Евгений базаров любовь


Тургенев в своем романе «Отцы и дети» достаточно красочно описал главную сюжетную линию романа – любовную. Любовная линия показана нам на примере отношений между Евгением Базаровым и Анной Сергеевной Одинцовой. Оба героя романа достаточно сильные и волевые личности, которые обладают общими интересами, и как итог: их дружба перерастает в любовь.

Итак, автор как будто делит настроение романа на две части: Жизнь Базарова до встречи с Одинцовой, и после встречи с ней. Однако, если проанализировать сложившуюся ситуацию, то можно отметить то, что любящим оказывается только Евгений. Хотя это и не очень на него похоже, ведь Евгений до встречи с Анной Сергеевной полностью опровергал существование такого чувства, как любовь, и постоянно смеялся над влюбчивым Аркадием. До встречи с Одинцовой Евгений представляется нам как достаточно сильный, уверенный в себе, возможно, даже слегка самовлюбленный юноша, но после встречи ситуация изменилась.

«…Базаров был великий охотник до женщин и до женской красоты, но любовь в смысле идеальном, или, как он выражался, романтическом, называл белибердой, считал их чем-то вроде уродства или болезни…»


Одинцова же в свою очередь, не так любит Евгения, как хочет проникнуть в его душу. Ей интересны все происходящие с ним изменения, и она хочет знать, что же так влияет на Базарова. Но Базарову достаточно тяжело открыть свои истинные чувства потому, что в жизни он достаточно одинокий и независимый человек, который даже пред близкими не проявляет своих слабостей. И любовь он считает наибольшей из всех возможных слабостей. Анна постоянно наблюдает над происходящими событиями, но все же не хочет торопиться и строить отношения.

Переломным моментом отношений молодых людей было то, что Анна все же добилась признания и откровения от Евгения, но немного не в той форме, в которой она этого ожидала. Евгений под влиянием эмоций высказал Одинцовой все, что у него накопилось, и высказал это достаточно резко. Это скорее можно назвать обвинением Одинцовой в том, что она своей красотой и умом свела с ума Базарова и романтичным признанием считать уж точно нельзя. Сделав это признание, Евгений под влиянием эмоций решает уехать навсегда.

Спустя несколько лет, снова происходит встреча Одинцовой и Базарова. Они уже слегка постарели, набрались опыта и смогли в полной мере проанализировать их отношения. Евгений пытался все эти годы показать Аркадию, что для него все чувства «напускные» и он абсолютно не способен на них, однако он пытался обмануть сам себя. Чувства Базарова только окрепли с годами, однако Анна Сергеевна поняла, что все же в роли мужа его не может видеть.


Перед своей смертью, Базаров понимает, что их отношения не сложились именно из-за его характера и из-за того, что он все-таки не смог в полной мере проститься со своим одиночеством. Ему очень грустно за то, что он так бесцельно потратил свою жизнь и на смертном одре остался в одиночестве. Но даже, если бы судьба решила дать ему еще один шанс на то, чтобы все изменить, Базаров бы все равно остался верен себе и вряд ли бы изменил своим принципам.

Ведь на самом деле, отношения Базарова и Одинцовой с самого начала их знакомства были обречены на провал. В финале романа показаны несколько свадеб, но они показаны какими-то слишком постановочными и отношения напоминают скорее договорные, чем любовные. А Одинцова после смерти Базарова снова выходит замуж по расчету.

«…Анна Сергеевна недавно вышла замуж, не по любви, но по убеждению, за одного из будущих русских деятелей, человека очень умного, законника, с крепким практическим смыслом. Они живут в большом ладу друг с другом и доживутся, пожалуй, до счастья…пожалуй, до любви…»

Источник: sochinenieliteratura.com

Мой Базаров — вчера и сегодня

А всё-таки интересно бывает прочитать уже давно известную, пройденную в розовые школьные лета книгу, будто старого знакомого другими глазами увидеть — вдруг такую бездну узнать и про него, и про себя самого!


Толстой, Достоевские, Чехов, Тургенев… Какими ясными и понятными казались их герои, сколько однозначных диагнозов и строгих вердиктов им было выставлено в наших ученических рассуждениях!

Взять Базарова, например.

Действительно, личность замечательная и противоречивая. В далекие розовые годы юношеского максимализма он мне казался глыбой, скалой, человеком дела – немногословным, сильным, трудягой-революционЭром, из тех, за которыми «будущее и новая радостная жизнь» (тьфу, ну и какую же чушь в несформировавшиеся детские головы вкладывала советская школа!).

Сейчас же, при всём моем уважении к тургеневскому нигилисту, он представляется человеком хоть и сильным, но вполне обычным, безумно тщеславным и немного несчастным. (Как же я читала-то «Отцов и детей» в школе, не помню, наверное, начало-конец, а дальше уже по диагонали и через строчку!)

Не худо само по себе, что Базаров проповедует разрушение, отрицание, отсутствие идеалов, — ведь он человек настоящего дела и будущее своё всё-таки планирует посвятить наукам, медицине, созиданию. Плохо лишь, что принципы и суждения Евгением очень жестоко разобьются о реальность, в прах развеются его самолюбивые сентенции и постулаты. А безответная любовь, – как кара свыше, станет и несчастьем, и финальной искоркой надежды.

Какой непререкаемой была позиция Базарова в самом начале знакомства с читателем: он не признает любовь, смеется над искусством, не видит прекрасного в природе. Все духовные порывы и категории, таинственные нематериальные отношения, по-базаровски, – это романтизм, болезнь или игра воспаленного воображения, белиберда, непростительная глупость.

Любовь как чистая физиология


Базаров спешит осудить Павла Петровича за то, что потеряв любовь, тот раскис и превратился в тряпку. Ведь происходящее между мужчиной и женщиной – это чистая физиология. Именно такое утилитарно-потребительское отношение наш нигилист выказывает к хорошенькой Фенечке. Причем подобное нельзя назвать неуважением или презрением, «баба» – простое, незамысловатое, иногда очень симпатичное биологическое существо, природный механизм (а не добился «своего», найди другой экземпляр), в конце концов, она рожает мужчине детей – она мать — и с этой биологически обоснованной точки зрения «права».

Знакомство с Одинцовой

То же «физиологическое» отношение к женскому полу Базаров демонстрирует на балу: видя прекрасную фигуру Одинцовой, он отпускает циничные комплименты, вполне в русле своих взглядов («на остальных баб не похожа», «у нее такие плечи, каких я давно не видывал»).

Трагический финал


Но уже что-то неуловимое сквозит в движениях и интонациях Базарова, когда друг привозит его к Анне Сергеевне впервые, а за декорацией рассуждений о «поживе», «разряде млекопитающих», богатом теле и умственных способностях Одинцовой читатель следом за Аркадием с удивлением замечает базаровский конфуз, неестественность, многословие и наигранную развязность. Видимо, та самая божественная искра, загадочный, таинственный взгляд, который совсем недавно Евгений пытался объяснить анатомией, наконец поразил и его.

Любовь

Перед читателем разыгрывается драма: то, что раньше проповедовал Базаров, оказывается пшиком. Ведь судьба досель не проверяла его глубокими, яркими, сильными чувствами (разве что, его «ненавистью», о которой он долго рассказывает Аркадию). Первая, молодая, тревожно-терпкая любовь заплутала где-то вдалеке, до поры до времени не потревожив нашего героя.

Любовь

Бедный Базаров… Как, по сути, легко и довольно быстро (за 15 дней пребывания в одинцовском имении) этот «хищник», «свирепый» самец сдался чувству, хоть и злился, и бесился с досады, пытаясь бороться с ним.

Знакомство с Одинцовой Отрицать далекое, ни разу не виденное просто, а вот попробуй отказаться от того, чем живешь, что уже в тебе и рвётся наружу – не каждый сможет!

Но Базаров – человек действительно сильный. Он не убегает от любви, как многие «новейшие люди», а признается Одинцовой, когда та выводит разговор на причины сдержанности и напряженности Евгения.


Любовь как чистая физиология

Мы видим, насколько мощным, страстным, сильным является его чувство, которое сам Евгений называет «глупым», «безумным». В этот момент, действительно, мелькает что-то звериное в лице и движениях героя, но выбегая от Одинцовой, он утихомиривает страсть, тогда как зверь-самец при этом инстинктивно овладел бы добычей.

Мой Базаров - вчера и сегодня

И еще одна деталь: коротко, но с хрупкой надеждой в «сверкающем» взгляде Базаров говорит, уезжая и прощаясь, что остался бы, если бы Анна Сергеевна ответила взаимностью – любила бы его. Значит, всё-таки человек и нормальные человеческие принципы побеждают в Базарове физиологическую модель отношений «самка-самец». Он и сам не подозревал, как много «романтизма» в нем сокрыто – но уж слишком холодна и расчетлива та, кого судьба подарила ему в качестве испытания. И хоть похожи герои (умны, интересны, независимы по духу – достойны друг друга), между ними бездна не только в социальных статусах. Он страстен – она холодна; он готов броситься в омут отношений – она боится выйти из зоны комфорта (спокойствие, по Одинцовой, все-таки «лучше всего на свете»).


После объяснения с Анной Сергеевной Базаров меняется. Пусть самолюбие и гордость не позволяют герою «принимать милости» от женщины, не дают ей «завладеть хотя бы кончиком пальца» («лучше камни бить на мостовой»), но всё равно он становится мягче и теплее. Здесь мы отмечаем, как любуется Евгений березовой рощей у деревни своих стариков, как вспоминает об осинке — своем детском талисмане от скуки и грусти, — и немногословно, скупо, но трогательно отвечает Аркадию на вопрос о любви к родителям. Базаров начинает больше размышлять — философствовать о своем месте в жизни и о вселенной.

Теперь ему даже бывает стыдно, а выражение лица иногда становится «ясным» и «почти добрым» — так он относится к Фенечке, возможно, и не осознавая до конца, что молодая свежая красота способна его просто очаровать.

Но Базаров все еще любит одну единственную Одинцову – хоть старается убедить себя (и её) в обратном.

Лишь работа, практическая помощь отцу становится отдушиной для Евгения, и, как замечает внимательный взгляд родителя, сын за делом становится веселее и «здоровее».

Трагический финал

Но смерть приходит в дом Базаровых. У ее порога Евгений вспоминает об Одинцовой и посылает за ней, чтобы попрощаться со своей «красивой», «славной», «великодушной», «молодой», «свежей» и «чистой» любовью (как много эпитетов теперь в его словах!). Перед ней он горько смеется над своими прошлыми тщеславными мечтами, и мы понимаем, что любовь – и есть то самое настоящее, реальное, сильное, что было в его судьбе. Она сверкнула и угасла вместе с жизнью, как тургеневский символ — лампада, которую велит задуть Базаров.


Отзыв о Отношение базарова к любви

Лишь только родительская любовь остается – и Тургенев напоминает нам в финале о двух несчастных стариках, стоящих у печальной могилы на сельском погосте. Сентиментальный грустный конец по воле автора связывает эту святое преданное родительское чувство с вечным примирением и бесконечной, возобновляющейся по законам природы жизнью.

Источник: otzyvy.pro

В 1860-х годах в России стало набирать популярность нигилистическое движение среди общества. Принципы нигилистов состояли в отрицании духовной культуры и какого-либо проявления искусства, они принимали на веру лишь то, что можно доказать научными методами. Сам герой романа Базаров утверждает, что «порядочный химик в двадцать раз полезней всякого поэта». На этот счет существует суждение, что приверженцы нигилизма эгоистичны и бесчувственны по отношению к окружающим.


Но в таком случае, можно ли растопить холодные сердца этих людей? Именно благодаря сюжету произведения И.С. Тургенева «Отцы и дети» мы сможем найти ответ на данный вопрос.

Главный герой романа — Евгений Васильевич Базаров, молодой студент-медик. Это человек с нигилистическими взглядами, противник консервативных принципов. По ходу развития действий он будет противостоять персонажу Павлу Петровичу, который придерживается идей либерализма. Соответствуя собственным убеждениям, Базаров не заботится о мнении других людей, он не спешит потакать другим. Он не верит в понятие любви, так как считает, что это «явление» нельзя измерить объективным способом.

Foxford

Евгений даже просит собственных родителей сдерживать свои чувства в присутствии сына. Однако в скором времени Базаров встречает Анну Сергеевну Одинцову, которая произвела на него большое впечатление. Роковой момент наступает, когда Евгений понимает, что влюблен в девушку. У него начинается внутренняя борьба между принципами и чувствами. Герой осознает, что он сам порочен на склонение романтизму: Евгений признается в любви Анне. Но его чувства безответны, так как она отказывает Базарову. В конце произведения Евгений уже работает врачом. Однажды, при вскрытии мужчины, болевшего тифом, Базаров заражается болезнью сам. Вскоре герой умирает.


В течение многих столетий любовь движет человечеством, оказывает влияние на поступки людей. И пусть знаменитые ученые или великие философы не смогли выявить или понять сущность любви. Герой произведения Базаров, представленный автором как человек, неподвластный проявлениям чувств, в итоге сам признается себе в ином. Значит, даже явные нигилисты уязвимы перед чувством влюбленности. Кто знает, что еще таит в себе любовь?

Источник: www.kritika24.ru

Одинцова

Что касается темы «Базаров: отношение к любви», надо отметить, что Одинцова в беседе стала выбирать темы интересные для него, они стали говорить на одном языке, и это не могло не повлиять положительно на их взаимоотношения.

Любовь для этого героя стала слишком серьезным экзаменом на верность нигилистическим идеалам. Базаров никогда до этого не испытывал ничего подобного и вообще думал, что не склонен к романтике. Но на деле оказалось, что все люди одинаковы в отношении любви, ведь она не спрашивает, когда ей приходить. Нездоровым становится отношение Базарова к любви. Цитаты о любви в конечном итоге начинают разниться.

Одинцова была очень умной женщиной, и нельзя сказать, что она не увлеклась этим удивительным человеком. Анна Сергеевна много думала о нем и даже вызвала его на откровенность, однако, получив в ответ признание в любви, тут же отвергла его, потому что всего дороже ей был привычный уклад и комфорт, чем простое мимолетное увлечение. Однако тут уже не мог совладать с собой Базаров. Отношение к любви у него стало меняться, и в итоге добило его.

отношение базарова к любви цитаты

Разбитое сердце

Неоцененная любовь приводит Базарова к тяжелым душевным переживаниям и совсем выбивает его из колеи. Он потерял цель и смысл жизни. Чтобы хоть как-то развеяться, он уезжает к родителям и помогает отцу в его медицинской практике. В итоге он заразился тифом и умер. Но сначала погибла от любви его душа, не сумевшая пережить любовные страдания. А уже потом и тело.

В конце произведения Тургенев подытоживает, что человек создан для того, чтобы любить, восхищаться и чувствовать. Отрицая все это, он просто обречен на смерть.

Источник: autogear.ru

Сочинение Испытание любовью Базарова

В своём романе «Отцы и дети» Иван Сергеевич Тургенев затрагивает различные философские, политические, идеологические вопросы. Каждый из героев является носителем какой-либо идеи, которая по ходу сюжета опровергается либо доказывается путём применения на практике. Один из главных героев, Евгений Базаров, сразу обращает на себя внимание читателя, так как обладает твёрдым характером и нигилистическими воззрениями, которые упорно отстаивает.

Базаров не стесняется своих взглядов, имеет крепкие аргументы и охотно вступает в спор с человеком любого статуса и чина. Он не боится и власти, ведь отрицает и её. Приверженец логики и науки, он отвергает все, что считает иррациональным: религию, социальную стратификацию, эстетику, человеческие страсти, в том числе и любовь. С юных лет он увлекается медициной и иными естественными дисциплинами, потому видит в любви лишь физиологический аспект: существование духовной близости он не признаёт. До судьбоносной встречи с Одинцовой он испытывает лишь физическое влечение к женщинам. Однако знакомство с овдовевшей и прекрасной Анной Сергеевной открывает новую главу в его жизни.

С первого взгляда её внешность привлекла внимание Базарова. Познакомившись с ней поближе, он увидел её интеллект, оценил силу характера и тактичность, а также заботу о младшей сестре. Они начинают проводить большое количество времени вместе, Базаров начинает чувствовать неизвестное до сего момента притяжение. Его мысли полностью занимает Одинцова, интерес к ней выходит за грани физического. Всё это вызывает у прежде рационального Евгения некоторое замешательство, и даже раздражение, ведь он не понимает природу чувств к этой женщине.

Спустя некоторое время, ему приходится всё же признать наличие у себя романтических чувств. Смелость героя не позволяет ему мешкать: он откровенно признаётся в любви Одинцовой, которая не отвечает ему взаимностью. Сцена их разговора содержит в себе подтверждение того, что Базаров не в состоянии совладать с кипящими внутри него чувствами: он впадает в бешенство, пугая Анну Сергеевну. После их разговора герой разбит, но не собирается бездействовать. Он уезжает и всяческими способами пытается преодолеть в себе чувства, делающие его несчастным. Ближе к завязке сюжета у читателя назревает вопрос: намеренно ли Базаров допустил свою смерть от болезни, ведь справиться со столь сильным горем от неразделённой любви он не смог?

Каким бы твёрдым ни был характер Евгения Базарова, он ломается о решающее испытание любовью. Герой отважно отстаивал свои нигилистические взгляды, но своей судьбой лишь доказал отсутствие в них истины. Через эту сюжетную линию И.С. Тургенев хотел показать, что любовь не есть только физическое влечение, но духовное стремление двух человек друг к другу, и что никакая логика не может быть властной над этим сильнейшим чувством.

Картинка к сочинению Испытание любовью Базарова

Испытание любовью Базарова

Популярные сегодня темы

  • Сочинение Путешествие на поле славы (5 класс Бородино Лермонтова)

    Знаменитое произведение Лермонтова посвящено одному из самых славных сражений в русской истории. Автор ставил целью показать героизм, проявленный русскими на поле битвы.

  • Сочинение Образ Шарля Гранде в романе Евгения Гранде Бальзака

    Одним из ведущих персонажей романа О. де Бальзака «Евгения Гранде» выступает молодой парижанин Шарль Гранде. Впервые читатель знакомится с молодым денди, когда он приезжает по просьбе отца

  • Анализ сказки Щелкунчик и Мышиный король Гофмана

    Сказка знаменитого немецкого писателя Гофмана окутана не только тайной, но и волшебством. Там сокрыто множество смыслов, вечная тема добра и зла, нравственности.

  • Образ и характеристика Гордея Торцова в пьесе Бедность не порок Островского сочинение

    Гордей Торцов – один из центральных героев пьесы Александра Николаевича Островского «Бедность не порок». Он является братом Любима Торцова и имеет говорящее имя.

  • Анализ и мораль басни Две Бочки Крылова

    Басни Крылова отображают реалии современной жизни. В 1819 году впервые была опубликована басня Ивана Андреевича Крылова «Две бочки». Произведение очень небольшое, однако, в нем раскрывается очень глубокий смысл

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.