Как зовут родителей евгения базарова


Образы родителей Базарова — это тоже типы «отцов», но они ничего общего не имеют с Кирсановыми. Родители Базарова — бедняки, плебеи, «маленькие люди» и написаны Тургеневым удивительно тепло, ярко. Они запоминаются надолго и волнуют своей добротой, сердечностью, искренностью. Мать Базарова -типичная патриархальная дворяночка старого времени. Ей, по словам писателя, следовало бы «жить лет за двести, в старомосковские времена».

Арина Власьевна — религиозная, боязливая и чувствительная женщина, верившая во всевозможные гаданья, заговоры, сны, приметы, в конец света и т.д. Она вся отдалась заботам о сыне. Арина Власьевна больше всего думала о том, чтобы не помешать и не надоесть ему. Для нее вся жизнь и весь ее смысл заключались только в нем. Доброту, заботу матери Евгений всегда чувствовал и высоко ценил. В глубине души он любил ее. Больной, он просил ее, чтобы она причесала его. Базаров умирает с думой о матери. «Мать? Бедная! Кого-то она будет кормить теперь своим удивительным борщом?»,- говорил он в полубредовом состоянии. И хотя Тургенев писал, что подобные женские типы исчезали, все же в них он находил то простое, человечное, что было ему дорого и близко.


Отец Базарова — самобытный человек, жизнерадостный «штаб-лекарь», провинциальный философ. Это человек труда, дела; в то же время он любил помечтать, поговорить о великих мира сего — о Руссо, Горации, Цинциннате, о мифологических героях. Ему пришлось в жизни многое увидеть, потереться в различных сферах, побывать на войне против Наполеона, где он, как медик, щупал пульс у князя Витгенштейна и Жуковского. Василий Иванович свободно пользуется, хотя и недостаточно точно, латынью, научной терминологией. Живя в деревне, он стремится к тому, чтобы не зарасти мохом, не отстать от века в науке. Отец Евгения чувствует происходящие изменения в жизни и считает, что теперь настало такое время, « … что каждый должен собственными руками пропитанье себе доставать, на других нечего надеяться: надо трудиться самому».

Главными жизненными принципами Василия Ивановича являются труд и свобода. Он сам любит работать в саду, огороде, оказывает медицинскую помощь окрестным поселянам. Василий Иванович считает себя человеком отжившим, в сыне он видит свою смену. Все думы и помыслы его были связаны с ним, о нем он расспрашивал Аркадия. В отце заговорило чувство гордости, когда Аркадий сказал ему, что Евгений — «один из самых замечательных людей, с которыми я когда-либо встречался».


Василий Иванович верил, что Евгений прославит свое имя, будет знаменит, как ученый, получит известность в будущем не только как врач, но, очевидно, и как общественный деятель. Стоически, мужественно переносил он страдания, болезнь сына. Зная о безнадежности его состояния, Василий Иванович старался утешить себя, жену мыслью о выздоровлении. С каким восторгом говорил он о приезде Анны Сергеевны и врача. «Жив еще, жив мой Евгений и теперь будет спасен! -сказал Базаров-отец. — Жена! жена! .. К нам ангел с неба».
Но это был только последний и безнадежный крик самоуспокоения. В образах скромных, незаметных старичков Базаровых Тургенев показал таких людей, которых, по выражению Евгения, в большом свете днем с огнем не найдешь. Писатель создавал их с самой искренней любовью. Он опоэтизировал родителей в эпилоге, сказав о них трогательные слова.

Источник: info-shkola.ru

Несколько слов о сюжете романа

Итак, перед нами события, которые разворачиваются за два года до крестьянской реформы 1861-го. Роман начинается приездом Аркадия Кирсанова и его друга – Евгения Базарова – в именье родителей Аркадия – Марьино.

Уважаемые читатели! Рекомендуем вам прочитать драматическое произведение “Му-му” Ивана Тургенева.

Евгений – представитель того, что позже будет названо прогрессивной молодежью. Представителей этой своеобразной и маргинальной тогда прослойки прекрасно описал, в том числе, Борис Акунин в романе-эпопее «Приключения Эраста Фандорина». Итак, у Базарова и Кирсановых случается идейный конфликт и Евгений решает отправиться в город. За ним следует и Аркадий Кирсанов.


Повесть "Отцы и дети"

Базаров отличается приверженностью нигилистическим идеям, и в городе на балу у губернатора он знакомится с достаточно молодой вдовой – Анной Сергеевной Одинцовой. Последняя склонна принимать у себя представителей молодежного подполья того времени. В именье Одинцовой – Никольское – приглашаются и Аркадий с Евгением. Однако Анну пугают слишком открытые и откровенные романтические чувства к ней Базарова, и тот снова решает покинуть очередное разочаровавшее его место.

Дорогие читатели! Предлагаем вашему вниманию характеристику Павла Кирсанова” в повести Ивана Тургенева “Отцы и дети”.

Следующая «остановка» – дом родителей Базарова – Арины Власьевны и Василия Ивановича. Однако их специфика – это тема следующей части нашей статьи. А пока обратимся к логике дальнейшего развертывания сюжета.


Евгений быстро отягощается излишней любовью родителей, которых вскоре снова покидает. Путь снова приводит Евгения и Аркадия к Одинцовой, но та не выказывает теплоты при встрече с ними. В итоге наши герои в очередной раз оказываются в Марьино.

Евгений проводит некоторое время в доме родителей Аркадия, но вступает в конфликт с его дядей и стреляется с ним на дуэли – из-за девушки. Младший Кирсанов же уезжает в Никольское, где дает волю своим чувствам к Кате – сестре Анны Одинцовой.

Что касается Базарова, то он также вскоре снова покидает Марьино. В этих перипетиях Базаров переживает некое духовное и идейное обновление: он просит прощения у Анны, а также, вконец разругавшись с Кирсановыми, возвращается в родительский дом. Евгений также прерывает общение с Аркадием, который, наконец, все же признается в любви сестре Одинцовой.

Эпизод из повести "Отцы и дети"
Пребывая у родителей, Базаров оказывает помощь отцу – доктору. Однако после неудачного вскрытия трупа человека, умершего от тифа, Евгений погибает от заражения крови.

Василий Иванович Базаров

Что известно о внешности отца Евгения? Василий Иванович описывается высоким мужчиной худощавого телосложения. Он – человек не слишком богатый, но и не бедный. Крестьяне были у него в оброке, а всего имение насчитывало 22 души и принадлежало жене Базарова – Арине. Сам же Василий работал армейским хирургом.


Как отец, так и мать, не чают души в своем единственном сыне – Евгении. Некоторое новшество, витавшее в дореформенном воздухе, проявляется здесь в том, что культуролог Маргарет Мид назвала префигуративной культурой. Что же это означает? Например, это означает то, что отец учится у сына, а не наоборот, что было, безусловно, более привычно для того времени, да и вообще для патриархальной и консервативной российской культуры.

Отец воспринимает нигилистическое мировоззрение сына с любопытством. Он начинает активно изучать новейшие публицистические тексты, вникать в особенности современной мысли.

Но зачем? Потому ли Василий Базаров делал это, что и сам проникся искренними чувствами к последним культурным веяниям? Нет, он просто очень боялся потерять сына, он страшился, что тот отвернется от него, перестанет обращать на отца внимание. В итоге Василий запутывается и не может заново отыскать ориентиры в жизни.

На самом деле, позиция отца Базарова выражает его внутреннюю силу: как ни трудно ему было отринуть принципы, строгие и консервативные, в которых он был воспитан, он все же делает это, избирая приоритеты. Да, он стремится иметь образ просвещенного и современного человека, воспринимающего и принимающего прогрессивные идеи, однако читатель догадывается (что сделать вовсе и не сложно), что это лишь личина, в которую и сам герой старается поверить, но на деле он все так же остается консерватором, а не либералом.


Арина Власьевна Базарова

Как и супруг, она безумно любит сына и боготворит его. Арина не дворянка, она обыкновенная, простая и добродушная женщина. Если ее муж – высокий и стройный, то она низкого роста, суетливая и полноватая – хозяйка и любящая, заботливая мать.

Она покладиста и добра, но слишком уж старомодна в ее набожности и приверженности старым порядкам. Даже сам автор романа замечает, что ее рождение должно было произойти намного раньше, лет так на 200.

Кроме гордости за сына, она испытывает также страх перед ним. Но если Василий Базаров пытается наладить с ним контакт, то Арина замыкается в себе и старается вовсе обходить младшего Базарова стороной.

Она почти не говорит с ним и практически не выказывает своего отношения и чувств к сыну. Однако делает она это не потому, что хочет так, а лишь по причине, что знает: Евгений не любит излишних нежностей. Конечно, ее простота иногда выдает ее: бывает, что женщина плачет или бросается обнимать Базарова. Но эти порывы пресекаются либо же самим Евгением, либо же его отцом.

Эпизод из повести "Отцы и дети"


Родители Базарова – пример того, как отеческая и материнская любовь без границ, до уподобления собственного ребенка Богу, может оказать обратное влияние на этого ребенка: вместо того, чтобы приблизиться к Евгению, они стали от него бесконечно далеки, несмотря на все старания несчастных стариков.

Разрыв отцов и детей

Из романа видно, что образованный и начитанный Евгений тянется к похожим на него по уровню интеллектуального развития Кирсановым, однако и у них он не находит себе места. Что касается родителей Базарова, то нельзя сказать, что он не любит их: разумеется, любит, но он не может говорить с ними на одном языке.

Конечно, можно притвориться, что такой язык существует, но это все равно не позволяло Евгению вести дискуссии и интеллектуальные, идейные споры с его родителями. Как и многие ученые люди, внутренне Базаров частично усох, иссушился, словно слишком долго живущее дерево. Если вслушаться, всмотреться в образ Базарова-младшего, можно увидеть, насколько он несчастен и потерян, ведь его жизненная философия проповедует всеоотрицание, скепсис и постоянные сомнения.

Не все литературные критики, однако, соглашаются, что Базаров любил своих родителей. Между тем, не вызывает сомнений, что любовь Арины и Василия к сыну была слепа: это прослеживается не только в их словах, но и в каждом поступке. В Евгении был заключен весь смысл жизни Базаровых.


В конце романа мы видим, насколько тонка и хрупка идейная скорлупа: на умы людей, вроде Евгения Базарова, она влияет лишь в той мере, что перестраивает его поведение, а не внутреннюю сущность. Лишь умирая, он, наконец, говорит родителям, что любит их, и на самом деле всегда замечал и ценил их заботу. Но проявить свои чувства он не умел. Возможно, и прав был Кирилл Туровский, когда писал о том, что некоторым людям свойственно впадать в «печаль ума».

Источник: r-book.club

Родители Базарова

Василий Иванович Базаров – отец главного персонажа романа. Это человек старой закалки, воспитанный в строгих правилах. Его желание казаться современным и прогрессивным выглядит мило, но читатель понимает, что он, скорее больше консерватор, чем либерал. Даже в своей профессии лекаря, он придерживается традиционных способов, не доверяя современной медицине. Он верит в Бога, но старается не показывать свою веру, особенно перед женой.

Арина Власьевна Базарова – мать Евгения, простая русская женщина. Она малообразованна, сильно верит в Бога. Образ суетливой старушки, созданный автором, даже для того времени выглядит старомодным. Тургенев пишет в романе, что она должна была родиться лет двести назад. Она вызывает только приятное впечатление, которое не портит ни ее набожность и суеверие, ни ее добродушие и покладистость.

Взаимоотношение между родителями и Базаровым


Характеристика родителей Базарова явно показывает, что для двух этих людей нет ничего главнее, чем их единственный сын. Именно в нем заключен смысл их жизни. И совсем не важно, рядом или далеко находится Евгений, все мысли и разговоры только о горячо любимом и ненаглядном ребенке. От каждого слова веет заботой и нежностью. Старики очень трепетно говорят о сыне. Они любят его слепой любовью, чего нельзя сказать о самом Евгении: отношение Базарова к родителям любовью назвать сложно.

На первый взгляд, взаимоотношения Базарова с родителями теплыми и ласковыми назвать трудно. Можно даже сказать, что он совсем не ценит родительское тепло и заботу. Но это далеко не так. Он все видит и замечает, даже испытывает ответные чувства. Но вот проявлять их открыто, он не то, что, не умеет, он просто не считает нужным это делать. И окружающим не позволяет этого.

Базаров отрицательно относится к любым попыткам родителей проявить радость от его присутствия. Семья Базарова это знает, и родители стараются скрывать от него свои истинные чувства, не проявляют к нему повышенного внимания и не показывают своей любви.

Но все эти качества Евгения оказываются показными. Но понимает это герой слишком поздно, только когда уже находится при смерти. Ничего нельзя изменить и вернуть. Базаров понимает это, потому и просит Одинцову не забывать его стариков: «Таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать». Эти слова из его уст можно сравнить с признанием в любви к родителям, просто по-другому он не умеет это выразить.


Но отсутствие или проявление любви не является причиной непонимания между поколениями и воспитание Базарова яркое тому подтверждение. Он не отказывается от родителей, наоборот, мечтает, чтоб они его понимали и разделяли его убеждения. Родители стараются это сделать, но, все равно, остаются верными своим традиционным взглядам. Именно это несоответствие и приводит к проблеме вечного непонимания детей и отцов.

Источник: obrazovaka.ru

Василий Иванович Базаров — отец Евгения Базарова, отставной армейский хирург, владелец земли и крепостных крестьян. Образован и просвещен, чувствует, что сельская жизнь оставила его в изоляции от современных идей. Придерживается в целом консервативных взглядов, религиозен, любит сына. 
Арина Власьевна — мать Евгения Базарова, набожная последовательница православия. Очень суеверна. Она любит своего сына, глубоко обеспокоена его отречением от веры

Источник: a-otvet.ru

Образ и характеристика матери Базарова в романе «Отцы и дети» (Арина Власьевна Базарова)

Мать Евгения Базарова зовут Арина Власьевна Базарова. Это пожилая дворянка, владелица небольшого имения. Вместе с мужем Василием Ивановичем Базаровым старушка живет в своем имении в глубинке России:
О внешности матери Базарова известно следующее:

«…Арина Власьевна приблизилась к нему и, прислонив свою седую голову к его седой голове…»  

«…она тихонько положила свою мягкую ручку на его жесткую и широкую ладонь…» 

«…повел в дом ослабевшую старушку…» 

«…Арина Власьевна успела принарядиться; надела высокий чепец с шелковыми лентами и голубую шаль с разводами…» 

«…свое мокрое от слез, смятое и умиленное лицо, посмотрела на него какими-то блаженными и смешными глазами и опять к нему припала…» 

«…на пороге показалась кругленькая, низенькая старушка в белом чепце и короткой пестрой кофточке… <…> Пухлые ее ручки мгновенно обвились вокруг его шеи…»  

В молодости мать Базарова была очень милой девушкой, играла на клавикордах и говорила по-французски, но с возрастом расплылась и забыла музыку и французский язык:

«В молодости она была очень миловидна, играла на клавикордах и изъяснялась немного по-французски; но в течение многолетних странствий с своим мужем, за которого она вышла против воли, расплылась и позабыла музыку и французский язык.»

Арина Власьевна — умная и добрая женщина. Она ведет себя ласково и кротко с подчиненными и всегда дает подачки нищим:

«…Ты матери своей не знаешь, Евгений. Она не только отличная женщина, она очень умна, право. Сегодня утром она со мной с полчаса беседовала, и так дельно, интересно…» 

Мать Базарова является набожной и чувствительной старушкой. Она верит в разные заговоры, нечистую силу, приметы и т.д.:

«…в вас религия сильна; вот вам случай поставить ее на пробу…»  

«…Арина Власьевна сперва помолилась всласть, потом долго долго беседовала с Анфисушкой, которая, став как вкопанная перед барыней…» 

«Она была очень набожна и чувствительна, верила во всевозможные приметы, гаданья, заговоры, сны; верила в юродивых, в домовых, в леших, в дурные встречи, в порчу, в народные лекарства, в четверговую соль, в скорый конец света; верила, что если в светлое воскресение на всенощной не погаснут свечи, то гречиха хорошо уродится, и что гриб больше не растет, если его человеческий глаз увидит; верила, что черт любит быть там, где вода, и что у каждого жида на груди кровавое пятнышко; боялась мышей, ужей, лягушек, воробьев, пиявок, грома, холодной воды, сквозного ветра, лошадей, козлов, рыжих людей и черных кошек и почитала сверчков и собак нечистыми животными; не ела ни телятины, ни голубей, ни раков, ни сыру, ни спаржи, ни земляных груш, ни зайца, ни арбузов, потому что взрезанный арбуз напоминает голову Иоанна Предтечи; а об устрицах говорила не иначе, как с содроганием…»

 Она любит покушать, но при этом строго постится, когда это положено:

«…любила покушать – и строго постилась…»

Старушка Базарова любит поспать, но при этом она не ложится спать, если муж плохо себя чувствует:

«…спала десять часов в сутки – и не ложилась вовсе, если у Василия Ивановича заболевала голова;

За свою жизнь она прочла только одну книгу:

«…не прочла ни одной книги, кроме «Алексиса, или Хижины в лесу», писала одно, много два письма в год…»

Арина Власьевна Базарова — прекрасная женщина, по мнению Аркадия: 

Источник: www.literaturus.ru


Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.