Клише для аргументов итогового сочинения


Клише к декабрьскому сочинению.

1)Вступление.

Что такое любовь ? Война ? …? Искусство ? Отчаяние?

Подобным вопросом задавались многие…

Тема искусства, любви, выбора… — одно из сквозных тем в мировой литературе.

Многие писатели, поэты с испокон веков обращались (интересовались темой) к теме…

К теме …. обращались многие талантливые писатели и поэты…

Мы часто задаемся вопросом, что такое любовь…? как понять…?
Проблема (тема) любви… интересовала многих …
Тема… была актуальна во все времена.
2)Основная часть.

Мне кажется ( я думаю ) никто не может остаться равнодушным к данной проблеме (теме)..,потому что…

(Во-первых) ,В качестве первого примера хочу привести произведение писателя…

Темой любви….. интересовался и писатель…
И ( Ф.И.) не остался равнодушен к этой теме.

Ф.И. тоже пытался разобраться в этой теме в своем произведении…

Необходимо признать, что автор сумел раскрыть тему …


Надо подчеркнуть, что Ф И сумел раскрыть тему…….
Хочется выделить, что …….
Автор убедительно раскрывает (доказывает) ….
Писатель тонко замечает, как …..

Прочитав текст, я вспомнил (я подумал) ….
Произведение становится более выразительным, благодаря ….

Автор не равнодушен к этой теме…

Автор сочувствует своему герою, и это проявляется (в чем? ) ……. Писатель является тонким наблюдателем.

Автор усиливает выразительность текста, умело используя ..; Автора беспокоит….
Трудно не согласиться с автором.

В общем, я разделаю точку зрения автора, однако не могу согласиться с тем, что….

Произведение оставило неизгладимый след в душе (непередаваемые впечатления)…..

2 аргумент

Подобные вопросы интересовали и небезызвестного писателя…

К теме любви ….. обращался и другой талантливый русский писатель…

Ф.И. тоже обращался к теме …..

В связи с темой … мне вспоминается и другое произведение автора … Ф.И. …..

В теме … пытался разобраться и другой мастер пера ……

Во-вторых; на ум приходит … ( вторым примером мне хочется привести произведение ….)

В качестве второго примера напрашивается произведение другого писателя ….

Не остался равнодушным к этой теме и другой талантливый писатель ….

4 Заключение.

Подытоживая вышесказанное, следует подчеркнуть ….

Следовательно, однозначного ответа на подобный вопрос нет…


Итак, мы пришли к выводу, что тема….

Таким образом, хочется подвести итоги…

В заключение необходимо сказать, что…

Итогом этих наблюдений является ….

В заключении хочется надеяться на то, что в будущем ….

Данная тема сложна, актуальна, и редко кто может остаться равнодушным…

Надеюсь, что в дальнейшем ….

Может быть, начнем дружно читать подобные произведения ,чтобы….

Хочется поблагодарить автора произведения …..

Автор произведения помог мне разобраться в вопросе… (Я благодарен автору за то, что …)

Памятка по написанию итогового сочинения (клише). ЭПИГРАФ???
1.Вступление. 
Тема  представляет несомненный интерес для меня, потому что ее формулировка является призмой, сквозь которую я попытаюсь раскрыть свое видение, подтвердив его примерами из художественных произведений  отечественной и мировой литератуе.

Комментарий к теме. Тема относится к «вечным», поскольку раскрывает суть….К ней обращаются писатели мировой литературы (например,….) и отечественной литературы, так как для нашего народа (общества) эта тема во все времена являлась важной: касаясь ее, мы задумываемся о духовной нравственности человека, о поисках смысла жизни, о том, как важно воспитать в себе чувство ответственности перед потомками, о цели в жизни.
Вспомним героев повести…, в которой (ФИО автора)  поднимает проблемы ….(сформулировать проблемы, поднятые в произведении).
Актуальность этих вопросов очень важна, потому что …ПРИМЕР из лит-ры, жизни.
Сущность основной проблемы сводится к тому, что (это комментарий проблемы).


2. Позиция автора. Важность   проблем, по мнению автора, как мне кажется, состоит в том, …. 

3. Я-позиция. Полностью согласен с автором, потому что его герои (назвать героев) несут в себе жажду свершить подвиг во имя  своего народа 
 (привести пример-доказательство, прокомментировать и сделать вывод) .

4. Известный классик мировой  литературы, (кто), в своем произведении (каком) рассказывает, как герой… (привести второе доказательство, прокомментировать и сделать мини-вывод). Разделяя точку зрения создателя повести (романа), хочу подчеркнуть, как…
Классик русской литературы (КТО, ЧТО), обращаясь к теме …..
Сравнивая поступки главных героев, хочется отметить, что и в портретных характеристиках, и в действиях героев  есть сходство и различие…. ( В ЧЕМ??? – пример)
Особенностью композиции и сюжета является то, что все события показаны последовательно ( сюжет хроникальный) ; (есть пролог, эпилог – сюжет концентрический), и это помогает авторам показать своих героев с разных сторон:…Есть (или нет) внесюжетные элементы. Лирические отступления (воспоминания героев), которые дополняют характеристику персонажей.
Главный конфликт произведений заключается в том, …
Идея произведения – дать объективную и субъективную оценку событиям, с которыми мы знакомимся. Пафос, эмоциональный настрой повести(романа) – трагический и героический: боль автора, гибель героев близка и понятна нам, ведь…
Род произведений – эпический, жанр – повесть (роман)…Это позволяет автору как бы сделать близкими героев, проникнуться их чувствами, постичь их боль. Научиться сопереживать, делать собственный жизненный выбор.


5. Заключение (вариант 1)  Проблемы  духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения очень важны сегодня, когда с экранов телевидения, из Интернета призывают то сменить президента, то жить, как это демонстрируют участники передачи «Дом-2». К счастью, есть и другие передачи , которые поднимают  вопросы, действительно волнующие умы и сердца молодежи. Какую цель поставить себе, чтобы, достигнув ее, стать настоящим человеком, способным построить страну, в которой хотелось бы жить  и творить? Думаю, те герои, о которых мы говорили, полностью соответствуют всем нравственным критериям.  (Вариант 1 – 80 слов)

6.Заключение (вариант 2). Думаю, эти произведения не только учат нас жить, понимать ее сложность и красоту, сохранять человеческое в себе, задумываться о…, но и имеют немаловажноезначение для будущих поколений. Ведь история страны складывается из историй

жизни каждого из представителей ушедших поколений и, конечно, из наших поступков и стремлений.   

Клише к сочинению по ЕГЭ

Вступление

Постановка проблемы


Комментарий к проблеме

Позиция автора

Ваша позиция

Аргументы (2 аргумента: из личного опыта и из литературы, истории и т.д.)

Заключение

 Речевые клише для вступления.

 Данный текст, написанный (кем?), был напечатан (принят, опубликован…)

Автор не только великолепный (хороший, замечательный) психолог (публицист, поэт…), но и…

Его книги (рассказы, произведения) вызывают… (чувства, мысли, поступки).

В центре внимания автора (находятся)… Главные усилия автора направлены…

Всем известно, что… О … написаны тысячи книг и снято большое количество фильмов. Тема …. интересует многих из нас.
 Риторические вопросы.
 Цитата из текста, — в этих словах звучит (раскрывается, затрагивается)…

 Речевые клише для формулировки проблемы

Автор привлекает общественное внимание к очень важной проблеме …

Идея данной статьи вызывает глубокое уважение к автору (и его герою).

Автор ставит (выдвигает, рассматривает, излагает, обсуждает, разрешает) … проблему

Касается .. проблемы. Уделяет внимание … проблеме. Над какой-л. проблемой думать, работать.

Какая-л. проблема возникает, встает, представляет интерес, заслуживает внимания, ждет решения

Автор затрагивает проблему… Много места уделено проблеме…

Выбранная для разговора с читателем тема, на мой взгляд, очень злободневна.


Автор очень эмоционально отстаивает идею…

В предложенном тексте раскрывается проблема… В данном тексте автор описывает (раскрывает, доводит до нашего сведения) проблему…Волнующую многих проблему … в вышеописанном тексте раскрывает автор…

 Речевые клише для отражения позиции автора.

Автор привлекает внимание читателя к наболевшей проблеме…Эта проблема в настоящее время актуальна, как никогда…

Выбранная для разговора с читателем тема, на мой взгляд, очень злободневна.

Автор привлекает общественное внимание к очень важной проблеме …

Затронутая автором проблема имеет многовековую историю…Передо мной размышления … на острую, животрепещущую тему.

Эта проблема актуальна, поскольку о ней пишут в газетах, говорят на телевидении, её обсуждают философы, социологи, 

Автор считает, что вопрос о…. Повествователь стремится донести до нас мысль о том, что…. И.И. Иванов убеждает нас в важности …. В тексте раскрывается тема….

 

Речевые клише для выражения собственного мнения.

Автор считает (полагает, убеждает, призывает… Автор убедительно доказывает свою мысль…,

…- Так определяет автор своё отношение к …Автор образно воссоздаёт картину происходящего (изображаемого);

Автор образно представляет суть проблемы, которая его волнует…

Таким образом, в повествовании чётко вырисовывается авторская позиция…

Автор открыто заявляет о своей гражданской позиции по отношению к …Автор ищет ответы на сложные жизненные вопросы


Заставляет читателя самого решать сложные жизненные вопросы (делать нравственный выбор);

Автор передаёт глубину проблем (мыслей, чувств, идей, раздумий, обобщений, размышлений и т.п.);

Автор пытается найти причины изображаемых негативных (позитивных) явлений;

Автор недвусмысленно подчеркивает свое негативное (положительное) отношение к …;

Автор строго осуждает негативные явления нашей жизни

Автор подчеркивает остроту поставленной проблемы; Автор убеждает читателя в правоте своей позиции;

Автор показывать негативную сторону нашей жизни; В словах автора звучит мнение большинства людей;

Автор пытается найти в читателе единомышленника; Автор пытается понять, почему …;

Автор усиливает положительное (или отрицательное) отношение читателя к чему-либо;

Изучая проблему, автор приходит к выводу, что… Автор позиция ясна: …

— Автор высказывает индивидуальное мнение, делится собственными впечатлениями, не претендуя на определяющую или исчерпывающую трактовку вопроса, но идею свою выражает ярко, эмоционально

Автор иронически (саркастически, возмущенно, восхищенно и т.д.) повествует о героях и событиях; показывать образец (антиобразец) поведения, отношения к жизни;

Приглашает к разговору о непростых проблемах нашей жизни

Невозможно не согласиться с автором, что… Я солидарен с автором в том, что…. Мои взгляды на проблему …схожи с позицией автора о том, что… Я придерживаюсь схжего с автором мнения по поводу … 
 Речевые клише для аргументирования.

Как выразить собственное мнение по выявленной проблеме. Позиция согласия/несогласия. За. Против


  • особенно близка мне мысль автора о… ; мне близка позиция автора по отношению к … ;

  • согласен с автором в том, что… ; вполне согласен с мыслями автора о… ;

  • нельзя не согласиться с автором в том, что… ; автор прав, утверждая, что…

  • осмелюсь не согласиться с автором в том, что… ; мой взгляд (моя позиция) несколько отличается от позиции автора… ;

  • мысли автора о… близки мне, однако… ; позволю себе не согласиться с автором в том, что…

  • на мой взгляд, автор несколько преувеличивает (недооценивает)… ;Возможно, не все верно (правильно, безупречно…)

  • В отличие от автора, я считаю, что…Однако не со всеми высказываниями можно согласиться.

  • в этом вопросе я придерживаюсь противоположной точки зрения;

  • Мне трудно согласиться с утверждением автора о том, что… Писатель упускает из виду (пренебрегает)…

  • На мой взгляд, автор высказывает спорное мнение о том, что…Вывод автора о том, что… кажется мне надуманным.

  • К сожалению, автор не подтверждает своего мнения примерами.

  • Аргументы – это доказательства объяснений, примеров для обоснования какой-либо мысли перед слушателями (читателями), собеседником – факты, примеры, утверждения, объяснения.


  • В качестве аргументов могут выступать:

а) логические доказательства, доводы;

б) примеры, случаи, факты из собственной жизни или почерпнутые из книг;

в) мнения авторитетных людей, цитаты и др.

Вспомним…

Это подтверждается …

В доказательство можно привести ещё и такой аргумент…

Пример из литературы

По выбору учащегося, можно из личного опыта

Нам часто приходится сталкиваться с… Зачастую, в наше время… Кто из нас не встречал… В наши дни стало обыденностью, что… Особенно остро данная проблема была раскрыта в таком произведении, как… Проблема, раскрытая в данном тексте, волновала многих русских классиков, например,…Актуальность этой темы раскрывает в произведении…. великий русский писатель (поэт, философ)…. Теме …. посвящено множество телепередач и статей…

 

Речевые клише для заключения.

  • В заключение хотелось бы отметить…Прочитав данную статью, я, может быть, впервые серьёзно задумался о том, что. ..

  • На мой взгляд, статья (очерк) предназначена…Можно бесконечно размышлять на эту тему, но главное… Таким образом, нельзя не согласиться… 

Прочитав этот текст, каждый задумается (каждый поймет, что)… Ознакомившись с позицией автора, понимаешь, что… В этом тексте автор выразил свою главную мысль:… Не случайно автор пишет в конце статьи о том, что… Автор хочет, чтобы…

Я благодарен автору текста… и очень надеюсь … Хочется верить,что в будущем…(в дальнейшем)

Остается надеяться на то,что…

 


Часть сочинения

Клише

Вступление (формулирование тезиса)

Безусловно, …

Разумеется, …

Конечно, …

Я считаю, …

По моему мнению, …

Мне кажется, …

На мой взгляд, …

Я думаю, что…

Бесспорно, мнение автора о том, что…

Автор убеждён, что…

Докажем (покажем, продемонстрируем, проиллюстрируем, подтвердим) это на примерах (примерами) из текста.

Попробуем разобраться в смысле этого высказывания.

Я (полностью) согласен с …

Не могу не согласиться с …

Я разделяю точку зрения…

Я поддерживаю мнение…

Основная часть (аргументация)

В подтверждение этого текста приведу пример, демонстрирующий лексическое (или грамматическое) явление из … предложения прочитанного мною текста.

Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к … предложению.

В качестве примера можно привести предложение … текста.

Проиллюстрировать это лексическое (грамматическое) явление можно на примере … предложения текста.

Рассмотрим … предложение. В нём использовано такое лексическое (грамматическое) явление, как… . это подтверждает вывод о том, что… .

Пример лексического (грамматического) явления можно найти в предложении №… .

В справедливости этой мысли  можно убедиться на примере … предложения, в котором автор использует такое лексическое (грамматическое) явление, как … .

Заключение (вывод)

Таким образом, …

Итак, …

Значит, …

Следовательно, …

Исходя из сказанного, …

Нам удалось доказать, что…

Мы пришли к выводу о том, что…

Эти примеры из текста стали убедительным доказательством того, что…

В результате рассуждения мы пришли к выводу о том, что…

  

«Схема» сочинения 15.3

  1. Тезис (толкование предложенного в задании понятия, ответ на поставленный вопрос).

  2. Пример1 – аргумент из текста.

  3. Пример2 – аргумент из личного опыта.

  4. Вывод (заключение, повторяющее несколько по-иному тезис).

Клише

1.) Тезис (толкование предложенного в задании понятия, ответ на поставленный вопрос).

……… — это ………

……… человеком можно назвать того, кто ……

……… человек – это такой человек, который в определённой ситуации может ……..

Что такое ………? Какого человека можно назвать ……..? ……….., как мне кажется, это …..

Что такое……..? На мой взгляд, ……….– это……….

Чтобы доказать свою точку зрения, обращусь к прочитанному тексту и жизненному опыту.

2) Пример1 – аргумент из текста.

Чтобы доказать свою точку зрения, обращусь к прочитанному тексту и жизненному опыту. Подобный пример мы встречаем в тексте (автор)…

Яркий пример ( дружбы, добра, справедливости, мужества, самовоспитания и т. п.) представлен в тексте …(фамилия автора).

Анализируя поступки героя текста (автор), можно увидеть, что …….

Размышляя о ………, обращусь к предложенному тексту, автор которого показывает яркий пример ……

3) Пример2 – аргумент из личного опыта.

Кроме того, примером (дружбы, добра, справедливости, мужества, самовоспитания и т. п.) может служить герой произведения (книги, кинофильма)… Он…

С примерами проявления ……. нам довольно часто, к сожалению, приходится сталкиваться в жизни. Например, …..

Размышляя над вопросом, что такое ……, хочу рассказать о случае из своей жизни.

4) Вывод (заключение, повторяющее несколько по-иному тезис).

Таким образом, ….

Очень хотелось бы, чтобы ……

Подводя итог сказанному, можно сделать вывод , что……….

Следовательно, мы убедились…

ПИШИТЕ АККУРАТНО И РАЗБОРЧИВО!!

9

Источник: videouroki.net

Композиционная часть сочинения

Примеры речевых клише и скрепы

1. Скрепа, соединяющая вступление, в котором высказан тезис, и основную часть

В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная  литература.

Давайте вспомним произведения художественной литературы, в которых раскрывается тема сочинения и доказывается высказанный мною тезис.

Могу доказать свою точку зрения, обратившись к произведениям (произведению) художественной (публицистической) литературы.

За доказательствами обратимся  (обращусь) к произведениям художественной литературы

Размышляя над тем, что …, не могу не обратиться к произведению ФИО, в котором…

Чтобы убедиться в правильности высказанного тезиса, достаточно привести пример из художественной литературы.

В этом легко убедиться, обратившись к художественной литературе

В произведении (назвать) я нашла (нашёл) отражение (подтверждение) своим мыслям…

В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная  литература

Если тезис  формулируется в основной части, то «мостики» должны быть другими.

1. Чтобы убедиться в правильности высказанного тезиса, достаточно привести пример из художественной литературы (пишется в первом абзаце, то есть во вступлении).

2. Каждый тезис начинается:

Во-первых, (тезис + аргумент)

Во-вторых, (тезис + аргумент)

1. Пишется в первом абзаце, то есть во вступлении:

В этом легко убедиться, обратившись к художественной  (публицистической) литературе

2. Каждый тезис начинается:

Например, (тезис + аргумент)

Кроме того, (тезис + аргумент)

2. Внутри основной части (переход от одного аргумента к другому)

Давайте вспомним  и другое произведение, в котором тоже говорится (поднимается вопрос) о том, что…

Можно привести и другой пример.

Приведу еще один пример, доказывающий мою точку зрения, —  это произведение (ФИО, название)…

В качестве первого аргумента, подтверждающего мою мысль о…, возьму произведение…

В качестве второго аргумента, доказывающего выдвинутый мною тезис, приведу рассказ…

Эта же тема рассматривается и в произведении…

3. Скрепа, соединяющая основную часть и заключение

К какому же выводу я пришёл (пришла), размышляя над темой «…»? Думаю, надо…

И в заключение мне бы хотелось сказать, что…

Завершая своё сочинение, хочу обратиться к словам известного русского писателя, который сказал: «…»

В заключение нельзя не сказать об актуальности поднятой темы, которая до сих пор звучит современно, потому что …

В заключение хочется призвать людей …

Подводя итоги сказанному, хочется выразить надежду на то, что

Источник: xn--j1ahfl.xn--p1ai

 

 

Композиционная часть сочинения Примеры речевых клише и скрепы
1. Скрепа, соединяющая вступление, в котором высказан тезис, и основную часть В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература.
Давайте вспомним произведения художественной литературы, в которых раскрывается тема сочинения и доказывается высказанный мною тезис.
Могу доказать свою точку зрения, обратившись к произведениям (произведению) художественной (публицистической) литературы.
За доказательствами обратимся (обращусь) к произведениям художественной литературы
Размышляя над тем, что …, не могу не обратиться к произведению ФИО, в котором…
Чтобы убедиться в правильности высказанного тезиса, достаточно привести пример из художественной литературы.
В этом легко убедиться, обратившись к художественной литературе
В произведении (назвать) я нашла (нашёл) отражение (подтверждение) своим мыслям…
В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература
Если тезис формулируется в основной части, то «мостики» должны быть другими. 1. Чтобы убедиться в правильности высказанного тезиса, достаточно привести пример из художественной литературы (пишется в первом абзаце, то есть во вступлении). 2. Каждый тезис начинается: Во-первых, (тезис + аргумент) Во-вторых, (тезис + аргумент)
1. Пишется в первом абзаце, то есть во вступлении: В этом легко убедиться, обратившись к художественной (публицистической) литературе 2. Каждый тезис начинается: Например, (тезис + аргумент) Кроме того, (тезис + аргумент)
2. Внутри основной части (переход от одного аргумента к другому) Давайте вспомним и другое произведение, в котором тоже говорится (поднимается вопрос) о том, что…
Можно привести и другой пример.
Приведу еще один пример, доказывающий мою точку зрения, — это произведение (ФИО, название)…
В качестве первого аргумента, подтверждающего мою мысль о…, возьму произведение… В качестве второго аргумента, доказывающего выдвинутый мною тезис, приведу рассказ…
Эта же тема рассматривается и в произведении…
3. Скрепа, соединяющая основную часть и заключение К какому же выводу я пришёл (пришла), размышляя над темой «…»? Думаю, надо…
И в заключение мне бы хотелось сказать, что…
Завершая своё сочинение, хочу обратиться к словам известного русского писателя, который сказал: «…»
В заключение нельзя не сказать об актуальности поднятой темы, которая до сих пор звучит современно, потому что …
В заключение хочется призвать людей …
Подводя итоги сказанному, хочется выразить надежду на то, что

 

Клише для аргументов итогового сочинения

 

 

 

Клише для аргументов итогового сочинения Видеоурок: рекомендации к сочинению, планы, критерии
скачать по ссылке
Клише для аргументов итогового сочинения

 

КОМПОЗИЦИЯ АЛГОРИТМ КОММЕНТАРИЙ
1. Аналитическое вступление Задача: ввести в тему, дать общие сведения по проблеме, обозначенной в теме; дать объяснение ключевых слов темы и выразить собственные размышления, мнения, связанные с темой или ключевыми словами Как написать вступление? здесь Как выразить личную позицию? здесь · Анализ темы. Формулирование определений ключевых слов · Формулирование вопроса к теме · Формулирование одного конкретного ответа, который и будет являться ТЕЗИСОМ – ИДЕЕЙ (ГЛАВНОЙ МЫСЛЬЮ) сочинения, т.е. выражать точку зрения пишущего. · Размышления, связанные с темой, ключевыми словами и тремя аспектами доказательства главной мысли Если выпускник не отвечает на вопрос темы, это значит, что он не понимает, о чем его спрашивают
2. Основная часть. Аргументация Задача: ответить на главный вопрос темы или последовательно доказать главную мысль сочинения с учетом проблем, поставленных во вступлении Как переходить от одной части к другой части сочинения? здесь Аргумент № 1. · Название конкретного произведения и автора · Подтезис (аспект доказательства) · Размышления о произведении (тема-идея – проблема – главные герои как носители идеи, представители темы) · Анализ эпизода · Промежуточный вывод Аргумент № 2. · Название конкретного произведения и автора · Подтезис (аспект доказательства) · Размышления о произведении (тема-идея – проблема – главные герои как носители идеи, представители темы) · Анализ эпизода · Промежуточный вывод В главной части сочинения должны быть решены проблемы, поставленные во вступлении. Произведения одной эпохи или периода в хронологическом порядке Прозаические произведения — не менее одного Лирические произведения — не менее двух Использовано не менее пяти литературоведческих понятий: тема, идея, проблема, конфликт-сюжет, главный герой, персонаж и т.д.
3. Заключение. Итоговое обобщение Задача: дать краткий и точный ответ на вопрос темы (сжатый итог всего рассуждения; цитата, содержащая в себе суть главной мысли сочинения; постановка новых проблем и вопросов в ракурсе темы, которые еще предстоит решить) Как написать заключение? здесь · Вывод — обобщенное высказывание, соединяющее промежуточные выводы с тезисом может быть выражено при помощи афоризмов и должно являться кратким ответом на вопрос. · Личное отношение к теме, проблеме · Вопрос превращается в утверждение Заключение сочинения должно перекликаться со вступлением к нему и содержать выводы по проблемам, поставленным во вступлении

 

Особенности формулировок тем итогового сочинения 2016/17 учебного года

Итоговое сочинение, с одной стороны, носит надпредметный характер, то есть нацелено на проверку общих речевых компетенций обучающегося, выявление уровня его речевой культуры, оценку умения выпускника рассуждать по избранной теме, аргументировать свою позицию. С другой стороны, оно является литературоцентричным, так как содержит требование построения аргументации с обязательной опорой на литературный материал.

Совет по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах под председательством Н.Д. Солженицыной, президента Русского общественного фонда Александра Солженицына, разработал и утвердил следующие открытые тематические направления для итогового сочинения 2016/17 учебного года(протокол от 05.07.2016 г.):

1. «Разум и чувство»,

2. «Честь и бесчестие»,

3. «Победа и поражение»,

4. «Опыт и ошибки»,

5. «Дружба и вражда».

Каждое тематическое направление включает два понятия, по преимуществу полярных. Такой подход позволяет создавать разнообразные формулировки конкретных тем сочинений и расширяет возможности выпускников в выборе литературного материала для построения аргументации.

В соответствии с указанными тематическими направлениями Рособрнадзор организует разработку закрытого перечня тем итогового сочинений 2016/17 учебного года и проводит их комплектацию по часовым поясам. Комплект будет включать 5 тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого общего тематического направления).

Ниже дается краткий комментарий к открытым тематическим направлениям, подготовленный специалистами ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений» и одобренный Советом по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах.

Вступление к сочинению

 

В книге Е.Н. Ильина «Как сдать экзамен по литературе» (М., 1995) предлагается пять вариантов зачинов.

 

Варианты зачинов Примеры Плюсы и минусы названного варианта
  1.Академический   «Писатель родился в таком-то году, окончил (или не окончил) университет, вершиной творчества стало произведение, о котором пойдёт речь. Роман (повесть, поэма, рассказ) написан в таком-то году…»   Требует информированности, точности, некоторой деловой сухости
  2. От «я»   «Я не случайно выбрал(а) эту тему. Проблема, которую она затрагивает, интересует меня не только как читателя, но и как человека, живущего интересами своего времени и своего поколения…»   Предполагает чёткое и мотивированное заявление своей позиции
  3. «Киношный»   «…Ненастная ночь. За окном шумит ливень, а в мокрые стёкла стучат тёмные ветки. Тихо и уютно горит настольная лампа. У меня на коленях раскрытый томик чеховских рассказов…»   Рискует разочаровать к концу несоответствием формы и содержания, надо владеть искусством композиции
  4. Дневниковый   «Болконский… Что же он такое? Почему всякий раз, встречаясь с ним на страницах романа, я испытываю то необъяснимую радость, то жгучую досаду, часто ловлю себя на мысли, что это я, это про меня. Хотя, конечно…»   Для тех, кто может открыть перед чужими людьми свою душу
  5. Цитатный   «Что вы, что вы над собой сделали!» — говорит Соня Раскольникову. Вдумаемся в её слова. Они применимы ко всем героям Достоевского. Мармеладов, Рогожин, Карамазов… — все они что-то над собой сделали, помимо того, что сделала над ними жизнь…»   Даёт возможность не искать первые слова (обычно самые трудные) даёт понять проверяющему, что вы знаете произведение

 

Н.П. Морозова в пособии «Учимся писать сочинение» (М., 1987) придерживается следующих названий вступлений:

 

1. историческое (о времени, когда было написано произведение, или о времени, изображённом в повести, рассказе…);

2. аналитическое (объясняется какое-либо понятие, входящее в формулировку темя, раздумья над тем или иным словом);

3. биографическое (сообщаются факты из биографии писателя, имеющие отношение к произведению или к поднятой в нём проблеме);

4. сравнительное (проведение литературных параллелей);

5. обществоведческое (привлекающее марксистско-ленинское учение.

 

Упоминает Н.П.Морозова и такое вступление, когда ученик сразу отвечает на вопрос, поставленный темой, он «берёт быка за рога».

И, конечно же, «бывают начала, построенные на сугубо личном материале».

 

В 2004 году вышла в свет работа В.Н. Мещерякова «Учимся начинать и заканчивать текст», в которой делается попытка обобщить и классифицировать варианты зачинов, рассмотреть их функции. Вот какую схему вариантов зачинов предлагает использовать автор.

 

Называет В.Н.Мещеряков и способы начинать текст. Самые интересные из них

 

· мемуарный приём,

· монтаж информации по контрасту: должное и сущее, ожидаемое и свершившееся, возможное и реальное,

· монтаж фактуальной информации,

· обращение к информационному запасу коммуниканта,

· обзор аспекта деятельности героя,

· обзорная характеристика предмета обсуждения,

· призыв к совоспоминаниям

· приглашение к диалогу,

· призыв к сопредставлению,

· призыв к сопереживанию,

· противопоставление,

· зачин-парадокс,

· подведение к теме,

· самохарактеристика,

· сопряжение фактов по контрасту,

· характеристика через впечатления современников,

· исторический (введение факта с отложенным объяснением; информация о предыстории события; констатация неожиданного, странного; лирический эпизод…).

 

 

Учащиеся важно показать достоинства и недостатки предложенных вариантов, продемонстрировать примеры зачинов. Необходимо, чтобы к экзамену ученики определили те варианты зачинов, которые им удаются, не требуют больших затрат сил и времени

 

Выражение личной позиции

 

Одно из условий хорошего сочинения – самостоятельность. В каждой работе, помимо героев того или иного произведения, есть ещё один – автор сочинения. О нём можно узнать многое: что любит, презирает, что считает справедливым, к чему стремится его душа…

Личностная позиция проявляется не в присутствии фраз: «я считаю», «по моему мнению», «мне кажется». Правда, и эти обороты могут быть употреблены вполне удачно. Личность ученика должна проявляться во всём: в выборе темы, её раскрытии, подборе аргументов и примеров. Вот тогда можно увидеть пристрастия ученика, его отрицательное отношение к чему-либо, можно увидеть личность.

Интересно читать такие работы, в которых ученик словно бы беседует с читателем, предугадывает ход его мыслей, предостерегает от неверного истолкования тех или иных положений, указывает на продвижение от одного этапа обсуждения к другому. Примеры таких фраз приводит В.Н.Мещеряков. Данные фразы, указывает автор, свойственны научно-популярному жанру. Многие из них можно использовать и в школьном сочинении по литературе.

Предвосхищение
непонимания неправильного хода мысли вопроса опережения в ходе мысли
  — Вряд ли следует удивляться тому, что… — Почему, однако, нельзя воспользоваться   — Даже если считать… одним из…, то и в этом случае.. — Было бы в высшей степени неправильным сопоставление… — В литературе уже было обращено внимание на …но…   — Может возникнуть вопрос… — Возникает вопрос:… — Вопрос этот может возникнуть у многих, поэтому… — Конечно, не следует закрывать глаза на то, что…   — Разумеется, необходимы предварительные исследования и на таком уровне… — Конечно, приведённые примеры достаточно просты, но…
    — Было бы, однако, другой, не менее вредной крайностью утверждать, будто… — Оговоримся сразу: ошибки здесь нет… — Было бы неверно, с одной стороны, преувеличивать расхождения между… с другой стороны, было бы не меньшей ошибкой… — Читатель, пожалуй, уже решил, что я ещё более решительный противник… — Но здесь всё гораздо сложнее   — Логично ли…? — Это не самое лучшее решение было всё же объективно полезным…   — Разумеется, такой подход вполне допускает… — Конечно, можно намного интенсивнее, чем это делается сейчас… — Об экономии и говорить не приходится… — Конечно… претерпят изменения. — Разумеется, предварительно потребуется…

 

Одним из способов придания работе индивидуального, неповторимого характера является введение ассоциативности: увидеть, объяснить сходство сюжетных эпизодов, образов, мыслей, переживаний, поступков или рассмотреть их контрастное изображение.

Теперь о полемике. Всегда интересно читаются сочинения, в которых поднимаются спорные вопросы, и автор отстаивает свою точку зрения. Можно ввести в работу воображаемого оппонента. Справедливость того или иного суждения тогда доказывается живее, эмоциональнее.

 

Неповторимость работе придают и лирические отступления. Они, сюжетно выпадая из текста, могут включать в себя раздумья ученика над, казалось бы, посторонними темами, выражают его идеалы, нравственную позицию, таким образом, помогают понять самого автора сочинения. Но смысловая связь между текстом и лирическим отступлением, конечно же, должна присутствовать.

Варианты «мостиков»

(переходов от одной части к другой)

 

От выделения в сочинении только трёх абзацев (вступление, основная часть, заключение) надо отказываться ещё в среднем звене. Учащиеся должны понимать, что в абзаце раскрывается одна тема. Каждое предложение как бы готовит читателя к следующему. То, что является самым главным, мы помещаем в начале абзаца или в конце. Высказанная в абзаце мысль может детализироваться, объясняться, поясняться примерами, сопоставляться с другой.

 

Но и абзацы необходимо связывать между собой. «Закон сцепления» может действовать по-разному.

 

Тип мостика Его характеристика Примеры
  1. Риторический вопрос   Вопрос как бы возникает в сознании и читателя, и автора   «Чему же посвящён рассказ А.М.Горького?» «Как поступает наш герой?» «Может писатель не прав?»
  2. Прямая связь   Автор работы открыто говорит о своих дальнейших намерениях   «Рассмотрим теперь…» «Проанализируем этот рассказ…» «Ещё хочу сказать, что…»
  3. Переход- соединение   Абзацы соединяются с помощью специальных слов: тоже, также, и, следующий…   «Это качество проявляется также в том…» «Следующая черта, которую необходимо отметить…» «Писатель всегда внимательно относится и к портрету героев..»
  4. Переход- противопоставление   Противопоставление происходит с помощью слов: иной, другой, а, же, но…   «Совсем иные взгляды свойственны…» «Для Булгакова же эта мысль неприемлема» «Другие методы использует Толстой»
  5. Внутренняя связь   Отсутствуют видимые лексические, синтаксические признаки связи. Она проявляется только при внимательном чтении текста, анализе смысла   «Сколько препятствий может преодолеть на своём жизненном пути человек? Наверно, очень много, если есть цель, — если он понимает, ради чего живёт. А если цели нет, если человек ощущает, что он никому не нужен, тогда смерть. Герою романа Н.Островского пришлось побывать под пулями бандитов, он строил, стоя по колена в студёной воде, узкоколейку, выдержал тюрьмы, голод, насмешки врагов, сражался с болезнями. Павка Корчагин ещё в детстве узнал, ради чего стоит жить…»

 

 

Однообразие переходов лишает работу живости, энергичности, разнообразие свидетельствует о естественном течении мыслей, о том, что ученик хорошо владеет письменной речью.

 

Варианты заключений

 

Вариантов заключений в большинстве методических работ предлагается два:

заключение-вывод

заключение-следствие.

 

Вывод – это не повторение аргументов, как часто бывает в детских работах. Это обязательно новая информация, имеющая обобщающий характер. Нельзя заключительную мысль путать с идеей. Вот какой вариант заключения-вывода предлагает Н.П. Морозова например, к теме: «В мой жестокий век восславил я свободу»:

«Итак, мы убедились, что лирика Пушкина выражала свободолюбивые идеи декабристов, она выступала против крепостной системы, против деспотизма неограниченной монархии… Рассмотренные нами стихотворения охватывают практически весь творческий путь Пушкина, от 1817 года («Вольность») до 1836 года, когда поэтом был написан «Памятник», строки из которого послужили заглавием всей темы сочинения. За год до смерти поэт главной заслугой своего творчества считал то, что в тот «жестокий век» он пробуждал в людях «чувства добрые» и восславлял свободу… Свободолюбие – это не временное увлечение молодого поэта, а органическая черта всего его творчества».

 

Вывод-следствие характеризуется желанием сказать то, что выходит за рамки уже сказанного (влияние произведения на читателя, литературный процесс, актуальность темы, проблемы…).

 

А.А. Муратов (Муратов А.А. Как сердцу высказать себя? М., 1994) предлагает использовать концовку-пуант, «покоряющую своей внезапностью, новизной поставленного вопроса или внезапно пришедшей мысли… «Катерина видела в смерти освобождение от жизни, от мысли о грехе, от «тёмного царства…». Конечно, всё могло обернуться именно так – иного выхода она не видела… А может, она просто хотела в единственный – последний – миг своей жизни ощутить себя птицей?!» Такая концовка звучит всегда эмоционально, указывая на неисчерпаемость темы.

 

Удачными являются концовки, перекликающиеся с зачинами (при кольцевой композиции). Слова почти те же, а мысль должна звучать обязательно новая.

 

Заканчивая разговор о вступлении и заключении, напомним ученикам о том, что объём этих частей должен составлять примерно четвёртую часть от всего сочинения.

 

 

1. «Разум и чувство».
Презентация
скачать по ссылке

Направление предполагает раздумье о разуме и чувстве как двух важнейших составляющих внутреннего мира человека, которые влияют на его устремления и поступки. Разум и чувство могут быть рассмотрены как в гармоническом единстве, так и в сложном противоборстве, составляющем внутренний конфликт личности.

Тема разума и чувства интересна для писателей разных культур и эпох: герои литературных произведений нередко оказываются перед выбором между велением чувства и подсказкой разума.

 

1. Почему сложные решения рекомендуют принимать “с холодной головой”?
2. Когда “ум с сердцем не в ладу”? (Грибоедов)
3. Есть совесть – есть и стыд.
4. Разумный гонится не за тем, что приятно, а за тем, что избавляет от неприятностей. (Аристотель)
5. Эмоции могут вспыхнуть в любом человеке, но будут ли они управлять разумом – решать ему самому.

 

Источник: megalektsii.ru


Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.