Арина васильевна базарова характеристика


В романе «Отцы и дети» родители Базарова – яркие представители старшего поколения. Несмотря на то, что автор уделяет им не так много внимания, как, скажем, братьям Кирсановым, образы Василия Ивановича и Арины Власьевны даны не случайно. С их помощью автор наиболее полно показывает взаимоотношения поколений.

Родители Базарова

Василий Иванович Базаров – отец главного персонажа романа. Это человек старой закалки, воспитанный в строгих правилах. Его желание казаться современным и прогрессивным выглядит мило, но читатель понимает, что он, скорее больше консерватор, чем либерал. Даже в своей профессии лекаря, он придерживается традиционных способов, не доверяя современной медицине. Он верит в Бога, но старается не показывать свою веру, особенно перед женой.

Арина Власьевна Базарова – мать Евгения, простая русская женщина. Она малообразованна, сильно верит в Бога. Образ суетливой старушки, созданный автором, даже для того времени выглядит старомодным. Тургенев пишет в романе, что она должна была родиться лет двести назад. Она вызывает только приятное впечатление, которое не портит ни ее набожность и суеверие, ни ее добродушие и покладистость.

Взаимоотношение между родителями и Базаровым


Характеристика родителей Базарова явно показывает, что для двух этих людей нет ничего главнее, чем их единственный сын. Именно в нем заключен смысл их жизни. И совсем не важно, рядом или далеко находится Евгений, все мысли и разговоры только о горячо любимом и ненаглядном ребенке. От каждого слова веет заботой и нежностью. Старики очень трепетно говорят о сыне. Они любят его слепой любовью, чего нельзя сказать о самом Евгении: отношение Базарова к родителям любовью назвать сложно.

На первый взгляд, взаимоотношения Базарова с родителями теплыми и ласковыми назвать трудно. Можно даже сказать, что он совсем не ценит родительское тепло и заботу. Но это далеко не так. Он все видит и замечает, даже испытывает ответные чувства. Но вот проявлять их открыто, он не то, что, не умеет, он просто не считает нужным это делать. И окружающим не позволяет этого.

Базаров отрицательно относится к любым попыткам родителей проявить радость от его присутствия. Семья Базарова это знает, и родители стараются скрывать от него свои истинные чувства, не проявляют к нему повышенного внимания и не показывают своей любви.

Но все эти качества Евгения оказываются показными. Но понимает это герой слишком поздно, только когда уже находится при смерти. Ничего нельзя изменить и вернуть. Базаров понимает это, потому и просит Одинцову не забывать его стариков: «Таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать».


Эти слова из его уст можно сравнить с признанием в любви к родителям, просто по-другому он не умеет это выразить.

Но отсутствие или проявление любви не является причиной непонимания между поколениями и воспитание Базарова яркое тому подтверждение. Он не отказывается от родителей, наоборот, мечтает, чтоб они его понимали и разделяли его убеждения. Родители стараются это сделать, но, все равно, остаются верными своим традиционным взглядам. Именно это несоответствие и приводит к проблеме вечного непонимания детей и отцов.

Источник: Sprint-Olympic.ru

Сочинение на тему Базаров и родители

Базаров очень своеобразная и неординарная личность, он был нигилистом. Ему нравились точные науки, и он никогда не витал в облаках. Всякое проявление любви и нежности отталкивали Базарова, он считал, что не стоит показывать свои чувства и эмоции.

Родители Базарова очень сильно любили его и гордились, что сын вырос трудолюбивым человеком. Базаров не любил проявлять свои чувства, хотя родители знали, что сын их очень любит и уважает. Пусть он не мог проявлять своих чувств и эмоций они это знали. Даже в разговоре со своим другом Аркадием Базаров говорил, что любит своих родителей.


В споре с Кирсановым старшим Базаров сказал, что не понимает его, человека который любил поэзию, и искусство он считал это бессмысленным. Все видели Евгения в образе сильного не проявляющего чувства. Лишь после того как Базаров влюбился в Одинцову он начал проявлять свою любовь и не стеснялся.

В романе показана не только любовь родителей к своим детям, но и любовь детей к родителям. Базаров очень уважает своего отца и мать и это видно. После того как Евгений Базаров тяжело заболел он разговаривает со своим отцом. В их разговоре и раскрывается вся любовь сына к родителям, которые ему дали жизнь и воспитали.

Базаров все же думал, что его болезнь отступит, и он поступит совсем по-другому, но, к сожалению этого не произошло. Базаров умирает с любовью в сердце к своим родным и близким.

В романе «Отцы и дети» Ивана Сергеевича Тургенева раскрыта тема поколений, родителей и детей. Писатель как можно понятнее для читателя хотел осветить тему взаимоотношений между героями. Конфликт возникший между поколениями показывает что каждое поколение относится друг к другу с уважением, но каждый пытается доказать свою правоту. Базаров хотел сказать всем, что он живет правильно и лишь это верно. Не все были с ним согласны, поэтому возник конфликт.

Перед своей смертью Базаров очень просит приехать Одинцову и попрощаться с ним. Он знал, что его дни сочтены и хотел увидеть свою любимую женщину.


Все продолжают жить своей жизнью, и лишь пожилые родители приходят на могилу своего сына. На могиле растут цветы, но они не олицетворяют жизнь, а скорее всего это бесконечность той самой жизни.

Все вроде счастливы, но это больше наигранное чувство, чем реальное. Каждый играет свою роль в этой жизни, но не все по-настоящему счастливы. Лишь Базаров, который обрел покой, больше не беспокоится ни о чем, а его родители проводят свои дни в скорби по сыну. Они знают, что сын их очень любил, просто он немного другой и не мог выразить любовь словами.

Для 10 класса

Сочинение Мама Базарова

Арина Власьевна – мама Евгения Базарова, главного героя произведения Тургенева «Отцы и дети». Живут они с мужем в далекой деревни, полной глуши. Арина Власьевна не соответствовала образу женщины, живущей в то время. Даже читателю кажется, что ее образ соответствует женщине далекой, чуть ли не средневековой России.

Мать Базарова была очень набожным и верующим человеком. Женщина была внимательна ко всему. Одной из главных черт Арины Власьевны была ее чувствительность. Она соблюдала все посты, хоть и была любительницей вкусно покушать.

Женщина была довольно умной, по-доброму и очень мягко относилась к людям, которые были у них в попечении. Она понимала, что люди разные. Одним нужно приказывать, к другим относиться более мягко.

В молодости Арина Власьевна была очень стройной и преувлекательной девушкой. Всех поражали ее знания французского. Женщина даже играла на клавикордах. После замужества ее жизнь превратилась в нечто обыденное и неинтересное. Она жила далеко от светского общества и цивилизации, мужа не любила. Со временем набрала лишний вес, позабыла все, что умела раньше.


Отношения с сыном у женщины были тоже довольно необычные. Она любила его всем сердцем, но очень боялась.

Аркадий, который как-то гостил у семейства, отметил, что Арина Власьевна очень милая женщина. Он замечал, что женщина не проявляет к сыну особых ласк. Это не потому что она его не любит, а потому что сын не позволял. Она просто часто слушала сына, не шевелясь, так как боялась его разозлить.

К болезни сына женщина была готова. Ведь перед этим случилось то, что любимое зеркало Арины Власьевны разбилась. Мать Базарова была очень щепетильна к приметам, поэтому готовилась морально к беде. Когда все произошло, женщина лишь сидела возле сына, уходила только, чтобы помолиться и снова к нему возвращалась.

Анну Одинцову Арина Власьевна очень уважала, считала ее ангелом хранителем. Ведь она привезла самого лучшего врача для Базарова. Она рыдала перед ней, падала на колени. Когда Евгений скончался, она долго рыдала на груди у мужа.

На кладбище к Базарову супруги всегда ходили вместе, утешали друг друга, старались поддержать. Женщина потеряла смысл жизни, потеряла своего единственного сына.

Характеристика родителей Базарова


Отношения с матерью и отцом у героя складываются непросто. Василий Иванович Базаров — сын дьячка, который стал врачом. Награждён орденом Владимира за работу во время чумы в Бессарабии.

Арина васильевна базарова характеристика

Он пытается следить за новыми достижениями в медицине, «не отстать от века», гордится тем, что понимает во «френологии» — учении уже безнадёжно устаревшем на время повествования. Товарищ присылает старшему Базарову газету «Друг здравия», но последний экземпляр датирован четырьмя годами ранее.

Сын не оценивает попытки отца казаться современным. Разговор на медицинские темы не сближает их. Евгений говорит, «что мы теперь над медициной смеёмся и ни перед кем не преклоняемся». Такое отрицание всего, что было делом жизни, Василию Ивановичу непонятно. Но отец очень любит сына и гордится им. С волнением и трепетом он слушает хвалебный отзыв Аркадия о Евгении Базарове и спешит согласиться, что молодого человека «ждёт великая будущность» и не только в области медицины.

Арина васильевна базарова характеристика


Отцовское воспитание играло важную роль в становлении Базарова. Василий Иванович рано разглядел способности мальчика и дал ему хорошее образование. В редкие приезды Евгения родители стараются не мешать ему работать. Сын не любит слишком тесной опеки и проявлений любви.

Мать Базарова зовут Арина Власьевна. Это «русская дворяночка прошлого времени», очень набожная, добрая и вовсе не глупая. Она обожает и боготворит своего «Енюшечку». Сын, которого «она любила и боялась несказанно» — смысл её существования.

Ей не дано понять, почему для Базарова так много значат его взгляды и какой смысл заложен в философии отрицаний. Она просто пытается услужить Евгению, накормить, но при этом больше всего боится докучать.

Отцы и дети

На протяжении всего романа Базаров отстаивает свои убеждения. Он был уверен, что победа останется за ним. Но в конце произведения Базаров изменяет не только своей философии, но и не остается прежним. Им овладели те самые чувства, которые он отрицал.

Его убеждения вступают в противоречие с человеческим естеством. Отказаться от них он не может, но и задушить в себе «нового человека» ему тоже не под силу. Из создавшегося положения нет выхода. Поэтому автор подводит к тому, что Базаров умирает. Его трагическая смерть – это смерть его убеждений.


Позиция автора в этом произведении ясна – человек не должен развиваться однобоко. Необходимо тренировать душу, а не только мозг. Человечеству необходимо обновление, но нужно помнить и об уроках прошлого. Мировоззрение Павла Петровича несодержательное и пустое. Базаров настолько сух, что больше похож не на человека, а на машину.

Николай Петрович, выступающий в романе с позиции автора, понимает, что нельзя только рушить и отрицать. Основа жизни заключается в гармонии телесного и духовного. Теория Базарова неверна, но и век Кирсановых заканчивается. На смену им готово прийти новое поколение сильных и идейных людей.

Любимый герой автора

По ходу действия главный герой влюбляется. Объектом его страсти становится молодая вдова А. С. Одинцова. Любовь неожиданно пробуждает в нем романтика. Базаров упрекает и презирает себя за слабость. Страдая, он ищет спасения в работе.

За жесткостью и резкостью читатель видит тонко чувствующего человека, который боится обнажить свою душу. Особенно явно это раскрывается перед смертью. Базаров умирает от инфекции, которую получил во время вскрытия трупа переболевшего тифом. Его смерть довольно нелепа, ибо не оправдана стремлением спасти чью-то жизнь.

Если читатель не полюбит Базарова со всей его грубостью, бессердечностью, безжалостной сухостью и резкостью. я виноват и не достиг своей цели. (И. С. Тургенев).

Образ Базарова – это образ яркого представителя молодых людей второй половины XIX века. Нигилизм тогда был очень популярен. Главный герой мыслит масштабно, будучи готовым взять на себя ответственность за страну. Автор симпатизирует ему, о чем говорят приведенные выше слова.

Перелом нигилистических взглядов


В первой части романа автор рассказывает, что Базаров – сторонник идей нигилизма. Во второй – читатель видит человеческую сущность Евгения. Здесь меняются его социальные отношения. Удивительно, но даже Кирсанов-старший признал его благородство после дуэли. Тургенев не показывает полностью своего отношения к главному герою. Его характер просматривается в межличностных отношениях с другими персонажами; в том, как они о нем отзываются; в самом портрете героя; в его манере речи.

тургенев отцы и дети базаров

Черное и белое

Сам Аркадий представляет собой разбалованного дворянина, для которого необходимы покой и уют. У него нет серьезных увлечений, а взгляды друзей расходятся не только в искусстве, но и в отношении к людям. Кирсанов-младший живет по принципам. Он очень аккуратен, хорошо одевается, обучен манерам. Евгений, напротив, не считает нужным придерживаться этикета. К какому сословию принадлежит Базаров?


Евгений относится к разночинцам, он одержим еще и духом нигилизма. Эти факты сказываются на поступках, привычках и даже речи персонажа.

Взгляды друзей также расходятся и в самом главном – в назначении человека и его представлениях о жизни. Их приятельские отношения заканчиваются нарастанием конфликта. Уже бывшие друзья прощаются навсегда.

базаров принадлежал к сословию мещан

Взаимоотношение между родителями и Базаровым

Характеристика родителей Базарова явно показывает, что для двух этих людей нет ничего главнее, чем их единственный сын. Именно в нем заключен смысл их жизни. И совсем не важно, рядом или далеко находится Евгений, все мысли и разговоры только о горячо любимом и ненаглядном ребенке. От каждого слова веет заботой и нежностью. Старики очень трепетно говорят о сыне. Они любят его слепой любовью, чего нельзя сказать о самом Евгении: отношение Базарова к родителям любовью назвать сложно.

На первый взгляд, взаимоотношения Базарова с родителями теплыми и ласковыми назвать трудно. Можно даже сказать, что он совсем не ценит родительское тепло и заботу. Но это далеко не так. Он все видит и замечает, даже испытывает ответные чувства. Но вот проявлять их открыто, он не то, что, не умеет, он просто не считает нужным это делать. И окружающим не позволяет этого.

Базаров отрицательно относится к любым попыткам родителей проявить радость от его присутствия. Семья Базарова это знает, и родители стараются скрывать от него свои истинные чувства, не проявляют к нему повышенного внимания и не показывают своей любви.

Но все эти качества Евгения оказываются показными. Но понимает это герой слишком поздно, только когда уже находится при смерти. Ничего нельзя изменить и вернуть. Базаров понимает это, потому и просит Одинцову не забывать его стариков: «Таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать».

Эти слова из его уст можно сравнить с признанием в любви к родителям, просто по-другому он не умеет это выразить.

Но отсутствие или проявление любви не является причиной непонимания между поколениями и воспитание Базарова яркое тому подтверждение. Он не отказывается от родителей, наоборот, мечтает, чтоб они его понимали и разделяли его убеждения. Родители стараются это сделать, но, все равно, остаются верными своим традиционным взглядам. Именно это несоответствие и приводит к проблеме вечного непонимания детей и отцов.

Опровержение нигилизма

Если первая часть произведения рассказывает о герое как о приверженце идей нигилизма, то вторая открывает его человеческую сущность: меняются его взаимоотношения с людьми. Даже его вечный соперник в спорах, Павел Петрович, признает после дуэли его благородство.

В сцене смерти также проявляется сила его характера. Во-первых, смерть отрицать невозможно, так как это спор природы с человеческой теорией. Во-вторых, на смертном одре он становится чутким, поэтичным, мужественным. Именно в этой сцене проявляется его человечность.

Автор не высказывает открыто свое отношение к Базарову. Характер его героя проявляется в отношении к нему других персонажей, их отзывах, в портрете героя, в его привычках и речи. Даже в его происхождении. К какому сословию принадлежит Базаров? Он, как мы уже говорили, разночинец. И это более полно раскрывает характер героя.

В облике Базарова есть что-то неестественное — длинные волосы и бакенбарды, одет в балахон с кистями. Всем своим видом он выражает протест уходящему миру отцов. Его поведение, развязные манеры также выглядят неестественно. Он хочет выразить собой дух нигилизма. В описании героя ясно чувствуется несколько ироническое отношение автора к этому новому течению.

Пытаясь показать нигилиста и материалиста, Тургенев не раз превращает своего героя в тоскующего человека. Речи Базарова сводятся к одному — он хочет послужить людям, но не умеет и не знает как. Временами он признается, что человеку не уйти от сострадания, связей и солидарности с другими людьми. Потому как один лишь инстинкт и эгоизм приемлемы только в животном мире. Не раз сознается, что ему тяжело осуществить свои теории.

тургенев отцы и дети базаров

Образ и экранизации

В российском кино Евгений Базаров появлялся трижды. Все три экранизации носят одно и то же название — «Отцы и дети», как и сам роман. Первая лента снята в 1958 году киностудией «Ленфильм». В роли Базарова выступил советский актер Виктор Авдюшко. Следующая экранизация вышла в 1984 году. Базаров в исполнении Владимира Богина выглядит очень самоуверенным молодым человеком.

Арина васильевна базарова характеристика
Виктор Авдюшко в роли Евгения Базарова

Последняя по времени экранизация выпущена в 2008 году. Это четырехсерийный мини-сериал, снятый режиссером Авдотьей Смирновой, которая стала также одним из авторов сценария. В роли Базарова выступил Александр Устюгов. С идеологических распрей здесь акцент перенесен на любовные отношения и возможность обретения героями счастья. Сценаристы трактовали это тургеневское произведение как семейный роман.

Убеждения Базарова

Прежде всего Базаров материалист и нигилист. Для него не существует общих принципов, веры и идеалов. Базаров уверен, что природных нравственных принципов в человеке не существует, все определяют только наши воззрения и поступки.

Этот человек не признает ничего. Он уверен, что чувств нет, есть только физиология. Любви не существует, есть просто физическое влечение. По его мнению, потребности — это единственное, что мотивирует к действию. Только факты и потребности – и никаких идеалов. Он действует в силу того, что считает полезным. Он уверен, что для его времени самое полезное – отрицание. И потому все отрицает.

Из этих утверждений видно, что Базаров отвергает то, что не поддается исследованию. Критерием истины для него является практика. Он не верит ни во что. Для него химик полезнее «всякого поэта». Естествознание – все, чему посвящает жизнь Евгений Базаров. Образ героя-практика, показанный в романе, пытается убедить читателя, что единственно приемлемый способ изучения природы – эксперимент. Собственно, Базаров и считает это единственно важным занятием.

Искусство, любовь, красота – для него чепуха. Позиция практицизма понятна из его высказывания, где он утверждает, что природа не храм, а самая настоящая мастерская, а человеку в ней предназначено трудиться.

По его мнению, личность не должна жить во имя обществ и его идеалов. Всякая личность должна ставить свое «само» выше всего. И эти «самодовлеющие» существа должны бороться каждый за свое существование, все слабое и ненужное погибнет, а останется только то, что уведет человечество в «сверхвысоты». Эту разрушительную теорию и отрицание всего Базаров называет нигилизмом.

базаров в романе отцы и дети

Дружба Базарова Евгения и Аркадия Кирсанова

Анализ Базарова показывает: Евгения и Аркадия связывают дружеские взаимоотношения. Они вместе проходят обучение в университете. У читателя создается впечатление, что парни – единомышленники. Кирсанов везде и во всем подражает Базарову. Его восхищают взгляды Евгения, он польщен его поведением и чертами характера. Более того, Кирсанов-младший желает быть похожим на друга. Иными словами, Аркадий находится под его влиянием.

На самом деле, друзья – абсолютно разные люди. Из описания Базарова становится понятно, что он демократ. В какой бы обстановке ни находился Базаров, он всегда найдет занятие.

Источник: irenit-perm.ru

Анализ эпизода «Смерть Базарова»

 

Уважаемые студенты! Не пугайтесь объему информации. В задания включены отрывки из текста. Ваша задача – прочитать отрывки и ответить на вопросы по прочитанному. Отвечать можно письменно в тетради и высылать в формате фотографии либо в документе  Microsoft Word. Работы высылайте сообщением в группу Вк https://vk.com/club193256208. Срок: до 19 часов 00 минут 26 марта.

Эпиграф:

 

Умереть так, как умер Базаров, — все равно, что сделать великий подвиг; этот подвиг остается без последствий, но та доза энергии, которая тратится на подвиг, на блестящее и полезное дело, истрачена здесь на простой и неизбежный физиологический процесс.

(Д. И. Писарев)

 

 

1. Прочтите эпизод и ответьте на вопросы

 

(Пояснение к тексту: Василий Иванович – отец Евгения Базарова, отставной лекарь

Арина Власьевна – мать Евгения Базарова).

 

Однажды мужичок соседней деревни привез к Василию Ивановичу своего брата, больного тифом. Лежа ничком на связке соломы, несчастный умирал; темные пятна покрывали его тело, он давно потерял сознание. Василий Иванович изъявил сожаление в том, что никто раньше не вздумал обратиться к помощи медицины, и объявил, что спасения нет. Действительно, мужичок не довез своего брата до дома: он так и умер в телеге.

 

Дня три спустя Базаров вошел к отцу в комнату и спросил, нет ли у него адского камня?

 

— Есть; на что тебе?

 

— Нужно… ранку прижечь.

 

— Кому?

 

— Себе.

 

— Как, себе! Зачем же это? Какая это ранка? Где она?

 

— Вот тут, на пальце. Я сегодня ездил в деревню, знаешь — откуда тифозного мужика привозили. Они почему-то вскрывать его собирались, а я давно в этом не упражнялся.

 

— Ну?

 

— Ну, вот я и попросил уездного врача; ну, и порезался.

 

Василий Иванович вдруг побледнел весь и, ни слова не говоря, бросился в кабинет, откуда тотчас же вернулся с кусочком адского камня в руке. Базаров хотел было взять его и уйти.

**************

— Отчего ты не ешь, Евгений? — спросил он, придав своему лицу самое беззаботное выражение. — Кушанье, кажется, хорошо сготовлено.

 

— Не хочется, так и не ем.

 

— У тебя аппетиту нету? А голова? — прибавил он робким голосом, — болит?

 

— Болит. Отчего ей не болеть?

 

Арина Власьевна выпрямилась и насторожилась.

 

— Не рассердись, пожалуйста, Евгений, — продолжал Василий Иванович, — но не позволишь ли ты мне пульс у тебя пощупать?

 

Базаров приподнялся.

 

— Я и не щупая скажу тебе, что у меня жар.

 

— И озноб был?

 

— Был и озноб. Пойду прилягу, а вы мне пришлите липового чаю. Простудился, должно быть.

 

— То-то я слышала, ты сегодня ночью кашлял, — промолвила Арина Власьевна.

 

— Простудился, — повторил Базаров и удалился.

 

Арина Власьевна занялась приготовлением чаю из липового цвету, а Василий Иванович вошел в соседнюю комнату и молча схватил себя за волосы.

 

Базаров уже не вставал в тот день и всю ночь провел в тяжелой, полузабывчивой дремоте. Часу в первом утра он, с усилием раскрыв глаза, увидел над собою при свете лампадки бледное лицо отца и велел ему уйти; тот повиновался, но тотчас же вернулся на цыпочках и, до половины заслонившись дверцами шкафа, неотвратимо глядел на своего сына. Арина Власьевна тоже не ложилась и, чуть отворив дверь кабинета, то и дело подходила послушать, «как дышит Енюша», и посмотреть на Василия Ивановича. Она могла видеть одну его неподвижную, сгорбленную спину, но и это ей доставляло некоторое облегчение. Утром Базаров попытался встать; голова у него закружилась, кровь пошла носом; он лег опять. Василий Иванович молча ему прислуживал; Арина Власьевна вошла к нему и спросила его, как он себя чувствует. Он отвечал: «Лучше» — и повернулся к стене. Василий Иванович замахал на жену обеими руками; она закусила губу, чтобы не заплакать, и вышла вон. Все в доме вдруг словно потемнело; все лица вытянулись, сделалась странная тишина; со двора унесли на деревню какого-то горластого петуха, который долго не мог понять, зачем с ним так поступают. Базаров продолжал лежать, уткнувшись в стену. Василий Иванович пытался обращаться к нему с разными вопросами, но они утомляли Базарова, и старик замер в своих креслах, только изредка хрустя пальцами. Он отправлялся на несколько мгновений в сад, стоял там как истукан, словно пораженный несказанным изумлением (выражение изумления вообще не сходило у него с лица), и возвращался снова к сыну, стараясь избегать расспросов жены. Она наконец схватила его за руку и судорожно, почти с угрозой, промолвила: «Да что с ним?» Тут он спохватился и принудил себя улыбнуться ей в ответ; но, к собственному ужасу, вместо улыбки у него откуда-то взялся смех. За доктором он послал с утра. Он почел нужным предуведомить об этом сына, чтобы тот как-нибудь не рассердился.

 

Базаров вдруг повернулся на диване, пристально и тупо посмотрел на отца и попросил напиться.

 

Василий Иванович подал ему воды и кстати пощупал его лоб. Он так и пылал.

 

— Старина, — начал Базаров сиплым и медленным голосом, — дело мое дрянное. Я заражен, и через несколько дней ты меня хоронить будешь.

 

Василий Иванович пошатнулся, словно кто по ногам его ударил.

 

— Евгений! — пролепетал он, — что ты это!.. Бог с тобою! Ты простудился…

 

— Полно, — не спеша перебил его Базаров. — Врачу непозволительно так говорить. Все признаки заражения, ты сам знаешь.

 

— Где же признаки… заражения, Евгений?.. помилуй!

 

— А это что? — промолвил Базаров и, приподняв рукав рубашки, показал отцу выступившие зловещие красные пятна.

 

Василий Иванович дрогнул и похолодел от страха.

 

— Положим, — сказал он наконец, — положим… если… если даже что-нибудь вроде… заражения…

 

— Пиэмии, — подсказал сын.

 

— Ну да… вроде… эпидемии…

 

— Пиэмии, — сурово и отчетливо повторил Базаров. — Аль уж позабыл свои тетрадки?

 

— Ну да, да, как тебе угодно… А все-таки мы тебя вылечим!

 

— Ну, это дудки. Но не в том дело. Я не ожидал, что так скоро умру; это случайность, очень, по правде сказать, неприятная. Вы оба с матерью должны теперь воспользоваться тем, что в вас религия сильна; вот вам случай поставить ее на пробу. — Он отпил еще немного воды. — А я хочу попросить тебя об одной вещи… пока еще моя голова в моей власти. Завтра или послезавтра мозг мой, ты знаешь, в отставку подаст. Я и теперь не совсем уверен, ясно ли я выражаюсь. Пока я лежал, мне все казалось, что вокруг меня красные собаки бегали, а ты надо мной стойку делал, как над тетеревом. Точно я пьяный. Ты хорошо меня понимаешь?

 

— Помилуй, Евгений, ты говоришь совершенно как следует.

 

— Тем лучше; ты мне сказал, ты послал за доктором… Этим ты себя потешил… потешь и меня: пошли ты нарочного…

 

— К Аркадию Николаичу, — подхватил старик.

 

— Кто такой Аркадий Николаич? — проговорил Базаров как бы в раздумье. — Ах да! птенец этот! Нет, ты его не трогай: он теперь в галки попал. Не удивляйся, это еще не бред. А ты пошли нарочного к Одинцовой, Анне Сергеевне, тут есть такая помещица… Знаешь? (Василий Иванович кивнул головой.) Евгений, мол, Базаров кланяться велел и велел сказать, что умирает. Ты это исполнишь?

 

— Исполню… Только возможное ли это дело, чтобы ты умер, ты, Евгений… Сам посуди! Где ж после этого будет справедливость?

 

— Этого я не знаю; а только ты нарочного пошли.

 

— Сию минуту пошлю, и сам письмо напишу.

 

— Нет, зачем; скажи, что кланяться велел, больше ничего не нужно. А теперь я опять к моим собакам. Странно! хочу остановить мысль на смерти, и ничего не выходит. Вижу какое-то пятно… и больше ничего.

 

Он опять тяжело повернулся к стене; а Василий Иванович вышел из кабинета и, добравшись до жениной спальни, так и рухнулся на колени перед образами.

 

— Молись, Арина, молись! — простонал он, — наш сын умирает.

 

Доктор, тот самый уездный лекарь, у которого не нашлось адского камня, приехал и, осмотрев больного, посоветовал держаться методы выжидающей и тут же сказал несколько слов о возможности выздоровления.

 

— А вам случалось видеть, что люди в моем положении не отправляются в Елисейские? — спросил Базаров и, внезапно схватив за ножку тяжелый стол, стоявший возле дивана, потряс его и сдвинул с места.

 

— Сила-то, сила, — промолвил он, — вся еще тут, а надо умирать!.. Старик, тот, по крайней мере, успел отвыкнуть от жизни, а я… Да, поди попробуй отрицать смерть. Она тебя отрицает, и баста! Кто там плачет? — прибавил он, погодя немного. — Мать? Бедная! Кого-то она будет кормить теперь своим удивительным борщом? А ты, Василий Иваныч, тоже, кажется, нюнишь? Ну, коли христианство не помогает, будь философом, стоиком, что ли? Ведь ты хвастался, что ты философ?

 

— Какой я философ! — завопил Василий Иванович, и слезы так и закапали по его щекам.

 

Базарову становилось хуже с каждым часом; болезнь приняла быстрый ход, что обыкновенно случается при хирургических отравах. Он еще не потерял памяти и понимал, что ему говорили; он еще боролся. «Не хочу бредить, — шептал он, сжимая кулаки, — что за вздор!» И тут же говорил: «Ну, из восьми вычесть десять, сколько выйдет?» Василий Иванович ходил как помешанный, предлагал то одно средство, то другое и только и делал, что покрывал сыну ноги. «Обернуть в холодные простыни… рвотное… горчишники к желудку… кровопускание», — говорил он с напряжением. Доктор, которого он умолил остаться, ему поддакивал, поил больного лимонадом, а для себя просил то трубочки, то «укрепляющего-согревающего», то есть водки. Арина Власьевна сидела на низенькой скамеечке возле двери и только по временам уходила молиться; несколько дней тому назад туалетное зеркальце выскользнуло у ней из рук и разбилось, а это она всегда считала худым предзнаменованием; сама Анфисушка ничего не умела сказать ей. Тимофеич отправился к Одинцовой.

 

Ночь была не хороша для Базарова… Жестокий жар его мучил. К утру ему полегчило. Он попросил, чтоб Арина Власьевна его причесала, поцеловал у ней руку и выпил глотка два чаю. Василий Иванович оживился немного.

 

— Слава Богу! — твердил он, — наступил кризис… прошел кризис.

 

— Эка, подумаешь! — промолвил Базаров, — слова-то что значит! Нашел его, сказал: «кризис» — и утешен. Удивительное дело, как человек еще верит в слова. Скажут ему, например, дурака и не прибьют, он опечалится; назовут его умницей и денег ему не дадут — он почувствует удовольствие.

 

Эта маленькая речь Базарова, напоминавшая его прежние «выходки», привела Василия Ивановича в умиление.

 

— Браво! прекрасно сказано, прекрасно! — воскликнул он, показывая вид, что бьет в ладоши.

 

Базаров печально усмехнулся.

 

— Так как же, по-твоему, — промолвил он, — кризис прошел или наступил?

 

— Тебе лучше, вот что я вижу, вот что меня радует, — отвечал Василий Иванович.

 

— Ну и прекрасно; радоваться всегда не худо. А к той, помнишь? послал?

 

— Послал, как же.

 

Перемена к лучшему продолжалась недолго. Приступы болезни возобновились. Василий Иванович сидел подле Базарова. Казалось, какая-то особенная мука терзала старика. Он несколько раз собирался говорить — и не мог.

 

— Евгений! — произнес он наконец, — сын мой, дорогой мой, милый сын!

 

Это необычайное воззвание подействовало на Базарова… Он повернул немного голову и, видимо стараясь выбиться из-под бремени давившего его забытья, произнес:

 

— Что, мой отец?

 

— Евгений, — продолжал Василий Иванович и опустился на колени перед Базаровым, хотя тот не раскрывал глаз и не мог его видеть. — Евгений, тебе теперь лучше; ты, Бог даст, выздоровеешь, но воспользуйся этим временем, утешь нас с матерью, исполни долг христианина! Каково-то мне это тебе говорить, это ужасно; но еще ужаснее… ведь навек, Евгений… ты подумай, каково-то…

 

Голос старика перервался, а по лицу его сына, хотя он и продолжал лежать с закрытыми глазами, проползло что-то странное.

 

— Я не отказываюсь, если это может вас утешить, — промолвил он наконец, — но мне кажется, спешить еще не к чему. Ты сам говоришь, что мне лучше.

 

— Лучше, Евгений, лучше; но кто знает, ведь это все в Божьей воле, а исполнивши долг…

 

— Нет, я подожду, — перебил Базаров. — Я согласен с тобою, что наступил кризис. А если мы с тобой ошиблись, что ж! ведь и беспамятных причащают.

 

— Помилуй, Евгений…

 

— Я подожду. А теперь я хочу спать. Не мешай мне.

 

И он положил голову на прежнее место.

 

Старик поднялся, сел на кресло и, взявшись за подбородок, стал кусать себе пальцы…

 

Стук рессорного экипажа, тот стук, который так особенно заметен в деревенской глуши, внезапно поразил его слух. Ближе, ближе катились легкие колеса; вот уже послышалось фырканье лошадей… Василий Иванович вскочил и бросился к окошку. На двор его домика, запряженная четверней, въезжала двуместная карета. Не отдавая себе отчета, что бы это могло значить, в порыве какой-то бессмысленной радости, он выбежал на крыльцо… Ливрейный лакей отворял дверцы кареты; дама под черным вуалем, в черной мантилье, выходила из нее…

 

— Я Одинцова, — промолвила она. — Евгений Васильич жив? Вы его отец? Я привезла с собой доктора.

 

— Благодетельница! — воскликнул Василий Иванович и, схватив ее руку, судорожно прижал ее к своим губам, между тем как привезенный Анной Сергеевной доктор, маленький человек в очках, с немецкою физиономией, вылезал, не торопясь, из кареты. — Жив еще, жив мой Евгений и теперь будет спасен! Жена! жена!.. К нам ангел с неба…

 

— Что такое, Господи! — пролепетала, выбегая из гостиной старушка и, ничего не понимая, тут же в передней упала к ногам Анны Сергеевны и начала как безумная целовать ее платье.

 

— Что вы! что вы! — твердила Анна Сергеевна; но Арина Власьевна ее не слушала, а Василий Иванович только повторял: «Ангел! ангел!»

*********

— Доктор от Анны Сергеевны Одинцовой, — сказал он, наклоняясь к самому уху своего сына, — и она сама здесь.

 

Базаров вдруг раскрыл глаза.

 

— Что ты сказал?

 

— Я говорю, что Анна Сергеевна Одинцова здесь и привезла к тебе сего господина доктора.

 

Базаров повел вокруг себя глазами.

 

— Она здесь… я хочу ее видеть.

 

— Ты ее увидишь, Евгений; но сперва надобно побеседовать с господином доктором. Я им расскажу всю историю болезни, так как Сидор Сидорыч уехал (так звали уездного врача), и мы сделаем маленькую консультацию.

 

*******

Полчаса спустя Анна Сергеевна в сопровождении Василия Ивановича вошла в кабинет. Доктор успел шепнуть ей, что нечего и думать о выздоровлении больного.

 

Она взглянула на Базарова… и остановилась у двери, до того поразило ее это воспаленное и в то же время мертвенное лицо с устремленными на нее мутными глазами. Она просто испугалась каким-то холодным и томительным испугом; мысль, что она не то бы почувствовала, если бы точно его любила — мгновенно сверкнула у ней в голове.

 

— Спасибо, — усиленно заговорил он, — я этого не ожидал. Это доброе дело. Вот мы еще раз и увиделись, как вы обещали.

 

— Анна Сергеевна так была добра… — начал Василий Иванович.

 

— Отец, оставь нас. Анна Сергеевна, вы позволяете? Кажется, теперь…

 

Он указал головою на свое распростертое бессильное тело.

 

Василий Иванович вышел.

 

— Ну, спасибо, — повторил Базаров. — Это по-царски. Говорят, цари тоже посещают умирающих.

 

— Евгений Васильич, я надеюсь…

 

— Эх, Анна Сергеевна, станемте говорить правду. Со мной кончено. Попал под колесо. И выходит, что нечего было думать о будущем. Старая штука смерть, а каждому внове. До сих пор не трушу… а там придет беспамятство, и фюить! (Он слабо махнул рукой.) Ну, что ж мне вам сказать… я любил вас! Это и прежде не имело никакого смысла, а теперь подавно. Любовь — форма, а моя собственная форма уже разлагается. Скажу я лучше, что — какая вы славная! И теперь вот вы стоите, такая красивая…

 

Анна Сергеевна невольно содрогнулась.

 

— Ничего, не тревожьтесь… сядьте там… Не подходите ко мне: ведь моя болезнь заразительная.

 

Анна Сергеевна быстро перешла комнату и села на кресло возле дивана, на котором лежал Базаров.

 

— Великодушная! — шепнул он. — Ох, как близко, и какая молодая, свежая, чистая… в этой гадкой комнате!.. Ну, прощайте! Живите долго, это лучше всего, и пользуйтесь, пока время. Вы посмотрите, что за безобразное зрелище: червяк полураздавленный, а еще топорщится. И ведь тоже думал: обломаю дел много, не умру, куда! задача есть, ведь я гигант! А теперь вся задача гиганта — как бы умереть прилично, хотя никому до этого дела нет… Все равно: вилять хвостом не стану.

 

Базаров умолк и стал ощупывать рукой свой стакан. Анна Сергеевна подала ему напиться, не снимая перчаток и боязливо дыша.

 

— Меня вы забудете, — начал он опять, — мертвый живому не товарищ. Отец вам будет говорить, что вот, мол, какого человека Россия теряет… Это чепуха; но не разуверяйте старика. Чем бы дитя ни тешилось… вы знаете. И мать приласкайте. Ведь таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать… Я нужен России… Нет, видно, не нужен. Да и кто нужен? Сапожник нужен, портной нужен, мясник… мясо продает… мясник… постойте, я путаюсь… Тут есть лес…

 

Базаров положил руку на лоб.

 

Анна Сергеевна наклонилась к нему.

 

— Евгений Васильич, я здесь…

 

Он разом принял руку и приподнялся.

 

— Прощайте, — проговорил он с внезапной силой, и глаза его блеснули последним блеском. — Прощайте… Послушайте… ведь я вас не поцеловал тогда… Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет…

 

Анна Сергеевна приложилась губами к его лбу.

 

— И довольно! — промолвил он и опустился на подушку. — Теперь… темнота…

 

Анна Сергеевна тихо вышла.

 

— Что? — спросил ее шепотом Василий Иванович.

 

— Он заснул, — отвечала она чуть слышно.

 

Базарову уже не суждено было просыпаться. К вечеру он впал в совершенное беспамятство, а на следующий день умер. Отец Алексей совершил над ним обряды религии. Когда его соборовали, когда святое миро коснулось его груди, один глаз его раскрылся, и, казалось, при виде священника в облачении, дымящегося кадила, свеч перед образом что-то похожее на содрагание ужаса мгновенно отразилось на помертвелом лице. Когда же, наконец, он испустил последний вздох и в доме поднялось всеобщее стенание, Василием Ивановичем обуяло внезапное исступление. «Я говорил, что я возропщу, — хрипло кричал он, с пылающим, перекошенным лицом, потрясая в воздухе кулаком, как бы грозя кому-то, — и возропщу, возропщу!» Но Арина Власьевна, вся в слезах, повисла у него на шее, и оба вместе пали ниц. «Так, — рассказывала потом в людской Анфисушка, — рядышком и понурили свои головки, словно овечки в полдень…»

 

Но полуденный зной проходит, и настает вечер и ночь, а там и возвращение в тихое убежище, где сладко спится измученным и усталым…

 

· Какие мысли и чувства вызывает Базаров в сцене смерти?

· Каким предстает Базаров в этом эпизоде?

· Как он относится к смерти и как борется с болезнью?

· Изменил ли Базаров своим убеждениям, изменился ли сам?

 

2. Чтение отрывка из романа “Есть небольшое сельское кладбище…”

 

Есть небольшое сельское кладбище в одном из отдаленных уголков России. Как почти все наши кладбища, оно являет вид печальный: окружающие его канавы давно заросли; серые деревянные кресты поникли и гниют под своими когда-то крашеными крышами; каменные плиты все сдвинуты, словно кто их подталкивает снизу; два-три ощипанных деревца едва дают скудную тень; овцы безвозбранно бродят по могилам… Но между ними есть одна, до которой не касается человек, которую не топчет животное: одни птицы садятся на нее и поют на заре. Железная ограда ее окружает; две молодые елки посажены по обоим ее концам: Евгений Базаров похоронен в этой могиле. К ней, из недалекой деревушки, часто приходят два уже дряхлые старичка — муж с женою. Поддерживая друг друга, идут они отяжелевшею походкой; приблизятся к ограде, припадут и станут на колени, и долго и горько плачут, и долго и внимательно смотрят на немой камень, под которым лежит их сын; поменяются коротким словом, пыль смахнут с камня да ветку елки поправят, и снова молятся, и не могут покинуть это место, откуда им как будто ближе до их сына, до воспоминаний о нем… Неужели их молитвы, их слезы бесплодны? Неужели любовь, святая, преданная любовь не всесильна? О нет! Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце ни скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами: не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии «равнодушной» природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной…

· Какую картину вы представили (можно описать словами, самому нарисовать или подобрать иллюстрации из Интернета)

· Какое настроение вызвал эпизод?

· Что символизирует описание кладбища с могилой Базарова?

· Как вы понимаете смысл вы деленных слов?

· Как могла бы сложиться судьба Евгения Базарова, если бы он остался жив?

· Можно ли утверждать, что Базаров – лишний человек?

· Нужен ли России Базаров, как вы считаете?

· Если бы Вы снимали фильм, какое музыкальное сопровождение Вы подобрали бы? (можно перечислить название композиций либо выслать аудиофайлами в сообщении)

· Кто из персонажей романа вызывает наибольшую симпатию. Почему?

 

 

Источник: studopedia.ru

Евгений Базаров — главное действующее лицо романа Тургенева «Отцы и дети». Персонаж Базарова — молодой человек, убежденный нигилист, презрительно относящийся к искусству и уважающий лишь естественные науки, типичный представитель нового поколения мыслящей молодежи. Главная фабула романа — конфликт отцов и детей, мещанского образа жизни и желания перемен.

В литературной критике много внимания уделяется противостоянию Базарова и Павла Петровича, отношениям Базарова и Одинцовой, личности Аркадия Николаевича (друга Базарова), однако совсем мало говорится об отношениях главного героя со своими родителями. Такой подход весьма необоснован, ведь без изучения его взаимоотношений с родителями невозможно до конца понять и его характер.

Родители Базарова — простые добродушные старички, очень любящие своего сына. Василий Базаров (отец) -старый уездный лекарь, ведущий скучную, бесцветную жизнь небогатого помещика, в свое время ничего не жалевший для хорошего воспитания сына. Арина Власьевна (мать) — дворянка, которой «нужно было родиться в петровскую эпоху», очень добрая и суеверная женщина, умеющая заниматься лишь одним делом — превосходно готовить кушанья. Образ родителей Базарова, этакого символа закостенелого консерватизма, противопоставлен главному герою — пытливому, умному, резкому в суждениях. Однако, несмотря на столь различное мировоззрение, родители Базарова по-настоящему любят своего сына, в отсутствие Евгения все их свободное время проходят в размышлениях о нем.

Базаров же относится к родителям внешне суховато, он конечно любит их, но не привык к открытым излияниям чувств, его тяготит постоянное навязчивое внимание. Ни с отцом, ни с матерью он не может найти общий язык, с ними он не может даже вести дискуссии, как с семейством Аркадия. Базарову тяжело от этого, однако он ничего не может с собой поделать. Жить с родителями под одной крышей он согласен лишь при условии, что ему не будут мешать заниматься естественными науками в своем кабинете. Родители Базарова отлично понимают это и стараются во всем угождать единственному ребенку, но им такое отношение, конечно, переносить крайне сложно.

Возможно, главная беда Базарова была в том, что он не был понят своими родителями, в силу большой разницы в интеллектуальном развитии и уровне образования, и не получил от них моральной поддержки, поэтому он и был таким резким и эмоционально холодным человеком, что часто отталкивало от него людей. Однако в родительском доме нам показан другой Евгений Базаров — более мягкий, понимающий, полный нежных чувств, которые он никогда внешне не проявит из-за внутренних барьеров.

Характеристика родителей Базарова ставит нас в тупик: как же мог в такой патриархальной обстановке вырасти человек таких передовых взглядов? Тургенев очередной раз показывает нам, что человек может создать себя сам. Однако он также показывает главную ошибку Базарова — его отчуждение от родителей, ведь они любили своего ребенка таким, какой он есть, и очень страдали от его отношения. Родители Базарова пережили своего сына, но с его смертью закончился смысл их существования.

Источник: FB.ru

Образ и характеристика матери Базарова в романе «Отцы и дети» (Арина Власьевна Базарова)

Мать Евгения Базарова зовут Арина Власьевна Базарова. Это пожилая дворянка, владелица небольшого имения. Вместе с мужем Василием Ивановичем Базаровым старушка живет в своем имении в глубинке России:
О внешности матери Базарова известно следующее:

«…Арина Власьевна приблизилась к нему и, прислонив свою седую голову к его седой голове…»  

«…она тихонько положила свою мягкую ручку на его жесткую и широкую ладонь…» 

«…повел в дом ослабевшую старушку…» 

«…Арина Власьевна успела принарядиться; надела высокий чепец с шелковыми лентами и голубую шаль с разводами…» 

«…свое мокрое от слез, смятое и умиленное лицо, посмотрела на него какими-то блаженными и смешными глазами и опять к нему припала…» 

«…на пороге показалась кругленькая, низенькая старушка в белом чепце и короткой пестрой кофточке… <…> Пухлые ее ручки мгновенно обвились вокруг его шеи…»  

В молодости мать Базарова была очень милой девушкой, играла на клавикордах и говорила по-французски, но с возрастом расплылась и забыла музыку и французский язык:

«В молодости она была очень миловидна, играла на клавикордах и изъяснялась немного по-французски; но в течение многолетних странствий с своим мужем, за которого она вышла против воли, расплылась и позабыла музыку и французский язык.»

Арина Власьевна — умная и добрая женщина. Она ведет себя ласково и кротко с подчиненными и всегда дает подачки нищим:

«…Ты матери своей не знаешь, Евгений. Она не только отличная женщина, она очень умна, право. Сегодня утром она со мной с полчаса беседовала, и так дельно, интересно…» 

Мать Базарова является набожной и чувствительной старушкой. Она верит в разные заговоры, нечистую силу, приметы и т.д.:

«…в вас религия сильна; вот вам случай поставить ее на пробу…»  

«…Арина Власьевна сперва помолилась всласть, потом долго долго беседовала с Анфисушкой, которая, став как вкопанная перед барыней…» 

«Она была очень набожна и чувствительна, верила во всевозможные приметы, гаданья, заговоры, сны; верила в юродивых, в домовых, в леших, в дурные встречи, в порчу, в народные лекарства, в четверговую соль, в скорый конец света; верила, что если в светлое воскресение на всенощной не погаснут свечи, то гречиха хорошо уродится, и что гриб больше не растет, если его человеческий глаз увидит; верила, что черт любит быть там, где вода, и что у каждого ж*да на груди кровавое пятнышко; боялась мышей, ужей, лягушек, воробьев, пиявок, грома, холодной воды, сквозного ветра, лошадей, козлов, рыжих людей и черных кошек и почитала сверчков и собак нечистыми животными; не ела ни телятины, ни голубей, ни раков, ни сыру, ни спаржи, ни земляных груш, ни зайца, ни арбузов, потому что взрезанный арбуз напоминает голову Иоанна Предтечи; а об устрицах говорила не иначе, как с содроганием…»

 Она любит покушать, но при этом строго постится, когда это положено:

«…любила покушать – и строго постилась…»

Старушка Базарова любит поспать, но при этом она не ложится спать, если муж плохо себя чувствует:

«…спала десять часов в сутки – и не ложилась вовсе, если у Василия Ивановича заболевала голова;

За свою жизнь она прочла только одну книгу:

«…не прочла ни одной книги, кроме «Алексиса, или Хижины в лесу», писала одно, много два письма в год…»

Арина Власьевна Базарова — прекрасная женщина, по мнению Аркадия: 

Источник: www.literaturus.ru


Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.