Как не волноваться перед выступлением на сцене


Люди в зале не видят, как вы себя чувствуете, он видят только как вы выглядите и ведете себя.

Первое публичное выступление у Дарлин Прайс состоялось, когда ей было 15 лет. Она рассказывала о книге «Большие надежды» (Чарльза Диккенса) в 10 классе на уроке по английскому языку, который вела миссис Уивер. Она сильно нервничала и чувствовала, как дрожат ее руки, бьется сердце, трясутся коленки, вспотели ладони. Она стояла перед классом, и стоило ей посмотреть на своих одноклассников (33 человека), она замерла.

Время шло, слышались хихиканья. Миссис Уивер попросила 15-летнюю Прайс начинать выступление. Как только ее глаза встретились с глазами слушателей, все проявления нервозности исчезли, но не потому, что она стала спокойной, а потому что ослабела.

Через три десятка лет Прайс, автор и коуч по коммуникациям, автор книги «Хорошо сказано», президент компании «Well Said» (ведущая компания по обучению навыкам публичных коммуникаций), вспоминает, что едва могла стоять, когда тогда выступала».


medium_social_anxiety_treatment

Прайс говорит, что этот опыт в школе помог ей осознать, что для хорошего выступления не нужно избавляться от нервного напряжения, эмоций. Нужно управлять ими, чтобы эффективно общаться с аудиторией. Она также поняла, что то, что она осознала в десятом классе^ не является чем-то особенным. Фактически, исследования показывают, что страх публичных выступлений стоит в топе списка человеческих страхов. «Процентное соотношение варьируется в разных исследованиях, но справедливо сказать, что большинство из нас нервничают перед публичным выступлением», — объясняет она. «Как спикеры, мы часто боимся, что потерпим неудачу, растеряемся, нас буду критиковать, осуждать, сравнивать или отвергнут».

Физически мы нервничаем, беспокоимся, могут появиться такие симптомы: учащенное сердцебиение, тошнота, дрожащий голос, заикание, головная боль, головокружение, одышка, во рту пересыхает, начинаешь краснеть, коленки дрожат или можно даже упасть в обморок.

Но кроме угрожающего списка симптомов есть и хорошие новости. От того, что нервничаешь, не возникает негативных последствий. «Трюк состоит в том, чтобы не показывать эти проявления». Слушатели не видят, как вы себя чувствуете. Они только видят, как вы выглядите и ведете себя. Поэтому стоит научиться выглядеть и вести себя спокойно, уверенно и невозмутимо. Это именно то, что люди воспринимают и во что верят.

Далее перечислены 11 способов, как успокоиться перед выступлением:


2016-07-10_00-07-23

Подготовьтесь

«Изучите тему своего выступления заранее, тщательно подготовьте свою речь. Вы должны хорошо знать тему своей презентации», — советует Прайс. «Запомните правило шести «П»: тщательный Процесс Подготовки и Практика Предопределяют Превосходное Публичное выступление», — говорит она. «Прокрастинация приводит только к еще большему беспокойству».

2016-07-10_13-24-22

Изучите место своего выступления

«Не ждите, пока выйдете на сцену. Может так оказаться, что баннер закрывает половину аудитории от вас или с техникой возникнут проблемы. Или вдруг выяснится, что во время вашего выступления будут сервировать ужин», — говорит коуч по публичным выступлениям Иан Канлифф. Изучите место своего выступления заранее, проверьте расписание и график выступлений, проверьте оборудование до начала мероприятия.

2016-07-10_13-25-20

Практикуйтесь


Нет лучшего пути успокоить себя и быть уверенным в успешном выступлении, чем прорепитировать презентацию вслух, со слушателями, если возможно. «В идеале запишите эту репетицию и просмотрите», — говорит Прайс.

2016-07-10_13-26-06

Визуализируйте свой успех

«Спортивные псхилоги доказали, что способности атлетов визуализировать свой успех повышают шансы на победу», — говорит Прайс. – «Перед вашим следующим выступлением прокрутите его мысленно. Представьте, как вы говорите с уверенностью, как слушатели позитивно реагируют».

2016-07-10_13-26-51

Изучите своих слушателей.

Соберите справки заранее, чтобы узнать, что люди надеятся услышать от вас, — говорит Канлифф. – «Стоит приехать пораньше и поговорить с несколькими участниками мероприятия об их ожиданиях. Таким образом, у вас будет инсайдерская информация и дружелюбные лица в аудитории, вы сможете фокусироваться на них во время своего выступления».

Прайс соглашается: «Разговор помогает успокоиться, создать связь с аудиторией, выступать для людей, а не просто на людях».


2016-07-10_13-27-39

Практикуйте позитивное мышление.

Замените негативные мысли аффирмациями. Не зря это слово происходит от латинского affirmare – «сделать устойчивым, укрепить», — говорит Прайс. – «Скажите себе: «Я энергичный спикер», «я полный энтузиазма и обаятельный», «Я подготовлен и уверен в себе».

Как однажды сказал Генри Форд: «Если вы думаете, что можете, или вы думаете, что не можете – вы правы в обоих случаях».

2016-07-10_13-28-27

Делайте разминку и глубоко подышите выступлением

Найдите заранее место, где бы вы могли размяться или присесть пару раз. Или пройдитесь бодрым шагом по залу. «Это избавит тело от чрезмерного напряжения», – объясняет Прайс. – «В дополнение сделайте несколько глубоких вдохов. Вдыхайте медленно через нос, считая до трех, выдыхайте медленно через рот на четыре счета. Глубокое дыхание наполняет мозг кислородом».

2016-07-10_13-29-08

Три правды о публике: помните об этом


Первая:
Они верят, что вы эксперт, поэтому не говорите им, что это не так.

Вторая:
Они хотят следовать за вами, значит, они на вашей стороне.

Третья:
Они не знают, когда вы делаете ошибку, поэтому не говорите им об этом.

2016-07-10_13-30-00

Выучите начало речи

В начале выступления часто происходит выброс адреналина. Заучите первые несколько первых предложений вступительной речи, чтобы во время выступления не думать об этом. «Это даст вам возможность начать уверенно и произвести соответсвующее впечатление вместо нервозности», — говорит Прайс.

2016-07-10_13-30-49

Улыбайтесь

При искренней улыбке в мозг выделяются вещества, которые успокаивают нервы и создают ощущение, что все хорошо. Плюс это показывает публике, что вы рады их видеть и полны энтузиазма.

2016-07-10_13-31-34

Удостоверьтесь, что вы не выглядите нервным


Спикеры, которые просматривают видеозапись своих выступлений, почти всегда говорят: «Надо же, я не выгляжу нервным, хотя ощущал себя именно так». «Помните, публика не видит, как вы себя чувствуете. Они только видят, как вы выглядете и ведете себя», — говорит Прайс. Когда как спикер вы спокойно и уверенно выступаете (или хотя бы делаете вид, что вы так себя ощущаете), вы зарабатываете себе много очков: вам верят, вы нравитесь публике. «Когда вы в состоянии совладать с нервами, взять микрофон и создать связь с публикой, вы повышаете во много раз свои карьерные возможности», — заключает Прайс.

Источник: pronetworking.ru

Почему мы волнуемся перед выходом на сцену

Все очень просто. Выступление перед публикой — это стресс. Человек на сцене находится под прицелом множества глаз, становится объектом внимания большого количества людей, которые рассматривают, оценивают, сравнивают, делают определенные выводы.


Выступление перед публикой - это стресс

Впору бы бежать, а ты должен открыться, более того — контролировать ситуацию! Возникает испуг перед неизвестностью, негативным принятием себя всеми присутствующими, страх «потеряться» перед представительной и требовательной аудиторией.

Такое психоэмоциональное состояние считается совершенно нормальным, и оно свойственно каждому человеку. Только степень его может отличаться от легкого волнения у одних до панического состояния у других.

Что делать, чтобы не волноваться перед выступлением

Чтобы справиться со стрессовой ситуацией, можно использовать различные способы. Методы и приемы, помогающие побороть панику, условно можно разделить на группы:

  • практика осознания природы волнения;
  • физические упражнения;
  • аналитическая практика;
  • психологическая практика;
  • методы для снятия стресса перед самым выступлением;
  • приемы для снижения волнения в ходе выступления.

Практика осознания природы волнения

Задайте себе вопрос: из каких моментов складывается мой страх, чего я боюсь. Может, это «комплекс отличника», или боязнь большого количества людей, или ваш психотип интроверта сегодня не склонен к общению с залом.


Стремление к совершенству, конечно, похвально, но в разумных пределах. А это значит, что каждому свойственно ошибаться. И если у вас что-то пойдет не так, планета не сойдет со своей орбиты, а конец света не наступит. Для присутствующих, поверьте, это не будет иметь такого глобального значения, как для вас. Дайте себе право на ошибку!

Как не волноваться перед выступлением, когда стоишь один на сцене, а зал полон? Конечно, растеряться легко. Попробуйте сконцентрироваться на том, что вам предстоит сделать, а не на том, как вы выглядите со стороны и что о вас скажут слушатели. Если сосредоточиться на цели своего выступления, на установлении контакта с залом, на импровизации, то вы от этого только выиграете.

Если вы не очень-то любите быть в центре внимания и все больше находитесь «в себе», попробуйте найти удовольствие в активном общении с публикой. А вдруг понравится?

Если, например, постараться сделать свою речь максимально полезной и интересной для слушателя, то можно увидеть в ответ заинтересованные и внимательные лица, с удовольствием откликающиеся на ваши шутки и одобрительно поддерживающие вас. Это поможет избавиться от волнения и в корне изменит ваше отношение к публичным выступлениям.

Физические упражнения

Убрать мышечные зажимы, преодолеть волнение перед выступлением, внутренне расслабиться, помогут упражнения для тела:

  1. Постукивание по грудине в районе вилочковой железы. Этот прием, выполняемый в течение 15 секунд легкими ударными движениями, тонизирует, наполняет энергией.
  2. Активные движения — приседания, отжимания, быстрая ходьба помогают побороть волнение перед выступлением и избавляют от гормона стресса адреналина, который наш организм активно вырабатывает в состоянии тревоги и страха.
  3. Дыхательные техники. Про них мы расскажем немного подробнее.

То, как мы дышим, непосредственно влияет на наше физическое и эмоциональное состояние. Дыхание при волнении поверхностное и неровное.

Исправить ситуацию помогут полезные дыхательные техники:

  • Если дышать, делая глубокие медленные вдохи и выдохи, это поможет успокоиться, сконцентрировать внимание, приведет в равновесие и даст возможность бороться со стрессом на сцене.
  • Дыхание с удлиненным вдохом и резким выдохом активизирует жизненные силы. Если вы утомлены и ощущаете вялость, например, после выступления, попробуйте взбодриться с его помощью.
  • Дыхание с акцентом на длинном выдохе, наоборот, снижает возбудимость, расслабляет. Вдох — раз, два; выдох — раз, два, три, четыре.

Аналитическая практика

Если вы не творческий человек, который реагирует на происходящее в настоящем моменте, а по складу ума — человек-аналитик; если вам необходимо все спланировать и просчитать, чтобы никакая непредвиденная случайность не лишила вас опоры под ногами, то вот несколько советов.

Чтобы не волноваться, подготовьтесь к выступлению

Минимизируйте неизвестность, тщательно подготовив свое выступление:


  1. Структурируйте текст, позаботьтесь о грамотном его содержании, не забудьте о выразительной его подаче.
  2. Изучите свою аудиторию, составьте список возможных вопросов, которые могут у нее возникнуть, и дайте исчерпывающие ответы на них.
  3. Обязательно отрепетируйте свое выступление. Сделайте видеозапись для того, чтобы проработать слабые, на ваш взгляд, отдельные моменты.
  4. Продумайте, во что вы будете одеты. Позаботьтесь, чтобы неудобство одежды или обуви не добавляло стресса к и без того сложной для вас ситуации.
  5. Постарайтесь накануне пораньше лечь спать, чтобы в день выступления чувствовать себя отдохнувшим и меньше волноваться.

Психологическая практика

Психологический аспект, пожалуй, самый важный. И речь пойдет об уверенности в себе.

Уверенность к себе - фундамент успеха

Что такое уверенность в себе?

Это:

  • внутренняя независимость от оценок;
  • понимание того, что я и мое выступление могут кому-то не понравиться — это нормально;
  • готовность к конструктивной критике и использование ее для саморазвития;
  • когда нет претензий на непогрешимость, а есть самому себе данное право ошибаться;
  • желание поделиться своими наработками, знаниями, хорошим настроением, принести пользу людям, пришедшим на встречу с тобой и быть им благодарным за это.

Внутренняя сила будет видна зрительно и ощутима на подсознательном уровне. Непринужденная поза, уверенный голос, плавные движения и жесты, доброжелательный взгляд и море обаяния. А волнение — это драйв от встречи с залом.

Если уверенности в себе нет, над этим надо работать, ее надо в себе воспитывать.

А параллельно — учиться выступать публично, используя следующие техники, чтобы справиться с волнением:

  1. Представляйте свой успех. Нарисуйте мысленно себя в образе оратора, которому рукоплещет зал. Это более конструктивно, чем картина своего провала в мельчайших деталях. Проигрывая свой успех в мыслях и подкрепляя его положительными эмоциями, вы влияете на результат.
  2. Испытывайте к аудитории дружеские чувства, тогда не будет подсознательного желания прятаться и защищаться. Захочется искреннего взаимного общения.
  3. Устанавливайте с публикой зрительный контакт. Чтобы не обращаться в никуда, найдите в зале несколько симпатичных лиц и посвящайте свою речь им.

Методы для снятия стресса перед самым выступлением

Чтобы перестать волноваться перед самым выступлением, постарайтесь прибыть на место заранее — не стоит в этот день привносить спешку и лишнее напряжение, связанное с нежеланием опоздать. Тогда у вас будет время осмотреться и вжиться в роль.

Если чувствуете, что волнение вас накрывает, разомните шею наклонами и вращением, встряхните кисти рук, потрите энергично ладони одна о другую, поработайте пальцами ног, сжимая и разжимая их.

Если есть возможность уединиться, воспроизведите мысленно приятные события, которые есть у каждого из нас, и погрузитесь в них, чтобы снять психоэмоциональное напряжение.

Придумайте для себя напутствие, что-нибудь вроде этого: «Я волнуюсь, потому что хочу, чтобы мой труд был максимально полезен собравшимся здесь людям. И у меня это получится!»

У меня все получится!

Приемы для снижения волнения в ходе выступления

Чтобы не волноваться во время выступления, прибегните к таким хитростям:

  • если пару раз надавить на мочку уха, это поможет сконцентрироваться, когда мысли «разбежались»;
  • невзначай уронить ручку или тетрадь, а поднимая — собраться с мыслями;
  • держать в руках карандаш, чтобы руки не летали;
  • наденьте на себя маску уверенности — прямая спина, спокойный взгляд, ровный голос, располагающая улыбка — и сыграйте роль;
  • шутка, обращенная к залу, искреннее признание в своем волнении — и публика обязательно откликнется пониманием и поддержкой.

Еще несколько советов, или что делать, если…

Если вы задались целью научиться выступать перед аудиторией и при этом не волноваться, надо много в этом практиковаться. Это тот случай, когда количество переходит в качество.

Если вы участник корпоративного застолья, произносите тосты.

Если вы общаетесь с друзьями, войдите в роль и превратите обычный треп в диалог со слушателями. Друзья могут ничего не заметить, а могут задаться вопросом, все ли в порядке.

Если вы полны решимости преодолеть страх публичных выступлений, выступайте, как только представится случай. И тогда навык говорить, находясь в центре внимания и чувствовать себя при этом комфортно, станет привычкой. Кстати, такая практика — эффективный путь к преодолению неуверенности в себе.

Напутствие

Развивайтесь, набирайте опыт публичных выступлений, верьте в себя, получайте удовольствие от общения с широкой аудиторией, делитесь своими знаниями с другими и …не волнуйтесь. У того, кто целенаправленно движется к цели, точно все получится! Удачи в борьбе с волнением перед выступлениями!

Источник: KakGovorit.ru

10 простых приемов для снижения волнения, или "Как мастер блоху подковал"

Живало-бывало, а и жил на белом свете Мастер. Какой такой? Мастер дела. Каково то дело было – не ведаем. Мноооого он знал – был настоящий умелец… Ах, да! Он работал в кузнице.

— Значит был кузнецом?

— Да! Слава шла по всей округе, мол, подковать может любую животину какую, даж блоху.

— Ого, блоху!

И собралась вкруг того Мастера толпа учеников: «Расскажи да расскажи, дяденька, как ты блоху подковал?!»

Приосанился Мастер гордо. Руки обтер тряпицей чумазой, обхватил рукой бороду и занял позицию поучателя. Обвел всех взглядом…. Увидел множество глаз, любопытных и просящих, интересующихся и пытательных… и оторопел слегка: сколько же вас! Вдохнул еще раз – воздуха не хватает. Желается сказать, да голос дрожит. Ноги будто ватными стали. Ответственность-то какая! Не дай Бог оплошать да не то рассказать! Потом ведь разнесут по всему белу свету!…

СТОП! Дружище рассказчик, давай на время оставим бедного Мастера в покое и обратимся к слушателям…

 

Знакомая ситуация, не правда ли?

В своем деле мы с вами часто можем подковать любую блоху – но рассказать об этом на публике – Боже упаси! Пусть лучше идет кто-то другой.

Ага. И кто-то другой вместо вас стяжает славу, деньги, успех.

Не надоело? Пора подковать свой страх вместе с Мастером!

 

10 простых приемов для снижения волнения

Прием 1. Отпусти блоху.

Давайте ответим на несколько вопросов:   

Что такое страх? Как он ощущается? В чем? Где он располагается в теле?

Да-да, примерно так: где-то в горле комок, ноги трясутся, руки дрожат, дыхание перехватывает. У каждого может быть по своему, но факт остается фактом: здесь не до убедительности. Мы очень часто слышим такие фразы: борись, побеждай, преодолевай!

Друзья, кто сказал, что нужно бороться со страхом? Приводит ли к положительным последствиям борьба с вредными привычками? Например, ты проявляешь силу воли, гордо всем объявляешь, что тебе хватит терпения и усердия. И часто срываешься. Не просто часто. Постоянно.

То же самое и со страхом: если держаться на одной силе воли, бороться с ним, запрещать себе волноваться, держать СЕБЯ В КУЛАКЕ – и все под полным контролем – на это уйдет неизмеримо больше сил и нервов, чем если просто освоить свой страх. Познакомиться с ним. Описать его и мысленно поприветствовать («Эй, привет, блоха! Ты совсем маленькая, хоть и неприятная!»). И не бороться, а просто отпустить.

Что же делать, когда перед публичным выступлением страх не позволяет расслабиться?

 

Прием № 2. Стряхни блоху.

Вспоминай: страх сидит в животе. Забирается за шиворот. Пробегает по ногам. Тонкой струночкой дрожит в спине. Бррр! Даешь физическую встряску! Для снятия любых зажимов в теле, которые мешают нам здраво мыслить и нормально говорить, полезно еще сильнее дать  нагрузку, а затем расслабиться. Поэтому напряжение-расслабление крупных групп мышц (икры, колени, бедра, ягодицы, живот, спина, грудь, плечи, шея, лицо – и сбросили!) будет как нельзя кстати. Можно поприседать или поотжиматься за сценой, широко зевнуть.

 

Прием № 3. Добавь энергии.  

Но страху маловато. Он бежит по коже, предательски холодя кожу, создавая вокруг атмосферу сгустившегося напряжения. Что делать? Нужна простенькая энергетическая зарядка, которую может выполнить любой. Расставьте ноги на ширине плеч, почувствуйте, как снизу вверх восходит поток энергии Земли, протекает сквозь ваше тело и фонтаном вырывается наружу. Точно так же представьте, как нисходящий поток энергии неба пронизывает вас сверху вниз и вытекает фонтаном внизу. Постойте так некоторое время. Впитывая энергию, которая сбрасывает зажимы. Соедините энергию фонтанов вокруг себя, уплотните мысленно.Вперед – к выступлениям!

 

Прием № 4. Дыши свободно.

Каково дыхание человека, которого волнение берет за горло? Верно! Прерывистое. Страх скользкой рукой нащупывает, к чему бы еще присосаться. С телом все окей, он берется за дыхание… Но не тут-то было – мы противимся самым обычным способом = по-детски «от противного». Страх учащает – мы замедляем дыхание (пара глубоких вдохов, двойной вдох-выдох). Страх прерывает нас – мы отвечаем ему тем же. Например, используя отличную технику под названием «Дыхание шариком».

Профессор Херри Херминсон из Новой Зеландии, занимался подготовкой спортсменов к различным экстремальным ситуациям и предлагал этот способ для снятия страха и перенесения из негативного будущего в настоящее. Именно этой технике он научил всемирно известного альпиниста Хилари, который одним из первых покорил Эверест. Во время восхождения на вершину мира Хилари неоднократно применял ее для снятия страха. Закройте глаза и представьте перед собой легкий теннисный шарик. Вдох — и шарик медленно и плавно поднимается от центра вашего живота к горлу. Выдох — и шарик так же плавно опускается вниз.

Когда мы тревожимся или боимся, шарик либо замирает в одной точке, либо двигается быстро, скачка ми. Если мы спокойны, уверены в себе, шарик движется плавно, ритмично. В ситуации тревоги, страха надо добиться, чтобы шарик двигался именно так.

Словом, именно МЫ НАВЯЗЫВАЕМ СТРАХУ СВОЕ ПОВЕДЕНИЕ. Именно МЫ играем с ним. Не боремся. Просто позволяем ему спокойно уйти из тела.

 

Управляем эмоциями

Прием №5. Позитивная фраза.

Окей, блоха спрыгнула с тебя, но сидит перед тобой на столе и посылает тебе энергию отрицательных мыслей, зная, что еще с детства тебя цепляли эти слова: «Я не справлюсь! Не смогу! Опозорюсь». Увы и ах, скольким эти внутренние фразочки-паразиты портили жизнь!  Предлагаем освободить место для новых мыслей. Что если их переделать с точностью до наоборот?

Я смогу!

Я сделаю это!

Я самый лучший!

У меня все получится!

Харизматичный оратор – это я!(как себя не похвалить?)

У всех получается. Я что, рыжий?(тереблю конкурентную жилку)

Соберись, тряпка!(можно и пожестче)

Все будут мне аплодировать!

 

Крылатые фразы:

Смелым судьба помогает.

Счастье всегда на стороне отважного.

 

Строчки из песен:

Я пью до дна за тех, кто в море! За тех, кого любит волна! Затех, комуповезет!

We are the champions, my friend!

 

Такие внутренние фразы стоит прокручивать в голове перед выступлением, перед выходом на сцену и даже во время него. Название аффирмация как нельзя лучше отражает суть приема: toaffirm по-английски означает «утверждать». Эти позитивные утверждающие фразы помогут вам настроиться на волну успеха и выступить блестяще! Создайте копилку лучших для себя!

Прием №6. Позитивный жест.

В паре с внутренней фразой, которая помогает вам справиться с волнением, с трудными ситуациями при выступлении (сложный вопрос, трудные слушатели в аудитории и др.) под ручку ходит так называемый заводящий или позитивный жест.

Вспомните, как радостно вы всплескиваете руками при виде давно знакомого человека (хлопок)! Как смачно фиксируете: «Йес!», когда что-то удалось на славу (рука согнута в локте и резко отводится вниз и назад). Как потираете руки от удовольствия, предвкушая нечто вкусненькое!

Наше тело помнит приятные моменты, связанные с этими и десятком других жестов! Наше тело словно форма для эмоций, которые мы можем вызволить в нужный момент, использовав те или иные заводящие жесты!

Вот некоторые идеи подобных.

Рубануть рукой воздух как шашкой.

Зафиксировать руки в районе груди с крепко сжатыми кулачками (На счастье, мол).

криком «Ххха!» выбросить руку вперед, затем вторую – и почередовать так несколько раз.

Приосаньтесь, наденьте т.н. «корсет уверенности»: распрямите плечи, голову поднимите вверх, на лице улыбка. Постойте так несколько минут. И в бой!

 

Прием №7. Улыбка.

Настроиться на положительные эмоции можно также с помощью мимики.

Среди лучших даосских техник встречается очень простое и действенное упражнение: «Смеющийся цигун»: начните улыбаться себе в зеркале (минимум минута), затем рассмейтесь весело (даже если не хочется), усильте смех, позвольте ему быть утрированным (минут 5), закончите упражнение на легкой улыбке, которая теперь не сойдет с вашего лица до конца дня!

Конечно, скажет читатель, вам-то легко, у вас вон какой опыт выступлений. А мне-то чего смеяться? Но с чего-то стоит  начать, например, с улыбки! Эта техника как минимум принесет вам хорошее настроение, как максимум – блестящее выступление.

 

Однажды в аэропорту ко мне подошел мужчина и сказал, что всю дорогу наблюдает за моими эмоциями. Он был поражен тем, что я все время приветливо улыбаюсь. «Буду брать с вас пример!» — буркнул он, расплылся в бодрой улыбище и был таков. Меня задумало над тем, что я даже не контролирую процесс – хорошее настроение приходит с каждым новым днем. И, конечно, с каждым новым публичным выступлением! 

 

Прием № 8. Перепиши сценарий в +

Я вышел на сцену. Все в удивлении осмотрели мой внешний вид. Критически прикинув, что костюм на мне из коллекции прошлого сезона, к тому же не самой дорогой. Скептически прищурили глаза. Начали перешептываться, когда я произнес первую фразу. Кто-то явно зевал, кто-то откровенно болтал по телефону, кто-то выкрикивал грубости из зала. В середине выступления мне стали задавать сбивающие с толку вопросы, неуместные и невнятно сформулированные, а затем и вовсе гуськом потянулись из зала разочарованные…

Неприятно? Так зачем рисовать в голове самые худшие сценарии выступления? Ой, все будет плохо, текст забуду, бумаги растеряю, на вопросы не отвечу!

Наилучшим образом помогают снять волнение именно позитивные сценарии. И мы снова осваиваем технику «перевертыша» с  ног на голову.

Теперь будем рисовать только радужные картинки:

Я вышел на сцену. Все аплодировали мне. Глаза их сияли. Слушатели внимали, затаив дыхание. Я отвечал на вопросы с блеском, давая много полезной информации даже для профессионалов. По залу пробежал шепоток восхищения, когда я закончил выступление и подвел итоги. Ура! Блеск! У меня все получилось!

Стоит обратить внимание на то, что приведенные здесь сценарии описаны как случившееся. Можно проговаривать в настоящем (Я выхожу на сцену…) и будущем (Я выйду на сцену…), но эффект от того, что вы просто бесстрастно фиксируете будущий успех как свершившийся факт – неизмеримо выше! Прорисовав подобный позитивный сценарий, вы тем самым уже запускаете механизм успешного публичного выступления. И делаете первый шаг на сцену.

 

Прием № 9. Смени фокус внимания

Что делать, если волнение не отпускает в самом начале выступления или презентации? Смотришь на зал – и встречаешься взглядом с тем самым «трудным» слушателем, которому все равно. Позевывает, смотрит на часы, руки скрестил на груди… Неопытные ораторы продолжают смотреть именно на это лицо, высасывающее из них энергию.

Секрет прост: смести взгляд на тех, кто в данный момент позитивно настроен, кивает, улыбается, поддерживает. Может быть, это друзья, знакомые или просто те люди, с которыми вы успели переговорить ДО начала выступления.

Несколько минут – и весь зал у твоих ног. Истинно так. Недаром говорится: «Чаще смотрите в глаза людей, которые вам дороги. В них вы найдете ответ». Опытный оратор ищет ответ в глазах благодарных слушателей.

 

Прием 10. Измени значимость.

Мы боимся публики, ибо: «Они такие крутые (профессионалы, богатые, опытные и т.д.)».

Мы боимся выходить на публику, ибо: «У меня мало опыта, я знаю меньше них, я такой маленький человек перед этими великими людьми».

Мы боимся самого выступления, ибо: «Это тааааааакое важное-важное-важное-важное-важное-важное событие для меня!». Точно.

И на тройной замок значимости запираем всяческую возможность успешно, достойно и с кайфом выступить на сцене. Почему? Потому как завышаем значимость события , значимость слушателей и занижаем свою.

Прием осуществляется в три простых шага: повысить свою значимость, понизить значимость аудитории, понизить значимость события.

Кем я могу себя представить? Произнесите внутри себя фразу: «я захожу в зал – и ВСЕ меня слушают ооочень внимательно!» А теперь загадайте загадку: «Кто я в этом случае?» Да-да, полезно представить себя… королевой английской, принцем Уэльским, президентом в конце концов. А может Терминатором или Бэтменом? Неважно кем – главная идея: я важнее!

Кем я могу представить публику? Внутренняя фраза-тест: «Они такие милые, родные». Загадка-вызов: «Кто они?» Скорее всего дети. В 100% случаев на всех проводимых мной тренингах люди дают этот вариант. Дети любят слушать. Внимать. Интересоваться. Смеяться легко и непринужденно. В каждом из нас, самом серьезном и бизнесовом, лощеном и дорогом, упитанном или стройном – живет ребенок! Используем этот образ и впредь не будем бояться публики!

И о событии: вы знаете, что солнце светит счастливым. Но оно также БЕСПРЕСТАННО светит и тем, кто что-то не доделал, что-то провалил, не очень хорошо выступил. Оглянитесь вокруг: что страшного произойдет, если вы выступите из рук вон? Кто-то умрет? Отощает? Одичает? Погаснет это страстное до жизни солнце? Нет же. Так не бойтесь идти вперед, предварительно снизив значимость, и быть довольным собой и жизнью!

 

Когда меня вопрошают о роде занятий, мой ответ всегда таков: «Я помогаю людям получать удовольствие…» Пауза тянется секунды три. Фраза интригует и вызывает интерес, после чего я скромно добавляю «…на сцене».

Поэтому наша с вами задача, Мастер, подковать блоху. Обуздать свой страх. И наконец ПОЛУЧАТЬ КАЙФ НА СЦЕНЕ.

 

1.     Знакомство со страхом.

2.     Физическая встряска.

3.     Энергетическая зарядка.

4.     Работа с дыханием.

5.     Позитивная фраза.

6.     Позитивный жест.

7.     Улыбка.

8.     Позитивный сценарий.

9.     Смена фокуса внимания.

10.   Игры со значимостью.

 

Александра Пожарская,

руководитель Академии риторики «Мастер слова»

Источник: orator.biz

Как не волноваться перед выступлением

Выступления перед аудиторией — источник серьезного стресса. Волноваться перед ним и во время произнесения речи нормально, это заложено в человеческой природе. Но любой страх — рычаг, активизирующий инстинкт «нападай или беги». Гормональный всплеск заставляет сердце биться быстрее, а дыхание — учащаться, мы дрожим, мысли путаются. По результатам исследований, страх публичного выступления — второй по распространенности после ужаса, который вызывает смерть. Существуют способы побороть его и стать уверенным, спокойным и убедительным оратором.

Причины и основные пути борьбы с волнением

Корень проблем кроется во все тех же инстинктах. Направленное на себя внимание мы неосознанно воспринимаем как угрозу, буквально оружие, которое смотрит нам в лицо. Это порождает физически неприятный стресс и закрепляет боязнь. На когнитивном уровне мы страшимся неизвестности, направленного на человека внимания всех присутствующих, негативного принятия аудиторией, опасаемся не достичь цели. Все это — абсолютно нормальные психоэмоциональные проявления, свойственные людям всех возрастов и профессий. Осваивайте упражнения, которые помогут справиться со стрессом. Их условно делят на группы:

  • практики по принятию и осознанию страха;
  • психологическая и аналитическая подготовка к выступлению, уменьшающая волнение;
  • физические упражнения, направленные на снижение стресса и внешних проявлений страха — тренировка дыхания, голоса, жестов;
  • приемы подготовки непосредственно перед выступлением (за полчаса до него и меньше);
  • способы снять волнение во время произнесения речи на публике.

Отдельный вопрос — препараты-стимуляторы, которые якобы помогают не волноваться, и прочие средства «с недоказанной эффективностью». Если вы придаете значение психологии цвета, нет ничего плохого в использовании красных аксессуаров и белья — они, по утверждению хромотерапевтов, борются со страхами. Поклонники античности и символизма могут активизировать энергии Гермеса, греческого бога красноречия, с помощью кольца на мизинце — пальце, посвященном «проводнику душ». Чего стоит избегать, так это алкоголя, седативных препаратов (даже валерианы) — их действие не контролировано и приводит к печальным последствиям. Не стоит плотно наедаться перед произнесением речи, иначе вас потянет в сон. Кофе тоже не стоит злоупотреблять, оно вызывает беспокойство и делает вас нервным. Если хотите успокоиться, съешьте 20-50 гр. шоколада или банан. Содержащиеся в них нутриенты уменьшают волнение и стресс.

Подготовка к выступлениям

Первый этап — принятие страха. Нужно осознать, что чувствовать его не стыдно, он преодолеваем и кроется только в нас самих. Учась справляться с волнением при выступлениях, оратор приобретает незаменимый навык и преодолевает важную ступень развития мастерства. Стать менее скованным, перестать нервничать не так трудно, как кажется — это лишь наши мысли, и их можно обуздать:

  • напомните себе, что небольшое волнение перед произнесением речи полезно — оно тренирует сосудистую систему (многие даже находят его приятным);
  • откажитесь от стремления быть совершенным и признайте за собой право на ошибку;
  • примите факт о том, что аудитория не обязательно будет критиковать вас, как вы сами это делаете — зачастую ошибки, которые мы считаем вопиющими, слушатели просто не замечают.

При подготовке уделите внимание проработке текста, это уменьшит тревогу перед неизвестностью. Сделайте план, выстройте структуру доклада, отрепетируйте речь перед зеркалом, запишите себя на видео или диктофон. Подумайте, какие вопросы вам могут задать зрители, узнайте, в каком месте вам предстоит выступать. Поработайте над тремя каналами восприятия выступления: что говорит оратор, как он это делает, и что показывает невербально. Продумайте свой имидж, подготовьте одежду заранее. Она, а также обувь, прическа и лицо (макияж или груминг) должны быть безупречны. Образ должен быть гармоничным, даже модным, но не чрезмерно. Важно и удобство: при произнесении речи нельзя беспокоиться о натирающей обуви, неудобных каблуках или тесном пиджаке. На этот важный день не стоит планировать иных стрессовых мероприятий (визит к стоматологу или налоговому инспектору), а перед ним лучше выйти на прогулку и пораньше лечь спать. Психологические упражнения на преодоление страха:

  • формулирование: четко дайте определение источнику страха и месту его «расположения» в теле, причине беспокойства;
  • экстраверсия: настройка на открытость, контакт с аудиторией;
  • «самое страшное»: ответьте себе, что произойдет, если вы провалитесь, вас публично осмеют — утрируйте, чтобы вам самому стало весело (смех — лучшее средство от боязни).

Физиологические упражнения — управление дыханием и телом

Если выступление вас страшит, проявляются физиологические признаки волнения — взгляд бегает, голос и руки дрожат, появляются ненужные, хаотичные жесты, вы начинаете говорить слишком тихо или кричать. Повысившийся адреналин и учащение сердцебиения приводят к покраснению лица, расширению зрачков. Признаки волнения заметны аудитории, она неосознанно их ощущает и теряет расположение к оратору. Чтобы справиться с физиологическими проявлениями стресса, нужно убрать мускульные зажимы и научиться контролировать свои мышцы и связки. Прежде всего, займитесь дыханием. Оно напрямую связано с нашим эмоциональным состоянием, «выдает» волнение из-за выступления — становится прерывистым, учащенным, поверхностным. Глубокое дыхание помогает выровнять голос, убрать из него дрожание и скрипы из-за нехватки кислорода в легких. Бороться со стрессом помогает выполнение специальных упражнений в течение 5-10 минут. Классический прием — чередование глубокого плавного вдоха и резкого выдоха или двойной вдох/двойной выдох. Полезно дыхание «квадратом»: по две секунды удерживайте вдох-паузу-выдох-паузу. Упражнение «шарик», разработанное профессором Х. Херминсоном для подготовки спортсменов-экстремалов, снимает страх и концентрирует внимание. Нужно закрыть глаза, представить себе мячик для пинг-понга — он поднимается на медленном вдохе от живота к гортани и также плавно опускается на выдохе. Расслабиться и успокоиться вам помогут и физические упражнения:

  • «сжигание» адреналина: приседания, взмахи руками, отжимания;
  • гормональная стабилизация: мелкие движения-удары (не сильные) по грудине в области вилочковой железы;
  • снятие нервного напряжения — пройдитесь быстрым шагом (хватит 10 минут).

Как успокоиться непосредственно перед выступлением

Если вам предстоит публичное произнесение речи, доклад, презентация перед коллегами, постарайтесь быть на месте заранее. Вы оцените ситуацию, познакомитесь с новой для вас локацией, увидите, как помещение заполняют слушатели. Это поможет успокоиться и переключить внимание. За полчаса до выхода к слушателям стоит выпить натурального цитрусового сока — он немного понижает кровяное давление и расслабляет. Медитация помогает сконцентрироваться и унять сильное волнение. За час до публичного выступления или раньше найдите тихое место, закройте глаза и сосредоточьтесь на дыхании. Руки должны лежать на коленях, ноги — быть согнутыми. Постарайтесь на 15-20 минут убрать из сознания мысль о том, что вам необходимо выступать. Можно прибегнуть к даосским практикам — например, несложному и полезному мимическому упражнению «Смеющийся цигун». Посмотрите в зеркало и в течение минуты поулыбайтесь себе, а затем засмейтесь, даже если совсем не хочется. Смейтесь около 3-5 минут и закончите упражнение легкой улыбкой. Среди физических способов снятия напряжения непосредственно перед публичным произнесением речи полезны:

  • разминка плеч и шеи — медленно наклоняйте их, вращайте из стороны в сторону;
  • «встряхивание» рук и ног — поднимайте каждую конечность по очереди и резким движением опускайте вниз (как будто хотите избавиться от капель воды на коже);
  • разминка пальцев ног — интенсивно сжимайте и разжимайте их;
  • махи ногами в воздухе (без опоры под ступнями): если поблизости есть турник, повисите на нем, если нет — сядьте на стол или подоконник, свесьте ноги, переплетите их и немного помашите вперед и назад.

Объединить физиологическую и психологическую тренировку можно, используя «заводящие» жесты. Это движения, напоминающие о позитивных, приятных моментах, они служат триггерами и «крючками» для снятия эмоционального напряжения. Перед выступлением потрите ладони одна о другую, вытяните вверх руки. Можно согнуть их в локтях и резко опустить вниз (жест yes). Попробуйте кулаком одной руки несколько раз ударить о раскрытую ладонь другой, приложите кисти к груди. Полезен так называемый «корсет уверенности» — выпрямите спину, расправьте плечи, поднимите вверх подбородок и улыбнитесь.

Как снять стресс во время публичного выступления

Учитесь во время выступления думать не о своем волнении, а о сути доклада и цели, которой хотите добиться. Чтобы снять стресс, можно прибегнуть к шутке (это полезно и для установления контакта с аудиторией). Рекомендацию публично признать свой страх и сказать о нем слушателям, как правило, берут на вооружение начинающие ораторы. Опытные выступающие неохотно пользуются ею, предпочитая осваивать техники «масок» уверенности Воспроизводите позами, мимикой и жестами признаки, присущие спокойным, умелым, хорошо держащимся на людях ораторам. Даже если вы сильно волнуетесь, держите это в секрете и сыграйте уверенность. Демонстрируйте ее признаки:

  • зрительные — ровную осанку, расправленные плечи, улыбающееся лицо, прямой, фиксирующийся взгляд;
  • слуховые — громкий, ровный голос, произношение без запинок, нелогичных пауз;
  • жесты — они должны быть плавными, четкими, не слишком медленными и не суетливыми (успокойте нервозность, держа в руке карандаш), синхронизированными с речью;
  • движения — их необходимо упорядочить, следить, чтобы вы не «играли» рукой с волосами или микрофоном, не метались по сцене.

Справиться с волнением помогают незаметные упражнения. Быстро подвигайте пальцами ног, это снимет мышечные зажимы. Несколько раз надавите на мочку уха, чтобы сконцентрироваться. Если вы нервозно двигаетесь, прибегните к хитрости — уроните что-нибудь на пол. Пока вы поднимаете карандаш или буклет, вы сможете успокоиться. Уверенность оратора зависит, прежде всего, от опыта работы перед аудиторией. Нужно говорить много, перед разной аудиторией, и к вам придет внутреннее спокойствие. Приглашаем вас на индивидуальные и групповые курсы в школу Антона Духовского. С Oratoris вы научитесь справляться с волнением и станете убедительным и красноречивым оратором.

Источник: oratoris.ru

Психология сцены. Как преодолеть волнение перед выступлением на сцене

 

Вы, наверное, удивитесь, узнав, что почти все люди (не менее 95%!), перед выходом на сцену, на публику, испытывают довольно сильные эмоции. Более того, приемлемый по накалу «страх» и волнение не портят выступление – это вполне адекватная, естественная и даже полезная реакция организма на предстоящее событие.

 

Например, легендарного музыканта Артура Рубинштейна страх сцены преследовал всю его творческую жизнь. Однако он находил в себе силы преодолевать волнение и производил ошеломляющее впечатление на публику своей виртуозностью.  А всемирно известная британская певица Адель Лори Блу Эдкинс признавалась, что только юмор и шутки помогают ей снимать панический страх перед выступлением.

Предвкушение ответственного, знаменательного момента, всегда наполняет человека определенными чувствами, ощущениями. И если они позитивного характера и не чрезмерной остроты – их скорее можно назвать волнительным энтузиазмом. Выступающий становится собраннее, энергичнее, и, в результате, показывает себя более успешно, ярко, на максимуме своих умений. Те, у кого этого предсценического воодушевления нет, праздничное волнение и связанное с ним некоторое беспокойство напрочь отсутствует, часто выступают если не «провально», то безлико или очень посредственно.

 

Как определить, что ваш страх перед выступлением слишком велик

 

Определить, что эмоции становятся неподконтрольными, а страх сцены зашкаливает, совсем не сложно по характерным симптомам. У юного артиста, особенно у начинающих конкурсантов, могут наблюдаться:

  • головная боль;
  • бледность лица;
  • невнятность речи;
  • изменение мимики;
  • дрожание конечностей;
  • колебание тембра голоса;
  • повышенное потовыделение;
  • зажатость или напряжение мышц;
  • учащенное сердцебиение вплоть до обморока.

 

Наличие этих основных симптомов, их острота при чрезмерной нервной возбудимости зависят от индивидуальных особенностей выступающего.

 

Как не волноваться перед выступлением на сцене

 

Причины страха.  Можно ли побороть волнение перед выступлением на сцене?

 

Чрезмерное волнение перед выходом на сцену, страх публичных и конкурсных выступлений, обусловлены двумя основными причинами: внешними и внутренними. К внешним относятся факторы, влияющие на юного исполнителя извне. К внутренним – те или иные особенности его восприятия окружающего мира и ощущение себя в нем.

 

Внешние причины

 

К внешним причинам можно отнести все, что оказывает на сознание и психику ребенка постоянное давление, укореняясь в его подсознании ощущением собственной несостоятельности. В этом виновны обычно люди из близкого круга юного дарования, которые являются для него большими авторитетами – родители, педагоги, друзья. Например:

 

  • одергивание, придирки, насмешки;
  • частые резко-критические замечания;
  • постоянное выражение недовольства;
  • чрезмерная строгость и требовательность;
  • или, наоборот, восхваление и превознесение не в меру его таланта.

 

Все это приводит к тому, что внушаемый ребенок, выступая на сцене, будет вкладывать всего себя не в демонстрацию своих истинных способностей, умений и навыков, а на то, чтобы «угодить» своим «доброжелателям», не подвести их чаяния, доказать свое превосходство. Думая и настраиваясь только на эти цели, юный исполнитель, вряд ли справится со своим волнением и не будет блистать на сцене. Впрочем, внешние причины сильно действуют не на всех.

 

Внутренние причины

 

Внутренние причины боязни и чрезмерного волнения перед публичными и конкурсными выступлениями сугубо индивидуальны и, в то же время, схожи между собой. У них фактически один корень. Это внутреннее несоответствие личности с окружающим обществом – оно воспринимается как нечто «чужое», враждебное, его нужно «завоевывать».

 

Особенно тяжело приходится перфекционистам – личностям, стремящимся к идеалу. В предконцертном состоянии они предъявляют к себе повышенные требования и придают слишком большое значение мнению о себе со стороны зрителей, жюри, родителей и педагогов, которые «столько в него вложили!». Ведь юному артисту приходится доказывать свою исключительность, идеальность, и если случаются ошибки, у него стремительно нарастает стойкая неуверенность в своей состоятельности.

 

Так же уязвимы и перехваленные, чрезмерно горделивые натуры, считающие, что быть «лучше всех» – это их призвание и дело чести. Страх возможного «провала» нередко вызывает у них боязнь серьезной сцены – нежелание выступать на конкурсах. 

 

3 основных приема для снижения волнения в подготовительный период

 

Чтобы успешно преодолевать излишнее волнение, избавляться от страха перед ответственным концертом, конкурсным прослушиванием или кастингом юные дарования должны понимать причины и симптомы их проявления, знать, что их вызывает, и как держать под контролем.

 

  1. Нужно осознать – перед сценой все равны, все волнуются, и принять мысль, что «чудищ» можно и нужно укрощать, иначе они будут основательно мешать развитию исполнительского мастерства и концертной карьере. Непременно помогут:
  • заблаговременная и тщательная подготовка к выступлению (трудно обрести уверенность в себе «на пустом месте» – ничего для этого не предпринимая);
  • методы аффирмации (аутотренинга), позволяющие «по-хорошему договориться» со своим подсознанием о беспочвенности излишней тревожности;
  • изменение отношения к результату выступления – признание своего права на ошибки;
  • практика мысленной визуализации одобрения публики в зрительном зале и атмосферы праздника;
  • навыки импровизации (знаменитый балетмейстер и педагог А. Я. Ваганова говорила: «Лучше плохо, но по-своему!»).
  • опыт, опыт и еще раз опыт выступлений на публике в непривычной обстановке и разном количестве стечения людей.

 

  1. Не переусердствовать с «силовыми» способами устранения проблем сценического волнения. Командные советы: «соберись», «возьми себя в руки» и т.п. «жесткие» установки чаще производят обратный эффект. Они не отвлекают тревожность, а нагнетают ее.
  2. Хорошо работает сосредоточение не на ожидаемом результате выступления, а на его творческом процессе. Наслаждение своим выступлением, при котором артист полностью погружается в мир музыки или танца, увлекает зрителя, никого не оставляя равнодушным.

 

Как не волноваться перед выступлением на сцене

 

Советы и упражнения для снижения волнения на сцене

 

Единого и универсального рецепта для всех случаев сценического волнения нет. Однако стоит прислушаться к ряду действенных советов.

 

  • За 30-40 минут до выступления целесообразно сделать несколько физических упражнений для разных групп мышц (попрыгать, помахать руками, произвести растяжки).
  • Активизировать работу мозга, например, математическими вычислениями.
  • Напевать мысленно или вслух приятную, любимую мелодию – это «прочистит» голос, а жевательная резинка (немного и недолго!) может снять напряжение в челюсти.
  • Заменить слово «надо» на установку «хочу!» (мне хочется выступить для зрителей в зале»).
  • Вспомнить о чем-то веселом – смех расслабляет и снимает беспокойство. Можно, например, мысленно представить, как ваши педагоги и члены жюри в свое время сами «тряслись» перед выходом на сцену.
  • Выходите на сцену с высоко поднятой головой и улыбкой на лице. Она обладает фантастической силой – на нее непременно ответят встречными улыбками, и это придаст вам уверенности.

 

В любом случае, если что-то пойдет не так, просто продолжайте выступать еще и еще на разных сценах, с другим репертуаром и с гораздо большим опытом. 

 

Расписание наших Международных конкурсов до конца 2018 года

 

Международный вокальный конкурс «МУЗЫКАЛЬНЫЙ МИР»

9–12 мая, г. Санкт-Петербург, Россия

Прием заявок до 28 апреля

Подробности по ссылке: http://www.soundslife.ru/festival/vokalnyj-konkurs-muzykalnyj-mir/

 

Международный вокально-хореографический конкурс «ЗВЕЗДНАЯ ПЛАНЕТА»

9–12 июня, г.-к. Геленджик, Россия

Прием заявок до 1 июня

Подробности по ссылке: http://www.soundslife.ru/festival/vokalno-horeograficheskij-konkurs-z/

 

Международный хореографический конкурс «ФЕЕРИЯ ТАНЦА» (ЛЕТНИЙ ЗАЕЗД)

30 июня – 1 июля, пос. Николаевка, Республика Крым, Россия

Прием заявок до 10 июня

Подробности по ссылке: http://www.soundslife.ru/festival/mezhdunarodnyj-horeograficheskij-konkurs-feeriya-tantsa/

 

Международный форум эстрадной и джазовой музыки

5–7 октября, г. Москва, Россия

Прием заявок до 21 сентября

Подробности по ссылке: http://www.soundslife.ru/festival/forum-estradnoj-i-dzhazovoj-muzyki/

 

Международный хореографический конкурс «ФЕЕРИЯ ТАНЦА»

29 октября – 2 ноября, г. Минск, Республика Беларусь

Прием заявок до 14 октября

Подробности по ссылке: http://www.soundslife.ru/festival/horeograficheskij-konkurs-feeriya-tan/

 

Международный конкурс циркового искусства «ЗВЕЗДНЫЙ КОНТИНЕНТ»

30 ноября-2 декабря, г. Ульяновск, Россия

Прием заявок до 18 ноября

Подробности по ссылке: http://www.soundslife.ru/festival/mezhdunarodnyj-konkurs-tsirkovogo-iskusstva-zvezdnyj-kontinent/

 

Международный форум классической музыки

5-9 декабря, г. Москва, Россия

Прием заявок до 4 ноября

Подробности по ссылке: http://www.soundslife.ru/festival/mezhdunarodnyj-forum-klassicheskoj-muzyki/

Источник: www.soundslife.ru


Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.