Хадисы про мужа и жену в исламе


Хадисы о важности женитьбы

Пророк ﷺ сказал, что «тот, кто, боясь бедности, не женится – не из нас», то есть, не на нашем пути (Абу Мансур)

***

В хадисе Пророка ﷺ говорится: «Женитьба является моим путем, и тот, кто отвернется от нее, тот отвернулся от меня»

***

В другом хадисе говорится: «Брак – это моя сунна, и тот, кто отвернется от моего пути, тот отвернулся от меня» (Аль-Бухари, Муслим)

***

Также Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Тот, кто в состоянии из вас содержать жену, пусть женится, поистине, оно потупляет взор и уберегает ваши половые органы; а тот, кто не в состоянии, пусть постится, поистине, пост умерит его желание» (Аль-Бухари, Муслим, Ибн Маджа, aн-Насаи)

***

«Кому будет дано четыре вещи, то это будет лучшим благом этого мира и мира вечного: 1) благодарное сердце; 2) язык, занятый поминанием Аллаха; 3) терпеливое на бедствия тело; 4) супруга, не предающая мужа ни телом, ни его имуществом» (Аль-Бухари, Муслим)

***

Посланник Аллаха ﷺ говорил: «Тот, кому Всевышний дал благочестивую спутницу жизни, тому Он помог обрести половину веры. И пусть такой человек проявит богобоязненность во второй половине [веры]» (аль-Хаким)

Хадисы о сватовстве


«Поистине, женщину берут в жёны из-за её религии, из-за её богатства и из-за её красоты, и тебе следует жениться на той (мусульманке), которая привержена религии, иначе ты проиграешь» (Ахмад, Муслим, ат-Тирмизи, ан-Насаи)

***

Передают со слов аль-‘Урса ибн ‘Амиры, да будет доволен им Аллах, о том, что Пророк ﷺ сказал:«Советуйтесь с женщинами (относительно выдачи их замуж), так как разведённая лучше знает о себе, а согласие девственницы – её молчание» (Ат-Табарани, Аль-Байхаки)

***

Со слов Айши, да будет доволен ею Аллах, сообщается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Предлагайте женщинам согласиться на замужество» (Ахмад, ан-Насаи, Ибн Хиббан)

***

Передают со слов Абу Мусы, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Если кто-то из вас захочет выдать замуж свою дочь, пусть спросит о её согласии» (Ат-Табарани)

***

Сообщается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Если кто-нибудь из вас пожелает посвататься к женщине, то не будет греха, если он взглянет на неё, с целью сватовства, даже если она не будет знать об этом» (Ахмад, ат-Табарани)

***

У Пророка Мухаммада ﷺ спросили: «Какая женщина наилучшая [наиболее подходящая для женитьбы]?» Он ответил: «Та, при взгляде на которую супруг радуется, которая покорна ему в просьбе или приказе. И если он относится к чему-то отрицательно, то и она с порицанием относится к этому» (Ан-Насаи, имам Ахмад)


***

В хадисе Пророка ﷺ сказано: «Если к вам придет [свататься к вашей дочери] тот, чьей религиозностью и порядочностью вы довольны, то соедините их браком; если вы это не сделаете, то начнется смута на земле и чрезмерное распутство» (ат-Тирмизи).

Хадисы об отношении к женшинам

Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, передал, что Пророк Мухаммад ﷺ сказал: «Верующий не должен ненавидеть свою верующую жену, ибо если даже ему не нравится в ней что-то, то ему непременно понравится что-то другое» (Ахмад, Муслим)

***

«Наиболее совершенной верой обладает тот из верующих, кто отличается наилучшим нравом, а лучшими из вас являются те, кто лучше всех относится к своим женам» (Ахмад, Абу Дауд, Ибн Хиббан, ат-Тирмизи)

***

«Я наказываю вам хорошо обходиться с женщинами» (Аль-Бухари, Муслим)

***

«Лучшие из ваших женщин – это любящие, часто рожающие, покорные и соответствующие мужьям, если они страшатся Аллаха. А худшие из ваших женщин – это выставляющие свою красоту напоказ и высокомерные. Они лицемерки! (Тех) из них, которые войдут в рай так же мало, как (мало) ворон с белыми пятнами на ногах» (Аль-Байхаки)

***

«Поистине, женщина была создана из ребра, и если ты постараешься выпрямить его (полностью), то сломаешь его, а если оставишь его, то этой кривизны будет достаточно, чтобы жить с ней (и наслаждаться ею)» (Ахмад, аль-Бухари, ан-Насаи, ад-Дарими)


***

«У кого было две жены, и он склонялся к одной из них в ущерб другой, тот в Судный день придет перекошенным, волоча одну половину тела, падая или склоняясь» (Ахмад, Абу Дауд, ат-Тирмизи, ан-Насаи, Ибн Маджа, аль-Хаким)

***

Са’д ибн ‘Убада, да будет доволен им Аллах, сказал Посланнику Аллаха ﷺ: «Если бы я увидел какого-нибудь мужчину с моей женой, я бы ударил его мечом, не задумываясь!» Пророк ﷺ сказал: «Вы удивляетесь ревности Са’да? Поистине, я еще более ревнив, чем он, а Аллах еще более ревнив, чем я, и именно из-за ревности Аллаха были сделаны запретными все проявления непристойности, как тайные, так и явные» (Аль-Бухари)

***

«Если мужчина напоит водой свою жену, то он получит за это вознаграждение» (Ат-Тирмизи)

***

Абу Са’ид аль-Худри, да будет доволен им Аллах, передаёт, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Одно из самых худших мест у Всевышнего в Судный День будет занимать человек, который вступал в близость с женщиной, а потом распространял её секреты» (Муслим)

***

Му’авией аль- Кушайри, да будет доволен им Аллах, передал: «Я пришёл к Посланнику Аллаха ﷺ и спросил: «Что ты скажешь о наших женщинах?» Он сказал: «Вы должны кормить их из того, что едите сами, одевать их из того, что носите сами, и не бить их и не оскорблять»» (Абу Дауд)


***

Айша, да будет доволен ею Аллах, передает, что Хинд, жена Абу Суфьяна, да будет доволен ими Аллах, сказала: «О Посланник Аллаха, поистине, Абу Суфьян — человек скупой, и он не дает мне того, чего хватило бы мне и моим детям, если только я сама не беру у него без его ведома». Он сказал: «Бери столько, сколько достаточно для тебя и для твоих детей согласно обычаю» (Аль-Бухари, Муслим)

***

Посланник Аллаха ﷺ сказал в прощальном хадже: «А они (женщины) имеют право на то, чтобы вы кормили их и одевали согласно обычаю» (Муслим)

***

Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: «Посланник Аллаха ﷺ сказал: “Поистине, я запрещаю ущемлять права двух слабых: сирот и женщин!”» (Ахмад, Ибн Маджа, Ибн Хиббан, аль-Хаким)

***

Сообщается, что Аль-Микдад ибн Ма’дикариб, да будет доволен им Аллах, сказал: «Однажды Пророк ﷺ встал среди людей, восхвалил Аллаха и сказал трижды: “Поистине, Аллах завещает вам относиться к женщинам хорошо! Поистине, они – ваши матери, ваши дочери, ваши сестры, ваши тети. Поистине, человек из числа людей Писания женился на женщине, проявляя к ней терпение, [и никогда не бил её, оставляя следа на теле]. И они умирали в старости, питая любовь друг к другу”» (Ат-Табарани)

***

Аль-‘Аля аль-Гъасани, да будет доволен им Аллах, сказал: «До меня дошло, что из числа скверных поступков, которые Аллах запретил, но о чем не сообщил в Коране, это когда мужчина женится на женщине, и после того, как они прожили долго, и она родила ему, он разводится с ней, не имея какого-либо основания» (Ат-Табарани)


***

«Поистине, величайший грех пред Аллахом совершает (тот) человек, который женится на женщине, а когда он удовлетворяет с ней свою страсть, то разводится с ней и не уплачивает её свадебный дар [махр]; а также человек, который нанял работника, а потом не заплатил ему; и тот, кто понапрасну убивает животное» (Аль-Хаким, Аль-Байхаки)

Хадисы об отношении к мужу

«Если жена говорит мужу: «Да воздаст Аллах тебе благом», ей прощаются грехи. Если же она хоть немного гневается на мужа, Аллах стирает награду ее добрых дел и прощает мужа (за его терпение)» (Муслим)

***

«Если женщина будет совершать пять (предписанных) молитв, соблюдать пост (в месяце Рамадан), оберегать своё целомудрие и будет повиноваться своему мужу, то ей скажут: “Заходи в рай через те врата рая, которые желаешь!”» (Ахмад, Ибн Хиббан)

***

«Поистине, женщины, которые требуют развод (от своих мужей без причины), разрывая брачные узы, являются лицемерками”» (Ат-Табарани)

***

От Ибн Аббаса, да будет Аллах ими доволен, передается: «Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Я увидел, что большинство из обитателей Ада – это женщины, потому что они проявили неверие». И его спросили: «Неверие в Аллаха?» И он ответил: «Неверие в мужа, неверие в мужа, неверие в щедрость к ним. И если всю жизнь к ней хорошо относились, а потом она увидела что-то, [что бы ей не понравилось] то она скажет мужу: «Я ничего хорошего не видела от тебя» (Бухари и Муслим)

***

«Аллах любит тех женщин, которые приветливы к своим мужьям и неприступны, как крепость, к другим мужчинам» (Муслим)

Хадисы о супружеских отношениях


«Да помилует Аллах мужчину, который поднимается ночью, совершает молитву и будит свою жену, которая также совершает молитву, а если она отказывается вставать, брызгает ей в лицо водой! Да помилует Аллах женщину, которая поднимается ночью, совершает молитву и будит своего мужа, который также совершает молитву, а если он отказывается вставать, брызгает ему в лицо водой!» (Ахмад, Абу Дауд, Ибн Маджах, ан-Насаи, Ибн Хузайма, Ибн Хиббан, аль-Хаким)

***

«Если мусульманин проснётся ночью, разбудит свою жену и они вместе совершат молитву в два рак’ата, то они будут записаны среди мужчин и женщин, много поминающих Аллаха» (Абу Дауд, ан-Насаи, Ибн Маджах, Ибн Хиббан, аль-Хаким)

***

«Поистине, в День воскресения Аллах Всевышний скажет: «Где любившие друг друга ради величия Моего? Сегодня, в тот День, когда (иной) тени, кроме тени Моей не будет, Я укрою их в Своей тени!» (Муслим)

***

Пророк ﷺ сказал: «…и даже совершение любым из вас полового сношения [с женой] — это милостыня!» Люди спросили: «О Посланник Аллаха, разве за то, что кто-нибудь из нас удовлетворяет своё желание, он получает награду?!» Он сказал: «Скажите мне, разве не совершит грех тот, кто удовлетворит свою страсть запретным образом? Точно так же, если он сделает это дозволенным образом, его ждёт награда!» (Муслим)


***

‘Абдуллах ибн Амр ибн алъ-‘Ас, да будет доволен им Аллах, передаёт: «Посланник Аллаха ﷺ сказал: «О ‘Абдуллах, мне сообщили, что ты постишься днём и молишься по ночам». Я сказал: «Да, о Посланник Аллаха». Он сказал: «Не делай так, но постись иногда и не соблюдай поста иногда, молись по ночам и спи, ибо, поистине, у твоего тела есть на тебя право, и у глаза твоего есть на тебя право, и у жены твоей есть на тебя право, так соблюдай же право каждого обладающего правом «» (Аль-Бухари, Муслим, Ат- Тирмизи)

***

Передают со слов ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Если женщина подаст что-нибудь в качестве милостыни, (которая имеется) в доме её мужа, не нанося никому ущерба, она получит награду за то, что отдаст, а её муж получит награду за то, что он заработал, и такую же награду получит хранитель, и награда одного из них никак не уменьшит награды другого”» (Аль-Бухари, Муслим, Абу Дауд, ат-Тирмизи, ан-Насаи, Ибн Маджах)

Источник: muslimclub.ru


Хвала Аллаху, Господу миров, который создал людей парами и установил между супругами любовь и милосердие! Мир и благословение нашему пророку Мухаммаду, который ел пищу и ходил по рынкам, женился на женщинах и находил отраду в молитве! Мир и благословение его пречистым женам, близким родственникам и всем сподвижникам!

Женитьба — одно из прекраснейших Божьих установлений. Она позволяет верующему устроить жизнь в соответствии с Божьим замыслом, оберегает его от прелюбодеяния и многих грехов, ведущих к нему. В счастливом браке супруги находят душевный покой, делятся радостями и печалями, обмениваются мнениями и принимают совместные решения, растят детей и заботятся о старших. Брак не ограничивает полет наших мечтаний, а, напротив, позволяет насладиться полнотой жизни. Ведь в счастливом соединении с близким по духу человеком противоположного пола можно найти подлинное успокоение и спастись от одиночества.

Сообщается, что пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «О молодые люди! Если кто-нибудь из вас способен вступить в брак, пусть женится, и это поможет ему потуплять взор и избегать распутства. А тот, кто не может сочетаться браком, должен поститься. Так будет легче подавить вожделение» (ал-Бухари и Муслим). По мнению большинства улемов, несмотря на содержащийся в данном хадисе приказ, женитьба относится к желательным предписаниям, но может стать обязательной, если это единственный способ соблюсти целомудрие и спастись от греха. Если верующий опасается соблазнов и имеет средства для того, чтобы жениться и устроить свадьбу, сделать это для него важнее, чем совершить обязательное паломничество в Мекку!


Создание семьи начинается с выбора жениха или невесты. В прежние времена предложить дочь или сестру в жены праведному человеку не считалось чем-то постыдным. В Коране сообщается, что праведный старец из Мадйана предложил Мусе жениться на его дочери (сура 28 «Рассказ», аят 27). А в «Сахихе» ал-Бухари описывается история о том, как ‘Умар ибн ал-Хаттаб предложил сначала ‘Усману, а потом Абу Бакру жениться на его овдовевшей дочери Хафсе, а те отказались, потому что знали, что на ней собирается жениться посланник, мир ему и благословение Аллаха. Однако эта традиция довольно быстро канула в лету, и чаще всего жених или его родственники сами занимаются поисками невесты.

Найти человека, с которым проживешь долгие годы в любви и согласии, непросто. Проявить легкомыслие на данном этапе — все равно что поставить под угрозу благополучие и крепость будущей семьи. Поэтому в исламе придается большое значение личностным качествам и воспитанию человека, с которым вступаешь в брак. В известном хадисе сказано: «На женщинах женятся из-за четырех качеств: богатства, знатности, красоты и набожности. Так женись на набожной женщине, будь ты несчастен!» Этот хадис передали ал-Бухари и Муслим. Арабы часто использовали выражение «будь ты несчастен» и другие похожие фразы не как проклятие, а для того, чтобы выразить удивление или подчеркнуть важность сказанного, как в данном случае. Таким образом, женщину берут в жены либо ради ее богатства, либо ради ее знатного происхождения, либо из-за ее красоты, либо из-за ее благочестия. Последний критерий — самый важный для верующего.


Ислам не порицает женитьбу на богатой или знатной женщине. Богатство — это хорошее подспорье на пути к довольству Всевышнего, а благородное происхождение — это унаследованные черты праведных предков и их добрые молитвы. Еще больший стимул к женитьбе — красивая внешность и завораживающий голос. Красота покоряет сердце и пробуждает в нем нежные чувства. Но если девушка не обладает благонравием и благочестием, то верующему не следует обольщаться ее прочими достоинствами.

Коран категорически запрещает верующим женщинам выходить замуж за немусульман и запрещает верующим мужчинам жениться на тех, кто придает Аллаху сотоварищей или вообще отрицает существование Бога. Исключение сделано только для женщин, исповедующих христианство и иудаизм. Мусульманин может жениться на христианке или иудейке, если та целомудренна и соблюдает заповеди своей религии (сура 5 «Трапеза», аят 5). Но если есть верующие мусульманки, которые пока не нашли своего счастья, то жениться на них, безусловно, лучше и безопаснее для веры и религиозности самого мужчины и его детей.

Муж и жена могут быть совершенно непохожими по характеру, темпераменту, и это не мешает их совместному счастью, если они дополняют друг друга. Но брак считается заведомо конфликтным, если молодые люди не имеют общих ценностей и интересов. Влюбленность и романтические фантазии порой мешают здраво взглянуть на вещи. Реальность же бывает горше наших иллюзий. Поэтому мы советуем верующим искать свою половинку среди тех, кто разделяет их ценности и взгляд на жизнь. Если человек, с которым вы строите серьезные отношения, не исповедует ислам или не совершает молитву, но проявляет интерес к вере и обещает соблюдать Божьи заповеди, пусть не затягивает с покаянием. Дайте ему время сделать свой выбор, но не связывайте себя обязательствами до тех пор, пока он не докажет свою искренность на деле. Но если ваш избранник упорствует в своем безразличии, то не рассчитывайте изменить его после свадьбы. Это относится и к юношам, и к девушкам. Сколько судеб было разбито по причине такой самоуверенности, сколько семей распалось! Иногда влюбленные осознают это, но не могут побороть чувства. В таких случаях верующий должен обратиться за помощью и утешением к Аллаху. Всевышний непременно примет того, кто ставит Его довольство выше всего, и обязательно приведет его к тому человеку, который сделает его счастливым. В хадисе сказано: «Троим Аллах обязался помочь: борющемуся на пути Аллаха, рабу, который договорился о своем выкупе и желает выплатить его, и вступающему в брак ради целомудрия» (ат-Тирмизи и ан-Насаи).

Акцентируя внимание на благочестии человека, не следует, однако, упускать из виду и другие его качества, влияющие на прочность отношений. Это касается и внешней привлекательности, которая играет важную роль на этапе зарождения чувств. Со временем, когда супруги узнают друг друга достаточно хорошо, внешность не обеспечивает взаимопонимания в семье. Но на начальном этапе знакомства люди обращают внимание на различные особенности внешности. Искать девушку или юношу неписаной красоты и придираться к мелочам неправильно. Но если какая-то черта в его или ее внешности вызывает у тебя явную неприязнь, то нужно понимать, что благонравие может и не компенсировать такой недостаток. Мудрые люди даже советуют сначала интересоваться внешностью женщины, а уже потом ее праведностью и внутренним миром. Имам Ахмад говорил: «Если мужчина сватается к женщине, пусть сперва спросит о ее красоте. Если скажут, что она красивая, пусть расспросит о ее религиозности, и если ее похвалят и за это, пусть женится на ней. А если ее не похвалят, то он откажется от нее из-за религии. Не следует сначала спрашивать о религиозности женщины, ибо если ее похвалят за это, но не похвалят за красоту, то получится, что он отказался от нее из-за внешности, а не из-за религии».

По мнению большинства улемов, при выборе жениха или невесты также следует учитывать их происхождение и даже профессию. Наблюдения показывают, что мужчине и женщине легче найти общий язык и создать крепкую семью, если они ровня друг другу, т. е. выросли в семьях с примерно одинаковым достатком, получили примерно одинаковое воспитание и образование. Иными словами, если девушка выросла в семье профессора и получила хорошее образование, то ей будет трудно ужиться с простым рабочим, потому что они воспитаны в разном духе и имеют разные интересы. Ни в Коране, ни в хадисах мы не встречали тексты, которые запрещали бы подобные браки. Но следует понимать, что различия в характерах и интересах ставят супругов перед необходимостью искать новые, непривычные для них формы общения. Если в одних случаях этот процесс протекает безболезненно, то в других он заканчивается скорым разводом.

Уместно добавить, что психологи рекомендуют обращать внимание и на некоторые фундаментальные качества характера. Например, если одному из супругов нравится быть лидером, то предпочтительнее, чтобы другой был склонен к подчинению и зависимости. На стадии знакомства молодые люди редко обращают внимание на такие детали. Однако наблюдения показывают, что браки чаще всего оказываются счастливыми, когда супруги дополняют друг друга. Поэтому, прежде чем строить серьезные отношения с конкретным человеком, крайне важно спросить совет у родителей или близких, имеющих жизненный опыт и разбирающихся в людях. Серьезные намерения вступить в брак вообще не следует скрывать от родителей, если для этого нет веской причины. Их совет и благословение имеют огромное значение, ведь их довольство таит в себе довольство самого Аллаха.

При выборе спутника жизни следует избегать двух крайностей, которые нередко приводят к печальным последствиям. Во-первых, молодые люди должны избегать добрачного ухаживания, чтобы не оказаться в плену пылких чувств, затуманивающих разум и мешающих принять правильное решение. Если хочешь создать крепкую семью, нужно позаботиться о ее фундаменте, который закладывается еще до бракосочетания. Грех, осквернивший твое чистое намерение, может отразиться на ваших взаимоотношениях спустя многие годы. Смыть его можно только искренним раскаянием, а как раскаяться в том, что дарит тебе столько счастливых мгновений?! Есть только один способ избежать этого — с самого начала строить семью на любви к Аллаху, почитая Его законы и следуя наставлениям Его посланника, мир ему и благословение Аллаха.

К сожалению, многие юноши и девушки, попав под влияние массовой культуры, полагают, что для счастливого брака необходимо близко узнать будущего партнера. Это распространенное заблуждение. В западных странах пары сожительствуют в течение нескольких месяцев, прежде чем обвенчаться в церкви, но это не спасает их от разводов. Взаимопонимание в добрачный период не гарантирует прочных отношений после заключения брака. Поэтому не следует обманывать себя, потакая страстям и преступая Божьи заповеди. Молодые мусульмане, желающие создать семью, имеют право встречаться и общаться только в присутствии махрама девушки, т. е. ее отца, брата или другого ближайшего родственника. Наш посланник, мир ему и благословение Аллаха, говорил: «Мужчина не должен уединяться с посторонней женщиной, потому что третьим будет шайтан» (Ахмад и ат-Тирмизи).

Другая крайность, о которой мы упомянули выше, — когда молодые люди вступают в брак, совершенно не узнав друг друга. Если есть чистое намерение, то желательно, чтобы жених и невеста увидели друг друга и побольше узнали друг о друге. В хадисе сказано: «Если тот из вас, кто сватается к женщине, может увидеть у нее то, что побудит его к женитьбе, пусть сделает это» (Ахмад и Абу Давуд). Если девушка понравилась тебе, то следует разузнать как можно больше о ней, ее характере и ее семье. Чем она занимается? Как проводит свободное время? Каковы взаимоотношения между ее родителями? Как она относится к своим обязанностям перед Аллахом? То же самое мы рекомендуем нашим сестрам-мусульманкам, если кто-либо из братьев проявляет к ним серьезный интерес.

В семье, где между родителями и детьми есть взаимопонимание, избежать этих крайностей нетрудно. Если девушка нравится юноше, он делится своим намерением с родителями, наводит справки о ее семье, если они не знакомы, а потом его родители отправляют сватов к родственникам невесты, чтобы получить их предварительное согласие. Трудности возникают там, где молодые люди умалчивают о своих взаимоотношениях или родители по каким-то причинам противятся этому союзу, а дети отказываются прислушаться к ним. Иногда это приводит к внебрачным связям и даже к рождению внебрачных детей, а иногда, наоборот, к поспешным бракам, которые могут закончиться разводом через пару месяцев.

Участие родителей и родственников в большинстве случаев помогает молодым людям избежать поспешных и опрометчивых решений. Вовлечение родственников в поиски жениха или невесты, а также в переговоры между семьями придает браку бóльшую социальную значимость и помогает молодым людям осознать ответственность, которая ложится на них. Непонимание этой ответственности, легкомыслие и отсутствие жизненного опыта приводят к тому, что молодые семьи распадаются, а малыши растут с одним из родителей.

Здесь уместно вспомнить наказ нашего пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Если к вам посватался тот, чьей набожностью и чьим благонравием вы довольны, соглашайтесь на брак, а если не сделаете этого, то на земле наступят смута и разврат» (ат-Тирмизи). В определенном смысле это относится не только к родителям девушки. Если юноша и девушка нравятся друг другу и хотят пожениться, то их родители не должны препятствовать этому без серьезной на то причины. Лишь в том случае, если юноша или девушка имеют скверный характер или не готовы к супружеской ответственности, родители вправе воспротивиться браку, вразумительно объяснив свою позицию сыну или дочери.

Если же молодые люди испытывают взаимную симпатию, если их благонравие, воспитание и образование вполне устраивают вас и, наконец, если знакомство с будущими родственниками рассеяло ваши сомнения, то можно думать о помолвке. Лучше, чтобы помолвка сопровождалась заключением брачного договора (‘акд ан-никах) с соблюдением всех требований шариата. Это необходимо для того, чтобы жених и невеста могли вместе проводить время и ближе узнать друг друга, не нарушая религиозных канонов. В противном случае помолвка будет лишь обоюдным обещанием, а значит, будущий жених не получит права встречать девушку, провожать ее домой и общаться с ней по телефону.

После заключения брачного договора молодые люди формально считаются мужем и женой, хотя до начала их совместной жизни могут пройти недели и даже месяцы. В течение этого срока жених не несет материальных обязательств перед невестой, если они медлят со свадьбой по обоюдному согласию или по требованию родственников невесты. Но если сторона невесты не против того, чтобы они воссоединились, а жених откладывает свадьбу по каким-либо соображениям, то он несет ответственность за ее материальное обеспечение.

Помните же, дорогие друзья, что основа для семейного счастья закладывается до бракосочетания, и не преступайте заповедей Аллаха, дабы милость Его не покидала вас и ваших детей ни в этом мире, ни после смерти. Не сомневайтесь в наказах Аллаха и Его посланника и уповайте на вашего Господа, ибо, поистине, вам достаточно Его поддержки и Его покровительства! 

Источник: e-minbar.com

Тридцать первый хадис

Тридцать второй хадис

عن أبي هريرة قال قال رسول الله صلى الله عليه وسلم ليس منا من خبب امرأة على زوجها أو عبدا على سيده

От Абу Хурейры передается, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Тот, кто настраивает женщину против мужа или раба против господина, – не из нас» (Абу Дауд).

Этим хадисом имам Абу Дауд, рахимахуллах, начинает раздел «Развод» в «Сунане», указывая тем самым, что причиной развода служит разлад между супругами и нерешенные проблемы между ними.

Как не следует настраивать жену против мужа, так и не следует настраивать мужа против жены, как указал имам ас-Сахаранпури, рахимахуллах, в «Базль аль-Маджхуд».

Из этого хадиса мы понимаем, что супругам стоит быть крайне осторожными с тем, чтобы «выносить сор из избы» и делиться своими внутренними проблемами с окружающими, потому что люди могут оказывать определенным образом воздействовать на супругов из-за своих личных интересов.

В хадисе говорится о женщине, а не о мужчине, потому что женщины больше подвержены эмоциям, им зачастую трудно видеть позитивные стороны брака, они зацикливаются на негативном.

Друзьям и подругам, к которым обращаются с семейными проблемами, нужно быть крайне осторожными в своих советах. Лучше всего обходиться обтекающими формулировками и сводить все к тому, что человеку в своей личной жизни следует разбираться самому.

Наш учитель муфтий Ибрахим Десаи, даммат баракатух, много раз говорил нам, что студентам, к которым поступают вопросы по браку, разводу и другим подобным темам с просьбами о совете или помощи, стоит отвечать очень аккуратно, ничего конкретного никогда не советовать людям. Нужно просто рассказать о тех шагах, которые Шариат позволяет им совершить, а что именно им следует делать, это уже вопрос их личного жизненного выбора.

Простые мусульмане очень часто хотят свой личный жизненный выбор переложить на ученого, чтобы он за них выбрал. Но так не бывает. Задача ученого – показать, какие варианты выбора соответствуют Шариату, а какие – нет. А что выбрать: на ком жениться, разводиться или нет и так далее – это уже вопрос жизненного выбора самого человека.

Конечно, ученый должен наставлять людей и призывать к некоторым общим основам, одна из которых – стремление сохранить брак. Но не нужно при этом прямо призывать к конкретным действиям: разводись, не разводись. Если человек потом будет сожалеть о содеянном, то кого он будет винить?!

А мусульманам, ищущим совета ученых и студентов шариатского знания, следует искать людей более старшего возраста, которые уже сложились как личности и у которых есть жизненный опыт в этих вопросах. Ну что какой совет насчет семейной жизни может дать двадцатилетний студент?

А еще мусульманам нужно хорошо понять вот что: одно дело – вопросы Шариата о дозволенности или запретности, а другое дело – как построить счастливую семью и воспитать детей в духе нашей религии. Если нечто дозволено Шариатом, как, например, многоженство, то это не означает, что во все исторические периоды и в любом обществе эта дозволенная практика непременно будет приводить к семейному счастью.

Абу Али аль-Ашари

Источник: annisa-today.ru


Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.