Какие бывают типы семей


Семья

В социологии семья определяется двумя способами:

как социальный институт, основная цель существования которого — удовлетворение потребностей.

как малая социальная группа, самостоятельная ячейка общества, члены которой связаны кровными узами или законом и общими условиями быта.

Семья выполняет ряд функций:


Функция

Содержание

Пример

Репродуктивная

Продолжение человеческого рода.

Саша и Маша завели ребенка Глашу

Экономическая

Совместное ведение домашнего хозяйства, совместное накопление собственности и материальных ценностей

Родители Фархада помогли накопить ему на квартиру.

Социализация

Обучение индивида элементарным правилам поведения.

Старший брат объяснил Дане, что девочкам на первом свидании нужно дарить цветы.

Первичный социальный контроль

Регулирование поведения ребенка, прививание моральных ценностей.

Отец доходчиво объяснил дочери, что носить короткую юбку – аморально.

Эмоционально-психологическая.

Поддержка при необходимости, создание условий для комфортного существования.

Младшая сестра успокаивает старшую из-за якобы слишком пышных усов первой.

Виды семьи.


  1. Патриархальная.  Основные обязанности главы семьи лежат на плечах мужчины. Матриархальная. Основными обязанностями главы семьи занимается женщина. Демократическая (партнерская). Обязанности делятся поровну или члены семьи занимаются ими по очереди.
  2. Нуклеарная – ведением домашнего хозяйства занимаются двое взрослых людей.Расширенная – помимо двух взрослы людей с ведением домашнего хозяйства помогают справляться ближайшие родственники.
  3. Моногамная. Один мужчина состоит в браке с одной женщиной.Полигамная. Брак заключается одновременно между некоторым количеством людей: полигиния – один мужчина со многими женщинами; полиандрия – одна женщина со многими мужчинами.
  4. Бездетная — дети отсутствуют. Малодетная — один ребенок. Среднедетная — два ребенка. Многдетная — не меньше трех детей.
  5. Полная —  воспитанием ребенка занимаются оба родителя. Неполная — воспитанием ребенка занимается только один родитель.
  6. Авторитарная — воспитание детей строится на безоговорочном авторитете родителей.Либеральная — ребенок самостоятельно выбирает, какой личностью он хочет стать.Демократическая- в самоопределении ребенка играют роль как его собственные желания, так и предпочтения родителей.

В современных семьях распространяются такие тенденции, как:


  • Сожительство до брака как репетиция дальнейшей совместной жизни.
  • Разрешение однополых браков в некоторых странах.
  • Доминирование нуклеарных, мало- или среднедетных семей.
  • Преобладание демократических (партнерских семей), уменьшение количества патриархальных семей.
  • Более высокий средний возраст вступления в брак и деторождения.

Брак

Брак – это форма взаимоотношений мужчины и женщины, предполагающая оформленный официально союз с целью образования семьи. 

Выделяют основные разновидности брака:

  1. Юридический, он же гражданский  – официально закрепленный на добровольной основе союз мужчины и женщины с дальнейшим определением их обязанностей, в том числе родительских, имущественных.
  2. Фактический – длительное совместное проживание мужчины и женщины.
  3. Церковный – не зарегистрированный юридически союз, однако освященный в какой-либо церкви.

Заключение брака возможно только на базе следующих  условий:


  • обоюдное добровольное согласие
  • достижение установленного возраста, с момента наступления которого разрешается вступать в брак
  • неимение кровного родства у лиц, вступающих в брак
  • отсутствие действительных браков

Источник: humanitar.ru

1. По количеству детей: бездетная или инфертильная семья, однодетная, малодетная, многодетная.

2. По составу: неполная, отдельная, простая или нуклеарная, сложная (семьи нескольких поколений), большая семья, материнская семья, семья повторного брака.

3. По структуре: с одной брачной парой с детьми или без них; с одним из родителей супругов и другими родственниками; с двумя или более брачными парами с детьми или без них, с матерью (отцом) с детьми и т.д.

4. По семейному стажу: молодожены, молодая семья, семья, ждущая ребенка, семья среднего супружеского возраста, старший супружеский возраст; пожилые супружеские пары.

5. По однородности социального состава: в зависимости от национальной принадлежности, уровня образования, соответствия профессий и т.д.: социально-гомогенные (однородные) и гетерогенные (неоднородные) семьи.


6. По качеству жизнедеятельности семьи: благополучная, устойчивая, неблагополучная, педагогически слабая, нестабильная, дезорганизованная, проблемная и др.

7. По особым условиям семейной жизни: студенческая, «дистантная» семья, «внебрачная» семья.

8. По структуре лидерства в семье: эгалитарные (демократические) и традиционные, авторитарные семьи.

9. По семейному быту, семейному укладу: семья «отдушина», семья детоцентристского типа, семья спортивной команды или дискуссионного клуба, семья, ставящая на первое место комфорт, здоровье, порядок.

10. По географическому признаку: городская, сельская, отдаленная семья (проживающая в труднодоступных районах, закрытых городках).

11. По типу потребительского поведения: семьи с «физиологическим» типом потребления, семьи с «интеллектуальным» типом потребления.

12. По характеру проведения досуга: открытые и закрытые (ориентированные на внутридомашний досуг).

13. По социальной мобильности: реактивные семьи, семьи средней активности и активные семьи.

14. По степени кооперации совместной деятельности: традиционные, коллективистские и индивидуалистические.

15. По состоянию здоровья: здоровая семья, невротическая семья, виктимогенная семья, психически здоровая семья.


Психолого-педагогические предпосылки формирования семьи:

— исходным моментом готовности человека к браку и созданию семьи является деятельное понимание им социальной значимости своих действий, определенных обязательств друг перед другом, ответственность за свою семью и детей, добровольное принятие неизбежных в семейной жизни хлопот и ограничения личной свободы;

— богатая гамма представлений, возникающих у подростка (далеко не все имеют четкие представления о семейной жизни и супружеских отношениях);

— роль классической, художественной, исторической, специальной литературы, кинематографа, радио и телевидения в формировании представлений о семье и семейных отношениях.

Основные этапы процесса создания предпосылок формирования семьи:

— первичное знакомство с семейной жизнью, психологией семьи и формирование общих представлений о ней;

— формирование взглядов на семью в целом и свою собственную,

— реализация собственных устремлений, установок на брак и семью,

— совершенствование общих и частных представлений в процессе жизнедеятельности семьи.

Конкретное содержание этих этапов сугубо индивидуально для каждой личности.

Первичное знакомство с семейной жизнью, психологией семьи и формирование общих представлений о ней.

Как показывает практика, процесс осознанного знакомства с семьей для значительной части молодежи происходит спонтанно и чаще всего – со стороны.


Характерные черты этого периода:

1. Первые шаги в большей мере связаны с проблемами поиска спутника жизни или просто любимого человека, нежели с самой семьей.

2. Бесчиленное множество открытых дорог создает состояние эйфории и непонимание того, что заложенный в нас потенциал может быть реализован не всегда и везде, а выбор одного спутника жизни означает отказ от других.

3. Из-за сложившихся стереотипов для большинства молодых людей очень важным оказывается первое впечатление от знакомства, именно оно превалирует в дальнейших отношениях.

4. По мере расширения своих познаний о семье молодые люди пытаются полнее познать себя и свои способности, что может как позитивно, так и негативно отразиться на их психике.

Формирование взглядов на семью в целом и свою собственную:

— значительное снижение роли эмоциональных характеристик в формировании взглядов на свою собственную семью;

— возрастание потребности у будущих супругов общения как со своим микроокружением, так и между собой по различным проблемам жизнедеятельности семьи;

— появление существенных расхождений во взглядах на семью вообще и на свою собственную, возникающее под влиянием психологических особенностей каждого типа индивидуальности, ее стремлением соответствовать традициям предков, идти в ногу со временем, следовать моде и т.д.;

— формирование взглядов на семью вообще тесно сопряжено социально-психологическими характеристиками обоих супругов, а взгляды на собственную семью – с особенностями своего избранника, избранницы;


— закладывается понимание соотношения любви и супружества, роли этого прекрасного чувства в семейной жизни;

— явственно проявляющееся парадоксальное, возвышенно-скептическое отношение к любви и браку нормализуется.

На формирование взглядов на семью оказывают внимание следующие факторы:

1. Внешние факторы:

материальные (денежные доходы семьи, уровень социально-бытового обеспечения, состояние жилья, возможности проведения досуга),

профессиональные (условия труда каждого из супругов и степень его значимости, опасности, оторванность от семьи, престижность профессии, частота смены мест работы и др),

социально-психологические (взгляды и отношения представителей микроокружения, профессиональные традиции, сложившиеся межличностные отношения в конкретном микросоциуме),

другие (возможность повышать образовательный и культурный уровень, посмотреть разные страны, изменить имидж и др.).

2. Внутренние факторы:

психологические (мотивация жизнедеятельности индивида, преобладающие психологические и психофизиологические состояния, уровень развития и направленность задатков и способностей, степень объективности самооценки, содержание ранее сформировавшихся установок и степень их устойчивости, внутрисемейное общение, семейные ценности, супружеская совместимость, наиболее выраженные предрасположенности к образу жизни и типу людей и др.);


психофизиологические (состояние здоровья, способность иметь детей, состояние психики, возрастные параметры и др.).

Реализация собственных устремлений, установок на брак и семью.

— предшествующие этапы в значительной мере отражают процесс развития каждого из супругов и во многом оправдывают их поведение в браке;

— дают о себе знать структурные элементы различных социально-психологических факторов, присущих семье (интересы, потребности, предрасположенности, взгляды и отношения, цели и установки, настроения, традиции, социально-психологическая совместимость, тенденции лидерства и согласованность функционально-ролевых ожиданий);

— представления о семье у вступающих в брак часто далеки от общепринятого в обществе идеала, ограничены какой-либо одной стороной семейной жизни и т.д.;

— вступающие в брак супруги несмотря на общеизвестные оптимальные условия заключения брака часто игнорируют предостерегающие их противопоказания, заведомо, порой осознанно отводят себя в семьи группы риска (разница в возраст супругов, отсутствие условий совместного проживания, контраст профессий, отсутствие добрачного периода).

Лекция 23 Школа как социальный институт и воспитания подрастающего поколения


1. Организация социально-педагогической работы в школе.

2. Основные направления работы социального педагога в школе.

3. Взаимодействие социального педагога с педагогическим коллективом в организации процесса социального воспитания.

На современном этапе в школах возникла необходимость создания специальной службы.

Основные функции социальной службы школы:

· выявление общих и частных социальных проблем, имеющих место в классах и школе;

· изучение и диагностика индивидуальных особенностей обучаемого, групп – объектов социальной службы;

· оказание помощи в работе учителя с учеником, группой, родителями;

· социальная защита обучаемого в связи с возникновением проблем, которые имеют или могут иметь для него жизненно важное значение;

· социальная защита группы, класса от отдельных лиц;

· выявление личностно-педагогических возможностей учителя и оказание ему помощи в дальнейшем повышении педагогического мастерства, действенности педагогической деятельности в работе с учениками, родителями;

· социально-педагогическая оценка планируемых и проводимых воспитательных мероприятий в группах и школе;

· непосредственная подготовка социально-педагогических мероприятий с различными группами школьников, отдельными учащимися и их родителями;

· установление сотрудничества с органами социальной защиты, отделами по работе с несовершеннолетними, другими учреждениями в интересах решения социальных проблем учащихся.

Социальная служба должна органично войти в целостную структуру школы. Поэтому общее руководство ею должен осуществлять директор, в обязанности которого входят следующие:

· определение стратегии ее развития,

· основных направлений деятельности и задач,

· контроль за ходом ее реализации.

Условно в деятельности социальной службы выделяется два направления деятельности:

1. социальная работа;

2. социальная педагогика.

Социальная работа школы.

Социальная работа школы организована в соответствии с Конвенцией ООН «О правах ребенка» (1990).

В соответствии с Конвенцией ООН российским законодательством определены и закреплены следующие права ребенка:

· жить и воспитываться в семье;

· общаться с обоими родителями, дедушками и бабушками, братьями, сестрами и другими родственниками,

· защищать свои права;

· на заботу со стороны родителей;

· на совместное проживание со своими родителями,

· на обеспечение своих интересов,

· на всестороннее развитие,

· на уважение человеческого достоинства.

Заместитель директора по социально-правовым вопросам уделяет внимание решению следующих проблем:

· разработка и реализация социальных проектов и программ;

· сбор и накопление информации о детях из многодетных и социально незащищенных семей; детях, нуждающихся в социальной защите;

· обеспечение защиты прав детей в условиях школы: получение ими необходимого обучения и воспитания, питания, соблюдение норм отношений и др.;

· контроль за деятельностью должностных лиц в аспекте защиты прав ребенка;

· координация усилий должностных лиц школы по обеспечению защиты прав отдельных школьников, групп, должностных лиц школы;

· установление сотрудничества с органами социальной защиты, отделами по делам несовершеннолетних и другими ведомствами для координации совместных усилий в интересах защиты прав ребенка и др.

Социальный работник – специалист, призванный непосредственно выполнять функции социальной защиты прав ученика, решать его социальные проблемы, а при необходимости и осуществлять социальную защиту учителя. Проблемы, находящиеся в его ведении могут определяться:

1. Индивидуальными возможностями и особенностями ребенка:

· соответствием индивидуальных возможностей ребенка требованиям учебной программы;

· потребностями ребенка в индивидуальной подготовке на предыдущем этапе обучения;

· особенностями воспитания, влияющего на его взаимоотношения с социумом;

· возникшей или существующей конфликтностью и др.

2. Социальной средой семьи ребенка, к которым относятся:

· семьи, нуждающиеся в социальной помощи и поддержке;

· семьи группы риска;

· семьи с неблагоприятной внутрисемейной психологической атмосферой;

· семьи, в которых у родителей утрачены по различным причинам необходимые взаимоотношения с ребенком.

3. Социально-психологической обстановкой в классе:

· проблемы во взаимоотношениях учеников с учителями;

· конфликтность внутри коллектива класса;

· конфликтность между учеником и учителем.

Лекция 24 Социальный педагог как воспитатель. Современные аспекты проблемы

1. Социальный педагог как медиатор между обществом и личностью

2. Роль социального педагога в профилактике дессоциализации.

3. Субъект-субъектные отношения в социальном воспитании

В национальной доктрине образования в Российской Федерации констатируется, что одной из важнейших целей образования является воспитание граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности. Таким образом, в сфере образования одна из важнейших проблем – создание системы, которая не только передавала бы новому поколению положенный объем знаний и умений в области конкретных наук, но и формировала личность с определенными качествами и ценностными ориентациями. Это должны быть ценности и качества личности, которые благоприятствуют становлению новой социальной структуры государства и его экономики. Несмотря на то, что в последнее время появилось значительное число публикаций, прямо и косвенно касающихся воспитания, формирования нравственных и социально значимых качеств личности, они не вызвали отклика у самих учащихся, учителей-практиков и руководителей системы образования. Полученные нами данные свидетельствуют о том, что, с одной стороны, 64,3% родителей считают, что процесс воспитания в современной школе не ведется полностью, а 22,1% – соглашаются с тем, что воспитание в школе ведется, но его уровень не соответствует современным требованиям. Учителя общеобразовательных средних школ признают, что уровень воспитанности у их учеников далек от желаемого (77% опрошенных, при N=62), но не видят в настоящее время путей и условий для эффективного воспитательного процесса (69%). Из тех, кто считает уровень воспитанности учащихся удовлетворительным, 80 % утверждают, что воспитание учащихся в современном обществе и социально-экономических условиях «задача неблагодарная и неосуществимая». Учащиеся общеобразовательных средних школ хотя и понимают воспитание по-своему, однако часть из них (36,7%) согласна с тем, что приобщение к культуре и традициям общества должно вестись в учреждениях образования. К сожалению, большинство учащихся – около 48% (N=174) – считают воспитание устаревшим понятием и не видят его значения для отдельной личности и общества в целом. В высших профессиональных учебных заведениях ситуация несколько иная. Большинство преподавателей вуза (почти 82%, при N=39) констатируют, что уровень воспитанности у студентов не соответствует нормам развитого общества и понимают необходимость принятия срочных мер по преодолению этой проблемы (68,5%). Лишь незначительная их часть (менее 11%) считает возможным передать функции воспитания обществу в целом и не вмешиваться в этот процесс. Даже те, кто считает уровень воспитанности студентов удовлетворительным (только около 4 %), согласны с тем, что воспитательный процесс в вузе должен существовать параллельно и вместе с процессом обучения. Студенты вуза относятся к идее воспитания в высшем учебном заведении более «прохладно» – только 33% опрошенных из почти 400 человек поддержали идею формирования системы воспитания, однако важность «мероприятий, необходимых для успешной социализации и привития культуры», понимали значительное большинство – 84%. Исходя из полученных данных, очевидно, что процесс воспитания должен идти во всех учреждениях образования, и он востребован, однако формы, методы, а главное, его содержание должно соответствовать требованиям общества и его прогресса.

К сожалению, содержание и методы воспитания сегодня составляют одну из главных проблем современной педагогики, несмотря на то, что разработана и существует продолжительное время методологическая база – гуманистическая философия, психология и педагогика (Ш.А.Амонашвили, Н.А.Бердяев, И.А.Ильин, Л.Кольберг, А.Маслоу, К.Роджерс, В.В.Розанов, В.А.Сухомлинский, В.Франкл, Э.Фромм).

Также широко представлены современные взгляды психологов и педагогов по проблеме личности учащегося и формирования определенных качеств личности (Б.Г.Ананьев, Л.С.Выготский, О.С.Гребенюк, В.В.Давыдов, В.С.Мерлин, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин, Е.А.Леванова, В.А.Сластенин и др.). Действительно, это является одним из базовых противоречий современной системы образования: выраженная и признаваемая всеми проблема – воспитание личности (или формирование определенных социально одобряемых, нравственных, демократических качеств) – не находит своего решения. Ситуация связана и с размыванием самых понятий «воспитание», «нравственные качества», и неосознанностью понятия «демократия», и с практически исчезновением института воспитания (хотя бы в виде классных руководителей), и, естественно, со сменой парадигм воспитании – от директивной к субъектный. В этой связи необходимо подчеркнуть, что ряд основателей социальной педагогики – П.Ноторп, Х.Мискес, а также автор одного из первых учебных пособий в этой области А.В.Мудрик – рассматривали роль науки несколько шире, чем оказание практической социальной помощи детям, имеющим проблемы в социализации. Мы согласны с тем, что социальная педагогика как наука должна изучать существующую систему, все институты воспитания, координировать и оптимизировать их деятельность, повышать ее эффективность. На наш взгляд, одна из важнейших функций социального педагога в современной школе заключается в изучении результативности работы учреждения образования, ее оптимизации, координации деятельности всех заинтересованных сторон.

В данный момент в большинстве общеобразовательных школ социальный педагог работает в основном с учениками, которые уже совершили асоциальные поступки или имеют отклонения в физическом, психическом или нравственном смысле. Однако вторая, на наш взгляд, даже более значительная сторона воспитания – профилактика асоциального поведения – не находит в их деятельности достаточного места. Это связано и с тем, что в современной школе знания в конкретной области науки являются основным критерием эффективности ее функционирования. Асоциальное же поведение «мешает» учителям вести образовательный процесс, а следовательно, на таких детей обращают больше внимания. «Средние» учащиеся остаются без должного внимания, а ведь именно они в большинстве случаев пополняют ряды детей с девиантным поведением. В нашей педагогике устоялись «направления» воспитания – нравственное, правовое, физическое и т.д. Возникает вопрос: на какое из них сегодня необходимо обратить большее внимание? Так как эти направления есть стороны одного процесса, то лишь их объединение может дать конкретный результат. Однако, на наш взгляд, одно из направлений может и должно быть приоритетным. Это – демократическое воспитание или воспитание демократических качеств. На основе анализа литературы по социологии, психологии и педагогики можно сделать вывод о том, что среди ученых единого понимания категории «демократические качества личности» нет. Многие определяют демократическую личность как преобладание политических взглядов, традиций деятельности в определенных политических рамках, приверженность определенным идеалам и ценностным ориентациями. Тем самым понимание демократических качеств личности сводится к политическому мировоззрению и даже идеологии. Другая группа придерживается мнения, что демократические качества есть те качества личности, которые позволяют ей проявлять себя как человека действующего в обществе с определенных личностных позиций. Причем эти позиции далеки от политики и основываются на идеях взаимного уважения и равной ответственности. Ведь демократия – это не только и не столько политический строй, но и принцип организации коллективной деятельности, при котором обеспечивается активное и равноправное участие в ней всех членов коллектива. На наш взгляд, именно формирование демократических качеств должно быть одной из целей работы современной общеобразовательной школы, а социальный педагог должен быть основным проводником и координатором этой воспитательной деятельности между всеми заинтересованными сторонами – учеником, родителями, учителями и государством. Социальный педагог должен быть не столько «контролером», но создателем в образовательном учреждении ситуации, формирующей определенные личностные качества. Веди именно он обладает одновременно знаниями психологии ребенка, педагогических проблем и методик и основами субъект-субъектного подхода как базы всего образовательного процесса. В ходе процесса обучения, который в данное время стал в некоторой степени единственным временем общения педагога с учеником и должен идти процесс воспитания ребенка. Но для этого сам процесс обучения должен базироваться на гуманистических, демократических принципах. Необходимо, чтобы современные технологии обучения сочетались с технологиями воспитания и были бы единым целым.

Лекция 25. Молодежные и детские общественные объединения России на современном этапе:

1.Роль молодежных общественных организаций в формировании гражданского общества.

2.Основные этапы развития детских организаций и включения детей в общественную жизнь.

3.Детское общественное объединение

Молодежные общественные организации играют важную роль в формировании гражданского общества.Социальная работа с группой – метод, который используется с целью оказания человеку помощи посредством передачи группового опыта для развития его физических и духовных сил, формирования социального поведения.

Групповые методы в социальной работе начали применяться в конце Х!Х века когда в Западных странах и в России получили распространение работные дома, «общежития», создаваемые религиозными и благотворительными организациями и т.д.

Окончательное признание теория групп как метод социальной работы получила в 30-х годах ХХ в., когда была создана национальная ассоциация США по изучению групповой работы (1936 г.).

В России этот метод стал активно использоваться с 70-х гг. (прежде всего специалистами в области управленческого консультирования, а после институционализации социальной работы в 90-х гг. – в социальной работе).

В настоящее время теоретическая база социальной работы с группами представлена школами:

1. теория поля: в ней группа рассматривается как некая общность индивидов, движущаяся к своей цели; силы вне и внутри данной группы влияют на направление ее движения, способствуя или препятствуя ему.

2. теория социального обмена: представляет собой приложение некоторых идей бихевиоризма к групповому контексту. Согласно данной теории люди вступают во взаимодействие, ожидая вознаграждения и в то же время предполагая пожертвовать чем-то взамен.

3. теория социальных систем: ее сторонники изучают специфику проявления качеств систем в малых группах, рассматривают такие вопросы, как влияние различных частей системы друг на друга, поддержание традиций в системе и приспособление систем к своему окружению и т.д.

Под методом групповой работы понимается совместная деятельность людей, которые, работая в группах по 2-10 человек над определенными задачами и проблемами, самостоятельно направляют свою деятельность, избирают средства своей работы и устанавливают нормы взаимодействия.

Наиболее важный результат групповой работы – преобразование внутреннего мира ее участников.

Основа этих преобразований – переосмысление жизненных ценностей.

Хорошо организованная групповая работа дает возможность остановиться в повседневной гонке и задуматься над смыслом собственной жизни. Содействие со стороны этому процессу получило название «аксикреация» — порождение, «выращивание» у человека или группы новых или регенерацию и переосмысление старых ценностей.

Таким образом, в групповой работе может осуществляться процесс групповой коррекции ценностей.

В процессе аксикреации социальный работник не должен полностью идентифицировать себя с группой. Его профессиональный долг – сохранять возможность контроля над ситуацией, если она приобретает деструктивную направленность. Аксикреацию не следует форсировать – она должна органично проявиться на основе происходящих в группе процессов. Недопустимы как ее искусственное ускорение, так и углубление. Необходимо помнить о возможном уровне личностного «погружения» и темпах работы.

Не следует в полной мере выявлять и вербально оформлять актуализируемые в групповой работе ценности. Преимущество групповой работы перед индивидуальной – получение «добавочного» продукта за счет достижение и использования так называемого синергетического эффекта: результат групповой работы превышает просто сумму результатов работы ее отдельных членов, участники чувствуют себя комфортно, уверенно, их активность повышается, и происходит качественный скачок результативности.

Синергетический эффект достигается за счет разделения труда, специализации, координации, интеграции.

Устойчивость синергетического эффекта достигается на этапе достаточной зрелости группы.

Основные цели использования групповой работы:

· исправительные цели, когда дело касается одного или нескольких членов группы;

· для предупреждения социальных дисфункций;

· для обеспечения нормального развития отдельных членов группы, особенно в критические периоды роста;

· для утверждения личности

· в целях обучения и воспитания чувства гражданственности,

· для осуществления одной цели или всех этих целей одновременно.

Назначение групповой работы:

· решение сложных проблем,

· формирование сплоченного коллектива, создание «сыгранной команды»,

· поиск и реализация благоприятных возможностей,

· организация процесса обучения, обмен опытом,

· личностное и профессиональное самоопределение участников работы и т.д.

Основные типы групп:

1. Созданные специально для работы с их членами и решения внутригрупповых проблем (внутренне ориентированные):

· нацеленные на нормальное развитие своих членов (группы социализации),

· группы, цель которых – исправление отклонений, возникших в ходе предшествовавшей социализации (группы ресоциализации)

2. Созданные для достижения какой-либо внешней по отношению к группе цели.

В группах социализации основная цель социальной работы – помочь индивиду, испытывающему затруднения при выборе целей социализации, а также способствовать достижению уже выбранной цели (последняя задача получила название ролевого обучения).

Источник: studopedia.ru

Что такое семья?

Определение этого понятия можно дать по-разному.

Семья – это группа людей, которые живут вместе.

Семья – это сплоченный коллектив, который объединяют общие интересы.

Если открыть словарь, то там можно прочитать, что: «Семья – основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общим бытом, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью…».

Типы семей могут быть разными. Классифицировать их можно по различным признакам, поэтому встречаются непохожие подходы к этому вопросу.

Функции семьи

Независимо от вида и типа, все семьи должны выполнять некоторые функции. К основным относятся:

  1. Продолжение рода, а, значит, воспроизведение общества.
  2. Воспитательная. Проявляется в материнстве и отцовстве, взаимодействии с детьми и их воспитании.
  3. Хозяйственно-бытовая. На уровне семьи происходит удовлетворение материальных потребностей всех членов семейства – в еде, питье, одежде и так далее.
  4. Эмоциональная. Удовлетворение потребностей в уважении, любви, психологической защите.
  5. Духовное общение. Совместная трудовая деятельность, отдых всей семьей.
  6. Первичная социализация. Семья должна обеспечивать выполнение социальных норм своими членами.

Из этих функций видно, что традиционный тип семьи обладает всеми признаками социальной культуры. Главными из которых являются способность к воспроизводству, разделение труда, наследование и развитие культурных ценностей.

Как каждый организм состоит из клеток, так и все общество построено из семей. Разве будет здоров человек, если его клетки не в порядке? Так и все общество нельзя назвать здоровым, если имеются неблагополучные семьи.

Виды семей

Разные исследователи подходят к классификации по-разному. Чаще всего, чтобы охарактеризовать формы и типы семьи, за основу берут следующие признаки.

  1. Размер семьи. То есть, учитывается количество ее членов.
  2. Тип:
  • Нуклеарная семья, содержащая пару родителей и их детей.
  • Сложная. Проживают вместе еще и представители старшего поколения, например, бабушки, дедушки. Иногда можно встретить несколько брачных пар, проживающих вместе.
  • Неполная семья. Отсутствует кто-либо из родителей.
  • Приемная.

3. Количество детей:

  • бездетные;
  • однодетные;
  • малодетные;
  • многодетные.

4. Форма брака:

  • Моногамные семьи, состоящие из двух партнеров.
  • Полигамные имеют одного партнера, обремененного несколькими брачными обязательствами.

5. По половой принадлежности супругов.

  • Разнополая.
  • Однополая.

6. По месту положения человека.

  • Родительская семья.
  • Репродуктивная. Собственная семья, созданная человеком.

7. Место проживания.

  • Патрилокальная семья проживает с родителями мужа или жены.
  • Пеолокальная проживает отдельно от родителей.

Если захотеть, то можно еще называть типы современных семей, но это уже отклонение от правил.

Формы брака

Еще совсем недавно стать настоящей и признанной семьей можно было только после регистрации брака. В настоящее время многое изменилось в сознании людей, поэтому на сегодняшний момент браком считается не только тот, который заключен в ЗАГСе (церкви). Имеется несколько их разновидностей:

  1. Церковный. Супруги клянутся в любви и верности «перед Богом». Раньше только такой брак считался действительным, сейчас чаще всего сразу после официальной регистрации некоторые пары предпочитают повенчаться в церкви.
  2. Гражданский брак. Оформляется в ЗАГСе, основные типы семей возникают именно после его заключения.
  3. Фактический. Партнеры просто проживают вместе, не оформляя свои отношения официально. Как правило, такие браки не имеют юридической силы и во многих странах не признаются.
  4. Морганатический брак. Образование семьи людьми разного социального уровня.
  5. Временный союз. В некоторых странах он является достаточно распространенным, заключается согласно брачному договору на определенный срок.
  6. Фиктивный брак. Партнеры, как правило, не планируют создание настоящей семьи, есть только материальная или юридическая выгода.
  7. Полигиния. Когда мужчина официально имеет несколько жен. В России такие браки запрещены.
  8. Однополый брак. В некоторых странах приняты законы, разрешающие вступать в брак лицам одного пола.

Исторические типы семьи

Исторически сложилось разделять семьи в зависимости от распределения обязанностей и лидерства на следующие типы:

  1. Патриархальная семья. Считаются наиболее распространенными, главой является мужчина, его главная обязанность — содержать и обеспечивать жену и детей.
  2. Матриархальная. Всем командует женщина.
  3. Нетрадиционная. Женщина работает так же, как и мужчина, да еще и выполняет все обязанности по дому.
  4. Эгалитарный тип семьи. Все обязанности поделены между супругами поровну, права одинаковые.
  5. Детоцентрическая семья. Главным командиром является ребенок, все строится вокруг него, и его желания ставятся на первый план.
  6. Супружеская семья. Основное предназначение такого союза – это эмоциональное удовлетворение каждого супруга. Такие семья пока еще являются редкостью, но, как считают исследователи, за ними будущее.

Взаимоотношения внутри семьи

Типы семей могут быть разными, но взаимоотношения между ее членами никто не отменял. Еще известный философ Гегель рассматривал несколько типов отношений в ячейке общества:

  • Между женщиной и мужчиной.
  • Родителями и детьми.
  • Братьями и сестрами.

Первый тип, по мнению автора, не имеет человечности, потому что все отношения построены на основе животного инстинкта, то есть сексуального удовлетворения. Людьми партнеры становятся в процессе воспитания детей и труда на благо своей семьи.

Нуклеарный тип семьи как раз и подразумевает наличие обоих родителей и детей. Отношения между ними могут складываться по-разному. Часто бывает так, что дочери больше оказываются привязанными к отцам, а сыновья, наоборот, к маме.

Все здесь зависит от стиля воспитания. Желательно, чтобы родители имели единое мнение по этому вопросу.

Взаимоотношения между братьями и сестрами порой складываются непросто. Все зависит от разницы в возрасте, особенностей воспитания и отношения родителей. Они часто допускают ошибку, когда предъявляют разные требования к детям, тем самым способствуют нарастанию враждебности между ними.

Нуклеарная семья

Еще совсем недавно было обыденностью, когда под одной крышей проживали несколько поколений сразу. Хотя и сегодня можно встретить такие семьи, всему виной нехватка средств для приобретения собственного жилья.

Нуклеарный тип семьи стал постепенно вытеснять патриархальную ячейку и становится господствующим видом. Такая семья имеет некоторые особенности:

  • Малая численность.
  • Ограниченность эмоционального опыта.
  • Больше свободы и способность уединиться.

Возникает вопрос о том, почему такие семьи стали преобладать. Совместное проживание нескольких поколений требует от каждого умения находить компромисс, готовность выполнять поручения старших членов семьи.

С одной стороны, в патриархальной семье есть все предпосылки для формирования коллективизма, но в то же время практически полностью уничтожается индивидуализм.

В нуклеарной семье проживает, как правило, два поколения, то есть родители и их дети. Часто отношения между членами строятся на основе демократии, поэтому у каждого может быть собственное личное пространство.

Несмотря на распространенность таких семей, статистика неумолимо свидетельствует о большом количестве разводов в них. Все чаще стали практиковаться отношения без регистрации брака, даже рождение детей не может заставить некоторых мужчин повести свою избранницу в ЗАГС.

Это говорит о том, что на первое место ставится личный комфорт и удобство, а общественно мнение не играет значения. Стремление к свободе и наличию личной жизни приводит к тому, что даже между членами одной семьи отсутствует взаимопонимание, поддержка.

Все чаще встречаются случаи, когда молодое поколение предпочитает отправить своих стареньких родителей в дом престарелых, вместо того, чтобы ухаживать за ними. Детей на воспитание отдают в детские сады и няням, а раньше этим занимались бабушки и дедушки.

Нуклеарная семья является отражением процессов, протекающих в нашем обществе, а это, к сожалению, способствует и разрушению государственных традиций.

Партнерская семья

При создании своей семьи каждый хочет, чтобы отношения в ней были равноправными. Это естественное желание, но на практике такое случается не всегда.

Семья партнерского типа подразумевает следующее:

  1. Финансовое равноправие. Зарабатыванием денег занимаются оба супруга, бюджет общий. Все траты предварительно обсуждаются.
  2. Воспитание подрастающего поколения. Эта обязанность ложится на плечи обоих супругов, если мама готовит ужин, то папа контролирует выполнение домашних заданий.
  3. Быт. Все обязанности делятся поровну. Стирка, готовка, уборка становятся не только женской прерогативой. У кого есть свободное время, тот этим и занимается.
  4. Равноправие в вопросах проведения свободного времени. Если муж позволяет себе посидеть с друзьями в баре за бокалом пива, то почему бы жене не поступать так же.

Если вы планируете иметь такую семью, то все заранее необходимо обговаривать, чтобы потом не возникали недоразумения.

Чистые партнерские семьи встречаются достаточно редко, потому что всегда имеется перевес на какую-либо сторону по некоторым вопросам.

Неполные семьи

Исходя из количества разводов в нашей стране, нетрудно предположить, что количество семей с одним из родителей будет только увеличиваться.

Как правило, воспитание детей ложится на плечи матери, в некоторых случаях этот процесс доверяют отцам.

Стать матерью-одиночкой – это значит попасть в непростую жизненную ситуацию. Но в этом положении имеются и свои плюсы:

  • Избавление от неудачного брака.
  • Возможность распоряжаться своей жизнью.
  • Эмоциональный подъем от ощущения свободы и начала новой жизни.
  • Моральное удовлетворение от работы.
  • Уважение своих детей за достигнутые профессиональные успехи.

Несмотря на все плюсы, проблем в неполных семьях также достаточно:

  • Материальные трудности. Если раньше муж был добытчиком и кормильцем, то сейчас все эти обязанности ложатся на женские плечи.
  • Большая нагрузка. Кроме профессиональной деятельности есть еще и домашние обязанности, которые никто больше не выполнит.
  • Недостаток времени. Мать-одиночка не может позволить себе пойти с подругами в кино или кафе, она все время занята работой или детьми.
  • Неприязненные отношения между бывшими супругами. Это обычно приводит к тому, что ребенок начинает меньше общаться с отцом.
  • Проблемы в поведении ребенка. Дети, как правило, тяжело переживают расставание родителей, при этом часто ищут причину в себе. Поэтому из ангельского малыша ребенок может резко превратиться в трудного подростка.

Приемные семьи

Не всем детям посчастливилось жить и воспитываться в семье со своими родными родителями. Некоторые попадают в приемные, которые можно разделить наследующие типы семей:

  • Усыновление. Ребенок становится полноценным членом семьи со всеми правами и обязанностями. Бывают случаи, что за всю свою жизнь он так и не узнает, что воспитывается приемными родителями.
  • Опека. В семью берут малыша для воспитания. Биологические родители не освобождаются от обязанности по его содержанию.
  • Патронат. Ребенка отдают в профессионально замещающую семью, перед этим подписывается договор между органами опеки, семьей и учреждением для детей-сирот.
  • Приемная семья. Детей передают в семью на определенный срок, который оговаривается в договоре.

Для некоторых детей приемная семья порой становится лучше, чем родная, в которой родители ведут аморальный образ жизни и воспитанием подрастающего поколения не занимаются.

Неблагополучные семьи

Такие семьи могут разительно отличаться друг от друга. Среди них выделяют две группы:

  1. Асоциальные семьи. В них родители ведут разгульный образ жизни, пьют, занимаются наркоманией, поэтому на воспитание детей у них просто не остается времени. Сюда же можно отнести родителей, которые сознательно занимаются преступной деятельностью.
  2. Респектабельные семьи. Они внешне совершенно не отличаются от обычных семей, но семейные устои и принципы не позволяют воспитать полноценного гражданина и нормальную личность. Сюда можно отнести семьи сектантов, которые не пускают ребенка в школу по каким-то своим соображениям.

Каждый сам создает свою семью, только от вас зависит, какие отношения сложатся между детьми и родителями, а также супругами. Типы семей могут быть разными, но уважение друг к другу, взаимопомощь, любовь и сострадание являются общечеловеческими качествами, которые должны проявляться в каждой ячейке общества.

Источник: www.syl.ru


Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.