Этика в сети


Сетевой этикет (Сетикет) — это система правил общения, поведения во всемирной сети. Придуман сетикет для того, чтобы пользователям было комфортно и легко общаться между собой. Правила не носят специального характера, но они делают сетевые коммуникации более удобными для юзеров.

При общении в Интернете необходимо руководствоваться здравым смыслом, уважать собеседников. Можно отстаивать свою точку зрения, но при этом не следует оскорблять других людей. В сети нужно придерживаться точно таких же правил поведения, что и в реальной жизни.

Грамотный ответ, отсутствие флуда, правдивая информация, такт — все это входит в систему сетикета. Такая система представляет собой правила хорошего тона, которые приняты в цивилизованном обществе.

Общение в интернете


Обезличенность общения в Интернете позволяет пользователям забывать о том, что они общаются с живыми людьми. Довольно сложно установить контакт с человеком, которого мы не слышим и не видим. Для решения этой проблемы и был создан сетикет.

Еще сетевым этикетом называют раздел общественной этики. Это общие принципы поведения, которых должны придерживаться пользователи. Создателем норм этики стало сообщество техников, а всемирная сеть изначально предназначалась для научной элиты. Сейчас формируются сообщества со своими нормами, правилами.

Чтобы произвести на собеседника хорошее впечатление, нужно придерживаться сетевого этикета. Люди должны уважать друг друга, продумывать каждое сообщение, правильно оформлять текст. Культуры общения придерживаются участники форумов, чатов, социальных сетей, пользователи электронной почты.

Правила сетевого этикета

Нормы коммуникативного поведения во всемирной сети нельзя назвать строгими, а их границы довольно растяжимы. Главная цель «паутинного» общения заключается в упрощении коммуникативного поведения на разных порталах.

Устанавливаются правила поведения в интернет-обществах с учетом целей проекта, технических ограничений, других нюансов. Есть и такие порталы, на которых нормы сетикета напоминают формальный устав. Как правило, сетевые «заповеди» — это просто совокупность общепринятых норм хорошего тона.

Правила хорошего тона в интернете

Под нарушениями сетикета подразумевают:

  • отход от обсуждаемой темы;
  • оскорбления других участников;
  • реклама стороннего контента;
  • преднамеренная дезинформация;
  • клевета, плагиат.

Нормы сетевого этикета условно разделяют на 3 группы: эмоциональные (психологические), административные, технические.

В первую группу входит использование смайликов, поддержка/игнорирование новичков, обращение на «ты», «вы».

Административные правила в интернете — названия обсуждаемых тем, допустимость рекламы, порядок цитирования. В эту группу относится допустимость флейма (словесных перепалок) между участниками.

Технические нормы подразумевают использование определенного количества знаков в сообщении, транслитерацию, длину строк. Сюда входит допустимость печатания слов только заглавными буквами, расширенное форматирование.

Законы вежливости в кибернетическом пространстве практически не отличаются от действующих правил в социуме. Придерживаться норм сетикета должны все пользователи. В Интернете ценится умение «выслушать» собеседников, отсутствие оскорблений и хамства, использование слов вежливости.

При наборе текстового сообщения нужно ограничивать объем написанной информации, не следует включать режим «Caps Lock», желательно сводить к минимуму сленговые выражения. Перед отправкой сообщения рекомендовано исправить все лексические и грамматические ошибки.

Есть 10 правил сетевого этикета, которые помогают пользователям Интернета достигать взаимопонимания:


  1. При общении в кибернетическом пространстве будьте вежливыми, внимательными. Не забывайте о том, что вы контактируете с людьми.
  2. Используйте приветствие и слова вежливости, выражайте благодарность другим участникам переписки.
  3. Не тратьте время собеседника впустую, избегайте ненужных фраз.
  4. Большое значение имеет ситуация общения. Например, на форумах и в чатах пользователь может вести себя более свободно. Участники тематической конференции должны быть сдержанными, внимательными.
  5. Вычитывайте текстовые сообщения, не отправляйте безграмотные электронные письма.
  6. Не пытайтесь учить собеседника, «давить» на него в моральном плане.
  7. Не игнорируйте сообщения от друзей, незнакомых людей.
  8. Отстаивайте свою точку зрения, но не опускайтесь до брани, ругательств и оскорблений оппонентов.
  9. Помогайте другим пользователям. Речь идет не о финансовой помощи. Можно помочь советом, подсказать новичку, где искать нужную информацию, дать грамотный ответ на вопрос.Закрывайте глаза на ошибки и опечатки других пользователей.
  10. Придерживайтесь всех стандартов поведения, «работающих» в реальной жизни.

Если какой-то ресурс сетевой этикет не поддерживает, то это не проблема. При виртуальном общении каждый пользователь должен помнить «заповеди» сетикета, избегать ошибок и проявлять уважение к собеседникам.

Пользование электронной почтой


E-mail позволяет общаться адресатам с разных городов и стран. Переписка по электронной почте имеет определенные правила, культурные и деловые нормы.

Этикет в email переписке

Этикет переписки по e-mail включает:

  • принципы общения адресатов;
  • грамотное составление писем;
  • их правильное оформление.

В письме нужно заполнять все поля, указывать тему (название, заголовок). Почтовый адрес получателя рекомендовано заполнять в последнюю очередь. Сам текст письма можно сохранять в отдельном файле, ведь послание не всегда доходит до адресата.

Текст должен содержать приветствие, обращение к получателю по имени и отчеству (если есть такие данные). Отсутствие ошибок, понятный контент, структурированность информации, удобный для чтения шрифт — вот основные требования к электронному письму. Тон послания не может содержать оскорблений, ругательств.

Принципы общения по e-mail идентичны правилам сетикета. Нужно грамотно строить фразы и предложения, проверять грамматику, орфографию. Не следует писать слова прописным шрифтом, злоупотреблять аббревиатурами. В самом конце электронного послания желательно использовать свою подпись.

На письма нужно отвечать, проявляя взаимное уважение к отправителям. Работа с почтой зависит от дисциплинированности получателя. Необходимо регулярно просматривать свою почту, своевременно отправлять ответы. Вовремя отправленный ответ характеризует получателя с положительной стороны.

В социальных сетях: нормы этикета


Аудитории социальных сетей насчитывают много миллионов человек. В популярных соцсетях тоже действуют правила общения. В своем профиле нельзя размещать чужие фото, видеоролики без разрешения. Нельзя пересылать другим людям информацию из закрытых профилей друзей.

Этикет в соц. сетях

Спамом считается добавление друзей в группу без их разрешения. Спам — рекламные сообщения, отправленные в «личку». Нет смысла рассылать безликие праздничные открытки своим друзьям. Не нужно отправлять малознакомым людям предложения поиграть в онлайн-игры.

Не стоит засорять чужую «стену» сообщениями, поздравлениями. Исключением считается поздравление с днем рождения.

В социальных сетях не следует увлекаться смайликами, хэштегами, большим количеством селфи-снимков и «чекинами» (отметками о местоположении). Не очень нравятся виртуальным друзьям просьбы о репостах и «лайках». Не нужно забывать о грамотности, ведь часто информацию в соцсетях просматривают работодатели.


К запретам относятся обнаженные фотографии, массовый фолловинг, огромное количество кошечек, собачек. Также в социальных сетях нельзя регистрироваться под чужим именем, заниматься троллингом, ежедневно публиковать философские статусы.

Источник: dronreview.ru

При работе в сети необходимо руководствоваться определенными негласными, но общепринятыми нормами поведения,  этикой   общения  людей.

Нормы поведения в сети должны оговариваться в следующих ситуациях:

  • при общении в реальном времени (чатах);
  • при работе с электронной почтой;

 

Для того, чтобы избежать отрицательных последствий общения в Интернете следует придерживаться определенных правил:

не нужно слепо верить в то, что собеседник говорит о себе;

следите за своими словами (не употребляйте грубых выражений);

не сообщайте незнакомому лично человеку ваш домашний адрес, телефонный номер;

если вы чувствуете дискомфорт в общении, уходите.

 

Сетевой этикет регулирует:

правила обмена сообщениями по электронной почте;

стилистику сетевой коммуникации при коллективных обсуждениях;

общие правила написания публикуемых текстов в сети и пр.

 

Общение в чатах

 

 

Общение в чатах – самый демократичный способ сетевого общения.


 

 

 

При общении в чатах желательно выполнять следующие правила:

 

Если собеседники вас по каким-либо причинам не устраивают, то покиньте чат.

Если вы находитесь в чат-сервере, который специализируется на определенной тематике, придерживайтесь темы разговора.

Не используйте ненормативную лексику. Во многих чатах следят за ходом общения и применяют к хулиганам и сквернословам наказание в виде ограничения доступа на сервер.

(Золотое правило) Никогда не пишите то, что вы не сказали бы человеку в лицо при личной встрече. Никогда не говорите то, что вы не хотели бы услышать от других в свой адрес.

Будьте политкорректны – не затрагивайте вопросы, касающиеся вероисповедания, пола, возраста, национальности и т.д. ваших партнеров по диалогу.

Не переполняйте экран, в котором происходит чат, своими сообщениями – дайте возможность высказаться другим.

Не пишите ЗАГЛАВНЫМИ БУКВАМИ, так как это эквивалентно крику.

Не переусердствуйте со смайликами.

Обязательно представьтесь, когда заходите в чат. Это можно сделать с помощью ника (условными Ф.И.О.).

 

Общение по электронной почте

 

 

Правила этикета при общении по электронной почте:

Не забывайте давать названия своим письмам.

Избегайте бессмысленных названий. Если вы при ответе на письмо меняете тему разговора, не забудьте изменить и название.

Точный заголовок – самый простой способ определить тему беседы, и если вы измените тему, оставив заголовок прежним, адресат может прийти в замешательство.


Старайтесь, чтобы длина вашего письма отвечала стилю беседы: если вы просто отвечаете на вопрос, делайте это кратко и по существу.

Держитесь как можно ближе к теме. Если вы хотите поговорить о чем-то новом, лучше послать отдельное письмо. Тогда ваш адресат сможет хранить его отдельно.

Не пишите весь текст заглавными буквами – его становится тяжело читать (хотя краткое выделение может использоваться как усиление). Старайтесь разбивать ваше письмо на логические абзацы и избегайте чрезмерно длинных предложений.

Старайтесь не допускать грамматических ошибок. Полное ошибок и опечаток письмо трудно читать. То, что электронная почта – быстрый способ связи, вовсе не означает, что можно расслабиться и забыть о правописании.

Избегайте писем, составленных под влиянием эмоций. Послания, отправленные в момент душевных переживаний, чаще всего только ухудшают ситуацию.

Включайте в ваше послание отрывки письма, на которое отвечаете. Помните, электронная почта – не разговор по телефону в реальном времени. Человек может забыть содержание предыдущего письма. Включайте отрывки оригинального текста в ваш ответ, и адресат легче поймет, о чем идет речь.

Если можете, используйте подпись. Она должна идентифицировать вас и содержать данные о каналах связи (обычный телефон, факс).

Не забывайте говорить «спасибо» и «пожалуйста». Хотя это может показаться банальным, вы будете удивлены тем, какое количество людей являются образцами вежливости в реальной жизни и меняются в переписке по электронной почте. Не ждите, что вам ответят немедленно.


Помните, что не существует надежной почтовой системы. Неразумно помещать личную информацию в электронное письмо, если только вы не собираетесь его зашифровать с помощью надежной программы шифрования.

 

 

ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ В СЕТИ:

 

 

• Помните, что вы говорите с человеком!

• Придерживайтесь тех же стандартов, что и в реальной жизни.

• Помните, что вы находитесь в киберпространстве.

• Уважайте время и возможности других.

• Сохраняйте лицо.

• Помогайте другим там, где вы это можете делать.

• Не ввязывайтесь в конфликт и не допускайте их.

• Уважайте право на частную переписку.

• Не злоупотребляйте своими возможностями.

• Учитесь прощать другим их ошибки.

Источник: ou2.sed.obr55.ru

Если Вы общаетесь на форуме, в группе или на канале IRC, следует помнить, что в подобных сообществах существуют свои, локальные правила, и с ними необходимо ознакомится, чтобы не быть забаненным.

  1. Не будьте слишком навязчивы, общаясь в Сети, и не стоит обижаться и злиться, если Ваше сообщение или комментарий остались без ответа: возможно, у Вашего собеседника просто нет времени.

  2. Старайтесь выглядеть достойно в глазах своих собеседников! Не экономьте свое время на условностях вроде правил хорошего тона. Общаясь, называйте своего собеседника на «вы».
  3. Если Вы общаетесь на форуме советов и Вам поступил вопрос, даже если он простой и банальный, не пренебрегайте им, Вы ведь и сами частенько здесь задавали вопросы, которые для кого-то очень просты, в силу большего опыта и знаний. Все люди разные, и уровень знаний у них разный, не стоит злиться и отказывать из-за того, что ваш собеседник менее опытен, чем Вы. Сегодня поможете Вы – завтра помогут Вам.
  4. Держите себя в руках. Вступать в дискуссии по этикету позволяется, но дискуссии не должны сводиться к ругательствам и оскорблениям, даже если Вас на это провоцируют.
  5. Запрещается публиковать информацию из приватных писем без согласия их отправителей, не открывайте чужие почтовые ящики и не рассматривайте информацию на чужом компьютере.
  6. Не занимайтесь спамом, это грозит Вам попасть в черный список (особенно это касается писем с рекламой).
  7. После написания письма перечитайте его и проверьте орфографию.
  8. Будьте терпимы к другим людям, и если Ваш собеседник не соблюдает правила этикета, не стоит общаться в его манере.
  9. Старайтесь также не пользоваться сокращениями ИМХО, СПС, ПЖСТ, ПЖТ. Это очень некультурная и неуважительная форма общения.
  10. Не жалуйтесь постоянно на что-либо. Не стоит писать только о негативе, иногда и Вам, и собеседнику будет гораздо приятнее обсудить что-то положительное.
  11. Не рассказывайте слишком много о себе. Часто в социальных сетях можно прочитать практически всю информацию о жизни пользователя, причем дополненную фотографиями, это не только не очень красиво, но и опасно, так как посторонним людям будет доступна вся информация о Вас.
  12. Не будьте пафосными. Не делайте из своей стенки в социальной сети доску для публикации пафосных высказываний о политике и жизни. Если Вы ведете группу, то не относитесь к читателям свысока. Если Вы не будете их уважать, то численность группы может упасть.
  13. Не злоупотребляйте информацией, интересной только для Вас. Разговоров о знаменитостях, восхищений гаджетами или одеждой не должно быть много.
  14. Не используйте малоизвестную лексику. Конечно, хорошо, что Вы знаете много терминов и определений, но не стоит их употреблять в диалоге с теми людьми, кто с ними не знаком.
  15. Не гонитесь за количеством друзей. Не добавляйте в друзья всех подряд только лишь для увеличения численности .
  16. Если Вы хотите о чем-то рассказать, расскажите. Если Вы пишете «Вау!» или «Ну ничего себе!» – это не значит, что все будут сразу же расспрашивать о том, что вызвало столь радостный возглас: многие просто постесняются, другие не захотят навязываться. Если Вы хотите о чем-либо рассказать – просто расскажите об этом.
  17. Не обновляйте свой Facebook, Twitter или Instagram во время общения с другом. Вам бы ведь тоже не было приятно, если бы при общении с Вами он отвлекал свое внимание на посторонние вещи – на свой телефон или планшет вместо разговора, или просто не слушал, о чём Вы говорите! Вы сейчас встретились со своим реальным другом, так уделите ему внимание, он не должен быть менее важен, чем такой же друг по ту сторону экрана.
  18. Откажитесь от ненужных групп. Не стоит подписываться на все группы и странички, куда Вы хоть раз заходили, Вы ведь все равно все новости не перечитываете, а заходите постоянно максимум в первую пятерку. А вот те несколько групп, на которые Вы подписаны, дадут более точное представление о Вас другим людям.
  19. Общение в Сети мало чем отличается от реального. По сути, эти правила этикета для сети Интернет ничем не отличаются от общепринятых норм поведения, только вносят некоторые дополнения, обусловленные особенностями виртуального общения: со старшими нужно общаться на Вы, так же как и с незнакомцами. Следует помнить главное: обращаться с другими людьми нужно так, как бы Вы хотели, чтобы обращались с Вами.

Правила этикета очень важны не только в сети Интернет, но и в реальной жизни. Поэтому советуем Вам ознакомиться со статьей «Основные правила этикета«.

Источник: b-trainika.com

Хороший тон

Перечисленные ниже правила, конечно, не обязательны для всех сообществ. В некоторых случаях их выполнение невозможно или даже нежелательно, но такие случаи обычно редки.

Изучение традиций

Перед тем, как становиться активным участником сетевого сообщества, желательно в течение определённого времени посещать его, оставляя минимум собственных комментариев, чтобы привыкнуть к правилам сообщества, а также узнать о некоторых его традициях. Исключение составляют ресурсы, не предполагающие длительного участия в их жизни, либо построенные по схеме «вопрос-ответ». Как альтернативу некоторые используют энциклопедии, наподобие Википедии или Луркоморья, но выложенные в подобных источниках сведения не всегда достоверны: они могут быть устаревшими, неполными, предвзятыми или требующими толкования — они могут служить лишь дополнением, но не заменой самостоятельному усвоению правил сообщества.

Поиск

Прежде чем задать вопрос, воспользуйтесь поиском — быть может, этот вопрос уже задавали и на него дан ответ. На уместное поднятие старой темы реакция обычно благосклонная, в то время как возобновление темы сначала обычно не приветствуется. Очень помогает, когда тем за тысячу и формулируется то же значение различными словосочетаниями.

Оформление сообщений

Старайтесь делать свои записи удобочитаемыми. Если запись трудно прочитать, её скорее всего либо проигнорируют, либо отнесутся к ней отрицательно.

Например, не стоит без необходимости писать на транслите или заменять буквы похожими символами.

Не следует также набирать целые слова прописными или заглавными буквами (тем более — чередовать регистр), а также ставить большое количество знаков препинания и смайликов подряд.

Длинный текст должен быть разделён на абзацы.

Несоблюдение языковых норм также нередко приводит к предвзятому отношению.

Не следует использовать не принятый в сообществе сленг и вставлять в текст иностранные слова, что вносит неудобство для читателей и может ввести их в заблуждение, и вызвать непонимание того, о чём идет речь в сообщении.

Сокращение части сообщения

Чаще всего функция обрезки сообщения (так называемый «кат», от англ. cut — обрезать) применяется в блогах, где записи, которые могут иметь достаточно большую длину, выстраиваются в один ряд на главной странице, и там должно отображаться лишь краткое содержание темы, которую можно увидеть полностью, если перейти по ссылке. Желательно также скрывать большие файлы, к примеру, изображений, которые могут загружаться достаточно долго (естественно, загружаться файл должен только после того, как посетитель изъявит желание его увидеть), а также содержимое, которое некоторые посетители не хотели бы видеть на странице (например — спойлеры, раскрывающие сюжет художественного произведения).

По-разному

Обращение на «ты» или «вы»

В некоторых сетевых сообществах принято обращение по умолчанию на определённое местоимение («ты» или «вы»), а другое местоимение нежелательно. Например, почти весь русскоязычный Фидонет использует обращение на «ты». В русской Википедии ничего не принято, но участники могут указать на своих страницах участников, как к ним лучше обращаться.

Моветон

Так же, как и правила хорошего тона, перечисленные ниже ситуации считаются неприемлемыми в большинстве сообществ. Существуют ресурсы, для которых нижестоящие явления в порядке вещей, или даже ресурсы, созданные для них. Но если нет явного разрешения на подобное поведение, от него лучше воздержаться. Тем более, что собеседник, при наличии данных, во многих странах может обратиться в правоохранительные органы с заявлениям о нарушении законодательства, поскольку моветон переходит в явные унижения, оскорбления и даже угрозы.

Привлечение к себе внимания

Во многих сообществах не поощряется написание сообщений, имеющих единственную цель — привлечение внимания к своей персоне. Распространённая ошибка новичков: написание сразу после регистрации «приветствия», не имеющего никакой смысловой нагрузки (если только не в специально предназначенном для этого разделе). Большое количество подобных сообщений способствует развитию флуда. Другой пример — так называемые «бампы» (bump), или «апы» (up) — сообщения для поднятия темы в форумах или имиджбордах, где они часто сортируются по дате последней записи. И если на имиджбордах — это порой единственное средство борьбы с вайпом (разновидность флуда, из-за которого темы теряются в потоке бессмысленных тем), то на форумах подобные сообщения часто являются попыткой привлечения внимания к неинтересной для других участников теме, и поэтому нередко накладываются ограничения на поднятие темы вплоть до полного запрета.

Игнор

Дурным тоном считается игнорирование корректного вопроса (кроме явного троллинга или оскорбления).

Некорректный ответ

На вопрос (например, «Как пройти в библиотеку?») должен быть дан корректный информативный ответ.

Корректным ответом может быть описание пути от указанной точки до места поиска, уведомление об отсутствии информации либо вежливое указание другого источника. Допускается сочетание вышеуказанного либо уточняющий вопрос: «В какую именно библиотеку?».

Флейм

Флейм (от англ. flame — «пламя») — это неожиданно возникшее бурное обсуждение, в развитие которого участники обычно забывают о первоначальной теме, переходят на личности и не могут остановиться. Шаблонно флеймы возникают спонтанно, развиваются очень быстро и заканчиваются лишь при вмешательстве модератора или, когда все участники окончательно устанут. Это тот самый вид спора, в котором истина не рождается — по окончании флейма все спорщики чувствуют себя неудобно и никакого конструктивного результата флейм не дает.

Если случилось так, что вы стали невольным участником флейма, наиболее разумное поведение в этой ситуации — один раз максимально четко, конструктивно и доброжелательно выразить свою позицию, и больше в дискуссию не вступать. Тогда она, скорее всего, затухнет сама. Если же вы будете пытаться доказать, что «вы не верблюд» — флейм будет становиться только жарче, и ваше положение и имидж будут лишь ухудшаться.

Флуд

Флуд (от англ. flood — наводнение, читается «флад», однако в русскоязычном сегменте Интернета устоялось произношение «флуд») — это сообщения в интернет-форумах и чатах, не несущие никакой полезной информации. Флуд распространяется как от нечего делать, так и с целью троллинга, например, из желания кому-то досадить.

Технический флуд представляет собой хакерскую атаку с большим количеством запросов, приводящую к отказу в обслуживании (DDoS-атака).

Спам

Спам (от англ. spam) — сообщения, присылаемые вам от неизвестных людей или организаций, которым вы не давали на это разрешения. Наиболее часто термин «спам» употребляется в смысле «почтовый спам» — рассылка электронных писем, содержащих рекламу. Спам в различных сообществах можно рассматривать как разновидность оффтопика, содержащего сообщения рекламного характера. К спамерам часто применяются более жёсткие меры, чем к пишущим оффтопик. Рассылаться спам может как вручную, так и с помощью ботов. В первом случае сообщения должен удалять модератор, а во втором помогает капча.

Оффтоп

Оффто́п (иначе оффтоп или просто офф; от англ. off topic, букв. «вне темы», в англоязычном интернете словосочетание off topic иногда сокращается как OT.) — сетевое сообщение, выходящее за рамки заранее установленной темы общения. Например, запись на веб-форуме, не соответствующая либо общему направлению форума, либо той теме, в рамках которой запись оставлена.

Иногда в сетевом общении используют антоним слова оффтопик — онтопик, онтоп, означающее следование заранее заданной теме.

Ещё до распространения интернет-форумов понятие офтопика стало широко применяться в эхоконференциях сети фидонет. Также, как правило, недопустимым является оффтопик в почтовых рассылках и группах новостей Usenet.

Оффтопик рассматривается как нарушение сетевого этикета, поскольку размывает заранее объявленное ограничение темы общения, что затрудняет поиск информации пользователями форума, превращает его в информационную свалку. Как правило, за соблюдением сетевой этики в форумах и других аналогичных сетевых сообществах следят модераторы.

Как оффтопик в форумах может также рассматриваться создание новой темы («топика») форума в неподходящем для этого подразделе. Иногда в форумах вводят специальные разделы «для флуда и оффтопа» для обсуждения не имеющих отношения к теме форума вопросов и просто для развлечения.

Наиболее неодобряемой формой офтопика являются рекламные сообщения (см. также Спам).

С точки зрения социологии

Хотя офтопик, наряду с бессодержательными сообщениями (см. флуд) способствует засорению форума или иной площадки для интернет-общения, однако заведующий лабораторией в ИСЭПН РАН, доктор философских наук Валерий Валентинович Пациорковский видит положительную сторону оффтопика в сообществе в том, что он даёт для пользователя форума возможность разрядки «путём отсылки сообщения, возможно и далекого от интересов сообщества, но важного на данный момент для него лично».

В свою очередь Питер Коллок (англ. Peter Kollock) и Марк Смит (англ. Marc Smith) из Калифорнийского университета рассматривают необходимость следовать заданной теме при интернет-общении внутри большой группы в терминах социальной дилеммы, наподобие дилеммы заключённого — каждый отдельный индивидуум выигрывает, действуя эгоистически, однако в случае, если каждый выберет эгоистическую альтернативу, то есть будет заниматься офтопиком, проигрывает вся группа — содержательное общение в интернет-группе станет невозможным.

Хотлинкинг

Хотлинк (англ. hotlink) — включение в веб-страницу файлов-изображений или других ресурсов с чужого сервера. Этот прием используется недобросовестными вебмастерами, которые заставляют браузер посетителя загружать картинки с чужого сервера. Тем самым расходуются чужие ресурсы и трафик. Однако существуют специальные ресурсы для публикации изображений на других сайтах — они генерируют специальный код для размещения миниатюры изображения, которая является гиперссылкой на страницу, где кроме самого изображения присутствует, в том числе, . В этом случае нежелательно пользоваться способом публикации, отличным от публикации этого кода — иногда подобные случаи отслеживаются и обращения блокируются.

Оверквотинг

Оверквотинг (англ. overquoting) — избыточное цитирование; особенно неоправданные вложенные цитаты.

См. также

  • Вечный сентябрь

Примечания

  1. Иванова О. Е., Лопатин В. В., Нечаева И. В., Чельцова Л. К. Русский орфографический словарь : около 200 000 слов / Отв. ред. В. В. Лопатин, О. Е. Иванова. — 4-е изд., испр. и доп. — М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2015. — С. 475. — 896 с. — (Фундаментальные словари русского языка). — 3000 экз. — ISBN 978-5-462-01272-3, ББК 81.2Р-4.
  2. Н. М. Милеева, О. В. Угарова. Особенности современного компьютерного сленга // Вестник гуманитарного факультета ИГХТУ. — Иваново, 2007. — Вып. 2. — С. 148. — ISBN 5-9616-0240-0.
  3. ↑ Email/Discussion Group Netiquette Tips
  4. Смирнов, Фёдор Олегович. Глава 5. Союз непримиримых спорщиков и тайных графоманов. Форумы и блоги как способ общения → Борьба с оффтопиком во всех его проявлениях // Искусство общения в Интернет. Краткое руководство. — Вильямс, 2006. — С. 110-112. — 240 с. — ISBN 5-8459-1004-8.
  5. Дмитрий Мороз. Сеть друзей: История Fidonet // Журнал «Системный администратор». — 2006. — № 8 (45). — С. 89.
  6. ↑ RFC1855 — Netiquette Guidelines
  7. В. В. Пациорковский. Интернет-форум как среда общения в профессиональном сообществе // Технологии информационного общества — Интернет и современное общество: труды VII Всероссийской объединённой конференции. — Санкт-Петербург, 10-12 ноября 2004. — С. 70-71. — ISBN 5-8465-0294-6.
  8. Peter Kollock andn Marc Smith. Managing the Virtual Commons: Cooperation and Conflict in Computer Communities // Computer-Mediated Communication: Linguistic, Social, and Cross-Cultural Perspectives, edited by Susan Herring. Amsterdam: John Benjamins. — University of California, Los Angeles, 1996. — С. 109-128.

Источник: xn—-etbhjbchkvbebdbf6aza0c2d6g.xn--p1ai

Рудова,Филатова

Для многих людей Интернет является важной частью жизни, средством для работы и развлечения, без которого они уже не в состоянии чувствовать себя комфортно. Поэтому справедливо было бы назвать Всемирную паутину особой средой обитания, в которой не существует ограничений и препятствий реальной жизни. Анонимность и бескрайние просторы для самых разных видов деятельности, позволяют человеку быть свободным и реализовать самые сокровенные желания. Однако стоит помнить о том, что понятие свободы всегда относительно, а анонимность не дает права забывать об этике и морали.Для того, чтобы Интернет был комфортным местом для работы и отдыха, предпринимаются меры по созданию общей сетевой этики. В прошлом году ведущие мировые Интернет-компании пришли к взаимному согласию о введении «всеобщего кодекса поведения» в Сети. Новые правила, разработанные компаниями Google, Yahoo и Microsoft, должны защитить свободу слова и приватность в Интернете от вмешательства властей. Такой кодекс стимулирует провайдеров не позволять правительству вмешиваться в сетевую жизнь и получать доступ к персональным данным пользователей.

Последнее время все сильнее и значимее становятся ранее одиночные голоса футурологов, уверенных в том, что будущее – это Интернет. Очень многие сейчас уже связывают информационное общество именно с Интернетом, как основе новейших информационных отношений. Интернет – это объединяющее начало, с которого собственно и начался переход к информационному обществу. Интернет – это генератор идей и новых информационных ценностей.

Данная работа – это не ода Сети, это попытка объективно подойти именно к вопросу об этических нормах, ценностях в Сети. Интернет – это целостный организм, это часть общественных отношений и этика присутствует в нем как и в любой другой отрасли этих отношений. Если бы Сеть не основывалась на эстетических нормах, она бы потеряла свое «человеческое лицо», исчез бы объединяющий элемент, а сам Интернет стал бы лишь инструментом кучки негодяев, преступников, душевнобольных.

Однако, несмотря на некоторую пока еще хаотическую направленность информации в Сети, этике в ней придается уже немаловажное значение. С каждым днем вопрос об этических нормах в Сети приобретает все большую актуальность. Ведь для того, чтобы Интернет стал поистине средством массовой коммуникации людей несомненно нужно придерживаться определенных этических норм и ценностей.

Но что такое Интернет? Многие слышали это понятие, некоторые знают, что это информационная библиотека и одно из средств международного общения. Но, к сожалению, лишь немногие из этих многих представляют себе облик и сущность Сети. Именно с этих позиций вытекает так называемая демонизация Сети, приписывание многими ей ужасного облика и магической власти, исключающих к тому же какие-либо этические принципы и нормы.

По некоторым данным объем информационного наполнения глобальной информационной сети Интернет составил в прошлом, 1998, году около 12 терабайт (12×1012 байт) информации. Поистине, это ни с чем несравнимо! Информационная емкость легендарной Александрийской библиотеки примерно 1011 байт. Согласно результатам того же исследования, в среднем в Сети ежедневно появляется полтора миллиона новых страниц — около 20 в секунду. Информационная перистальтика Сети беспрецедентна![1]

Отсюда вытекает и степень ее этизации. Владелец WEB-страницы если будет заботится о ее популярности и оценке другими пользователями естественно скорее будет придерживаться этических норм, хотя и с некоторой поправкой на особенности Сети.

Итак, понятно, InterNet как средство массовой коммуникации достиг такого уровня развития и воздействия на общественную жизнь, который требует государственного вмешательства в виде принятия законов, регулирующих деятельность, связанную с InterNet, ибо государство выступает защитником своих граждан, в том числе и от некачественной или аморальной информации. Однако в то же время, и простые пользователи Сети не должны забывать про этические нормы. Сейчас в Интернете уже существуют достаточно много WEB- страниц, чатов и конференций, посвященных данному вопросу. И основная информация бралась, естественно, оттуда за неимением традиционных источников и глубоких исследований на бумаге.

По мнению большинства исследователей, данная проблема очень важна как для более упорядоченного развития Всемирной паутины так и для становления нового высоко морального человека – субъекта информационного общества.

С целью определения направления такого регулирования в ряде стран были проведены специальные исследования, созданы общественные объединения, разрабатываются кодексы поведения в InterNet, разрабатывается InterNet- этика, принимаются законы. Все упомянутые документы доступны в InterNet, что делает излишним их пересказ или подробный анализ. Вместе с тем краткая их характеристика дает возможность понять направления развития сетевого законодательства, этики и опыта регулирования InterNet. «Интернациональная» природа InterNet позволяет утверждать, что проблемы законодательного регулирования деятельности в InterNet носят общий характер и одинаковы для всех стран. И именно страх государства перед перспективой иметь рядом с собой такой не контролируемый организм, все-таки способный влиять на сознание граждан, побуждает активно мыслящее мировое сообщество к правовому регулированию InterNet-отношений, в их числе и создание и поддержка сетевой этики.

1. СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ СЕТЕВОЙ ЭТИКИ

Итак, начало Интернет было положено 5 декабря 1969 г., когда три компьютера в Калифорнии (Лос-Анджелес, Санта-Барбара, Менлоу-Парк) и один компьютер в штате Юта были соединены друг с другом. Этот момент можно считать официальным началом ARPAnet — сети, которая в итоге мутировала в Интернет.

На сегодняшний день в мире существует около 2 млн. серверов и по последним данным около 260 млн. пользователей в Интернет. По прогнозам ведущих компаний Великобритании, 20% их продаж в 2000 году будет сделано непосредственно через Интернет… Таким образом Интернет становится тотальным в планетарных масштабах источником всевозможнейшей информации и средой интерактивного общения. Если ЭТОГО нет в Интернете, значит, ЭТОГО не существует в природе!

За время существования Сети появился огромный, совершенно самостоятельный, неимоверными темпами набирающий в весе социокультурный пласт, ей посвященный, ею же сгенерированный. Здесь есть все необходимое для того, чтобы попытаться в нем (или с его помощью) существовать: наука, философия, искусство, этика, религия, эзотерика, экономика, виртуальный секс, хакеры, «Ассоциация подпольной музыки в Интернете»… Короче, здесь есть абсолютно ВСЕ.

Интернет – это большая сложная транспортно-информационная система из грибовидных (дипольных) структур, шляпка каждой из которых (собственно диполи) представляет собой мозг человека, сидящего за компьютером, в совокупности с самим компьютером, который как бы является искусственным продолжением мозга, а ножки — например, телефонная сеть, соединяющая компьютеры, или эфир, через который передаются радиоволны. В отличие от многих других объектов природы Интернет является уникальным объектом, что создает дополнительные сложности в его исследовании.[2]

Итак, Интернет — объект природы. Причем уникальный. Занятно! Тем более что за этой глобальной экспансией Сети никто не стоит, Интернет никем не контролируется и сознательно никем никуда не направляется в своем развитии.

Если бы в Сети существовали свои собственные реальные формы жизни, то для части представителей этих сетевых форм жизни белковое человечество выступало бы в качестве Творца (или Внешнего Ненаблюдаемого Наблюдателя). Кстати, не такое уж и невероятное допущение.

Многие провидцы, как их называют, принципиально не исключают самой возможности возникновения жизни собственно в Сети. Так, Стивен Хокинг, выдающийся современный английский астрофизик и космолог, еще пять лет назад заявил, что компьютерные вирусы следует считать одной из форм жизни. По его мнению, хотя компьютерные вирусы не имеют собственного «обмена веществ», они вполне могут «паразитировать на зараженном компьютере, используя его метаболизм». Точно так же настоящие вирусы паразитируют на пораженных ими организмах. «Единственная созданная человеком форма жизни, — подчеркнул Хокинг, имея в виду компьютерные вирусы, — служит исключительно для разрушения. Мы создали жизнь по своему образу и подобию».

Интернет как физическое явление развивается самостоятельно, то есть саморазвивается. Понять тип динамики этого процесса еще предстоит.

Естественно, здесь же поднимается вопрос и этики в Интернете. У нового пользователя сети кажущееся отсутствие этики вызывает беспокойство. В действительности сеть есть общество очень этичное, просто лишь этика его слегка отличается от обычной. Вернее будет сказать, что этика в сети слегка опережает в своём развитии этику обычного общества.

Сеть, являясь передним краем внедрения новых информационных и коммуникационных технологий, пользуется правом изменения и нововведения. Выделяются зачастую две пересекающиеся посылки сетевой этики, два ее принципиальных аспекта:

V проявление индивидуальности уважается и поощряется;

V Сеть – это действительно хорошо и ее следует защищать.

На пользователях Интернет это сказывается следующим образом.

В обычном обществе каждый может претендовать на индивидуализм, т.е. личную свободу, но во многих случаях индивидуализм должен идти на компромисс с интересами определенной общности, слоя, достаточно большой социальной группы.

Та же ситуация имеет место и в сети. Вы общаетесь, когда вам хочется и как вам хочется — разъездов не требуется. География уже не имеет значения. Ваш собеседник может быть в сети где угодно (и почти где угодно в мире). Поэтому возможно любое совершенно необычное сообщество. Возможно даже создание конкурирующих групп. Одни группы могут выбрать «встречи» по e- mail, другие — по доскам объявлений, третьи — через создание общих файлов, а некоторые еще как-нибудь. Люди свободны действовать так, как им нравится. Уже не нужно присоединяться к большой группе, чтобы обладать критической массой, и поэтому каждый может входить в некоторую более мелкую группу. Гонения за взгляды и вкусы строго воспрещены, за такие гонения любого могут выставить из сети. Никто поэтому не скажет, что так делать нельзя. Ценность информации для человека — личное дело этого человека: ею он может жить и за нее умереть, другой же не даст за нее и ломанного гроша. В открытом свободном обществе это должен понимать каждый, но все же многие пользователи сети, увы, очень нервны, что иногда накаляет страсти и, тем самым, создает неудобства другим пользователям, что снижает полезность Сети.

Индивидуализм, в то же время, имеет и обратную сторону. Благодаря ему сеть является прекрасным местом для поиска разнообразной информации и встречи с разными людьми. Он же может подвергнуть испытанию вашу либеральность. Существует великое множество самых разных мнений о приемлемом поведении. Большую часть времени в сети вы проводите, общаясь через ваш компьютер с другим компьютером где-то еще. Как вы себя при этом ведете, другим людям неизвестно. Вы можете, вообще говоря, вытворять весьма нехорошие вещи, все это остается на вашей, и только вашей, совести. Конечно, кое-кто все же может узнать о ваших мерзких проделках, например, оператор сетевого узла, а может и нет. А те, кто все же узнает, станут ли они заботиться о вашем поведении или оставят все это на вашей же совести? Ведь у такого поведения есть и другая сторона — страдающая, которой как- нибудь можете оказаться и вы сами. Например, многие пользователи считают, что вполне честно заполучить к себе все файлы, до которых они смогут добраться. Даже до частной переписки, не говоря уже о ваших передовых разработках. Об этом вам всегда следует помнить, когда вы включаете свою машину в сеть. Если вы не намереваетесь допускать всех и вся к своим файлам, вам не следует их помещать туда, куда из сети можно попасть. Лучше бы, конечно, было, если бы все люди были достаточно воспитаны и сознательны, но так как коммунизма нам, видно, не видать, то и защита своей личной информации пока еще звучит актуально.

Активные пользователи Интернета находят его чрезвычайно полезным как для работы, так и для игры, и поскольку доступ в Сеть обычно не требует личных расходов (по крайней мере, больших), они рассматривают эти ценности как нечто, что должно защищать. Угрозы Всемирной паутины исходят из двух общих источников:

> ненамеренное чрезмерное использование;

> политическое давление.

Намеренное чрезмерное использование подразумевает полное осознание последствий такого использования и оценку его целесообразности. Это дело ума, чести и совести человека, решившегося на это. Если он может всем доказать, что такое использование необходимо и оправдано высшими соображениями о благе человечества, что ж, значит надо.

Сети создавались с определенной целью, коммерческое присоединение производится компаниями в определенных целях. Никто не может преследовать лицо, которое использует эти соединения не по предназначению, но желание делать это отбивается по-другому и другими (не владельцами). Если вы используете компьютер работодателя в небольших личных целях, на это, скорее всего, посмотрят сквозь пальцы. Небольшие затраты коммерческого сетевого времени не по предназначению тоже, наверное, будут молчаливо позволены. И только, если некто делает нечто совершенно непотребное, например, общегосударственный день сетевой игры или т.п., что начинает создавать проблемы многим или большие кому-либо, следует принимать меры по пресечению такого разбазаривания общественного достояния или частной собственности. Частную собственность разбазаривать Вам никто из капиталистов не даст.

Несообразное использование происходит не только в виде игр или других развлечений. Оно может происходить и в форме неразумного использования доступных ресурсов. Сеть совсем не призвана подменять неудовлетворительное пользовательское оборудование. Например, технически возможно использовать доступный удаленный диск в другом полушарии, оправдываясь тем, что ваш наниматель не хочет купить винчестер за $333 для вашей рабочей станции, морально же это совершенно неприемлемо. Вполне возможно диск вам требуется для проведения ценного исследования, но плата за такое использование памяти через сеть совершенно непомерна. Сеть создана для облегчения доступа к уникальным ресурсам, а не для бесплатного доступа к рядовым.

Большинство продвинутых пользователей и владельцев сетей вполне нормальные люди, ничто человеческое им не чуждо. Они, как и другие, с удовольствием играют в игры, читают новости. В сети они работают регулярно. Если они видят, что работа сети начинает как-то портиться безо всяких видимых причин, они изучают это. Обычно это весьма квалифицированные специалисты и далеко не глупые люди: если они обнаруживают, что в данном районе сетевой поток вдруг возрос на порядки (в десять, сто, раз), они понимают, что это далеко неспроста, совсем не случайность. Им захочется узнать причину. Если вы и есть эта причина и ваше использование неприемлемо, скорее всего, вы получите вежливое послание по e-mail с просьбой прекратить такое поведение. Потом вы можете получить менее вежливые послания, в конце концов, кто-нибудь свяжется с вашим местным «сетевиком». Вы можете кончить полной потерей доступа или же вашим работодателям или общине впредь придется больше платить за доступ, что их вряд ли осчастливит.

Саморегулирование важно также и из-за политики, окружающей сеть. Никто в здравом рассудке не станет полагать, что сеть живет вообще без проблем и злоупотреблений. Однако, если эти проблемы не разрешаются самим сетевым сообществом, а выносятся в печать и на обсуждение в высших кругах власти, всем только хуже.

Стоит еще перечислить некоторые сферы, считающиеся в сети «политически вредными» и которых, соответственно следует избегать:

  • чрезмерные игры;
  • чрезмерное несообразное использование;
  • злобное, надоедливое и иное антиобщественное поведение;
  • умышленное вредительство или вмешательство в дела других, в их оборудование и программное обеспечение;
  • обнародование файлов непристойного содержания.[3]

Очень трудно выбивать субсидии для сети в государственном бюджете, если как раз перед слушаниями о финансировании средства массовой информации рассказывают общественности о злоупотреблениях в сети. Например, Сеть клеймят рассадником секса, насилия и порнографии. И так как файлов такого содержания в Сети действительно наверное больше всех, то, с одной стороны, значит так и есть, а с другой работы над сетевой этикой ведутся уже все упорнее и глубже.

2. ОСНОВНЫЕ НОРМЫ И ПРИНЦИПЫ ЭТИКИ В ИНТЕРНЕТ

Итак, мы рассмотрели наиболее общие, уже сложившиеся особенности Сетевой этики. Однако еще раз следует подчеркнуть, что Интернет-этика находится пока что только в стадии своей разработки и становления, вовлекая в свои проблемы все новых и новых пользователей, представителей услуг (так называемых «провайдеров»), целые социальные группы и слои и, наконец, самого государства. Выстраивая цепочку элементов Сетевой этики следует опереться на этику обычную, естественно, постараясь ее экстраполировать на особенности Интернет.

В чем же состоит закономерность и потребность развития Сетевой этики? Стоит обратиться к истории морали. Каждый народ, свершивший позже великие деяния, в начале своей истории отбрасывал одряхлевшие и изжившие себя законы предков и сам устанавливал свои, новые. Именно эти законы и рождали новый великий народ.[4]

Информационное же общество просто обязано создать новые законы, потому что оно живёт в совершенно новой среде – Сети. И сеть, поскольку она является первой и наиболее яркой представительницей информационных отношений, имеет на это право.

Всё же, отбрасывая старое, надо всегда брать из него его мудрость, тщательно отыскивать заложенные в нём рациональные зёрна и бережно их сохранять. Это логически исходит из особенностей Сети и закономерно перерастает в ее Законы. Именно поэтому некоторые исследователи выделяют три пересекающиеся посылки сетевой этики:

. анархия, точнее личная свобода;

. здоровый консерватизм;

. инстинкт сохранения популяции в целом.

Анархия означает, что каждый волен делать всё, что ему будет угодно, если это не вредит другим членам общества, не ущемляет их интересов. Совершенно естественная посылка. Если вы не делаете ничего, что меня напрягает, мне должно быть абсолютно всё равно, что вы там делаете, – это Ваше Личное Дело.

Инстинкт самосохранения абсолютно необходим, ибо без него само общество может прекратить своё существование. Система устойчива только тогда, когда имеется отрицательная обратная связь. Это означает лишь то, что сетевое сообщество должно беречь и защищать свою среду обитания – Сеть. Мы же заботимся об охране окружающей среды. Механизм этой заботы несколько схож с заботой о Сети.

Здоровый консерватизм означает бережное отношение к уже достигнутому, умелое его использование для своего развития. Причем «здоровый» здесь имеется ввиду как произошедший от слова «здоровье».

Однако все это проистекает из сущности и особенностей Сетевой этики. А что же конкретно делается в Сети для становления этических норм и принципов? Кроме того, что последнее время организовывается все больше конференций, чатов, личных WEB-страниц пользователей и провайдеров по данной проблеме, сеть и множество различных концепций и даже теоретических программ и моделей сетевых норм и ценностей. Пройдя стадию своего свободного обсуждения, в котором может принимать участие каждый желающий (ограничением выступает только языковой барьер), эти, уже официальные, документы Сети выставляются в готовом виде на всеобщее обозрение и предполагают теперь только наличие оценок и соответствующих комментариев пользователей.

Логично, что садясь за компьютер и начиная работать с Сетью, человек как бы экстраполирует свой образ на Интернет, закономерно создается двойник и пускает его в Сеть. Этот двойник проявляется, прежде всего, в различных группах новостей, в конференциях, чатах, а также в своей переписке. Но свобода всегда приходит нагая. Отправляя в виртуальные странствия «двойника» своей существующей личности, мы подспудно и всегда хотим для него только одного – добра. Это аксиома. Но как бы мы не надеялись на лучшее, нам не удается усовершенствовать этого двойника так, как мы хотим. Наши темные стороны, наша ограниченность и нетерпимость, закостенелость во взглядах и тщательно скрываемые в повседневной жизни комплексы служат ему плохую службу.

Дело усугубляется еще и тем, что Сеть развращает нас кажущейся анонимностью и возможностью вынырнуть из нее в любой момент. Для того, чтобы понять почему анонимность и возможность выхода без последствий являются кажущимися следует показать два основных аспекта.

Первый аспект – технический. Специалисту в области сетевых коммуникаций, облеченному в соответствующие «хардверные» и «софтверные» доспехи, не составляет особого труда отследить абсолютно любого, независимо от способа его вхождения в Сеть и протокола работы. Сеть умеет защищаться от потенциальной и реальной угрозы. Нарушитель будет изолирован от нее – раньше или позже.

Аспект второй – личностный. Мы привыкли к устному диалогу, составляющему основу, львиную долю современных коммуникаций. Интонация, обстановка и выражение лица собеседника порой несут больше информации о нем, чем собственно содержание беседы как таковое. В Интернете такого «сенсорного» компонента мы лишены начисто. Пока лишены. Можно возразить, что существуют телефонные разговоры по Сети (против которых, кстати, уже ведут серьезную войну лидеры традиционных проводных телефонных коммуникаций), сетевое радио и телевидение. Да, это так, но дело в том, что мы – и утверждающие, и возражающие, — понимаем, что письменная речь, без возможности видеть и слышать собеседника, еще надолго останется главным способом общения в Интернете. Да и нагота пресловутой Свободы так привлекательна.

Ажитация и несдержанность некоторых личностей приводят к созданию в Сети групп, которые всеми правдами и неправдами ведут долгие войны друг против друга по самым мельчайшим и немыслимым поводам. И вроде бы и ничего страшного (воюют, ну и пусть воюют), однако беда в том, что остальные, большинство, которым, как потребителям информации не имеет значения ее форма, смотрят на потасовку и испытывают от нее неприятные ощущения. Еще большая беда в том, что всю эту убогость видят десяти-пятнадцатилетние жители Интернета. А если они подумают, что в Сети, так принято?! Каков тогда будет портрет следующего поколения пользователей Сети?[5]

В этой связи стоит привести один из наиболее упорядоченных сейчас в Сети документов относительно Сетевой этики, но следует сразу заметить, что хоть он и приводится на некоторых сайтах как законченный документ, однако работа на проектом все еще продолжается. А оригинал этого Кодекса (как свода законов) можно найти на сайте http://www.zip.com.au/. В то же время, при желании его обсудить или прислать замечания надо это делать по адресам aus.org.efa и comp.org.eff.talk.

Итак, одна из первых, в первом приближении законченных, версий Кодекса поведения в Сети. Предназначение настоящего документа состоит в том, чтобы предоставить этический стандарт, с помощью которого можно будет оценивать нормативы государств и корпораций в отношении Интернета и связанных с ним многопользовательских коммуникационных сетей. Основные его создатели отметили сразу же, что документ этот не создан с намерением быть использованным в качестве законодательства; он создан с целью оценки законодательств.

Кодекс можно условно разделить на 2 основных раздела: Сетевые права и Сетевая этика, но оба они основаны, прежде всего на становлении именно культуры поведения в Сети.

Первый раздел «Права» представляет права, принадлежащие каждому взрослому участнику Интернета. Законы или нормативы, нарушающие эти права, угрожают свободам личности, собственности, безопасности и способности противостоять притеснениям для всех участников Интернета.

Сюда входят:

. Права на Коммуникации;

. Права на Сохранение Тайны;

. Права на Юрисдикцию;

. Права на Доступ;

. Право на Администрирование.

Права на коммуникации включают в себя:

1) Право принимать любую информацию из любого источника.

2) Право каждого лица контролировать и лицензировать интеллектуальную собственность, инвестированную в его собственное оригинальное произведение, но не в алгоритмы или любую другую собственность математики.

3) Право передавать (распространять) любую информацию любому человеку, ограничиваемое только правами интеллектуальной собственности.

4) Право публиковать любую информацию в любом нередактируемом

(немодерируемом) сетевом форуме, а также предоставлять любую информацию в любой редактируемый сетевой форум, ограничиваемое только правами интеллектуальной собственности.

Права на Сохранение Тайны представляют собой:

А) Право каждого лица отказать в разглашении любой информации, им созданной или полученной.

Б) Право каждого лица зашифровывать, расшифровывать или трансформировать любым путем любую информацию, им созданную или полученную.

В) Право каждого лица отказать в разглашении имен источников информации, им переданной или полученной.

Г) Право наблюдения за другими только по их предшествующему согласию.

Д) Право игнорировать информацию любой природы.

Права на Юрисдикцию состоят из:

— Право каждого лица отвечать только по законам и нормативам, которые применимы к нему в связи с его физическим местоположением.

— Право искать обращение за помощью закона против организаторов действий и других деяний, которые могут повлечь ущерб, но не против любого промежуточного лица, организации или посредника.

Права на Доступ выражены следующими положениями: o Право доступа к любой информации в любой общественной сфере, ограничиваемое только ее ценой. o Право каждого лица на доступ к любому сообщению, записи, акту, нормативу или закону, которые могут быть применены к нему, или которые были созданы – полностью или частично – его представителями или агентами, ограничиваемое только

Правом на Сохранение Тайны.

Право на Администрирование включает в себя: o Право, будучи модератором редактируемого (модерируемого) форума, наблюдать и принуждать участников форума соблюдать устав этого форума. o Право системного администратора запретить доступ в эту систему любому лицу по любой причине, в рамках действующих контрактных обязательств. o Право лица, будучи родителем или законным представителем несовершеннолетнего, контролировать информацию, доступную несовершеннолетнему.

Второй раздел несколько больше и посвящен, как уже упоминалось основным принципам сетевой этики. Здесь выработаны и представлены этические стандарты, которые обеспечивают выполнение изложенных выше прав. Сразу же в документе присутствует оговорка, что эти этические стандарты не гарантированы и не могут быть гарантированы законами, так как любой закон, который обеспечивает такие гарантии, будет нарушать одно или более чем одно изложенное выше право.

Состоит данный раздел из:

. этики терпимости;

. этики доверия;

. этики предупредительности и

. этики регуляции.

Этика Терпимости, прежде всего состоит в том, что: o неэтично подавлять высказывания других, даже в том случае когда эти высказывания впрямую оскорбляют ваши собственные взгляды и веру; o неэтично беспокоить других или угрожать другим; o неэтично апеллировать к беспристрастным (судебным) инстанциям для разрешения спора до того как применены все переговорные и посреднические средства с целью предотвращения вреда и несправедливости.

Этика Доверия выражается в следующем: . неэтично публично распространять высказывания, изображения или мнения других без их согласия; . неэтично неверно представлять себя, свои наблюдения и мнения или высказывания других; . неэтично запрашивать или передавать информацию, созданную посредством принуждения или другим способом, попирающим свободу, за исключением предшествующего соглашения с жертвами подобной практики или, в случае их смерти, недееспособности или неизвестного местонахождения, соглашения с их законными представителями или наследниками; . неэтично пренебрегать адекватными предупреждениями, сопровождающими любую информацию, которая может быть неверно оценена наивным лицом, воспринимающим информацию; или подвергнуть этого воспринимающего опасности либо испортить удовольствие от восприятия для остальных.

Этика Предупредительности заключается в том, что o неэтично передавать информацию лицам и форума, определенно не согласным с такой информацией; o неэтично выражать несогласие с ценой использования коммуникационной сети и дискового пространства для сохранения информации.

Этика Регуляции состоит из некоторых предписаний:

  • представителям государств и корпораций неэтично пренебрегать или противодействовать гарантиями законов или нормативов правам, изложенным в первой части настоящего документа;
  • представителям государств и корпораций неэтично представлять или утверждать любыми гарантиями законов этические принципы, изложенные во второй части настоящего документа;
  • этично обозревать, обсуждать, уточнять и пропагандировать права и этические нормы, представленные в настоящем документе.[6]

Настоящий документ был разработан на основании суждений и дискуссий со многими участниками Интернета из различных стран и представляющих различные культуры; его создание и развитие поддерживается и пропагандируется EFA, EFF и CPSR.

Данный документ содержит в себе основные принципы и нормы сетевой этики, однако даже не зная его, каждый пользователь, желая еще большего развития Сети, должен придерживаться хотя бы некоторых, ему наиболее подходящих этических норм. А так как виртуальный портрет среднестатистического Интернет-пользователя уже сложился, то возможно, уже можно говорить о том, что этические нормы в Сети займут отнюдь не последнее место.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, из всего вышеизложенного можно определить главный, претендующий на доминирование принцип Всемирной паутины – Noli nocere («Не навреди»). Коротко и ясно. Однако, как много смысла заложено в этой мудрой фразе. Свобода одного пользователя Интернет заканчивается там, где начинается свобода другого. Но не нужно ограничивать себя, свою свободу, запирать свое «я» в клетку. Однако, в то же время, каждый раз, перед поступком – словом, действием – следует подумать, чтобы не ограничить свободу своего Ближнего. В Сети он может быть и дальним – Земля большая. Но «дальним» по расстоянию, зато «ближним» по духу и интересам.

Жители Интернет-пространства – это новый, информационный социальный слой, достаточно массовая группа; это специфическое, построенное на принципах объединения интересов надгосударственное образование, а его так называемая анархия – возможно это новейшая форма общественной жизни, за которой будущее.

Конечно же, ясно и понятно, Интернет – это особое место. Живя по законам человеческим, он повторяет нашу реальность. Однако, это повторение не есть слепым и невдумчивым копированием. Человек в Сети старается быть намного лучше, чем на самом деле. В Интернете он воплощает неудавшиеся планы и нереализованные идеи обыденной жизни. Здесь пользователь строит тот идеал, на который всю жизнь хотел быть похож, и который жаждет и приемлет вся его сущность. Но не стоит, в то же время, забывать – «я» в жизни и «я» в Сети – это тоже две стороны одной медали, два стороны одной сущности, два аспекта одной проблемы.

В заключение нельзя не сказать и о роли и диалектики этических норм и все более популярной коммерции в Интернет. Так формируется экономика Интернет, а ведь можно сказать, что именно экономика есть причиной, а этика есть следствием. Поэтому и уместно этим подытожить всю вышеизложенную информацию. То есть, говоря о каких-либо моральных ценностях в Сети, этических нормах и установках, о которых было сказано уже в работе немало, следует и уделить внимание пока еще острой проблеме взаимодействия этики и капитала.

В последнее время правительства многих государств стараются ограничить свое финансирование Всемирной паутины за счет возрастания доли коммерческого капитала. Здесь выделяются два аспекта проблемы – личностный и коммерческий.

Первый заключается в том, что многие пользователи, несмотря на прекращение финансирования Интернет хотели бы, чтобы расходы на подключения оплачивались не из их кармана. Именно поэтому во многих учреждениях, через которые пользователь использует Сеть могут потребовать соблюдения определенных правил. Мы уже размышляли о свободе в Сети, и здесь пользователю, возможно, придется пожертвовать ее частью, чтобы сохранить это субсидируемое подключение.

Коммерческий аспект, в свою очередь, основывается том, что финансовые дела должны вестись так, как это принято в Интернет. И хотя культура взаимоотношений в Сети находится, как уже не раз упоминалось, еще в стадии становления и этические нормы еще не получили стабильности, в сети еще живы традиции откровенного неприятия проявлений меркантилизма по отношению к Интернет и во взаимоотношениях через него. Навязывание рекламы в Сети сейчас полуофициально запрещено, что вырабатывает определенное Интернет- сознание: престиж компании раз проделавшей это сильно падает. Реклама отнюдь не исключается, но она должна носить чисто информационный характер. В принципе как и вся предлагаемая информация в Сети.

В этом и заключаются сущность, особенности, основные нормы и принципы Сетевой этики, от которых, а точнее от их достаточно бурного сейчас развития будет зависеть, каким будет выглядеть Интернет завтра: грязным, аморальным, упадочным или сущностью красоты глобального человеческого общения и взаимоотношений. Вот она – проблема развития сегодняшней Сети!

Источник: wiki.soiro.ru


Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.