Краткая характеристика кукшиной


Евдоксия Кукшина относится к второстепенным персонажам романа И.С. Тургенева «Отцы и дети». Это молодая эмансипированная женщина с современным взглядом на мир. Она не состоит в отношениях и считает себя передовым борцом за женскую независимость.

Описание героя

Настоящее имя Евдоксии – Авдотья Никитишна. Она – знакомая Аркадия Кирсанова и Евгения Базарова. И.С. Тургенев так описывает портрет этой героини: Эта дама была «еще молодая, белокурая, несколько растрепанная, в шелковом, не совсем опрятном платье, с крупными браслетами на коротеньких руках и кружевною косынкой на голове». Она постоянно курит, сворачивая себе папироски пальцами, желтыми от въевшегося в кожу табака.

Внешней красотой она не отличается, но и совсем некрасивой ее также не назовешь. «В маленькой и невзрачной фигурке эманципированной женщины не было ничего безобразного; но выражение ее лица неприятно действовало на зрителя». Скорее всего, лицо ее было безэмоциональным и почти всегда имело одинаковое выражение. Поведение ее в некотором смысле можно назвать развязным и конфликтным – устроить перепалку на ровном месте для нее считается нормой. Можно сделать вывод, что она начисто лишена тех душевных качеств, которые свойственны большинству женщин.


Однако, сама о себе она иного мнения. С ее слов, все ее поступки совершаются исключительно с добрыми намерениями, а главными ее чертами являются великодушие и доброта. При этом, она не гнушается ничем, чтобы достичь своей цели и использует все доступные инструменты, если ей нужно кому-то отомстить.

Она разведена, и с некоторых пор мужчины не входят в круг ее интересов. Справедливости ради нужно отметить, что и они не горят желанием иметь с ней близкие отношения. После развода она перестала следить за собой, запустила квартиру и совершенно утратила привлекательность для противоположного пола. Возможно, именно эта личная неустроенность вкупе с женской невостребованностью и послужили толчком к увлечению Кукшиной нигилизмом и общественными проблемами.

Но Кукшина – скорее «лженигилистка». Продвигая эту философию, она толком не может объяснить, в чем ее смысл. Это понимают все окружающие, в глазах которых она со своими пламенными речами выглядит нелепо и карикатурно. Ее речь усыпана именами всевозможных авторитетов, как отечественных, так и зарубежных.
просы, которые она задает «с изнеженной небрежностью», никак не взаимосвязаны, не дожидаясь ответов на них, она переключается на другие темы. Например, она утверждает, что преуспела в вопросах химии. В частности, ей принадлежит изобретение мастики, из которой будут делать кукольные головки. Инновация ее метода заключается в том, что головки перестанут отваливаться. И это еще не все. Она вникает в глубины физиологии, эмбриологии, а также считает себя специалистом в области женских проблем и воспитания. Свое окружение она презирает, считая его мелким и неинтересным и очень сокрушается, что отныне не может проводить зимы в Москве, поскольку там обитает ее бывший  муж.

Покончив с «наукой», она седлает своего любимого конька, которым является тема любви: «Господа, будемте говорить о любви». К этому времени она уже обычно заканчивает четвертую бутылку шампанского. «Дело дошло наконец до того, что Евдоксия, вся красная от выпитого вина и стуча плоскими ногтями по клавишам расстроенного фортепьяно, принялась петь сиплым голосом сперва цыганские песни, потом романс…» Вечер заканчивается тем, что Евдоксия с Ситниковым, пренебрегая обществом, начинают переходить все границы дозволенного. Увидев это, Аркадий с отвращением произносит: «Господа, уж это что-то на бедлам похоже стало». Базаров же, в отличие от него, пьет шампанское и ни на что не реагирует.

Когда все разъехались, она все еще оставалась «на бале и в четвертом часу ночи протанцевала польку-мазурку с Ситниковым на парижский манер». Ее очень злило то, что Кирсанов с Базаровым в этот вечер не уделили ей никакого внимания. Но даже они, которые всегда лояльно относились к ее пламенным выступлениям и домашнему беспорядку, не выдержали и решили прекратить с ней любое общение.


История этой харизматичной и странной женщины заканчивается в Германии. «…Она теперь в Гейдельберге и изучает уже не естественные науки, но архитектуру, в которой, по ее словам, она открыла новые законы. Она по-прежнему якшается с студентами, особенно с молодыми русскими физиками и химиками, которыми наполнен Гейдельберг и которые, удивляя на первых порах наивных немецких профессоров своим трезвым взглядом на вещи, впоследствии удивляют тех же самых профессоров своим совершенным бездействием и абсолютною ленью».

Роль героя в произведении

Кукшина представляет собой мнимую последовательницу идей Евгения Базарова. Но ей, в отличие от него, никогда не понять, что значит жертвовать всем ради своих убеждений. Под ее теорией, которую она выдает за нигилизм, маскируется полная духовная опустошенность и нищета ее внутреннего содержания. Для Кукшиной это та скорлупа, в которой она прячется от своей женской нереализованности.

Чувствуя, что она не интересна окружающим, она, тем не менее, изо всех сил старается доказать свою значимость. Хотя в душе признает свою неуверенность и слабость. Образ Кукшиной выведен в повествовании, как сатирический, на ее примере автор доказывает разницу между такими понятиями, как «быть» и «казаться». В произведении она играет роль антипода Базарова, что еще больше подчеркивает его трагическое одиночество.

Литература


  1. Все герои произведений русской литературы: Школьная программа: Словарь-справочник. – М.: Олимп, 2002
  2. Владимир Коровин. Иван Сергеевич Тургенев. Энциклопедии для детей «Аванта+». Том 9. М.-Русская литература, 1999
  3. Все герои произведений русской литературы. Составители: Архангельский А.Н., Пак Д.П., Шкловский Е.А. Издательство: АСТ, Олимп, 1997.
  4. Стахорский С.В. Энциклопедия литературных героев М.: Аграф, 1997

Источник: Spadilo.ru

КУКШИНА АВДОТЬЯ НИКИТИЧНА — персонаж романа И.С. Тургенева «Отцы и дети», принадлежит к числу «эмансипированных» дам. 

Это была женщина «еще молодая, белокурая, несколько растрепанная, в шелковом, не совсем опрятном платье, с крупными браслетами на коротеньких руках и кружевною косынкой на голове». Дополняют ее портрет пальцы, побуревшие от табака, так как Кукшина постоянно свертывала себе папиросы. «В маленькой и невзрачной фигурке эманципированной женщины не было ничего безобразного; но выражение ее лица неприятно действовало на зрителя. Невольно хотелось спросить у нее: “Что ты, голодна? Или скучаешь? Или робеешь? Чего ты пружишься?” И у ней, как у Ситникова, вечно скребло на душе. Она говорила и двигалась очень развязно и в то же время неловко: она, очевидно, сама себя считала за добродушное и простое существо, и между тем что бы она ни делала, вам постоянно казалось, что она именно это-то и не хотела сделать; все у ней выходило, как дети говорят, нарочно, то есть не просто, не естественно». 


Кукшина постоянно сыплет именами иностранных и отечественных авторитетов, задает вопросы, не связанные между собой, и все это «с изнеженной небрежностью, не дожидаясь ответов; избалованные дети так говорят со своими няньками». Ее «волнуют» проблемы химии (Кукшина и сама занимается этой наукой: изобрела мастику — «куклы делать, головки, чтобы не ломались… <…> Но все это еще не готово»), «женский вопрос», физиология, эмбриология, воспитание и т. д. Как и Ситников, Кукшина презирает всех и вся. «Все такие мелкие интересы, вот что ужасно! Прежде я по зимам жила в Москве… но теперь там обитает мой благоверный мсье Кукшин. Да и Москва теперь… уж я не знаю — тоже уж не то». 

Вывалив гостям весь свой запас «научных сведений», Кукшина под конец затрагивает наиболее интересную для нее тему: «Господа, будемте говорить о любви». После четвертой бутылки шампанского «Евдоксия болтала без умолку; Ситников ей вторил. <…> Дело дошло наконец до того, что Евдоксия, вся красная от выпитого вина и стуча плоскими ногтями по клавишам расстроенного фортепьяно, принялась петь сиплым голосом сперва цыганские песни, потом романс…» В финале этой сцены она вместе с Ситниковым под влиянием винных паров переходит границы приличия.
енно Аркадий «не вытерпел». «“Господа, уж это что-то на Бедлам похоже стало”, – заметил он вслух». Базаров же, которого, по словам Тургенева, «никто бы не упрекнул в пошлости», «занимался больше шампанским» и никак не реагировал на это кривляние. 

Когда Базаров и Аркадий уехали с бала тотчас после ужина, не сказав ни слова Кукшиной, которая явилась «безо всякой кринолины и в грязных перчатках, но с райскою птицею в волосах», она «нервически злобно, но не без робости засмеялась им вослед: ее самолюбие было глубоко уязвлено тем, что ни тот, ни другой не обратили на нее внимания. Она оставалась позже всех на бале и в четвертом часу ночи протанцевала польку-мазурку с Ситниковым на парижский манер». 

В эпилоге о ней говорится: «…Она теперь в Гейдельберге и изучает уже не естественные науки, но архитектуру, в которой, по ее словам, она открыла новые законы. Она по-прежнему якшается с студентами, особенно с молодыми русскими физиками и химиками, которыми наполнен Гейдельберг и которые, удивляя на первых порах наивных немецких профессоров своим трезвым взглядом на вещи, впоследствии удивляют тех же самых профессоров своим совершенным бездействием и абсолютною ленью». 

Автор анализа: В.П. Мещеряков 

Другие материалы по теме:

  • Анализ романа «Отцы и дети»
  • Краткое содержание романа «Отцы и дети»
  • Евгений Базаров
  • Аркадий Кирсанов
  • Павел Петрович Кирсанов
  • Николай Петрович Кирсанов
  • Виктор Ситников

Источник: rustutors.ru

История написания романа

Написание романа «Отцы и дети» приходится на 60-е годы XIX века, когда в России получили развитие нигилистические настроения, свойственные преимущественно молодому поколению. Отрицание старых принципов и устоев, беспринципность на пути к достижению поставленных целей, отсутствие преклонения перед авторитетом взрослых опытных людей и приоритетное отношение к полезному, ставящее на задний план духовное — все это проводит черту между отцами и их детьми.

Сегодня в таких взглядах нет ничего нового и определенный конфликт со старшими есть практически у каждого поколения, другое дело, что в ту пору, которую описывал русский классик, тенденция к отрицанию всего привычного стала своеобразной революцией в умах, воспринятой на ура многими представителями молодого дворянства. Примечательно, что события разворачивались в канун событий 1861 года, когда была принята крестьянская реформа, упразднившая крепостное право.


А что сам автор, ведь его отношение к описываемым событиям играет огромную роль? Судить об этом по каким-то отдельным отрывкам из произведения неправильно, даже если сквозь них явно прорывается симпатия или, напротив, негативное отношение к определенным персонажам, их взглядам и поступкам. Приоткрыть завесу тайны помогает письмо, датированное 14 апреля 1862 года, которое Иван Сергеевич адресовал своему другу, драматургу Константину Случевскому.

В этом послании Тургенев почти с презрением относится ко всему дворянскому классу, отмечая отдельных персонажей своего романа, как олицетворение вялости, слабости и ограниченности.

Это не означает, что он является приверженцем нигилизма, и даже наоборот, во всем произведении явно чувствуется уродливая карикатурность некоторых его персонажей, тогда как эмансипация некоторых из них и вовсе вызывает у автора явное раздражение.

Главные герои произведения

Главный герой повести — молодой студент, изучающий медицину, по имени Евгений Васильевич Базаров. Именно он является ярым приверженцем новомодного тогда течения нигилизма, неся его в массы. У него есть друг — Аркадий Кирсанов, который на какое-то время подпадает под влияние нигилистических настроений, выступая вместе с Базаровым против отца Николая Петровича и дяди Павла Петровича, двух помещиков аристократического происхождения, являющихся сторонниками либерализма во всех его направлениях.

Есть в произведении и персонажи второстепенные, но от этого не менее значимые:


  • Авдотья Никитична Кукшина как раз таки является одним из них, будучи натурой, сотканной из противоречий. Образ очень колоритный, состоящий из множества слоев, которые можно снимать один за другим в поисках его истинной сути, однако на выходе приходит осознание его беспросветной пустоты. При более глубоком рассмотрении становится очевидно, что персонаж Кукшиной есть не что иное, как пародия на главного героя Базарова, причем карикатура эта не злая и жестокая, а нелепая, поверхностная и отражающая всю никчемность и необоснованность его взглядов и суждений.
  • Анна Сергеевна Одинцова, богатая вдова, к которой питают чувства и Базаров, и его друг Аркадий. Ставящая ценность тихой, спокойной жизни без мирских страстей превыше всего, она, питающая симпатию к Евгению, отказывает ему, тогда как изнемогающий от безответных чувств Аркадий со временем понимает, что его истинной любовью является младшая сестра Анны Катя, на которой он и женится.

Определенные чувства у Базарова возникают и в отношении молоденькой любовницы Николая Петровича Кирсанова Фенечки, которую он целует в порыве страсти, будучи замеченным братом помещика Павлом Петровичем. Несмотря на свой неофициальный статус, Федосья Николаевна описывается автором, как девушка тихая и порядочная. Она явно противопоставляясь Кукшиной с ее раздутым эмансипе.

Основная сюжетная линия


Для того чтобы как можно глубже понять характер ключевых героев произведения, необходимо еще раз перечитать роман или хотя бы ознакомиться с кратким его пересказом. Так, содержание «Отцы и дети» характеризуется следующими событиями:

  1. В первой главе описывается пребывание Базарова в фамильном имении Кирсановых в Марьино, которое заканчивается конфликтом Евгения с владельцами поместья Николаем Петровичем и Павлом Петровичем и его переездом вместе с Аркадием в небольшой губернский город.
  2. В этом городе молодые нигилисты коротают время с Виктором Ситниковым и Авдотьей Никитичной Кукшиной, которая оказывается единомышленницей строптивцев, позиционирующей себя приверженницей вульгарного нигилизма. За непродолжительный срок пребывания в гостях у помещицы Базаров с Кирсановым успевают не только заинтересоваться этой личностью, но и порядком охладеть к ней. Стоит отметить, что Тургенев не скупился на описание характеристик Кукшиной, стараясь отразить в них, как через лакмусовую бумагу, черты главных героев.
  3. Молодые люди покидают дом Кукшиной, уязвляя ее самолюбие. Причина кроется не только в разочаровании в личности этой маленькой напористой дамы, но и в знакомстве Базарова с Анной Одинцовой, которое происходит на балу. В итоге они останавливаются в имении богатой помещицы, но вскоре вновь уезжают из-за неудачного объяснения в любви Евгения хозяйке.
  4. После этого молодые люди едут в отчий дом Базарова, но и там они не могут долго задерживаться ввиду того, что Базарова раздражает чрезмерная опека родителей. Совершенно случайно они вновь оказываются в Никольском, но вынуждены продолжить свой путь из-за нарочито холодного приема хозяйки Одинцовой.
  5. Попадая в дом своего друга в Марьино, Евгений в порыве внезапно вспыхнувших чувств страстно целует Фенечку. Это видит вошедший в комнату Павел Петрович, вызывающий молодого наглеца на дуэль. Аркадий уезжает к Одинцовой, где понимает, что на самом деле любит Катю, а не ее старшую сестру Анну Сергеевну.
  6. Базаров возвращается ни с чем домой, где вскоре получает ранение при вскрытии умершего от тифа и умирает от сепсиса. Перед смертью он по своей инициативе в последний раз разговаривает с Одинцовой.

Произведение заканчивается тем, что сын и отец Кирсановы благополучно женятся на своих возлюбленных, а Павел Петрович и Кукшина навсегда эмигрируют за рубеж, о чем последняя всегда страстно мечтала.

Подробный портрет Кукшиной

Глубина персонажа заключается прежде всего в том, что он является своеобразным двойником главного героя, представленном в женском обличьи. Да, основные черты, присущие характеру и нраву Базарова, здесь явно гипертрофированны, но суть остается прежней, и именно при знакомстве с Кукшиной становится очевидной вся их нелепость. Мало того, в конце общения Евгений явно испытывает отторжение к Авдотье, тайный смысл которого кроется в непринятии самого себя и поиска нестандартных способов самовыражения, в итоге играющих с ним злую шутку.

Внешние характеристики

Любой персонаж в первую очередь интересен своей внешностью, особенно если речь идет о молодой женщине. Авдотья Кукшина, как героиня противоречивая и от этого еще более яркая и интересная, не является в этом плане исключением из правил. А для того чтобы понять, как выглядела помещица, стоит привести сравнительную таблицу цитатных характеристик Кукшиной.

Цитаты из произведения Возраст Лицо Фигура Одежда
«…дама еще молодая, белокурая…» Несмотря на то что Кукшина успела побывать замужем, ей не более 25-28 лет      
«…круглые глаза, между которыми сиротливо краснел крошечный вздернутый носик…»   Хотя дама явно обладала мужским характером, ей были присущи характерные для представительниц прекрасного пола внешние черты, что, однако, не делало ее хорошенькой или милой    
«Когда она смеялась, ее верхняя десна обнажалась над зубами…»   Красивой улыбку Кукшиной явно не назовешь, но, вероятнее всего, это ее не особо смущало, так как она не пыталась скрыть этот физический недостаток    
«- Хорошенькая она?, — перебил Базаров. -Н..нет, этого нельзя сказать…»   С определенной долей сомнения дают мужчины Авдотье эту характеристику, что говорит в пользу того, что речь не идет о явном уродстве. Вероятнее всего, по отдельности некоторые черты Кукшиной были вполне привлекательными, но вместе они не создавали сколь-нибудь привлекательную композицию    
«…но выражение ее лица неприятно действовало на зрителя…»   В произведении подчеркивается странное выражение лица дамы, по которому было очевидно, что ее что-то беспокоит, но вот что, оставалось непонятным    
«В маленькой и невзрачной фигурке эмансипированной женщины не было ничего безобразного…»     По этому описанию можно сделать вывод о том, что Кукшина не была толстой и громоздкой, однако и до изящества ей было явно далеко.  
«…стуча плоскими ногтями по клавишам расстроенного фортепьяно…»     Руки Кукшиной, несмотря на ее дворянское происхождение и полученное в девичестве музыкальное образование, не могли похвастаться изяществом  
«…она говорила и двигалась очень развязно и в то же время неловко…», «…что бы она ни делала, вам постоянно казалось, что она именно это то и не хотела сделать…», «…все у нее выходило … не просто, не естественно…»     Невзирая на миниатюрность своей фигуры, Авдотья явно была не хозяйка ей, и не исключено, что виной всему не столько какие-то физические данные, сколько внутренняя неуверенность в себе и собственной привлекательности, тщательно маскирующаяся громкими высказываниями и нарочито провокационным поведением, несвойственным для дам того времени  
«…с крупными браслетами на коротеньких руках…»     Коротенькие руки также выдают в ней признаки низкого происхождения, хотя ситуацию могли бы исправить такие эпитеты, как «изнеженные», «холеные», «благородные», но автор их не употребил и даже, наоборот, подчеркнул обратное, причем с явными нотками пренебрежения  
«…несколько растрепанная, в шелковом, не совсем опрятном платье…», «…без всякой кринолины и в грязных перчатках…»       В образе Кукшиной сквозит явная неряшливость, неопрятность, которую она нарочито подчеркивает, выдавая за легкую небрежность, свидетельствующую о том, насколько для помещицы второстепенно материальное, уступая пальму первенства вопросам науки, теме женской эмансипации и размышлениях над смыслом жизни, хотя на самом деле это лукавство
«…с крупными браслетами…», «…кружевною косынкою на голове…», «…натягивая себе на плечи бархатную шубку на пожелтевшем горностаевом меху…», «…но с райскою птицею в волосах…»       На самом деле для Кукшиной важны детали, подчеркивающие ее статус, но в общем неряшливом образе помещицы они выглядят смешно и неуместно
«…свернула папироску своими побуревшими от табаку пальцами…»     Эта характеристика довершает образ неряшливой дамы, делая понятным ее одиночество и невостребованность  

Уже только по этим фразам можно понять, что автор относится к своей героине без симпатии, буквально выворачивая наизнанку ее порочную лень и глупость. Мало того, Тургенев будто бы специально наделяет Кукшину такими чертами, напрямую ассоциируя их с истинной подноготной женской эмансипации.

Источник: nauka.club


Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.