быть положено реально существующее различие между людьми, осмысленное особым образом: пол — половая сегрегация, возраст — возрастная сегрегация, антропологический тип — расовая сегрегация, этническая принадлежность — национальная сегрегация. Ее основой могут стать также принадлежность к тем или иным стратифицированным социальным группам, сословиям, кастам (сословная, кастовая сегрегация), доступ к религиозным таинствам (сегрегация посвященных и непосвященных). Сегрегация на уровне социальной общности проявляется в идеологии, политике, этикете. На уровне межличностных отношений это явление существует в виде социальных установок и стереотипов восприятия людей другой категории и самих себя. Сегрегация может носить временный характер, например сегрегация подростков во время обрядов инициации, когда посвящаемый, отделившись от своего прежнего окружения и не инкорпорировавшись в новое, утрачивает социальный статус и оказывается как бы вне общества.
о вынужденное изгойство лежит между различными позициями человека в обществе и становится переломным моментом в жизни подростка, не только изменяющим его социальную роль, но и затрагивающим глубинные структуры его личности. Примеры явления сегрегации: два столетия в США существовала расовая сегрегация и политико-социальная дискриминация, пока 2 июля 1964 года президентом Линдоном Б. Джонсоном не был принят закон о гражданских правах, поставивший сегрегацию вне закона. Вопреки широко распространенному мнению, сегрегация как государственная политика была распространена и за пределами Юга США, а в сфере частной жизни — на всей территории; архиепископ Кейптаунский Десмонд Туту обвинил Израиль в политике апартеида, указывая на различные ситуации унижения жителей оккупированных территорий. Организация «Международная амнистия» в 2003 году требовала от Кнессета отвергнуть проект закона, запрещающего палестинским супругам израильских граждан проживать на территории самого государства Израиль.

 

 

Заключение

Межэтническое взаимодействие — органичный компонент всех этносоциальных процессов в полиэтничном обществе и одновременно важный фактор его развития. Терминологическое поле межэтнического взаимодействия составлено из системы классов, понятий и явлений, связанных с понятиями «этнос» и «этничность»: этнические границы, признаки этнической идентификации, психологические сходства и различия культур по ряду измерений, социальная и культурная дистанция и др.


В зависимости от степени важности сохранения культурной идентичности и участия в межкультурных контактах существует четыре возможных стратегии межэтнического взаимодействия, а именно: интеграция, ассимиляция, сепарация, маргинализация, а наиболее часто встречающимися проявлениями межэтнического взаимодействия является бикультурализм или поликультурализм.

Этнос является одновременно объектом, субъектом и носителем своей этнокультуры. Именно в этой связи этнокультура становится многоканальной системой взаимодействия как межличностного, так и межкультурного (учитывая взаимодействия этнической и мировой культуры). Этнокультура,, включая в себя ряд структурных элементов (традиции, обычаи, художественную культуру, нормы), образует систему, которая выполняет в межэтнической семье взаимодействующую функцию.

Структурными элементами этнокультуры, участвующими в процессе взаимодействия являются ценности, ценностные ориентации, , традиции, нормы, ритуалы, обычаи, языковые средства, явления ксенофобии, культурной перцепции, интернационализации культуры, диффузионизма в этнокультуре инкультурации.

 

 

Список использованной литературы:

1.Налчаджян А.П. Этнопсихология. 2-е изд. – СПб.і: Питер,2004.- 381 с.: ил.

2. Стефаненко Т.Г.Этнопсихология.- М.: ИП РАН, Академический проект; Екатеринбург:Деловая книга,2000. – 320 с.

3.Крысько В.Г. Этническая психология:учеб.пособие для студентов высш.учеб.заведений. – 5-е изд.,стер., — М.:Издательський центр «Академия», 2009. – 320 с.


4. Арутюмян Ю.В. Конкретно-социологическое изучение национальных отношений//Вопросы философии. 1969.,ХалмогоровА.И. Интернациональные черты советских наций. Рига, 1970

5. Ларина Т.В. Категория вежливости в аспекте межкультурной коммуникации (на материале английской и русской коммуникативной культур): Автореф. дисс. докт. фил. наук. — Москва, 2003.-32с.

6. http://ru.wikipedia.org/wiki

 

 

Источник: megalektsii.ru

Экстремизм, как правило, в своей основе имеет определенную идеологию. Признаки экстремизма содержат только такие идеологии, которые основаны на утверждении исключительности, превосходства либо неполноценности человека на почве социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии, а также идеи политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы.

Экстремистская организация – это общественное или религиозное объединение, в отношении которого по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности.


Экстремистские материалы – это предназначенные для обнародования документы, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности, либо обосновывающие необходимость осуществления такой деятельности. Сюда можно отнести: труды руководителей национал-социалистской рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное или расовое превосходство, либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы.

Экстремистская мотивация – это мотивация, основанная на групповой солидарности, осознании себя членом привилегированной группы, имеющей право на подавление в различных формах «чужаков».

Толерантность — означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности (переводится как «терпимость»).

Уголовная и административная ответственность за преступления и правонарушения экстремистского и террористического характера.

На протяжении последних лет в стране растет количество совершаемых преступлений экстремистского характера на почве национальной, религиозной вражды. Участились случаи нападения на студентов-иностранцев, обучающихся в России. В основе экстремистских взглядов и действий всегда лежит нетерпимость к людям другой национальности, цвета кожи, вероисповедания, политических взглядов, социального положения. Уголовный кодекс РФ предусматривает ответственность за совершение преступлений экстремистского характера. Как правило, совершение преступления на почве расовой, национальной или религиозной вражды является отягчающим ответственность обстоятельством.


Так, ч. 2 ст. 105 УК РФ предусматривает ответственность за совершение убийства по мотиву политической, идеологической, национальной, расовой, религиозной ненависти или вражды либо кровной мести. Данное преступление наказывается лишением свободы на срок от 8 до 20 лет либо пожизненным лишением свободы, ответственность наступает с 14 — летнего возраста.

Статьи 111, 112, 115-117 УК РФ предусматривают ответственность за умышленное причинение вреда здоровью различной степени тяжести, а также нанесение побоев и истязание по мотиву политической, идеологической, расовой, национальной, религиозной ненависти или вражды. В числе наказаний за данные преступления предусмотрено и лишение свободы.

Помимо ответственности за совершение на экстремистской почве преступлений против жизни и здоровья граждан, УК РФ предусматривает ответственность за совершение преступлений против конституционных прав и свобод человека и гражданина. Это – дискриминация, т.е. нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина в зависимости от его пола, расы, национальности, языка, отношения к религии и по другим основаниям, воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и вероисповеданий, проведению собрания, митинга или участию в них (ст.136 УК РФ).

Равенство прав и свобод человека и гражданина закреплено в ст. 19 Конституции РФ.

В соответствии со ст. 28 Основного Закона РФ каждому в нашей стране гарантируется свобода совести и вероисповедания, включая право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. В то же время, Федеральным законом «О свободе совести и религиозных объединениях» запрещается создание и деятельность религиозных объединений, цели и действия которых противоречат закону.

Ст.ст. 148-149 УК РФ предусматривают ответственность за воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и вероисповедания, а также проведению публичных мероприятий или участию в них.

Большую общественную опасность представляет вовлечение несовершеннолетних в экстремистскую деятельность, уголовная ответственность за подобные действия предусмотрена ч. 4 ст. 150 УК РФ.

Ст. 239 УК РФ установлена ответственность за создание, руководство либо участие в деятельности религиозного или общественного объединения, деятельность которого сопряжена с насилием над гражданами или иным причинением вреда их здоровью либо с побуждением граждан к отказу от исполнения гражданских обязанностей или к совершению иных противоправных деяний. Уголовно наказуема и пропаганда указанных деяний.

Уголовный кодекс РФ предусматривает также ответственность за ряд преступлений против общественной безопасности и общественного порядка, которые могут быть совершены из экстремистских побуждений. Это – массовые беспорядки, хулиганство и вандализм (ст.ст.212, 213, 214 УК РФ).

Широкое распространение в настоящее время приобретает вандализм, т.е. осквернение зданий и иных сооружений, порча имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах. Достаточно часто на зданиях, общественных сооружениях появляются надписи, рисунки, знаки, символы циничного, нецензурного содержания, что свидетельствует, прежде всего, о крайне низкой культуре таких лиц.

Ответственность за организацию и участие в массовых беспорядках наступает с 16 лет, за хулиганство и вандализм – с 14 лет. Наказывается вандализм достаточно крупным штрафом либо обязательными или исправительными работами либо арестом.

Ст.ст. 243-244 УК РФ предусматривают ответственность за уничтожение или повреждение памятников истории и культуры и за надругательство над телами умерших и местами их захоронения. За указанные преступления предусмотрено наказание в виде штрафа в значительных размерах, либо обязательных или исправительных работ, либо ареста или лишения свободы, в зависимости от тяжести совершенных действий.

Главой 29 УК РФ предусмотрена ответственность за преступления против основ конституционного строя и безопасности государства.

К числу таких преступлений относятся публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности, в том числе с использованием средств массовой информации (ст.280 УК РФ).

Кроме того, уголовно наказуемым деянием является возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, принадлежности к какой-либо социальной группе (ст.282 УК РФ), а также за организацию экстремистского сообщества и экстремистской организации (ст.ст.282-1, 282-2 УК РФ). При этом лица, добровольно прекратившие участие в экстремистском сообществе либо в экстремистской организации, в отношении которой судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности, освобождается от уголовной ответственности, если в их действиях не содержится иных составов преступлений.

Ст. 357 УК РФ предусматривает ответственность за геноцид, т.е. действия, направленные на полное или частичное уничтожение национальной, этнической, расовой или религиозной группы.

В настоящее время, в связи с высокой общественной опасностью указанных преступлений, рядом ученых высказывается мнение о необходимости снижения возраста уголовной ответственности за участие в экстремистском сообществе или экстремистской организации с 16 до 14 лет, а также об усилении уголовной ответственности за совершение преступлений экстремистского характера. Правоохранительные органы поддерживают эту точку зрения и полагают необходимым усилить ответственность за экстремистскую деятельность.

Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации также предусмотрена ответственность за ряд правонарушений, связанных с проявлениями экстремизма.

С 29.04.2006 в кодекс введена статья 20.28., предусматривающая ответственность за организацию деятельности общественного или религиозного объединения, в отношении которого принято решение о приостановлении его деятельности. Размеры штрафа составляют от пятисот рублей до 2 тысяч рублей.

Ст. 13 ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» запрещает распространение на территории Российской Федерации экстремистских материалов, а также их производство или хранение в целях распространения.

Федеральным законом от 24.07.2007 в КоАП РФ введена статья 20.29., предусматривающая ответственность за массовое распространение экстремистских материалов, включенных в опубликованный федеральный список экстремистских материалов, а равно их производство либо хранение в целях массового распространения. Штрафные санкции могут составлять от одной тысячи до пяти тысяч рублей для граждан и должностных лиц, для юридических лиц они существенно выше и могут составлять от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей. Возможен также административный арест на срок до пятнадцати суток и конфискация указанных материалов и оборудования, использованного для их производства.

Действует статья 20.3. КоАП РФ – «Пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики». Данная статья предусматривает штрафные санкции в размере от пятисот рублей до пяти тысяч рублей для физических и должностных лиц, от двадцати до ста тысяч рублей — в отношении юридических лиц с конфискацией предмета правонарушения. К физическим лицам также может быть применен административный арест на срок до 15 суток с конфискацией предмета правонарушения.

Растет в мире и уровень террористической угрозы. Терроризм – крайняя степень проявления экстремизма. Главная цель совершения террористических действий – принятие органами власти либо международными организациями необходимых террористам решений путем устрашения населения, причинения значительного материального ущерба либо наступления иных тяжких последствий.

Уголовный кодекс РФ предусматривает ответственность за совершение ряда преступлений террористического характера: террористического акта (ст.205), захват заложника (ст.206), организацию незаконного вооруженного формирования или участие в нем (ст. 208).

В последние годы в Уголовный кодекс введены две новых статьи, предусматривающие ответственность за содействие террористической деятельности (ст.205-1), а также публичные призывы к осуществлению такой деятельности или публичное оправдание терроризма (ст.205-2).

Содействие террористической деятельности включает в себя склонение вербовку или иное вовлечение лица в совершение хотя бы одного из преступлений предусмотренных статьями 205, 206, 208, 211 (угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава), 277 (посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля), 278 (насильственный захват власти или насильственное удержание власти), 279 (вооруженный мятеж) и 360 (нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой), вооружение или подготовку лица в целях совершения хотя бы одного из указанных преступлений, а равно финансирование терроризма.

Под публичным оправданием терроризма понимается публичное заявление о признании идеологии и практики терроризма правильными, нуждающимися в поддержке и подражании.

За преступления террористической направленности предусмотрены наказания в виде лишения свободы вплоть до пожизненного заключения.

Кроме того, достаточно распространенными являются случаи заведомо ложных сообщений об акте терроризма. Такие действия, как правило, приносят значительный материальный ущерб государству, так как в каждом случае проводятся мероприятия по обнаружению взрывных устройств, эвакуации населения и т.д.

В соответствии со ст.207 УК РФ заведомо ложное сообщение об акте терроризма наказывается штрафом в размере до 200 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев, либо исправительными работами на срок от 1 года до 2 лет, либо арестом на срок от 3 до 6 месяцев, либо лишением свободы на срок до 3 лет.

В случае привлечения к уголовной ответственности по ст. 207 УКРФ несовершеннолетних лиц штрафные санкции применяются к их родителям (законным представителям).

Кодексом об административных правонарушениях РФ предусмотрена также ответственность за нарушение режима контртеррористической операции.

Межнациональные отношения — особый вид социальных отношений, которые осуществляются между этносами (народами) в разных сферах общества. Межнациональное взаимодействие осуществляется на двух уровнях: отношения между различными этническими группами в пределах одного государства, и отношения между разными нациями-государствами. В межнациональных отношениях этнические общности реализуют свои интересы. Национальные интересы имеют двойственную природу: с одной стороны, необходимость сохранения самобытности, уникальной культуры, с другой стороны, обогащение и развитие культуры в ходе межэтнического взаимодействия, постижение общечеловеческих ценностей. Одна из важных проблем в сфере межнациональных отношений — соблюдение прав этнических меньшинств. Этническое (национальное) меньшинство — это совокупность представителей этноса, которые проживают на территории какого-либо государства и являются его гражданами, но не принадлежат к коренной национальности, осознают себя национальной общиной и стремятся сохранить специфические черты своей культуры. Для успешного развития межнациональных отношений необходимо соблюдение важных гуманистических принципов: отказ от насилия и принуждения, признание прав и свобод человека важнейшей ценностью независимо от его национальной принадлежности, готовность к мирному урегулированию противоречий, участие третьей стороны в достижении компромиссных решений, развитие экономического и культурного сотрудничества между этническими общностями. Межнациональные отношения могут принимать форму мирного сотрудничества либо межэтнических конфликтов.

Межнациональный конфликт — это нарастание социального напряжения в отношениях между народами, защищающими свои национальные интересы, и обострение противоречий вплоть до вооруженных столкновений, открытых военных действий.

Основные причины возникновения межнациональных конфликтов: неравенство в уровне жизни и доступе к материальным и духовным благам, несовпадение государственных или административных границ с границами расселения народов, быстрое изменение в соотношении численности разных народов вследствие миграции и различий в уровне естественного прироста населения, принадлежность к разным религиям и конфессиям, этноцентризм — уверенность в превосходстве одного этноса над другими, прошлые взаимоотношения народов и исторические национальные обиды, крайние формы национализма в официальной политике, предрассудки и стереотипы обыденного сознания, неприятие особенностей культуры и бытового поведения представителей иных этносов.

Национализм — идеологическое течение и социально-политическое движение, основанное на отстаивании многообразных интересов национальной общности в ее отношениях с другими этносами и государствами. Проявления национализма в жизни общества разнообразны и противоречивы, могут оказывать позитивное и негативное влияние на развитие социальных отношений. Однако традиционно в русском языке это понятие используется для обозначения крайних форм и радикальных течений национализма. Различают несколько форм национализма:

— этноцентризм — уверенность в превосходстве одной этнической культуры над другими, предубеждение, недоверие и пренебрежение по отношению к стандартам другой культуры. Этноцентризм часто становится источником бытовых предрассудков и основой враждебности;

— ксенофобия — навязчивый необоснованный страх перед чужими взглядами, обычаями, культурными особенностями, восприятие их как опасного и враждебного явления;

— шовинизм — крайне агрессивная форма национализма, политическая и идеологическая система взглядов и действий, обосновывающая исключительность той или иной нации, противопоставление ее интересов интересам других наций и народов.

Причиной межэтнического конфликта может стать расовая дискриминация, то есть систематическое ущемление прав этнической группы граждан по признаку ее национальности или расы, а также пропаганда расистских идей.

Расизм может проявляться в законодательстве, официальной государственной политике и бытовых формах дискриминации. Крайние формы дискриминации и проявления государственного национализма — апартеид и геноцид. Апартеид — это официальная политика расовой сегрегации, лишение определенных групп населения в зависимости от их расовой принадлежности политических, социально-экономических и гражданских прав, вплоть до территориальной изоляции. Геноцид — совокупность преднамеренных систематических действий, направленных на уничтожение какой-либо национальной, этнической, расовой или религиозной группы населения.

В этническом плане современное человеческое общество представляет собой сложную структуру, образованную множеством разнотипных национальных общностей. Почти все государства современного мира многонациональны. Этим обусловлена необходимость урегулирования этнополитических процессов, предотвращения национальных конфликтов. Существует несколько способов мирного сосуществования и сотрудничества этнических общностей: этническое смешивание — стихийная интеграция представителей разных этнических групп в единую национальную общность, осуществляемая на протяжении многих поколений; ассимиляция — поглощение одного народа другим, растворение одной этнической общности в другой; гуманистический подход к сосуществованию разных этнических групп в пределах одного государственного образования предполагает соблюдение интересов, прав и свобод каждого народа, что возможно в рамках многонационального государства, в котором реализуются принципы культурного плюрализма, предусмотрено создание культурно-национальных автономий, преодолен радикальный сепаратизм национальных меньшинств.

Источник: 360tver.ru

11.1. Понятие культуры межнационального общения, ее структурные элементы. Национальное самосознание, особенности его проявления в младшем школьном возрасте

Общение людей разных национальностей обусловлено наличие на планете более двух тысяч этнических общностей. В условиях современной глобализации мира происходит усиление межэтнических взаимодействий, что неизбежно приводит к конфликтам на национальной почве. Одной из наиболее сложных социальных проблем современности является обостряющаяся проблема взаимоотношений между людьми разных национальностей. Обостряются противоречия между ростом национального самосознания, желанием представителей одной и той же этнической группы к консолидации и их стремлением к межэтнической интеграции, к установлению единого экономического, культурного и информационного пространства, что и приводит нередко к открытому противостоянию.

ООН, ЮНЕСКО и другие международные организации в своих основополагающих документах рассматривают воспитание людей в духе мира, дружбы между народами как важнейшую цель воспитания и образования. В ст. 26 Всеобщей декларации прав человека сказано: «Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами…»

Определение в основных международных правовых документах и правовой системе многонационального государства такой общей цели воспитания имеет огромное значение, поскольку подразумевает соблюдение прав и свобод личности без каких бы то ни было различий в отношении расы, религии, языка и национальности. При этом на первый план выходит организация межэтнического общения, взаимодействия.

Общение − важнейший фактор формирования личности, средство воспитания. Оно обеспечивает регуляцию поведения человека, его отношений с другими людьми, создает условия для целенаправленного регулирования чувств, поведения, ориентаций, оценок.

Межнациональное общение ¾ это процесс взаимодействия представителей различных национальностей по поводу разных аспектов их жизнедеятельности; процесс определения взаимосвязи и взаимоотношений, в процессе которых люди, принадлежащие к разным национальным общностям и придерживающихся разных религиозных взглядов, обмениваются опытом, духовными ценностями, мыслями и чувствами.

Межнациональное общение реализуется на нескольких уровнях: межгосударственном, внутри одного государства, межгрупповом, межличностном. Последние два, которые и являются предметом педагогики, обусловлены культурными традициями, обычаями народов, системой их воспитания.

Выделяют 3 характера межэтнических отношений:

— дружественный;

— нейтральный;

— конфликтный.

Межнациональное общение ¾ конкретная форма проявления отношений, взаимодействия представителей разных национальностей. Вступая в такое общение, человек выступает носителем национальных чувств, сознания, языка, культуры.

Одним из средств гармонизации межнациональных отношений является формирование культуры межнационального общения. Существует несколько трактовок этого понятия:

Культура межнационального общения ¾ это совокупность специальных знаний, умений, убеждений, а также адекватных им поступков и действий, проявляющихся как в межличностных контактах, так и во взаимодействии целых этнических общностей, и позволяющих на основе межкультурной компетентности быстро и безболезненно достигать взаимопонимания и согласия в общих интересах. (Крысько); Культура межнационального общения является составной частью духовной жизни общества, а также общечеловеческой культуры и включает знание общепринятых норм, правил поведения в обществе, эмоционально-положительные реакции на межэтнические явления и процессы в жизни; Культура межнационального общения представляет свод правил, ограничений и свобод, которые должны позволить человеку и народу не быть ущемленными в правах и свободах и не ущемлять и не оскорблять права и чувства других народов.

Культура межнационального общения ¾ это особый тип культуры представителей разных национальностей, который характеризуется взаимодействием национальных культур, проявляющихся в национальном самосознании личности, терпении, такте и стремлении к межнациональному согласию во всех сферах.

Одним из ключевых понятий, характеризующих сущность культуры межнационального общения, является понятие «толерантности». В переводе на русский язык оно означает терпение. Однако, данный перевод не достаточно точно отражает сегодняшнее понимание этого понятия. В современном обществе толерантность рассматривается как одно из оснований конструктивного общения между людьми во всех сферах общественной жизни и призвана выступать как норма гражданского общества. При этом толерантность рассматривается как целостное проявление личности, выражающееся в позитивном взаимодействии членов общества, на основе сохранения индивидуальности каждого, взаимного уважения и равноправия сторон. Межэтническая толерантность понимается значительно шире, чем просто терпимое отношение к представителям разных этнических групп. В содержание этого понятия входят принципы общечеловеческой морали, проявляющиеся в уважении и обязательном соблюдении прав всех народов; в осознании единства и всеобщей взаимосвязи различных этнокультур, в широких знаниях о культуре своего народа и культурах различных народов, в особенности тех, с которыми осуществляется непосредственный контакт.

Формировать культуру межнационального общения означает решение нескольких задач:

1. Воспитание уважения к человеку любой национальности.

2. Воспитание уважения к национальной культуре и национальному достоинству как своей, так и других народов.

3. Формирование бережного отношения к национальным чувствам и достоинству каждого человека независимо от его национальной принадлежности.

4. Воспитание гражданственности и патриотизма.

5. Воспитание толерантности.

Термин «формирование» предполагает определенную завершенность, приобретение развивающейся личностью свода нормативных знаний, практических умений и навыков. В данном случае имеется в виду приобретение личностью совокупности знаний. Практических умений и навыков, опыта общения в области межнациональных отношений. Именно приобретенный практический опыт межнационального общения становится главным показателем и результатом формирования культуры межнационального общения (Султанбаева К.И.).

Формирование культуры межнационального общения в начальной школе предполагает следующие этапы:

1. Освоение родной культуры, ее истории, традиций, нравственных ценностей.

2. Формирование на этой основе чувства гордости за принадлежность к родному народу, а также уважения к культуре других народов.

3. Формирование потребности в освоении родной культуры и культуры народов-соседей, а также культуры межнациональных отношений.

4. Перевод нравственных знаний в поведенческие нормы, что возможно лишь при организации совместной социально значимой деятельности, направленной на воспитание культуры межнационального общения.

В структуре культуры межнационального общения как характеристике личности целесообразно выделяют три взаимосвязанных и взаимозависимых компонента:

Æ когнитивный (знания человеком своей и инокультур, знание общечеловеческих ценностей, на которых строится любая национальная культура; признание равноправия и равнозначимости всех этнокультур);

Æ эмоциональный (эмоционально-ценностные отношения к людям другой национальности, чужим мнениям, культуре, традициям, обычаям и т.п.);

Æ деятельностный (поведение человека на основе взаимоуважения и взаимного согласия с людьми другой национальности в целях позитивного сотрудничества с ними).

Критериями культуры межнационального общения являются:

û знание своей культуры и особенностей инокультуры народа-носителя этой культуры на уровне осознания сходств и различий между своей и чужой культурами;

û оценивание людей разных этнических групп прежде всего с позиции знания общечеловеческих ценностей;

û проявление уважения и терпимости к разным привычкам, вкусам, взглядам, нормам жизни преставителей чужих этнокультур;

û осознание значимости разнообразия культур и их равноценности;

û эмпатии к людям разных этнических групп как стремление к сопереживанию, готовности принимать их позицию, восприимчивость к нуждам людей других этнических групп, способность и готовность прийти к ним на помощь;

û стремление и способность к эффективному взаимодействию на основе взаимоуважения и взаимосогласия, на основе диалога культур.

Показатели культуры межнационального общения (Р.И. Кусарбаев):

Внешние:

· интерес к культуре, истории и т.п. другого народа;

· потребность в усвоении языка, истории, культуры другого народа;

· развитие отношений с людьми другой национальности.

Внутренние:

Потребностно-отношенческого характера:

· уважение к многонациональному народу страны, любовь к Отечеству;

· ориентация на общечеловеческие ценности, на лучшие достижения цивилизации;

· обращение к национальному достоинству и чувствам людей, воспитание в себе интернационального и гражданского сознания и чувств.

Этнического характера:

· проявление тактичности, чуткости к человеку;

· отовность сопереживать, понимать состояния и желания людей, их намерения;

· формирование умения преодолевать конфликтные ситуации.

Деятельностно-поведенческого характера:

· реакция на совместную деятельность, межнациональные браки;

· умение оценить успехи людей другой национальности;

· развитие чувства национальной гордости.

Мировоззренческого характера:

· понимание совместной жизнедеятельности разных народов;

· непримиримое отношение к проявлению шовинизма, национализма, расизма;

· ориентация на общечеловеческие, нравственные ценности; осознание принадлежности к мировому сообществу;

· терпимость к религиозным чувствам людей, обеспечение мирного разрешения межконфессиональных конфликтов.

Интеллектуально-эмоционального характера:

· отношения к людям на работе, в быту;

· отношение и реакция на взгляды, убеждения, идеалы людей другой национальности;

· реакция на оценочные суждения и сложившиеся стереотипы о людях другой

· национальности.

По данным показателям можно определить динамику развития культуры межнационального взаимодействия и выбрать в зависимости от уровня индивидуальный алгоритм работы.

В межэтническом общении важным требованием является учет национально-психологических особенностей контактирующих. Национально-психологические особенности – это своеобразное проявление национальных форм функционирования общечеловеческой психики. В полной мере они проявляются у отдельной личности или этнической группы только в деятельности. При этом проявляются отличия в способах деятельности, национальном характере, формах демонстрации психических состояний, эмоционально-волевом компоненте личностного самовыражения. На проявлении национальной специфики значительно влияют этническая культура, ее атрибуты, предпочитаемые национальные и народные ценности. Поэтому учителю необходимо владеть знаниями особенностей национальной культуры, языка, традиций и обычаев, что позволит ему полноценно осуществлять педагогический процесс и предотвращать межэтническую напряженность.

Особую роль в формировании культуры межнационального общении играет национальное самосознание личности.

В словаре С.И. Ожегова сознание определяется как способность человека мыслить, рассуждать и определять свое отношение к действительности. Психологи чаще всего понимают под сознанием свойственный человеку способ отношения к действительности, опосредованный всеобщими формами общественно-исторической деятельности людей.

Под самопознанием понимают:

— полное понимание самого себя, своего значения, своей роли в жизни общества;

— оценку человеком своего мировоззрения, целей, интересов и мотивов поведения, целостную оценку самого себя. Мера и исходный пункт отношения человека к самому себе носят общественный характер;

— осознанное отношение человека к своим потребностям и способностям, влечениям и мотивам поведения, переживаниям и мыслям.

Сравнивая обозначенные понятия можно сделать вывод, что посредством сознания человек познает, воспринимает окружающий мир и определенным образом ориентируется в нем, а самопознание направлено главным образом на познание самого себя.

Под национальным сознанием понимается часть общественного сознания, отражающая национальное бытие, совокупность экономических, философских, социальных, политических, нравственных, эстетических и других взглядов, представлений, характеризующих уровень и особенности духовного развития нации. Национальное сознание включает отношение нации к различным ценностям общества, отражает процесс ее исторического и современного развития. В нем отражается весь спектр ценностных ориентаций, установок в развитии культуры, динамика национальных чувств.

Национальное сознание является важнейшим компонентом национального самосознания. При этом национальное сознание отражает обобщенные представления этнической группы, а национальное самосознание – индивидуализированное понятие. При этом национальное самосознание показывает степень усвоения тех или иных компонентов обобщенного сознания отдельными членами национальной общности. Т.е. благодаря национальному самосознанию личности человек отождествляет себя с другими, соотносит свои представления, ценности, статус с социальными ценностями этноса, с требованиями своей этнической среды.

Таким образом, под национальным самосознанием понимают осознание принадлежности к определенной социально-этнической общности, достигаемое на основе представлений об истории и культуре не только своего народа, но и тех социально-этнических общностей, с которыми он вступает во взаимоотношения. Одним из важнейших компонентов национального самосознания являются национальные чувства.

В формировании национального самосознания участвуют многие факторы: идеологически, социокультурные, национально-исторические и др. Особое значение при этом занимает социокультурная среда, в которой формируется и функционирует национальное самосознание. Поэтому важнейшее место в его становлении занимает семья и школа.

В научной литературе национальное самосознание определяется неоднозначно, но их объединяет главная мысль, что национальное самосознание – это осознание людьми своей принадлежности к определенному виду этноса, т.е. этническая идентичность. Показателем национального самосознания является знание своей этнической культуры. В процессе своего становления этническая культура проходит ряд этапов. Пиаже выделяет три: в 6-7 лет ребенок приобретает первые знания о своей этнической принадлежности, которые носят фрагментарный характер; в 8-9 лет ребенок уже четко идентифицирует себя со своей этнической группой, выдвигает основания идентификации (национальность родителей, место проживания, язык); в 10-11 лет этническая культура формируется в полном объеме. Хотя другие исследования говорят, что уже у ребенка 3-4 лет обнаруживается диффузная идентификация с этнической группой.

Вопросы и задания

1. Что изучает педагогика межнационального общения?

2. Дайте определение культуре межнационального общения.

3. Что включает понятие межэтнической толерантности?

4. Перечислите этапы формирования культуры межнационального общения в начальной школе.

5. Назовите критерии и показатели культуры межнационального общения.

6. В чем проявляются национально-психологические особенности личности? Что означает их учет в учебно-воспитательном процессе?

7. Дайте характеристику феномену «национальное самосознание». Назовите особенности проявления этнического самосознания у младших школьников.

11.2. Проблема формирования культуры межнационального общения в многонациональном коллективе младших школьников

Россия является многонациональным государством и проблема межнациональных отношений всегда была и будет приоритетной в политике нашего государства. Школа – один из институтов государственного воспитания. Формирование культуры межнационального общения – это важнейшая задача, которую ставит государство перед школой.

Начальная школа – это первая ступень образования. Именно здесь закладываются основы мировоззрения и культуры личности, закладываются основы культурного общения и первичные ценностные ориентации. При этом следует учитывать, что современная школа, как и общество в целом, является полиэтническим, а умение строить нормальные взаимоотношения со сверстниками разных национальностей наблюдается не у всех детей.

При организации целенаправленного воспитания следует учитывать, что межнациональные отношения влияют на детей по-разному. Академик Ю.В. Бромлей, известный специалист в области проблемы межнациональных отношений, утверждает: «Человек не рождается ни националистом, ни интернационалистом». Действительно, добрые чувства окружающих вызывают у ребенка ответную эмоционально-положительную реакцию, в то время как недоброжелательность, жестокость – ответное отрицательное отношение. И происходит это независимо от национальной принадлежности тех, кто рядом с ребенком. Создается впечатление, что ребенок одинаково относится к русским, киргизам, казахам, узбекам и другим, но это впечатление иллюзорно, так как на самом деле он даже не знает об их существовании. Наверное, можно сказать, что ребенку в первые годы жизни доступно отношение к человеку, но оно не окрашено знанием его национальной принадлежности, т.е. фактор национальности не принимается во внимание, поскольку он неизвестен.

Отношение к человеку другой национальности начинает формироваться у детей примерно с четырех лет, когда они узнают о многонациональном населении нашей планеты. Чем больше они узнают, тем больше у них проявляется интерес к их жизни, культуре, желание дружить, выучить язык – все это начинает ярко проявляться с приходом ребенка в школу. Младшие школьники в большинстве своем остаются непредубежденными и вообще не имеют сколько-нибудь определенных стереотипов. Но с течением времени под непосредственным влиянием взрослых у них уже вырабатываются известные эмоциональные предпочтения. Впоследствии, примерно в возрасте девяти лет и старше, под влиянием взрослых эти предпочтения формируют соответствующие стереотипы, и изменить их становится уже трудно.

Младший школьный возраст имеет большое значение и возможности для формирования эмоционально-положительного отношения к представителям других национальностей, этнических групп. Основными психологическими новообразованиями являются: развитие и формирование всех познавательных процессов; осознание своих собственных изменений, рефлексия, поворот на самого себя; развитие системы собственных отношений с окружающими. Ребенок в этом возрасте уже берет на себя ответственность за свои поступки, отношение к людям. Именно в этом возрасте у большинства детей начинается процесс формирования знаний об окружающем мире, взаимоотношениях в полиэтническом обществе. Особой школой социальных отношений и взаимоотношений с представителями другой национальности становится общение, то есть речевое и эмоциональное взаимодействие. Познавательная активность, любознательность младшего школьника постоянно направлена на познание окружающего мира, поэтому процесс приобщения к культурной жизни других народов, формирование позитивных межэтнических установок очень эффективны в данном возрасте. Однако, следует учитывать, что прямое, открытое воздействие на сферу межнациональных отношений у детей этого возраста может привести к обратному результату. При этом работа по формированию культуры межнационального общения напрямую зависит от тех социальных условий, в которых живет ребенок. Личность учителя, общественные и семейные ценности, нормы – все это имеет огромное значение в этой работе.

Учащиеся младшего школьного возраста обладают целым рядом особенностей. Так, ребенок в своей самооценке ориентируется на мнение взрослых, что обусловлено такими его особенностями, как подчинение, доверительность, открытость, подражание, послушание, исполнительность, доверие к взрослым; потребность в деятельности, в движении; быстрая смена эмоций. В этом возрасте недостаточно развиты волевые действия, вследствие чего дети испытывают затруднения при выполнении однообразных действий. Потребность в игровой форме обучения ярко проявляется в начальных классах. Младшие школьники зависимы от общественного мнения, их интересуют внешние факты, особенно яркие. Их отличает ярко выраженная эмоциональность.

Л.И. Божович отмечает, что «новый уровень самосознания, возникающий на пороге школьной жизни ребенка, наиболее адекватно выражается в его «внутренней позиции», образующейся в результате того, что внешние воздействия, преломляясь через структуру ранее сложившихся у ребенка психологических особенностей, как-то им обобщаются и складываются в особое центральное личностное новообразование, характеризующее личность ребенка в целом. Именно оно и определяет поведение и деятельность ребенка, и всю систему его отношений к действительности, к самому себе и к окружающим людям». Память в этом возрасте является ведущим познавательным процессом, психической функцией, поэтому именно сейчас возможно прививать ребенку интерес к «иному», с легкостью пополнять его знания и обогащать словарный запас о других культурах, традициях, обычаях.

Формирование культуры межнационального общения длительный процесс, одной из главной составляющих которого является формирование межэтнической толерантности. Данный процесс проходит несколько ступеней: терпимость, понимание и принятие другой культуры, уважение культуры и утверждение культурных различий.

В педагогике межнационального общения задачи формирования культуры межнационального общения решается при помощи разнообразных средств и методов.

Все средства можно разделить на:

¨ материальные (книги, музыкальные инструменты, кинофильмы, предметы быта, национальные символы и атрибуты, национальная одежда, дидактические наборы и т.п.);

¨ нематериальные, которые представлены элементами культуры (традиции, обычаи, игры, песни и танцы, народный календарь и т.п.).

Средствами воспитания культуры межнационального общения являются все элементы национальной и межнациональной культуры (язык, фольклор, искусство, архитектура, литература, музыка, народные промыслы, обряды, народные традиции и др.).

Специфическими средствами воспитания будут являться те, которые целенаправленно выбраны учителем для формирования межэтнической толерантности и формирования этнического самосознания младших школьников. К ним, прежде всего, относятся средства и факторы этнопедагогики: природа, народная игра, религия, труд, общение, икусство, фольклор и т.п. Все они применимы в воспитании культуры межэтнического общения детей.

Методы воспитания культуры межнационального общения – это способы формирования у детей готовности к пониманию и принятию людей другой национальности, терпимому отношению к их своеобразным поступкам.

В интеллектуальной сфере культуры межнационального общения необходимо формировать объем, глубину, действенность знаний о ценностях культуры. Для этого используют такие методы воспитания как беседа, метод убеждения, рассказ и т.п.

В эмоциональной сфере необходимо формировать характер нравственных переживаний, связанных с эмпатией и транспекцией представителей других культур. К таким методам относится метод внушения.

Методами воздействия на мотивационную сферу ребенка является методы стимулирования. Чтобы сформировать устойчивые привычки, связанные с толерантными взаимоотношениями необходимо использовать различные упражнения в общении (ситуации выбора, методы коррекции, метод дилемм, тренинги, организация различных видов деятельности).

Реализация каждого метода формирования культуры межнационального общения предполагает использование совокупности приемов, соответствующих педагогической ситуации. Особенностям учащихся, индивидуальному стилю педагогической деятельности учителя. При этом реализация различных методов может быть осуществлена при помощи одних и тех же приемов. Можно выделить три группы приемов формирования культуры межнационального общения: первая связана с организацией деятельности детей, вторая связана с организацией диалоговой рефлексии, третья, связанная с использованием материальных средств воспитания.

Эффективность работы по воспитанию культуры межнационального общения возможна лишь при соблюдении ряда педагогических требований. К ним следует отнести:

û развитие в учениках чувства гордости за ту этническую культуру, которую они унаследовали (традиции, язык, обычаи, фольклор и т.д.);

û включение полиэтнического материала во все аспекты обучения и воспитания;

û развитие принятия и уважения этнических форм и отличий, гуманного отношения к людям различных национальностей;

û создание в классе атмосферы доброжелательности, товарищества, на основе взаимоуважения и сопереживания;

û проведение идеи равенства всех этнических групп России, не выделяя ни один из этносов;

û учета характера национальных отношений региона и межэтнического состава класса;

û сочетание в воспитании национального и общечеловеческого;

û использование положительных примеров из жизни и деятельности людей различных национальностей;

û включение младших школьников в общественно полезную и художественно-творческую мультикультурную деятельность (проведение различных акций, совместных творческих дел, выполнение общественных трудовых поручений, участие в художественно-эстетических мероприятиях, музейной работе, проведение народных праздников и фестивалей ит.п.);

û использование задач с различными ситуациями нравственного характера в процессе учебной и воспитательной работы (разные виды тренингов в правильном поведении в многонациональной среде, проектирование межэтнической коммуникации и т.п.);

û использование игр и других активных методов формирования национального самосознания и межэтнической толерантности младших школьников в процессе проведения уроков и воспитательных мероприятий, в том числе сюжетно-ролевых игр, тренингов в поведении в ходе которых они должны будут приспосабливаться к особенностям действий друг друга. При этом постепенно усложняются задачи, которые младшие школьники должны решать в общении и взаимодействии. Эта форма деятельности будет в дальнейшем позитивно воздействовать на коммуникативные способности подрастающего поколения для жизни в полиэтническом обществе;

û привлечение к организации работы по формированию межэтнической толерантности родителей учащихся.

Вопросы и задания

1. Перечислите и охарактеризуйте средства, методы и приемы воспитания культуры межнационального общения в начальной школе.

2. Какие требования предъявляются к работе учителя при организации процесса формирования культуры межнационального общения младших школьников?

3. Перечислите и охарактеризуйте средства, методы и приемы воспитания культуры межнационального общения в начальной школе.

4. Какие требования предъявляются к работе учителя при организации процесса формирования культуры межнационального общения младших школьников?

Литература для самостоятельной работы

1. Волков, Г.Н. Этнопедагогика: Учебник для студентов средних и высших педагогических учебных заведений. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Изд. Центр «Академия», 2000.- 176 с.

2. Кукушин, В.С. Этнопедагогика и этнопсихология / В.С. Кукушин, Л.Д. Столяренко. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.- 448 с.

3. Султанбаева, К.И. Педагогика межнационального общения: учебно-методический комплекс по дисциплине: учебное пособие /Автор-сотавитель К.И. Султанбаева. – Абакан: Изд-во ХГУ им. Н.Ф. Катанова, 2007.- 96с.

Источник: kursak.net



В данном сообщении рассказывается об изменении взаимодействия межэтнических отношений. С появлением и развитием межэтнических отношений, стали появляться психоэмоциональные взаимодействия межэтнических отношений, которые имели место быть в возникновении коллективного отношения. Межэтническое отношение как процесс воздействия людей друг на друга, что приводит к появлению взаимоотношений между ними, который направлен на психоэмоциональное взаимодействие людей. С помощью воздействие человека на психоэмоциональные отношения, путем взаимодействия, создание переходит на определенную ступень развития индивида в целом.

Ключевые слова: взаимодействие, противодействие, содействие, межэтническое взаимодействие, отношения субординации, горизонтальные отношения, ранжированная система, неранжированная система, миграция

This report describes the change in the interaction of interethnic relations. With the emergence and development of inter-ethnic relations emergence of the emotional interaction of interethnic relations that have taken place in the appearance of collective relations. Inter-ethnic attitude as a process of human impact on each other, leading to the emergence of relationships between them, which focused on the emotional interaction of people. With the help of the human impact on the psycho-emotional relationships, through cooperation, the establishment moves to a certain stage of development of the individual as a whole.

Keywords: interaction, prativadi istie, cooperation, interethnic interaction, subordinate relationship, a horizontal relationship, the ranked system, aranzhirovany system migration

Изначально взаимодействие между людьми было формой зарождения и дальнейшего развития существования людей. Само же взаимодействие превратилось в разноуровневую, многофункциональную, а так полноценную совместную деятельность. В психологической науке взаимодействие рассматривается как процесс влияния друг на друга людей, который приводит к возникновению взаимоотношений, симпатий и антипатий, а также переживаний людей.

Межэтническое взаимодействие принято понимать, как разнообразные контакты между этносами. Они приводят к изменению как социальных характеристик, так и индивидуальных каждой из этнических групп. Представители таких групп способны взаимодействовать между собой и интегрировать их определенные свойства.

Межэтнические взаимодействия можно разделить на два типа: горизонтальные отношения и отношения субординации.

Для горизонтальных отношений характерно то, что этнические группы как правило параллельны относительно друг друга, у них имеется одинаковый социальный статус. Существуют так называемые «полимодальные» социальные группы. Их особенностью является то, что в своей структуре такие группы содержат две или более самостоятельные этнические группы.

В отношениях субординации несколько иные аспекты. В данном случае одни этнические группы способны оказывать влияние на другие. Другими словами, более развитые стоят выше тех, которые имеют статус низшего слоя. Отношения субординации представляют собой пирамидальную, ранжированную систему.

Различия между отношениями субординации и горизонтальными отношениями впервые смог заметить М. Вебер. Он разделил характеристику данных отношений на два типа. Отношения субординации он назвал кастовой структурой. Она, по мнению М. Вебера, характерна для иерархически организованных групп. Горизонтальные же отношения выступают в роли системы этнического сосуществования. Такая система образуется в том случае, когда из разных групп этноса создается политическая система путем социализации. Если этнос при такой системе способен сохранять свои достоинства, то в кастовой системе огромное значение и уважение придается высшей этнической группе, которая отличается своим статусом.

Кастовая система содержит в себе одну немаловажную особенность: любой этнической группе, которая обладает врожденными свойствами, предписанными ей с самого начала развития, предоставляется уважение и внутренняя ценность.

Дж. Беррман был продолжателем развития идей М. Вебера. Он ставил акцент на том, что любая ранжированная и неранжированная системы относятся к кастовой. Понятия ранжирования на самом деле намного шире и включают в себя кастовую систему. Различие состоит лишь в том, что данные типы систем имеют разное происхождение.

Для ранжированных систем характерно появление этнических систем с полным завоеванием и подавлением одной группы другую.

Примером появления ранжированной системы можно считать английское завоевание Индии или ряда стран Африки привело к созданию иерархизированной системы (с преобразованием подобных систем, существовавших ранее в этих странах). Общество США, которое появилось в результате миграции, ввоза в страну негров и завоевание, что отождествляется с завоеванием негритянских этносов Африки, Древнего Рима с его богатствами и невольной рабочей силой, является примером ранжированной социальной системы.

После того, как была завоевана территория и население какой-то определенной страны, создается система так называемых рангов, или статусов, что подразумевает взаимоотношение между индивидами. Такие исследователи, как Д. Горовиц приводят пример сообществ таких стран, как Южную Африку и чрезмерно ранжированное общество Руанданди.

Неранжированные многоэтнические системы появляются в результате столкновения одного этноса с другим на территории одного из них с частичным завоеванием или добровольной миграцией. Данные общества могут образовываться и в результате расположения на общей территории групп, не имеющие изначально никаких общих дел или отношений. Такие пути слияния могут комбинироваться. Например, вторжение с неудачным завоеванием может привести к появлению и существованию двух параллельных групп. Такие системы можно наблюдать на острове Цейлон и в Нигерии.

Добровольная миграция, которая обусловлена экономическими факторами, способствует созданию неранжированных систем в Малайзии, Гвиане и Тринидаде. Подобные процессы также можно проследить и в бывшем СССР. Там группы российского населения образовывались в крупных городах России. Также похожие процессы можно увидеть и в некоторых странах, таких как: Западная Европа, Германия, где проживают большое количество турок и курдов.

Если сравнить две системы: ранжированная и неранжировання, можно сделать вывод о том, что в ранжированных обществах этносы территориально являются более смешанными, чем население с неранжированной системой. Однако, без близости пространств такие системы не могут существовать полноценно.

Этнические группы параллельного типа могут жить как в изолированном пространстве, так и смешанном. Частичное завоевание и миграция могут обуславливать возникновение межэтнических проблем, которые способны длиться долгое время и оставаться нерешенными. К примеру, группа, которую не удалось завоевать, может сохранить свои претензии к территории, а группа, чья территория завоевана частично, имеет право сохранить идею новой попытки завоевания.

Подобные проблемы прослеживаются в отношениях турецкого народа с их соседями. Несмотря на то, что Малая Азия и Европа не является исторической родиной турецкого народа, они имеют территориальные притязания практически ко всем своим соседям. А вот среди армян, греков и других народов желание реванша остается, так как в межэтнических конфликтах они потеряли значительную часть своей исконной территории.

Межэтническое взаимодействие принято разделять на несколько видов.

  1. Влияние одной общности на другую. При этом одни этнос выступает в доминирующей роли и активной, другой же представляет собой пассивное отношение и инертное относительно данного воздействия (например, принуждение, манипулирование)
  2. Содействие. Данное понятие представляет собой взаимодействие, где два или несколько этносов оказывают помощь на равных правах, поддерживают друг друга, достигают единства в своих намерениях. В данном типе взаимодействия имеет место быть такое понятие, как сотрудничество, что представляет собой высшую форму совместных отношений этнических групп.
  3. Противодействие. Другими словами, препятствие действию, противоречие в позициях, своего рода блокирование усилий одного этноса другим или создание каких-либо помех и активное противодействие вплоть до военного вторжения. Для осуществления данного типа этносу необходимо обладать боеспособностью, выдержкой, а главное — энергичностью.

У каждого из этих видов существует свой так называемый критерий проявления, которые имеет по своей сути переходные формы, способные трансформироваться, перевоплощаться.

Для каждого типа взаимодействия имеются свои особенности, которые проявляются в специфике результативности. Итогом таких воздействий между группами этноса может стать насильственная или естественная ассимиляция. Она же может послужить и активным подавлением одного этноса другим, либо потерей каких-то определенных характеристик, таких как: традиции, обычаи, мотивы, «пассивной» этнической группы.

В результате влияния этнических систем к типам взаимодействия можно отнести дискриминацию. Это своего рода лишение прав и ограничение определенных групп граждан по какому-либо признаку. Таким признаком может выступать языковая принадлежность или национальность.

Одной из негативных форм межэтнического взаимодействия является геноцид. Он происходит в тот момент, когда появляются намерения уничтожить, полностью или частично, какую-то этническую, расовую или национальную исторически сложившуюся культурно-этническую группу. Другая крайняя форма проявления расовой или этнической дискриминации выступает в роли сегрегации, что представляет собой ограничение прав людей на основании цвета кожи или национальной принадлежности. Сегрегация порождает у людей пренебрежение, презрение к другим народам, чувство отчуждения нации и национальную надменность.

Таким образом, следует отметить, что однозначных видов этнического взаимодействия в реальности не существует, так как каждый вид взаимодействия сотрудничает с другим видом, так сказать, вбирает в себя другие формы. Кроме того, с течением времени виды могут меняться и перерабатываться, на основе изменений окружающей действительности. Каждый из видов по -своему обладает каким-либо своими особенностями, дополняя другие своими новшествами. Следует сделать вывод о том, что каждый из видов межэтнического взаимодействия важен и нужен друг для друга.

Литература:

  1. Крысько В. Г.. Этническая психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. — М.: Издательский центр «Академия».-320с.. 2002.
  2. Стефаненко Т. Г. 3-е изд., испр. и доп. — М.: Аспект Пресс, 2004–368 с.
  3. Введение в этническую психологию / Под ред. Ю. П. Платонова. Учебное пособие. СПб.: Издательство СПбГУ, 2000.

Источник: moluch.ru


Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.