Каким образом современное общество на социализацию индивида


С точки зрения макросоциологии личность, для которой важнее целое, а не части, и интереснее групповое взаимодействие, а не межчеловеческое, личность является продуктом общества (культуры, истории, космоса и т.п.). Эти взглядов придерживались Э.Дюркгейм, М.Вебер, Т.Парсонс и другие, но в таком случае встает вопрос, каким образом общество формирует личность. Влияние общества на индивида, делающее его личностью, в социологии получило название процесса социализации. Это одна из центральных проблем социологии личности.

Процесс включения индивида в общество, его структурные подразделения (социальные группы и общности, социальные институты и организации), овладения им накопленным опытом и установками, социальными ценностями и нормами, процесс формирования социально-значимых черт личности называется социализацией. Более кратко данное определение можно представить в следующем виде:

социализация – это освоение культуры (норм, ценностей, идей, правил поведения и стереотипов понимания) сообщества.


Большинство современных социологов рассматривают социализацию как процесс взаимодействия между индивидами, развивающими в обществе современные стратегии, и принятыми обществом системами норм и ценностей. Социализация позволяет индивиду приобрести то, что необходимо для эффективного функционирования в воспитавшем его обществе. С этой целью индивид должен научиться определенным правилам поведения, принятым в его социальной группе, усвоить принятые в ней бытовые навыки, пищевые пристрастия, адаптироваться к жизни в определенном климатическом поясе. Индивид должен органически усвоить совокупность присущих этой группе норм, ценностей, символов, моделей поведения, традиций и идеологий.

Кроме того, в процессе социализации индивид обретает социальное самоотождествление, т.е. возможность показать членам своей и чужих групп, что он разделяет ценности, традиции и поведенческие модели своей группы и не разделяет чужих.

Как именно происходит процесс социализации? Социологи Р.Клутье и А.Рено выделяют четыре осуществляющие социализацию структуры, воздействие которых наслаивается друг на друга:

· микросистема, в функционировании которой индивид принимает непосредственное участие: семья, детский сад, школа, друзья;

· мезосистема – отношения между элементами микросистемы, например, между семьей и школой;

· экосистема, состоящая из институтов, которые не касаются данного индивида непосредственно, но участвуют в его социализации. Это, например, деловое окружение родителей, их начальники и подчиненные, взаимоотношения которых с самими родителями часто играют важную роль в формировании у детей представления о мире взрослых;


· макросистема – культурное окружение, т.е. социальные ценности и идеологии. Это идеологические установки общества в целом, детские и юношеские организации идеологического характера и т.д.

Социализация практически не знает завершения, продолжаясь в течение всей жизни индивида. Периодом наиболее интенсивной социализации является детство, но и будучи взрослым, индивид вынужден адаптироваться к меняющимся социальным ценностям – при переходе из одной социальной среды в другую (смена статуса, места жительства, вынужденная смена работы и т.д.), к новым ролям – при вступлении в брак, рождении детей, занятии новых должностей. Поэтому П.Бергер и Т.Лукман различают два типа социализации: первичную, происходящую в детском возрасте, когда индивид становится членом общества, и вторичную, означающую любой последующий процесс, с помощью которого уже социализованный индивид интегрируется в новые секторы общества.

В свою очередь видный отечественный психолог Я.Гилинский отмечает, что индивид проходит три основные стадии социализации: дотрудовую, трудовую и послетрудовую. Первая стадия охватывает весь период социализации до начала трудовой деятельности и сама подразделяется на раннюю социализацию и стадию обучения. Вторая стадия охватывает весь процесс трудовой деятельности человека до ухода на пенсию. На третью стадию (послетрудовую) существуют различные точки зрения.


Сторонники первой точки зрения рассматривают пенсионный статус как завершающий процесс социализации, в результате которого человек осваивает новые для себя социальные роли, связанные со статусом пенсионера, новыми функциями в семье и в социальном окружении. При этом возрастает роль процесса передачи социального опыта, накопленного человеком за свою жизнь, а, следовательно, социализация выступает в новых для субъекта формах деятельности и социальной активности. Противники первой точки зрения считают, что после трудовой деятельности идет лишь процесс свертывания социальных функций, а поэтому применение к нему термина социализации бессмысленно. Третья точка зрения — самая крайняя — представляет пенсионный статус человека как этап де социализации, которая наступает вслед за завершением процесса социализации.

Можно утверждать несостоятельность двух последних позиций, так как пенсионный статус человека определяется часто не возрастными рамками (в нашем государстве у мужчин — 60 лет, у женщин — 55 лет), а социально-экономическими факторами, способностью и возможностью человека продолжать профессиональную деятельность. Эта позиция подтверждается и тем фактом, что в обществах протекают постоянные процессы социальных изменений, к которым любой взрослый человек должен приспосабливаться, а значит, осваивать новый опыт и новые функции. Наглядным примером являются процессы, идущие в российском обществе, где более 80% населения оказались перед проблемами изменения социально-профессиональных функций и ролей, часто — изменения социального статуса, вызванного потребностью вновь вернуться к трудовой деятельности по экономическим соображениям.


Вполне понятно, что кризисные периоды, связанные с социализацией детей и взрослых, будут различными, в том числе по характеру их детерминации, однако их наличие и у тех, и у других трудно оспаривать. Кризисные периоды социализации взрослых могут иметь более многообразный и распространенный характер и быть обусловлены не столько личностными факторами, сколько социальными, т.е. проблемными ситуациями, сложившимися в обществе и в ближайшем социальном окружении человека.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Специфика социологического анализа личности | Социальные статусы и роли

Источник: helpiks.org




Вопрос 1. Как соотносятся понятия «человек» и «общество»?

Современный человек живет в обществе, так или иначе он вынужден участвовать в какой-либо коллективной деятельности. Цивилизованный человек физически не в состоянии быть из нее исключен. Он зависим от нее. Не смотря ни на что, он вынужден тратить часть своей энергии на обслуживание связей с обществом и с его институтами.

В условиях что коммунизма, что капитализма, человек подчиняется законам, принципам и морали общества. Или законам большинства.

Человек становится личностью, вступая в общественные отношения, в связь с другими людьми. В этих связях и отношениях индивид приобретает разнообразные общественные свойства и таким образом сочетает в себе индивидуальные и общественные качества. Человек становится персонифицированным носителем социальных качеств, личностью. Личность занимает определенное положение в системе общественных отношений, принадлежит к определенному классу, социальному слою, группе. В соответствии со своим социальным статусом личность играет определенные социальные роли.

Вопрос 2. Кого называют личностью?

Личность — понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контексте социальных отношений, общения и предметной деятельности. Под «личностью» могут понимать или человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности («лицо» — в широком смысле слова), или устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности.


Вопрос 3. Каким образом современное общество влияет на социализацию индивида?

Общество влияет на индивида через социализацию личности, активное усвоение им социального опыта, социальных ролей, норм, ценностей, необходимых для успешной жизнедеятельности в данном обществе.

В процессе социализации у человека формируются социальные качества, знания, умения, соответствующие навыки, что дает ему возможность стать дееспособным участником социальных отношений. Социализация происходит как в условиях стихийного воздействия на личность разных обстоятельств жизни, так и при условии целенаправленного формирования личности.

Вопрос 4. Почему учёные характеризуют общество как форму совместной жизнедеятельности людей?

Общественные отношения (социальные отношения) — это различные социальные взаимосвязи, возникающие в социальном взаимодействии, связанные с положением людей и функциями, выполняемыми ими в обществе.

Общественные отношения представляют собой совокупность социально значимых связей между членами общества.

Общественные отношения (социальные отношения) — отношения людей друг к другу, состоят в исторически определенных общественных формах, в конкретных условиях места и времени.
щественные отношения (социальные отношения) — отношения между социальными субъектами по поводу их равенства и социальной справедливости в распределении жизненных благ, условий становления и развития личности, удовлетворения материальных, социальных и духовных потребностей. Общественные отношения — это те отношения, которые устанавливаются между большими группами людей. За сферой проявления общественные отношения можно разделить на: экономические, политические, духовные, социальные.

Вопрос 5. В чём заключаются взаимосвязи основных сфер общественной жизни?

Сферы общественной жизни тесно взаимосвязаны. В истории наук об обществе были попытки выделить какую-либо сферу жизни как определяющую по отношению к другим. Так, в Средние века господствовало представление об особой значимости религиозности как части духовной сферы жизни общества. В Новое время и эпоху Просвещения акцентировалась роль нравственности и научного знания. Ряд концепций ведущую роль отводят государству и праву. Марксизм утверждает определяющую роль экономических отношений.

В рамках реальных общественных явлений сочетаются элементы всех сфер. Например, характер экономических отношений может влиять на строение социальной структуры. Место в социальной иерархии формирует определенные политические взгляды, открывает соответствующий доступ к образованию и другим духовным ценностям. Сами экономические отношения определяются правовой системой страны, которая очень часто формируется на основе духовной культуры народа, его традиций в области религии и морали. Таким образом, на различных этапах исторического развития влияние какой-либо сферы может усиливаться.


Сложный характер социальных систем сочетается с их динамичностью, т. е. подвижным, изменчивым характером.

Вопрос 6. Какие изменения происходят в современном обществе?

Глобализация — процесс всемирной экономической, политической, культурной и религиозной интеграции и унификации.

Глобализация представляет собой процесс изменения структуры мирового хозяйства, совсем недавно понимаемого как совокупность национальных хозяйств, связанных друг с другом системой международного разделения труда, экономических и политических отношений, включения в мировой рынок и тесное переплетение экономик на основе транснационализации и регионализации. На этой базе происходит формирование единой мировой сетевой рыночной экономики — геоэкономики и её инфраструктуры, разрушение национального суверенитета государств, являвшихся главными действующими лицами международных отношений на протяжении многих веков. Процесс глобализации есть следствие эволюции государственно оформленных рыночных систем.

Научно-техническая революция — коренной качественный переворот в производительных силах человечества, основанный на превращении науки в непосредственную производительную силу общества.

Социаль6ная активность – главное качество социализации. Содержанием социализации является выработка соответствующих социальных позиций личности. Социологи, психологи и педагоги выделяют следующие факторы, влияющие на социализацию человека:


  1. Семья. В любом типе культуры семья выступает основной ячейкой, в которой происходит социализация личности. В современном обществе социализация идет главным образом в малых по размеру семьях. Как правило, ребенок выбирает стиль жизни или образ поведения, которые присущи его родителям, семье.

  2. «Отношение» равенства. Включение в «группы равных», т.е. друзей одного возраста, также влияет на социализацию личности. Каждое поколение имеет свои права и обязанности. В разных культурах часто существуют особые церемонии при переходе человека из одной возрастной группы в другую.

Отношения между сверстниками более демократичны, чем отношения между детьми и родителями. Однако дружеские отношения между сверстниками могут быть и эгалитарными: «физически сильный ребенок может оказаться лидером и подавлять других. В «группе равных» дети вступают в широкую сеть контактов между собой, которые могут сохраниться на протяжении всей жизни индивида, создавая неформальные группы людей одного и того же возраста.

  1. Обучение в школе.Это формальный процесс – определенный круг учебных предметов. Кроме формального учебного плана в школе существует то, что социологи называют «скрытым» учебным планом для детей: правила школьной жизни, авторитет учителя, реакция учителей на поступки детей. Все это потом сохраняется и применяется в дальнейшей жизни индивида. Отношения равенства тоже часто формируются в школе, и система школьной жизни усиливает их влияние.


  2. Средства массовой информации.Это очень сильный фактор воздействия на поведения и взгляды людей. Газеты, журналы, телевидение, радиовещание и т. д. Влияют на социализацию индивида.

  3. Труд.Во всех типах культуры труд является важным фактором социализации.

  4. Организации.Молодежные объединения, церковь, свободные ассоциации, спортивные клубы и т. д. Тоже играют свою роль в социализации.

С момента рождения и до смерти человек включается в различные виды деятельности и всесторонне контактирует с окружающими его людьми и условиями. Он принимает определенные нормы поведения и согласно им действует сам. Социализация является и источником процесса индивидуализации и свободы. В ходе социализации каждый человек развивает свою индивидуальность, способность независимо мыслить и действовать.9

Это особенно важно учитывать сейчас, когда изменения в экономической, социально-политической и культурной сферах происходят очень быстро, ломая привычные жизненные стереотипы, порождая психологическое состояние беспокойства и неуверенности в будущем.

§3. Классификация форм социализации

Классификацию форм социализации ныне уже можно проводить многим основаниями, охватить все заведомо не удается.

П. Бергер и Т. Лукман, главные представители этого направления, выделяют две основные формы социализации – первичнуюивторичную.Решающую значение для судьбы и общества имеет первичная социализация, происходящая в семье и ближайшем кругу родственников. «При первичной социализации нет никаких проблем с идентификации, поскольку нет выбора значимых других. Родителей не выбирают. Так как у ребенка выбирает выбора значимых других, его идентификация, поскольку нет выбора других, его идентификация с ним оказывается квазиавтоматической. Ребенок интернализирует мир своих значимых других не как один из многих возможных миров, а как единство существующий и единственно мыслимый. Именно по этому мир, итрернализируемый в процессе первичной социализации, гораздо прочнее укоренен в сознании, чем миры, интернализируемые в процессе вторичной социализации».10

Другой вид социализации обеспечивают многочисленные социальные институты, в том числе школа и образование. «Вторичная социализация» представляет собой интернализацию институциональных, или институционально обоснованных подмиров… Вторичная социализация есть приобретение специфического – ролевого знания, когда роли прямо или косвенно связаны с разделением труда»11.

Иными словами, в процессе первичной социализации человек приобретает «базисный мир», и все последующие шаги образовательной или социализационной деятельности так или иначе должны согласовываться с конструктами этого мира.

Т. Бергер и П. Лукман указывают, что на определенном этапе исторического развития первичная социализация была простым воспроизводством общества (и это можно отождествить с марксовым простым воспроизводством). То есть все воспроизводимое в первом секторе, потреблялось вторым и обеспечивало его функционирование.

Но в процессе общественного воспроизводства развивалась внешняя среда, которая резко изменилась, начиная с индустриальной эпохи. И эта эпоха уже потребовала создания социализированных институтов внесемейной или вторичной, социализации: дошкольного образования, т.е. детских садов, куда можно было отдавать детей, что бы высвободить для производства рабочую силу; профессионального образования, что бы эту рабочую силу обучать и т.п.

Эти институты возникли, во-первых, частью заменяя институты первичной социализации, а, частью восполняя то, что семья уже в принципе дать, не могла. Ведь если у человека родители учителя, а он идет работать токарем, научить его этому родители не в состоянии. Появляется целая сфера деятельности, связанная с разделением труда и необходимостью освоения различных специализированных функции – профессиональное образование, которой стало нужно специально заниматься. И там надо не только обучать, но и социализировать. Поэтому можно сказать, что на этапе перехода к зрелому индустриальному обществу возникает и зрелая форма вторичной социализации.

Однако первичная при этом не исчезает. Более того. Если посмотреть на нее исторически, то роль семьи и ближайшего родственного окружения постоянно меняется – в разных странах, в разных ситуациях этих стран и.т.п. это касается не только первичной социализации, эволюционирует роль и вторичной социализации. Например, главнейший институт вторичной социализации – образование в наше время тоже начинает терять свои позиции и влияние в определенных аспектах. Почему? Это связано с НТР, с возникновением и установлением новых форм обмена информацией и массовой коммуникации – СМИ, телевидение, видео и т.п. их еще по привычке относят к средствам вторичной социализации, но на самом деле это не совсем так. Потому что у них есть то, чем раньше была наделена семья, но обделены формы вторичной социализации, – возможность эмоционального воздействия, а так же сегодня еще и близость, доступность, обыденность. Плюс опора (хотя нередко подтасованная и иллюзорная) на объективные знания специалистов, широта и массовость распространения, которые гарантируют авторитет у социализируемой аудитории.

По прежним теоретическим прогнозам семья, препятствующая слиянию индивидов в большие общности, как того требовала глобализация исторического развития человечества, в эпоху индустриального общества должна была отмереть. Однако еще ничего подобного не произошло, во всяком случае, пока. И даже тенденция такая не замечена, несмотря на растущую статистику разводов, неполных семей и брошенных детей. Сейчас в России (хотя возможно, что это влияние кризисного времени), и в традиционных обществах юго-восточной Азии, Латинской Америки, и даже в развитых странах Запада семья и работа занимают ведущие позиции на шкале одобряемых ценностей и типов жизнедеятельности. В числе прочих объяснений этого феномена можно допустить и предположение, что за этим стоит эмпирическая ненайденность и неапробированность других форм организации жизни. Человечество просто ничего не может предложить иного, нет другого способа организации жизненного пространства индивида, начиная с быта и кончая его человеческим опытом.

Вместе с тем далее можно поставить вопрос, касающийся рассмотренных взаимоотношений первичной и вторичной социализации. Кстати можно одним действием осуществить анализ содержания, так же рассмотрев при этом еще одну классификацию форм социализации – по субъекту социализации, каким является семья, нация человечество. Итак, может ли сейчас выжить общество, выстраивающая лишь первичную, т.е. семейную, социализацию и можно ли это называть социализацией? В ней традиционной нормой социализации является стремление научить жить, подготовиться к самостоятельной жизни. Научили жить продолжать род, отвечать за детей – значит социализировали. Но это относительно такой локальной группы как семья.

Более крупная социальная группа – нация. Там социализировать, учитывая общественное разделение труда, – значит одну часть населения научить хлеб растить, другую – воевать, третью – детей обучать и т.д. В условиях современной НТР, с учетом глобализации человеческой деятельности и мировых коммуникаций, по логике вещей субъектом деятельности становится все человечество, социализовывать должно все человечество и делать это по-новому, сквозь призму общечеловеческих интересов и ценностей. Это даже получило отражение в лозунгах дня. Ведь социализуя отдельного индивида через институты социализации, семью и школу, мы формируем его державную, национально-этническую или другую принадлежность, без этого нет культуры, нет образования, ибо до уровня космополитической социализации современный мир деятельностно не дорос.

Кроме того во многих сообществах, странах и нациях сохраняется традиционно – корневая система социализации– религия, отношение к высшим традиционным ценностям, к божественному. При этом там не отказываются ни от национальной, ни от религиозной (более того, конкретно-конфессиональной) принадлежности.

Причем нельзя не заметить, что в истории именно частный интерес не редко давал прецеденты наиболее состоятельных способов социализации. Возьмем Древний Египет или Древнюю Грецию12- там сплачивали и воспитывали общество внешнего военного врага. Потом появилось христианство, ему противостоит новый образ врага – иноверец, басурманин. И под эту норму социализируется общество. Потом появляются нации, возникает национализм и патриотизм как норма социализации, и под них выстраивается образование и воспитание.

Тесно связанно с данной классификацией является разделение форм социализации по степени направленности и широте охвата объекта на индивидуальную итоталитарнуюсоциализацию. Первая направлена на индивида и формирует самоидентификацию Я с другими индивидами или с конкретным сообществом. Вторая охватывает все определенное сообщество, формируя самоидентификацию Мы, которая является тотальной. Она особенно важна для гражданской и политической социализации, на этом воспитывается патриотизм, обеспечивается расцвет общества и государства, выигрываются войны и исторические акции. Отметим что, здесь практически исключена борьба поколений. Каждого индивида, личностно самоопределившегося, строит в общий ряд, как в Южной Карее, где в начале года на нацию спускается единый план, исходя из которого каждый гражданин планирует свою жизнедеятельность на этот год. Задана цель, и под нее все выстраивают свои проекты и планы. Это и есть тотальная социализация. Но в Корее это возможно в силу наличия многих специфических предпосылок, что дано далеко не каждому сообществу. Возможно, например, что не маловажную роль в реализации такой тотальной социализации сыграл факт, что там огромное количество университетов и лиц с высшим образованием, способных к абстрактному мышлению.

Тогда в отношении к России мы получим обратную формулу. Чем меньше у нас лиц с высшим образованием и способностью к абстрактному мышлению, тем меньше у нас возможность реализовать такую модель тоталитарной социализации, именно как сознательную модель. В этом случае нам остаются другие модели, например, модель мобилизационной социализации.

Мобилизационная ситуация чаще всего вынуждает к такой социализации, которая направлена на подведение всего населения к «единому знаменателю», к единству действии, мыслей, целей, ценностей и.т.п. Как только уходит мобилизационная ситуация, появляется множество возможностей для построения различных норм социализации. И нередко сказать что, у данного общества, особенно на Востоке, есть какая – то норма социализации, не удается. Нет там одного Я, а есть несколько кругов и множество ролей, а потому социализация получается гибкой. При этом отметим, что так складывается у японцев с их развитым мышлением.

В сфере образования возник и получил развитие свой спектр форм социализационной деятельности. Соответственно, здесь есть свои классификации.13По целям и объектам освоения элементов культуры социальная адаптация- первая историческая форма адаптации – разделяется на три направления, или уровня – обучение, воспитание и собственно образование (или формирование гражданства). Передача трудовых навыков, норм орудийно-предметной деятельности, действия по образцу с материальными предметами (а позднее с символическими объектами- представлениями, знаниями, языками и. т.п.) становится стержнем обучения.

Воспитание появилось, когда у общества появились задачи по воспроизводству и передаче норм коллективной жизнедеятельности, отношения индивида к соратникам по совместному труду и совместному проживанию, к быту и окружению. Трансляция в новые поколения социально-групповой ценностной ориентации, норм группового общежития и стало задачей воспитания.

А с переходом к межродовой и межплеменным отношениям появляется новый уровень социализации. Это – в современных терминах, уровень формирования гражданственности. Здесь ценностью и целью социализации становятся социально-этническое самоопределение, культурно-историческая принадлежность и патриотизм, т.е. факторы будущей ответственности индивида за выживанием конкретного социального общества и конкурентоспособность его взаимодействий с другими сообществами.

Далее, приведем классификацию форм социализации, связанных с образованием. По этому основанию, в тот или иной исторический момент в обществе будет доминировать либо формальное образование (наряду с другими формами институциональной социализации), либо неформальная социализация. Последняя формируется структурами повседневности, бытовым взаимодействием людей в простых и неспециализированных акциях совместного проживания. Возникла она в раннем обществе, для которого характерны естественное разделение труда, синтетичных социальных процессов, отсутствие четкого деления на социальные группы.

Внутри образования еще существует разделение на общее и специальное. И хотя здесь классификация другого уровня, но здесь важно указать то, что функционально эти два уровня и вида образования разнонаправлены и реализуют разные цели социализации. Среднее общее или основное, образование призвано обеспечить социальную адаптацию нового поколения, т.е. сформировать индивида и поколение как часть данного социума. Это, значит, развить у его представителей индивидуальное и групповое мышление, природные творческие задатки, наделить их элементарными представлениями и навыками жизнедеятельности в данном обществе, знанием основных институтов, норм и правил поведения, сформировать основные ценностные установки (трудолюбие, любознательность, лояльность, толерантность, законопослушность и др.).

А высшее, профессиональное, образование реализует совершенно другую форму и цель социализации, не сводимому к конкретно-социональной адаптации. Его цель и форма – профессиолизация, т.е. адаптация на более высоком уровне. Эта форма социализации допускает моменты конкретно-социальной дезадаптации, поскольку допускает и даже предполагает расширение культурного горизонта за пределы наличного бытия конкретного социума.

Еще одна классификация форм социализации – по видам будущего, простому и сложному, о которых мы прежде упоминали. По этому основанию, соответственно, происходит деление на адаптационную и инновационную социализацию. Традиционно социализация выстраивается в рамках простого будущего, т.е. эволюционирующего общества, не меняющего своего качественного состояния.

Далее, общеизвестна зависимость между социализационной деятельностью и обществом, которое ее осуществляет. От признаков общества зависят многие характеристики и формы социализации.14Так с точки зрения разнообразия культурно-исторической определенности целостных общественных формирований (сообществ), пропорционально возрастает и многовариантность культурно-исторических моделей и проектов социализации. С учетом характера исторического момента, присущих ему скорости и интенсивности социальных изменений, а так же социальной роли традиций, социализацию делят на традиционную и модернизационную. При этом выделяют две полярные группы стран, между которыми остальные занимают переходные позиции. На одном полюсе находятся страны, которым присуща традиционная социализация. Она осуществляется на основе и посредством механизма традиций в странах с традиционным типом развития (Япония, Китай).

На другом полюсе располагаются страны, которым присуща модернизационная социализация. Она характерна для стран, не имевших традиционный уклад (США) или переживших его слом и оставшихся без традиционных механизмов регуляции социальных процессов. Такие потери происходят в результате социальных революций и модернизаций, они свойственны так же для тех стран, которые пребывают ныне в этом состоянии.

Дополним предложенную классификацию еще двумя вполне уместными здесь формами. Сюда же можно отнести переходную социализацию, характерную для обществ переходного периода. Когда старые традиции еще не до конца разрушены, а новые еще не до конца отстроены, общество избирает новые ориентиры (цели и ценности), но с трудом адаптирует к ним существующие социальные факторы. Это усложняет социализационную деятельность, трансформирует или смазывает общую картину социализационных процессов, присущих «чистым» типам.

И четвертой формой в этом наборе является мобилизационная социализация. Мобилизационным типом развития (общества и соответствующей ему социализации) называется «развитие, ориентированное на достижение чрезвычайных целей с использованием чрезвычайных средств и чрезвычайных организационных форм. Отличительной его чертой является то, что оно происходит под влиянием внешних, экстремальных факторов, угрожающих целостности и жизнеспособности системы»15

Понятно, что мобилизационная форма социализации характерна для обществ, переживающих экстремальные периоды развития, требующие концентрации социальных ресурсов на жизнеопределяющих для социума вопросах, для быстрого и эффективного разрешения наиболее важных и злободневных проблем. В ней есть элементы, обезличивающие унификации и манипулятивности, но она активизируется в такое время, когда уже никого не интересует твое Я, твое самоопределение, твои права. Ближайший пример – это война. Там простота проекта – выжить – понятна человеку без всяких рефлексов. И он выстраивает свою деятельность так, что бы выжить вместе со всеми.

Эта классификация необязательно совпадает с формационным делением. Но есть моменты, когда можно указать преимущество присущей тому обществу социализации.

Типология мирового социума с учетом геополитического и государственно-управленческого факторов порождает и типологию качественно различающихся национально – региональных моделей социализации (касается в основном институциональных форм социализации).

Еще одна чрезвычайно важная классификация – по социализирующей среде, т.е. в зависимости от того, в действии с какими объектами, явлениями и процессами развивается и социализируется индивид и поколения. Сейчас следует выделить три поля, три мощных социализирующих фактора – вещественно – предметный(взаимодействие с которым происходит объективно, стихийно и дает, такие непредсказуемые последствия социализации, которые никогда не проектировались),социально-институциональный и информационный (СМИ). Здесь соответственно три формы социализации –вещная, социальная и информационная.

Так же есть еще одна классификация, которую мы уже затронули – это стихийная (так осуществляется традиционная социализация) и специализированная (профессиональная, чем стала современная социализация).

Классификацию форм социализации можно было бы продолжить и дальше. Например, по сферам или формам деятельности – производственная, профессиональная, социально-групповая, политическая, идеологическая и т.п. может даже быть деформированная социализация, девиация группы, причиной в которой могут быть отклонения в здоровье, что потом может переползти в криминал.

К примеру, специалисты считают, что если в свое время первичная социализация не состоялась, то какой бы хорошей не была вторичная, то человек уже не будет полноценно социализирован.

Социализация (от лат. socialis — общественный) — это процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом куль­турных норм и социального опыта, необходимых для успеш­ного функционирования в обществе.

Процесс социализации продолжается всю жизнь, посколь­ку человек за это время осваивает множество социальных ролей.

Этапы социализации

Этап

Его содержание

Начальный

Социализация ребенка, преимущественно в семье

Средний

Обучение в школе

Завершаю­щий

Социализация взрослого человека, осваивающего новые роли: супруга, родителя, дедушки и т. п.

Социализация охватывает все процессы включения инди вида в систему общественных отношений, складывания у него социальных качеств, т.е. формирует способность участвовав в социальной жизни.

Все, что влияет на процесс социализации, обозначается понятием «агенты социализации». К ним относятся: нацио нальные традиции и обычаи; государственная политика, средства массовой информации; социальное окружение; обра зование; самовоспитание.

Расширение и углубление социализации происходит:

– в сфере деятельности — расширение ее видов; ориен тировка в системе каждого вида деятельности, т.е. выделение главного в ней, ее осмысление и т. п.

– в сфере общения — обогащение круга общения, углу^ ление его содержания, развитие навыков общения.

– в сфере самосознания — формирование образа собсъ венного «Я» («Я»-концепция) как активного субъекта де ятельности, осмысление своей социальной принадлежности социальной роли и др.

Источник: xn—-etbhjbchkvbebdbf6aza0c2d6g.xn--p1ai

Каким образом современное общество влияет на социализацию индивида

2. Кого называют личностью?

3. Каким образом современное общество влияет на социализацию индивида?

4. Почему ученые характеризуют общество как форму совместной жизнедеятельности людей?

5. В чем заключаются взаимосвязи основных сфер общественной жизни?

6. Какие изменения происходят в современном обществе?

Каким образом современное общество на социализацию индивида

Каким образом современное общество на социализацию индивида

1.Человек зависит от общества,как и общество от человека.Человек-єто составляющая общества.

2.Личность-это конкретный человек,который имеет свои уникальные,и присущие только ему качества.

3.это процесс вхождения индивида в общество,социализации личности,активного усвоения им общественного опыта-необходимого для успешной жизнедеятельности в данном обществе.Путем усвоения общественных норм,если кратко.

4.Общество-это совокупность людей,объединенных способом производства материальных благ на определенной ступени исторического развития,определенными производственными отношениями.Это же тоже самое,что и жизнедеятельность группы людей

5.Важнейшей задачей обществознания является достижение целостности научного понимания и объяснения закономерностей функционирования и развития общественной системы

Источник:
Каким образом современное общество влияет на социализацию индивида
Школьные знания.com это сервис в котором пользователи бесплатно помогают друг другу с учебой, обмениваются знаниями, опытом и взглядами.
http://znanija.com/task/2960966

Каким образом современное общество влияет на социализацию индивида

Социализация (от лат. socialis — общественный) — это процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом куль­турных норм и социального опыта, необходимых для успеш­ного функционирования в обществе.

Процесс социализации продолжается всю жизнь, посколь­ку человек за это время осваивает множество социальных ролей.

Социализация ребенка, преимущественно в семье

Обучение в школе

Социализация взрослого человека, осваивающего новые роли: супруга, родителя, дедушки и т. п.

Социализация охватывает все процессы включения инди вида в систему общественных отношений, складывания у него социальных качеств, т.е. формирует способность участвовав в социальной жизни.

Все, что влияет на процесс социализации, обозначается понятием «агенты социализации». К ним относятся: нацио нальные традиции и обычаи; государственная политика, средства массовой информации; социальное окружение; обра зование; самовоспитание.

Расширение и углубление социализации происходит:

в сфере деятельности — расширение ее видов; ориен тировка в системе каждого вида деятельности, т.е. выделение главного в ней, ее осмысление и т. п.

в сфере общения — обогащение круга общения, углу^ ление его содержания, развитие навыков общения.

в сфере самосознания — формирование образа собсъ венного «Я» («Я»-концепция) как активного субъекта де ятельности, осмысление своей социальной принадлежности социальной роли и др.

Источник:
Каким образом современное общество влияет на социализацию индивида
Социализация (от лат. socialis — общественный) — это процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом куль­турных норм и социального опыта, необходимых для успеш­ного
http://humanitar.ru/page/ch7_13

Каким образом современное общество влияет на социализацию индивида

Каким образом современное общество на социализацию индивидаКаким образом современное общество на социализацию индивида

Социализация — процесс интеграции индивида в социальную систему, вхождение в социальную среду через овладение её социальными нормами, правилами и ценностями, знаниями, навыками, позволяющими ей успешно функционировать в обществе [1] .

Социализация — это процесс получения человеческим индивидом навыков, необходимых для полноценной жизни в обществе. В отличие от других живых существ, чьё поведение обусловлено биологически [ источник не указан 609 дней ] , человек как существо биосоциальное нуждается в процессе социализации. Первоначально социализация индивида обычно происходит в семье, а уже потом вне её.

Первичная социализация продолжается от рождения ребёнка до формирования зрелой личности [2] . Первичная социализация очень важна для ребёнка, так как она является основой для всего остального процесса социализации. Наибольшее значение в первичной социализации имеет семья, откуда ребёнок и черпает представления об обществе, о его ценностях и нормах. Так, например, если родители выражают мнение, имеющее характер дискриминации относительно какой-либо социальной группы, то ребёнок может воспринять такое отношение как приемлемое, нормальное, устоявшееся в обществе [3] . [ нет в источнике ]

В дальнейшем основой социализации становится школа, где детям приходится действовать в соответствии с новыми правилами и в новой обстановке. На этом этапе индивид приобщается уже не к малой группе, а к большой.

Ресоциализация, или вторичная социализация, — это процесс устранения сложившихся ранее моделей поведения и рефлексов и приобретения новых. В этом процессе человек переживает резкий разрыв со своим прошлым, а также чувствует необходимость изучать и подвергаться воздействию ценностей, радикально отличающихся от сложившихся до этого [4] . При этом изменения, происходящие в процессе вторичной социализации, меньше, чем те, которые происходят в процессе первичной [2] . Ресоциализация происходит в течение всей жизни человека [5] .

Групповая социализация — это социализация внутри конкретной социальной группы. Так, подросток, проводящий больше времени со своими сверстниками, а не с родителями, эффективнее перенимает нормы поведения, присущие для группы его ровесников.

Теория о гендерной социализации утверждает, что важной составной частью социализации является изучение роли мужчины и женщины. Гендерная социализация — это процесс усвоения знаний и навыков, необходимых для конкретного пола. Проще говоря, мальчики учатся быть мальчиками, и девочки учатся быть девочками [6] .

Организационная социализация — это процесс приобретения человеком навыков и знаний, необходимых для выполнения своей организационной роли. Проходя через этот процесс, «новички» узнают об истории организации, в которой работают, о её ценностях, нормах поведения, жаргоне, знакомятся со своими новыми коллегами и узнают об особенностях их работы [7] .

Главными социальными институтами являются:

«…СМИ могут научить нормам и ценностям путём символического вознаграждения и наказания за различные виды поведения, которые представлены в обзорах средств массовой информации. Альтернативной точкой зрения является то, что речь скорее об учебном процессе, как таковом, посредством которого мы все учимся, как вести себя в определенных ситуациях и чего следует ожидать при столкновении с определённой социальной ролью или статусом в обществе.» — McQuail 2005: 494.

Источник:
Каким образом современное общество влияет на социализацию индивида
Социализация — процесс интеграции индивида в социальную систему, вхождение в социальную среду через овладение её социальными нормами, правилами и ценностями, знаниями, навыками, позволяющими
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F

Источник: psiholog4you.ru

Проблема социализации индивида в современном обществе

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА СОЦИАЛИЗАЦИИ. ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДА В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

ВВЕДЕНИЕ

Темой реферата является проблема социализации индивида в современном обществе.

Социализация-это процесс, посредством которого индивидом усваиваются основные элементы культуры. Коротко говоря, это процесс становления социального «Я».

Актуальность данной темы в том, что в связи с быстрой сменой условий жизни усложняется процесс социализации индивидов и отклоняющееся поведение становится нормой.

Теоретические аспекты данной темы хорошо исследованы в работах многих ученых- социологов.

Ч. Кули считал, что социализация индивида во многом зависит от его социального окружения, от его оценок. Это теория получила название зеркального Я.

Дж. Мид предложил концепцию «обобщенного другого», дополняющую теорию зеркального Я. Суть этой концепции заключается в том, что индивид в процессе общения как бы встает на место другого и оценивает себя с точки зрения того человека.

А. Халлер дополнил теорию Дж. Мида концепцией «значимого другого». «Значимыми другие»- это такие личности, одобрения которых стремится заслужить данный индивид и которые оказывают наибольшее влияние на формирование его Я.

З. Фрейд представил социализацию как процесс раскрытия врожденных качеств человека и выделил механизмы социализации: имитацию, идентификацию, чувство стыда и вины.

Т. Парсонс и С. Бейлз определили имитацию как процесс усвоения элементов культуры, знаний, умений, а идентификацию как социальное научение.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ

Известно, что младенец вступает в большой мир как биологический организм и его основной заботой в этот момент является собственный физический комфорт. Через некоторое время ребенок становится человеческим существом с комплексом установок и ценностей, с симпатиями и антипатиями, целями и намерениями, шаблонами поведения и ответственностью, а также с неповторимо индивидуальным видением мира. Человек достигает этого состояния с помощью процесса, который называется социализацией. В ходе этого процесса индивид превращается в человеческую личность. Социализация- процесс, посредством которого индивидом усваиваются (интернализуются) нормы его группы таким образом, что через формирование собственного Я проявляется уникальность данного индивида как личности [5, с. 72].

В самом начале жизненного пути человек не имеет своего собственного Я. Он просто продолжает жизнь эмбриона, как части материнского тела. Даже различение физических границ собственного тела от всего остального мира является результатом довольно длительного, последовательного изучения ребенком окружающей среды и последующего открытия того, что шум и движение вокруг его кроватки принадлежат иному миру, а не являются частью его собственного тела, как, например, пальцы или руки [5, с. 72].

Обособление личности сначала от физического мира, а затем от социального- довольно сложный процесс, который продолжается всю жизнь. Ребенок учится устанавливать различия между другими людьми по именам. Он осознает, что мужчина- это папа, женщина- это мама. Так постепенно его сознание движется от имен, которые характеризуют статусы (например, статус мужчины), к специфическим свойствам, обозначающим отдельных индивидов, включая его самого. В возрасте около полутора лет ребенок начинает использовать понятие Я, осознавая при этом, что он ставится отдельным человеческим существом. Продолжая накапливать социальный опыт, ребенок формирует образы различных личностей и в том числе образ собственного Я. Все дальнейшее формирование человека как личности- это построение собственного Я на основе постоянного сопоставления себя с другими личностями. Таким образом осуществляется постепенное создание личности с уникальными внутренними качествами и одновременно с воспринятыми общими для ее социального окружения качествами, которые постигаются через групповое общение, групповой опыт [5, с. 72-73].

То, что личность развивается не просто путем автоматического развертывания природных задатков, доказывает опыт социальной изоляции человеческого индивида. Известны случаи, когда ребенок в детстве был лишен человеческого окружения и воспитывался в среде животных. Изучение восприятия подобными индивидами себя как отдельного существа в окружающем мире показало, что они не имеют собственного Я, так как у них полностью отсутствует представление о себе как об обособленном, отдельном существе в ряду других подобных им существ. Тем более такие индивиды не могут воспринимать свое различие и сходство с другими индивидами. В данном случае человеческое существо не может считаться личностью [5, с. 73].

Известный американский психолог и социолог Ч. Кули поставил перед собой задачу исследовать процесс постепенного понимания личностью отличия своего Я от других личностей. В результате многочисленных исследований он определил, что развитие концепции собственного Я происходит в ходе длительного, противоречивого и запутанного процесса и не может осуществляться без участия других личностей, т.е. без социального окружения. Каждый человек, по предложению Ч. Кули, строит свое Я, основываясь на воспринятых им реакциях других людей, с которыми он вступает в контакт. Например, девушке ее родители и знакомые говорят, что она хороша собой и прекрасно выглядит. Если эти утверждения повторяются достаточно часто, более или менее постоянно и разными людьми, то девушка, в конечном счете, ощущает себя хорошенькой и действует как красивое создание. Но даже хорошенькая девушка будет чувствовать себя гадким утенком, если с раннего возраста ее родители или знакомые будут разочаровывать ее и относиться как к некрасивой. А. И. Куприн в рассказе «Синяя звезда» прекрасно описал такую ситуацию, когда девушка, считавшаяся самой уродливой в своей стране, стала считаться первой красавицей после переезда в другую страну [5, с. 73-74].

Такие рассуждения привели Ч. Кули к мысли о том, что личностный Я-образ не рождается только в связи с объективными фактами. Самый обычный ребенок, усилия которого оцениваются и вознаграждаются, будет ощущать чувство уверенности в своих силах и собственном таланте, в то время как поистине способный и талантливый ребенок, усилия которого воспринимаются ближайшим окружением как неудачные, ощущает мучительное чувство некомпетентности, и его способности могут быть практически парализованы. Именно через отношения с другими, через их оценки каждый человек устанавливает, умный он или глупый, привлекательный или некрасивый, достойный или никчемный [5, с. 74].

Это человеческое Я, открывающееся через реакции других, получило известность как зеркальное Я Чарльза Кули, впервые проанализировавшего процесс Я- открытия. Наиболее образно понятие зеркального Я можно проиллюстрировать словами У. Теккерея из его произведения «Ярмарка тщеславия. Роман без героя»: «Мир- это зеркало, и оно возвращает обратно каждому человеку отражение его собственного лица. Нахмурьте брови, и оно вернет вам недоброжелательный взгляд, смейтесь вместе с ним, и оно будет вашим радостным и добрым компаньоном» [5, с. 74].

Ч. Кули определил три стадии в построении зеркального Я: 1) наше восприятие того, как мы смотрим на других; 2) наше восприятие их мнения по поводу того, как мы смотрим; 3) наши чувства по поводу этого мнения. Предположим, что всякий раз, когда вы входите в комнату и направляетесь к группе людей, общающихся между собой, они с вежливыми извинениями быстро расходятся. Если такой результат повторяется несколько раз, то очевидно, что у вас возникает чувство, что о вас в группе дурное мнение, с вами не хотят общаться. Или наоборот, постоянно при вашем появлении группа стремится образовать вокруг вас кружок, ее члены активно общаются с вами. В этом случае анализ их действий, безусловно, положительно скажется на вашем самомнении [5, с. 74].

Как отражение в зеркале дает образ физического Я, так восприятие реакции других людей на мое поведение или внешность дает образ социального Я. Например, я знаю, что талантлив в одних отношениях и бесталанен в других. Это знание приходит из анализа реакций окружающих на мои действия. Маленький ребенок, первые артистические усилия которого критикуются, скоро будет думать, что артистический талант у него отсутствует, в то время как ребенок, чей артистический талант постоянно поддерживается родителями, может поверить в свои способности в этой области. Когда ребенок подрастет, уже другие личности начнут высказывать свои мнения, обнаруживать свои реакции, которые будут отличаться от мнения родителей. В результате может измениться восприятие человеком своих способностей [5, с. 74-75].

Таким образом, социальное зеркало постоянно действует, оно постоянно перед нами и также постоянно изменяется. Эти изменения особенно видны, когда в детстве при оценке своих способностей человек ориентирован на мнение тех, с кем постоянно находится в личном контакте, а затем, подрастая, он уже ориентируется на мнение личностей, хорошо разбирающихся в предмете его способностей. Поэтому можно сказать, что при достижении зрелости личность уделяет наибольшее внимание созданию образа социального Я на основании оценок компетентных специалистов [5, с. 75].

Развиваясь, личность становится не только более строгой при выборе группы индивидов, выполняющих роль социального зеркала, но и осуществляет отбор образов, оказывающих на нее влияние. Человек всегда оказывает больше внимания одним мнениям и меньше другим, он может даже вообще игнорировать некоторые мнения и реакции по поводу своего поведения. При этом существует возможность неправильного истолкования мнений, или искаженного зеркала. Мы, например, часто поддерживаем приятные высказывания о себе, которые на поверку оказываются просто лестью, или можем отнести брань начальника к неумению или неспособности, в то время как это просто служит проявлением его плохого настроения [5, с. 75].

Таким образом, зеркальное Я, формирующее личность, вследствие таких искажений никогда полностью не соответствует действительному положению вещей. Американские исследователи Э. Кельвин и В. Хольтсман в 1953 г. опубликовали результаты экспериментов, из которых следует, что существует весьма значительное различие между мнением индивида о своих способностях (исходя из оценок других индивидов) и действительным уровнем этих способностей. Причиной таких различий были, во- первых, отбор личностями выгодных для него мнений окружающих и, во- вторых, отличие между тем, как люди оценивают других публично, и тем, что они действительно о них думают [5, с. 75].

Определяя возможность формирования личности, Я-образа на основании зеркального Я, Ч. Кули тем не менее не учитывал активности личности. В соответствии с его учением личность развивается только благодаря мнениям других, ограничиваясь избирательной ролью. Кроме того, им не установлен механизм восприятия личностью оценок, сделанных другими индивидами, не показано, как осуществляется социализация индивида в группе [5, с. 75-76].

Профессор Чикагского университета, философ, социолог и социальный психолог Дж. Мид разработал теорию, в которой объясняется сущность процесса восприятия индивидом других личностей и развита концепция «обобщенного другого», в известной степени дополняющая и развивающая теорию зеркального Я. В соответствии с концепцией Дж. Мида «обобщенный другой» представляет собой всеобщие ценности и стандарты поведения некоторой группы, которые формируют у членов этой группы индивидуальный Я-образ. Индивид в процессе общения как бы встает на место других индивидов и видит себя другой личностью. Он оценивает свои действия и наружность в соответствии с представляемыми оценками его «обобщенного другого» [5, с. 76].

Каждый из нас знает ощущение, когда после нелепого случая человек со смущением представляет себе, как он выглядел в глазах остальных. Он ставит себя на их место и представляет, что они думают о нем [5, с. 76].

Это осознание «обобщенного другого» развивается через процессы «принятия роли» и «исполнения роли». Принятие роли- это попытка принять на себя поведение личности в другой ситуации или в другой роли. Участники детских игр принимают на себя различные роли, например, при игре в дом (ты будешь мамой, ты- папой, ты- ребенком). Исполнение роли- это действия, связанные с действительным ролевым поведением, в то время как принятие роли только претендует на игру [5, с. 76].

Дж. Мид различал три стадии процесса обучения ребенка исполнению взрослых ролей. Первая- подготовительная стадия (в возрасте от 1 до 3 лет), во время которой ребенок имитирует поведение взрослых без какого- либо понимания (например, девочка наказывает куклу). Вторая стадия, называемая игровой (в 3-4 года), наступает тогда, когда дети начинают понимать поведение тех, кого они изображают, но исполнение роли еще неустойчиво. В какой-то момент мальчик изображает из себя строителя и укладывает игрушечные блоки один на другой, однако минутой позже он начинает бомбардировать свои постройки, затем становится милиционером, после чего космонавтом. Третья- заключительная стадия (в 4-5 лет и более), в которой ролевое поведение становится собранным и целенаправленным и проявляется способность ощущать роли других актеров. Удачным примером или аналогом такого поведения можно считать игру в футбол, когда в ходе перемещения по полю происходит постоянная смена амплуа игроков. Для взаимодействия с партнерами каждому из игроков необходимо ставить себя на место партнера и представлять себе, что он сделал бы в том или ином игровом эпизоде. Команда возникает и действует только тогда, когда каждый усваивает не только собственную роль, но и роли партнеров [5, с. 76-77].

В ходе подобного процесса индивид, проходя последовательно все стадии вхождения в другие роли, развивает способность видеть свое собственное поведение во взаимосвязи с другими индивидами и ощущать на себе их реакции. Через осознание других ролей, а также чувств и ценностей других в сознании личности формируется «обобщенный другой». Он является грубым сравнением со стандартами и ценностями общества. Повторяя принимаемую роль «обобщенного другого», индивид формирует свою концепцию Я. Недостаточная способность адаптироваться к другой точке зрения, принимать на себя роли других индивидов может отрицательно сказываться на развитии личности. Так, у некоторых групп молодежи с заметными признаками отклоняющегося поведения, замкнутых в пределах своей группы, зарегистрировано неумение принимать другие роли, а следовательно, видеть себя в глазах других, что отрицательно сказывается на развитии и умственных способностях личности [5, с. 77].

Американский ученый-социолог А. Халлер в дополнение к теории Дж. Мида разработал концепцию «значимого другого». «Значимый другой»- это та личность, одобрения которой данный индивид добивается и чьи указания он принимает. Такие личности оказывают наибольшее влияние на установки индивидов и формирование их собственного Я. В качестве «значимых других» могут выступать родители, замечательные учителя, наставники, некоторые участники детских игр и, возможно, популярные личности. Индивид стремится принять их роли, подражать им и таким образом осуществлять процесс социализации через «значимого другого» [5, с. 77].

Два наиболее часто применяемых термина, отражающих ощущение человеком своего собственного Я и степень социализации личности,- это идентичность и самоуважение. Под идентичностью понимается ощущение существования уникальной индивидуальности, отделенной, отличной от других индивидов, или ощущение себя как части уникальной группы, отличной от других групп в использовании групповых ценностей. Например, представитель определенной нации стремится к культурным образцам своей нации, сопоставляя их с культурными образцами других наций. Ощущение индивидом идентичности с группой в значительной степени зависит от индивидуальных или групповых потребностей, удовлетворение которых приводит к повышению его престижа в глазах «обобщенного другого». Часто люди определяют идентичность по признаку расы, национальности, религии или роду занятий. Наличие этих признаков у индивида может означать низкий или высокий престиж в глазах тех, кто имеет значение для данной личности, кто оказывает влияние на ее поведение [5, с. 77-78].

В истории наблюдаются такие ситуации, когда индивиды ведут тяжелую и часто бесполезную борьбу на каком-либо поприще только из-за того, что они идентифицируют себя с другими индивидами и своим поведением стремятся заслужить их одобрение и повысить свой престиж. Чувство самоуважения также социально обусловлено. Личность уважает себя в зависимости от восприятия того, как она оценивается другими, особенно теми другими, мнение которых для нее особенно важно. Если это восприятие благоприятно, у человека развивается чувство самоуважения. В противном случае он будет считать себя недостойным и неспособным [5 , с. 78].

В социологии выделяются два уровня социализации: уровень первичной социализации и уровень вторичной социализации. На каждом из этих уровней действуют различные агенты и институты социализации. Агенты социализации- это конкретные люди, ответственные за передачу культурного опыта. Институты социализации- это учреждения, которые влияют на процесс социализации и направляют его. Первичная социализация происходит в сфере межличностных отношений в малых группах. В качестве первичных агентов социализации выступают ближайшее окружение индивида: родители, близкие и дальние родственники, друзья семьи, сверстники, учителя, тренеры, врачи и т.д. Эти агенты называются первичными не только потому, что они наиболее близко общаются с индивидом, но и потому, что их влияние на формирование личности находится на первом месте по степени значимости. Вторичная социализация происходит на уровне больших социальных групп и институтов. Вторичные агенты- это формальные организации, официальные учреждения: представители администрации школы, армии, государства [3, с. 117].

Каждый агент социализации дает для становления личности то, чему может научить и воспитать. Агенты первичной социализации универсальны. Их воздействие охватывает практически все сферы жизнедеятельности индивида, а их функции взаимозаменяемы. Иначе говоря, и родители с родственниками, и друзья, внося свой вклад в процесс становления личности, часто перекрещиваются в своих функциях. Агенты же вторичной социализации действуют узко специализированно. Каждый институт нацелен на решение своих задач в соответствии со своими функциями [3, с. 117].

Социализация проходит этапы, совпадающие с так называемыми жизненными циклами. Жизненные циклы- это важнейшие вехи в биографии человека, которые могут рассматриваться качественными этапами становления социального «Я»- дошкольный период, обучение в школе, студенческая жизнь, женитьба (семейная жизнь), служба в армии, выбор профессии и трудоустройство (трудовой цикл), выход на пенсию (пенсионный цикл). Жизненные циклы связаны со сменой социальных ролей, приобретением нового социального статуса, отказом от прежних привычек, окружения, сменой образа жизни т.д. Каждый этап жизненного цикла сопровождается двумя взаимодополняющими друг друга процессами: десоциализацией и ресоциализацией. Десоциализация- это процесс отучения от старых ценностей, норм, ролей и правил поведения. Ресоциализация- процесс обучения новым ценностям, нормам, ролям и правилам поведения взамен старых [3, с. 117].

Французский психолог Ж. Пиаже, сохраняя идею различных стадий в развитии личности, делает акцент на развитии познавательных структур индивида и их последующей перестройке в зависимости от опыта и социального взаимодействия. Эти стадии сменяют друг друга в определенной последовательности: сенсорно- моторная (от рождения до 2 лет), операциональная (от 2 до 7), стадия конкретных операций (с 7 до 11), стадия формальных операций (с 12 до 15). Многие психологи и социологи подчеркивают, что процесс социализации продолжается в течение всей жизни человека, и утверждают, что социализация взрослых отличается от социализации детей несколькими моментами. Социализация взрослых скорее изменяет внешнее поведение, в то время, как социализация детей формирует ценностные ориентации. Социализация взрослых рассчитана на то, чтобы помочь человеку приобрести определенные навыки, социализация в детстве в большей степени имеет дело с мотивацией поведения. Психолог Р. Гарольд предложил теорию, в которой социализация взрослых рассматривается не как продолжение детской социализации, а как процесс, в котором изживаются психологические приметы детства: отказ от детских мифов [3, с. 118].

Какие же существуют механизмы социализации? Фрейд выделил психологические механизмы социализации: имитацию, идентификацию, чувство стыда и вины. Имитацией называется осознанная попытка ребенка копировать определенную модель поведения. Образцами для подражания могут выступать родители, родственники, друзья и т.д. Идентификация- это способ осознания принадлежности к той или иной общности. Через идентификацию детьми воспринимается поведение родителей, соседей, друзей [3, с. 118].

Имитация и идентификация является позитивными механизмами, поскольку они нацелены на усвоение определенного типа поведения. Стыд и вина представляют собой негативные механизмы, так как они подавляют или запрещают некоторые образцы поведения. З. Фрейд отмечает, что чувства стыда и вина тесно связаны друг с другом и почти неразличимы. Однако между ними имеются определенные различия. Стыд обычно ассоциируется с ощущением, что вас разоблачили и опозорили. Это чувство ориентировано на восприятие поступков индивида другими людьми. Ощущение же вины связано с внутренними переживаниями, с самооценкой человеком своих поступков. Наказание здесь совершается самим собой, контролирующей формой выступает совесть [3, с.118].

Т. Парсонс и С. Бейлз применяли понятия, введенные З. Фрейдом, к теории социального действия и социальных систем. Они определяют имитацию как процесс, с помощью которого усваиваются специфические элементы культуры, особые знания, умения, обряды и т.д. По их мнению, имитация не предполагает никакого длительного отношения с «моделью». Идентификация же для них означает внутреннее освоение ценностей людьми представляет собой процесс социального научения. Степень идентификации определяется характером привязанности к «другому». Поскольку наиболее сильны привязанности в семье, постольку семья считается основной формой социализации. Но помимо семьи в этом процессе принимает активное участие внешнее окружение индивида, в том числе и средства массовой информации коммуникации [3, с. 118-119].

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА СОЦИАЛИЗАЦИИ. ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДА В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

Семья- это основная ячейка, в которой происходит социализация. Поэтому трудно недооценить ее влияние на процесс социализации индивида. Семейную социализацию необходимо относить к стихийной социализации, которая основана как на сознательных действиях членов семьи, так и на бессознательном. Функция бессознательного- противостоять сознанию, а функция сознания по отношению к бессознательному- это контроль. Создаваемые сознанием картины мира всегда частичны, неполны, не завершены и неустойчивы. Рациональные знания, накопленные человеком, проигрывают «знанию», которым обладает Природа [1, с. 128-129].

Детское мировоззрение строится на бессознательном, и оно глухо к рациональным доводам, нечувствительно к противоречиям, способно сочетать несовместимые представления (вкус звука), не различать причин и следствий (ветер дует, потому что качаются деревья). В это время происходит спонтанное вызревание потенциала познания, индивидуальности, творчества, мышления [1, с. 132].

Рациональность становится нужной ребенку в ответ на сложность мира, в котором он живет. Она становится еще одной приспособительной системой существования в проблемных ситуациях. Детское мифотворчество вытесняется в ходе социализации и учебы рациональными средствами познания. В ходе этого процесса начинается процесс структурирования «творческого хаоса» детского поведения, что приводит позднее к самоконтролю и самоуправлению личности. Человек усваивает адаптивный инструментарий социального взаимодействия и интеграции в социальной среде: знания, навыки, мотивы деятельности, роли, ценностные установки, нормы поведения. Этот процесс облегчается с использованием традиций, обычаев, ритуалов, социальных сценариев [1, с. 132-133].

Трудность исследования семейной социализации посредством семейных традиций заключается в том, что традиция воспринимается как рационально обоснованные действия, которые вписываются в ментальность социума. Одновременно исследование семейных традиций несет элемент познания структурирования семейной социализации. Важно то, что семейные традиции- это модели взаимодействия родителей и детей в процессе повседневной жизнедеятельности, которые прошли апробацию в других поколениях, и для настоящего поколения родителей могут быть скрыты истинные рациональные основания этих традиций. Анализ многих семейных традиций приводит к убеждению, что они, несмотря на вышесказанное, учитывают сложность взросления человека, особенно на первом этапе его первичной социализации [1, с. 133].

Стремительное обновление условий жизни значительно усложняет процесс социализации индивида, так как число новых (нестандартных) задач, с которыми ему приходится сталкиваться в своей жизни, превышает количество известных (стандартных) решений. Это затрудняет задачу формирования ценностей, отвечающих требованиям нестандартной ситуации и в то же время преемственных по отношению к ценностям традиционным. Реакция человечества на «заданные обстоятельства» все чаще выражается в форме отказа от устоявшихся норм в угоду новым, зачастую прямо противоположным по своей сущности и далеко не всегда обеспечивающим успешную деятельность в современной ситуации [2, с. 62].

Можно прийти к парадоксальному утверждению: отклоняющееся поведение становится социальной нормой. В этих условиях происходит негативное влияние на социализацию, особенно на социализацию индивидов, находящихся в подростковом возрасте. Стремление к самоутверждению, свойственное этому возрасту, выражается в поиске социально признаваемых и одобряемых действий, а современная информационная среда дает все основания считать отклоняющееся поведение наиболее эффективным методом самопозиционирования. Воспитание в условиях деидеологизации, отсутствия государственной цензуры, широкого распространения антиценностей оказывается затруднительным. В этой связи особый интерес представляет вывод, сделанный авторами практико- ориентированной монографии «Управление качеством образования», выпущенной Российской академией образования в 2000 г., о том, что образовательное учреждение не может нести ответственность за конечный результат воспитания. Ребенок формируется не только школой, но и семьей, социумом, телевидением и другими социальными институтами, а школа, хоть и значима, но не всесильна [2, с. 62-63].

В связи с нестандартной ситуацией воспитательная стратегия семьи как транслятора общественных ценностей сегодня также претерпевает существенные изменения. Борьба за обеспечение материальных потребностей не оставляет времени на воспроизводство традиционных духовных ценностей. По мнению И. Ф. Дементьевой, сегодня наблюдается совершенно нетипичная в многовековой практике взаимоотношений поколений ситуация, при которой родители обращаются к несовершеннолетним детям за консультацией по жизненным вопросам. А. В. Мудрик отмечает отсутствие «социального консенсуса» в рамках семьи и в обществе в целом, что приводит к неопределенности цели воспитания. Родительское поколение не представляется сплоченной социальной группой, способной к активным социальным преобразованиям, а значит- к адекватному современным требованиям воспитанию детей [2, с. 63].

Возрастание отрицательных результатов социализации детей- подростков находится в зависимости от снижения активности в развитии самосознания, самоконтроля, самоуважения. Ценности являются следствием не только влияния среды, но и творчества самого человека. Следовательно, есть, по крайней мере, один способ гарантированного обеспечения устойчивого развития цивилизации- формирование культуры активного, осознанного отношения к постоянному процессу созидания и совершенствования собственной системы ценностей [2, с. 63].

Механизмы социокультурного развития, сложившиеся к началу третьего тысячелетия, создают предпосылки для реализации технологии ценностно- смыслового самоуправления. Она может использоваться как самостоятельно, так и в совокупности с другими инновационными технологиями [2, с. 63].

Центр образования № 1804 «Кожухово» г. Москвы является уникальным примером плодотворного сотрудничества общества и государства за счет эффективной координации усилий различных ведомств в деле образования здорового социума. Деятельность семейного центра системного проектирования, организовавшего изучение особенностей детей микрорайона, проблем школ, возможностей инфраструктуры (систем образования, культуры, здравоохранения), позволила использовать потенциал социума в создании образовательного учреждения, обеспечивающего оздоровление общества [2, с. 63].

Технология проектирования социальных систем, в основу которой положен творческий социальный заказ, обеспечивает условия для построения самоорганизующейся воспитательной системы, способной успешно противостоять разрушительному влиянию массированной пропаганды ложных ценностей. Формирование творческого социального заказа осуществляется посредством изучения общественного мнения о системе образования здорового социума (микрорайона, района, региона) и выявления потенциала, готового к реализации без привлечения дополнительных ресурсов или при минимальном их использовании [2, с. 63-64].

Желание создать систему образования, положительно влияющую на здоровье не только личности, но и социума, становится определяющим при формировании социального заказа, а его реализация собственными силами позволяет сделать здоровье личности и социума приоритетными жизненными ценностями [2, с. 65].

Результаты использования технологии творческого заказа в Кожухово представлены более чем в 100 работах. Все они свидетельствуют об изменении социокультурной сферы микрорайона за счет использования внутренних ресурсов. Так, например, по результатам обследования детей до открытия образовательного учреждения нового типа было установлено, что 80% будущих воспитанников нуждаются в коррекционном обучении. Через два года после начала работы Центра образования «Кожухово» этот показатель снизился до 5%. Объединение в одном юридическом лице детского сада, центра творчества и многопрофильной общеобразовательной школы- требование социального заказа, сформированного родителями,- было успешно реализовано именно потому, что сами заказчики стали и исполнителями, подвижнически переносившими все трудности становления новой системы. Никакими финансовыми стимулами невозможно добиться того качества работы, какое дает заинтересованность родителей в результатах образования собственных детей [2, с. 65].

Отличительной чертой исторического периода, который переживает Россия сегодня, является большое число высококвалифицированных специалистов, таланты которых не востребованы. Творческий социальный заказ обеспечивает их самореализацию в совершенствовании системы образования [2, с. 65].

Воспитание культуры творчества ценностей личности, семьи, группы и т.д. гарантирует позитивную социализацию. Предпочтительной представляется правительственная инициатива, направленная на организацию процесса формирования общих ценностей как средства стабилизации общества. В условиях России получен первый опыт самоорганизации семей, сумевших не только спроектировать модель образовательного учреждения и систему государственно- общественного управления качеством воспитания и социализации подростков, но и добиться ее признания как на Родине, так и за рубежом [2, с. 65].

социализация ценность человек

В ходе работы были изучены теории, раскрывающие различные стороны социализации, и практические аспекты данной темы. Были найдены проблемы, связанные с процессом социализации современного индивида, возникающими в связи с быстро меняющимися условиями жизни.

В результате этой смены нарушаются традиционные взаимоотношениями между поколениями, родителями и детьми. У родителей не хватает времени для воспитания своих детей, для передачи семейных ценностей, традиций, норм поведения и на то, чтобы просто поиграть или прогуляться с ребенком, потому что это время уходит на то, чтобы заработать как можно больше денег. Дети остаются на собственное попечение, и, как следствие, могут попадать под плохое влияние, которое исходит от телевидения, социума. Плохое влияние заключается в пропаганде антиценностей, отсутствии государственной цензуры.

В результате в сознании ребенка закрепляется, то, что отклоняющееся поведение является нормой и одобряется обществом. Особенно, если это происходит в подростковом возрасте, когда возникает стремление к самоутверждению, свойственное этому возрасту, и идет поиск социально признаваемых и одобряемых действий, а современная информационная среда несет информацию о том, что отклоняющееся поведение- это наиболее результативный способ самовыразиться.

В итоге наблюдаются негативные последствия в сфере социализации подростков, такие как низкий уровень развития самоуважения, самоконтроля, самосознания.

Проблему можно решить только формированием у подрастающего поколения системы ценностей и ее совершенствованием, как было показано на примере Центра образования «Кожухово».

ЛИТЕРАТУРА

1.Кочкина О. Н. Влияние семейных традиций на первичную социализацию детей // Соц.- гуманит. знания.- 2008.- №5.- с. 128-140

.Курбатов А. В. Социализация подростков в современном обществе // Педагогика.- 2009.- №3.- с. 62-65

.Социология: курс лекций /А. А. Радугин, К.А. Радугин.- 3-е изд., перераб. и дополн.- М.:Центр, 2001.

.Социология: Учебник для вузов /В. Н. Лавриненко, Н. А. Нартов, О. А. Шабанова, Т. С. Лукашова; Под ред. проф. В. Н. Лавриненко.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.

.Фролов С. С. Социология.- М., 1997.

Источник: www.BiblioFond.ru


Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.