Любовная линия базарова


Центральная любовная линия романа – это любовь
Евгения Базарова к Анне Сергеевне Одинцовой.
Нигилист Базаров не верит в любовь, рассматривая её лишь
как физическое влечение.
Но именно эту, казалось бы, циничную и рассудительную натуру,
настигает неистовая, страстная любовь к светской красавице
Одинцовой.
Бесспорно, Анна Сергеевна – натура незаурядная.
Она умна, величественна, не похожа на других.
Но сердце её холодно, и Одинцова не может ответить на
чувства Базарова, его страсть пугает её, угрожая нарушить
привычный спокойный мирок.

Потерпев поражение в любви, Базаров не сломлен.
Может даже показаться, что он забыл Одинцову.
Но, находясь перед лицом смерти, настигшей его по странной
и нелепой случайности, Базаров хочет проститься с Анной
Сергеевной.
Их последняя встреча раскрывает всю глубину его чувства.
«Великодушная!.. и какая молодая, свежая, чистая… в этой
гадкой комнате!» — так говорит Базаров о любимой женщине.


Ещё одним персонажем романа, способным испытывать
глубокое и страстное чувство, оказывается антипод
(хотя во многом и двойник) Базарова – Павел Петрович Кирсанов.
Но его любовь сильно отличается от того, что испытывает
Базаров.
Базаров никогда не станет рабом любимой женщины,
что во многом и отталкивает от него Одинцову.
Павел Петрович же ради любви к некоей княгине Р. перечеркнул
всю свою жизнь, бросил карьеру, подвергался унижениям…
В результате, безответная мучительная страсть иссушила
душу героя, превратив его в живого мертвеца.

Тем не менее в любви Базарова и Павла Петровича есть нечто
общее. Недаром, пережив драму отвергнутой любви,
они оба тянутся к простой девушке Фенечке.
Но внимание Павла Петровича, увидевшего в её облике сходство
с княгиней Р., лишь пугает Фенечку, а бесцеремонность
Базарова оскорбляет её.

Есть в романе и две истории совсем другой, спокойной,
«домашней» любви – это любовь Николая Петровича Кирсанова
к Фенечке и любовь Аркадия к Кате.
Обе они заканчиваются картинами тихого семейного счастья,
но той подлинной страсти, на которую был способен и сам
Тургенев, и центральные персонажи его произведений в
этих историях нет.
Поэтому они не вызывают особого интереса ни у читателей,
ни у самого автора.

Тема любви становится в романе «Отцы и дети» одной из ведущих. Испытание любовью проходят все его персонажи. И от того, как им удалось пройти это испытание, зависит истинная сущность и достоинство каждого человека.


Источник: otvet.mail.ru

История любви Базарова и Одинцовой – это самая яркая сюжетная линия в романе «Отцы и дети». В нее Тургенев заложил огромный смысл. Школьники при изучении данного произведения часто готовят письменные работы, в которых разбирают именно эту тему. Для тех, кто не читал роман: история любви Базарова и Одинцовой (кратко).

Евгений Базаров – это главный герой произведения Тургенева. Он – представитель течения «нигилизм», которое было популярно в середине 19 века. Среди главных идей прогрессивного и нового для того периода движения – отказ от всего старого, презрение к «сантиментам» и романтике, возвеличивание точных наук. Любовь тоже считалась нигилистами чем-то пошлым и фальшивым. Все эти «вздохи, охи» они объясняли гормонами. Физическое вообще у представителей движения – на первом плане.


И вот, Базаров, отрицающий нежные чувства в принципе, встречает Одинцову. Она – помещица, представительница класса, который тоже презираем героем; молодая, богатая и очень красивая вдова.

Незаметно для себя Базаров влюбляется в Анну Сергеевну, хотя долго не хочет это признавать. Но, в конце концов, как человек прямой и честный, он все же вынужден констатировать факт.
Евгений признался Анне в своих чувствах. И хоть женщина отвечает ему взаимностью, отношений у них не получается.

Одинцова не хочет ничего менять в своей спокойной, благополучной жизни. Бури страстей ей не нужны.
Все оставшееся время в романе Базаров страдает. Он пытается топить свою боль в работе, занимается медициной, научными исследованиями. Но мысли постоянно уносят его к возлюбленной, хоть он и зол на себя за такую слабость. Истерзанный чувством, герой теряет бдительность и заражается тифом.


Базаров знает, что обречен – он не испытывает иллюзий. Герой просит Анну Сергеевну приехать попрощаться. И она соглашается. Прощальный поцелуй в щеку напомнил Базарову о том моменте, когда он не решился поцеловать любимую по настоящему.

Молодой нигилист Евгений уходит из жизни. И этой смертью автор показывает читателю, что идеи, отрицающие вечные ценности, обречены на гибель. Все нигилистические теории разлетелись в пух и прах перед настоящей любовью. Но, поскольку Базаров ее отрицал, счастья в отношениях ему Тургеневым подарено не было.


На этой странице искали :

  • история любви базарова и одинцовой сочинение

Источник: vsesochineniya.ru


Любовная интрига составляет основу большинства произведений русской классической литературы. Особое значение истории любви героев придавал и И.С. Тургенев, поэтому во всех его произведениях главные герои, обязательно проходят испытание любовью. Любовная тема – одна из ведущих тем романа И.С. Тургенева «Отцы и дети». Все герои писателя испытывают это чувство в той или иной степени, так, как могут или умеют. Именно любовь становится для них тем мерилом, которое выявляет истинную сущность героев, придает им смысл жизни или делает несчастными.

 

1. Для Базарова любовь стала переломным этапом в жизни.

Любовь к Одинцовой – начало трагического возмездия надменному Базарову, считающего любовь романтической чепухой: она раскладывает его душу на две половины. Отныне в нем живут и действуют два человека. Один из них – убежденный противник романтических чувств, отрицатель духовной природы любви. Другой – страстно и одухотворенно любящий человек, столкнувшийся с подлинным таинством этого высокого чувства.. Опровергая взгляды героя романа на любовь, писатель заставляет его переживать то, что сам Базаров отвергал. Трудный внутренний процесс познания истинной любви заставляет Базарова по-новому почувствовать природу. . Любовь Базарова — гордое чувство. Он видит, что Одинцова только кокетничает, дразнит его от скуки, и потому собирается уехать, так и не признавшись ей в любви. Евгений и не открылся бы, не переступил через свою гордость" если бы Одинцова не сделала первый шаг.


В своем чувстве к Одинцовой Базаров раскрывается как натура сильная, страстная и глубокая. И здесь проявляется его превосходство над окружающими людьми: чувство его непохоже любовные отношения прочих персонажей. Базаров увидел в Одинцовой человека умного, незаурядного, выделив ее из круга губернских дам: «На остальных баб непохожа». Одинцова во многом достойна его, и это обстоятельство также возвышает Базарова. Если бы он полюбил пустую женщину, его чувство не вызвало бы уважения. Базаров борется, он не раскис и не стал унижаться, как Павел Петрович. Тургенев показал, что Базаров и в любви выше уездных аристократов, в том числе умной, но холодной и эгоистичной Одинцовой.. Базаров предстает перед нами «духовным мертвецом» в начале романа. Гордыня, самолюбие, бессердечность, сухость и резкость по отношению к людям, природе, всему окружающему миру — Тургенев сразу же обнажает в герое эти черты. Базаров лишен полноты жизни, жизни во всем многообразии ее проявлений. Живое течение этой жизни как будто минует героя, проходит мимо него. Поэтому Базаров — «духовный мертвец» в начале романа. Но в конце романа мы видим иного Базарова.


!!!!!Любовь к Одинцовой «воскрешает» героя, пробудив его уснувшие чувства, жажду жизни и любви, открыв ему красоту мира

2.И в связи с этим Тургенев предлагает читателю еще одну любовную историю: историю Павла Петровича. Павел Петрович тоже любит по-настоящему. Но в его жизни любовь стала величайшей драмой. Это чувство сломало Павла Петровича.

Р ади любви Павел Петрович бросил все, перечеркнул всю свою карьеру, что привело его к духовной гибели. Любовь его к княгине Р. – мучительное и унизительное чувство. Рассказ о любви Павла Петровича к княгине Р. вводится не как вставной эпизод. Тургенев подчеркивает, что тот период в жизни Кирсанова был наиболее ярким, бурным, насыщенным событиями. Поселившись в имении, Павел Петрович ведет тихую, размеренную, однообразную жизнь, разучившись мечтать и любить. Он живет лишь воспоминаниями о давно прошедших событиях. В настоящем же Кирсанова фактически ничего не происходит, он как будто застывает в своих воспоминаниях. И автор неоднократно подчеркивает эту жизненную неподвижность, внутреннюю «окаменелость» Павла Петровича. Его «красивая, исхудалая» голова похожа на «голову мертвеца», жить Павлу Петровичу «тяжело… тяжелей, чем он сам подозревает…». !!!!!!Любовь «убила» Кирсанова, уничтожив его волю к жизни, чувства, желания.Эта любовь — любовь-наваждение, которая «сломала» жизнь Павла Петровича, он уже не мог жить по-прежнему после смерти княгини. Эта любовь не принесла ничего людям, кроме муки.


 

3. Любовью проверяются все герои романа «Отцы и дети». Но Тургенев желает сказать читателю и свои собственные мысли. Почему именно Николай Петрович находит свое счастье в браке с Фенечкой?

. Николай Петрович просто живет, согласно сердцу и совести (сломав ногу в юности, что помешало ему сделать военную карьеру, он не впадает в уныние, не озлобляется на весь мир, а учится в университете, затем женится, живет с женой десять лет в любви и согласии, после смерти жены отдает себя воспитанию и обучению сына; затем жизнь посылает ему любовь к простой девушке Фенечке, к новорожденному ребенку). То выстраданное знание, которым обладает Николай Петрович — о гармоничном существовании, о единении с природой, о поэзии, о любви, — можно понять только развитой душой, которой нет ни у "уездного аристократа", ни у "предводителя нигилистов".Любовь Николая Петровича и Фенечки естественна и проста. Если отношения Павла Петровича и княгини Р. не могли воплотиться в брак, семью, они напоминали костер, который вспыхнул, а потом долго тлели угли, то отношения Николая Петровича и Фенечки — это прежде всего семья, сын. Их любовь, как свеча, пламя которой горит ровно и спокойно.


trong>В жизни Николая Петровича Кирсанова любовь всегда была опорой и движущей силой. Вначале — бесконечное, трогательное, нежное и глубокое чувство к жене Маше, с которой они почти не расставались: "десять лет прошло как сон". Но счастье закончилось, жена Николая Петровича скончалась. "Он едва вынес этот удар, поседел в несколько недель", и начал учиться жить заново. Вдвоем, с сыном Аркадием, в деревне Марьино, названной так в честь жены. Десять лет прошло, прежде чем сердце Николая Петровича, тянущееся к семейной жизни, смогло вместить в себя еще одну любовь, не равную ни по возрасту, ни по общественному положению. Феничка — мать второго сына Кирсанова, дочь его бывшей экономки — сумела осветить жизнь и наполнить дом радостью.Замечательна картина семейного обеда в доме Кирсановых, нарисованная Тургеневым тепло и с любовью: Николай Петрович, Фенечка и Митя, сидящий рядом, Павел Петрович, Катя и Аркадий… «Всем было немножко неловко, немножко грустно и, в сущности, очень хорошо. Каждый прислуживал другому с забавною предупредительностию…». Этой сценой писатель еще раз напоминает нам, что любовь, семья, уважение и доверие — вот те вечные ценности, ради которых стоит жить

 

В романе «Отцы и дети» Тургенев изобразил несколько любовных линий, благодаря которым особенности характера главного героя раскрываются полностью, давая читателю возможность заглянуть в самые потаенные уголки его души. Заканчивается роман описанием сельского кладбища, где похоронен Евгений Базаров. «Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце ни скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами…», — пишет Тургенев. Человек смертен, а любовь, как и природа, вечна .И это мысли самого автора.


 

 

2. «Как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя?» Философский характер лирики Ф.И. Тютчева. Чтение наизусть одного из стихотворений поэта (по выбору учащегося).

 

Творческое наследие Федора Ивановича Тютчева невелико: оно составляет всего несколько публицистических статей и примерно 50 переводных и 250 оригинальных стихотворных произведений.. Именно философский характер лирики Тютчева способствует тому, что интерес к его творчеству не ослабевает, ведь оно затрагивает вечные темы.

1. Проникнутая напряженной страстной мыслью и одновременно острым ощущением трагизма жизни, поэзия Тютчева выразила в художественном слове всю противоречивость и сложность действительности.. Лирика Федора Ивановича пропитана тревогой. Природа, человек, мир предстают в его творениях в вечном столкновении различных противоборствующих сил. Человек по своей природе обречен на "неравный", "безнадежный" бой, "отчаянную" борьбу с роком, жизнью и самим собой.

2.Федор Иванович Тютчев — первый в истории русской литературы поэт, центральной темой творчества которого являются «предельные основания бытия», общие вопросы мироустройства. Его лирический герой задастся «проклятыми», не имеющими ответа вопросами: что есть человек? для чего он заброшен в мир? для чего сотворена сама природа? в чем загадка природного бытия? Драматическое ощущение бесперспективности философского поиска нашло отражение в знаменитом тютчевском четверостишии:

Природа — сфинкс. И тем она верней

Своим искусом губит человека,

Что, может статься, никакой от века

Загадки нет и не было у ней

3.Основные мотивы философской лирики Тютчева :

А).- мотив мистической и хаотической первоосновы всего живого

По своим философским взглядам Т был «пантеистом», т.е высшей силой, перед которой может преклониться человек, являлась для него природа. Но духовная жизнь, по представлениям поэта, была сложна и противоречива. Его восприятие жизни вызывало настроение глубокого трагизма, ставшего основным мотивом творчества поэта. В глубине существования природы волнуется некая первозданная, темная, всепоглощающая стихия бытия, которую он называл «хаосом» или «бездной». Весь видимый мир является только кратковременным всплеском этой безликой лучины жизни.

Любимое время суток Т-ва – вечер, ночь, когда оживают тайные силы. Если дневной мир ясен, светел, то изображение ночи связано с ощущением тревоги, , страха. Видимый мир – это покров, скрывающий «древний хаос». Он стремится вырваться наружу в гражданских потрясениях, в мятеже. «Блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые».

Жизнь человеческая сопоставляется у Т-ва со сменой времен года: весна-молодость, лето-зрелость…Природа и человек живут по одним законам, человек – неотъемлемая часть природы, «мыслящий тростник»(выражение Паскаля).

Такое понимание жизни придает всему философскому мировосприятию поэта трагический характер. «Когда испытываешь сознание хрупкости и непрочности всего в жизни, — писал Т., — то существование, помимо духовного роста, является лишь бессмысленным кошмаром».

Таким образом, всякое индивидуальное существование представлялось ему чем-то неизбежно обреченным на исчезновение. Идеальное и демоническое – вот два начала, которые находятся в постоянной борьбе. Невозможно существование жизни, если отсутствует одно из начал, ибо во всем должно быть равновесие. Так, например, в стихотворении «День и ночь» два этих состояния природы противопоставляются друг другу:

Дей – сей блистательный покров –

День – земнородных оживленье,

Души болящей исцеленье,

Друг человека и богов.

День у Тютчева наполнен жизнью, радостью и безграничным счастьем. Совсем иной характер носит ночь:

И бездна нам обнажена,

С своими страхами и мглами,

И нет преград меж ней и нами:

Вот отчего нам ночь страшна.

Две этих стихии космоса поэт именует «хаосом». Вся жизнь, все существование основано на борении светлого начала и темного, но одержать победу в таком противостоянии просто невозможно. В этом самая главная жизненная истина. Однако подобная борьба происходит не только в природе, в космосе, но и в душе самого человека. Он, «как сирота бездомный», находится на перепутье и стремится к истине, существующей как и в светлом, так и в темном начале.

Таким образом, философия Тютчева тесно связана с «глобальным», поэт не видит существования обычного, конкретного без большого и великого. В философской лирике Тютчева, «самой ночной души русской поэзии», открывается вся прелесть окружающего мира как божественного космоса.

 

Б)- мотив природы как основы всего живого

В стихах Тютчева изображение природы и мысли о природе сплавлены воедино, пейзажи получают символический смысл. Природа для поэта – просто второе имя жизни.

Природа в лирике Тютчева имеет два лика – хаотический и гармонический. Свой язык присущ обоим. Человек же может понимать или не понимать и тот, и другой язык.

В стихотворениях Т-ва. природа, словно живое существо, радуется и грустит, чувствует и дышит. Такое одушевление обычно в поэзии. Но для Т. это не просто литературный прием: величие и красоту природы он «принимал и понимает не как свою фантазию, а как истину».

Так и человек в поэзии Т. Он соединяет в себе и слабость, и величие. Он немощен перед горем, разлукой и смертью, но он велик своим стремлением к красоте, к идеалу, к беспредельному. Не рассуждай, не хлопочи.

Безумство ищет, глупость судит,

Дневные раны сном лечи,

А завтра быть чему, то будет.

Поэт считал, что весь мир заключает в себе какую-то истину, которую человеку определить очень сложно. По мнению Тютчева, слова не могут в полной мере показать и рассказать тайны вселенной, мироздания.

Но, несмотря на это, мир людей и мир природы тесно переплетены и являют собой одно целое. Природа очеловечивается поэтом:

Не то, что мните вы, природа –

Не слепок, не бездумный лик: —

В ряде тютчевских стихов природа действительно одушевлена: ручьи «гласят» и «предвещают», родник «шепчет», вершины берез «бредят», море «ходит» и «дышит», поле «отдыхает». С другой стороны, автор говорит о глухоте природы к мольбам своих детей, о ее равнодушии как к смерти человека, так и к его страданиям и страстям.

 

В)-любовный мотив как безотрадное и нежное признание ограниченности любви –

Любовь в лирике Т-ва – уникальное явление в русской поэзии. Поэт запечатлел все оттенки любовного переживания:

О, как убийственно мы любим,

Как в буйной слепоте страстей

Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей!

Любовь в лирике Т-ва – это не внешнее увлечение и не простое восхищение прелестью любимого человека, — это глубокое, стихийное чувство, поглощающее всю человеческую душу, это роковая страсть, которая может дать человеку высочайшее упоение и привести его к гибели. Т-чев пишет о чувстве, подобном грозам и бурям в природе.

Судьбоносной была встреча уже немолодого поэта с Еленой Денисьевой. «Денисьевский »цикл стихов – это история любви, роман в стихах, длившийся до ее кончины. Вот бреду я вдоль большой дороги

В тихом свете гаснущего дня…

Тяжело мне, замирают ноги,

Друг мой милый, видишь ли меня?

Творчество Т-ва умещается в одном сборнике стихов, но содержание его бездонно и необъятно. Понять стихи большого поэта – это значит прикоснуться к вечности, постичь безмерность жизни, полноту и красоту бытия.

В небольшом творческом наследии Тютчева все же есть немало светлых и радостных стихотворений, в которых выражены благоговейные, восторженные чувства, вызванные красотой мира («Весна», «Летний вечер», «Утро в горах», «Нет, моего к тебе пристрастья…», «Зима недаром злится…»). Такова знаменитая «Весенняя гроза», наполненная торжествующими интонациями, ликующим звучанием симфонии красок и звуков, энергией обновления жизни.

Билет № 4

Имя, образ, судьба – женские образы в пьесах А.Н. Островского (по

Выбору учащегося).

Пьесы А. Островского насыщены разнообразной символикой. Прежде всего это символы, связанные с миром природы: лес, гроза, река, птица, полет. Но вместе с тем очень важную роль играют в пьесах и имена героев. Ясно, что имена эти вовсе не случайно выбраны автором, очень важен их звуковой состав, образность и их значение в русском языке.

1. Имя главной героини чрезвычайно точно характеризует ее роль в сюжете и судьбу: Катерина — “чистая, светлая». Мы даже забываем о том, что она носит фамилию мужа, настолько близка героиня своему имени. А она — Кабанова, т. е. часть «темного царства», из которого мечтает вырваться, улететь

Эта молодая женщина располагает зрителя своей огромной, чистой душой, детской искренностью и добротой. Но живет она в затхлой атмосфере «темного царства» купеческих нравов. Островскому удалось создать светлый и поэтичный образ русской женщины из народа. Основная сюжетная линия пьесы – это трагический конфликт живой, чувствующей души Катерины и мертвого уклада жизни «темного царства». Она не такая, как все. Даже имя ее звучит не как «Екатерина», а «Катерина».Честная и трогательная Катерина оказалась бесправной жертвой жестоких порядков купеческой среды. Недаром Добролюбов назвал Катерину «лучом света в темном царстве». Катерина не смирилась с деспотизмом и самодурством; доведенная до отчаяния, она бросает вызов «темному царству» и гибнет. Только так она может сохранить от грубого давления свой внутренний мир. По мнению критики, для Катерины «не смерть желанна, а жизнь невыносима. Жить для нее – значит быть самой собой. Не быть самой собой – значит для нее не жить».

 

2.Образ Катерины построен на народно-поэтической основе. Ее чистая душа слита с природой. Себя она представляет как птицу, образ которой в фольклоре тесно связан с понятием воли. «Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле». Катерине, попавшей в дом Кабановой, как в страшную тюрьму, часто вспоминается родительский дом, где к ней относились с любовью и пониманием. Разговаривая с Варварой, героиня спрашивает: «…Отчего люди не летают, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица». Катерина рвется на волю из клетки, где вынуждена оставаться до конца дней.

Высокие светлые, чистые чувства, прилив радости и благоговения вызывала в ней религия. Красота и полнота души героини выражались в молитвах к Богу. «В солнечный день из купола такой светлый столб вниз идет, и в этом столбе ходит дым, точно облака, и вижу я, бывало, будто ангелы в этом столбе летают и поют. А то, бывало… ночью встану… да где-нибудь в уголке и молюсь до утра. Или рано утром в сад уйду, еще только солнышко восходит, упаду на колени, молюсь и плачу».

Свои светлые мысли и чувства Катерина выражает поэтичным народным языком. Напевная речь героини окрашена любовью к миру, употребление множества уменьшительно-ласкательных форм характеризует ее душу. Она говорит «солнышко», «водица», «могилушка», часто прибегает к повторам, как в песнях: «на тройке на хорошей», «и люди мне противны, и дом мне противен, и стены противны». Пытаясь выплеснуть кипящие в ней чувства, Катерина восклицает: «Ветры буйные, перенесите вы ему мою печаль-тоску!»

 

3. Судьба Катерины предначертана, кажется, ее именем тоже. Нет места в «темном царстве» светлому и чистому. Трагедия Катерины в том, что она не умеет и не хочет лгать. Героиня чиста в помыслах. А в «темном царстве» ложь – основа жизни и взаимоотношений. Борис говорит ей: «Никто не узнает про нашу любовь…», на что Катерина отвечает: «Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю!» В этих словах проявляется мужественная, цельная натура этой женщины, рискующей бросить вызов обывательской морали, в одиночку противостоять обществу.

Но, полюбив Бориса, Катерина вступает в борьбу с собой.Она, замужняя женщина, чувствует себя великой грешницей. Чистота ее натуры не может этого принять.Ее вера в Бога – это не ханжество Кабанихи, которая прикрывает Богом свою злобу и человеконенавистничество. Осознание собственной греховности, муки совести преследуют Катерину. Она жалуется Варе: «Ах, Варя, грех у меня на уме! Сколько я, бедная, плакала, чего уж я над собой не делала! Не уйти мне от этого греха. Никуда не уйти. Ведь это нехорошо, ведь это страшный грех, Варенька, что я другого люблю?» Катерина не задумывается над тем, что это над ней совершили насилие, отдав замуж за нелюбимого. Ее муж, Тихон, рад уехать из дому и не хочет защитить жену от свекрови. Сердце подсказывает ей, что ее любовь – величайшее счастье, в котором нет ничего плохого, но мораль общества и церкви не прощает свободного проявления чувств. Катерина бьется среди неразрешимых вопросов.Она кается в своем грехе. Покаяние от чистого сердца по религиозным законам обязательно требует прощения. Но люди забыли доброго, прощающего и любящего Бога, у них остался Бог карающий и наказывающий. Катерина не получает прощения. Жить и мучиться она не хочет, ей некуда идти, любимый человек оказался таким же слабым и зависимым, как и ее муж. Все предали ее. Самоубийство церковь считает страшным грехом, но для Катерины это акт отчаяния. Лучше оказаться в аду, чем жить в «темном царстве». Героиня не может причинить никому вреда, поэтому она решает сама уйти из жизни. Бросаясь с обрыва в Волгу, Катерина в последний миг думает не о своем грехе, а о любви, которая осветила ее жизнь великим счастьем. Последние слова Катерины обращены к Борису: «Друг мой! Радость моя! Прощай!» Можно только надеяться, что Бог окажется милосерднее к Катерине, чем люди. Она жертва своей чистоты, своей религиозности, не вынесшая раздвоения своей души, ведь любила — не мужа, и жестоко наказала себя за это.

Итак, раскрытие значения имен и фамилий в пьесах Островского помогает осмыслить и сюжет, и основные образы. Хотя фамилии и имена нельзя в данном случае назвать “говорящими”, но они являются говорящими в широком — символическом — смысле слова.

 

2.«Люблю отчизну я, но странною любовью!» В чем «странность» любви к Родине М.Ю. Лермонтова (на примере 2-3 стихотворений). Чтение наизусть одного из стихотворений поэта (по выбору учащегося).

Все большие русские поэты болели душой за Россию: Пушкин, Некрасов, Блок, Есенин. Немалое место тема Родины занимает и в творчестве М.Ю. Лермонтова.Любовью к Родине наполнены многие поэтические строки Лермонтова. Он бесконечно любит свой народ, тонко чувствует красоту родной природы, умеет отделить подлинный патриотизм от мнимого.

1. Отрадой для поэта является любовь к Родине и чувство патриотизма. Но это не показной патриотизм, Лермонтов любит Родину не слепо и бездумно, а видит всю тяжесть действительности: вокруг все «иль пусто, иль темно». Поэт создает образы положительных героев из прошлого России, пытаясь противопоставить их современности. Героический купец Калашников, российские солдаты, сражавшиеся с Наполеоном (стихотворение «Бородино»)— вот настоящие образы, подтверждающие величие России и ее народа. Среди своих современников поэт подобных героев не видит. Новаторство й Лермонтова заключается в том, что впервые в русской литературе крупное историческое событие в жизни страны показано глазами простого человека, рядового участника событий войны 1812 года – солдата. Это стихотворение «Бородино», в котором звучит живая народная речь. «Дядя», рассказывающий о войне 1812 года, о великом бородинском сражении, — носитель народного начала. Поэт утверждает, что рядовые участники сражения — солдаты, крестьяне — внесли огромный вклад в победу русского народа над Наполеоном.

 

2. Любовь поэта к Родине огромна, но не слепа. Она идет от самого сердца. Картины природы, созданные Лермонтовым, остаются у нас в памяти навсегда. Русская природа приближает поэта к постижению великой мировой гармонии — единственного, что может приносить радость сердцу поэта в жизни.

В стихотворении «Родина» поэт подводит итоги своим размышлениям о том, что есть для него любовь к родине. Эта любовь «странная», так как она объективная, сознательная, идет от самого сердца. Родина» — это итог раздумий поэта о сущности России, ее судьбах в истории и в современности, ее прошлом и будущем. Именно в стихотворении «Родина» Лермонтов выразил то, к чему шел с первых шагов своего творчества, когда почувствовал себя «русским душою»

Россия в стихотворении Лермонтова – огромная, необъятная. Поэт любит

степей холодное молчание,

Ее лесов безбрежных колыхание,

Разливы рек ее подобные морям…

Примечательно, что все это – атрибуты не помещичьей, обеспеченной, сытой России, а Руси крестьянской, народной. Важно обратить внимание на такие строки:

С отрадой, многим незнакомой,

Я вижу полное гумно,

Избу, покрытую соломой,

С резными ставнями окно.

Поэт называет свою любовь к родине странной любовью:

Люблю отчизну я, но странною любовью!

В стихотворении «Родина» Лермонтов противопоставляет свой патриотизм патриотизму официальному, казенному. Он заявляет о своей кровной связи с русской, родной ему природой, с русским народом, горестями и радостями его жизни. Свою любовь к родине Лермонтов называет «странной» потому, что он любит в своей стране народ, природу, но ненавидит «страну господ» , самодержавно-крепостническую, официальную Россию.

3. Почему же поэт называет странной свою любовь к отчизне? Надежда Лермонтова на счастливое будущее России была связана с народной Русью. В русском народе поэт видел потенциальные силы для возрождения России. И конечно, такая любовь казалась необычной, «странной» в те годы, когда был провозглашен казенный патриотизм с его требованием любви к самодержавию, когда большая часть дворянства была далека от народа. Любовь поэта к России ничего общего не имеет ни с казенным монархизмом, ни со славой империи, купленной кровью народа. Она искренняя, душевная, народная..

Все, что создано поэтом за тринадцать лет творчества — это подвиг во имя свободы и Родины

Билет № 5

Источник: lektsia.com


Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.