Д. И. Писарев. «Базаров»
План
-
Писарев об общественном и художественном значении «Отцов и детей».
-
Главный герой романа – Базаров. Типичность образа. Противоречивость натуры героя.
-
Отличительные черты Базарова.
-
«Лишние люди» и Базаров.
-
Кирсановы. Отношение к ним главного героя. Реализм романа Тургенева.
-
Одиночество Базарова. Его отношение к родителям.
-
Ситников и Кукшина.
-
Базаров и Одинцова.
-
Взаимоотношения Базарова с крестьянами.
-
Писарев о смерти Базарова и об отношении автора к своему герою.
1. В статье Писарев дает высокую оценку произведению Тургенева. Критик указывает на общественное и художественное значение «Отцов и детей»: «…всё наше молодое поколение со своими стремлениями и идеями может узнать себя в действующих лицах этого романа». При этом отмечается, что идеи и стремления молодых современников писателя отразились в произведении очень своеобразно, претерпев изменения, пройдя «через сознание художника».
2. Базаров, по мнению Писарева, «человек сильный по уму и по характеру, составляет центр всего романа». Критик подчёркивает типичность, собирательность образа главного героя: «Он – представитель нашего молодого поколения; в его личности сгруппированы те свойства, которые мелкими дозами рассыпаны в массах…»
По социальному положению Базаров – разночинец («сын бедного уездного лекаря»). Евгений прошёл «школу труда и лишений» и стал «человеком сильным и суровым»; «прослушанный им курс естественных и медицинских наук развил его природный ум и отучил его принимать на веру какие бы то ни было понятия и убеждения… опыт сделался для него единственным источником познания, личное ощущение – единственным… доказательством… Базаров признаёт только то, что можно ощупать руками, увидеть глазами, положить на язык, словом, только то, что можно освидетельствовать одним из пяти чувств. Все остальные человеческие чувства он сводит на деятельность нервной системы». Отсюда его отрицание красоты природы, искусства, любви, идеала. Это, по мнению Базарова, «романтизм», «вздор».
Писарев отмечает противоречивость натуры главного героя: «На людей, подобных Базарову, можно негодовать, сколько душе угодно, но признавать их искренность решительно необходимо. Эти люди могут быть честными и бесчестными, гражданскими деятелями и отъявленными мошенниками, смотря по обстоятельствам и по личным вкусам…»
«Кроме непосредственного влечения, у Базарова есть ещё другой руководитель в жизни – расчёт». Этому нигилисту присуща «сатанинская гордость». Героем «управляют только личная прихоть или личные расчёты. Ни над собой, ни вне себя он не признаёт никакого регулятора, никакого нравственного закона, никакого принципа. Впереди – никакой высокой цели; в уме – никакого высокого помысла, и при всём этом – силы огромные. – Да ведь это безнравственный человек! Злодей, урод! – воскликнут многие», – пишет критик. Но «если базаровщина – болезнь, то она болезнь нашего времени, и её приходится выстрадать», – делает вывод автор статьи.
3. «Болезнь века раньше всего пристаёт к людям, стоящим по своим умственным силам выше общего уровня». Именно поэтому Базаров одержим такой болезнью. «Как человек замечательно умный, он не встречал себе равного… Он смотрит на людей сверху вниз, даже редко даёт себе труд скрывать свои полупрезрительные, полупокровительственные отношения к тем людям, которые его ненавидят, и к тем, которые его слушаются. Базаров ни в ком не нуждается, никого не боится, никого не любит и, вследствие этого, никого не щадит».
В цинизме героя Писарев различает две стороны: «внутреннюю и внешнюю, цинизм мыслей и чувств и цинизм манер и выражений… Базаров… неотёсанный бурш, не знающий другой жизни, кроме бездомной, трудовой, подчас дико разгульной жизни бедного студента». Основные черты базаровского типа – «трезвость мысли», «беспощадность критики», «твёрдость характера» – всего чаще вырабатываются «при серой обстановке трудовой жизни». «Человек дела» самим процессом своей жизни, независимо от процесса размышления, доходит до практического реализма. Писатель, отмечает Писарев, «не благоволит к своему герою», но всё же ему удается «держать в узде свою личную антипатию»; он не навязывает читателю своего мнения.
4. «Во всякое время, – пишет критик, – жили на свете люди, недовольные жизнью… Это всегда – умные люди, и они не уживаются с теми явлениями, к которым… привыкает масса». Писарев разделил «умных людей на три категории, отметив особенности каждого поколения: «…у Печориных есть воля без знанья; у Рудиных – знанье без воли; у Базаровых есть и знанье и воля. Мысль и дело сливаются в одно твёрдое целое».
5. Приступая к «фактическому разбору романа», Писарев характеризует Кирсановых, показывает отношение к ним Базарова. К Аркадию, «лишённому умственной оригинальности», Евгений относится как к «ребёнку»; к Николаю Петровичу – как к «старенькому романтику»; Павла Петровича, с его «принципами», Базаров не любит: «Ему не хочется сознаться перед собой, что он может сердиться на «уездного аристократа», а между тем он спорит».
идя этих двух людей лицом к лицу, – пишет критик, – можно себе представить борьбу, происходящую между двумя поколениями». Писарев считает, что «Тургенев не сочувствует вполне ни одному из своих действующих лиц… Его не удовлетворяют ни отцы, ни дети». Писатель остаётся верен правде жизни. Тургенев «сам никогда не будет Базаровым, по он вдумался в этот тип и понял его так верно, как не поймёт ни один из наших молодых реалистов», – пишет критик. «Отцы» изображены с беспощадной верностью, они люди хорошие, но об этих хороших людях не пожалеет Россия… а между тем есть и такие минуты, когда этим отцам можно полнее сочувствовать, чем самому Базарову». «Тургенев не полюбил Базарова, но признал его силу, признал его перевес над окружающими людьми и сам принёс ему полную дань уважения», – делает вывод Писарев.
6. Анализируя далее образ Базарова, критик констатирует, что у героя Тургенева нет друзей. Он «один, сам по себе, стоит на холодной высоте трезвой мысли, и ему не тяжело это одиночество, он весь поглощён собой и работой. Личность Базарова замыкается на самой себе». Это потому, считает Писарев, что «вне её и вокруг неё почти вовсе нет родственных ей элементов».
Нет ни одной точки соприкосновения между Базаровым и его родителями. Они добрые люди, пишет критик, но сыну «с ними скучно, пусто, тяжело».
7. Характеризуя второстепенные персонажи романа, Писарев отмечает, что «юноша Ситников и молодая дама Кукшина представляют великолепно испол
ненную карикатуру безмозглого прогрессиста и по-русски эмансипированной женщины». Критик с удовлетворением подчёркивает, что Тургенев по заслугам оценил Ситникова: «…художник, рисующий перед нашими глазами поразительно живую карикатуру, осмеивающий искажения великих и прекрасных идей, заслуживает нашей полной признательности».
8. Своеобразно складываются, указывает Писарев, отношения между Базаровым и Одинцовой: они принимают «какой-то странный характер борьбы». Евгению понравилась внешность Анны Сергеевны, но под «изящной формой он отгадывает самородную силу и безотчётно начинает уважать эту силу». В конце концов Базаров «привязывается» к этой женщине «какою-то злобной, мучительной страстью». Одинцова умна, красива, холодна. Это и привлекло к ней Базарова. Но любовь нигилиста не могла окончиться свадьбой, как это произошло у Аркадия. Писарев замечает, что Базарова «пристроить очень мудрено и что он не может, не изменившись в основных чертах своей личности, сделаться добродетельным семьянином».
9. В отношении Базарова к простым людям критик отмечает природный демократизм героя, за что его любит народ. С другой стороны, крестьяне «смотрят на него как на шута горохового». Но такое явление – не противоречие, считает автор статьи. «У мужика лежит сердце к Базарову, потому что они видят в нём простого и умного человека, но в то же время этот человек для них чужой, потому что он не знает их быта, их потребностей, их надежд…»
10. «В конце романа Базаров умирает; его смерть – случайность…» Писарев поясняет, что Тургенев не показывает, «как живёт и действует» его герой, и потому трудно отгадать будущее Базарова. Зато рельефно даётся «описание смерти Базарова», которое критик считает лучшим (в художественном отношении) местом в романе. «Нигилист остаётся верен себе до последней минуты… умер твёрдо и спокойно». Писарев отмечает, что «весь интерес, весь смысл романа заключался в смерти Базарова. Если бы он струсил, если бы изменил себе, – весь характер его осветился иначе: явился бы пустой хвастун, от которого нельзя ожидать в случае нужды ни стойкости, ни решимости; весь роман оказался бы клеветою на молодое поколение… Но
у Тургенева, как у честного и искреннего художника, язык не повернулся произнести такую печальную ложь». Критик пишет, что, «создавая Базарова, Тургенев хотел разбить его в прах и вместо того отдал ему полную дань справедливого уважения.
хотел сказать, что наше молодое поколение идёт по ложной дороге, и сказал: в нашем молодом поколении вся наша надежда». Дело в том, считает Писарев, что «честная, чистая натура художника берёт своё, ломает теоретические загородки, торжествует над заблуждениями ума и своими инстинктами выкупает всё – и неверность основной идеи, и односторонность развития, и устарелость понятий. Вглядываясь в своего Базарова, Тургенев как человек и как художник растёт на наших глазах и дорастает до правильного понимания, до справедливой оценки созданного им типа».
Литература
Озеров Ю. А. Раздумья перед сочинением. (Практические советы поступающим в вузы): Учебное пособие. – М.: Высшая школа, 1990. – С. 133–138.
Источник: multiurok.ru
Цели:
- С помощью интерпретации статьи показать отношение Писарева и Базарову, его убеждения и заблуждения.
- Привитие интереса к критике Писарева.
- Развивать в детях умение высказывать свое мнение, умение принимать мнения товарищей; умение слушать друг друга, умение обобщать, сравнивать, сопоставлять.
Оборудование урока:
- портрет Писарева, статья «Базаров»;
- выставка книг о Д.И. Писареве.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Сообщение темы и целей урока
1. Вступительное слово учителя.
Д.П. Писарев — выдающийся критик, публицист, прошел недолгий, но противоречивый путь творческого развития. У Писарева можно поучиться мудрому, тонкому пониманию души. В нем проявились такие индивидуалистические свойства и качества: рассудительность, стойкость духа, целеустремленность, искренность, честность… «Себе цену знаю», — с гордым достоинством говорил Писарев. В статье «Базаров» критик старался сказать то, что думал. Писарев в Базарове подмечает все, без всяких компромиссов.
2. Краткое сообщение заранее подготовленным учеником о жизни и творчестве Д.И. Писарева.
Писарев Дмитрий Иванович (1840-1868), критик, публицист.
Родился 2 октября (14 н.с.) в селе Знаменское Орловской губернии в небогатой дворянской семье. Детские годы прошли в родительском доме; его первоначальным образованием и воспитанием занималась мать, Варвара Дмитриевна. В четыре года свободно читал по-русски и по-французски, затем овладел немецким,
В 1852-1856 годах учился в Петербургской гимназии, по окончании которой поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета. Начиная с 1859 года Писарев регулярно выступает с рецензиями и статьями в журнале «Рассвет» («Обломов». Роман Гончарова»; «Дворянское гнездо». Роман И.Тургенева»; «Три смерти». Рассказ графа Л.Толстого»). Неудовлетворенный университетской программой, целенаправленно занимается самообразованием.
В 1860 году в результате переутомления и личных переживаний на почве многолетней безответной любви к своей кузине Р.Кореневой Писарев душевно заболевает и четыре месяца проводит в психиатрической лечебнице. После выздоровления продолжает университетский курс и успешно заканчивает университет в 1861 году. Активно сотрудничает с журналом «Русское слово» (до его закрытия в 1866-м), становится его ведущим критиком и практически соредактором. Его статьи привлекают внимание читателей остротой мысли, искренностью тона, полемическим духом.
В 1862 году публикует статью «Базаров», которая обострила споры вокруг так называемого «нигилизма» и «нигилистов». Критик открыто симпатизирует Базарову, его сильному, честному и суровому характеру. Он считал, что Тургенев понял этот новый для России человеческий тип «так верно, как не поймет ни один из наших молодых реалистов».
В этом же году, возмущенный репрессиями против «нигилистов» и закрытием ряда демократических просветительских учреждений, Писарев пишет памфлет (по поводу брошюры Шедо-Ферроти, написанной по заказу правительства и обращенной против Герцена), содержащий призыв к свержению правительства и физической ликвидации царствующего дома.
2 июля 1862 года был арестован и заключен в одиночную камеру Петропавловской крепости, где провел четыре года. После года, проведенного в заключении, получил разрешение писать и печататься.
Годы заточения — расцвет деятельности Писарева и его влияния на русскую демократию. На это время приходится почти сорок его публикаций в «Русском слове» (статья «Мотивы русской драмы» (1864); «Реалисты», «Пушкин и Белинский» (1865); «Мыслящий пролетариат о романе Чернышевского «Что делать?»» и др.).
Досрочно освобожденный 18 ноября 1866 года по амнистии Писарев сначала работает со своим прежним соредактором, издававшим теперь журнал «Дело», но в 1868 году принимает приглашение Н.Некрасова сотрудничать в «Отечественных записках», где публикует ряд статей и рецензий.
Творческий путь Писарева на 28 году жизни внезапно оборвался: во время отдыха под Ригой он утонул, купаясь в Балтийском море. Похоронен на Волковом кладбище в Петербурге.
3. Слово учителя.
Мы изучили роман И.С. Тургенева «Отцы и дети». У каждого из нас сложилось определенное мнение о Базарове. Кто-то восхищается, кто-то считает, что «базаровщина» — болезнь века, в нем виновато общество, в котором «негде повернуться, нечем дышать, некуда девать исполинской силы». Все-таки правда остается на стороне Базаровых, и Тургенев, как настоящий художник, критик, не мог не увидеть этого.
4. Беседа по вопросам.
— Ваше первое впечатление о статье «Базаров».
(Критическая буря, возникшая по поводу «Отцов и детей», драматически переживалась Тургеневым. В ответ вышла статья Писарева, который многое предугадал в русском нигилизме. Писарев восторженно благодарит автора за художественное изображение Базарова, в котором он видит истинный тип лучших и сильных умов нового поколения. Из статьи видно, что Писарев доволен Базаровым. Статья дает ответ на многие вопросы.)
— Каков Базаров, по мнению Писарева, в сравнении с другими литературными героями?
(«У Печорина есть воля без знания, у Рудиных — знание без воли, у Базарова — есть знание и воля, мысль и дело сливаются в одно целое».)
— Согласны ли с мнением Писарева, который считает, что светлым лучом можно назвать тургеневского Базарова, чем Катерину из драмы «Гроза»? (Писарев наотрез отказывается видеть в Катерине положительную героиню, а в ее самоубийстве — вызов «темному царству». Критик считает, что светлым лучом можно назвать человека с развитым умом, твердым характером. Катерина, слепо руководствуясь чувствами,, совершает множество глупостей и, наконец «бросается в воду и делает, таким образом, последнюю и величайшую нелепость» Поэтому, по мнению Писарева, можно назвать светлым лучом Базарова.)
Физкультминутка (для глаз).
5. Защита вариантов ответа (вопросы по статье даны заранее).
— Разделяет ли Писарев неприятие поэзии, музыки, эстетических наслаждений Базарова?
Один из вариантов ответа 1 группы: «Писарев в своей статье говорит, что не разделяет этих заблуждений и считает их признаком «узкого умственного деспотизма. Невозможно не наслаждаться красотою природы, мягким воздухом, свежею зеленью, нежными переливами контуров и красок».
6. Интерпретация отдельных моментов статьи.
(Учащиеся читают интересные моменты из статьи и анализируют.)
1. Сообщение «юных критиков» на тему: «Писарев о героях романа».
Первое сообщение: Аркадий Кирсанов — неглупый малый, выпускник университета, человек, лишенный умственной оригинальности и постоянно нуждающийся в поддержке. Он «с чужого голоса» отрицает авторитеты. Хочет быть «сыном своего века», «напяливает» на себя идеи Базарова. Аркадий — сам по себе, а идеи — сами по себе.
Второе сообщение: Николай Петрович Кирсанов, по мнению Писарева, человек ограниченный и цельный, нежели его сын. «У него больше соответствия и гармонии, чем у сына…»
Третье сообщение: Павел Петрович в глубине души «такой же скептик и эмпирик, как и сам Базаров». Привык жить независимо, праздно, не подчиняя себя чужим, и поэтому ненавидит тех людей, в которых встречает отпор. (Дети анализируют отдельные высказывания, дополняют.)
— Почему Писарев говорит о каждом из героев, окружающих Базарова, как о посторонних?
(Скорее всего критик видит в Базарове больше личности, а нечестный и ограниченный — вреднее врага.)
7. Чтение высказываний критиков, писателей о статье «Базарова».
III. Итог урока.
— Что общего во взглядах у Писарева и у Тургенева?
(Писарев согласен с Тургеневым, который оправдал Базарова и оценил по его достоинству. Базаров вышел из испытаний чистым и крепким. Тургенев не полюбил Базарова, но признал его силу. Отрицая природу, отрицаешь сам себя, свою жизнь как часть природы человека.)
— Что есть общего в Базарове и Писареве?
(Мы считаем, что в Писареве сам Базаров. Сам Писарев — образец возвышенного героизма, он же и рукоплещет во всем Базарову.)
Домашнее задание. Написать сочинение на тему «Можно ли Базарова назвать «светлым лучом»?».
Источник: urok.1sept.ru
В Базарове критик увидел воплощение своего идеала. "Базаров с первой минуты своего появления приковал к себе все мои симпатии, и он продолжает быть моим любимцем даже теперь", — писал Писарев в 1864 году ("Реалисты"). В статье "Базаров" (март 1862 г. ) критик детально определяет черты характера и идейного склада героя тургеневского романа. Здесь Базаров изображен как глашатай эгоизма и полного "самоосвобождения" личности. "Ни над собой, ни вне себя, ни внутри себя он не признает никакого регулятора, никакого нравственного закона, никакого принципа". Базаровы выше толпы, выше масс, у них "силы огромные", социальное одиночество их не смущает. "Они сознают свое несходство с массой и смело отдаляются от нее поступками, привычками, всем образом жизни. Пойдет ли за ними общество — до этого им нет дела. Они полны собой, своей внутренней жизнью". Вместе с тем эта статья Писарева свидетельствует уже о том, что в его положительной программе щамечаются изменения, Базаров, оказывается, не находит счастья в своем нигилистическом "самоосвобождении", только в своей "внутренней жизни". "А Базаровым все-таки плохо жить на свете, — пишет Писарев в конце статьи. — Нет деятельности, нет любви, стало быть нет и наслаждения.. . А что же делать? " На этот вопрос Писарев, не разделявший тогда революционных настроений, дал такой ответ: "Что делать? Жить пока живется, есть сухой хлеб, когда нет ростбифу, быть с женщинами, когда нельзя любить женщину, и вообще не мечтать об апельсинных деревьях и пальмах, когда под ногами снеговые сугробы и холодные тундры". Утверждение Писарева, что "все наше молодое поколение со своими стремлениями и идеями может узнать себя в действующих лицах этого романа", было правильным только наполовину. В Базарове могла узнать и узнала себя та молодежь, которая шла за Писаревым. Но та часть молодого поколения, вождем которой был Чернышевский, не могла, естественно, считать Базарова выразителем своих стремлений и идей. Отношение революционной демократии к народу, к политической борьбе было прямо противоположно базаровскому. Поэтому критика "Современника" отнеслась резко отрицательно и к этому роману Тургенева и к интерпретации образа Базарова Писаревым. Образы, в которых узнала себя революционная демократия, нарисовал Чернышевский в романе "Что делать? " В этом романе был дан и совершенно иной ответ на вопрос "что делать? ", чем тот, которым закончил Писарев свою статью о Базарове. Писарев уделял образу Базарова большое внимание и в дальнейшем. Он писал о Базарове в статьях "Реалисты" (1864 г.) , "Мыслящий пролетариат" (1865), "Посмотрим! " (1865). В этих статьях Писарев неизменно говорит о Базарове как о типе новых людей, но его трактовка этого образа изменилась в соответствии с эволюцией его социально-политических взглядов. Уже в статье "Реалисты" Писарев дает иное истолкование базаровского эгоизма. Последовательные реалисты, типом которых является Базаров, живут, утверждает теперь Писарев, "высшей руководящей идеей". Это и прядает им огромные силы. Они эгоисты, руководствующиеся "личным расчетом", но этот эгоизм не только не препятствует борьбе за "великие цели", которые, как мы знаем, заключаются в эту пору для Писарева в том, чтобы уничтожить -нищету трудящихся; напротив, это — эгоизм, находящий себе удовлетворение в деятельности, направленной, в конце концов, к осуществлению этой цели…
Источник: touch.otvet.mail.ru