Как относилась к любви фенечка


Фенечка — крестьянка, которой барин разрешил жить в доме, и сам же этого стеснялся.
Она попала к Николаю Петровичу еще маленькой девочкой .Однажды ей в глаз попал пепел из печи и мать повела ее к Николаю Петровичу,он обработал глаз и ему понравилось милое детское личико Фенечки.С тех пор он начал часто смотреть за ней,она от него пряталась.Когда мать умерла Николай Петрович забрал Фенечку жить с собой.Они полюбили друг друга и Фенечка родила Николаю сына Митю.Но Певел Петрович(брат) не хотел их свадьбы , они не поженились.
Николай Петрович совершил поступок, казалось бы, благородный. Он поселил у себя женщину, родившую от него ребенка, то есть, как бы признал определенные ее права и не скрывал, что Митя — его сын. Но вел он себя при этом так, что Фенечка застенчивая, добрая, стеснительная, беспредельно любящая Николая Петровича, покоряющая силой материнского чувства,не могла чувствовать себя свободно и справлялась со своим положением только благодаря природной естественности и достоинству.


r />Базаров, живя у Кирсановых, с удовольствием общался только с Фенечкой: “Даже лицо его изменялось, когда он с ней разговаривал: оно принимало выражение ясное, почти доброе, и к обычной его небрежности примешивалась какая-то шутливая внимательность”.
Базарову нравилась Фенечка и он однажды крепко поцеловал ее в раскрытые губы, чем и нарушил все права гостеприимства и все правила нравственности.
Фенечке то же понравился Базаров, но она бы едва ли ответила ему.
Павел Петрович,кажется тоже был влюблен в Фенечку, несколько раз приходил в ее комнату «ни за чем», несколько раз оставался с ней наедине, но он не был настолько низок, чтобы поцеловать ее.
Более того,она стала поводом для дуэли между Базаровым и Павлом Петровичем Кирсановым.Павел Петрович становится случайным свидетелем поцелуя его до глубины души возмущает поступок «этого волосатого».Он особенно негодует ещё и потому, что ему кажется: в Фенечке есть что-то общее с княгиней Р.
Совершенно очевидно,что Фенечка оказывается милее и ближе сердцу писателя.Именно ее Тургенев одарил счастьем любви и материнства. Тургеневский идеал женщины заключается в умении любить и жертвовать собой ради любимого.

Источник: otvet.mail.ru

Чтобы понять тайный язык фенечки нужно обратиться к истории фенькоплетения.

Тайный язык фенечкиФенечка является характерным атрибутом субкультуры хиппи. Хиппи — это дети цветов, они обожают все яркое, цветастое, навороченное. Настоящий хипповый прикид — это произведение искусства. И вершина хиппового самовыражения — это феньки
:)

Фенечка была заимствована у индейцев, и использовалась как символ дружбы — после обмена фенечками индейцы считались назваными братьями. Первоначально аналогичной была ситуация и у хиппи. Но со временем символическое значение фенечек обрело множество вариантов кроме дружбы. Всё зависело от её цвета, орнамента. Феньки плетут кому-то, т.е. делают специально для определенного человека, с учетом его характера, пристрастий, своего собственного отношения к нему.

При дарении фенечки её завязывают на три узелка, причем на третий узелок загадывают желание тому, кому она дарится. Эту фенечку носят не снимая до тех пор, пока она сама не слетит или не порвется.  :)

Фенечка — это браслет, который является символом дружбы или любви


*IN LOVE* и передается от одного человека другому. Еще феньки используются у хиппи вместо обручальных колец. Обычно такие обручальные феньки плетутся одинаковыми и дарятся друг другу. Тогда это уже не фенька дружбы, а фенька любви. Иногда вместо фенечек-браслетов делают бисерные кольца.

Фенечки разных цветов и разных узоров могут дать о носящем их различную информацию, например о дружбе, любви, музыкальных пристрастиях, сексуальной ориентации и т.д.

Значение цветов в фенечке

  • Белый — идеал, чистота, вера, правда, точность, невинность, смерть (освобождение), религиозность, изысканность, свобода, путь, дорога, тропа, начало, жизнь, добро, поиск, свет, независимость.
  • Синий — спокойствие, умиротворенность, дух, бесконечность, тоска, открытость всему новому, чистота, долгая память, небо, гармония, любовь к Богу, дружелюбие, непорочность.
  • Голубой — гармония, дружба, безграничность, вода, спокойствие, небо, тоска, надежда, ум, дух, покой, суицид, умиротворенность.

  • Зелёный — надежда, природа, юность, жизнь, лес, растения, гармония, вера, вечность, поиск любви.
  • Бледно-Зелёный (серо-Зелёный) — тоска, рухнувшие надежды.
  • Красный — страсть, любовь, кровь, энергия, огонь, привязанность, радость, портвейн.
  • Серый — скромность, печаль, бесчувственность, старость, страсть, пунктуальность, свобода в одиночестве (одиночество как свобода).
  • Оранжевый — пацифизм, сексуальность, тяжелое сумасшествие, привязанность, энергия, любовь, огонь, травка.
  • Розовый — мечтательность, привязанность, страсть, энергия, детство, нежность, любовь, наивность.
  • Чёрный — сильная энергия, отрешение, очищение, магия, бесстрашие, наркотики, оккультизм, одиночество, траур, смерть, свобода, мистика, нежелание общаться, независимость, печаль, инь.
  • Алый — агрессивность.
  • Жёлтый — солнце, тоска, уныние, печаль, ревность, изменчивость, зависть, неискренность, лето, жадность, грусть, вера, легкое смерть, красота, изобилие (золото, деньги), смерть, сумасшествие, безумие, судьба (рок), пиво.
  • Бордовый — коварство.
  • Фиолетовый — мудрость, фантазия, мистика, экстравагантность, мечты, оригинальность, дружба, шизофрения, магия.
  • Коричневый — смерть, невоздержанность, земля, лень, травка, тоска, домашний уют (очаг).

Сочетание цветов в фенечке

  • Белый + Красный – свободная любовь.
  • Зелёный +  Красный – любовь к природе.

  • Синий + Красный – пацифизм.
  • Красный + Белый + Зелёный – гиперсексуальность.
  • Фиолетовый + Чёрный – черная магия.
  • Чёрный + Коричневый + Жёлтый – черная магия.
  • Более 3 цветов (разной гаммы) с узором – психоделия.
  • Более 3 цветов (разной гаммы) без узора – срыв крыши.
  • Коричневый + Оранжевый – травка.
  • Красный + Чёрный – анархия, острый ум, смертельная влюбленность, несчастная любовь.
  • Чёрный + Белый + Красный – анархия.
  • Желтый + Голубой + Оранжевый – увлечение востоком и экзотическими культурами, нетрадиционная медицина, чудаковатость.
  • Красный + Белый + Чёрный – жизненный путь (рождение-жизнь-смерть).
  • Белый + Чёрный – наркотики, одиночество, гордость, “NIRVANA”, рождение-смерть, инь-янь, суицид.
  • Фиолетовый + Белый – белая магия, мечтательность.
  • Синий + Красный + Белый – водка.
  • Зелёный + Жёлтый + Красный – растафари.
  • Жёлтый + Зеленый + Голубой — природа, лес, гармония, пацифизм, естественность, братство.
  • Зелёный + Жёлтый – Джа, «Green Peace» (травка).
  • Коричневый + Белый – Джа.
  • Голубой + Жёлтый – Солнце в небе.
  • Фиолетовый + Жёлтый – помешательство, паранойя.
  • Жёлтый + Синий (Голубой) + Белый – БГ (золото на голубом, под небом голубым есть город золотой).
  • Зелёный + Черный – очень крепкие наркотики.
  • Чёрный + Зелёный – нет наркотикам.
  • Белый + Синий – надежда, пошлость.

  • Белый + Синий + Чёрный – надежда.
  • Голубой + Белый – Lusy in the Sky with Diamonds, LSD.
  • Золотой + Бирюзовый (голубой) – “NIRVANA”, нирвана.
  • Зеленый + белый – Green Peace, белая магия, вера в бога.
  • Жёлтый + Коpичневый + Зелёный – травка.
  • Синий (Голубой) + Чёрный – гомосексуальность.
  • Розовый + Красный – лесбиянство.
  • Красный + Жёлтый – сумасшедшая любовь.
  • Белый + зелёный + оранжевый – хиппи.
  • Чёрный + Жёлтый + Белый – героин.
  • Чёрный + Жёлтый – конченный наркоман, вечность, суицид, анархия, неуравновешенность.
  • Белый + Розовый – изменчивость.
  • Белый + редкое вкрапление Красного – сексуальный поиск.
  • Прозрачный + Красный – чистая любовь, суть любви.
  • Коричневый + Чёрный – могила, смерть (одиночество в земле).
  • Коричневый + Красный – приземленная любовь.
  • Оранжево-Бело-Зелёный — увлечение друидами, кельтами, Ирландией.
  • Серебристый + Чёрный – чернокнижник, маг, ведьма.
  • Радуга – расстояние равное экватору по трассе.
  • Изумрудный + Золотой + Бирюзовый – утро в лесу.
  • Зелёный + Синий – трасса

Источник: www.ostrovlubvi.com

Как относилась к любви фенечка

ВЫБИРАЙ СЕБЕ ЛЮБОЙ


Цвет ниток, из которых плетутся фенечки, имеет особый смысл. Поэтому знаток, лишь раз взглянув на фенечку, может многое рассказать о ее обладателе.
Белый – это духовная чистота, свобода, добро и свет, невинность.
Голубой – это надежды, покой, бесконечность, крепкая дружба, ясность ума.
Синий – миролюбивое состояние, дружелюбие, открытость всему новому, безграничность.
Зеленый – могущество природы жизнь, юность, развитие, духовный рост. А вот бледно-зеленый – конец мечтаниям, отчаянье, тоска, депрессия.
Красный – пылкая любовь, сильная привязанность, счастье, страсть.
Розовый – влюбленность, мечтательность, сентиментальность.
Оранжевый – энергия, «мир во всем мире».
Коричневый – домашний уют, некая леность.
Желтый – солнечный свет, привлекательность, лето, а также ревность.
Фиолетовый – мистика, дружеские отношения, мудрость, мечтания.
Черный – довольно-таки сложный и противоречивый цвет. Обозначает очищение и бесстрашие, траур и отрешенность, одиночество и печаль.
Серый – тоска, печаль, скромность, бесчувственность, пожилой возраст.
Сочетание различных цветов в фенечках-браслетах:
Красный с белым – знак влюбленности.
Красный с синим – знак пацифизма.
Черный с фиолетовым – символ черной магии.
Красный с белым и черным – символ анархии.
Красный с черным имеет множество значений: от анархии до безответной любви.
Черный с белым – суицид, одиночество.
Желтый с голубым олицетворяют солнце на небесах.
Красный и зеленый цвета олицетворяют любовь к природе.
Белый и черный в сочетании с синим – надежды, ожидания.
Бело-розовая фенечка символизирует переменчивого человека, увлекающуюся натуру.
Серебристо-черная фенечка — символ магических способностей.
Бирюзовый в сочетании с изумрудным и золотым означают утро в чистом лесу.


Источник: kak2z.ru

Вызов за поцелуй

Писатель, тонкий наблюдатель, отметил: Фенечка упиралась. Но как-то — как девушка честная, которой в глубине души не очень-то хотелось упираться. Короче говоря, "уперлась слабо, и он мог возобновить и продлить свой поцелуй".

И тут "сухой кашель раздался за сиренями". За ними, как рояль в кустах, подсматривал главный базаровский неприятель, Павел Петрович Кирсанов. Идеалист лет сорока пяти. Разочарованный эстет. Базаров называл его пренебрежительно "аристократом". А Фенечка его боялась: он та-а-ак на нее смотрит, ужас. И ходит по пятам.

Надо напомнить: Фенечка была простой дворовой девушкой, дочкой экономки у Николая Петровича Кирсанова, брата Павла Петровича и отца Аркадия, приятеля Базарова. Мать умерла, а Фенечка была как одинокий ангел — жена Николая Петровича тоже скончалась, а он был добрым, скромным и любил играть на виолончели. Так что у них с Фенечкой родился мальчик. Но о базаровском поцелуе он так и не узнал. И на дуэль Базарова вызвал Павел Петрович — когда-то бравый капитан и англоман, и старомодный вольнодумец, разочарованный во всем от несчастной любви к полумистической "княгине Р.".

А что было дальше — всем известно.

Но кто эта Фенечка? Откуда ее взял Тургенев?


Дом на набережной Фонтанки в Петербурге, где Иван Тургенев встречался с Феоктистой.

Письмо о сыне

В 1862 году, когда "Отцы и дети" вышли в "Русском вестнике", Иван Сергеевич получил письмо от знакомой, дочери декабриста Сергея Волконского, Елены Кочубей — с какими-то намеками на "Феничек", с которыми ему советовали быть поосторожней. Тургенев отвечал, отшучиваясь (13/25 апреля 1862) из Парижа: "Я очень рад, что мой роман Вам понравился. — Что же касается до Феничек и до грозящей мне от них опасности — то Вы, как говорится, положили палец на рану — и моя единственная надежда состоит в том, что я скоро так состареюсь, что ни одна даже Феничка не захочет разделить свою судьбу с моею".

И все же Фенечка была — совсем не мимолетная. Если точнее, то не Фенечка, а Феоктиста Волкова.


Не будем слушать сплетников — послушаем, что сам Тургенев говорил. В письме давнему другу Ивану Маслову, начальнику московской Удельной конторы Императорских имуществ (18/30 июня 1865, Спасское):

"Любезнейший Иван Ильич!

Сегодня будет у меня с тобою речь не о продаже и деньгах, а о совершенно другом деле. Слушай.

У меня в 1851м, 2м и 3м годах в Петербурге и здесь жила девушка, по имени Феоктиста, с которой я имел связь. Ты, может быть, слыхал о ней. Я в последствии времени помог ей выйти замуж за маленького чиновника морского министерства — и она теперь благоденствует в Петербурге. Отъезжая от меня в 53ем году, она была беременна, и у ней в Москве родился сын Иван, которого она отдала в воспитательный дом. Я имею достаточные причины предполагать, что этот сын не от меня, однако с уверенностью ручаться за это не могу. Он, пожалуй, может быть мое произведение. Сын этот, по имени Иван, попал в деревню к мужику, которому был отдан на прокормление.

Феоктиста, которая ездила к нему в прошлом году, тайком от мужа, не умела мне сказать, где лежит эта деревня и какого она ведомства: она знает только, что до этой деревни было верст 50 и что зовут ее Прудище. Имеет она также причины предполагать, что какая-то дама взяла к себе ребенка — которому в деревне житье было плохое — и что эта дама попала в больницу. Из этого всего ты можешь заключить, что голова у этой Феоктисты слабая.

Теперь она опять едет в Москву (заезжала она сюда, чтобы на меня посмотреть — мужа ее отпустили на месяц в Богородицкий уезд) — и я направил ее к тебе с тем, чтобы ты помог ей в ее разысканиях. Если этот Иван жив и отыщется, — то я бы готов был поместить его в ремесленную школу — и платить за него.

<…> Во всяком случае, будь так добр, окажи свое высокое покровительство этой Феоктисте Петровне Волковой, которая явится к тебе с письмом от меня. <…> Муж — ни о чем не знает; впрочем, он очень смирный и порядочный человек.

NB. Денег Феоктисте не давай — она уже получила от меня".

Были еще письма Маслову. Но разыскал ли Маслов сына Феоктисты Волковой и что с этим мальчиком стало, неизвестно.

Портрет Тургенева. / дагеротип О. Биссона 1847-1850

700 рублей за любовь

Какие-то подробности о Феоктисте Волковой чуть позже, в 1880х, появились в воспоминаниях литератора и журналиста Николая Берга. Вот что можно узнать из рассказов, которые Берг старательно записал.

В 1851 году Иван Сергеевич встретился в доме своего дяди, Петра Николаевича Тургенева, жившего в Москве, с двоюродной сестрой Лизой, девушкой лет шестнадцати. У Лизы, Елизаветы Алексеевны, служила девушка Феоктиста, которую "все по тогдашним обычаям называли Фетисткой". "Недурная собою брюнетка". Взгляд у нее был "невыразимо привлекательный". И в целом "стройности она была поразительной, руки и ноги у нее были маленькие; походка гордая, величественная. Ни с какой стороны она не напоминала девичью и дворню". Вдобавок Лиза одевала Фетистку как барышню.

Иван Сергеевич, как уверяет Берг, зачастил к кузине. Потому что оказался без ума от горничной Фетистки.

"Довольно скоро Иван Сергеевич повел с кузиной "прозаический" разговор, которого она с часу на час ожидала и потому достаточно к нему приготовилась. Кузен услышал от нее такой куш, что, несмотря на свою влюбленность, был несколько озадачен. <…> Потолковали еще немного, и дело кончилось на семистах рублях: цена большая, так как дворовые девки продавались тогда рублей по 25, 30 и не шли далее 50. Последняя цифра даже считалась "сумасшествием"… Деньги были тут же отданы, а на другой или на третий день Фетистка, обливаясь слезами, перебралась на квартиру Ивана Сергеевича, который ей признался тут же, что "очень ее любит и постарается сделать счастливой".

Что он ее любит, Фетистка давно знала, но в счастье с ним не верила".

Базаров и Фенечка. Кадр из фильма "Отцы и дети".

После идиллии

Наверняка в таких не обязывавших ни к чему рассказах присочиняли многое. Чем был не повод позлословить — у Тургенева и недругов, как и друзей, всегда хватало. Не проверишь, заплатил ли писатель за Феоктисту 700 рублей, — но если бы и так, имел ведь право. Судить те времена и нравы по современным меркам нелепо — вот и не будем. Но зато по этим слухам можно получить хотя бы представление о том, как появилась Феоктиста у Тургенева.

В 1852 году писателя сослали в Спасское. На пару лет. За то, что он опубликовал посмертный некролог, посвященный Гоголю. Причина была странной — но сейчас речь не об этом. Он перевез из Петербурга в Спасское и Феоктисту.

Берг описал, в какие "всякие богатые материи, одежды, украшения, белье из тонкого полотна" Иван Сергеевич одел "крепостную любовницу" — и жил с ней в Спасском точно так, как виолончелист Николай Петрович Кирсанов с Фенечкой в "Отцах и детях". Хотя не слишком этот факт выпячивал — точнее, попросту скрывал. Все-таки это было не совсем прогрессивно.

А что Феоктиста? В Спасское к сосланному Тургеневу приезжала шумная компания — Боткин, Дружинин, Григорович. Он завел знакомство с жившими недалеко Толстыми — Марией Николаевной (сестрой Льва Николаевича) и ее супругом. Мария Николаевна зачастила в Спасское, Тургенев от нее был без ума, как, впрочем, и она. И в скором будущем все это кончится тем, что Толстая от мужа уйдет. Лев Николаевич записывал себе в дневник: нехорошо — он этот грех записывал на счет Тургенева. Да, но тогда еще, в середине 1850-х, в жизни Ивана Сергеевича появилась и Ольга Тургенева — кузина писателя и тоже совершенный ангел, готовая "тургеневская девушка", и ее даже записывали в невесты…

Иван Тургенев и Мария Савина в Спасском-Лутовинове.

Где тут было место Феоктисты?

Версия Николая Берга: "Прошел идиллический год… может, и меньше… новый барин Фетистки начал сильно скучать. <…> С нею не было никакой возможности говорить ни о чем другом, как только о соседских дрязгах и сплетнях. Она была даже безграмотна! Иван Сергеевич пробовал было в первые медовые месяцы (когда с нею почти не расставался) поучить ее читать и писать, но увы! Это далеко не пошло: ученица его смертельно скучала за уроками, сердилась… Потом явились на сцену обыкновенные припадки "замужних женщин", а вслед затем произошло на свет прелестное дитя…"

В мае 1855-го приятель Павел Анненков, первый биограф Пушкина, который часто помогал Тургеневу по-дружески в деликатных вопросах, сообщив о работе над "Сочинениями Пушкина", добавил, между прочим, новость о беременности Феоктисты. В ответ Иван Сергеевич писал тревожно: "Насчет Феоктисты дело выходит скверно — тем более, что это дело не моих рук — пожалуйста, оказывайте ей свое покровительство, а я ей на днях вышлю опять рублей 25. Кстати, почему Вы велели Колбасину сказать мне, что я "штучка"? Непонятно!"

Словом, Феоктисте ничего хорошего, конечно, не светило. В 1856 году Тургенев получил наконец разрешение и срочно засобирался в Париж. Всем было ясно: это он к Полине Виардо. Но тут в истории уж слишком много неизвестных…

Полина Виардо.

Последний разговор

Николай Петрович женился (брат Павел Петрович позволил) на Фенечке.

Иван Сергеевич много лет спустя все хлопотал о Феоктисте.

В 1862 году, вслед за "Отцами и детьми", он написал ужасно нервное — отчаянное даже — эссе "Довольно!". В нем он, как Базаров, объявлял всю жизненную суету никчемной. В нем, как Павел Петрович, пытался объяснить, отчего мечтает — куда-нибудь, чтоб скрыться от всего и всех.

И в нем он обращался к той, чей профиль в старой церкви не давал ему покоя. Такой и Николай Петрович у него в "Отцах и детях" запомнил Фенечку — "в приходской церкви, где-нибудь в сторонке, тонкий профиль ее беленького лица".

Кто знает, сколько бед и болей, душевных катастроф скрывала вся эта история Тургенева и Феоктисты-Фенечки…

Источник: rg.ru

Испытание любовью выдерживают не все герои И.С. Тургенева. Обратимся к роману «Отцы и дети».

Автор: Савчук Ирина Владимировна

 

СЦЕНАРНЫЙ ПЛАН УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ

Цель урока: выявление обучающимися основных изменений внутреннего мира героев, вызванных воздействием их любви к женщине, наблюдение за результатом испытания персонажей любовью; развитие представления обучающихся об основных творческих приемах И.С.Тургенева, используемых им с целью более полного раскрытия характеров своих персонажей (портрет, диалог, деталь).

1.Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

Преподаватель. Добрый день! Начнём наш урок.

В эти ноябрьские дни наша страна и вся литературная общественность отмечают 200-летие со дня рождения великого классика русской литературы – Ивана Сергеевича Тургенева. Его имя относится к тем большим русским писателям XIX века, благодаря которым отечественная литература вырвалась на звѐздную орбиту. Великолепный мастер слова, он в совершенстве владел русским языком, благодаря чему создал изумительные по своей красоте картины русской природы и жизни русских людей. Сегодня мы с вами на уроке продолжаем разговор о, пожалуй, самом известном его романе – «Отцы и дети». Предметом нашего пристального внимания предыдущих уроков была личность Евгения Васильевича Базарова, человека незаурядного, сильного, гордого, волевого, имеющего на все собственную точку зрения, которую он пытается отстаивать. Евгений Базаров — самый привлекательный, самый значительный, но и самый противоречивый герой тургеневского романа. Он, в отличие от «не настоящего нигилиста», своего друга Аркадия Кирсанова, нигилист самый что ни на есть настоящий.

Вспомним, что же такое нигилизм? Кто такие нигилисты?

Предполагаемый ответ. Слово «нигилизм» в переводе с латинского означает «ничто, ничего». Аркадий Кирсанов так определял значение данного слова: «Нигилист – это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип». На замечание своего отца по поводу того, что «это слово означает человека, который…который ничего не признаёт», Аркадий возражает: «Который ко всему относится с критической точки зрения».

Преподаватель. Чем занимался Базаров?

Предполагаемый ответ. Евгений Васильевич Базаров готовится стать уездным лекарем. Он увлекается естественными науками: химией, биологией, анатомией. В гостях у друга – Аркадия – он не теряет времени зря: продолжает заниматься, каждое утро ходит на болото, ловит лягушек, проводит над ними эксперименты.

Преподаватель: Каково отношение Базарова к искусству?

Предполагаемый ответ. Базаров не признает искусства. Он вообще не приемлет всего, что носит отпечаток художественности.

Преподаватель. Вспомните его высказывания по поводу поэзии, живописи.

Предполагаемый ответ. Однажды, беседуя с Павлом Петровичем, Базаров произнес: «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта». Известно еще одно его высказывание: «По-моему, Рафаэль гроша медного не стоит…» На вопрос дяди Аркадия: «Вы, стало быть, искусства не признаете?» Базаров восклицает: «Искусство наживать деньги, или нет более геморроя!»

Преподаватель. Вспомним, как Базаров реагирует на услышанную им игру отца Аркадия на виолончели?

Предполагаемый ответ. Он смеётся и высказывает свое недоумение по этому поводу: «Помилуй! В сорок четыре года человек, pater familias, в …м уезде – играет на виолончели!»

Преподаватель. Как реагирует Евгений, узнав, что Николай Петрович увлекается поэзией, читает Пушкина.

Предполагаемый ответ. Он недоволен, считает это занятие несерьезным делом. Взамен Пушкина, Базаров предлагает порекомендовать Николаю Петровичу книгу немецкого материалиста Бюхнера «Материя и сила», уверенный в пользе от её прочтения.

Преподаватель. Какое слово употреблял Базаров применительно ко всему, что носило отпечаток чувства, художества?

Предполагаемый ответ. Романтизм. «Это все романтизм, чепуха, гниль, художества». Данные понятия Евгений Васильевич ставил на одну ступень значимости. Гниль и романтизм для него равнозначны. Слова «художества» и «романтизм» носят для него негативный оттенок.

2. Этап актуализации опорных знаний. Целеполагание

Преподаватель. Мы уже не раз отмечали на предыдущих уроках, что при раскрытии характеров своих героев, выявлении истинных качеств их души Тургенев использует ряд характерных для его творческой манеры приемов: это портретная характеристика, диалоги и наличие деталей. С каждым из этих приемов мы уже сталкивались, анализируя образы различных персонажей романа. Но есть у Тургенева еще один излюбленный прием, которым он неизменно пользуется для более глубокого раскрытия образа героя. В любом тургеневском романе герои проведены через любовь к женщине. «Отцы и дети» не исключение. Почему любовь? Потому что это самое чистое, самое святое чувство на свете, чувство, способное изменить человека. Именно в любви раскрывается душа и личность человека, обнажая все истинные, «спрятанные» качества.

Вы уже догадались, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?

Предполагаемый ответ. О любви.

Как вы предлагаете обозначить тему сегодняшнего урока?

Предполагаемый ответ. Любовь в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети», «Любовь как критерий подлинности характера героя».

Преподаватель. Я полностью с вами согласна. Подытожив все сказанное вами, предлагаю обозначить тему нашего сегодняшнего урока как «Испытание любовью в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети».

Тема урока отображается на слайде в электронной презентации.

Преподаватель. Чем же мы, исходя из обозначенной темы, должны заниматься на уроке? Какова цель нашего урока?

Предполагаемый ответ. Проследить, как герои романа проходят испытание любовью и как под воздействием любви к женщине меняется внутренний мир основных персонажей.

Преподаватель. Какие задачи мы должны решить для достижения данной цели?

Предполагаемые ответы:

  • Определить какие герои проходят в романе испытания любовью.
  • Проанализировать взаимоотношения героев, между которыми возникло чувство.
  • Проследить, как меняется душевное состояние героев и их поведение до встречи с предметом обожания и во время испытываемого ими чувства любви.
  • Сделать вывод о том, как изменился тот или иной персонаж под воздействием охватившего их чувства, как прошел он испытание любовью.

Преподаватель. И, конечно же, мы сконцентрируем свое внимание на испытание любовью центрального персонажа романа: посмотрим, как выдержит испытание любовью Евгений Базаров.

Цель урока отображается на экране презентации, преподаватель ещё раз обращает на неё внимание студентов.

3. Работа над новой темой

Преподаватель. Сколько сюжетных линий, связанных с темой любви, присутствует в романе. Назовите их.

Предполагаемый ответ. Четыре сюжетные линии. Это отношения между Николаем Петровичем и Фенечкой, Аркадием Кирсановым и Катей Локтевой, Павлом Петровичем и княгиней Р., Евгением Базаровым и Анной Сергеевной Одинцовой.

Преподаватель. Предлагаю поговорить о каждой любовной линии отдельно, называя при этом концепты, характеризующие отношения каждой из пар. Для этого необходимо вспомнить, что мы называем концептами?

Предполагаемый ответ.

  • Это основные понятия в нашем сознании, сгустки сознания.
  • Их содержание может разниться в зависимости от жизненного опыта, культурного уровня его носителя.
  • Концепты – это наши ментальные образования, сформировавшиеся под воздействием наших культурных ценностей, жизненных ориентиров.

Преподаватель. Совершенно верно. Попробуем, говоря о взаимоотношениях героев, анализируя их чувства, переживания, ощущения, внутренний мир, вычленять из авторского текста концепты, служащие главной характеристикой их любви. При этом у себя в тетради будем строить концептную карту любви героев романа.

На протяжении урока обучающиеся, обращаясь к тексту романа, определяют базовые концепты, записывают их, строя таким образом концептную карту взаимоотношений героев.

Обратимся к истории взаимоотношений Павла Петровича Кирсанова и таинственной княгини Р. Каким был Павел Петрович до встречи с княгиней, какой образ жизни он вел?

Предполагаемый ответ. Павел Петрович еще с детства отличался «замечательной красотой», он был самоуверен и смел. В двадцать восемь лет стал уже капитаном. Он любил общество, свет, легко нравился женщинам. Добившись успеху с какой-нибудь красавицей, легко с ней расставался. Он жил легко, победоносно шагая по жизни, блестящая карьера его ожидала, как вдруг вся его жизнь изменилась после встречи с таинственной княгиней Р.

Преподаватель. Где познакомился Павел Петрович с княгиней Р. и какие отношения были между ними?

Предполагаемый ответ. Они познакомились на балу, где потанцевал с ней и влюбился в неё страстно. Он скоро достиг победы в отношениях с ней, но эта легкость не охладила его. Он ещё мучительнее и крепче привязался к этой женщине. А она то страстно его любила, то охладевала к нему  Он страдал, негодовал и в то же время стыдился своих чувств. Он следовал за нею повсюду, куда бы она ни уезжала. Кирсанов подарил княгине кольцо с изображением на нем сфинкса, сказав ей, что сфинкс – это она. Через некоторое время Кирсанов узнает, что княгиня умерла. Вскоре он получает от неё кольцо с перечеркнутым изображением сфинкса.

Преподаватель. Попробуем подобрать из текста слова и словосочетания, характеризующие любовь Павла Петровича, и преобразуем их в концепты, которые запишем в нашу концептную карту.

Предполагаемые ответы. Влюбился страстно, горькая досада, сердце все ныло, еще мучительнее привязался, еще крепче, он терзался и ревновал, он стыдился самого себя, он негодовал за свое малодушие, огонь вспыхнул. Концепты: страсть, мучение, привязанность, горькая досада, уныние, терзание, ревность, стыд, негодование, малодушие.

Обучающиеся записывают концепты в концептную карту (рис. 1).

Как относилась к любви фенечка

Рис.1. Концептная карта «Отношения Павла Петровича и княгини Р.»

Преподаватель. Каким одним общим концептом можем мы охарактеризовать любовь Павла Петровича Кирсанова? Что это была за любовь?

Предполагаемый ответ. Любовь-наваждение, или любовь-болезнь.

Обучающиеся записывают этот обобщающий концепт в карту.

Преподаватель. Скажите, изменила ли Павла Петровича любовь к княгине? Каким он стал?

Предполагаемый ответ. Если до встречи с княгиней Павел Кирсанов был светским человеком, любившем блестящее общество, с легкостью делающим себе карьеру, то теперь он стал нелюдим, ощущал себя человеком без будущего, у которого остались только сожаления и воспоминания. Павел Петрович заживо себя похоронил, автор называет его «живым мертвецом». Жизнь, любовь к княгине, испытания любовью сломили его.

Преподаватель. А теперь обратимся к другим персонажам. Рассмотрим историю любви Николая Петровича и Фенечки. Как они встретили друг друга?

Предполагаемый ответ. Николай Петрович и Фенечка познакомились три года тому назад. На постоялом дворе он встретил женщину, содержательницу этого двора, которую пригласил к себе в дом в качестве экономки. Та согласилась и переехала в Марьино вместе со своей дочерью Фенечкой, которой минул уже семнадцатый год. Однажды мать девочки попросила Николая Петровича помочь своей дочери, которой искра из печки попала в глаз. Тот согласился. Эта встреча с Фенечкой запомнилась Кирсанову. Девушка произвела на него большое впечатление. После того, как мать её умерла, между Феодосьей Николаевной и Николаем Петровичем завязались нежные, добрые отношения, переросшие вскоре в любовь.

Преподаватель. Какие отношения были между ними? Попробуйте так же, как и с предыдущей парой, обозначить их концептами и записать.

Предполагаемые ответы. Забота, нежность, доброта, чистота, почтительность, искренность, уважение, семья, сын.

Преподаватель. Каким одним общим концептом можем мы охарактеризовать любовь Николая Петровича Кирсанова и Фенечки? Что это была за любовь?

Предполагаемый ответ. Любовь-семья, уважение.

Обучающиеся записывают этот обобщающий концепт в карту (рис. 2).

Как относилась к любви фенечка

Рис. 2. Концептная карта «Отношения Николая Петровича и Фенечки»

Преподаватель. Изменился ли Николай Петрович после встречи с Фенечкой? Как он прошел испытание любовью?

Предполагаемый ответ. До встречи с Феодосьей Николай Петрович был погружен в уныние, одинок, чувствовал себя несчастным человеком. Любовь к Фенечке вернула его к жизни. Он вновь полон надежд, планов, у него подрастает сын Митя, которого он очень любит. Любовь Фенечки вернула Кирсанова к жизни.

Преподаватель. Поговорим о паре Аркадий Кирсанов — Катя Локтева. Как развивались их отношения?

Предполагаемый ответ. Аркадий встретил Катю у Одинцовой, погостить к которой он приехал со своим другом Базаровым. Изначально Аркадию кажется, что он влюблен в Анну Сергеевну, но в дальнейшем он разбирается в своих чувствах и понимает, что любит её сестру Катю.

Преподаватель. Обратимся к тексту и найдем в нем слова и словосочетания, характеризующие их отношения. Преобразуем их в концепты.

Предполагаемый ответ. Сказывалось доверчивое сближение, тайно радовались, казался спокойнее, нравится, когда смеется, готов покоряться, дружелюбно сходятся, это радует, важный и светлый взгляд, улыбнувшись.

Концепты: доверие, радость близости, спокойствие, дружба, покорность, уважение, семь, сын.

Преподаватель. Подберите один общий концепт, характеризующий их любовь. Как её можно назвать?

Предполагаемый ответ. Это любовь-семья, дружба.

Обучающиеся продолжают записывать концепты в концептную карту (рис. 3).

Как относилась к любви фенечка

Рис. 3. Концептная карта «Отношения Аркадия и Кати»

Преподаватель. Изменился ли Аркадий Кирсанов после встречи с Катей? Как он прошел испытание любовью?

Предполагаемый ответ. Аркадий, ранее считавший себя нигилистом, отказался от своих прежних убеждений. До встречи с Катей он пытался во всем подражать своему другу Базарову, разделял его взгляды и убеждения. Познакомившись с Катей, он приобрел другие ценностные ориентиры. На поверхность его души вырвались качества, которые он пытался скрыть: юношеский восторг, романтизм, восхищение прекрасным. Этим переменам способствовала любовь Кати. «Мы с вами ручные», — сказала как-то она ему. И действительно, Катя Локтева приручила Аркадия Кирсанова, сделала его покладистым, добрым, отзывчивым. Любовь к Кате преобразила жизнь Аркадия, сделала её яркой, наполненной жизнеутверждающим смыслом.

Преподаватель. А теперь предлагаю поговорить о главном герое романа, о Евгении Васильевиче Базарове и его чувствах к Анне Сергеевне Одинцовой. Но для начала давайте вспомним, что Базаров говорил о любви? Как он относился к этому чувству?

Предполагаемые ответы. Базаров считал любовь чепухой. Между мужчиной и женщиной он видел возможность только физических отношений. Он не видел в женщине никакой загадки, тайны. «И что за таинственные отношения между мужчиной и женщиной? Мы, физиологи, знаем, какие это отношения. Ты проштудируй-ка анатомию глаза: откуда тут взяться…загадочному взгляду?»

В отношениях между мужчиной и женщиной Базаров – физиолог.

Базаров говорил: «Нравится тебе женщина…старайся добиться толку; а нельзя – ну, не надо, отвернись – земля не клином сошлась».

Преподаватель. Где и при каких обстоятельствах Евгений познакомился с Одинцовой?

Предполагаемый ответ. Базаров видит Одинцову на балу. Она производит на него впечатление своим внешним видом. Она красива, стройна, величественна. Базаров заинтересован.

Преподаватель. Какие высказывания в адрес Одинцовой допускает Базаров? Найдите ответы в тексте.

Предполагаемый ответ. Говорит об Одинцовой, что она «ой-ой-ой!», «у неё такие плечи, каких я не видывал давно», «Посмотрим к какому разряду млекопитающих принадлежит сия особа». Базаров цинично выражается в адрес Одинцовой, как бы боясь впустить в свое сердце нежное, искреннее чувство.

Преподаватель. Происходят ли изменения в поведении Базарова?

Предполагаемый ответ. Да, поведение главного героя меняется. При разговоре с Анной Сергеевной Евгений Васильевич смущается, немного робеет, даже краснеет, чему сам очень удивляется.

Преподаватель. Чем объясняются такие перемены в поведении Евгения Базарова?

Предполагаемый ответ. Причиной таких изменений было «чувство, внушенное Базарову Одинцовой, чувство, которое его мучило и бесило…».

Преподаватель. Как сам герой воспринимал эти перемены в себе?

Предполагаемый ответ. Это его очень злило и бесило. Мы можем найти в тексте следующие подтверждения его перемен, а также его отношения к ним. «Новизна», «кровь его загоралась», «что-то другое в него вселилось, чего он не допускал», «сознавал романтика в самом себе», «ходил.., браня и её и себя», «топал ногою», «скрежетал зубами», «грозил себе кулаком».

Преподаватель. Действительно, Базаров, считавший любовь белибердой и чепухой, вдруг полюбил сам. Но он не хочет признавать в себе этого чувства, так как это противоречит его внутренним убеждениям. Именно поэтому он злится, бешено шагает по лесу, ломая ветки, и грозит себе кулаком.

Обозначим концепты, характеризующие отношения Базаров – Одинцова.

Предполагаемые ответы. Мучение, бешенство, страсть, ярость, сдержанность, напряженность, злость.

Преподаватель. Базаров пытается побороть в себе эти чувства, заглушить. Чем становится для него любовь к Одинцовой? Назовите концепт, характеризующий чувства, неожиданно вспыхнувшие в сердце героя.

Предполагаемый ответ. Это любовь – испытание. (рис. 4).

Как относилась к любви фенечка

Рис. 4. Концептная карта «Отношения Базарова и Одинцовой»

Преподаватель. Кульминацией в отношениях Базарова и Одинцовой является сцена объяснения в любви. Предлагаю вашему вниманию просмотр фрагмента художественного фильма «Отцы и дети», снятого в 1983 году режиссером В. Никифоровым. При просмотре обратите внимание на то, какими средствами выразительности и художественными приемами режиссеру удается передать внутреннее состояние героев, так ярко переданное И.С. Тургеневым в своем романе.

Обучающиеся смотрят фрагмент художественного фильма.

Преподаватель. Удалось ли актерам передать то напряжение, которое испытывали герои романа?

Предполагаемый ответ. Да, актеры своей интонацией пытались передать накал страсти, напряжение и, вместе с тем, некую злобу, бессилие перед накалом чувств. Очень хорошо подобрана музыка, её звучание усиливает напряжение и состояние бессилия перед эмоциями.

Преподаватель. Обратите внимание, какие два предмета – две детали – присутствуют в сцене признания? На их фоне мы видим фигуру Одинцовой? Почему и режиссер, и сам автор рисуют нам эти детали?

Предполагаемый ответ. Мы видим Одинцову то на фоне окна, то на фоне зеркала. Автор романа вводит такие детали не случайно. Окно символизирует свободу, открытость чувств. Зеркало – это взгляд в себя, самолюбование, в какой-то степени эгоизм. Одинцова мечется между зеркалом и окном. Что же она выбирает?

Для этого предлагаю прочесть внутренний монолог Анны Сергеевны после объяснения с Базаровым (окончание главы XVIII).

Обучающиеся читают от слов «Она до обеда не показывалась» до слов «спокойствие все-таки лучше всего на свете».

Преподаватель. Что же выбирает Анна Сергеевна?

Предполагаемый ответ. Она выбирает зеркало, т е. «себя», свое спокойствие и комфорт. Базаров после объяснения спешно покидает Анну Сергеевну.

Преподаватель. Можем ли мы сказать, что Базаров все-таки изменился? Где мы это видим?

Предполагаемый ответ. В сцене последнего свидания Базарова и Одинцовой.

Преподаватель предлагает обучающимся прочесть по ролям сцену последнего свидания Базарова и Одинцовой. Обучающиеся читают отрывок из главы XXVII (от слов «Ну, спасибо…», до слов «Анна Сергеевна тихо вышла»).

Преподаватель. Какие изменения, произошедшие в Базарове, мы видим?

Предполагаемый ответ. Евгений Васильевич говорит, как романтик («Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет»), он даже говорит некие комплименты Анне Сергеевне («Какая молодая, чистая и свежая»). Он уже открыто, не сопротивляясь говорит Одинцовой о своей любви. Мы видим, что любовь к Анне Сергеевне изменила, преобразила Базарова, вывела на поверхность все то, что так тщетно пытался скрыть от всех и самого себя в том числе Евгений Базаров.

4. Включение нового знания в систему имеющихся знаний

Преподаватель. Давайте обратимся к построенной нами концептной карте. Посмотрите: перед нами четыре вида отношений между мужчиной и женщиной. Предлагаю сравнить концепты, характеризующие любовь «отцов» и «детей». Какие выводы можно сделать? Чьи концепты наиболее схожи?

Предполагаемый ответ. Два главных оппонента в романе Павел Петрович Кирсанов и Евгений Васильевич Базаров, оказывается любят одинаково. Их любовные истории похожи и во многом перекликаются.

Кирсанов встречает княгиню Р. на балу, Базаров также впервые видит Анну Сергеевну на балу. Каждого из них очень быстро поглотили чувства. Для каждого из них любовь стала мукой, терзанием, болезнью, наваждением. Наблюдаются даже некие переклички в отношениях между героями: Павла Петровича притягивает загадочный взгляд княгини, Базаров же, отрицая магию любви, после общения с Одинцовой задумается: «Может, и вправду, в ней есть какая-то загадка?»

Княгиня вернула Павлу Петровичу кольцо с перечеркнутым сфинксом, Одинцова, разговаривая с Базаровым, часто держит руки скрещенными на груди.

Любовь становится мукой и для Павла Петровича, и для Базарова. Старший Кирсанов со временем «ещё мучительнее привязался к княгине», любовь «мучила и бесила» Базарова.

Преподаватель. Одинаково ли выдержали испытание любовью Павел Петрович и Евгений Базаров?

Предполагаемый ответ. Нет. Кирсанов сдался, потерял вкус к жизни, превратился в живого мертвеца. Базаров переносит отказ любимой достойно (зная, что Одинцова не любит его, отказывается от протянутой к нему руке Анны Сергеевны со словами: «Нет!…Человек я бедный, но милостыни еще до сих пор не принимал»).

5. Рефлексия. Подведение итогов учебного занятия

Вот и подошел к концу наш урок. Мы сегодня говорили о теме любви в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети», о том, как это прекрасное чувство, по мысли Тургенева, меняет человека, обнажает его истинные чувства, показывает человека таким, каков он есть на самом деле.

Давайте еще раз отметим изменения, которые произошли с героями романа вследствие воздействия на них любви.

(Обучающиеся еще раз тезисно обозначают изменения, произошедшие в поведении героев, в их мироощущении).

Преподаватель. Давайте посмотрим, кто же счастлив в романе, кому любовь принесла уверенность, спокойствие, счастье и явилась основой создания семьи?

Предполагаемый ответ. Николаю Кирсанову и его сыну Аркадию. Они счастливо живут в семьях, растят детей. По мнению И.С. Тургенева, счастлив лишь тот, кто сам умеет любить и прощать, кто проявляет человеческие качества поверх поколенческого конфликта, кто верен общечеловеческим ценностям. Такими героями в романе являются Николай Петрович Кирсанов и его сын Аркадий Николаевич.

Преподаватель. До сих пор в литературоведческих кругах ведутся споры о том, как прошел, выдержал испытание любовью Евгений Базаров.

Обратите внимание на экран. Перед вами два высказывания, касающиеся одного и того же вопроса. Прочтите их.

(На экране появляется слайд, на котором выведены слова литературоведа С.М. Петрова и высказывание известного исследователя творчества И.С. Тургенева П.Г. Пустовойта (рис. 5). Обучающиеся зачитывают их).

Как относилась к любви фенечка

Рис. 5. Слайд с изображением высказываний известных литературоведов об отношении И.С. Тургенева к своему герою.

Преподаватель. С каким из этих высказываний вы согласны? Перепишите его себе в тетрадь. У вас на столах листы бумаги с данными цитатами. Уходя с урока, подложите мне на стол их, оставив предварительно отметку напротив того высказывания, которое вы считаете справедливым.

Преподаватель оценивает работу студентов на уроке, выставляет отметки.

6. Инструктирование о выполнении домашнего задания

Преподаватель. На следующем уроке мы продолжим разговор о романе «Отцы и дети», а именно о его главном герое Евгении Васильевиче Базарове. Перечитайте, пожалуйста, дома последние главы романа, связанные с болезнью Базарова и его уходом из жизни. Д.И. Писарев писал: «Умереть так, как умер Базаров, — все равно, что сделать великий подвиг». Подумайте, согласны ли вы с его высказыванием? Составьте устный ответ на данный вопрос, обосновывая при этом свое мнение.

Источник: umoslovo.ru


Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.