Особенности речевого общения


Основным видом контактирования между людьми является речь. Люди могут подавать знаки, демонстрировать жесты и определенную мимику, но для более яркого выражения своих мыслей была придумана речь. Она отличает человека от животного мира. Она является придуманным средством контакта между людьми. В ней выделяют виды, особенности, культуру и этикет, которые будут рассмотрены на сайте психологической помощи psymedcare.ru.

Речевое общение – особенности и этикет

Речь – это сложенные воедино звуки, которые составляют слова, а они уже несут определенные значения. У каждого слова есть свое значение, которое можно представить себе, не наблюдая предмет или явление в окружающей реальности. У некоторых слов имеется даже несколько значений, что можно определить по тому, в каком контексте они употребляются и с какой интонацией произносятся.

Обычно достаточно изучить язык определенного народа, чтобы быть способными не только передавать информацию, но и получать ее на устном уровне. Однако порой речь включает менталитет, мораль и законы народа, которые понятны только тому, кто живет в них длительное время или всю жизнь.

Что такое речевое общение?


Речевым общением называется способ взаимодействия между людьми. Здесь используются слова, которые передают важную информацию от одного человека к другому. Причем речь идет о взаимном процессе. Один человек не только выражает свои мысли, но и воспринимает слова собеседника, что создает диалог, который имеет длительность по времени и законченный результат.

Речевое общение происходит в любой сфере жизни человека. Куда бы индивид ни попал, везде люди разговаривают, используя тот язык, который является официальным в стране. Если человек не знает языка, ему нужно его изучить (обычно этим занимаются дети) или приспособиться (обычно этим занимаются граждане других стран).

Речевое общение – особенности и этикет

Как человек выражает свою мысль? Зачастую при помощи слова. А какие формы словесного выражения могут быть? Разговор, обещание, беседа (диалог), претензии, критика, ругань, крик и т. д. С помощью речи человек выражает свою мысль. Но форма, которая используется индивидом при этом (интонация, изменение голоса, построение предложений), передает эмоциональное отношение к обсуждаемому вопросу.


Словесные выражения обогащают общение людей. Но к чему приводит та или иная форма словесного выражения? Какие мотивы они таят в себе? Как лучше поступить, чтобы не прибегать к подобным способам общения? В данной статье будет идти речь лишь о некоторых распространенных формах.

  • Угрозы. Не грозите, если не можете исполнить свои слова, — это демонстрация слабости. Данный способ общения похож на лай бродячей собаки, которая гавкает на прохожих, но на самом деле сама их боится.
  • Обещания. Иногда лучше не обещать, а просто со временем увидеть, как будут обстоять дела. К сожалению, многие люди рады давать обещания всем и по любому вопросу. Но лишь немногие исполняют обещания в реальность.
  • Спор. Спор зачастую возникает лишь потому, что зачинщик конфликтной ситуации хочет, чтобы ему уступили. Иначе теряется смысл спора. Поэтому если с вами начали спорить, знайте, что от вас ожидают уступок и принятие чужого мнения.
  • Сплетни. С помощью сплетен человек зачастую пытается заглушить свою совесть: «Я же все-таки лучше, чем другие!». Человек прибегает к сплетням лишь для того, чтобы продемонстрировать себе и другим, что есть люди хуже, чем он сам.
  • Критика. Тот, кто критикует, забирает все плохое, что есть в человеке, которого он критикует. Критикуете вы – значит, вы забираете на себя плохие качества другого человека. Критикуют вас – они забирают ваши отрицательные качества. Поэтому благо, когда вас критикуют.

  • Хвастовство. Тот, кто хвалится своими добрыми поступками, теряет свои положительные качества и обесценивает свой поступок. Подумайте, будет ли истинный добродетель хвастаться своими поступками? Тот, кто хвастается, на самом деле совершает добрые дела, чтобы его похвалили. Тот, кто делает добрые дела и не хвастается, действительно делает их на благо другим людям. Более того, хвастуны мало чего достигают, в отличие от молчаливых людей, которые достигают большего.

перейти наверх

Этикет речевого общения

В каждом языке существует свой этикет – это набор правил и норм, которые позволяют проявлять вежливость, тактичность, эмпатию и понимание. Обычно этикет приветствуется в деловой и рабочей среде, а также в определенных кругах. Если человек желает, чтобы окружающие его воспринимали положительно, ему нужно придерживать правил этикета – использовать такие слова и выражения, которые позволяют проявить симпатию или уважение.

  1. Тактичность – это стремление человека через слова продемонстрировать свое желание сотрудничать, избегать неуместных тем и не огорчать собеседника, даже если известна информация, которая обязательно приведет к негативным последствиям. У каждого народа существуют свои правила этикета, что делает их отличными. В ходе эволюции каждый народ выработал свои этические нормы, которые приветствуются в речи каждого, кто живет в данной стране или использует язык данного государства.

  2. Предупредительность – это способность индивида предвидеть возможные последствия его слов. Соответственно, он использует лишь те выражения, которые приведут его к желаемому результату.
  3. Терпимость – это спокойное отношение человека к словам и выражениям собеседника, которые могут не нравиться или не согласовываться с его мнением. Уважение необходимо проявлять ко всем людям, что позволит избежать агрессивных форм обще
  4. Доброжелательность – это положительное отношение к людям, к их словам, мыслям, способам общения и пр.

Когда люди ссорятся, обычно они прибегают к методу «Говорить слова, которые причиняют боль». Будучи долгое время знакомыми, люди знают, что они могут сказать, чтобы вызвать слезы и душевно ранить другого человека. Для чего это делается?

Речевое общение – особенности и этикет

Люди говорят слова, которые причиняют боль, зачастую по прямому назначению – чтобы причинить боль. У них болит душа, они злы или обижены, поэтому хотят вызвать подобные ощущения и у собеседников. Так как они знают, что вам неприятно слышать, говорят именно то, что вас ранит. В эти моменты они не контролируют свой разговор, поскольку находятся в таком состоянии, когда им не боязно говорить то, что в итоге может причинить им еще большую боль (например, если вы расстанетесь или перестанете общаться с ними после этого разговора).


Довольно редко причиной того, что люди говорят слова, которые причиняют боль, является желание показать вам, как можно ранить словами. Пребывая под действием злобы или обиды, человек хочет как бы наказать или отомстить вам за то, что вы сделали до этого с ним. И он хочет показать, как это неприятно, когда вам говорят слова, которые причиняют боль. Именно в эти моменты говорится абсолютная ложь, поскольку преследуется цель причинить вам боль, а не рассказать чистую правду. Поэтому многое из того, что вы можете услышать, является обманом, который направлен лишь на ваше наказание и причинение боли.

Можно ли доверять человеку, который готов соглашаться со всем, лишь бы достичь желаемого? Представьте себе человека, который говорит вам слова, которые вы хотите слышать, согласен делать для вас все, что вы пожелаете. Но есть одно «но»: в ответ он что-то попросит от вас, захочет, чтобы вы воплотили те цели, к которым стремится он. Можно ли доверять человеку, который готов быть хорошим лишь до тех пор, пока не получит желаемое? Ведь как только он достигнет цели, у него исчезнет мотив для того, чтобы делать то, что он ранее делал.

Стоит ли доверять человеку, чьи слова лишь соответствуют вашим ожиданиям? Вам говорят то, что вы хотите слышать.
куда вы можете знать, что вас не обманывают, лишь бы получить свое? Ведь, если вам говорят те слова, которые вы хотите слышать, значит, что-то из этого является ложью, поскольку нет людей, которые абсолютно одинаково думают. Всегда есть темы, которые не разделяются теми людьми, которые в чем-то другом сходятся во мнениях. Отсюда выходит, что если с вами во всем соглашаются, то делают это не потому, что на самом деле думают так же, как и вы, а для того, чтобы в дальнейшем у вас попросить нечто для реализации своих целей.

Говорить слова, которые вы хотите слышать, — это своего рода стремление вас задобрить, «подлизаться» к вам. Вас хотят к себе расположить, чтобы потом требовать свое. Так, стоит ли верить такому человеку, который готов пойти на все, лишь бы потом полноправно требовать что-то для воплощения своих целей?

С одной стороны, этикет в речи – это обман, когда человек пытается казаться быть таким, каким его хотят видеть. С другой стороны, в интеллигентных кругах, где людям некогда выяснять отношения и устанавливать контакты между собой, им легче прибегнуть к позволительной форме общения – этикету.

перейти наверх

Виды речевого общения

Главным средством речевого общения являются слова. У каждого слова есть свое значение, порой не одно. Если человек желает контактировать с людьми определенной культурной среды, ему необходимо изучить их речь. Порой внутри одного народа существуют разные субкультуры, которые формируют свою уникальную речь, которая использует государственную речь, но в измененном формате.


Речевое общение – особенности и этикет

Все люди обладают речью, если растут в культурной и общественной среде. Абсолютно все люди с детства обучаются словам, их составлению и выражению через них своих мыслей. Это и становится самым удобным и быстрым способом контактирования и достижения своих целей.

Известны два вида речевого общения – устная и письменная. Устная речь предполагает использование речевого аппарата и слуха. Письменная речь представляет собой передачу слов на бумаге, которую затем прочитает адресат.

Другими видами речевого общения являются:

  1. Когнитивное (познавательное) – передача информации, знаний.
  2. Эмоциональное (кондиционное) – передача через слова своих эмоций и переживаний с целью вызова подобных ощущений у собеседника.
  3. Деятельное – обмен навыками и информацией с целью формирования общей деятельности.
  4. Мотивационное – обмен планами, идеями, желаниями или задачами с целью вызова внутренних желаний у собеседника.
  5. Материальное – обмен продуктами деятельности.
  6. Контакт масок – когда люди просто на формальном уровне сотрудничают.

  7. Светское — общение на темы, на которые положено общаться, а не на те, на которые хочется.
  8. Формально-ролевое – общение людей с учетом их социального статуса и разницы между ними.
  9. 9 Деловое – обмен информацией и данными на определенную тему с целью достижения определенных целей или сотрудничества.
  10. Межличностное (интимно-личностное) – когда люди общаются, потому что интересны друг другу, желают быть вместе. Здесь люди раскрывают себя и познают друг друга.

перейти наверх

Особенности речевого общения

Речь говорящего включает множество факторов. Что он будет говорить, с какой интонацией и отношением, зависит от его внутренних мотивов, желаний, эмоционального состояния и позиции к собеседнику. Несмотря на то, что люди пользуются одной речью, их поведение при этом отличается в каждой ситуации. Многое зависит от человека лично, а точнее от его внутреннего состояния и воспитания.

перейти наверх

Итог

Речевое общение является самым простым и быстрым способом передачи нужной информации. С детства человек изучает ту речь, которая бытует в его семье и социуме. Однако в процессе жизни можно изучить язык других народов, что расширит круг знакомств и общения.

 


Источник: PsyMedCare.ru

(1) Однажды утром мы в своей лаборатории завели беседу. (2) Начал её наш уважаемый шеф, доктор наук.

– (3) Любопытная вещь! – сказал он, приглашая нас послушать. – (4) Недавно, разбирая одну надпись на каменной плите, я нашёл вот такое изображение. (5) Там стояло чьё-то имя и было написано: «(6) А жизни его было девятьсот лет».

(7) И он показал нам лист, на котором была нарисована тушью ушастая сова.

– (8) Девятьсот лет! – я не смог удержаться от этого восклицания. – (9) Неужели возможно было когда-нибудь такое долголетие?

– (10) Всё возможно! – гаркнул плечистый, всегда занятый, обычно молчаливый мой сосед, не отрываясь от работы. – (11) Время – загадка. (12) Время может стоять и может очень быстро лететь – я сейчас поясню. (13) В нашем городе несколько лет назад произошёл такой случай. (14) В парке культуры в одном из тенистых уголков собралось много хорошо одетых мужчин на какое-то собрание на свежем воздухе. (15) Позже стало известно, что в парке заседал два часа симпозиум бандитов и воров. (16) Они съехались для суда над своими «товарищами» и вынесли шесть смертных приговоров, из которых пять исполнены. (17) Шестого они не могут поймать, потому что дело это для них осложнилось. (18) Шестой этот был глава всего общества «законников». (19) Он сидел в какой-то из отдалённых тюрем, и там, в одиночке, ему пришла в голову мысль о том, что он, по существу, в жизни ничего не сделал и ничего не получил, а жить осталось мало.
0) Рассуждал он так: весь смысл жизни бандита – в наиболее лёгком присвоении чужих богатств. (21) А цена и авторитет вещей в человеческом обществе катастрофически падают. (22) Он понял, что на смену вещам неуклонно идёт красота человеческой души, которую не купишь за деньги и не украдёшь. (23) Красота души свободна. (24) И так мой бандит открыл, что он за всю свою жизнь никогда не имел таких «вещей», как одобрение людей, дружба с человеком, истинная любовь. (25) Нечто вроде денежной реформы произошло. (26) Да… (27) В общем, этот человек написал все свои соображения в большом письме к братьям-«законникам» и заявил, что слагает с себя «сан», уходит в общество работающих людей и намерен каким-нибудь выдающимся поступком завоевать то, чего ещё не знал в жизни. (28) Теперь смотрите, в каком положении оказался наш бандит. (29) За всю свою жизнь он получил в разных судах в общей сложности двести лет тюрьмы. (30) Он понимал, что государство не «разменяет» ему этот срок. (31) С другой стороны, отлично зная порядки в общине «законников», он осознавал, что «братцы» не простят ему измены и где-то уже наточен для него нож. (32) А ему нужно было прожить хотя бы несколько лет и сделать то, ради чего он пошёл на такой шаг. (33) И он совершил свой последний побег. (34) Он был достаточно богат, и, почти как в сказке, нашлись врачи, которые сумели заменить всю кожу на его лице и голове, вместе с волосами, и на руках. (35) Они и с голосом ему что-то сделали. (36) Это были великие мастера. (37) Бандит получил безупречнейшие документы и стал новым человеком. (38) В три года он закончил два института. (39) Сейчас он доводит до конца своё дело. (40) Он задумал очень большое дело, хочет сделать людям подарок… (41) За этим человеком охотятся исполнители приговора. (42) Настигнут обязательно. (43) Осталось очень мало времени. (44) И человек намерен за год или за два прожить заново свою жизнь. (45) А что бы получилось, живи он так все свои годы? (46) Жизни у него было бы, может, побольше, чем девятьсот лет.

– (47) Вы имеете в виду, конечно, содержание жизни, а не её продолжительность? – сказал шеф.

– (48) Да! (49) Содержание! (50) То, чем мы наполняем сосуд времени. (51) Его надо наполнить только самыми сильными наслаждениями, ощущениями величайших радостей…

– (52) Это проповеди чистейшего эгоизма. (53) Вам бы всё радоваться, наслаждаться! (54) А мне кажется, что надо и для народа поработать. (55) Как вы считаете? – послышался голос заведующего кадрами.

– (56) Вы отстали, вот как я считаю. (57) Вы полагаете, что радость, наслаждение – это грех. (58) И что работа для людей – это ваша публичная обязанность. (59) Мой бандит по сравнению с вами – передовой человек. (60) Все ваши радости он испробовал, и они ему осточертели. (61) Он теперь признаёт единственную радость – то, что вы считаете суровой обязанностью.

– (62) Скажите… – начал после минуты молчания шеф. – (63) Откуда вы знаете такие подробности? (64) Ведь человек этот переменил лицо, имя. (65) Он, наверное, не дурак и не открывается первому встречному.

– (66) Я для него не первый встречный.

– (67) Вы должны выдать его, если вы сознательный человек, – вдруг заметил завкадрами. – (68) Он совершил столько преступлений и бежал из тюрьмы…

– (69) Это уже не бандит. (70) Он сейчас безопасен. (71) Когда он сделает своё дело, сам выдаст себя людям, – сказал наш товарищ. – (72) А теперь извините. (73) Я должен пойти посмотреть показания приборов.

(По В. Д. Дудинцеву*)

* Владимир Дмитриевич Дудинцев (1918–1998) – русский советский писатель.

Источник: yandex.ru

Анализируя особенности общения по радио и телевидению, необходимо выделить два ключевых момента: 1) влияние характера радио- и телевизионной аудитории на поведение выступающих; 2) факторы, определяющие привлекательность или непривлекательность образа выступающего в глазах аудитории.

Рассматривая характерные особенности радио- и телевизионной аудитории, отечественный психолог А.А. Леонтьев обратил внимание на ряд психологических трудностей, с которыми не встречаются выступающий в «живой» аудитории, но которые возникают у человека во время выступления по радио или телевидению.

Во-первых, коммуникатор не видит своей аудитории, следовательно, он лишен возможности непосредственно регулировать средства воздействия на слушателей, сообразуясь с их реакцией. Чтобы выйти из затруднения, вызванного отсутствием обратной связи, необходимо прогнозировать, представить, как эта невидимая аудитория может реагировать на то, что было сказано. Оптимальный путь такого прогнозирования, по-видимому, предполагает как бы мысленное сужение этой аудитории до «своей», до той, которую коммуникатор хорошо знает.

Во-вторых, радио- и телевизионная публика не просто рассредоточена в пространстве — она рассредоточена «психологически». Люди становятся радио- или теле аудиторией случайно, без объединяющего их мотива, интереса, цели. Если обычный оратор имеет дело с людьми, уже заведомо представляющими собой некоторое психологическое единство, то в условиях радио или телевидения публичное выступление требует с самого начала усилий по привлечению внимания слушателей / зрителей, включая специфическое построение самого выступления, особую манеру поведения выступающего, т.е. все, что могло бы их заинтересовать. И хотя иногда интерес может вызвать сама тема выступления или популярность передачи, в которую приглашен выступающий, все-таки чаще всего коммуникатор сталкивается с необходимостью самому «подготовить почву» в умах зрителей или слушателей для восприятия своего выступления.

В-третьих, аудитория телевизионного и радиовыступления практически не поддается «заражению», поэтому манера обращения, сам способ говорить с нею должен отличаться от обычной публичной речи. Восприятие массовой коммуникации, особенно телевидения, очень зависит от малой группы, в составе которой человек слушает или смотрит передачу. Интерес к передаче и мнение об ее достоинствах и недостатках складываются обычно как единое мнение семьи или другой группы людей, воспринимающей все совместно. Поэтому вступление должно не только «привлекал» внимание (интерес), но и постоянно поддерживать его.

В-четвертых, человек слушает и смотрит радио- и телепрограммы, так сказать, в «мягких туфлях», в домашней обстановке, что не может не влиять на требования как к форме, так и к содержанию выступления. От публичного выступления по радио и телевидению ожидается, с одной стороны, сохранение некоторой отстраненности, а с другой — доверительность, неофициальность.



В-пятых, аудитория радио и телевидения гораздо более разнообразна, чем аудитория «живого» публичного выступления. Поэтому выступающий должен ориентироваться на очень разный уровень слушателей / зрителей.

Таким образом, аудитория, с которой, имеет дело выступающий по радио или телевидению, определяет особые требования к его речевому поведению.

Не менее важным социально-психологическим моментом является то, как воспринимают самого выступающего зрители и слушатели, какой образ формируется в их представлении. Аудитория, на которую хочет воздействовать оратор, оценивает то, что он говорит, как он говорит и каков сам выступающий. От этой оценки во многом зависит, будет принята или отвергнута предлагаемая информация, как будут поняты передаваемые сообщения, повлияет ли переданное на действия слушателей / зрителей.

Не только коммуникатора, но и на аудиторию психологический контекст их собственного восприятия обычно действует как некая скрытая сила. Люди испытывают на себе результаты ее действия, но не всегда могут объяснить, что именно и почему определило их окончательное впечатление от конкретной теле- или радиопередачи. Иногда одного появления на экране или первых слов звучащего по радио голоса достаточно, чтобы привлечь внимание зрителей и слушателей. Бывает и по-другому: выступающий говорит правильные вещи, но они не вызывают ответного интереса или даже возникает чувство неловкости за человека в кафедре или у микрофона.

Между восприятием образа выступающего и воздействием его сообщения обнаружена следующая связь: если у аудитории складывается положительный образ коммуникатора, то это, как правило, содействует положительному восприятию его сообщения, и наоборот.

Важно учитывать, что при формировании образа коммуникатора в равной степени имеют значение два ряда факторов, определяющих отношение, во-первых, между коммуникатором и сообщением, во-вторых, между коммуникатором и аудиторией.

Каждый ряд содержит свою систему характеристик.

Наиболее значимы для первого ряда отношений следующие характеристики коммуникатора:

ѕ Знание того, о чем он говорит;

ѕ Его искренность, правдивость, убежденность в том, что он говорит;

ѕ Умение донести свои знания, мысли до аудитории;

Среди характеристик, наиболее значимых для второго ряда отношений, можно назвать следующие качества коммуникатора:

ѕ Знание своей аудитории;

ѕ Искреннее уважение к аудитории;

ѕ Умение общаться с ней на равных, не поучая, не заискивая, не занимаясь самолюбованием.

Аудитория тонко чувствует отношение к себе. Степень ее доверия и авторитетность и компетентность, внешняя привлекательность и тактичность.

На разных этапах общения эти качества могут играть разную роль. Например, на начальной стадии эффект привлекательности может возникнуть лишь благодаря внешности выступающего и его манере держаться, а представления о компетентности и авторитетности формируется на основе информации о его образовательной подготовке и социальном положении. Однако, чем длительнее общение, тем большее воздействие будут оказывать аудитории, так и к тому, о чем он говорит.

Таким образом, без учета рассмотренных выше социально-психологических особенностей общения по радио и телевидению невозможно понять задач, которые необходимо решить режиссеру, редактору и, конечно, самому выступающему в процессе подготовки его радио- или телевизионного выступления.

3.
Принципы организации речевой коммуникации на телевидении и радио

Обращаясь к собственно речевому поведению на радио и телевидении и принципам его организации, важно помнить следующее:

1. Нельзя повторять дважды только что сказанное в эфире, следовательно, необходимо ориентироваться на первоначальное восприятие текста аудиторией, так как «вторичного» восприятия из эфира быть не может;

2. Зрителями или слушателями вашего выступления будут люди: разных возрастов, профессий, разного культурного уровня и интересов;

3. Встреча с вами на экране или по радио для многих из них явится, скорее всего случайной. Учет этих ключевых моментов предполагает, что теле- или радио речь должна быть конкретной и доходчивой по содержанию, непринужденной по тону, т.е. организованна по типу неофициальной беседы (разумеется, за исключением случаев официального заявления).

Таким образом, выступление будет максимально эффективным, если оно оптимальным образом сочетает элементы социальной и личностной ориентированности общения.

На телевидении существует стереотип неречевого поведения, который ограничивает мимическую деятельность и жестикуляцию выступающего. Все эти характеристики обусловлены социальной ориентированностью радиовещания и телевидение. Они же требуют соединения в речевом поведении непринужденной разговорной речи при сохранении целенаправленности, информативности, ясности сообщения. Чтобы этого достичь, необходимо строить выступление, используя принципы разговорности, диалогизации, интимизации речи.

Принцип разговорности.

ѕ Экономное использование лексики

Восприятие устной речи затрудняется при лексической перегруженности. Если письменная речь подразумевает развернутость словесного выражения мысли, приведения логически строгой системы аргументов, то устная речь не требует этой развернутости. Удачное сравнение, метафора или намек могут сделать больше, чем точное и строгое, но длинное доказательство.

ѕ Четкая структурная организация выступления.

Передачи разговорного жанра не терпят композиционной расплывчатости. Они должны развиваться последовательно и динамично, включать элемент новизны (существует три типа новостей: новое о неизвестном, новое об известном, формирование нового отношения к фактам — в выступлении рекомендуется совмещать их и комбинировать).

Актуальность принципа диалогизации речи по радио или телевидению определяется тем, что выступающий воспринимается публикой прежде всего как партнер по взаимодействию. Если это ожидание не подтверждается, то существенно снижается эффективность воздействия его выступления и возможность поддержания внимания и интереса.

Принцип интимизации. Камерность обстановки, в которой воспринимается выступление на телевидении или радио, предполагает поиск особых форм выражения, рассчитанных на каждого слушателя в отдельности. Интимизация снижает официальность общения, делает его более непринужденным. Этой цели служат разговорная экспрессивная лексика, разговорная фразеология: для достижения большего контакта со слушателем вполне допустимы использование неправильного порядка слов в предложении (инверсия), риторические вопросы, высказывания с вводными словами и предложениями и другие конструкции разговорной речи.

Принцип удобства звукового воспроизведения и слухового восприятия. Одно из требований культуры звучащей речи — благозвучие. Для выступающих по телевидению и радио важно избегать навязчивого повторения одинаковых и сходных звуков, употребления неблагозвучных словоформ, трудно произносимых сочетаний звуков при соединении слов. Например: стечение многих согласных или столкновение гласных создает неблагозвучную речь — сталкивались ли вы, пробовали ли вы, я знал ее и ее июльские планы.

Тем не менее для человека, не имеющего большого опыта выступления по радио или телевидению, знание таких принципов может оказать существенную помощь при подготовке к выходу в эфир.

Заключение

Теле- или радио- речь является конкретной и доходчивой по содержанию, непринужденной по тону, т.е. организованна по типу неофициальной беседы. Таким образом, выступление будет максимально эффективным, если оно оптимальным образом сочетает элементы социальной и личности ориентированности общения.

Вместе с тем такое сочетание не может не быть противоречивым, задавая внутреннюю конфликтность речи, в чем так же нужно отдавать себе отчет. Противоречие возникает, с одной стороны, между реально существующим односторонним контактом выступающего в кадре или перед микрофоном со зрителями или слушателями и необходимостью при этом имитировать двусторонний контакт; а с другой — между заранее подготовленным письменным текстом и устной формой его воспроизведения: речевой поток, который должен восприниматься как спонтанный, на самом деле таким не является.

Помимо этого интонация речи, используемой в массовой коммуникации, отличатся от интонации непринужденного межличностного общения «нейтральностью» мелодии основного тона. На телевидении существует стереотип неречевого поведения, который ограничивает мимическую деятельность и жестикуляцию выступающего.

Все эти характеристики обусловлены социальной ориентированностью радиовещания и телевидения. Они же требуют соединения в речевом поведении человека, выступающего в эфире, устно-литературной нормы и нормы непринужденной разговорной речи при сохранении целенаправленности, информативности, ясности сообщения. Чтобы того достичь, необходимо строить выступление, используя принципы разговорности, диалогизации, интимизации речи.

Источник: studopedia.su

Общие принципы речевого общения.

Речевые стратегии деловых разговоров.

Правила подготовки публичного выступления.

Слово обозначает предмет, процесс и отношение. Слово в контексте понимается нами как информация, имеющая познавательный, ценностный и личный смысл. Любое сообщение имеет содержание, цель, мотивы и раскрывает личность собеседника.

Речевое общение непрерывно. Мы все время что-то говорим друг другу. При этом, мы иногда говорим осознанно, но бессознательно оговариваемся. Например, называем партнера именем другого человека. Иногда мы нарочито оговариваемся, рассчитывая, что партнер поймет намек, или неформально сообщаемую информацию. Часто мы оговариваемся ненарочито, но тут же осознаем оплошность и пытаемся ее поправить. Кроме того, мы неверно понимаем рациональное содержание информации, неправильно ее интерпретируем, ложно воспринимаем эмоциональное содержание речи. Специалисты утверждают, что, если «задуманное» принять за 100 %, то после «сформулировано», «высказано», «услышано», «понято» в «памяти остается» всего 24 %. Отсюда, всеобщее увлечение чтением невербальных знаков, которое приносит не слишком много пользы, поскольку нет никакой однозначной и типичной для всех связи между содержанием и формой выражения психических состояний. Вы можете наверняка определить, что человек волнуется, но при этом ошибиться и принять простое возбуждение за раздражение или протест против Вас лично. Даже когда состояние партнера определено правильно, не всегда можно этим воспользоваться; нет смысла сообщать человеку, который в разговоре с вами крутит в руках ручку, что он нервничает.

Что вообще означает – понять другого человека? Необходимо – выделить информацию, осмыслить ее и адекватно на нее ответить. По выражению немецкого философа Мартина Хайдеггера «Язык говорит сам», то есть подбор слов не является случайным, а выражает наше отношение к передаваемому сообщению и к партнеру.

Существуют формы речевого общения, которым можно научить и стоит учиться. Во-первых, это речевой этикет, во-вторых, умение задавать вопросы, в-третьих, навыки публичного выступления, в-четвертых, особенности разговора по телефону, и в-пятых, поведение в деловом разговоре. Специалисты определяют: разговор – ситуационный контакт, а беседа – предметный разговор, спор – доказательство истинности собственного мнения, дискуссия – обмен мнениями, а полемика – борьба мнений, доведенная до конфликта оснований. Таким образом, в процессе делового речевого общения необходимо учитывать его форму, психологический контекст и мотивации основных субъектов.

В ситуации делового общения мы используем «речь в социально ориентированном общении». Речь обслуживает совместную деятельность. Поэтому ее использование регламентировано рядом правил.

Принцип кооперации:

– Высказывание должно содержать столько информации, сколько требуется для текущего общения;

– Высказывание должно быть по возможности правдивым. Не врать. Не говорить того, в чем не уверен или чего не знаешь;

– Высказывание должно быть ясным. Лучше говорить на языке понятном собеседникам.

Принцип вежливости:

– Общение прерывается по общему согласию;

– Соблюдаются общие правила речевого этикета;

– Использование эфемизмов – формул, заменяющих резкие выражения.

Нарушения правил вежливости: невоспитанность и грубость.

Источник: studopedia.ru

Основные принципы речевого этикета

В повседневной жизни мы чаще сталкиваемся с косвенными формами речевого взаимодействия, которые должны базироваться на общих принципах уважения к собеседнику. Это называется принципом кооперации и считается основным принципом коммуникаций. Данный принцип базируется на четырех основных категориях:

  • количество,
  • качество,
  • отношения,
  • способ.

Категория количества проявляется в том, что на каждом этапе диалога высказывание должно содержать информации не больше и не меньше, чем требуется. Качество определяется истинностью высказывания. Категория отношения выражается в том, чтобы на протяжении всего диалога придерживаться основной темы. Категория способа выражается в ясности изложения мысли. Для достижения ясности высказывания необходимо избегать непонятных выражений, неоднозначности в высказываниях, быть кратким и организованным в своей речи. При соблюдении принципа кооперации уровень эффективности общения значительно увеличивается.

Еще один важный принцип, регулирующий процесс общения, – это принцип вежливости. Он направлен на предотвращение конфликтных ситуаций. Принцип вежливости базируется на такте, скромности, великодушии, одобрении, согласии, симпатии. Соблюдение принципа вежливости обеспечивает положительное взаимодействие и реализацию коммуникативных стратегий с использованием непрямых формулировок.

Национальные особенности речевого этикета

Общаться вежливо и в рамках этикета принято в разных странах мира. При этом каждый из национальных языков накладывает свою специфику на общение, немаловажную роль играют обряды, привычки определенного народа. Например, в речевых отношениях более резкие русские и немцы, а японцы в речи проявляют раболепие, американцы часто в общении проявляют лицемерие, а британцы надменность. Сложились определенные стереотипы о холодности англичан и вспыльчивости итальянцев, упрямстве финнов и широте души русских. Отсюда и различие в речевом поведении разных народов.

Формулы речевого этикета

  1. Просьба

    Просьба как речевое действие одна из основных формул речевого этикета. В просьбе говорящий стремится придерживаться правил вежливости, в противном случае существует риск не достигнуть цели. При этом в каждой речевой ситуации просящему необходимо выбирать наиболее приемлемое выражение из множества существующих форм.

  2. Похвала и комплимент

    Похвала и комплимент являются чертами коммуникативной культуры определенного народа. В России с наибольшей частотностью используют комплименты внешнему виду человека, на втором месте комплименты, оценивающие профессионализм и способности человека. Следует учитывать, что на комплимент возможна негативная реакция. Это может быть обусловлено особенностями характера – скромностью и застенчивостью.

  3. Юмор

    Юмор заключается в понимании смешного, умении видеть и показывать комичное, выделять забавное. Остроумие проявляется в изобретательном и находчивом выделении, описании комичного, подчеркивании смешного. Остроумие по отношению к юмору первично, а юмор – вторичен: шутки придумывают остроумные, а рассказывают и пересказывают их люди с чувством юмора.

    Скрытая насмешка под маской серьезности кардинально отличают иронию от сатиры и юмора. Ироническое отношение в речи реализуется посредством гротеска, остроумия, преувеличения, контраста, соединения разных речевых стилей. Ирония носит объективный характер и направлена на других. Юмор же субъективен. Ирония начинается серьезно, а заканчивается смехом. Юмор, наоборот, начинается со смеха и заканчивается серьезно. Иронию можно применять в речи, но с очень большой осторожностью, опираясь при этом на нравственность.

Существуют ситуации, в которых ироническая речь не уместна:

  • в общении с человеком без чувства юмора;
  • при удрученном состоянии души собеседника;
  • в общении с незнакомым человеком;
  • особые ситуации: похороны, свадьба, ритуалы, сопряженные с большой эмоциональностью;
  • в обществе третьего лица, от которого тот, на кого направлена ирония зависит эмоционально, социально или психологически;
  • нельзя употреблять ироничные высказывания в отношении вероисповедания, семьи, работы, системы убеждений, национальности.

Умение иронизировать в отношении себя является признаком ума, силы воли. Такое умение – это результат длительного самовоспитания.

Правила речевого этикета

  1. Проявление уважительности и доброжелательности к собеседнику.
  2. Вежливое отношение к собеседнику.
  3. Скромность в самооценке, умение встать на место партнера.
  4. Поставить в центр внимания слушающего.
  5. Понятная, уместная и интересная тема коммуникации.
  6. Учитывать ограниченность порога смыслового восприятия и концентрации внимания слушающего.
  7. Учитывать невербальные средства коммуникации.

Этика слушания

Общение подразумевает наличие собеседника, а следовательно, важно не только правильно говорить, но и слушать. В отношении слушания также сформулированы определенные правила:

  • если кто-либо обращается к вам с речью, необходимо прервать дела и выслушать его;
  • уважительно и терпеливо относитесь к говорящему;
  • не перебивать говорящего, не вставлять каких-либо замечаний;
  • вербально и невербально подчеркивать заинтересованность в общении;
  • необходимо в диалоге умело сочетать в себе роль слушающего и роль говорящего;
  • не следует отвечать на вопросы, заданные другому собеседнику и реагировать на речь, обращенную к другому.

Источник: spravochnick.ru


Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.