Межэтническая интеграция примеры



 

47) Этнообъединительные процессыслияние различной этнических групп в более крупные этнические общности (конвергенция, фузия, консолидация, ассимиляция, этнорасовая миксация и межэтническая интеграция).

Иногда в одном и том же массиве населения одновременно идут процессы разных типов (например, этническая консолидация какого-нибудь народа с одновременной ассимиляцией им иммигрантских групп).

48)Этническая конвергенция (лат. convergentia – "схождение, сближение") – интенсивное взаимодействие двух очень близких друг другу по языку и культуре этносов (может перерастать в этническую фузию).

49) Этническая фузия (лат. fusio – "сплавление") – слияние несколькихродственных по языку и культуре народов в единый новый более крупный этнос (как продолжение этнической конвергенции).

Чем ближе родство, выше уровень развития страны и теснее связи между ее районами, тем быстрее быстрее идет процесс. Сложность этнической структуры населения (слишком большое число мелких этносов), может, напротив, несколько замедлить его.


Пример:

· слияние восточнославянских племен (полян, северян, древлян, волынян, дулебов, белых хорватов, уличей, тиверцев, дреговичей, радимичей, полочан, кривичей, вятичей, словен ильменских) в древнерусский этнос.

· хакасы — слившиеся в единый этнос племена "минусинских татар" (качинцы, кызыльцы, сагайцы и др.).

 

50) Этническая консолидация (лат. con – "вместе"; + solidare – "уплотнять, укреплять, сращивать") – внутреннее сплочение этноса в ходе сглаживания различий между имеющимися внутри него локальными группами (как продолжение этнической фузии).

Этот процесс характерен для подавляющего большинства крупных и средних этнических общностей.

Консолидация протекает в виде внутреннего сплочения уже сформировавшихся в основных чертах этносов путем сглаживания имевшихся диалектных и культурно-бытовых различий между этническими группами, упрочения общеэтнического самосознания.

Пример:

· после того, как русские сложились в единый народ, в течение длительного времени шло сближение локальных групп в их составе (население Московской, Тверской, Новгородской и других земель);


· сейчас процесс этнической консолидации наиболее распространен в странах "черной" Африки (южнее Сахары), где развернулось формирование из племенных групп новых народностей: ганской, эфиопской, конголезской и др.

 

Этническая фузия и этническая консолидация — два тесно связанных между собой процесса. Со временем этническая фузия переходит в этническую консолидацию.

Уточним, что фузия — процесс трансформационный (он приводит к смене этнического самосознания), а консолидация — процесс эволюционный (к смене сознания он не ведет).

51) Этническая ассимиляция (лат. assimilatio – "уподобление")– растворение прежде самостоятельного этноса или его части в среде другого, обычно более крупного народа.

На практике ассимиляция означает, что этносы или отделившиеся от них небольшие группы, оказавшись в тесном контакте с другим народом (более многочисленным или более развитым в хозяйственном и культурном отношении) воспринимают его язык и культуру, постепенно сливаются с ним, самоидентифицируются и причисляются окружающими к этому народу.

Для ассимилируемой стороны – процесс этнотрансформационый, для ассимилирующего народа – этноэволюционный.

Примеры ассимиляции:

· англичанами — уэльсцев (группы этнических меньшинств внутри страны),


· французами – бретонцев,

· коренным населением — иммигрантов, осевших на постоянное место жительства (в США — американцами).

 

52) Этапы этнической ассимиляции: аккультурация, билингвизм, натурализация.

 

53) Билингвизм (лат. – "двуязычие") – овладение другим языком, который в последующих поколениях становится "родным" (языковая ассимиляция).

54) Натурализация (лат. naturalis – "подлинный, законный") принятие иммигрантами гражданства страны переселения.

 

55) Скорость ассимиляции зависит от сочетания таких факторов, как

· численность ассимилируемой группы,

· характер (плотность) ее расселения,

· время пребывания в ассимилирующей среде,

· род занятий и хозяйственные связи с основным населением территории,

· социально-правовое положение ассимилируемых,

· частота вступления в смешанные браки,

· близость ассимилируемых и ассимилирующих по языку, культуре, религии, расе,

· уровень развития этнического самосознания и др.

 

Для анализа этнической ассимиляции на территорииКрасноярского края важно учитывать роль такого фактора, как семейное положение ассимилируемых.


По этому признаку всех иммигрантов (мужчин, т.к. они преобладают среди приезжих) можно разделить на три категории:

· холостых;

· женатых, приехавших с семьями;

· женатых, приехавших без семей.

Быстрее всех ассимилируются холостяки, многие из них вступают в браки с местными девушками.

Лица, приехавшие на новое местожительство со своими семьями, ассимилируются сравнительно медленно, так как в семьях сохраняется (а иногда и воспроизводится) старая этническая общность.

Еще более затруднена ассимиляция иммигрантов, оставивших свои семьи на родине. Как правило, они смотрят на страну пребывания как на временное пристанище, которое рано или поздно предстоит покинуть. Вынужденные адаптироваться к местным условиям, они вместе с тем не желают раствориться в новой среде.

 

56) Типы ассимиляции: по характеру — естественная или принудительная; по результатам — полная или частичная.

57) Естественная ассимиляция возникает при непосредственных повседневных контактах этнически разнородных групп.

Особо важное значение при этом имеет распространение этнически смешанных браков, дети от которых обычно выбирают этническую принадлежность одного из родителей.

58) Насильственная ассимиляция — подавление языка и культуры национальных меньшинств (для искусственного ускорения процесса ассимиляции).


Характерна для стран с неравноправным статусом национальностей.

59) Полная ассимиляция заключается в том, что какая-либо этническая группа, пребывающая в иноэтнической среде, в силу различных исторических обстоятельств и причин полностью отказывается от своей культуры и стремится усвоить необходимые для жизни ценности чужой культуры в целом.

Этот процесс протекает более эффективно при наличии "доброй воли" обеих контактирующих сторон.

60) Частичная ассимиляция состоит в том, что индивид или этническая группа жертвует своей культурой в пользу инокультурной среды лишь частично, отказываясь при этом от какой-то одной из сфер своей жизнедеятельности.

Например, на работе представители соответствующей этнической группы руководствуются нормами и ценностями чужеродной среды, а в семье, на досуге — нормами своей традиционной культуры. По такому типу чаще всего ассимилируются эмигранты, разделяя свою жизнь на две половины.

61) Межэтническая интеграция (лат. integratio – "восстановление, восполнение"; integer – "целый") – процесс, при котором существенно различающиеся между собой по языку и культуре этносы в процессе межкультурного и социального взаимодействия образуют одно общество при сохранении присущих им культурных индивидуальностей.


В результате процесса интеграции складываются не этносы, а особые, обладающие элементами общего самосознания межэтнические общности, которые лишь в отдаленной перспективе могут слиться в единый народ.

Прежние самосознание и самоназвание при этом не трансформируются, а существуют наряду с новыми.

Поэтому межэтническая интеграция занимает промежуточное положение между эволюционными и трансформационными процессами.

Примеры:

· межэтническая интеграция в СССР и постсоветской России,

· германо-швейцарцы, франко-швейцарцы, итало-швейцарцы и ретророманцы в Швейцарии,

· канадские французы и англичане,

· в настоящее время набирает силу экономическая, политическая и культурная интеграция стран Европы.

62) Этногенетическаямиксация(англ. mix – "смешивать") – образование нового этноса путем полного слияния народов, не связанных родством (редко встречающийся тип этнообъединительного процесса).

Примеры:

· башкирский этнос, который образовался как из тюркских, так и финно-угорских групп, включил в себя как монголоидные, так и европеоидные элементы;

· современные австралийцы, генетически связанные не только с англичанами, но и с представителями других европейских этносов;

· североамериканская нация, сложившаяся путем смешения аборигенного населения и пререселенцев из Европы, Азии, Африки;


· сейчас процессы этногенетической миксации наиболее свойственны Латинской Америке.

63) 7. Современный этап этногенеза:

· многообразие форм этнических общностей;

· этническая глобализация.

 

Современное население планеты представляет собой исключительно сложную социально-этническую систему, включающую в себя несколько тысяч взаимодействующих социально-этнических общностей и групп, находящихся на различных ступенях развития человечества (различающихся между собой численностью, уровнем культурного развития, способами хозяйственной деятельности, типом социально-политических отношений и т.д).

64) 7.1. Формы современных этнических общностей:

· основные типы: нации, народности, племена;

· переходные и этнографические группы;

· метаэтнические и этнополитические общности.

 

Вследствие неравномерности социально-экономического и политического развития разных стран и регионов в настоящее время на нашей планете сосуществуют все три основных типа социально-этнических общностей: наций, народностей, племен.

Племена в чистом виде встречаются сейчас крайне редко. Очень незначительное число этнических групп продолжают сохранять признаки, присущие настоящим племенам. Чаще всего малочисленные или отсталые этносы просто сохраняют некоторые особенности племенной культуры (например, кочевые и полукочевые народы).


Термином "народность" чаще всего обозначаются этнические меньшинства.

 

65) Этнические меньшинства (народности) отдельные этнические общности, сохраняющие свою этническую самобытность и специфические традиционные черты культуры, сознающие свои отличия и причисляющие себя к самостоятельной этнической группе.

В качестве этнических меньшинств могут выступать:

· часть титульного этноса, проживающего на территории другого государства (этнические диаспоры);

· этнические группы, сохраняющие свою этническую идентичность, но разбросанные по многим странам и не имеющие своего государства (цыгане, курды);

· народы внутренней колонизации, т.е. коренные народы, которые оказались численно меньше приезжего населения (эвенки, чукчи, якуты);

· этнические группы, обосновавшиеся на постоянное место жительства в результате массовой иммиграции (немцы Поволжья).

66) Признаки этнических меньшинств:

· численный состав (до 100 тыс. чел.);

· недоминирующее положение;

· наличие этнического самосознания, этнокультурной специфики и стремление сохранить их.

В этнических меньшинствах выделяется особая группа – малочисленные народы.


67) Малочисленные народы — особая группа этнических меньшинств, численность которых не превышает 50 тыс. человек.

68) Этнодемографические параметры малочисленных народов:

· численность того или иного этноса;

· его миграционная подвижность;

· наличие у него необходимых ресурсов для воспроизводства и развития своего языка и культуры.

В настоящее время в мире насчитывается более 800 малочисленных народов, из которых более 60 проживает на территории России (в том числе 26малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, совокупная численность которых — не более 180 тыс. человек).

Небольшая численность таких этносов обусловливает некоторые особые черты их образа жизни. Одни из них живут довольно рассеяно на огромном пространстве (северные народы), другие, наоборот, компактно, занимая небольшую территорию (некоторые народы Кавказа).

Многие малочисленные народы ведут кочевой или полукочевой образ жизни. В целом малочисленные народы отличаются своими традиционными промыслами, самобытной культурой, часто отсутствием письменности, слаборазвитым этническим самосознанием, неразвитостью этнических контактов, низкой миграционной подвижностью. В силу этих причин малочисленные народы нуждаются в особой социальной, правовой и экономической поддержке и защите.


 

69) Переходные этнические группы

· этнические группы иммигрантов первого, второго или более поздних поколений (не оторвавшиеся окончательно от народа своей родной страны и не ассимилировавшие в полной мере в этнос принявшей их страны);

· этнические группы, формирующиеся в зоне этнических границ (где контактируют два и более народа). Характерная черта таких групп — двойное этническое самосознание.

70) Этнографические группытерриториально обособленные части народности или нации, культура и быт которых сохраняют своеобразие (особые говоры, или диалекты языка, религиозная принадлежность и т.п.).

Этнографические группы обычно образуются при ассимиляции народностью или нацией инонациональной группы. У любых народов, даже самых сплоченных и консолидированных, имеются группы, сохраняющие отличия от основного этнического массива.

71) Этнографические группытерриториально обособленные части народности или нации, культура и быт которых сохраняют своеобразие (особые говоры, или диалекты языка, религиозная принадлежность и т.п.). В истории: славянские, романские, монгольские и другие народы.

На современном этапе все более отчетливо обозначаются контуры новых метаобщностей: западноевропейской, российско-евразийской, арабской, североамериканской и других.

72) Этнополитические общности — метаэтнические общности, которые складывались (и продолжают складываться) в рамках многонациональных государств (Россия, США и др.).

73) Этническая структура населения страныделение населения на этнические группы (основной (титульный) этнос, субэтосы, этнические меньшинства, малочисленные народы).

Один и тот же человек может входить одновременно в несколько этнических общностей разного уровня. Например, можно считать себя русским (основной этнос), донским казаком (субэтнос) и славянином (метаэтническая общность).

 

74) 7.2. Этническая глобализация:

· возникновение транснациональныхкорпораций;

· разрушение однородности и культурной целостности наций;

· формирование метаэтносов;

· взаимосвязь процессов этнической интеграции и этнической дифференциации.

 

75) Транснациональный(лат. trans – "сквозь, через") – выходящий за пределы одной нации, межнациональный.

76) Корпорация (лат.) – объединение, сообщество.

 

В настоящее время процесс этногенеза продолжает развиваться под воздействием глобализации. Этническая картина современного мира меняется. Возникновение транснациональных корпораций, движений и институтов разрушает однородность и культурную целостность наций. В сознании людей причудливым образом сочетаются пласты разных этнических культур.

Мир в межнациональном и культурном отношениях становится все более тесным.

 

Процессы этнической интеграции идут параллельно с процессами этнической дифференциации.

Современный этап этногенеза показал, что две эти "разнонаправленные" тенденции — этническая интеграция и этническая дифференциация являются двумя сторонами единого процесса глобализации (в его актуальной форме).

Этот процесс,с одной стороны, активизирует взаимодействие этносов, а с другой стороны, усиливает стремление народов к сохранению своей культурной самобытности, стимулируя интерес к вопросам своей этнической истории, психологии и т.д.

Контрольные вопросы:

1. В чем различие понятий "демос" и "этнос"?

2. Как соотносятся понятия "племена" и "малочисленные народы"?

3. Какими факторами обусловлена активизация интереса к этнической истории?

4. В западной науке преобладает точка зрения, согласно которой нация — это совокупность граждан одного государства, т.е. территориально-политическая общность. В отечественной этнологии принято считать нацию высшей формой социально-этнической общности. Проанализируйте содержание понятия "русская нация". В чем заключается основа ее общности? Каково соотношение собственно социальных и этнических факторов этой общности?

5. Какую роль играет этнический фактор в современных процессах глобализации населения мира? Значение этнического фактора в современных условиях уменьшается или увеличивается?

6. Возможно ли в реальной перспективе формирование глобальной социальной общности?

7. Чем объясняется хронологическое несоответствие этапов этногенеза у разных этносов?

8. Какие факторы определяют динамику этнического состава населения?

9. В чем принципиальное различие этноэволюционных и этнотрансформационных процессов?

10. Какие этногенетические процессы наиболее активно происходят в современном мире?

11. Приведите примеры современных этноэволюционных процессов, происходящих в российском этносе.

 

Источник: helpiks.org

ИНТЕГРАЦИЯ МЕЖЭТНИЧЕСКАЯ

(англ — interethnic integration, нем — Interethnische integration) — вид объединительных этнических процессов (см), заключающийся во взаимодействии уже сложившихся более или менее разнообразных по своим языково-культурным и др. параметрам этносов классового общества типа народностей (см.) и наций (см) обычно в рамках многонациональных государств; это ведет к постепенному сближению и слиянию этносов с выработкой общих элементов культуры, общего самосознания и т.п. Результатом таких процессов может быть появление так.наз. метаэтнических общностей (см.); в докапиталистических формациях они выступали в виде этнокультурных и этноконфессиональных общностей. В советской науке сильное развитие процессов И.М. исторически связывалось с эпохой зрелого капитализма, когда идет развитие и учащение всяческих сношений между нациями, ломка национальных перегородок, создание интернационального единства капитала, экономической жизни вообще, политики, науки и т.п. Однако и в это время ход таких процессов нередко тормозился национальными и социально-классовыми противоречиями. В настоящее время И.М. в отличие от других этнообъединительных процессов, развертывается лишь в некоторых странах и проявляется недостаточно четко; даже по отношению к Швейцарии, например, где по ряду причин (демократическое решение национальных проблем без разделения национальностей административными границами, широкое развитие двуязычия и триязычия и т.п.) эти процессы зашли довольно далеко, общий термин “швейцарцы”, нередко фигурирующий в литературе, носит преимущественно политический, а не этнический смысл. Предполагалось, что при социализме процессы И.М. закономерно усилятся благодаря расширению и укреплению экономических и культурных связей между народами, уничтожению основы национальных и классовых антогонизмов. В СССР они развивались как по основным Историко-этнографическим областям (см., например,) между народами Средней Азии, так и особенно в пределах всей страны; важным этапом развития таких процессов считалось формирование новой исторической общности людей — “советского народа” (см.), характеризующейся единой экономикой, идеологией, широким распространением в межнациональном общении русского языка, учащением межэтнических браков, многими чертами общесоветской культуры и быта, а также самосознанием, связанным с общесоветским патриотизмом и другими общими чувствами советских людей. Однако в годы “перестройки” процессы И.М. ослабли из-за роста республиканского национализма (см.) и сепаратизма; после развала Советского Союза во многих регионах они сменились межэтнической дезинтеграцией. В тех полиэтнических странах мира, где в прошлом не были завершены процессы сложения крупных народностей и наций, к И.М. в некоторых случаях близки процессы консолидации (см.) (напр., формирование из народов Индонезии единой индонезийской нации, из народов Филиппин — филиппинской нации и т.п.). Существенное развитие процессов И.М. наблюдается в тех странах Африки, государственные границы которых объединили этносы (или части этносов), различных по языково-культурным признакам (напр., формирование эфиопской нации, кенийской нации и т.п.).

ЛИТ.: Козлов В.И. Динамика численности народов. М., 1969.

Брук С.И., Чебоксаров Н.Н. Метаэтнические общности// Расы и народы, 1976.

Современные этнические процессы в СССР. М., 1977.

Этнические процессы в современном мире. М., 1987.

Francis E.K. Interethnic relations, N.Y., 1976.

В.И.Козлов

Источник: Этнические и этно-социальные категории. Свод этнографических понятий и терминов

Источник: voluntary.ru

Под межэтнической интеграцией понимается процесс сближения разных этносов без слияния их в единое целое. Межэтническая интеграция является результатом взаимодействия внутри государства или какого-нибудь крупного региона нескольких существенно различающихся между собой по языку и культуре этносов, которое приводит к появлению у них общих черт. Вследствие этого складываются особые межэтнические общности, представляющие собой группу этносов (суперэтнос), которые обладают элементами общего самосознания. Эти процессы характерны для всех длительно существующих полиэтнических государств. Они в той или иной форме отмечались в Римской, Османской, Российской империях. Межэтническая общность складывалась в Советском Союзе, этот процесс продолжается в Российской Федерации. Развертывание процессов межэтнической интеграции становится особенно интенсивным в эпоху зрелого капитализма, когда идет развитие и учащение всяческих сношений между нациями, ломка национальных перегородок.

В настоящее время межэтническая интеграция относительно интенсивно развертывается в некоторых развитых странах, например, в США, Канаде, Швейцарии, Испании и др. В СССР межэтническая интеграция шла как по основным историко-географическим регионам (например, между народами Средней Азии, Прибалтики, Поволжья и т. д.), так и в пределах всей страны. В результате этого происходило, хотя и весьма противоречиво, формирование межнациональной общности людей — советского народа, характеризующегося единством экономики и идеологии, распространением в межнациональном общении русского языка, общественной культуры и быта, а также связанным с этим общенациональным, общесоветским самосознанием. Этот процесс прерван в связи с распадом СССР.

В ходе межэтнической интеграции в России формируется государственно-политическая многонациональная общность людей — россияне. Межэтническую общность россиян объединяют единая территория, общность экономической жизни, общие черты образа жизни, культуры, общий язык — русский, которым в настоящее время владеют 98% населения, общность исторических судеб и интересов. Россияне — общность многонациональная, полиэтническая, объединяющая около 150 народов и этнических групп. Следовательно, эта общность более широкая, чем нация, обладающая собственными чертами. В то же время россияне не представляют собой нечто искусственное, оторванное от национальной почвы. В общности «россияне» диалектически сочетаются этническое и социальное, национальное и интернациональное.

Межэтническая интеграция наиболее характерна для развивающихся стран Азии и Африки с их сложной этнической структурой населения. В рамках некоторых азиатских государств (Индия, Пакистан, Индонезия и др.) формируются многомиллионные межэтнические общности. Идут процессы межэтнической интеграции в ряде стран Латинской Америки и Океании. Возникающие при этом общности носят не только государственно-политический, но и этнокультурный, метаэтнический характер. Однако следует отличать межэтническую интеграцию от этнической ассимиляции и этнической консолидации.

Источник: arheologija.ru

Межэтнические (межнациональные) отношения — отношения между этносами (народами), охватывающие все сферы общественной жизни.

Уровни межэтнических взаимоотношений:

  • 1) взаимодействие народов в разных сферах общественной жизни;
  • 2) межличностные отношения людей различной этнической принадлежности.

Межнациональные отношения в силу их многоаспект-ности представляют собой сложное явление. Они включают две разновидности:

  • — отношения между разными национальностями внутри одного государства;
  • — отношения между разными нациями-государствами. Формы межнациональных отношений следующие:
  • — Мирное сотрудничество.
  • — Этнический конфликт (от лат. conf lictus — столкновение).

Способы мирного сотрудничества:

Наименование способа

Его характеристика

Этническое смешивание

Разные этнические группы стихийно смешиваются между собой на протяжении многих поколений и в результате образуют одну нацию. Происходит это обычно через межнациональные браки. Таким путем сформировались латиноамериканские народы: в одно целое здесь смешались традиции испанцев, португальцев, местных индейцев и африканцев-рабов

Этническое поглощение (ассимиляция)

Представляет собой почти полное растворение одного народа (иногда нескольких народов) в другом. Истории известны мирные и военные формы ассимиляции. Современная Америка — пример мирного пути, а древние империи, завоевавшие соседние народы, например Ассирия и Рим, служат образцом немирного пути. В одном случае захватчики растворяли в себе покоренные народы, в другом — сами растворялись в них. В насильственном сценарии более крупная нация запрещает другим использовать родной язык в публичной жизни, получать образование на нем, закрывает книжные издательства и средства массовой информации

Самый цивилизованный путь объединения разных народов — создание многонационального государства, в котором соблюдаются права и свободы каждой народности и нации. В подобных случаях несколько языков являются государственными, например, в Бельгии — французский, датский и немецкий, в Швейцарии — немецкий, французский и итальянский. В результате формируется культурный плюрализм (от лат. pluralis — множественный).

При культурном плюрализме ни одно национальное меньшинство не теряет самобытности и не растворяется в общей культуре. Он подразумевает, что представители одной национальности добровольно овладевают привычками и традициями другой, обогащая при этом собственную культуру.

Культурный плюрализм — показатель успешной адаптации (приспособления) человека к чужой культуре без отказа от своей собственной. Успешная адаптация предполагает овладение богатствами еще одной культуры без ущерба для ценностей собственной.

В современном мире просматриваются две взаимосвязанные тенденции в развитии наций.

Основные тенденции развития наций

Межнациональная дифференциация

Процесс разъединения, разделения, противостояния различных наций, этносов и народов в самых разных планах

  • * Самоизоляция в целом
  • * Протекционизм в экономике
  • * Национализм в различных формах в политике и культуре
  • * Религиозный фанатизм, экстремизм

Межнациональная интеграция

Процесс постепенного объединения различных этносов, народов и наций через сферы общественной жизни

  • * Экономические и политические союзы (например, Европейский союз (ЕС))
  • * Транснациональные корпорации (ТНК)
  • * Международные культурные и народные центры
  • * Взаимопроникновение религий, культур, ценностей

Глобализация — это исторический процесс сближения наций и народов, между которыми постепенно стираются традиционные границы, и человечество превращается в единую политическую систему

Межнациональный конфликт

В современном мире практически не существует этнически однородных государств. К таковым можно условно отнести только 12 стран (9% всех государств мира).

В 25 государствах (18,9%) основная этническая общность составляет 90% населения, еще в 25 странах этот показатель колеблется от 75 до 89%. В 31 государстве (23,5%) национальное большинство составляет от 50 до 70%, и в 39 странах (29,5%) едва ли половина населения является этнически однородной группой.

Таким образом, людям разных национальностей так или иначе приходится сосуществовать на одной территории, и мирная жизнь складывается далеко не всегда.

Межнациональный конфликт — одна из форм отношений между национальными общностями, характеризующаяся состоянием взаимных претензий, открытым противостоянием этносов, народов и наций друг другу, имеющим тенденцию к нарастанию противоречий вплоть до вооруженных столкновений, открытых войн. В мировой конфликтологии нет единого концептуального подхода к причинам межэтнических конфликтов.

Анализируются социально-структурные изменения контактирующих этнических групп, проблемы их неравенства в статусе, престиже, вознаграждении. Есть подходы, сосредоточивающиеся на поведенческих механизмах, связанных с опасениями за судьбу группы, — не только за потерю культурного своеобразия, но и за использование собственности, ресурсов и возникающей в связи с этим агрессией.

Исследователи, опирающиеся на коллективные действия, концентрируют свое внимание на ответственности элит, борющихся за власть, ресурсы. Очевидно, элиты прежде всего ответственны за создание, «образа врага», представлений о совместимости или несовместимости ценностей этнических групп, идеологии мира или вражды. В ситуациях напряженности создаются представления о чертах народов, препятствующих общению, — «мессианстве» русских, «наследуемой воинственности» чеченцев, а также иерархии народов, с которыми можно или нельзя «иметь дело».

Большим влиянием на Западе пользуется концепция «столкновения цивилизаций» американского исследователя С. Хантингтона. Она объясняет современные конфликты, в частности недавние акты международного терроризма, конфессиональными различиями. В исламской, конфуцианской, буддийской и православной культурах будто бы не находят отклика идеи западной цивилизации — либерализм, равенство, законность, права человека, рынок, демократия, отделение церкви от государства.

Основной причиной конфликтов, трений, различного рода предубеждений между представителями разных национальностей выступает этноцентризм.

Этноцентризм — совокупность неправильных представлений (предубеждений) одной нации по отношению к другой, свидетельствующих о превосходстве первой.

Этноцентризм — уверенность в правоте собственной культуры, склонность либо тенденция отвергать стандарты другой культуры как неправильные, низкие, неэстетичные. Поэтому многие межнациональные конфликты называют ложными, поскольку в их основе лежат не объективные противоречия, а непонимание позиций и целей другой стороны, приписывание ей враждебных намерений, что порождает неадекватное чувство опасности, угрозы.

Современные социологи предлагают следующую классификацию причин межнациональных конфликтов.

Причины межнациональных конфликтов:

  • 1. Социально-экономические — неравенство в уровне жизни, различное представительство в престижных профессиях, социальных слоях, органах власти.
  • 2. Культурно-языковые — недостаточное, с точки зрения этнического меньшинства, использование его языка и культуры в общественной жизни.
  • 3. Этнодемографические — быстрое изменение соотношения численности контактирующих народов вследствие миграции и различий в уровне естественного прироста населения.
  • 4. Экологические — ухудшение качества окружающей среды в результате ее загрязнения либо истощения природных ресурсов вследствие использования представителями иной этнической группы.
  • 5. Экстерриториальные — несовпадение государственных или административных границ с границами расселения народов.
  • 6. Исторические — прошлые взаимоотношения народов (войны, былое соотношение господства-подчинения и т. д.).
  • 7. Конфессиональные — из-за принадлежности к разным религиям и конфессиям, различий в уровне современной религиозности населения.
  • 8. Культурные — от особенностей бытового поведения до специфики политической культуры народа

Социологи выделяют различные типы межнациональных конфликтов:

  • · Государственно-правовой
  • · Этнотерри-ториальный
  • · Этнодемог-рафический
  • · Социально-психологический

этнический мирный сотрудничество национальный

Межэтническая интеграция примеры

Межэтническая интеграция примеры

ЭТНОС ЭТНОС – исторически сложившаяся на определенной территории совокупность людей, обладающих общностью культуры, языка и осознающих свое единство 1.Язык; 2.Религия; 3. Материальная и духовная культура; 4. Общность происхождения; 5. Общность исторической судьбы; 6. Общие черты психологического склада. ПРИЗНАКИ ЭТНОСА
Межэтническая интеграция примеры

Межэтническая интеграция примеры

Межэтническая интеграция примеры

РОД РОД – группа кровных родственников, ведущих свое происхождение по одной линии (материнской или отцовской) и осознающие себя потомками общего предка (реального или мифического). ПЛЕМЯ ПЛЕМЯ – объединение нескольких родов на основе кровнородственных связей.
Межэтническая интеграция примеры

Возникла на основе территориальных, соседских связей исторически сложившаяся общность людей, имеющая свой язык, территорию, культуру, зарождающиеся экономические связи Народности формировались на протяжении рабовладельческого и феодального обществ НАРОДНОСТЬ
Межэтническая интеграция примеры

НАЦИИ возникли на базе становления общности экономической жизни людей высшая форма этнической общности людей, характеризующаяся единством территории, экономической жизни, исторического пути, языка, культуры, этнического самосознания Национальное самосознание Национальное самосознание – сознательное отнесение себя к той или иной нации Национальное самосознание Национальное самосознание – сознательное отнесение себя к той или иной нации историческая память историческая память родной язык родной язык традиции и обычаи традиции и обычаи национальное достоинство национальное достоинство патриотизм
Межэтническая интеграция примеры

Межэтническая интеграция примеры

В России более 100 этносов, в том числе около 30 наций Национальный вопрос – вопрос об освобождении угнетенных народов, их самоопределения и преодоления этнического неравенства. Национальный вопрос – вопрос об освобождении угнетенных народов, их самоопределения и преодоления этнического неравенства.
Межэтническая интеграция примеры

Межэтническая интеграция примеры

Межэтническая интеграция примеры

Межэтническая интеграция примеры

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ Многонациональная среда Многонациональная среда — типичная черта и условие жизни современного человека. Народы не просто соседствуют, но и активно взаимодействуют друг с другом. Столкновение интересов этнических групп рано или поздно приводит к возникновению этнических конфликтов.
Межэтническая интеграция примеры

Межэтническая интеграция примеры

МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ И НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ И НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ИНТЕГРАЦИЯ – сотрудничество наций, сближение различных сторон жизни народов ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ – стремление народов к национальной самостоятельности ЭТНИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ – это любая конкуренция (соперничество) от противоборства до социальной конкуренции ЭТНИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ – это любая конкуренция (соперничество) от противоборства до социальной конкуренции
Межэтническая интеграция примеры

Процесс постепенного объединения различных наций, народов, этносов ФОРМЫ ИНТЕГРАЦИИ: ФОРМЫ ИНТЕГРАЦИИ: 1. Экономические и политические союзы 2. Транснациональные корпорации 3. Международные культурные центры 4. Взаимопроникновение религий, культур МЕЖНАЦИОНАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ
Межэтническая интеграция примеры

Межэтническая интеграция примеры

МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ Усложнение социально-экономического развития стран мира, неравномерность развития стран на современном этапе Непродуманная политика ряда политических деятелей Ошибки и просчёты в национальном вопросе Канада – проблема франко-канадцев Франция – проблема провинции Бретань Великобритания – конфликт с Северной Ирландией Бельгия – фламандцы, валлоны Испания – баски Национальное меньшинство – отдельная часть этноса, оказавшаяся за пределами проживания его основной части или за пределами одноименного государства ПРИЧИНЫПРИЧИНЫПРИЧИНЫПРИЧИНЫ ПРИМЕРЫПРИМЕРЫПРИМЕРЫПРИМЕРЫ
Межэтническая интеграция примеры

Межэтническая интеграция примеры

Межэтническая интеграция примеры

(от лат. tolerantia терпение) терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям. (от лат. tolerantia терпение) терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям. ТОЛЕРАНТНОСТЬ
Межэтническая интеграция примеры

Межэтническая интеграция примеры

Демократизация всех сторон общественной жизни соблюдение принципов гуманизма в решении этнических проблем предоставление всем народам максимально широкого самоуправления отказ национальных меньшинств от сепаратизма (стремления к отделению, обособлению, сецессии; движение за отделение части государства и создание нового государственного образования или за предоставление части страны автономии). постоянный поиск консенсуса, борьба с национализмом (идеологическое, политическое, психологическое и социальное обособление и противопоставление одной нации другим) и шовинизмом (неприязнь, ненависть к другим народам). ПУТИ РЕШЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ВОПРОСА ПУТИ РЕШЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ВОПРОСА
Межэтническая интеграция примеры

Сочетать национальные и интернациональные интересы признание права каждого народа на самоопределение и образование самостоятельного государства приоритетность прав человека над любыми интересами национальной суверенности и автономии. ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВА И ОБЩЕСТВА
Межэтническая интеграция примеры

Антисемитизм – национальная нетерпимость к евреям Апартеид – законодательно закрепленная и поддерживаемая властями государства расовая дискриминация Ассимиляция – поглощение одной нации другой. Афроцентризм – идея превосходства черных африканцев над людьми с белой и желтой кожей Геноцид – истребление отдельных групп населения по расовым, национальным, религиозным принципам Дискриминация – ущемление прав Ксенофобия – навязчивая неприязнь к «чужим» Национализм – идея исключительности и превосходства какой-либо нации над другой Расизм – существование неравноценных рас, делящихся на высшие и низшие ТЕРМИНЫТЕРМИНЫ Толерантность – терпимость Шовинизм – крайняя агрессивная форма национализма

ТЕСТ «НАЦИИ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ » 1. О бщность, культурные традиции которой объединяют членов данной группы и отличают ее от других групп: 1. класс; 2. сословие; 3. профессиональная группа; 4. этническая группа. 2. О бщность языка, культуры, территории, экономических связей характеризуется: 1. класс; 2. нация; 3. каста; 4. сословие. 3. В ерно ли, что: а) национальное самоопределение предполагает, что человек определяет свою национальность по самосознанию, а не по национальности родителей; б) национальное самоопределение предполагает возможность выбирать гражданство любой страны? 1. верно только а; 2. верно только б; 3. верны оба суждения; 4. оба суждения неверны.
Межэтническая интеграция примеры

3. 3. Верно ли, что: а) причиной национальных противоречий часто бывают территориальные претензии; б) национальные противоречия периодически возникают в разных странах? 1. верно только а; 2. верно только б; 3. верны оба суждения; 4. оба суждения неверны. 5. К акие из перечисленных социальных групп относятся к этническим? 1. каста; 2. гражданство; 3. нация; 4. народность; 5. сословие; 6. племя. КЛЮЧ:

Поурочный план Нации и межнациональные отношения

Цель урока : углубить и систематизировать знания учащихся об исторически сложившихся общностях людей.

Задачи урока :

1. Сформировать у учащихся понимание разнообразия общностей людей, живущих на Земле.

2. Познакомить учащихся с развитием национального вопроса и форм межнациональной интеграции в России.

3. Показать положительные и отрицательные явления национализма.

3. Выработать негативное отношение молодежи к национальным и межнациональным конфликтам. Формирование толерантного отношения молодежи к людям иной нации, религии, взглядам.

4. Определить основные принципы национальной политики в современной России.

5. Показать учащимся, что Чувашия — полиэтнический и многоконфессиональный регион.

Тип урока — комбинированный — элементы лекции, работа с учебником, эвристическая беседа, выступления учащихся (опережающее задание), мультимедийная презентация «Межэтнические связи Чувашии».

Литература :

«Человек и общество». Учебник для 11-х классов общеобразовательных учреждений. / Л.Н. Боголюбов, А.Ю. Лазебникова, Л.Ф. Иванова. — М.: Просвещение. 2004.

Школьный словарь по обществознанию.10-11: пособие для учащихся. / Под ред.Л.Н. Боголюбова, Ю.И. Аверьянова. — М.: Просвещение. 2006.

Краткий словарь обществоведческих терминов. / Терентьева Г.Г., ЧИ МГОУ. — Чебоксары. 2005.

Обеспечение урока: учебник, словари, раздаточный материал, доклады учащихся, мультимедийная презентация «Межэтнические связи Чувашии».

Ход урока:

1. Актуализация знаний.

2. Изучение нового материала.

3. Подведение итогов урока. Домашнее задание.

План урока :

Этнические общности.

Национальное самосознание.

Развитие межнациональных отношений в современном мире.

Национализм. Межнациональные конфликты и пути их преодоления.

Национальная политика.

Основные понятия урока: нация, этнос, национальное самосознание, национальная политика, национализм, геноцид, толерантность.

Актуализация знаний учащихся :

Ученикам предлагается вспомнить из курса истории определения «Нации», «межнациональные отношения», «межнациональные конфликты», «национализм», примеры из истории проявления крайнего национализма (фашизм, шовинизм, расизм, геноцид).

Проблема урока : Существует ли в России (в Чувашии) межнациональные конфликты и, каковы пути их преодоления.
Вопрос 1. Этнические общности
В современном мире существуют различные социальные общности.
Социальные общности — это относительно устойчивая совокупность людей, отличающаяся более или менее одинаковыми чертами условий и образ жизни, массового сознания, в той или иной мере общностью социальных норм, ценностных систем и интересов.
Виды общностей: семья, род, племя, классы, социальная группа, народности, нации, профессиональные общности, трудовые коллективы.
Остановимся на вопросе «Этнос — его основные черты и особенности».
Этнос — исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими, относительно стабильными особенностями языка, культуры и психики, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований.
Этнос
Племя Народность Нация
Черты этноса
Язык нации, Общая историческая Семейно- Нормы повседневного
народности судьба бытовое поведение
поведение
Специфическая материальная
и духовная культура
Нация — определенная форма существования этноса, характерная для определенного этапа исторического развития.
Нация — исторически сложившаяся общность людей, для которой характерна общность экономической жизни, языка, территории, определенные черты психологии, проявляющиеся в особенностях ее культуры, искусства и быта.
Признаки нации .

· Единая раса

· Религия

· Привычки

· Ценности

· Солидарность

Задание: Прочитайте в учебнике на стр.222-223 отрывок из произведения Ч. Айтматова «Белый пароход» и определите, что такое историческая память, зачем она необходима человеку, народу? Согласны ли вы с мнением автора, докажите свою точку зрения.
Вопрос 2. Национальное самосознание
Национальное самосознание — совокупность социальных, нравственных, политических, экономических, эстетических, религиозных, философских взглядов, характеризующих содержание, уровень и особенности духовного развития наций.
Национальный интерес — совокупность потребностей и устремлений народов того или иного государства в создании необходимых для себя жизненных условий, сознании своего суверенитета, установлении взаимных отношений с народами других стран.
Вопрос к классу: Приведите примеры национального интереса русских, чувашей, россиян в целом.
Изучая историю развития наций и народностей, выделяют такие процессы, как межнациональная дифференциация и межнациональная интеграция.

Межнациональная дифференциация — это процесс разъединения, разделения, противостояния различных наций, этносов, народов в самых различных планах.

Межнациональная интеграция — Это процесс постепенного объединения различных этносов, народов и наций через сферы общественной жизни.

Формы межнациональной дифференциации

Самоизоляция в целом

Протекционизм в экономике

Религиозный фанатизм

Национализм в различных формах в политике и культуре

Формы межнациональной интеграции

Экономические и политические союзы

Транснациональные корпорации

Международные культурные и народные центры

Взаимопроникновение религий и культур, ценностей

Причины межнациональной интеграции

1. Невозможность государств жить изолированно, что связано с конкретными изменениями в экономике практически всех современных стран.

2. Экономическая и политическая взаимосвязь государств.

Примером межнациональной интеграции в современном мире являются страны Европы, объединенные в Европейский Союз (ЕС). Другие примеры можно найти в учебнике на стр.225-226.

Вопрос 3. Развитие межнациональных отношений в современном мире
По итогам Всероссийской переписи населения 2002 года в России проживает 145, 2 млн. человек (граждан РФ). Россия является многонациональной страной: русские — 79.8%, другие национальности — 19,2% (татары — 20%, украинцы — 10.6%, башкиры — 6%, чуваши — 5,9% и др.)
Особенностями развития современных взаимоотношений русской нации с другими этническими группами строятся на основе:
Утрата прежнего высокого статуса русской нации.
Рост сепаратистских тенденций на территории России.
Демографические и миграционные процессы.
Вопрос для размышления: Какие трудности, проблемы, связанные с национальным вопросом, существуют сейчас в нашей стране? Что такое национализм?
Вопрос 4. Национализм. Межнациональные конфликты и пути их преодоления
Национализм — идеология и политика, основу которой составляют идеи национальной исключительности и превосходства, стремление к национальной замкнутости, местничеству, недоверие к другим нациям.
Яркое проявление национализма в современном мире продемонстрировал немецкий фашизм, приведший мир ко Второй мировой войне 1939-1945 гг. синонимами фашизма стали термины «расизм», «нацизм», «Шовинизм», «геноцид», «Холокост».
Вопрос для размышления: Как вы думаете, не стал ли национальный вопрос причиной распада СССР?
Межнациональный конфликт — одна из форм отношений между национальными общностями, характеризующаяся состоянием взаимных претензий, открытым противостоянием этносов, народов и наций друг к другу, имеющим тенденцию к нарастанию противостояния вплоть до вооруженных столкновений, открытых войн.
Задание: Назовите причины межнациональных конфликтов.
Причины межнациональных конфликтов:
Усложнение социально-экономического развития стран мира, существование отсталости многих из них.
Непродуманная или намеренно экстремистская политика ряда госуд-ых деятелей.
Колониальное население.
Ошибки и просчеты руководства ряда стран в решении национальных вопросов.
Виды межнациональных конфликтов:
По поводу спорных территорий.
Из-за изгнания народа со своей территории и возвращения депортированного народа на свою историческую родину.
Из-за произвольного изменения административных границ.
Из-за насильственного включения территории народа в соседнее государство.
Между этническим большинством и компактно проживающим меньшинством (коренная национальность).
По поводу отсутствия у народа национальной государственности и ее расчлененности между другими государствами.
Типы межнациональных конфликтов:
1. Государственно-правовой (неудовлетворенность правовым положением нации, стремление к собственной государственности; конфликт с государственными структурами власти, в состав которого входит нация).
2. Этнотерриториальный (определение границ нации).
3. Этнодемографический (защита прав коренной национальности).
4. Социально-психологический (изменение образа жизни, нарушение прав человека).
Пути разрешения межнациональных конфликтов:
Осознание всеми людьми неприемлемости насилия, выработка уважения к национальным чувствам всех этнических групп;
проведение лояльной, продуманной политики учета интересов всех народов и народностей.
Создание эффективно действующих международных комиссий, советов, других организаций для мирного решения национальных споров;
Представление национально-культурной автономии всем желающим национальным меньшинствам, что позволит им сохранить свой язык, культуру, религию и традиции.
Пути урегулирования межнациональных конфликтов:
Признание межнациональных проблем и решение их методами национальной политики:
Использование экономических рычагов для нормализации ситуации.
Создание культурной инфраструктуры консенсуса, соблюдение принципа паритетности при назначении людей разных национальностей на государственные должности, поддержка национальной культуры.
Вопрос 5. Национальная политика
Составной частью политической деятельности государства, призванной регулировать межнациональные отношения в различных сферах жизни общества — является национальная политика.

Гуманистические принципы политики в области национальных отношений

Основные принципы национальной политики

Условия гармонизации национальных отношений

1. Отказ от насилия и принуждения.

2. Поиск согласия на основе консенсуса всех участников.

3. Признание прав и свобод человека.

4. Готовность к мирному урегулированию спорных проблем.

5. Реализация идей гуманизма, демократии, добрососедства.

1. Гармоническое сочетание национальных и интернаци-ональных интересов, нахождение оптимальных форм соотношения национального и интернационального.

2. Признание права каждого народа на самоопределение, на образование самостоятельного государства.

3. Приоритетность прав человека над любыми интересами национальной суверенности и автономии.

4. Неприятие любых форм шовинизма.

1. Наличие правового государства.

2. Отказ национального меньшинства от сепаратизма, признание За верховной властью всех полномочий в обороне, ведение иностранных дел.

3. Предоставление компактно расселенным меньшинствам широкой автономии и самоуправ-ления, права решения собственных местных дел, включая местные налоги.

4. Признание культурной автономии меньшинств, формирование из центрального бюджета, преподавание, вещание на языке этнического меньшинства.

5. Максимальное перемещение центра тяжести принятия властных решений на локальный местный уровень.

Задание: Изучив раздел «Национальная политика» в параграфе 19, выписать в тетрадь основные принципы национальной политики Правительства РФ (стр.229-230 учебник «Человек и общество», § 19).

Закрепление изученной темы.

Тестирование:

Расположите этнические общности в порядке их исторического развития:

А). народность; Б). род; В). клан; Г). племя;. Д). нация.

2. Современную нацию можно определить по признакам:

А). единая территория; Б). общий язык; В). специфика хозяйственной деятельности; Г). духовное единство; Д). кровно-родственное единство.

3. К исторически сложившимся группам людей относятся:

А). народности; Б). классы; В). государства.

Домашнее задание : § 19. Термины — выучить. Задания на стр.231-232 №3, 5,6.

Просмотр мультимедийной презентации «Межэтнические связи Чувашии», подготовленной учениками Григорьевым А, Юдиной Н., Яковлевой Т.

Справка о посещении урока обществознания в 11 А классе

Учитель истории — Прыткова С.В.

На уроке присутствовали: зам. директора по УВР — Шевелева И.В., зам. директора по ВР — Лысикова З.М.

В современном мире ни одна нация не может жить в полной изоляции . Народы обязательно вступают в межнациональные отношения. Это могут быть экономические, политические, культурные и иные связи. Они могут быть стабильными или нестабильными (периодическими), равноправными или неравноправными. Основанными на сотрудничестве или соперничестве.

Для начала разделим отношения между этническими общностями внутри одного государства и между разными нациями-государствами.

Человечество – это приблизительно 3 тысячи наций и народностей. Независимых государств, признанных международным сообществом, – 195.

Если считать те, которые признали лишь некоторые государства-члены ООН, самопровозглашённые государства, зависимые и заморские территории, насчитаем 252 страны. Но в любом случае, большинство народов живёт в многонациональных государствах . Не во всех из них выделяется национальное большинство. То есть народ, доля которого в общей численности населения превышает 50 %.

Благополучие, а зачастую и жизнь людей зависят от их толерантности по отношению к соседям, от способности уважительно относится к особенностям, обычаям, нравам, верованиям, взглядам представителей других национальностей. Большую роль в формировании толерантности играет политика государства . Она может быть направлена на подавление национального меньшинства, его ассимиляцию. Или на соблюдение прав и свобод каждой народности и нации, проживающей на территории страны.

Тут самое время сказать об изменении взглядов на то, что такое нация. Многие исследователи считают, что необходимо отличать нацию как этническую и межэтническую общность – гражданскую нацию . Под этим термином принято понимать совокупность всех граждан государства.

Межэтническая интеграция примеры

Россияне – совокупное название граждан России вне зависимости от их этнической принадлежности.

Они могут быть разной этнической принадлежности, сохранять свой язык, культуру, обычаи и традиции. И тем не менее, ощущать себя единым целым.

В отношениях между нациями-государствами проявляются две основные тенденции: интеграция и дифференциация.

Интеграция в самом широком смысле слова – объединение частей в целое. Когда мы говорим об интеграции стран, имеем в виду расширение их сотрудничества в самых разных областях, развитие связей, углубление взаимодействия.

Примером интеграции в современном мире могут быть межгосударственные экономические и политические союзы.

Межэтническая интеграция примеры

Главы государств-членов СНГ

Россия является членом многих международных организаций подобного рода: Содружество независимых государств, Организация Договора о коллективной безопасности, Евразийское экономическое сообщество, Большая двадцатка, Шанхайская организация сотрудничества и другие.

Проявлениями интеграции является также деятельность транснациональных корпораций, международных культурных центров. В конце концов, усиливающееся взаимопроникновение культур, религий, ценностей – это тоже межнациональная интеграция (так сказать, на уровне каждого отдельного человека).

Межэтническая интеграция примеры

Сближение наций и народов, традиционные границы между которыми постепенно стираются, принято обозначать термином глобализация .

Дифференциация – процесс, противоположный интеграции: разделение, расчленение развивающегося целого на части, ступени или уровни.

Её формы в межнациональных отношениях разнообразны. Это глобальный изоляционизм той или иной страны. Попытка свести к минимуму контакты с другими народами и государствами. Примеры такого рода – скорее исключение, но они есть: скажем, Корейская Народно-Демократическая республика.

Межэтническая интеграция примеры

Съезд Трудовой партии Кореи (правящей партии КНДР)

Официальной идеологией этого государства является чучхе. В ней много разных положений, но одно из основных – построение идеального общества («чисан нагвон» – рая на земле), опираясь исключительно на внутренние ресурсы.

Чаще предпринимаются попытки отгородиться от мира в какой-то одной сфере жизни:

· политика протекционизма в экономике – поддержка отечественных производителей, защита их от иностранных конкурентов.

· национализм в политике и/или культуре.

Вспомним, что национализм – идеология и политика, которая ставит интересы нации на первое место, выше социальных, экономических и прочих. Национализм часто сопровождается недоверием к другим народам. Если при этом речь идёт об идее превосходства своей нации над всеми остальными, праве господствовать над ними, то мы говорим о шовинизме .

Национализм может быть прогрессивным, когда способствует объединению нации в борьбе за независимость, самоопределение.

Межэтническая интеграция примеры

Махатма Ганди – лидер национально-освободительного движения в Индии

И реакционным, когда направлен на подавление и угнетение других народов.

Одна из самых опасных форм межнациональной дифференциации – религиозный фанатизм и экстремизм . Это – фундамент современного международного терроризма, выходящей на первый план глобальной проблемы человечества.

Межэтническая интеграция примеры

Взаимные претензии народов, наций друг к другу, открытое их противостояние, вплоть до вооружённых столкновений – межнациональный конфликт . Его возникновение может быть связано с разными причинами.

· Например, историческими. Когда проблемы прошлых взаимоотношений между народами – войны, колониальная зависимость приводят к сохранению на длительное время недоверия и вражды.

· Социально-экономические причины – неравенство в уровне жизни.

· Культурно-языковые – недостаточные условия для развития языка и культуры этнических меньшинств.

Подумайте, какие ещё причины межнациональных конфликтов вы могли бы назвать. Приведите примеры ситуаций, когда они проявлялись.

Всё сказанное представим в виде схемы.

Межэтническая интеграция примеры

Источник: maratakm.ru


Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.