Какое бывает настроение стихотворения


Любовь к поэзии невозможна без её понимания. Школьный курс литературы призван сформировать навыки умения разбираться в поэтическом творчестве: постигать смысл произведения, слышать его музыкальный ритм, проникать во внутренний мир лирического героя. Этому способствует комплексный анализ стихотворения, пример которого приводится в статье.

Выбор произведения

Вниманию читателя предлагается «Зимнее утро» А. С. Пушкина. Выбор определён целым рядом причин:

  • Гениальность поэта позволяет оживить картину зимнего пейзажа, что сопоставимо с полотном художника или музыкальным произведением композитора. А учиться новому всегда следует на лучших образцах произведений искусства.
  • Благодаря богатству литературного языка автора есть возможность осуществить полноценный лингвистический разбор текста, что входит в филологический анализ стихотворения. Пример поможет в дальнейшем легко справляться с изучением лирики XIX века.
  • Стихотворение изучается в школе, что позволит заранее подготовиться к освоению сложного материала.
  • Произведение незначительно по объёму, что дает возможность сделать его разбор более глубоким.

План анализа

Не существует единой схемы, которой следует придерживаться при анализе художественного произведения. Все зависит от задач, стоящих перед исследователем, и самого источника, являющегося живым организмом, не всегда помещающимся в заранее заданные рамки. Предлагаемый анализ стихотворения – пример по плану, специально составленному к конкретному произведению. Его пункты можно легко менять местами, использовать для заголовков другие фразы, но при этом важно сохранить три составляющие: историко-биографическую, лингвистическую (поэтическая лексика, стилистика, фонетика, грамматика текста) и литературоведческую (тематика, жанр, композиция, стиль). Высокий уровень анализа дополнительно требует изложения личного отношения к прочитанному стихотворению.

Предлагаемый план выглядит следующим образом:

  1. История создания «Зимнего утра», сведения об авторе.
  2. Место произведения в творчестве поэта.
  3. Жанр и тематика произведения.
  4. Сюжет и композиция.
  5. Лирический герой, настроение произведения.
  6. Лексика стихотворения.
  7. Изобразительные средства.
  8. Рифма, способы рифмовки.
  9. Звуковая организация.
  10. Отношение к прочитанному.

История создания «Зимнего утра»


В данном подзаголовке освещаются два первых пункта плана, касающихся сведений об авторе и места произведения в его творчестве. Пример анализа стихотворения Пушкина должен включать факты, имеющие непосредственное отношение к рассматриваемому произведению: дата и место написания, посвящение, предшествующие события, первая публикация. Что важно знать об истории создания «Зимнего утра»?

Тридцатилетний А. С. Пушкин посватался к светской красавице Н. Гончаровой, чей первоначальный ответ носил довольно неопределённый характер. В смятении поэт нарушает запрет Николая I и отправляется на Кавказ, где лично участвует в военных операциях. По возвращении он заезжает в село Павловское (Тверская губерния) в имение П. И. Вульфа, где в окружении хороших приятелей проводит некоторое время, написав за один день 3 ноября 1829 года лирическое произведение, замечательно передавшее его настроение. Он в предвосхищении долгожданной встречи с красавицей-невестой, чьей руки настроен добиваться вновь. В следующем же году стихотворение было опубликовано в альманахе «Царское село», войдя в золотой фонд пейзажной лирики, мастерски передающей красоту русской природы, полной сказочного волшебства. У стихотворения нет посвящения, но оно написано в форме диалога с юной подругой, с которой автор хочет разделить восхищение увиденным.

Жанр и тематика стихотворения

Для определения жанра необходимо владеть знаниями о его признаках, а также понимать, какое место он занимает в творчестве автора. Тематика поможет ответить на вопрос о том, как делать анализ стихотворения. Пример конкретного разбора – это следование теме «Зимнего утра», которая будет рассмотрена в данном подзаголовке.


Произведение предстаёт как глубоко личный и автобиографический экспромт, некий монолог, обращённый к спящей красавице. Это признаки лирического жанра, имеющего ряд направлений: любовное, философское, историческое, пейзажное и военное. В «Зимнем утре» в романтическом стиле описывается красота природы, что позволяет отнести произведение к разряду пейзажной лирики, в которой А. С. Пушкин является непревзойдённым мастером. Соотношение настроений природы и человека, неожиданная смена их контрастных состояний – главная тема стихотворения, влияющая на выбор автором художественных средств.

Сюжет и композиция

Не все стихи имеют сюжет. В «Зимнем утре» всё построено на созерцании белого убранства наступающей зимы, вызывающей радостные эмоции. От любования природой и воспоминаний автор переходит к описанию домашней обстановки, несущей тепло и уют. Последовательность перехода свидетельствует о линейной композиции, написанной четырёхстопным ямбом. Пример анализа стихотворения должен помочь выделить смысловые части и тот художественный приём, который позволяет их гармонично связать между собой.

«Зимнее утро» разбито автором на пять строф по шесть строк (секстин), каждая из которых рисует отдельную картину, насыщенную выразительными деталями:

  • Восхищение солнечным морозным утром и желание разделить его со спящей подругой.
  • Воспоминание о вчерашней вьюге.
  • Описание красоты природы за окном.
  • Представление внутреннего убранства комнаты.
  • Побуждение к чудесному времяпрепровождению на воле.

Главным художественным средством и композиционным приёмом, связывающим части воедино, стала антитеза (противопоставление). Она присутствует в первой же строке: «мороз и солнце», а затем через контраст вчерашнего дня («вечор») и наступившего утра («нынче») пронизывает ткань стихотворения.

Лирический герой, настроение

В поэтическом произведении обязательно присутствует лирический герой. В «Зимнем утре» – это сам автор и та подруга (адресат), к которой направлен его монолог. Герой обращается к девушке словами: «друг милый», «красавица», «друг прелестный», что показывает его отношение к ней. Это проявление нежности, любви и заботы. Анализ лирического стихотворения, пример которого рассматривается в статье, предусматривает выявление общего настроения произведения.

С первых строк в нём присутствует свет и радость, хотя во второй строфе возникают воспоминания о прежней печали. Но этот контраст только усиливает позитивный настрой, доводя его до восторга и призыва разделить радость с главным героем.

Лексика стихотворения


Большинство слов просты и понятны для понимания, хотя автор использует устаревшие термины и выражения, значение которых изложено на картинке выше. Среди языковых средств, к которым он прибегает, особое место занимают эпитеты. В небольшом произведении они встречаются 18 раз, придавая ему ту образность, благодаря которой можно мысленно представить великолепный зимний пейзаж, и вчерашнюю вьюгу, и безмятежный покой внутреннего убранства дома. Пример анализа стихотворения невозможен без перечисления всех языковых средств, применяемых автором. Среди них: сравнения, метафоры и олицетворения.

Герой сравнивает свою подругу со «звездою севера», а луну – с «бледным пятном». Но самыми интересными являются сопоставления в переносном смысле – метафоры. Так, комнату озаряет «янтарный блеск», что усиливает впечатление от ощущения солнечного света. Олицетворение – это придание неодушевлённым вещам человеческих свойств. У А. С. Пушкина вьюга способна «злиться», а мгла «носится» на мутном небе, что добавляет ярких красок в художественное произведение.

Изобразительные средства

Интересны синтаксические средства, применяемые автором. Радость в самом начале произведения передают восклицания, переходящие в более спокойную интонацию, когда говорится о тепле домашнего очага. Определённую взволнованность отражают вопросы, в том числе риторические. В стихотворении преобладают простые предложения и прямая речь, придающие ему лёгкость и подчёркивающие атмосферу радости.


Пример анализа стихотворения, приведённый в статье, не может охватить всех изобразительных средств, но следует остановиться на тех, которые придают гениальным строчкам поэта особую образность. При помощи аллитерации (нагнетания шипящих и звонких звуков) и ассонанса (повторения гласных) читатель словно бы слышит треск печи, топот коня и скрип снега. Использует автор и повторы сродных звуков (анафору): «и ель…», «и речка…». Это усиливает впечатление от лирического произведения.

Рифма, способы рифмовки

Использование поэтом четырёхстопного ямба придаёт стихотворению энергию и оптимизм, ибо ямб – один из самых выразительных и мажорных размеров. Однако в тексте встречаются слова («великолепными», «нетерпеливого»), нарушающие размеренность ритма (пиррихий). Автор намеренно использует приём, чтобы задержать внимание читателя и передать мысль, раскрывающую внутреннее состояние героя: лёгкая печаль, воодушевление, стремление к «милому берегу». Данный пример анализа стихотворения по литературе будет неполным, если не пронаблюдать построение рифмы.

Созвучие окончаний первой, второй, четвёртой и пятой строк каждой строфы образуют пары, а третья и шестая рифмуются друг с другом (опоясывающая рифма). По тому, на какой слог падает ударение в последнем слове строки, рифмы подразделяются на женские и мужские. В «Зимнем утре» они чередуются, однако женские, в которых под ударением оказывается предпоследний слог, преобладают. Это позволяет совместить паузы с окончанием строк, придавая стихотворению нужный ритм. Лишь в четвёртой строфе можно увидеть разрыв строчки и образование дополнительной паузы, помогающей постичь смысл всего стихотворения.

Звуковая организация


Уникальность пушкинских строк такова, что многие музыканты улавливают переплетение тональностей и создают удивительную музыку, точно вписывающуюся в настроение стихотворения. Одним из лучших произведений является сочинение Г. Свиридова, построенное на контрастах. Уже упомянутые аллитерация и ассонанс не доминируют в «Зимнем утре», уступая место комбинации звуков различной эмоциональной окраски. Эти звуки встречаются порой в одном или двух соседних словах: [н], [р] и [л]. Пример анализа стихотворения будет неполным без подтверждения утверждения текстом:

  • «янтарным блеском»;
  • «по утреннему снегу»;
  • «прозрачный лес»;
  • «нетерпеливо»;
  • «весёлым треском».

Контраст прослеживается на смене фраз из светлых, нежных звуков [е, н, в, л, м] и минорных, тёмных [х, ж, ч, ш], что вряд ли А. С. Пушкин делал сознательно. Его гений в том и состоит, что по какому-то наитию им использовалось всё акустическое богатство русского языка.

Отношение к прочитанному

Как писать анализ стихотворения? Пример демонстрирует необходимость знания теории стихосложения и использования учебно-познавательных приёмов. Однако анализ всегда будет неполным, если не передать личного восприятия художественного произведения:


  • Какие чувства вызывают стихи у читателя?
  • Находит ли тема и чувства лирического героя у него отклик?
  • В чём значимость данных стихов?

«Зимнее утро» пронизано любовью к жизни, оптимизмом и восхищением красотой родной природы. Оно несёт в себе философию единения человека и окружающего мира, способного придать каждому душевные силы и укрепить желание жить.

Источник: FB.ru

Виды стихов

Можно выделить несколько разновидностей:

  • лирические,
  • любовные,
  • красивые,
  • детские,
  • белые,
  • романтичные
  • песенный,
  • речитативный,
  • патриотический,
  • сатирический

Лирика и любовь

Стихи лирические выражают настроение автора, в них имеется незримый, а иногда и явно выраженный образ. Присутствует преимущественно монологическая речь. Автор вкладывает в уста лирического героя образные выражения и даёт волю романтическим чувствам.


Любовная лирика помогает автору рассказать о своих чувствах к любимой женщине. Чувства эти глубоки и чисты. Поэт подбирает нежные слова, чтобы описать любовь как светлое чувство, которое облагораживает человека. Любовь может быть всеобъемлющей и обжигающей, может быть взаимной и безответной. Но, в любом случае, это является Божьим даром. Конечно, как в любом сильном чувстве, может присутствовать и негативность в описываемых чувствах. Это и ревность, и разлука, и смерть любимого человека. Такие стихи далеки от быта и обыденных житейских хлопот.

Красота и романтика

Разве может человек пройти мимо красоты, которая есть буквально во всём, что его окружает. А его слух должен быть ласкаем красивой музыкой, красивыми стихотворными строками. Какие стихи считаются такими, которые способны ласкать слух человеческий? Те, в которых взяты красивые образы женщин, детей, живой и неживой природы. В них подчёркивается посредством рифмы и мастерски подобранных эпитетов.

В романтических стихотворениях характерными чертами является наличие метафор, гипербол, сравнений и эмоциональных проявлений. В стихах романтической направленности часто присутствуют символы. Без этого не получится идеальности, возвышенности чувств, которых добиваются поэты-романтики.

Детские и белые стихи

Стихи для детей имеют огромное разнообразие жанров.
ним относятся потешки, пестушки, прибаутки. Особая мелодичность их и ритмичность, особые интонации привлекают малыша с самого раннего возраста. Все детские стихи пишутся со специальным подбором слов. В них используются звуки, которым пытаются подражать младенцы, тем самым развивая речевой аппарат. Все привыкли к мысли, что стихи должны иметь ритм, рифму и слог. Но почему-то все также успешно забывают, что в поэзии есть белый стих. Ведь одних только рифмованных строчек недостаточно. Должно быть выражение чувств, сокровенных мыслей автора. Особой популярностью белый стих пользовался у мастеров слова в восемнадцатом — девятнадцатом веках. Белый стих весьма оригинален.

Всё, что можем спеть

Песенный стих имеет особую мелодию с особыми ритмическими акцентами. Связано это с тем, что ударение падает на последний слог стиха. Это создаёт своеобразие песенному стихосложению. Речитативный стих очень похож на песенный и используется исполнителями репа. Он несколько грубее, чем народный напевный, но очень любим специфической аудиторией реперов.

Патриотизм и сатира

Стихи, в которых часто используются слова «Родина, Отечество, Отчизна», звучат призывы любви к родным местам, считаются патриотическими. В таких стихах нет уныния, запрещена тоска, в них нет печальных ноток. Поэт сосредоточен на вере в светлое будущее, на надежде. А сатирические опусы — полная противоположность тому, о чём говорилось выше. В сатире есть насмешка над недостатками у определённых лиц и событий. Слова, которые использует поэт, низкого жанра и разговорного стиля.

Источник: xn--80aacenrmb1f7d9a.xn--p1ai

Текст научной статьи

Однажды в метро мы увидели рекламу чая «Ваше чайное настроение». А какое это «чайное настроение»? Когда мы пьём чай, в разное время у разных людей бывает разное настроение… Скорее всего автор просто решил привлечь внимание к тем маркам чая, которые рекламировал. Реклама несколько удивила, но позднее стерлась из памяти… А вскоре нам на глаза попалось объявление о конкурсе на лучшее приготовление чая и о фестивале «Чайное настроение», которое должно было пройти в подмосковной арт-усадьбе Гуслица в сентябре 2015 года. Организаторы фестиваля приглашали желающих погрузиться в чайную культуру, позаниматься йогой и медитацией, послушать тонкую, по мнению авторов, музыку… В Японии и Китае существуют чайные традиционные церемонии. Пить чай там целая наука. Люди, в разной степени увлечённые чаем, говорят, что «чайное настроение» — это особое состояние созерцательного спокойствия, которое способно изменить не только день, но и всю жизнь тех, кто предаётся этому занятию. Фанаты чая создают «Чайные клубы», в которых они ощущают, что мир концентрируется только вокруг них и ничто больше не имеет значение. По их мнению, «чайное настроение» — это уютная атмосфера, которая останавливает бесконечный поток мыслей, наполняет человека энергией и придаёт ясность мыслей. Всё происходит здесь и сейчас. Реклама чая «Липтон» на телевизионном канале Россия 1 советовала «жить по-чайному», «начать утро по-чайному». Авторы рекламы создали новое слово, окказиональное наречие. В «Словаре эпитетов русского литературного языка» К. С. Горбачевича и Е. П. Хабло к слову «настроение» приведено 119 эпитетов. [1] И это далеко не полный список реально существующих определений к данному слову. Настроение, конечно же, может быть разным: хорошим, отличным, чудесным, великолепным, плохим, скверным, ужасным, отвратительным… Кроме оценки, определения, сочетающиеся со словом «настроение», передают психические состояния, направление мыслей, настроенность: иждивенческое, эгоистическое, паническое настроение, религиозное, боевое, воинственное, решительное… Настроение может быть чемоданным. Это состояние человека перед отъездом, переездом: сборы, хлопоты, волнения… Иногда данное словосочетание обозначает просто желание переехать на другое место жительства: «На северо-западе России в лидерах чемоданного настроения — Мурманская область, чьё население с советских времен сократилось более чем на треть». [2] В интернете нам встретилось выражение: «Желаю вам шашлычного настроения на все майские дни». Это настроенность человека на отдых, загородную поездку, встречу с друзьями. В «Санкт-Петербургских ведомостях» 12 декабря 2014 года в статье «Год сепаратизма» было словосочетание «отделенческие настроения»: «От выборов к выборам растут «отделенческие настроения» в католическом электорате Северной Ирландии. Опросы общественного мнения показывают стабильную поддержку идеи независимости в Стране басков на севере Испании». Иногда понять, что сказал автор, используя словосочетания со словом настроение, очень трудно, если нет контекста или рисунка. Так, мы можем догадаться, что дождливое, осеннее настроение — это скорее всего грустное настроение, разноцветное, солнечное, весеннее настроение — это радостное, светлое чувство… Мы знаем, что ветреная девушка, ветреный молодой человек — это несерьезные, легкомысленные люди… А вот что означает «ветреное настроение»? Только комментарии авторов и рисунки помогают понять значение словосочетания. Это чувства, вызванные занятиями яхтенным спортом, радость от катания на парусной доске «Виндгляйдер», овладение техникой виндсерфинга, чувства, вызванные сильными порывами ветра. [3] В стихотворении «Ветреное настроение» Лина Лучникова пишет: «Я отдамся воле ветра, пусть листает дни мои, Дни уныния и света, дни прозрений и любви». [4] Настроение — это внутреннее эмоциональное состояние человека. А эмоции человека тесно связаны с цветом, поэтому каждое настроение ассоциируется с определённым цветом… Цвет выражает наши чувства и влияет на наше психическое состояние. И в интернете, и на страницах печати нам встретились сочетания слова «настроение» с различными обозначениями цвета… Так, «чёрное настроение» — грустное, подавленное; «чёрно-белое» — состояние выключения из калейдоскопа событий, это необходимая пауза, которая выключает наши эмоции и ощущения, это временное удаление от повседневных дел. «Красное настроение» — это бодрое, активное, полное энергии и жизнелюбия состояние; «жёлтое настроение» — весеннее, ощущение свежести, ожидание перемен, солнечного света; «голубое настроение» — спокойное, миролюбивое, умиротворённое, нежное, безмолвно-ласковое, его вызывает обилие предметов голубого цвета… Многим цветообозначениям настроения посвящены стихи. Например, Маргарита Володина пишет: «Голубое настроение Ходит-бродит день деньской. Краски смешивал весенние Свежий ветер голубой»… [5] Эве Радзакис принадлежат строки: «Настроение жёлтое-жёлтое Без полосочек в розовый свет. Я с неделю, как выключил сотовый, Пусть поспит, почему бы и нет».[6] В цветовые обозначения настроения современники вкладывают разную семантику. Это не только передача эмоций, которые вызывает тот или иной цвет, но и фон, на котором отпечатываются различные ассоциативные связи, субъективное восприятие окружающей действительности. Например, кто-то, говоря о своём «белом настроении», рассказывает о том, что находится среди врачей в белых халатах, и это вызывает у него грусть и тревогу. Для кого-то «белое настроение» — это нездоровое, болезненное состояние; а для кого-то это светлые чувства, которые вызывает присутствие любимого человека, воспоминания о нём… Или, например, «зелёное настроение» — это не только чувство восхищения, вызванное красотой леса, парка, необычных растений, но и название современных педагогических технологий «Релаксационные паузы», которые можно использовать на любом уроке, так как они снимают напряжение, успокаивают, расслабляют, способствуют отдыху глаз, создают ощущение безопасности, равновесия и способствуют концентрации мыслей [7]. Кроме того, под «зелёным настроением» многие понимают совершенно разные рецепты салатов, в которые входят не только зелёные фрукты и овощи (огурцы, авокадо, киви, капуста, зелень…), но и мясо, бобовые, картофель… Для авторов названий рецептов важен не столько цвет блюда, сколько растительное происхождение основных ингредиентов. Один из самых ярких цветов — оранжевый цвет. Он жизнерадостный, моментально обращает на себя внимание, будит в нас мысли о радости, веселье, ярком солнце, создает чувство благополучия. Это цвет энергии, жизненных сил и оптимизма. Он дарит нам хорошее настроение и держит в тонусе. Наверное, поэтому чаще всего именно он используется в словосочетании со словом «настроение». Российская рок-группа «Чайф» назвала свой альбом, изданный в 1993 году, «Оранжевое настроение». Так же назван развлекательный комплекс и магазин детской одежды в Ижевске, летний детский лагерь и торговый комплекс в Иркутске, салон красоты в Ленинском районе Красноярска, центр творческих технологий и развития в Москве. Одна из компьютерных игровых программ тоже называется «Оранжевое настроение». Даже молодой дуэт ведущих различные праздничные мероприятия в Санкт-Петербурге назван так понравившимся многим словосочетанием — «Оранжевое настроение»… Лидия Салыч Ткаченко написала стихи «Настроение… оранжевое!» : У мечты есть оранжевый цвет, Это солнечных бликов сияние… Апельсиновый яркий привет Добавляет в мир чуда и ласки. [8] Рецепты многих блюд называются «Оранжевое настроение». Причем это совершенно разные блюда. Это и торты, и вегетарианские десерты из абрикосов и апельсинов, и коктейли из грейпфрутов, и пироги с красной рыбой, и салаты из маринованных овощей, моркови и кукурузы, и варенье из облепихи… В «Комсомольской правде» 28.10 — 4.11 2015 года под этим же названием были предложены различные рецепты из обычной тыквы, которые не уступают блюдам, приготовленным из экзотических фруктов и овощей… Ну и совсем непросто понять, что такое «Фиолетовое настроение»… «Не тоска, не печаль, не сомнения. Грани стёрты, и разницы нет. Фиолетовое настроение… Вот такой вот загадочный цвет». [9] А Светлана Столярова-Данилова пишет: «У меня сегодня День Рождения, что бывает только раз в году… Фиолетовое настроение, череда раздумий и сомнений, череда смущенья на виду…» [10] В природе фиолетовый цвет встречается крайне редко. Фиолетового цвета могут быть лепестки некоторых цветов, некоторые сорта слив, винограда, один из цветов радуги… Фиолетовый цвет воспринимается как необычный, странный, содержащий элементы магии. Он является философским цветом. Этот цвет нередко использовали поэты в своём творчестве. Так Валерий Брюсов увидел «фиолетовые руки на эмалевой стене». Игорю Северянину принадлежат строки: «Отныне плащ мой фиолетов, берета бархат в серебре: я избран королём поэтов на зависть нудной мошкаре». Белла Ахмадулина писала о себе: «Это я, мой наряд фиолетов, я надменна, юна и толста, но к предсмертной улыбке поэтов я уже приучила уста». Фиолетовый цвет хорошо рифмуется с поэтической смелостью, с эстетическим радикализмом. [11] Но почему безразличие обозначается в русском языке именно фиолетовым цветом? Фиолетовый цвет в психологии указывает на содержательность внутреннего мира человека, его самодостаточность, отстранённость от окружения. Человек сосредоточен на том, что происходит внутри него, и все остальное ему безразлично. Возможно, поэтому «фиолетовое настроение» обозначает полное безразличие ко всему окружающему. Некоторые лингвисты считают, что слово «фиолетовый» красивое, длинное, поэтому и понравилось молодежи, и она нередко использует его в речи. В последнее время стали активно использовать образованный от данного цветообозначения необычный жаргонизм «фиолетово»: «Ему это фиолетово!», то есть «абсолютно безразлично, неинтересно, все равно». Такое определение дает «Большой словарь русского жаргона» В. М. Мокиенко и Т. Г. Никитиной. [12] Сразу вспоминается цитата из мультфильма «Тайна третьей планеты»: «А хотите, я его стукну? Он станет фиолетовый… в крапинку!». Неизвестно, имела ли в виду хозяйка космического монстра то, что он станет ко всему безразличен, но цитата вошла в обиход именно в этом значении. «Фиолетово в крапинку» — это то же, что «глубоко фиолетово». Многим жаргонизм «фиолетово» нравится своей экзотичностью, протяжной вальяжностью. [13] Н. В. Потапова написала стихотворение «Фиолетовое настроение»: Сегодня мне все — фиолетово: Звонки телефона, морока… Устала я нынче от этого, Устала я быть одинока. [14] Расширение значения и употребления слова фиолетовый и образованного от него наречия обусловлены в основном экстралингвистическими факторами. Настроение — это некий эмоциональный фон, который рождается инстинктивно. Настроение бывает разным, и от него зависит наше поведение. Каждый видит мир по-своему, и по-своему стремится передать свои чувства с помощью языковых средств. Язык — живой организм, и порой он непредсказуем.

Источник: publikacia.net

Пункты плана

Примерные речевые конструкции

  1. Автор и название стихотворения

  1. Тема стихотворения (О чем стихотворение?)

  • Стихотворение посвящено…

  • Тема стихотворения — …

  • В стихотворении …описывается…

  • … поэт изображает…

  • …перед читателем возникает образ…

  • …переданы размышления (чувства, переживания и т.п.)

  1. Настроение стихотворения

  • В стихотворении… царит … настроение…

  • …пронизано настроением…

  • Настроение этого стихотворения…

  • Настроение меняется на протяжении стихотворения…

  1. Как выражается настроение?

А) композиция (как построено стихотворение? На какие части можно его разделить? О чем каждая часть?

Б) Какие картины вам представляются?

В) Какие приемы использует автор? (Метафора, эпитет, олицетворение, сравнение и др.

Г) Как звучит стихотворение?

(Ритм, длина строк, наличие или отсутствие рифмы, звукопись)

  • Стихотворение можно разделить на …части…

  • Композиционно стихотворение делится на …части, потому что…

  • Строки рисуют…

  • Мне видится…

  • Для создания настроения автор использует…

  • С помощью… поэт дает нам возможность увидеть…

  • …создают образ…

  • …помогают представить…

  • Звучание стихотворения создает …ритм…

  • Короткие (длинные) строки подчеркивают…

  • В стихотворении мы словно слышим звуки…

  • Постоянно повторяющиеся звуки… позволяют услышать…

  1. Какие мысли и чувства автор хотел донести до читателя? (Идея стихотворения)

  • В стихотворении автор выражает мысль о …

  • Основная мысль стихотворения …

  • Идея произведения …

  1. Личные впечатления от стихотворения.

  • Читая стихотворение, я восхищался…

  • … я откликался…

  • Меня взволновало…

  • …красота строк…

  • … остаются в памяти…

Урок литературы в 5 классе

«В поэтической мастерской

Ф.И. Тютчева»

(обучение анализу стихотворения «Есть в осени первоначальной…»).

Учитель Савинова С.М.,

учитель II кв. кат.

Тема урока: «В поэтической мастерской Ф.И. Тютчева». (Обучение анализу стихотворения «Есть в осени первоначальной…»)

Цель урока:

познакомить учащихся с историей создания стихотворения «Есть в осени первоначальной», дать представление об анализе стихотворения как виде устного и письменного высказывания;

— развивать память, речь, эмоции, воображение учащихся;

-воспитывать интерес к предмету в ходе освоения темы; личность учащегося, развивающего разные виды своей компетентности (языковой и лингвистической).

Оборудование: интерактивная доска, проектор, портрет писателя Ф.И. Тютчева и его дочери, опорные слова (речевые клише), раздаточный материал (таблица и схема)

План урока

  1. Вводно-мотивационный этап (цели, задачи, план урока)

  2. Поэтическая разминка

  3. Объяснение новой темы

а) чтение стихотворения;

б) работа по плану над анализом стихотворения;

4. Сам. Работа (создание устного высказывания)

5. Дом. задание

6. Подведение итогов урока.

  1. Орг. момент.

Мы продолжаем знакомство с поэтом Ф.И. Тютчевым и его творчеством. На прошлых уроках мы познакомились с биографией поэта, работали над выразительным чтением и ИВС, читали его стихи о природе, слушали романсы.

  1. Цели и задачи урока.

Сегодня заглянем в поэтическую мастерскую Тютчева. Здесь мы найдем прямое выражение чувств и переживаний автора, увидим многозначный поэтический образ осени в стихотворении «Есть в осени первоначальной…».

Вы попробуете себя в словесном рисовании, умении выделять в тексте стихотворения изобразительно-выразительные средства и определять их роль в художественной структуре стихотворения.

Познакомитесь с приемами целостного анализа текста лирического произведения, продолжите развивать свой эстетический вкус.

А итогом работы на уроке станет создание устного текста для письменного анализа стихотворения «Есть в осени первоначальной».

3. Ход урока.

1) Но сначала поэтическая разминка: Работаем в парах. Задание: составьте синквейн к слову ОСЕНЬ

Пример Осень

Золотая, поздняя

Очаровывает, дышит, исчезает

Прекрасная, но грустная пора

Увядание.

Проверим (дети читают свои работы)

Вы знаете, что Фёдор Иванович Тютчев почти двадцать лет провёл за границей, работая в русской дипломатической миссии. Когда он вернулся в Россию, то поселился в Петербурге, изредка приезжая в своё родное село Овстуг. Такие поездки помогали Тютчеву по-новому ощутить радость и красоту русской природы. Предлагаю окунуться в одну из таких поездок. (Презентация)

2) История создания стихотворения «Есть в осени первоначальной…» (Сценка)

22 августа 1857 года… Лето уходило…

Коляска мягко, неспешно катилась уж третий день. Лето. Дышится легко, думается, и думы тихие, светлые, как эти предосенние солнечные дни… Милый, родной Овстуг, с его четырьмя липами и жиденькой рощицей, остался позади. Скоро и Москва. А вокруг поля, поля, золотые и коричневые. А над ними – огромное, неоглядно бездонное голубое небо. И всюду тишина, тоже широкая, как поля и небо. Поэт, откинувшись на кожаную подушку, держал в руках маленькую записную книжку и время от времени что-то вписывал туда. Его спутница — дочь Мария – чуть улыбается, она ни о чем не спрашивала: она догадывалась, что отец сочиняет стихи. Не следовало ему мешать.

— Да, получилось, — наконец, довольный, сказал отец. – Хочешь послушать?

Он, по обыкновению закрыв глаза и сдерживая волнение, тихо прочитал:

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора —

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера…

Где бодрый серп гулял и падал колос,

Теперь уж пусто всё — простор везде, —

Лишь паутины тонкий волос

Блестит на праздной борозде.

Отец передал Марии листок бумаги и сказал:

— Вот ещё запиши, сейчас пришло в голову:

Пустеет воздух, птиц не слышно боле.

Но далеко еще до первых зимних бурь –

И льется чистая и теплая лазурь

На отдыхающее поле…

Было удивительно: казалось, стихи сотканы из этого легкого, пропитанного неярким солнцем, воздуха! Мария была счастлива. Этот день, это поэтическое путешествие она запомнила надолго.

Теперь мы знаем историю создания стихотворения «Есть в осени первоначальной…».

Давайте прочитаем стихотворение.

3) Анализ стихотворения

Впечатление

Попробуйте выразить настроение этого стихотворения с помощью красок-цветов.

? — Какими красками вы передали настроение стихотворения?

(Настроение стихотворения можно передать светлыми, яркими красками: оттенками синего, желтого. Только настроение второй и начало третьей строфы – более темными цветами. )

? – Каким настроением пронизано стихотворение? Какие слова помогают понять настроение?

(Настроение стих. грустное, немного печальное — короткая, ; пусто все; пустеет воздух, птиц не слышно боле; спокойное и торжественное – день стоит как бы хрустальный, лучезарны вечера, бодрый серп гулял, чистая и теплая лазурь.)

? Как вы думаете, какие чувства владели поэтом, когда он писал это стихотворение?

Восхищение красотой природы — одно из отличающих черт поэзии Тютчева. Поэт изображает природу как живое существо, которое постоянно изменяется. Тютчев показывает, насколько тесно связана природа с жизнью человека.

Осень всегда вызывала у Тютчева обостренное чувство торопящегося бега времени, увядания собственной жизни. Тютчев пишет стихотворение, когда ему 54 года, большая часть жизни уже позади.)

В лирическом произведении и композиция, и ритмика, и изобразительно-выразительные средства – все способствует выражению настроения.

Рассмотрим, как выражается настроение в этом стихотворении.

Образное рисование.

Читая стихотворение, мы рисуем в своем воображении ряд картин. Попробуйте представить себе эти картины. Ответим на вопросы:

? – О чем стихотворение?

В данном стихотворении поэт говорит о начале осени.

На сколько строф делится стихотворение, о чем они?

Читаем первую строфу

Есть в осени первоначальной 
Короткая, но дивная пора
 — 
Весь день стоит как бы хрустальный,
 
И лучезарны вечера… 

(Комментарий учеников с помощью речевых конструкций: — читая строки, я представляю…; — строки рисуют…; — мне видится…)
Это удивительно красивая пора. Природа словно дарит на прощание все свои яркие краски. Природа готовится ко сну и напоследок радует человеческий взор волшебной красотой. Особую радость доставляет погода — мягкая, поражающая своим волшебным спокойствием: 
В первом четверостишии поэт описывает картину природы, которую он видит.

Рассмотрим второе четверостишие

Где бодрый серп гулял и падал колос, 
Теперь уж пусто все — простор везде,
 — 
Лишь паутины тонкий волос
 
Блестит на праздной борозде

Чувствуем не только радость; человеческую душу тревожат тягостные мысли. Осень всегда напоминает о скором наступлении холодов. Поэтому в окружающем мире появляются некие изменения, заставляющие особенно остро переживать последние дни тепла. 
Во второй строфе он вспоминает о времени жатвы, а потом внимательно всматривается в паутину на стерне (на сжатом поле) (“на праздной борозде”).

Третья строфа.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле, 
Но далеко еще до первых зимних бурь —
 
И льется чистая и теплая лазурь
 
На отдыхающее поле…
 

В третьей строфе Тютчев говорит о том, что впереди ждут зимние бури, но сейчас поэт не хочет думать о них и наслаждается теплом. наступлением зимних вьюг, порадоваться красоте окружающего мира. Тем более что привычные работы закончены, и можно погрузиться в созерцание красот природы. 

Красота природы не существует сама по себе. Она заставляет человека особенно остро ощутить свою принадлежность к этому миру.

? Как же, с помощью каких средств переданы в стихотворении чувства автора?

? Сегодня наше внимание будет сосредоточено на ИВС. Проведем наблюдения над текстом и оформим их в схеме. (раздаточный материал)

ИВС

Эпитеты

«Какое бывает настроение стихотворенияпервоначальная» (осень) «дивная» (пора) «праздная» (борозда)

«Какое бывает настроение стихотворениялучезарны» (вечера) «чистая и теплая» (лазурь)

«Какое бывает настроение стихотворенияхрустальный» (день)

(Какое бывает настроение стихотворенияКакое бывает настроение стихотворенияКакое бывает настроение стихотворенияассоциации)

хрупкий прозрачный

красивый

метафоры

«Какое бывает настроение стихотворенияпаутины тонкий волос»

«Какое бывает настроение стихотворенияльется чистая и теплая лазурь»

— ?Какие ИВС вам известны? (Играем в снежный ком: Эпитет, олицетворение, метафора, сравнение, антитеза, гипербола, оксюморон, аллегория.)

— ?О каком ИВС скажем в первую очередь? (Об эпитете)

Смена динамических поз. Дадим определение

(Эпитет – образное худ. определение, помогающее ярче представить особенности изображаемого предмета или явления.)

Физпауза Поиграем: Посмотрим, насколько хорошо вы выучили стихотворение. Произнесем прилагательные в той последовательности, в которой их использовал Тютчев. (первоначальной, короткая, дивная, хрустальный, лучезарны, бодрый, тонкой, праздной, зимних, чистая, теплая)

Все ли прилагательные можно считать эпитетами? Почему?

Эпитеты, в отличие от обычных определений, всегда отражают индивидуальные представления писателей и поэтов о мире. Не спеша, запишем в таблицу эпитеты, другие средства, проведем работу над словом.

Первый эпитет. «Первоначальная» осень

Как вы понимаете?

Это уже не лето. Но в то же время «… далеко ещё до первых зимних бурь». Это своего рода передышка, затишье перед бурей. Прозрачность, пустота и простор.

— ?Как же поэту удаётся передать это?

Есть в стихотворении замечательный эпитет, найдем его — «хрустальный» (день). Как много он может сказать вдумчивому читателю. Обратимся к ассоциациям.

— ?Хрустальный, значит какой? — хрупкий, прозрачный, красивый.

— ?Попробуем пояснить каждое из этих определений.

«Хрупкий»:

— ?Что хрупко, непрочно в стихотворении?

«дивная пора» очень коротка, непрочна: подуют холодные ветры, и хрустальный день разобьётся.

-? Что еще непрочно, отыщите в строках.

Поэт сравнивает и паутину с тонким волосом, который может порваться, исчезнуть так же, как хрустальный день исчез с первыми бурями. Вспомним, как называется худ. средство, когда один предмет сравнивается с другим на основе сходства.

 «Прозрачный»: Попробуем найти слова, передающие простор, прозрачность пейзажа:

«теперь уж пусто всё — простор везде. Пустеет воздух». Поле убрано, отдыхает, и лишь «паутины тонкий волос блестит на праздной борозде». И опять видим эпитет праздная борозда, а над ней паутины тонкий волос.

Проверка дом. задания Дома составляли словарную статью к слову

 ПРАЗДНЫЙ 1. Ничем не занятый, без дела, без полезных занятий.

Праздная жизнь. 2. Перен. Бесцельный, пустой. П. любопытство.

В каком значении прил. праздный определяет сущ. борозда?

Мы еще раз убедились, что эпитет – это слово в перен. значении.

Следующее прилагательное.

«Красивый». Золотая пора — время удивительно красивое. В нём много света, не такого, как летом, иссушающего, ослепительного, а мягкого, спокойного. День как хрусталь светится на солнце. 

— ?Что помогает передать свет?

Эпитет «лучезарны» вечера.

Дома выясняли значение слова. Что оно означает?

Оно означает «сверкающий, пронизанный светом». «Паутины тонкий волос блестит» — тоже свет, блеск.

— ?Мягкость, умиротворение, разлитое в воздухе, подчёркивает и другое слово. Какое?

«Лазурь». Заглянем в свой словарик. Лазурный — нежно- голубой. Летом воздух насыщенно — голубой, горячий. Зимой тоже ярко — голубой, обжигающий. А сейчас, в начале осени, воздух — чистая и тёплая лазурь, именно такой, какой нужен для отдыха. Что видится поэту в слове «лазурь»? (Небо)

Мы посмотрели на картину, нарисованную поэтом.

— ?А что можно услышать в этом стихотворении?

Тишину. Это очень важно — уметь слышать тишину, чтобы противопоставить шумное лето спокойной и тихой осени. Раньше «бодрый серп гулял», а сейчас «паутина висит на праздной борозде». 

Поэт очень тонко подчёркивает, что тишина сейчас, осенью — это тишина после работы. Это сейчас поле отдыхающее, а борозда «праздная». А недавно здесь «серп гулял и падал колос». С помощью каких средств Тютчеву удается передать тишину в осенней природе? (Антитезы и олицетворения)

(Для того чтобы определить неторопливость этих прекрасных дней, поэт использует не только лексические средства, но и фонетические и синтаксические. На следующем уроке мы продолжим работу над словом и закончим заполнение таблицы.

Всё стихотворение состоит из трёх предложений, два из которых заканчиваются многоточием, что говорит о недосказанности, какой-то медлительности. Фразы в строке длинные, это делает чтение стихотворения неспешным, помогает передать спокойствие, несуетливость в природе.

Каждое слово имеет глубокий смысл. Тютчев не изображает каких-то неземных, удивительных красот, он изображает только то, что видел, и не однажды, всякий человек. Но в каждом его слове звучит его нежность, такая любовь к природе, что его стихи понятны любому из нас.)

А сейчас обобщим наблюдения, составим связное высказывание по плану. Речевые опоры помогут оформить ваши размышления. (Сам работа по таблице Проверка)

  1. Итоги

Завершая урок, хочется вам сказать, что такой вид работы, как анализ текста стихотворения, очень сложен и нельзя его подвести под план, те речевые конструкции, с которыми вы начали работу. Дома вспомните о личности поэта Тютчева, о том, что он – восторженный певец природы, человек, чуткий, впечатлительный, любящий Россию и поэзию. Почувствуйте, как билось сердце Тютчева, когда он рождал стихи.

  1. Заполнить правую часть таблицы.

*Создать черновой вариант «Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…».

Дополнительный материал

Фонетический уровень (ритм, рифма, длина строк)

Лексический уровень (изобразительно-выразительные средства)

Ритм – музыкальный, почти песенный.

Рифма

В 1 и 2 строфах – рифма перекр., а в 3 – кольцевая.

первоначальной боле

пора бурь

хрустальный лазурь

вечера поле

Разный способ рифмовки передает состояние задумчивости.

Длина строк

Где бодрый серп гулял и падал колос, — 11сл.

Теперь уж пусто всё — простор везде, — 10 сл.

Лишь паутины тонкий волос — 9сл.

Блестит на праздной борозде. – 8сл.

Длинные строки рифмуются с короткими (10 сл. и 8 сл.; 11 сл. и 9 сл.). Это создает впечатление того, что человек устал и желает отдохнуть.

Для создания настроения нежной грусти и торжественности Тютчев использует

Эпитеты:

«в осени первоначальной»,

«дивная пора»,

«бодрый серп»,

«на праздной борозде»,

«чистая и тёплая лазурь»,

«отдыхающее поле»

— Э. рисуют образ осенней природы.

Метафоры

Поэт сравнивает паутину с волосом:

лишь паутины тонкий волос”;

голубое небо он называет “лазурью” и говорит, что небо льётся «льётся чистая и тёплая лазурь»

— М. усиливают красоту родной природы. Мы вслед за поэтом представляем поле как большого и сильного отдыхающего человека.

Олицетворение «серп гулял» напоминает нам, что природа у поэта живое, одухотворенное существо.

Источник: gigabaza.ru


Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.