Какова роль религии в современном обществе


фото 24Социальные институты, функционирующие в обществе, отвечают за ту или иную сторону человеческой жизни, влияют на неё и в какой-то степени определяют судьбу не только отдельной личности, но и всего социума в целом. Религия как один из таких институтов не становится исключением. Роль религии в жизни общества исключительно велика. Более половины из всех живущих придерживается одного из четырёх мировых вероисповеданий или множества более мелких религиозных конфессий. Значит, есть в этом жизнеопределяющий смысл. История этого вопроса уходит ещё в первобытно-общинные отношения. Уже тогда люди, не искушённые в естественных науках, стали обожествлять силы, которым они никак не могли противостоять. Среди этих сил преобладали природные явления, а также животные, которые оказывались могущественнее человека.

Зачем было нужно такое обожествление, а в конечном итоге и вера в Бога? На начальном этапе для того, чтобы просто учитывать существование силы, с которой нельзя не считаться. Позднее это перешло в абсолютизацию этой силы и преклонение ей. Апофеозом такого психологического процесса стало олицетворение всемогущества над всем сущим на планете в образе божества. Внешне он подобен людям, только более совершенен, силен и справедлив, а главное, способен помочь.


Вера в существование такого божественного совершенства придаёт людям уверенность в собственных силах, спокойствие мятущейся душе, надежду на более счастливую участь, делает жизнь осмысленной и понятной.

Религиозное воздействие

Религия и ее роль в жизни современного общества определяется функциями, которые она выполняет в социальной среде. Основных из них пять. Только посредством этих функций религия влияет на мировоззрение как отдельной личности, так и всего народа в целом.

Регулятивная функция

Заключается в ориентировании всех своих адептов на определённые нормы и правила, регламентирующие все стороны человеческой жизни. Верующие обязаны выполнять предписанные религиозные требования и соизмерять с ними личную и общественную жизнь.

Коммуникативная

В данную функцию входит объединение конфессией своей паствы в одно сообщество с тесными коммуникативными и общественными связями. Общение верующих происходит в атмосфере церковных богослужений и личных коммуникаций, совместных молитв, медитативного обращения к Богу.


Интегративная функция

По сути, становится эволюционной версией функции коммуникативной. Вера в единого Бога не только сближает людей, но также интегрирует их в религиозные группы, влияющие на поведение общества, а в некоторых случаях и государства.

Компенсаторная функция религии

Опирается на утешение верующих, оказавшихся в сложной ситуации. Вера в помощь Всевышнего даёт людям уверенность в своих силах, надежду на лучшую участь даже в безвыходной ситуации. Но и жизнь людей, пребывающих в относительном благополучии, вера в Бога и служение ему окрыляют великим смыслом.

фото 25Воспитательная

У религиозности есть и воспитательная функция. Вера в Бога формирует духовный потенциал верующих, ограничивает их свободуопределённой моралью. Эта ограничительная особенность благотворно сказывается в применении к людям, страдающим пагубными пристрастиями, например, к алкоголю или наркотикам, а также в отношении к преступникам.

Религия и культура

Религиозность становится наиболее выдающейся формой общественной культуры. Корни её развития уходят в глубокую древность. Стремление жить в гармонии с Богом как существом всесильным и справедливым ещё на заре социальной истории порождало желание служить ему, поклоняться и приводить в пример другим. Само слово «культура» происходит от религиозного «культ», то есть служение Богу.

В религиозной философии выделяются несколько предпосылок, лежащих в основе образования религии и соответственного ей культурологического фона:


  1. Гносеологические предпосылки возникновения религии связаны с тем, что круг познавательного потенциала у людей ограничен и они не способны объяснить многие явления в окружающем мире.
  2. Психологические предпосылки веры в Бога обусловлены существованием в жизни индивида каких-либо неразрешимых психологических проблем и исходящих из этого тревоги и страха.
  3. Социально-культурные предпосылки религиозности определяются часто в основном политической конъюнктурой, заставляющей правящий класс объединить большие людские массы для выполнения своих задач, например, в годы войны.
  4. Непосредственно на культурный аспект религии влияет её антропологическая обусловленность, ориентированность на трансцендентные склонности людей. Поэтому в фетишах в виде скульптур, икон, живописных церковных фресок постоянно фигурируют человеческие образы, в которых людям представляются святые и боги.

Изначально виды человеческой культуры были сконцентрированы только на Боге и всём, что с ним так или иначе связано: архитектура церквей, письменность, книги, передававшие от одного поколения другому сказания о святых, являвшиеся нравственным нормативом для всех. Таким образом, религиозная культура стала основой для культуры всех человеческих обществ и цивилизации вообще.


Современное общество рассматривает религию как надёжное средство для связи человечества с Богом. Эта неразрывность дает личности ощущать себя не одиноким индивидом, а представителем человеческого рода, причастным ко всему происходящему рядом. Социальные отношения присущи всем сторонам человеческой деятельности в политической, экономической, правовой, культурной, иных сферах. Но только религия способна вобрать в себя это воедино и направить деятельность человека и общества в единое, солидарное русло.

Источник: mystroimmir.ru

С их помощью проверяются базовые знания понятий и терминов, умения описывать и сравнивать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки. Оценка каждого задания этой группы – 1 балл. Часть 2 (В) состоит из 6 заданий с открытым кратким ответом: слово, название документа. Эти задания позволяют проверить умения извлекать информацию из источника, классифицировать и систематизировать факты, решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека. Все задания этой группы оцениваются в соответствии с уровнем сложности: 2 задания – по 1 баллу каждое, 3 задания – по 2 балла. Часть 1 (А) А1. Этикет – это: 1) выработанный или установленный порядок чего-либо; 2) традиционно установившийся порядок поведения; 3) принятая в особых кругах общества система правил поведения, установленный порядок поведения где-либо.


. «Золотое правило морали» провозглашает принцип: 1) разумного эгоизма; 2) живи сам – давай жить другим; 3) поступай по отношению к другому так, как ты хочешь, чтобы он поступал с тобой; 4) поступай по отношению к другому так, как он поступает с тобой. А3. Личность – это: 1) неповторимое сочетание психологических особенностей человека, наиболее значимых социальных качеств; 2) индивидуальные черты человека; 3) цвет нации; 4) набор способностей. А4. Ребенком в РФ считается человек в возрасте: 1) до 16 лет; 2) до 18 лет; 3) до 14 лет; 4) до 20 лет. А5. Гражданин РФ обладает основными правами и свободами по достижении: 1) 7 лет; 2) 16 лет; 3) 18 лет; 4) с рождения. А6. При совершении особо тяжких преступлений уголовная ответственность наступает в возрасте: 1) 14 лет; 2) 18 лет; 3) 16 лет; 4) 20 лет. А7. Парламент в России называется: 1) Федеральное Собрание; 2) Сейм; 3) Государственная Дума; 4) Конституционный суд. А8. Основной закон государства – это: 1) Конституция; 2) Уголовный кодекс; 3) Семейный кодекс; 4) Конвенция о правах ребенка. А9. Старшеклассник совершил хулиганский поступок. Он является правонарушением. Найдите три признака, которые подтверждают данный вывод: 1) это противоправное действие; 2) это виновное действие; 3) это общественно опасное действие; 4) это малозначительный проступок. А10. Из перечня видов наказаний выберите те, которые применяются только за совершение преступления: 1) предупреждение; 2) ограничение свободы 3) обязательные работы; 4) штраф; 5) лишение специального права; 6) лишение свободы на определенный срок.

1. Каким видом экономических ресурсов обладает ваша семья, имея собственный автомобиль и деньги для покупки бензина? 1) Информационные; 2) материальные; 3) трудовые; 4) энергетические; 5) финансовые. А12. Садизм – это: 1) стремление к жестокости, наслаждение чужими страданиями; 2) помощь бедным; 3) стремление принести пользу окружающим; 4) причинение боли самому себе. А13. Вандализм – это: 1) умение приспосабливаться; 2) моральное поведение; 3) бессмысленное уничтожение культурных и материальных ценностей; 4) вид танца у древних племен вандалов. А14. Выпишите явления, относящиеся к духовной сфере деятельности: 1) монархия; 2) физика; 3) семья; 4) библиотека; 5) церковь; 6) поликлиника. Часть 2 (В) В1. По действующим лицам определите название процесса: Адвокат, прокурор, присяжные заседатели, секретарь, свидетели, зрители, охрана. В2. В квартиру, где находились супруги и их сын, ворвались три бандита. Они требовали денег, угрожая зарезать женщину и ребенка. Муж схватил охотничье ружье и одним выстрелом убил одного бандита. Двое других убежали. Совершил ли муж преступление? 1) Нет, это не преступление; 2) совершил, но в состоянии необходимой обороны; 3) не совершил, так как это была необходимая оборона. В3. Соотнесите понятия и их определения: 1) случай, происшествие, недоразумение А) компро- мисс 2) столкновение интересов партнеров по общению Б) инцидент 3) путь решения конфликта через взаимные уступки В) конфликт В4.

отнесите понятия и их определения: 1) сумма расходов на организацию производства товара А) ресурсы 2) последовательность операций, превращающих сырье в готовый товар Б) прибыль 3) все, что необходимо для производства товара В) затраты 4) разница между расходами на организацию производства и выручкой от продажи товаров Г) технология В5. В Санкт-Петербурге было совершено одно из самых аморальных преступлений на Земле – был украден из музея блокадный кусочек хлеба. Возмущению ленинградцев не было предела. Какой вид преступления был совершен? 1) Кража; 2) вандализм; 4) грабеж; 5) мошенничество. В6. Сопоставьте понятия и их словесную расшифровку: 1) общество А) биологический вид 2) индивид Б) отдельно взятый человек 3) человек В) материальная часть мира, отделившаяся от природы, но тесно связанная с ней, включающая в себя формы объединения людей и способы их взаимодействия

Источник: znanija.com

Ещё одним явлением современной религиозной жизни стал экуменизм (от греч. вселенная). Это концепция сближения или объединения разных христианских конфессий и даже разных религий. Инициатором экуменического движения стал в начале XX в. методист Дж. Р. Мотт (1865–1955).

К экуменизму не следует относить требования мирного бытового сосуществования людей с разными религиозными взглядами, поскольку это прописная истина, актуальная всегда и не требующая обозначения особым термином.


Большинство религий всегда резко отрицательно относилось к идеям экуменического типа (хотя он и именовался иными терминами, сам термин «экуменизм» очень поздний). Экуменические идеи возникли в протестантской среде как теоретическое обоснование для единения разрозненных протестантских общин, терявших из–за этой разрозненности влиятельность. Тогда появляется теория ветвей (все направления христианства есть ветви одного дерева) и теория основных догматов (принципиально важно признавать лишь основные положения вероучения, второстепенные же оставляются на личное усмотрение, причём критерий второстепенности неясен).

Экуменизм предлагает либо синкретическое соединение религий, либо поиск общего вероучительного минимума, который часто очень невелик, тем более что внешнее сходство может оказаться преувеличенным.

Далеко не все протестанты приняли такую концепцию. Православие и католицизм относились к экуменизму резко отрицательно.

В целом негативное отношение к экуменизму было высказано на Всеправославном совещании, проходившем в Москве в 1948 г. при патриархе Алексии I (Симанском). Крайне негативно к экуменизму отнеслись представители Зарубежной Русской Православной Церкви, образовавшейся в 1921 г. из эмигрировавшего духовенства, не считавшего возможным подчиняться Патриарху московскому в силу убеждения в несвободе его действий и образовавшего иерархию на правах временной автономии (некоторое подобие Братства св. Пия X арх. М. Лефевра).


Ещё в 1864 г. папа Пий IX осудил учение о том, что невидимые границы церкви намного шире видимых, и масса людей, официально не принадлежащих к церкви, принадлежит к ней на деле и будет в силу этого спасена. В 1928 г. папа Пий XI энцикликой Mortalium animos осудил его как ересь. Отношение к экуменизму серьёзно поменялось только в середине XX в. В Католической церкви он был одобрен II Ватиканским собором, что вызвало резкую критику традиционалистов, которые бойкотируют экуменические инициативы. Так, священник–традиционалист Г. Марсиль назвал экуменизм церковной проказой. В рамках экуменизма было провозглашено взаимное снятие анафем между Римом и православным Константинополем, а также анафем Тридентского собора и антикатолических анафем Аугсбургского рейхстага времён реформационных событий.

Крупнейшей экуменической организацией является Всемирный совет церквей (ВСЦ), официально утверждённый в 1948 г.

В нем доминируют протестанты. Однако консервативные протестанты зачастую относятся к экуменизму сдержанно, говоря, что установление мира не может быть достигнуто перешагиванием через принципиальные различия (например, возникли сложности при диалоге лютеран и англикан по вопросу о роли епископата в церкви). Среди радикальных протестантов отношение к экуменизму чаще однозначно отрицательное.


Участие Православной церкви ограничено, причём часто истолковывается как один из способов рассказать о православии людям, плохо его знающим. Католическая церковь в ВСЦ не входит.

Философской основой радикального, последовательного экуменизма обычно является агностицизм, т.е. учение о непознаваемости мира и Бога. Бог не дал человеку надёжного пути для богопознания и спасения, потому все одинаково пригодны. Высказывается и интересное мнение, что экуменизм есть своеобразная форма деизма, т.е. учения о том, что Бог создал мир, но не заботится о нем, а люди могут искать дорогу к Богу по своему усмотрению. Экуменизм хорошо вписывается в культуру постмодернистского типа с её восприятием реальности как игры и истолкованием любого мировоззрения и любых форм культуры как в принципе равноценных.

В культурном отношении экуменизм соотносится с глобализмом. Поскольку объединение религий (полное или фактическое, через их уравнивание) есть необходимый элемент создания глобалистского единого общества. Как быть с очевидными вероучительными различиями, которые при реализации таких планов нужно объявить несущественными, сторонники экуменизма не дают серьёзных ответов или уповают, что объединение произойдёт неведомыми человеку путями перед концом истории, т.е. эсхатологически.

Постсоборный экуменизм имеет три направления:

– попытка договориться с православием;

– связь с протестантизмом;

– сближение с нехристианскими религиями.

Не менее важное значение официальный Ватикан уделяет политике инкультурации (адаптации между светской и церковной культурами). Разрыв между этими культурами особенно сильно наметился в XX в., для которого бикультурность – вполне обыденное явление. Инкультурация восходит к идеям аджиорнаменто Иоанна XXIII.

По мнению П. Шоню, церковь в культуре XX в. – соль, которая привносит специфику в культуру. Если эта специфика не будет ощущаться, церковь будет не нужна. В эпоху секуляризации нужно не понижать, а повышать планку вхождения в церковь и нахождения в ней.

В настоящее время официально–бюрократический экуменизм в значительной мере утрачивает популярность, происходит резкая поляризация на консерваторов и либералов модернистского толка. В результате среди и тех, и других фактически происходит консолидация сил с образованием «межконфессиональных фронтов» – консервативного и либерального. Либералы активно участвуют в официальном и стихийном («диком», инициируемым некоторыми кругами верующих, особенно частью молодёжи) экуменизме. «Консервативный фронт» все чаще выступает как альтернатива официальному экуменизму.

Инкультурация отражает дух глубинного приспособленчества, одни из её первых проектов – либеральный католицизм и американизм (см. параграф 8.2). Её сторонники начинают ориентироваться на субкультуры, в том числе молодёжные, пытаясь адаптировать к ним культуру церкви, зачастую в ущерб учению и догматике.

Инкультурация понимается как адаптация христианства как явления европейского к культурам неевропейских стран. Практическое применение она находит в изменении архитектуры (в духе конструктивизма 1960–х гг.) и внутреннего убранства храмов, богослужений (рок–концерты во время служб и т.д.), введении в литургию новых элементов (восточных ритуалов, танцев и т.д.).

В связи с изложенным можно констатировать, что у сегодняшней Католической церкви только два пути развития:

– полная потеря религиозности;

– Новое Средневековье.

Ещё одной особенностью современной религиозной ситуации является перераспределение религиозной активности и географическое перераспределение традиционных для данной местности религий. Например, при спаде христианской религиозности в Европе наблюдается её всплеск в Латинской Америке. В традиционно христианских Германии и Франции растёт число приверженцев ислама, причём не только за счёт мигрантов, но и за счёт представителей коренного населения (самый известный случай ––переход в ислам французского философа Р. Генона (1886–1951), который, однако, не поощрял других подражать этому шагу).

Интересным явлением религиозности XX–XXI вв. является харизматическое движение.

По сути своей это – неопятидесятничество с более рыхлой организаций, без единого вероучения, допускающее самые экстравагантные формы поведения при получении «даров Святого Духа», к каковым относится, например, «святой смех» – заразительные приступы беспричинного хохота, доводящие человека до физического изнеможения. Харизматики (иной вариант термина – харизматы) претендуют на «новое излияние Святого Духа», долженствующее обновить «уснувший» мир. Они либо образуют разнообразные собственные общины, либо внедряются в уже существующие (католицизм, протестантизм, реже православие), формируя там синкретические формы религиозной практики. Харизматические инициативы существуют и в иных религиях, а их приверженцы обычно стремятся объединить силы с соответствующими течениями в христианстве. Они нередко образуют общины, квалифицируемые как тоталитарные секты и культы.

В современном мире традиционная религиозность соседствует с модернизированной, новыми и суррогатными форматами религии, синкретизмом разных религий, последовательным атеизмом (включая и интерпретацию религии только как свод нравственно–этических предписаний и принципов) и индифферентизмом, пассивной безразличностью. Впрочем, индифферентная позиция неустойчива, сознание таких людей достаточно открыто религиозным установкам, причём очень часто как раз примитивным, эрзацным формам религии.

Таким образом, постсекулярную ситуацию в современном мире трудно считать окончательной, как это делает, например, Ю. Хабермас. Она может подразумевать разные варианты дальнейшего развития. Это тем более существенно, что секуляризационные процессы протекали неодинаково в разных частях мира и в ареалах преобладания разных религий.

Одной из основных проблем религии в современной России является разрыв религиозной традиции, возникший за почти сто истекших лет. Его последствия коснулись всех сфер религиозной жизни (богослужебной, благотворительной, богословской и образовательной), и всех религиозных объединений, но, естественно, сильнее тех, кто обладал развитой и богатой традицией. Сыграли роль и такие моменты, как полное (или почти полное) прекращение религиозной деятельности, или её все же не прекращавшееся продолжение. Например, общины радикальных протестантов здесь имели преимущество, по сравнению с лютеранами.

Разрыв традиции создаёт условия для заполнения образовавшегося разрыва вновь «изобретёнными» представлениями, для роста религиозного безразличия и нецерковной религиозности, что объяснимо экономией усилий, необходимых для освоения традиции и вживания в неё. Например, при плохом знании богослужения начинают появляться нелепые, выдуманные ритуальные элементы. Праздники десемантизируются, их смысл искажается, они могут осмысляться синкретически (вроде смешения монотеизма с язычеством – языческая масленица воспринимается как часть чисто христианской традиции) или превращаться в расплывчатый «культурный символ», когда представление об основном содержании праздника заменяется усиленной заботой о второстепенных атрибутах. Порою праздник просто оказывается поводом для застолья.

Для духовенства это – восстановление традиционного уровня образования и подготовки, а также веками вырабатывавшихся правил, писаных и неписаных норм сословного поведения, своего рода «профессионального кодекса», выражающегося даже в повседневной жизни, например, в практике постоянного ношения сословной одежды (в тех конфессиях, где религиозные правила и традиция это предписывают, например в православии). Для простых верующих это сопряжено с усилиями по овладению минимумом знаний о вероучении, богослужении и введением в свою жизнь дисциплинарных и аскетических норм, таких как посты, регулярное посещение храма, чтение положенных молитв и т.п.

С этим же связаны и такие явления, как рост религиозного синкретизма, номинальной религиозности («номинальные верующие») и культуррелигиозности. Естественно, что просто присоединиться к определенной религии или конфессии и даже просто причислить себя к её приверженцам легче, чем выполнять хотя бы основные требования, с этим связанные.

Не случайно в Русской Православной Церкви обсуждается вопрос о целесообразности лёгкого допуска большого числа людей к крещению и венчанию, широко практиковавшемуся в 1990–е гг., порой без достаточной подготовки и тщательного контроля. Эта практика, вполне объяснимая сама по себе, в немалой степени привела именно к росту номинальной религиозности, появлению большого числа «крещёных атеистов». Интересно, что ещё в начале XX в. некоторые представители Православной церкви, включая членов епископата, ставили вопрос о том, что крещёные, но не верующие в Бога и Церковь, должны в законном порядке переставать считаться её членами, чтобы избегать «прикосновения к таинствам и святыням», что в такой ситуации является кощунством и профанацией. В этой среде особенно скептически воспринимались тогдашние законодательные требования ежегодной исповеди и причастия для чиновников, которые были обязаны предоставлять соответствующие справки. Такое участие в таинствах часто подменяло личную религиозность.

Полноценное восстановление традиции – процесс сложный и длительный. Подчас номинальные верующие воспринимают свою принадлежность к церкви как основание для апломба, повышения своей социальной престижности и даже получения определенных социальных выгод, преференций, могут вести себя высокомерно и агрессивно, присваивая себе право выражать «позицию церкви», имея о ней слабое представление (порою доходя до показной религиозности и откровенного двоедушия). Ещё более этот тип поведения характерен для культуррелигиозных личностей.

В действительности приверженность церкви и подлинная религиозность определяется по ряду критериев, а не только по факту совершения ритуала присоединения к религии (например, крещения). Это:

– регулярное посещение богослужений и достаточное знание их смысла (в случае с православием – всех воскресных и праздничных служб, а также регулярное причащение с подготовкой к нему, включая исповедь);

– соблюдение предписаний, в том числе и ограничивающего характера (например, отказ от тяжёлого труда по воскресеньям для христиан, субботний покой – для приверженцев иудаизма, соблюдение постов и иных пищевых запретов, воздержание от просмотра телепрограмм или чтения текстов, которые признаны безусловно вредными для религиозной нравственности);

– соблюдение установок, связанных с семейной жизнью (это касается в первую очередь проблем развода, супружеской верности, вопросов, касающихся репродуктивной сферы (в религиозной области мы как правило сталкиваемся с запретом аборта и почти полным запретом на искусственное ограничение зачатия) и религиозного воспитания детей).

Статистика религиозной жизни определяется по посещаемости основных богослужений (воскресных – для христиан, субботних – для иудеев, пятничных – для мусульман и т.д.). Для некоторых протестантских общин интенсивность религиозной жизни определяется регулярностью чтения Библии.

В результате часто происходит «сдвиг центра тяжести», когда отсутствие глубоких религиозных убеждений и устоявшейся практики религиозной жизни восполняют менее важными элементами. Их завышенная важность проявляется и в изменении ценностной иерархии в сознании самого человека и во внешнем подчёркивании таких элементов. Например, ношение нательного креста становится важнее ежевоскресного участия в литургии, а погребальные обряды важнее всех остальных составляющих религиозной жизни, включая таинства, которая и должна, по учению церкви, быть подлинной подготовкой к праведной кончине. Равным образом хорошее знание вероучения заменяется рассуждениями о важности роли религии и декларацией своей религиозной принадлежности. Иногда люди не могут внятно ответить, какой ритуал важнее, например, причащение или получение в храме святой воды. В результате ритуальные атрибуты разных религий грозят превратиться в своеобразные амулеты, «обереги» или просто очередные знаки культурных симпатий, т.е. изменить свой смысл, семиотическую сущность.

В XXI в. констатируется спад той моды на религию, которая наметилась в 1990–е гг. Этот факт может иметь самые разные последствия, начиная от оттока из храмов «номинальных верующих» и заканчивая ростом числа приверженцев оккультизма или нетрадиционных культов.

Можно говорить о трёх причинах спада религиозной моды.

Во–первых, многие подходили к религии с заведомо магическими представлениями, полагая, что присоединение к ней и соблюдение минимума обрядов окажется средством решения практических жизненных проблем (частотный момент в религиозной проповеди американского типа). Когда эти ожидания не оправдались, интерес угас.

Во–вторых, многие были носителями потребительских установок: дать меньше, получить больше.

В–третьих, представление о религии было часто примитивно–идеализированным, почерпнутым из книг, эстетским, когда в религии видели очередной «носитель прекрасного», «возвышенного» или «духовного». Кроме того, для ряда представителей интеллигенции интерес к религии был формой протестного поведения, связанного с мотивами идеологическими и вытекающими из них особенностями образа жизни.

Ряд проблем связан с молодёжной религиозностью, что обусловлено психологическими и социальными особенностями формирования мировоззрения этой возрастной категории членов общества. Молодёжь более активна, мобильна, восприимчива к новому, но и менее постоянна, подчас недостаточно ответственна в ситуации выбора. Для молодых людей характерны протестные, демонстративные формы поведения, заниженное чувство социальной опасности, подверженность возрастным психофизиологическим и мировоззренческим кризисам, высокий риск депрессий и так называемых экзистенциальных фрустраций (состояний, связанных с утратой смысла). Контакт с молодёжью и помощь ей невозможны без учёта такой специфики.

Находятся в стадии активного решения вопросы, связанные с образованием. Это и восстановление преемственности с традициями старых духовных школ (в частности, духовных академий), и вопрос об изучении религии и религиозной культуры в светских учебных заведениях, в том числе в школе, о формах и методах такого изучения. Оформляется модель сосуществование в условиях исторически сложившейся многоконфессиональности, обусловленной многоэтничностью состава населения.

России касается и уже указанный общий процесс перераспределения религий, в том числе популярность неоязычества. Перераспределение может быть внешним, по преимуществу за счёт миграции и смены состава населения, и внутренним, обусловленном автохтонными процессами в самом обществе. Смена вероисповедной принадлежности может иметь очень разную мотивацию, часто наивную или фактически внерелигиозную, не касающуюся области собственно религиозных убеждений (некоторым нравится, что в протестантизме духовных лиц можно называть по имени–отчеству, хотя, например, лютеранство категорически не поощряет такого амикошонства и имеет собственную систему титулатуры). Иногда мотивом выступает отдалённость храмового здания или аналогичного ему места совершения ритуала, физическая, пространственная недоступность духовенства. В религиях и конфессиях, где получил распространение модернизм, часть верующих реагирует на него резко отрицательно, вплоть до выхода из общины, но в то же время он может привлечь людей благодаря сниженным требованиям, упрощению ритуала и «демократичности».

Развивается сотрудничество светских и религиозных структур в ряде иных сфер, в частности, в медицинской и благотворительной.

Как показывают исследования Э. Кюблер-Росс, тщательная работа с тяжелобольными может не только облегчить их страдания, но и превратить последнюю болезнь из простого ожидания смерти в плодотворный и наполненный смыслом период 100. К похожим выводам приходит и крупный отечественный психолог Л. А. Китаев-Смык 101. Для этого необходимы специфические навыки работы, часто выходящие за пределы обычной психотерапии и наличие времени, чего трудно требовать от врачей. В этом плане разумно использовать сотрудничество с духовенством, тем более что религия накопила огромный опыт работы с больными и умирающими, а некоторые представители духовенства имеют профессиональную квалификацию медиков и психологов. Возрождение больничных храмов и больничного духовенства (с разной конфессиональной принадлежностью – в зависимости от ситуации) является шагом в этом направлении.

Ещё один аспект связан с экономикой религии. Часть верующих не осознает, что любая религиозная организация (община, культовое здание, епархия, монастырь) подчиняются определенным экономическим законам и включены в общие экономические процессы, в частности, на содержание здании, являющихся частью городской застройки, заработную плату духовенству и церковным служащим и организацию богослужебной жизни требуются деньги, а они, в свою очередь, не возникают «ниоткуда». Порою после восстановления храма забывают о том, что его дальнейшее функционирование сопряжено с микроэкономикой, с материальными тратами. В разных странах эти вопросы на практике решаются по–разному (например, введением официального церковного налога).

Принимая во внимание изменение места религии в обществе и культуре правомерно говорить об экологии религии.

Это может выражаться в целенаправленной охране храмовых зданий не только как памятников искусства, но и как ритуальных комплексов. Интересно, что опасность порой исходит изнутри самой религии. В течение жизни нескольких последних поколений в ходе богослужебных реформ было утрачено огромное количество памятников западного христианства, которые могли бы стать органичной частью культурного наследия.

Источник: azbyka.ru

Возможно, никто не будет возражать, что религия – это один из основных факторов человеческой истории. Допускается в зависимости от ваших взглядов говорить, что человек без религии не стал бы человеком, а можно (и это тоже существующая точка зрения) непреклонно доказывать, что без нее человек был бы лучше и совершеннее. Религия – реальность человеческой жизни, собственно, так и нужно ее воспринимать.

Значение религии в жизни определенных людей, обществ и государств разное. Стоит только сопоставить двух людей: одного – придерживающегося канонов какой-либо строгой и замкнутой секты, а другого – ведущего светский образ жизни и совершенно безучастного к религии. То же можно применить и к различным обществам и государствам: одни живут по строгим законам религии (допустим, ислама), другие предоставляют своим гражданам полную свободу в вопросах веры и вообще не вмешиваются в религиозную сферу, третьи держат религию под запретом. В ходе истории вопрос с религией в одной и той же стране может меняться. Яркий пример того – Россия. Да и конфессии совсем не похожи в тех требованиях, которые они выдвигают по отношению к человеку в своих законах поведения и кодексах морали. Религии могут сплачивать людей либо разъединять их, воодушевлять на творческий труд, на подвиги, призывать к бездействию, недвижимости и наблюдению, помогать распространению книжности и развитию искусства и в то же время ограничивать какие-либо сферы культуры, накладывать запреты на отдельные виды деятельности, науки и т. д. Значение религии всегда следует рассматривать конкретно в определенном обществе и в заданный период. Ее роль для всей общественности, для отдельной группы людей или для конкретного человека может быть различна.

Кроме того, можно говорить, что религии обычно характерно исполнять по отношению к обществу и отдельным людям определенные функции.

1. Религия, представляясь мировоззрением, т. е. концепцией принципов, взглядов, идеалов и убеждений, показывает человеку устройство мира, конкретизирует его место в этом мире, указывает ему, в чем состоит смысл жизни.

2. Религия является людям утешением, надеждой, духовным утолением, опорой. Не случайно люди, как правило, обращаются к религии в трудные моменты своей жизни.

3. Человек, обладая каким-то религиозным идеалом, внутренне перерождается и становится способен нести идеи своей религии, устанавливать добро и справедливость (так, как диктует их данное учение), смиряясь с лишениями, не обращая внимания на тех, кто осмеивает или оскорбляет его. (Конечно, доброе начало можно утверждать лишь в том случае, если ведущие человека по этому пути религиозные авторитеты сами чисты душой, нравственны и стремятся к идеалу.)

4. Религия контролирует поступки человека через свою систему ценностей, духовных установок и запретов. Она может очень сильно действовать на большие сообщества и целые государства, которые живут по правилам данной религии. Естественно, не нужно идеализировать положение: принадлежность к самой строгой религиозно-нравственной системе не всегда останавливает человека от совершения предосудительных поступков, а общество – от аморальности и беззакония. Это грустное обстоятельство является следствием бессилия и небезупречности человеческой души (или, как сказали бы последователи многих религий, это «происки сатаны» в человеческом мире).

5. Религии содействуют объединению людей, оказывают помощь в складывании наций, образовании и укреплении государств (например, когда Русь переживала период феодальной раздробленности, отягощенный иноземным игом, наших далеких предков объединяла не столько национальная, сколько религиозная идея: «все мы – христиане»). Однако та же самая религиозная причина может приводить к разделению, расщеплению государств и обществ, когда большое множество людей начинает противоборствовать друг другу по религиозному принципу. Натянутость и противостояние появляются и тогда, когда из какой-нибудь церкви обособляется новое направление (так было, например, в эпоху борьбы католиков с протестантами, всплески этой борьбы ощущаются в Европе и по сей день).

В среде последователей различных религий подчас появляются крайние течения, участники которых признают только свои божеские законы и правильность исповедания веры. Нередко эти люди доказывают правоту жестокими методами, не останавливаясь перед террористическими актами. Религиозный экстремизм (от лат. extremus – «крайний»), к сожалению, остается довольно распространенным и опасным явлением и в XX в. – источником общественной напряженности.

6. Религия оказывается вдохновляющей и сохраняющей причиной духовной жизни общества. Она берет под защиту общественное культурное наследие, иногда в прямом смысле преграждая дорогу разного рода вандалам. Правда, церковь крайне неправильно воспринимать в качестве музея, выставки или концертного зала; оказываясь в любом городе или в чужой стране, вы скорее всего первым делом посетите храм, с гордостью показанный вам местными жителями. Заметьте, что само слово «культура» берет начало от понятия «культ». Мы не будем заниматься давним спором о том, является ли культура частью религии или, наоборот, религия – часть культуры (среди философов существует и та и другая точка зрения), но вполне понятно, что религиозные положения со времен глубокой древности имелись в основе многих сторон творческих занятий людей, вдохновляли художников. Естественно, в мире есть и светское (внецерковное, мирское) искусство. Время от времени искусствоведы стараются противопоставить светское и церковное начала в художественном творчестве и заявляют, что церковные каноны (правила) не давали места самовыражению. Официально это так, но, проникнув в столь непростой вопрос глубже, мы поймем, что канон, отметая все ненужное и второстепенное, напротив, «раскрепощал» художника и давал простор его творчеству.

Философы четко различают два понятия: культура и цивилизация. К последней они причисляют все достижения науки, техники, увеличивающие возможности человека, предоставляющие ему жизненный комфорт и определяющие современный образ жизни. Цивилизация сродни мощному оружию, которое можно применить во благо, а можно превратить в средство убийства: это зависит от того, в чьих руках оно находится. Культура, подобно медленной, но могучей реке, берущей начало из древнего истока, довольно консервативна и часто конфликтует с цивилизацией. Религия же, являясь основой и стержнем культуры, – один из решающих факторов, который предохраняет человека и человечество от расщепления, деградации и даже, возможно, от нравственной и физической гибели, т. е. всех бед, которые может нести с собой цивилизация.

Следовательно, религия осуществляет в истории созидательную культурную функцию. Это можно показать на примере Руси после принятия христианства в конце IX в. Христианская культура с древними традициями укрепилась и расцвела тогда в нашем Отечестве, буквально преобразив его.

И все же не надо идеализировать картину: ведь все люди разные, и из человеческой истории можно почерпнуть и совершенно противоположные примеры. Вы, возможно, помните, что после становления христианства как государственной религии Римской империи, в Византии и в ее окрестностях христианами было снесено немало величайших памятников культуры античной эпохи.

7. Религия помогает упрочению и закреплению конкретных общественных порядков, традиций и законов жизни. Поскольку религия консервативнее любого другого общественного института, она в основном всегда стремится к сохранению устоев, к стабильности и покою. (Хотя, вполне вероятно, что и это правило не обходится без исключений.) Припомните из новой истории, когда в Европе зачиналось политическое течение консерватизма, у его начала стояли представители церкви. Религиозные партии стоят, по большей части, в правой охранительной части политического спектра. Их положение в качестве противовеса разного рода радикальным и иногда неразумным преобразованиям, переворотам и революциям очень важно. Покой и стабильность необходимы сейчас и нашему Отечеству.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Следующая глава >

Источник: history.wikireading.ru

Проблемы религии всегда волновали человечество. На фоне глубоких перемен в экономической, политической и духовной сферах жизни общества, происходящих в нашей стране, интерес к религии резко возрастает.

Существует множество определений религии. Приведем некоторые из них.

Религия (от лат. religare – связывать, reeligere – воссоединять, religio – счастливость, благочестие, набожность, предмет культа) – это:

– вера в сверхъестественное (в Бога);

– совокупность взглядов и представлений, система верований и обрядов, объединяющая признающих их людей в единую общность;

– одна из свойственных культуре форм приспособления человека к окружающему миру, удовлетворения его духовных потребностей.

Вызывает споры и проблема происхождения религии.

Какова роль религии в современном обществе

Будучи одной из основ духовной жизни людей, а также формой общественного сознания, религия характеризуется следующими признаками: вера в сверхъестественное; организованное поклонение высшим силам; стремление согласовать жизнь с требованиями безусловного начала (Бога, Абсолюта).

Вера является центральной мировоззренческой позицией и одновременно психологической установкой всех религий. Она выражает специфическое отношение к действительности или воображаемым объектам, явлениям, когда их достоверность и истинность принимаются без доказательств.

Религиозная вера включает в себя:

– нормы морали, которые объявлены происходящими от Божественного откровения; нарушение этих норм является грехом и, соответственно, осуждается и наказывается;

– определенные юридические законы и нормы, которые также объявлены или появившимися непосредственно в результате Божественного откровения, или как результат вдохновенной Богом деятельности законодателей;

– веру в боговдохновенность деятельности тех или иных священнослужителей, лиц, объявленных святыми, угодниками, блаженными и т. п.;

– веру в спасительную силу для души человека, ритуальных действий, которые совершают верующие люди в соответствии с указаниями Священных книг, священнослужителей и деятелей церкви (крещение, молитва, пост, богослужение и т. п.);

– веру в богонаправленность деятельности церквей как объединений людей, считающих себя приверженцами той или иной религии.

Религия – это не только комплекс представлений, верований, доктрин, но и культ, ритуалы и иные формы практического воплощения веры.

Религиозный культ является главным видом религиозной деятельности.

Культ (от лат. cultus – возделывание, уход, почитание, поклонение) – это вид религиозной деятельности, практически духовного освоения мира.

Разновидности культа:

– магия (колдовство) – комплекс ритуальных обрядов, имеющих целью воздействовать на скрытые от человека силы для получения материальных и иных результатов.

– умилостивительный культ – комплекс ритуальных обрядов, обращенных к духу или Богу.

Какова роль религии в современном обществе
Какова роль религии в современном обществе

Религиозный культ является главным видом религиозной деятельности.

Какова роль религии в современном обществе

В современном мире существуют религии, которые условно можно разделить на три большие группы:

1) родоплеменные примитивные верования, сохранившиеся по сей день;

2) национально-государственные религии, составляющие основу религиозной жизни отдельных наций: иудаизм, индуизм и др.;

3) мировые религии: буддизм, христианство (католицизм, православие, протестантизм), ислам (суннизм, шиизм).

Достаточно развитые религии имеют и свою организацию – церковь, упорядочивающую жизнь религиозной общины.

Церковь (гр. Kyriakon – дом Господний) – социальный институт общества, религиозная организация, в основе которой лежит единый Символ веры (вероучение), определяющий религиозную этику и религиозную деятельность, систему управления жизнедеятельностью, поведением верующих.

Какова роль религии в современном обществе

В церкви действует определенная система норм (религиозной морали, канонического права и т. д.), ценностей, образцов и санкций.

Какова роль религии в современном обществе
Какова роль религии в современном обществе

Кроме основных функций, религия в разное время выполняла и выполняет нерелигиозные функции, определяемые той конкретной историко-социальной обстановкой, в которой функционирует религиозное объединение.

Наибольшее влияние на развитие современной цивилизации оказывают мировые религии, которые характеризуются следующими признаками: огромное число последователей во всем мире-, эгалитарность (проповедуют равенство всех людей, обращены к представителям всех социальных групп); пропагандистская активность и прозелитизм (стремление обратить в свою веру лиц другого исповедания); космополитичность, носят меж– и надэтнический характер, выходя за переделы наций и государств.

Какова роль религии в современном обществе
Какова роль религии в современном обществе

Сегодня все чаще говорят о процессе «исламизации», который очень противоречив: с одной стороны, отражает стремление народов развивающихся стран освободиться от остатков колониализма и западного влияния, с другой – реализация исламских лозунгов руками экстремистов может принести человечеству неисчислимые бедствия.

«Исламизация» – 1) содержание политических программ, выдвигаемых и осуществляемых в ряде стран мусульманского мира (Пакистане, Иране, Ливии), цель которых – построение «исламского общества»; 2) продолжающееся распространение ислама в ряде районов Азии, Африки, Индии, Дальнего Востока.

Образец задания

B2. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «религия».

Верование; обряд; магия; знание; политеизм.

Найдите и укажите термин, не связанный с понятием «религия».

Ответ: Знание.

Источник: soociety.ru


Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.