Как звали сына фенечки и николая петровича


Вызов за поцелуй

Писатель, тонкий наблюдатель, отметил: Фенечка упиралась. Но как-то — как девушка честная, которой в глубине души не очень-то хотелось упираться. Короче говоря, "уперлась слабо, и он мог возобновить и продлить свой поцелуй".

И тут "сухой кашель раздался за сиренями". За ними, как рояль в кустах, подсматривал главный базаровский неприятель, Павел Петрович Кирсанов. Идеалист лет сорока пяти. Разочарованный эстет. Базаров называл его пренебрежительно "аристократом". А Фенечка его боялась: он та-а-ак на нее смотрит, ужас. И ходит по пятам.

Надо напомнить: Фенечка была простой дворовой девушкой, дочкой экономки у Николая Петровича Кирсанова, брата Павла Петровича и отца Аркадия, приятеля Базарова. Мать умерла, а Фенечка была как одинокий ангел — жена Николая Петровича тоже скончалась, а он был добрым, скромным и любил играть на виолончели. Так что у них с Фенечкой родился мальчик. Но о базаровском поцелуе он так и не узнал. И на дуэль Базарова вызвал Павел Петрович — когда-то бравый капитан и англоман, и старомодный вольнодумец, разочарованный во всем от несчастной любви к полумистической "княгине Р.".

А что было дальше — всем известно.

Но кто эта Фенечка? Откуда ее взял Тургенев?


Дом на набережной Фонтанки в Петербурге, где Иван Тургенев встречался с Феоктистой.

Письмо о сыне

В 1862 году, когда "Отцы и дети" вышли в "Русском вестнике", Иван Сергеевич получил письмо от знакомой, дочери декабриста Сергея Волконского, Елены Кочубей — с какими-то намеками на "Феничек", с которыми ему советовали быть поосторожней. Тургенев отвечал, отшучиваясь (13/25 апреля 1862) из Парижа: "Я очень рад, что мой роман Вам понравился. — Что же касается до Феничек и до грозящей мне от них опасности — то Вы, как говорится, положили палец на рану — и моя единственная надежда состоит в том, что я скоро так состареюсь, что ни одна даже Феничка не захочет разделить свою судьбу с моею".

И все же Фенечка была — совсем не мимолетная. Если точнее, то не Фенечка, а Феоктиста Волкова.


Не будем слушать сплетников — послушаем, что сам Тургенев говорил. В письме давнему другу Ивану Маслову, начальнику московской Удельной конторы Императорских имуществ (18/30 июня 1865, Спасское):

"Любезнейший Иван Ильич!

Сегодня будет у меня с тобою речь не о продаже и деньгах, а о совершенно другом деле. Слушай.

У меня в 1851м, 2м и 3м годах в Петербурге и здесь жила девушка, по имени Феоктиста, с которой я имел связь. Ты, может быть, слыхал о ней. Я в последствии времени помог ей выйти замуж за маленького чиновника морского министерства — и она теперь благоденствует в Петербурге. Отъезжая от меня в 53ем году, она была беременна, и у ней в Москве родился сын Иван, которого она отдала в воспитательный дом. Я имею достаточные причины предполагать, что этот сын не от меня, однако с уверенностью ручаться за это не могу. Он, пожалуй, может быть мое произведение. Сын этот, по имени Иван, попал в деревню к мужику, которому был отдан на прокормление.

Феоктиста, которая ездила к нему в прошлом году, тайком от мужа, не умела мне сказать, где лежит эта деревня и какого она ведомства: она знает только, что до этой деревни было верст 50 и что зовут ее Прудище. Имеет она также причины предполагать, что какая-то дама взяла к себе ребенка — которому в деревне житье было плохое — и что эта дама попала в больницу. Из этого всего ты можешь заключить, что голова у этой Феоктисты слабая.


Теперь она опять едет в Москву (заезжала она сюда, чтобы на меня посмотреть — мужа ее отпустили на месяц в Богородицкий уезд) — и я направил ее к тебе с тем, чтобы ты помог ей в ее разысканиях. Если этот Иван жив и отыщется, — то я бы готов был поместить его в ремесленную школу — и платить за него.

<…> Во всяком случае, будь так добр, окажи свое высокое покровительство этой Феоктисте Петровне Волковой, которая явится к тебе с письмом от меня. <…> Муж — ни о чем не знает; впрочем, он очень смирный и порядочный человек.

NB. Денег Феоктисте не давай — она уже получила от меня".

Были еще письма Маслову. Но разыскал ли Маслов сына Феоктисты Волковой и что с этим мальчиком стало, неизвестно.

Портрет Тургенева. / дагеротип О. Биссона 1847-1850

700 рублей за любовь

Какие-то подробности о Феоктисте Волковой чуть позже, в 1880х, появились в воспоминаниях литератора и журналиста Николая Берга. Вот что можно узнать из рассказов, которые Берг старательно записал.

В 1851 году Иван Сергеевич встретился в доме своего дяди, Петра Николаевича Тургенева, жившего в Москве, с двоюродной сестрой Лизой, девушкой лет шестнадцати. У Лизы, Елизаветы Алексеевны, служила девушка Феоктиста, которую "все по тогдашним обычаям называли Фетисткой". "Недурная собою брюнетка". Взгляд у нее был "невыразимо привлекательный". И в целом "стройности она была поразительной, руки и ноги у нее были маленькие; походка гордая, величественная. Ни с какой стороны она не напоминала девичью и дворню". Вдобавок Лиза одевала Фетистку как барышню.


Иван Сергеевич, как уверяет Берг, зачастил к кузине. Потому что оказался без ума от горничной Фетистки.

"Довольно скоро Иван Сергеевич повел с кузиной "прозаический" разговор, которого она с часу на час ожидала и потому достаточно к нему приготовилась. Кузен услышал от нее такой куш, что, несмотря на свою влюбленность, был несколько озадачен. <…> Потолковали еще немного, и дело кончилось на семистах рублях: цена большая, так как дворовые девки продавались тогда рублей по 25, 30 и не шли далее 50. Последняя цифра даже считалась "сумасшествием"… Деньги были тут же отданы, а на другой или на третий день Фетистка, обливаясь слезами, перебралась на квартиру Ивана Сергеевича, который ей признался тут же, что "очень ее любит и постарается сделать счастливой".

Что он ее любит, Фетистка давно знала, но в счастье с ним не верила".

Базаров и Фенечка. Кадр из фильма "Отцы и дети".

После идиллии


Наверняка в таких не обязывавших ни к чему рассказах присочиняли многое. Чем был не повод позлословить — у Тургенева и недругов, как и друзей, всегда хватало. Не проверишь, заплатил ли писатель за Феоктисту 700 рублей, — но если бы и так, имел ведь право. Судить те времена и нравы по современным меркам нелепо — вот и не будем. Но зато по этим слухам можно получить хотя бы представление о том, как появилась Феоктиста у Тургенева.

В 1852 году писателя сослали в Спасское. На пару лет. За то, что он опубликовал посмертный некролог, посвященный Гоголю. Причина была странной — но сейчас речь не об этом. Он перевез из Петербурга в Спасское и Феоктисту.

Берг описал, в какие "всякие богатые материи, одежды, украшения, белье из тонкого полотна" Иван Сергеевич одел "крепостную любовницу" — и жил с ней в Спасском точно так, как виолончелист Николай Петрович Кирсанов с Фенечкой в "Отцах и детях". Хотя не слишком этот факт выпячивал — точнее, попросту скрывал. Все-таки это было не совсем прогрессивно.

А что Феоктиста? В Спасское к сосланному Тургеневу приезжала шумная компания — Боткин, Дружинин, Григорович. Он завел знакомство с жившими недалеко Толстыми — Марией Николаевной (сестрой Льва Николаевича) и ее супругом.
рия Николаевна зачастила в Спасское, Тургенев от нее был без ума, как, впрочем, и она. И в скором будущем все это кончится тем, что Толстая от мужа уйдет. Лев Николаевич записывал себе в дневник: нехорошо — он этот грех записывал на счет Тургенева. Да, но тогда еще, в середине 1850-х, в жизни Ивана Сергеевича появилась и Ольга Тургенева — кузина писателя и тоже совершенный ангел, готовая "тургеневская девушка", и ее даже записывали в невесты…

Иван Тургенев и Мария Савина в Спасском-Лутовинове.

Где тут было место Феоктисты?

Версия Николая Берга: "Прошел идиллический год… может, и меньше… новый барин Фетистки начал сильно скучать. <…> С нею не было никакой возможности говорить ни о чем другом, как только о соседских дрязгах и сплетнях. Она была даже безграмотна! Иван Сергеевич пробовал было в первые медовые месяцы (когда с нею почти не расставался) поучить ее читать и писать, но увы! Это далеко не пошло: ученица его смертельно скучала за уроками, сердилась… Потом явились на сцену обыкновенные припадки "замужних женщин", а вслед затем произошло на свет прелестное дитя…"


В мае 1855-го приятель Павел Анненков, первый биограф Пушкина, который часто помогал Тургеневу по-дружески в деликатных вопросах, сообщив о работе над "Сочинениями Пушкина", добавил, между прочим, новость о беременности Феоктисты. В ответ Иван Сергеевич писал тревожно: "Насчет Феоктисты дело выходит скверно — тем более, что это дело не моих рук — пожалуйста, оказывайте ей свое покровительство, а я ей на днях вышлю опять рублей 25. Кстати, почему Вы велели Колбасину сказать мне, что я "штучка"? Непонятно!"

Словом, Феоктисте ничего хорошего, конечно, не светило. В 1856 году Тургенев получил наконец разрешение и срочно засобирался в Париж. Всем было ясно: это он к Полине Виардо. Но тут в истории уж слишком много неизвестных…

Полина Виардо.

Последний разговор

Николай Петрович женился (брат Павел Петрович позволил) на Фенечке.

Иван Сергеевич много лет спустя все хлопотал о Феоктисте.

В 1862 году, вслед за "Отцами и детьми", он написал ужасно нервное — отчаянное даже — эссе "Довольно!". В нем он, как Базаров, объявлял всю жизненную суету никчемной. В нем, как Павел Петрович, пытался объяснить, отчего мечтает — куда-нибудь, чтоб скрыться от всего и всех.


И в нем он обращался к той, чей профиль в старой церкви не давал ему покоя. Такой и Николай Петрович у него в "Отцах и детях" запомнил Фенечку — "в приходской церкви, где-нибудь в сторонке, тонкий профиль ее беленького лица".

Кто знает, сколько бед и болей, душевных катастроф скрывала вся эта история Тургенева и Феоктисты-Фенечки…

Источник: rg.ru

Вызов за поцелуй

Писатель, тонкий наблюдатель, отметил: Фенечка упиралась. Но как-то — как девушка честная, которой в глубине души не очень-то хотелось упираться. Короче говоря, "уперлась слабо, и он мог возобновить и продлить свой поцелуй".

И тут "сухой кашель раздался за сиренями". За ними, как рояль в кустах, подсматривал главный базаровский неприятель, Павел Петрович Кирсанов. Идеалист лет сорока пяти. Разочарованный эстет. Базаров называл его пренебрежительно "аристократом". А Фенечка его боялась: он та-а-ак на нее смотрит, ужас. И ходит по пятам.

Надо напомнить: Фенечка была простой дворовой девушкой, дочкой экономки у Николая Петровича Кирсанова, брата Павла Петровича и отца Аркадия, приятеля Базарова. Мать умерла, а Фенечка была как одинокий ангел — жена Николая Петровича тоже скончалась, а он был добрым, скромным и любил играть на виолончели. Так что у них с Фенечкой родился мальчик. Но о базаровском поцелуе он так и не узнал. И на дуэль Базарова вызвал Павел Петрович — когда-то бравый капитан и англоман, и старомодный вольнодумец, разочарованный во всем от несчастной любви к полумистической "княгине Р.".

А что было дальше — всем известно.

Но кто эта Фенечка? Откуда ее взял Тургенев?


Дом на набережной Фонтанки в Петербурге, где Иван Тургенев встречался с Феоктистой.

Письмо о сыне

В 1862 году, когда "Отцы и дети" вышли в "Русском вестнике", Иван Сергеевич получил письмо от знакомой, дочери декабриста Сергея Волконского, Елены Кочубей — с какими-то намеками на "Феничек", с которыми ему советовали быть поосторожней. Тургенев отвечал, отшучиваясь (13/25 апреля 1862) из Парижа: "Я очень рад, что мой роман Вам понравился. — Что же касается до Феничек и до грозящей мне от них опасности — то Вы, как говорится, положили палец на рану — и моя единственная надежда состоит в том, что я скоро так состареюсь, что ни одна даже Феничка не захочет разделить свою судьбу с моею".

И все же Фенечка была — совсем не мимолетная. Если точнее, то не Фенечка, а Феоктиста Волкова.


Не будем слушать сплетников — послушаем, что сам Тургенев говорил. В письме давнему другу Ивану Маслову, начальнику московской Удельной конторы Императорских имуществ (18/30 июня 1865, Спасское):

"Любезнейший Иван Ильич!

Сегодня будет у меня с тобою речь не о продаже и деньгах, а о совершенно другом деле. Слушай.

У меня в 1851м, 2м и 3м годах в Петербурге и здесь жила девушка, по имени Феоктиста, с которой я имел связь. Ты, может быть, слыхал о ней. Я в последствии времени помог ей выйти замуж за маленького чиновника морского министерства — и она теперь благоденствует в Петербурге. Отъезжая от меня в 53ем году, она была беременна, и у ней в Москве родился сын Иван, которого она отдала в воспитательный дом. Я имею достаточные причины предполагать, что этот сын не от меня, однако с уверенностью ручаться за это не могу. Он, пожалуй, может быть мое произведение. Сын этот, по имени Иван, попал в деревню к мужику, которому был отдан на прокормление.

Феоктиста, которая ездила к нему в прошлом году, тайком от мужа, не умела мне сказать, где лежит эта деревня и какого она ведомства: она знает только, что до этой деревни было верст 50 и что зовут ее Прудище. Имеет она также причины предполагать, что какая-то дама взяла к себе ребенка — которому в деревне житье было плохое — и что эта дама попала в больницу. Из этого всего ты можешь заключить, что голова у этой Феоктисты слабая.

Теперь она опять едет в Москву (заезжала она сюда, чтобы на меня посмотреть — мужа ее отпустили на месяц в Богородицкий уезд) — и я направил ее к тебе с тем, чтобы ты помог ей в ее разысканиях. Если этот Иван жив и отыщется, — то я бы готов был поместить его в ремесленную школу — и платить за него.

<…> Во всяком случае, будь так добр, окажи свое высокое покровительство этой Феоктисте Петровне Волковой, которая явится к тебе с письмом от меня. <…> Муж — ни о чем не знает; впрочем, он очень смирный и порядочный человек.

NB. Денег Феоктисте не давай — она уже получила от меня".

Были еще письма Маслову. Но разыскал ли Маслов сына Феоктисты Волковой и что с этим мальчиком стало, неизвестно.

Портрет Тургенева. / дагеротип О. Биссона 1847-1850

700 рублей за любовь

Какие-то подробности о Феоктисте Волковой чуть позже, в 1880х, появились в воспоминаниях литератора и журналиста Николая Берга. Вот что можно узнать из рассказов, которые Берг старательно записал.

В 1851 году Иван Сергеевич встретился в доме своего дяди, Петра Николаевича Тургенева, жившего в Москве, с двоюродной сестрой Лизой, девушкой лет шестнадцати. У Лизы, Елизаветы Алексеевны, служила девушка Феоктиста, которую "все по тогдашним обычаям называли Фетисткой". "Недурная собою брюнетка". Взгляд у нее был "невыразимо привлекательный". И в целом "стройности она была поразительной, руки и ноги у нее были маленькие; походка гордая, величественная. Ни с какой стороны она не напоминала девичью и дворню". Вдобавок Лиза одевала Фетистку как барышню.

Иван Сергеевич, как уверяет Берг, зачастил к кузине. Потому что оказался без ума от горничной Фетистки.

"Довольно скоро Иван Сергеевич повел с кузиной "прозаический" разговор, которого она с часу на час ожидала и потому достаточно к нему приготовилась. Кузен услышал от нее такой куш, что, несмотря на свою влюбленность, был несколько озадачен. <…> Потолковали еще немного, и дело кончилось на семистах рублях: цена большая, так как дворовые девки продавались тогда рублей по 25, 30 и не шли далее 50. Последняя цифра даже считалась "сумасшествием"… Деньги были тут же отданы, а на другой или на третий день Фетистка, обливаясь слезами, перебралась на квартиру Ивана Сергеевича, который ей признался тут же, что "очень ее любит и постарается сделать счастливой".

Что он ее любит, Фетистка давно знала, но в счастье с ним не верила".

Базаров и Фенечка. Кадр из фильма "Отцы и дети".

После идиллии

Наверняка в таких не обязывавших ни к чему рассказах присочиняли многое. Чем был не повод позлословить — у Тургенева и недругов, как и друзей, всегда хватало. Не проверишь, заплатил ли писатель за Феоктисту 700 рублей, — но если бы и так, имел ведь право. Судить те времена и нравы по современным меркам нелепо — вот и не будем. Но зато по этим слухам можно получить хотя бы представление о том, как появилась Феоктиста у Тургенева.

В 1852 году писателя сослали в Спасское. На пару лет. За то, что он опубликовал посмертный некролог, посвященный Гоголю. Причина была странной — но сейчас речь не об этом. Он перевез из Петербурга в Спасское и Феоктисту.

Берг описал, в какие "всякие богатые материи, одежды, украшения, белье из тонкого полотна" Иван Сергеевич одел "крепостную любовницу" — и жил с ней в Спасском точно так, как виолончелист Николай Петрович Кирсанов с Фенечкой в "Отцах и детях". Хотя не слишком этот факт выпячивал — точнее, попросту скрывал. Все-таки это было не совсем прогрессивно.

А что Феоктиста? В Спасское к сосланному Тургеневу приезжала шумная компания — Боткин, Дружинин, Григорович. Он завел знакомство с жившими недалеко Толстыми — Марией Николаевной (сестрой Льва Николаевича) и ее супругом. Мария Николаевна зачастила в Спасское, Тургенев от нее был без ума, как, впрочем, и она. И в скором будущем все это кончится тем, что Толстая от мужа уйдет. Лев Николаевич записывал себе в дневник: нехорошо — он этот грех записывал на счет Тургенева. Да, но тогда еще, в середине 1850-х, в жизни Ивана Сергеевича появилась и Ольга Тургенева — кузина писателя и тоже совершенный ангел, готовая "тургеневская девушка", и ее даже записывали в невесты…

Иван Тургенев и Мария Савина в Спасском-Лутовинове.

Где тут было место Феоктисты?

Версия Николая Берга: "Прошел идиллический год… может, и меньше… новый барин Фетистки начал сильно скучать. <…> С нею не было никакой возможности говорить ни о чем другом, как только о соседских дрязгах и сплетнях. Она была даже безграмотна! Иван Сергеевич пробовал было в первые медовые месяцы (когда с нею почти не расставался) поучить ее читать и писать, но увы! Это далеко не пошло: ученица его смертельно скучала за уроками, сердилась… Потом явились на сцену обыкновенные припадки "замужних женщин", а вслед затем произошло на свет прелестное дитя…"

В мае 1855-го приятель Павел Анненков, первый биограф Пушкина, который часто помогал Тургеневу по-дружески в деликатных вопросах, сообщив о работе над "Сочинениями Пушкина", добавил, между прочим, новость о беременности Феоктисты. В ответ Иван Сергеевич писал тревожно: "Насчет Феоктисты дело выходит скверно — тем более, что это дело не моих рук — пожалуйста, оказывайте ей свое покровительство, а я ей на днях вышлю опять рублей 25. Кстати, почему Вы велели Колбасину сказать мне, что я "штучка"? Непонятно!"

Словом, Феоктисте ничего хорошего, конечно, не светило. В 1856 году Тургенев получил наконец разрешение и срочно засобирался в Париж. Всем было ясно: это он к Полине Виардо. Но тут в истории уж слишком много неизвестных…

Полина Виардо.

Последний разговор

Николай Петрович женился (брат Павел Петрович позволил) на Фенечке.

Иван Сергеевич много лет спустя все хлопотал о Феоктисте.

В 1862 году, вслед за "Отцами и детьми", он написал ужасно нервное — отчаянное даже — эссе "Довольно!". В нем он, как Базаров, объявлял всю жизненную суету никчемной. В нем, как Павел Петрович, пытался объяснить, отчего мечтает — куда-нибудь, чтоб скрыться от всего и всех.

И в нем он обращался к той, чей профиль в старой церкви не давал ему покоя. Такой и Николай Петрович у него в "Отцах и детях" запомнил Фенечку — "в приходской церкви, где-нибудь в сторонке, тонкий профиль ее беленького лица".

Кто знает, сколько бед и болей, душевных катастроф скрывала вся эта история Тургенева и Феоктисты-Фенечки…

Источник: rg.ru

Related posts:

  1. Характеристика героя Николай Петрович, Отцы и дети, Тургенев Николай Петрович Николай Петрович – один из главных персонажей романа И. С. Тургенева “Отцы и дети”. Он – отец Аркадия Кирсанова и брат Павла Петровича. В прошлом был счастливо женат, но остался вдовцом. Сейчас у него живет молодая девушка Фенечка, которая родила ему сына. Несмотря на то, что Николай Петрович уже не молод, он старается […]…
  2. Характеристика героя Базаров, Отцы и дети, Тургенев Базаров Евгений Васильевич Базаров – главный герой романа И. С. Тургенева “Отцы и дети”, сын полкового лекаря, студент-медик, приятель Аркадия Кирсанова. Базаров является ярчайшим представителем молодежи и разночинно-демократической интеллигенции середины XIX века. Называя себя “нигилистом”, он отрицает установленный общественный уклад и отвергает любые принципы. Герой отличается сложностью и противоречивостью характера. Он не принимает на веру […]…
  3. Характеристика героя Павел Петрович, Отцы и дети, Тургенев Павел Петрович Павел Петрович – брат Николая Петровича Кирсанова, дядя Аркадия и главный противник Базарова в романе И. С. Тургенева “Отцы и дети”. Он выступает основным оппонентом в идейных спорах с Базаровым и по силе своего характера является достойным соперником ему. Павла Петровича отличают принципиальность, проницательность, аристократизм, высокий интеллект, острый ум, благородство, сила воли, либеральные […]…
  4. Сочинение любовь в романе отцы и дети (Тургенев И. С.) В спорах с Павлом Петровичем Базаров одержал победу, для него Павел Петрович – не противник. Тургенев приготовил для Базарова противника посерьезнее – жизнь, испытание любовью, дружбой, одиночеством. В романе четыре любовные линии: Базаров – Анна Сергеевна; Аркадий – Катя; Николай Петрович – Фенечка; Павел Петрович – княгиня Р. Любовь Павла Петровича и княгини Р. – […]…
  5. Характеристика героя Одинцова, Отцы и дети, Тургенев Одинцова Анна Сергеевна Одинцова – красавица-аристократка 29 лет, которую полюбил Базаров. Она относит себя к новому поколению дворян: проста, спокойна, лишена снобизма, проповедует свободу суждений и демократизм. По натуре Анна Сергеевна горда и умна. Рано оставшись без отца, она воспитала младшую сестру. Затем, счастливый случай свел ее с Одинцовым – богатым пожилым аристократом, который быстро […]…
  6. Характеристика героя Ситников, Отцы и дети, Тургенев Ситников Ситников – второстепенный персонаж романа Ивана Тургенева “Отцы и дети”, приятель и ученик Базарова, псевдонигилист. Ему свойственно тревожное напряжение, а также собачья преданность своему “учителю”. Он тщетно пытается подражать Базарову, делая его своим кумиром. В попытках вести себя свободно и дерзко, проявлять резкость суждений и поступков он выглядит комично. “Нигилизм” для Ситникова является своеобразной […]…
  7. Характеристика героя Кукшина, Отцы и дети, Тургенев Кукшина Кукшина Авдотья Никитишна или Евдоксия – второстепенный персонаж в романе И. С. Тургенева “Отцы и дети”, эмансипированная помещица, приятельница Ситникова, пседонигилистка. Она подражает самым крайним проявлениям радикализма, постоянно интересуется “женским вопросом” и положением женщин во всем мире, увлекается естественными науками, презирает Жорж Санд. По натуре, она развязна, вульгарна, неопрятна и глупа. Крайне редко в […]…
  8. ФЕНЕЧКА, АННА ОДИНЦОВА, КНЯГИНЯ Р. – ГЕРОИНИ РОМАНА И. С. ТУРГЕНЕВА “ОТЦЫ И ДЕТИ” КЛАССИКА И. С. ТУРГЕНЕВ ФЕНЕЧКА, АННА ОДИНЦОВА, КНЯГИНЯ Р. – ГЕРОИНИ РОМАНА И. С. ТУРГЕНЕВА “ОТЦЫ И ДЕТИ” Роман И. С. Тургенева “Отцы и дети” изобилует описаниями природы, самых разных характеров и социальных типов. Невозможно представить себе какое-либо художественное произведение без окружающей его героев атмосферы, ведь именно она служит той основной канвой, холстом для всех […]…
  9. Характеристика героя Аркадий Кирсанов, Отцы и дети, Тургенев Аркадий Кирсанов Аркадий Кирсанов – молодой дворянин, сын Николая Петровича Кирсанова и друг Базарова. Окончив университет, он вернулся в отчий дом в Марьине вместе с приятелем, которого считает своим духовным наставником. В отличие от Базарова, к “нигилизму”, то есть неприятию всего, он относится поверхностно, не углубляясь в подробности. Его просто привлекает ощущение свободы в этом […]…
  10. Фенечка, Анна Одинцова, княгиня Р. – героини романа Ивана Тургенева “Отцы и дети” Роман И. С. Тургенева “Отцы и дети” изобилует описаниями природы, самых разных характеров и социальных типов. Невозможно представить себе какое-либо художественное произведение без окружающей его героев атмосферы, ведь именно она служит той основной канвой, холстом для всех стежков, всех мазков, с помощью которых мастер создает затем свое живописное полотно. Вышивает. Рисует. Иными словами, творит. И […]…
  11. Образ и характеристика Павла Кирсанова по роману Отцы и дети (Тургенев И. С.) Павел Петрович Кирсанов – брат Николая Петровича, дядя Аркадия Кирсанова, аристократ-либерал, который, так же, как и брат, является представителем многовековой дворянской культуры. Для своих сорока пяти лет герою удалось сохранить хорошую форму, он строен и подтянут, а изящество и породистость всегда были свойственны ему от природы. В ранней молодости Павел Петрович пережил личную драму. Его […]…
  12. Образ Николая Кирсанова по роману Отцы и дети (Тургенев И. С.) Николай Петрович Кирсанов – дворянин, вдовец, отец Аркадия Кирсанова. Николай Петрович – человек уже немолодой, он многое повидал в жизни, пережил немало бедствий, но им не удалось сломить его стойкую натуру. Старший Кирсанов по характеру добрый, деликатный, чуткий и благородный человек. Это идеалист со вкусами и наклонностями романтика. На протяжении всей своей жизни он стремится […]…
  13. Какую роль в романе И. С. Тургенева “Отцы и дети” играют описания природы? по роману Отцы и дети (Тургенев И. С.) И. С. Тургенев – признанный пейзажист мировой литературы. Он гениально изображает психологию природы: она живет, дышит, меняется, гармонизируя с чувствами и переживаниями его героев. Тургеневские пейзажи имеют философскую направленность и часто символичны, связаны с вечными темами. Несмотря на ярко выраженную проблематику “Отцов и детей”, пейзажу в произведении отводится важная роль. В 60-е годы основные противоречия […]…
  14. Краткое содержание романа Отцы и Дети (Тургенев И. С.) Непримиримость и непонимание поколений детей и родителей трудность многовековая. Иван Сергеевич Тургенев в романе “Отцы и Дети” максимально раскрыл проблему примирения поколений. Отец Николай Петрович Кирсанов, рано овдовевший и самостоятельно воспитывающий единственного сына Аркадия, в течение многих лет старался максимально приблизиться к жизни сына. Стремился дружить с приятелями сына, всегда был рад, когда у них […]…
  15. Образ и характеристика Базарова по роману Отцы и дети (Тургенев И. С.) Базаров Евгений Васильевич – герой романа “Отцы и дети”(1862) И. С. Тургенева. Он является представителем нового движения разночинно-демократической интеллигенции. Называя себя нигилистом, Базаров отрицает основы уклада современной ему общественной жизни, отвергает любые авторитеты, высмеивает принципы, основанные на вере, не понимает восхищения искусством и красотой природы, а возвышенное чувство любви объясняет элементарно, ссылаясь на физиологию человека. […]…
  16. Тургенев, Анализ произведения Отцы и дети, План Анализ произведения Характер конфликта в романе основан прежде всего не на возрастных, а на общественных противоречиях. В 60-е годы XIX века в общественной жизни России появилось два направле­ния: демократы-разночинцы и либералы. Характер борьбы этих течений и отражен в произведении. Роман имеет особую композицию: он построен в форме диало­га, политических споров. Всего здесь 28 глав, причем […]…
  17. Отцы и дети – И. С. Тургенев 20 мая 1859 г. Николай Петрович Кирсанов, сорокатрехлетний, но уже немолодой с виду помещик, волнуясь, ожидает на постоялом дворе своего сына Аркадия, который только что окончил университет. Николай Петрович был сыном генерала, но предназначенная ему военная карьера не состоялась (он в молодости сломал ногу и на всю жизнь остался “хроменьким”). Николай Петрович рано женился на […]…
  18. Идейно-композиционное значение истории княгини Р. в романе Ивана Тургенева “Отцы и дети” Композиция является одним из важнейших средств раскрытия основной идеи произведения. Роман И. С. Тургенева “Отцы и дети” построен на соединении последовательного повествования и биографии главных героев. Если бы не было истории княгини Р., то не было бы параллелизма в судьбе двух главных героев: Базарова и Павла Петровича. Перед тем как поведать историю княгини Р., автор […]…
  19. Анализ персонажей по роману Отцы и дети (Тургенев И. С.) Павел Петрович Кирсанов был хорошо воспитанным человеком. Его манеры, привычки, поведение указывали на благородное происхождение. Даже проживая в деревне он вел себя так, как будто находился в высшем обществе. Николай Петрович Кирсанов очень отличался от брата. Он был человеком с более мягким характером, в нем было добродушие. Он очень любил своего брата и сыновей с […]…
  20. ИДЕЙНО-КОМПОЗИЦИОННОЕ ЗНАЧЕНИЕ ИСТОРИИ КНЯГИНИ Р. В РОМАНЕ И. С. ТУРГЕНЕВА “ОТЦЫ И ДЕТИ” КЛАССИКА И. С. ТУРГЕНЕВ ИДЕЙНО-КОМПОЗИЦИОННОЕ ЗНАЧЕНИЕ ИСТОРИИ КНЯГИНИ Р. В РОМАНЕ И. С. ТУРГЕНЕВА “ОТЦЫ И ДЕТИ” Композиция является одним из важнейших средств раскрытия основной идеи произведения. Роман И. С. Тургенева “Отцы и дети” построен на соединении последовательного повествования и биографии главных героев. Если бы не было истории княгини Р., то не было бы параллелизма […]…
  21. Какие черты “нового человека” в образе Базарова принимает и какие отрицает И. С. Тургенев? по роману Отцы и дети (Тургенев И. С.) Роман И. А. Тургенева “Отцы и дети” вышел накануне крестьянской реформы и вызвал бурные споры. В образе ключевого героя автор показал “нового человека”, наделив его достоинствами и отрицательными чертами характера. Уже с начала повествования через диалог в доме Кирсановых становится ясно, что Евгений Базаров принадлежит к нигилистам, отрицающим традиционные устои, искусство и все то, что […]…
  22. Взаимоотношения поколений по роману Отцы и дети (Тургенев И. С.) Роман “Отцы и дети” повествует о взаимоотношениях разных поколений. Многие писатели обращались и обращаются к этой теме. Она неисчерпаема. Так ли это все сложно? Иван Сергеевич Тургенев опубликовал роман в 1862 году, а он еще актуален. Начинается роман с семейного конфликта между отцом и сыном. Приезжает Аркадий Кирсанов домой не один, а с приятелем Евгением […]…
  23. Образ и характеристика Одинцовой по роману Отцы и дети (Тургенев И. С.) Анна Сергеевна Одинцова – красавица-аристократка, которую страстно полюбил “нигилист” Базаров. Одинцова является представительницей нового поколения дворян, которому свойственны демократизм, свобода суждений, отсутствие высокомерия и снобизма. Одинцова красива, умна и горда. Старик-муж после смерти оставил ей огромное наследство. Это обстоятельство дает героине возможность жить независимо, ни в чем не нуждаясь, и делать то, что ей вздумается, […]…
  24. Образ и характеристика Ситникова по роману Отцы и дети (Тургенев И. С.) Ситников – псевдонигилист, называющий себя учеником Базарова. Он пытается всегда и во всем подражать своему кумиру, быть таким же свободным и дерзким, демонстрировать такую же резкость поступков и суждений. Однако это подражание выглядит нелепым и комичным. В сущности, Ситников является карикатурной пародией на Базарова, которая слегка усложнена психологической разработкой образа. “Нигилизм” для Ситникова является возможностью […]…
  25. Кратчайшие содержание отцы и дети (Тургенев И. С.) И. С. Тургенев является автором романа “Отцы и дети”, где он противопоставил два поколения, две враждующие силы общества: консерваторы и либералы. В центре романа отчетливо виден конфликт Евгения Базарова и Павла Петровича Кирсанова. Павел Кирсанов – сын боевого генерала, воспитывался в пажеском корпусе. Имел “замечательную красоту, к тому же он был самоуверен”. Вышедши в офицеры, […]…
  26. Образ и характеристика Кукшиной по роману Отцы и дети (Тургенев И. С.) Авдотья Никитишна Кукшина – эмансипированная помещица, псевдонигилистка. Кукшина представляет собой крайнее проявление радикализма, она резка и непримирима в своих взглядах и оценках. Героиня интересуется “женским вопросом” (положением женщин в разных странах), увлекается естественными науками. Эта женщина вульгарна, развязна и откровенно глупа. К тому же, она неряшлива и неопрятна, в ней сложно разглядеть что-то человеческое, а […]…
  27. Тургенев “Отцы и дети”. Основное содержание – Что, Петр, не видать еще? – спрашивал, выходя на низкое крылечко постоялого двора, у своего слуги барин лет сорока с небольшим, в запыленном пальто и клетчатых панталонах. Слуга посмотрел снисходительно на дорогу и ответствовал: “Никак нет-с, не видать”. Барин, которого звали Николай Петрович Кирсанов, вздохнул и присел на скамеечку. У него в пятнадцати верстах […]…
  28. “Отцы и дети” Тургенев Написание романа “Отцы и дети” совпало с важнейшими реформами 19 века, а именно отменой крепостного права. Век знаменовал собой развитие промышленности и естественных наук. Расширилась связь с Европой. В России стали принимать идеи западничества. “Отцы” придерживались старых взглядов. Молодое поколение приветствовало отмену крепостничества и реформы. Базаров, нигилист, представляет “новых людей”, в качестве главного противника ему […]…
  29. Трагизм образа Базарова по роману Отцы и дети (Тургенев И. С.) Отношение автора к Базарову очень неоднозначно. На протяжении всего романа мы наблюдали и критику, и упреки, и восхищение, и сопереживание по отношению к главному герою. Автор наделяет Евгения Васильевича необыкновенным, пылким характером. Ему присущи стойкость, мужество, смелость, самообладание, упорство, ценизм, что в совокупности образует горючую смесь. Наш герой не такой как все, поэтому он нередко […]…
  30. “За невлюбленными людьми любовь идет, как привиденье”. Любовь в романе “Отцы и дети” В романе четыре любовных сюжета, 4 взгляда на эту проблему: любовь Павла Петровича к княгине Р., любовь Базарова к Одинцовой, любовь Аркадия к Кате и любовь Николая Петровича к Фенечке. Урок можно провести, работая в 4 группах. 1-я группа. Павел Петрович и княгиня Р. 1. Работая над лексикой VII главы, покажите, как изменился Павел Петрович […]…
  31. Из статьи “И. С. Тургенев. “Отцы и дети” Собственно говоря, отцы и дети изображены в литературе нашей не одним романом, что было бы не под силу и такому таланту, как г. Тургенев, а двумя замечательными романами, принадлежащими двум разным художникам, ошибавшимся и касательно выводов, которые могут быть сделаны из основной идеи их произведений. Г-н Гончаров думал, что на смену Обломовых идет поколение Штольцев, […]…
  32. Отцы и дети, Тургенев, Базаров и Павел Петрович Кирсанов Для того чтобы осознать конфликт романа во всей его полноте, следует понять все оттенки разногласий Евгения Базарова и Павла Петровича Кирсанова. “Кто есть Базаров?”-спрашивают Кирсановы и слышат ответ Аркадия: “Нигилист”. По мнению Павла Петровича, нигилисты попросту ничего не признают и ничего не уважают. Взгляды нигилиста Базарова можно определить, только выяснив его позицию. Вопрос, что признавать, […]…
  33. Любовная интрига по роману Отцы и дети (Тургенев И. С.) Особо ярко изображена любовь в романе “Отцы и дети”, где можно встретить две похожие любовные линии: Базарова и Одинцовой, Павла Кирсанова и княгини Р. Евгений Базаров проходит через многие испытания. Но испытание любовью перевернуло его жизнь, нарушило правила, по которым он жил. Ведь в начале романа Евгений Базаров отрицает любовь. Но, встретив Одинцову, он с […]…
  34. Краткое содержание романа Отцы и дети в сокращении (Тургенев И. С.) 20 мая 1859 года. Сорокатрехлетний помещик, Николай Петрович Кирсанов, выглядевший значительно старше своих лет, пребывая в состоянии сильного волнения, ждал на постоялом дворе Аркадия, своего сына, совсем недавно окончившего университет. Николаю Петровичу, являющемуся генеральским сыном, построить военную карьеру не удалось по той причине, что в молодости он повредил ногу и на всю жизнь остался “хроменьким”. […]…
  35. Дуэль Базарова и Павла Петровича Кирсанова в романе Тургенева “Отцы и дети” Испытание дуэлью. Пожалуй, нет более спорной и интересной сцены в романе И. С. Тургенева “Отцы и дети”, чем дуэль между нигилистом Базаровым и англоманом (фактически английским денди) Павлом Кирсановым. Сам факт дуэли между этими двумя мужчинами – явление одиозно, которого быть не может, потому что не может быть никогда! Ведь дуэль, это борьба двух равных […]…
  36. Краткое содержание “Отцы и дети Краткое изложение” Тургенев 20 мая 1859 г. Николай Петрович Кирсанов, сорокатрехлетний, но уже немолодой с виду помещик, волнуясь, ожидает на постоялом дворе своего сына Аркадия, который только что окончил университет. Николай Петрович был сыном генерала, но предназначенная ему военная карьера не состоялась (он в молодости сломал ногу и на всю жизнь остался “хроменьким”). Николай Петрович рано женился на […]…
  37. Сила и слабость базаровского нигилизма (по роману И. С. Тургенев “Отцы и дети”) “Нигилист, – проговорил Николай Петрович. – Это от латинского nihil, ничего, …это слово означает человека, который… который ничего не признает? – Скажи: который ничего не уважает…” Именно так герои романа Тургенева “Отцы и дети” характеризуют нигилизм – популярное философское течение 60-ых годов 19 века. Складывается странное ощущение – последователи нигилизма ничего не признают и не […]…
  38. Смысл названия по роману Отцы и дети (Тургенев И. С.) Для понимания “отцов и детей” необходимо иметь ясное представление о борьбе революционеров-демократов и либералов, о типе человека 40-х годов и о пришедшем ему на смену типе шестидесятника; о том, как на разных этапах общественной жизни решалась проблема “лишнего человека”; о появлении героя нового времени, человека дела, а не слова. Стало уже аксиомой предположение о том, […]…
  39. Тургенев “Отцы и дети” Философские взгляды Базарова и их испытания жизнью В романе И. С. Тургенева ” Отцы и дети” изображена Россия конца пятидесятых годов девятнадцатого века, время, когда демократическое движение только-только набирает силу. И в результате этого возникает конфликт между различными слоями общества: между теми, кто был сторонником либеральных взглядов и между теми, кто придерживался демократических воззрений. В […]…
  40. Тема любви в романе И. С. Тургенева “Отцы и дети” Роман И. С. Тургенева “Отцы и дети” как нельзя лучше раскрывает умение писателя угадывать “новые потребности, новые идеи, вносимые в общественное сознание”. Носителем этих идей в романе выступает демократ-разночинец Евгений Базаров. Оппонентом героя в романе выступает блестящий аристократ Павел Петрович Кирсанов. Однако это роман не только о столкновении двух идеологий, но и о взаимоотношениях “отцов” […]…

Источник: lit.ukrtvory.ru

(366 слов) В романах и повестях Ивана Сергеевича Тургенева часто встречаются самобытные и интересные женские образы. Писатель уделяет им особое внимание, а не только место рядом с главным героем. Одной из таких «самостоятельных» героинь является Фенечка — возлюбленная Николая Кирсанова.

Фенечка – крепостная девушка, на момент встречи с Базаровым ей 23 года.  Она осталась сиротой, после того как ее мать, Арина Савишна, работающая у Николая Кирсанова экономкой, умерла. Барин взял девушку под опеку и влюбился. Его можно понять, ведь Фенечка была хороша собой: светлая кожа, темные волосы и глаза, нежные руки и пухлые губы. 

У Фенечки уже есть сын, рожденный от Николая Кирсанова, что делает ее положение в имении двойственным: хозяин селит мать с ребенком у себя в доме, но скрывает их, так как Фенечка не является официально его женой. Скромная девушка не привыкла перечить, но, когда она выходит из своей комнаты, в ней чувствуется ее уверенность в том, что она находится на своем месте.

Фенечка — милая и скромная девушка, она постеснялась гостей – Аркадия и Базарова, и не сразу познакомилась с Евгением. Но именно с ней Базаров становится другим – добрым и искренним, одной Фенечке симпатизирует Базаров в доме Николая Петровича. Ее простота и естественность пленяют не только гостя, но и того, кто высказывался против ее брака с хозяином дома. Павел Петрович, несмотря на свое высокомерие, очень привязан к девушке и даже вызывает Евгения на дуэль, видя, как он целует девушку. После «схватки» Павел уже сам советует Николаю как можно быстрее жениться на Фенечке, а сам уезжает жить заграницу. 

Главными чертами Фенечки являются доброта, забота и способность преданно любить, что привлекает и героев, и автора. Именно мягкость и теплота девушки делают ее тургеневским идеалом. Сам писатель задается вопросом, что может быть лучше молодой и красивой матери со здоровым младенцем на руках? В романе никто открыто не упрекает Фенечку за рождение внебрачного ребенка –  Тургенев восхищается ее естественностью и добротой, но и немного сочувствует ее положению, ведь ей далеко не сразу удается наладить семейную жизнь. 

Однако героиня заслужила замужество, ее легкий и послушный нрав смог завоевать всех домочадцев. Именно образ Фенечки является воплощением природной натуры в ситцевом платье. Конечно, многим покажется, что она слабая и безвольная, но, на мой взгляд, именно внутренняя сила помогла Фенечке не растерять, а преумножить добродетели в таких сложных обстоятельствах.

Автор: Ирина Мельник

Источник: litrekon.ru

Судьба Федосьи

В романе читатель видит молодую женщину примерно 23 лет. Происхождение героини крестьянское. Можно предположить, что родители получили вольную, но остались крестьянами в имении барина. В 20 лет девушка осиротела: «отец умер давно», а мать «…умерла от холеры». Женщина становится постепенно все привлекательнее. Она хорошела с каждым днем. Автор сравнивает ее с летними розами, которые распускаются и начинают цвести. Федосья близка к настоящим русским барышням: она не загорала от солнца, а становилась румяной. Жара делала ее медлительной. «Тихая лень затягивала все тело» и «…отражалась дремотной томностью».

Внешность героини

Федосья Николаевна – приятная молодая женщина. Автор описывает ее через различные детали. Много эпитетов подбирает автор лицу героини: «молодое женское лицо», «горячая кровь…под тонкой кожицей миловидного лица», «бледное и маленькое». Темные волосы притягивают взгляды мужчин. Фенечка закрывает их то белым платком, то голубой косынкой, чтобы оттенить цвет пышных и блестящих локон. Руки белеют и сравнимы с молоком. Они нежные и мягкие, как у ребенка. Эпитет для внешности – хорошенькая. Уменьшительно-ласкательная форма слова добавляет в образ Фенечка пленительности.

Отношение с Кирсановым

Девушка-крестьянка, вернее всего, не смогла устоять перед напором барина – Николая Петровича. Уже вначале романа читатель узнает, что она неофициальная жена помещика. Отношения с женщинами ниже себя по положению не были исключением в прошлом столетии. Судьбы таких женщин незавидны. Не всегда к ним относились с уважением. Здесь ситуация не осложнена проблемами жестокости и унижения. Фенечка любит Кирсанова. Она понимает, что могло бы с ней произойти. С ребенком на руках Федосью ждет нищета и голод. Она благодарна мужчине, не требует другого к себе отношения. В конце романа Николай Петрович берет женщину в официальные жены. Такие союзы становились поводом для сплетен и пересудов, но, наверное, это верное решение помещика, осознавшего искренность и истинность чувств Фенечки. Свадьба прошла без свидетелей в приходской церкви. Характеристика Фенечка «Отцы и дети» дает надежду на тихое семейное счастье в будущем. Милая помещица – отличная мать и заботливая супруга. Читатель надеется, что происхождение забудут.

Любовь или благодарность

Женское чувство разнопланово и многолико. Любовь бывает настоящей, обманной, по расчету и из жалости. Роман предлагает рассмотреть еще один тип любви – из благодарности. В речи Фенечки в двух предложениях, описывающих отношение к Николаю Петровичу, четыре раза использован глагол «любить». Женщина говорит, что любит «всем сердцем», «одного на свете» любит, «век любить» будет. Это настоящая искренняя любовь, но есть и слова, в которых сквозит благодарность: если не любить – «жить не надо». Такое соединение благодарности, самоотречения и рассудка. Скромная крестьянка все-таки подчиняется разуму. Что это за любовь? Из страха остаться на улице с маленьким ребенком? Кирсанов говорит о женщине, как о прислуге: «поместил в доме», дал «две небольшие комнатки». В таких словах не чувствуется любви. Возможно, он стесняется своих чувств.

Источник: obrazovaka.ru


Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.