Влияние желтого цвета на психику человека


1 — 2012
Влияние желтого цвета на психику человека

Николай Дубина [email protected]

Сейчас уже никто не сомневается в том, что, применяя различные цвета, можно стимулировать или инициировать определенную манеру поведения человека. Специалисты в области рекламы знают, что, изменив цвет внешней оболочки продукта, можно оказать на покупателя совершенно иное воздействие. Психологи установили, что определенные цвета в нашем окружении могут помочь в выполнении конкретных задач. Например, физические упражнения лучше всего выполнять в окружении теплых цветов — красного и оранжевого, а спокойные голубой и зеленый идеальны для умственной деятельности.

Изначально — белый

Какое счастье, что мы видим мир в цвете! Без этого жизнь была бы скучной и унылой. Тем не менее человек приобретает цветное зрение не сразу. Цветной мир открывается ребенку в определенной последовательности. Сначала он воспринимает красный, оранжевый, желтый и зеленый цвета и только потом — фиолетовый, синий и голубой. Возможно, это объясняется тем, что каждый цвет в солнечном спектре обладает различной длиной волны.


Особое место занимает белый цвет. Он воспринимается как цвет абсолютной чистоты и, считаясь символом чего­то абстрактного, визуально означает пустоту. Обратите внимание: эти черные буквы на белом фоне мы воспринимаем как объект на обезличенном, пустом двумерном пространстве. Белый цвет в художественных целях может применяться только тогда, когда он расположен между двумя агрессивными тонами или когда с его помощью оформляется какая­то поверхность, которая должна привлекать внимание (указатели, предостережения, реклама). Белые направляющие линии на черном или темном фоне дороги предупреждают нарушение движения автотранспорта, так как они наилучшим образом привлекают внимание водителя. Когда нужно выделить наиболее важный цвет, например противопожарный огненно­красный знак, оптимальным фоном для него будет белый.

Цвет вокруг нас

В зависимости от обстоятельств, тот или иной цвет вызывает у нас определенные чувства. Желтый и светлый желто­зеленый вызывают ощущение чего­то легкого, а темные фиолетово­синие тона — чего­то тяжелого. При взгляде на желтые леденцы выделяется больше слюны, чем при взгляде на красные. Желтый цвет конфет настраивает на ожидание кислого, красный — сладкого. Мебель синего цвета создает ощущение холода. Кажется, что на синем стуле сидеть не так тепло, как на коричневом. В помещении, окрашенном в оранжевый цвет, температура кажется выше, чем в помещении сине­зеленого цвета, хотя и в том и в другом случае температура фактически одна и та же.


Надо обязательно учитывать психологическую реакцию человека на цвет. Воспринимаемый человеком цвет влияет и на другие его чувства. Так, резкие акустические раздражители могут быть приглушены соответствующими цветовыми раздражителями. Резкие шумы будут восприниматься более спокойно в помещении, окрашенном в оливково­зеленый, серо­зеленый, болотно­зеленый или темно­коричневый цвета. Глухие, громыхающие шумы в помещении могут быть выровнены желтоватой его окраской. Разумеется, в литейном или кузнечном цехе, где рабочий имеет дело с огнем и расплавленным металлом, не рекомендуется красить стены в красные оттенки. По­видимому, здесь рационально использовать противоположные цвету расплавленного металла синие или зеленые тона, чтобы помещение казалось более холодным.

Вы замечали, что в солнечный день вам радостнее, чем в пасмурный? Но, несмотря на это, на многих предприятиях потолки окрашены в серовато­белый цвет, а стены — в цвет слоновой кости. Такое помещение выглядит серым. В нем чувствуешь себя, как в пасмурный день. Лучше было бы использовать цвета, которые напоминают о солнце и лесе, например сочетание желтой охры и светлой зелени, оранжевого и желто­зеленого. Светлый лимонно­желтый цвет на потолке будет действовать как слабо теплый тон; более теплым будет оранжево­желтый цвет. Оранжевые цвета действуют возбуждающе. Желтый цвет вызывает душевный подъем. Красный подчеркивает материальность, вещественность, его хорошо применять для больших поверхностей. При этом избыток красного цвета, вместо того чтобы создавать приподнятое настроение, начинает слишком возбуждать и в итоге вызывает отрицательные эмоции.


Эксперименты показали, что желтый цвет способствует мускульной деятельности, синий — тормозит возбуждение, а зеленый — успокаивает нервную систему.

В хорошей школе в классах передняя стена окрашена в зеленый цвет, а боковые — в желтый, что создает благоприятные условия для учебы: глаза не утомляются ярким цветом, а от желтых боковых стен словно исходит тепло.

Как действуют отдельные цвета на человека? Приведем результаты испытаний, которые показывают, какое психологическое значение для человека имеют те или иные цвета и их сочетания.

Какой цвет выбрать — решать только вам

Какой цвет выбрать — решать только вам

Классификация цветов по их психологическому воздействию на человека

1.  Стимулирующие (теплые) цвета, способствующие возбуждению и действующие как раздражители:

  • красный — волевой, жизнеутверждающий;
  • кармин — повелевающий, требующий;
  • киноварь — подавляющий;
  • оранжевый — теплый, уютный;
  • желтый — контактирующий, лучезарный.

2.  Холодные цвета, приглушающие раздражение:

  • фиолетовый — углубленный, тяжелый;
  • синий — подчеркивает дистанцию;
  • светло­синий — уводит в пространство, направляющий;
  • сине­зеленый — подчеркивает движение, изменчивость.

3.  Пастельные цвета, приглушающие чистые цвета:

  • розовый — нежный, производящий впечатление некоторой таинственности;
  • лиловый — замкнутый, изолированный;
  • пастельно­зеленый — ласковый, мягкий;
  • серовато­голубой — сдержанный.

4.  Статичные цвета, способные уравновесить, успокоить, отвлечь от других возбуждающих цветов:

  • чисто зеленый — требовательный, освежающий;
  • оливковый — успокаивающий, смягчающий;
  • желто­зеленый — обновляющий, раскрепощающий;
  • пурпурный — изысканный, претенциозный.

5.  Цвета глухих тонов:

  • серые — не вызывают раздражения;
  • белый — гасят его;
  • черный — помогает сосредоточиться.

6.  Теплые темные тона (коричневые), стабилизирующие раздражение, действующие вяло, инертно:

  • охра — смягчает рост раздражения;
  • коричневый, землистый — стабилизирующий;
  • темно­коричневый — смягчающий возбудимость.

7.  Холодные темные цвета, изолирующие и подавляющие раздражение:

  • темно­серые,
  • черно­синие,
  • темные — зелено­синие.

Надо иметь в виду, что цвета приобретают разный тон в зависимости от того, под каким углом мы смотрим на окрашенную поверхность: сверху, снизу или со стороны. Когда активны не один, а два цвета, мы можем из суммы этих цветов составить один цвет, если они не являются дополнительными друг к другу. Красный и желтый цвета не дополнительные, следовательно, в их сумме будет проявляться активность, жизненность. Красный и зеленый могут взаимодействовать, означая активность и пассивность одновременно, поэтому оба цвета создают впечатление беспокойства, мерцания при условии их одинаковой тональности и если они расположены рядом друг с другом. Находящиеся рядом желтый и синий цвета полярно противоположны: один цвет лучезарен, а другой уводит вглубь и как бы уходит за ним, что создает впечатление подвижности.

Полярные цветовые пары

Для полярных цветовых пар характерны следующие признаки:

  • желтый — ультрамариново­синий — сильная напряженность, благодаря которой создается эффект движения. Воздействие активное, но требующее выравнивания, уравновешивания;

  • оранжевый — синий (зелено­синий) — ритмическая полярность между излучением и глубокой замкнутостью в себе, отчего создается сильное впечатление;
  • красный — зеленый (сине­зеленый) — сильный контраст между энергией и спокойствием, отсюда впечатление импульсивности;
  • пурпурный — цвет зеленых листьев — повышает ощущение жизнеутверждения;
  • фиолетовый — лимонно­желтый — создает впечатление тяжести и легкости одновременно.

Неполярные цветовые пары

Для неполярных цветовых пар наиболее характерны следующие признаки:

а) группа 1:

  • желтый — красный — насыщенная лучезарность, радостная теплота;
  • золотой — красный — пышность, роскошь, теплота;
  • оранжевый — красный — резко кричащий;

б) группы 1 и 4:

  • желтый — пурпурный — некоторый диссонанс, неблагозвучность, подвижность;
  • золотой — пурпурный — мощь, достоинство, праздничность;
  • красный — пурпурный — диссонанс, праздничность;
  • желтый — цвет зеленого липового листа — веселье, радость;
  • желтый — оливковый — некоторый диссонанс (успокаивающая подвижность);
  • желто­оранжевый — цвет зеленого липового листа — умеренное возбуждение (обволакивающая теплота);
  • оранжево­красный — зеленый — импульсивность;

в) группы 1 и 2:

  • оранжевый — фиолетовый — опьянение, оглушение;
  • красный — синий — динамика отталкивания, волнение;
  • красный — ультрамариновый — резкая сила;
  • оранжевый — ультрамариновый — претенциозность, резкость;

г)  группы 1­4:

  • синий — розовый — робость, застенчивость, разобщенность;
  • пастельно­зеленый — красный — неуверенность, мерцание;
  • пастельно­зеленый — синий — односторонность, пассивность, неясность;
  • пастельно­зеленый — розовый — слабость, нежность, радушие;
  • пастельно­зеленый — лиловый — диссонанс, сумерки;
  • желто­зеленый — красновато­серый — легкий диссонанс, связанность;

д)      сопоставление с цветами группы 6:

  • бежевый — красный — легкий диссонанс (внутренняя раздвоенность);
  • бежевый — цвет зеленого липового листа — ассоциации с природой, успокаивающая теплота;
  • коричневый — зеленый (оливковый) — заземленность;
  • коричневый — ультрамариновый — укрепление, разрешение;
  • темно­коричневый — синий — бескомпромиссность;
  • темно­коричневый — охра — оцепенение, жесткость, заземленность;

е) сопоставление с цветами группы 5:

  • зеленый — серый — родственность, пассивность;
  • синий — серый — нейтральность, холодность;
  • красный — черный — подавление жизненности, опасность;
  • оранжевый — черный — насилие;
  • желтый — черный — разрыв, подавление лучезарности, фиксация внимания;
  • синий — черный — подчеркивание удаленности синего, ночь;
  • желтый — белый — прояснение, просветление;
  • красный — белый — ослабление яркости красного;
  • синий — белый — чистота, холодность;
  • зеленый — белый — усиление зеленого цвета, чистота, ясность;
  • розовый — белый — слабость, бледность.

Эффекты, вызываемые сочетанием цветов

Оптики, физики, художники и психологи не единожды проводили наглядные опыты по сочетанию различных цветов и их влиянию на общее восприятие.
к, нейтральный по цвету свет, проникающий в одноцветную комнату, неизбежно принимает окраску противоположного цвета. Так, белый луч в красной комнате кажется зеленым. Сетчатка глаза утомляется от одноцветного раздражителя. Человеку, вышедшему из красной комнаты, все другие цвета покажутся в первый момент несколько зеленоватыми. Это, как говорил Гете, «протест» зрения против одноцветного раздражителя. Опыты с освещением комнаты красным светом показали его влияние на ускорение движений человека и даже на учащение его пульса, хотя продолжительность этого влияния еще не установлена. «Зеленый протест», наоборот, проявляется в замедлении реакций.

Войдем в комнату красного цвета, в которой потолок или дверь белые. У человека, воспринимающего прямой поток красного цвета, развивается «зеленый протест», и это ощущение зеленоватого цвета, хочет он этого или нет, проецируется на белую поверхность, которая действительно будет выглядеть зеленоватой. Но так как белая поверхность не кажется равномерно окрашенной в зеленоватый цвет (что зависит от длительности взгляда на нее), то и красные стены будут несколько зеленоватыми, при этом неизбежно возникает чувство беспокойства. Человек в этой комнате покажется бледным, потому что «зеленый протест» оптически отразится и на его лице.

Интересно, что при белом потолке красный цвет стен будет казаться интенсивнее, чем синий. Сочетание синего и белого выражает нечто холодное; красный и белый в данном примере вызывают чувство беспокойства, возбуждения.


Сочетание желтой стены и белого потолка воздействует на нас незначительно, так как белый цвет является как бы органическим продолжением желтого. Совершенно иначе обстоит дело с сочетанием зеленого и белого. Подобно сочетанию синего с белым, оно действует как холодное, причем теплота зеленого цвета в этом случае уменьшается.

Раз уж мы взяли в качестве наглядного примера стены, пол и потолок помещений, окрашенные в различные цвета, то давайте им и воспользуемся. Красная стена и зеленый потолок, зеленая стена и красный потолок, синяя стена и желтый потолок и т.д. — всё это поверхности, окрашенные в противоположные цвета. Впечатление от такой окраски будет различным в зависимости от того, будут ли окрашены стена или потолок в активный цвет, будет ли внесен и в какой степени активный цвет при смешивании красок.

Противоположные цвета, расположенные рядом, усиливают друг друга. Само собой разумеется, что под противоположными цветами мы понимаем не математическое дополнение одного цвета другим, а психологическую полярность цветов. Так, зеленый и красный цвета в этом смысле противоположны, точнее по отношению к красному противоположен зелено­синий. Также противоположны желтый и синий. Можно «поднимать» поверхности, окрашенные в синий цвет, при помощи желтого или, наоборот, желтые поверхности при помощи синего. При преобладании одного из двух цветов наш взор обязательно ищет гармоническое разрешение возникшего беспокойства и отсюда возникает активность. На практике мы, конечно, встречаемся с подобными явлениями, которые обнаруживаются в разной степени и с разной силой. Возникает процесс взаимного воздействия двух цветов. Первый цвет требует присутствия второго, который, в свою очередь, требует обязательного наличия первого. Таким образом, постоянно сменяются возбуждение и успокоение и эта смена сопровождается беспокойством.

При работе над колоражем речь обычно идет о том, чтобы подыскать тот цвет, который усиливает другой впрямую или взаимно. Как его найти? Это под силу только настоящему художнику или дизайнеру с большим практическим опытом работы.

Копенгаген. Худ. Л. Афремов. Пример мастерской работы с цветом

Копенгаген. Худ. Л. Афремов. Пример мастерской работы с цветом

Гармонические сочетания

Чтобы полнее раскрыть тему гармонических цветовых сочетаний, нам придется дать несколько академических определений.

Гармония — это философско­эстетическая категория, означающая целостность, слитность, закономерную связность всех частей и элементов формы, то есть это высокий уровень упорядоченности многообразия и соответствие частей в составе целого, отвечающего эстетическим критериям совершенства и красоты.

Цветовая гармония — это сочетание отдельных цветов или цветовых множеств, образующее органическое целое и вызывающее эстетическое переживание.

Цветовая гармония в дизайне представляет собой определенное сочетание цветов с учетом всех их основных характеристик, таких как:

  • цветовой тон;
  • светлота;
  • насыщенность;
  • форма;
  • размеры, занимаемые этими цветами на плоскости, их взаимное расположение в пространстве, которое приводит к цветовому единству и наиболее благоприятно эстетически воздействует на человека.

Цветовой круг

Цветовой круг

Признаки гармонии цвета

1) Связь и сглаженность — связующим фактором может быть: монохромность, ахроматичность, объединяющие подмеси или налеты (подмесь белого, серого, черного), сдвиг к какому­либо цветовому тону, гамма;

2) единство противоположностей, или контраст. Виды контраста: по яркости (темное­светлое, черное­белое и т.д.), по насыщенности (чистые и смешанные), по цветовому тону (дополнительные или контрастные сочетания);

3) мера — в композицию, приведенную к гармонии, нечего добавить и нечего убрать из нее;

4) пропорциональность, или соотношение частей (объектов) между собой и целым. В гамме — это подобие отношений яркости, насыщенности и цветовых тонов. Рассмотрим соотношение площадей цветовых пятен:

  • 1 часть светлого поля — 3­4 части темного поля;
  • 1 часть чистого цвета — 4­5 частей приглушенного;
  • 1 часть хроматического — 3­4 части ахроматического;

5) равновесие — цвета в композиции должны быть уравновешены;

6) ясность и легкость восприятия;

7) прекрасное, стремление к красоте. Недопустимы психологически негативные цвета, диссонансы;

8) возвышенное, то есть идеальное сочетание цветов;

9) организованность, порядок и рациональность.

Синий и красный цвета не столько выравнивают друг друга, сколько являются противоположными. Когда интенсивность синего ослабляется и он превращается в серовато­синий, возникают особые качества их цветового звучания. Если красному или оранжево­красному цвету придать землистый оттенок и превратить его в терракотовый цвет, то при сопоставлении с серовато­синим такое сочетание обычно вызывает устойчивую положительную эмоцию. Оранжево­красный цвет и его вариации сами по себе придают теплоту, а синий цвет — холод, поэтому оба цвета вместе воспринимаются оптически предельно положительно. Можно сказать, что здесь возникает чудесное впечатление динамики, которое созвучно нашей внутренней активности.

На практике применять чистые противоположные цвета не всегда возможно. Исключением являются оранжевый и синий, сочетание которых воспринимается положительно.

Как в природе наблюдаются формы, только приближающиеся к кругу, треугольнику, четырехугольнику и т.п. (даже в мертвом царстве кристаллов редки строго математические соотношения), так и в игре цвета допускаются приближенно противоположные цвета.

Смежные цвета

Под смежными мы понимаем цвета, связанные с конкретным цветом цветового круга психологическими родственными отношениями. Это не только те цвета, которые чисто теоретически отстоят от данного на 30, 60, 90 или даже 120°.

Комбинации смежных цветов подчеркивают функции конкретного цвета. В то время как противоположные цвета усиливают друг друга, смежные цвета, благодаря их последовательности во времени или взаимному сопоставлению, получают динамическое развитие.

Сочетание синего и зеленого цветов будет менее контрастно, чем желтого и красного, потому что контрастные пассивные цвета психологически меньше воздействуют, чем активные. Характерное впечатление создает сочетание синего и зеленого при постепенном переходе синего в зеленый цвет.

Абрикосовый и нежно­зеленый (цвет свежего зеленого листа) выражают тему зрелости. Контрастным для желтого или желто­коричневого является чистый синий. Оранжевый и зеленый цвета идеально дополняют друг друга.

Желтый цвет занимает в цветовом круге среднее положение между зеленым и оранжевым. Человек, даже не имеющий представления о цветовом круге, бессознательно ищет средний цвет, смягчающий контрастность между зеленым и оранжевым цветами, то есть желтый. Желтый цвет без сомнения психологически более действенный, чем, например, бирюзовый как средний между синим и зеленым. Вот почему сочетание синего и зеленого не столь активное, как сочетание оранжевого и зеленого.

Бирюзовый цвет — не синий и не зеленый, он не имеет своего собственного качества, как желтый. Желтый цвет существенно отличается от красного и зеленого, но, будучи сопоставлен с тем или иным цветом, отдает часть своей лучистости сопоставляемому с ним цвету; красный цвет он превращает в оранжевый, а зеленый делает теплее. Бирюзовый может в лучшем случае усилить впечатление холодного цвета как от зеленого, так и от синего.

Оранжевый цвет в цветовом круге находится между красным и желтым. Рисунок, решенный в красно­желтых цветах, «звучит» громко, возбуждающе. Искомый средний цвет — это оранжевый, придающий теплоту, но вряд ли он усилит уже сложившуюся радостную ситуацию. Оранжевый цвет между желтым и красным не снижает напряженности, подобно желтому между оранжевым и зеленым.

Итак, смежные цвета могут применяться для придания пространству большей выразительности. В одном случае эти цвета привлекают потому, что каждый из них по сравнению со смежным рассматривается по­новому. Так, красный при сопоставлении с оранжево­желтым кажется более густым, оранжево­желтый при сопоставлении с красным как бы просветляется, зеленый по сравнению с желтым кажется землистым, желтый рядом с зеленым излучается в пространство и создает настроение беззаботности.

Золотистый и сине­фиолетовый цвета выражают торжественность, праздничность, потому что промежуточным цветом является пурпурно­красный. В свою очередь, по отношению к пурпурно­красному контрастным цветом является зеленый, который под влиянием пурпура тоже становится праздничным и торжественным. При комбинации полярно действующих лимонно­желтого и синего цветов зеленый цвет, являясь промежуточным, ослабляет напряженность на обоих полюсах. Но поскольку полное примирение этих полярных партнеров только желательно, а фактически не происходит, то эта комбинация красок не имеет статического характера и остается динамической.

Какие именно цвета выбрать как исходные, зависит от личного вкуса или от цвета тех элементов, которые будут главенствовать в композиции.

Сигнальные цветовые сочетания

От человека, который охвачен паникой, трудно требовать, чтобы он был в состоянии логически думать. Следовательно, надо добиться того, чтобы при сложных обстоятельствах определенные действия совершались автоматически. Это достигается тренировкой. Способность пианиста всегда попадать в соответствующую клавишу не есть результат внимательного рассматривания клавиатуры — наоборот, подготовленный пианист не прикован глазами к клавиатуре, здесь сказываются длительные тренировки движений рук и пальцев.

Точно такая же автоматизация движений требуется и при работе на машине, у станка. Движения рук происходят автоматически. В замешательстве рабочий не всегда сразу может опустить руку на выключатель или рычаг, чтобы остановить станок. Имея в виду подобные обстоятельства, следует по возможности окрашивать эти детали станка так, чтобы они выделялись и привлекали к себе внимание рабочего. Тревожный сигнал в сознании рабочего немедленно вызовут красный и желтый цвета.

Цветом выделяют наиболее опасные места или участки. Установлено, что 80% несчастных случаев происходят не в результате технических неисправностей, а из­за недостаточного внимания человека. Чистота в помещении достигается не только в результате своевременной и тщательной его уборки, но и такой окраской, которая сама принуждает сохранять чистоту. Машину, окрашенную в грязный цвет, моют редко, как неохотно чистят старый велосипед. Новый, красиво окрашенный велосипед чистят до блеска. А новую машину с охотой надраивают до такого состояния, что в нее можно смотреться, как в зеркало.

Крайне важно обозначить определенным цветом проезды и транспортные средства. Раньше на маленьких предприятиях, где доставка материалов и отправка готовой продукции производилась на ручных тележках, для рабочих не представляло большой опасности зайти слишком далеко вглубь длинного проезда, по которому осуществляется транспортировка. На современном предприятии моторизованный внутризаводской транспорт, скорость движения которого постоянно возрастает, представляет для невнимательного рабочего постоянную опасность, тем более что при общем заводском шуме звуковой сигнал слышен не всегда.

Но не только рабочий должен быть защищен от опасности. Водитель тоже должен быть освобожден от постоянного страха, что он может на кого­нибудь наехать. Снижение же скорости транспорта будет отражаться на снижении общей производительности предприятия. Поэтому проезды и переходы обычно обозначают белым или желтым цветом. В отдельных случаях можно весь проезд выкрасить в более яркие цвета. Транспортные средства окрашиваются в броские цвета, например в оранжевый или желтый с черными полосами. Такую же раскраску надо применять на кранах и крановых тележках.

Сочетание желтого с черным повсеместно применяется для знаков, предупреждающих об опасности

Сочетание желтого с черным повсеместно применяется для знаков, предупреждающих об опасности

Относительно предупредительных и указательных обозначений, выполняемых при помощи того или иного цвета, следует сказать следующее.

Желтый цвет четко выделяется на фоне всех темных тонов и предупреждает об опасности, угрожающей как спереди, так и сбоку. Переходы обозначают ярко­желтыми полосами. Желтый цвет в сочетании с черным (в форме параллельных линий или большого круга) обозначает: «Внимание!» при опасности столкнуться, упасть, споткнуться о ступеньки и т.п.

Оранжевый цвет сочетает живость красного цвета и яркость желтого. Оранжевый цвет воспринимается дальтониками как четкий желтый тон. Оранжевый цвет обозначает: «Внимание: опасность!» Незащищенные части машин, которые могут втянуть край одежды, или колющие, режущие, обжигающие части машин могут быть окрашены в желтый или оранжевый цвет. Так же должны быть окрашены внутренние стороны защитных дверей, крышек, заслонок термостатов, шкафчиков с ядовитыми веществами. Эта окраска информирует: «Закрыт!» Дополнительно можно изобразить черные круги, чтобы еще сильнее привлечь внимание оранжевым цветом.

Красный цвет обычно является как бы противопожарным. Этим цветом покрывают противопожарные средства защиты и места их расположения.

Зеленый цвет служит на производстве для обозначения пунктов первой помощи и аптечек. На зеленом фоне помещают белый крест. Или наоборот — зеленый крест на белом фоне. К примеру, в рекламе медикаментов очень часто используется зеленый как цвет, который все смягчает, снимает остроту переживаний. Зеленый оказывает целительное, расслабляющее действие.

Белый цвет указывает, что место свободно. Белыми стрелками указывают направление движения. Белой краской покрывают места, где расположены урны и ящики для отбросов.

Цветовая гамма не должна напрягать или нервировать. Выбор сочетания различных цветов начинается с решения, чего вы все­таки хотите от дизайна. Только так вы сможете подобрать оптимальное сочетание цветов.

Подбор цветовой гаммы — весьма ответственное дело. Сочетание цветов в дизайне всегда является главной из основных задач. Обязательно придавайте значение сочетаниям цветов — это важно! 

КомпьюАрт 1’2012

Источник: compuart.ru

Экология жизни. Психология: С раннего возраста человек начинает связывать между собой определенные цвета с теми или иными эмоциональными состояниями…

Удивительно, но иногда мы неосознанно связываем эмоции, которые переживаем мы или переживают другие люди, с цветами, которые, по нашему мнению, могут их выразить, даже в нашей речи: например, когда говорим, что кто-то стал «серым» от страха или «черным» от горя.

Всякий исследователь, начинающий изучать психологию цвета, убеждается, что цвета и эмоциональные состояния взаимосвязаны.

Психология цвета: Как на нас воздействует цветПодписывайтесь на наш аккаунт в INSTAGRAM!

Если попросить маленького ребенка изобразить что-то хорошее или приятное, то он, как правило, выберет яркие и светлые оттенки таких цветов как красный, желтый, оранжевый, изумрудный, голубой. Это подтверждает тот факт, что уже с раннего возраста человек начинает связывать между собой определенные цвета с теми или иными эмоциональными состояниями и переживаниями.

Существует также и другая связь: переживаемые человеком в данный момент эмоции влияют на его чувствительность к цветам (то, что называется порогом цветоразличения).

Согласно проведенным в области психологии цвета исследованиям, если человек переживает позитивные эмоции, то у него повышается чувствительность к желтому и красному и понижается к таким цветам, как зеленый и синий. И наоборот: переживаемые отрицательные эмоции повышают цветовую чувствительность к таким цветам, как синий и зеленый, и понижают – к красному и желтому.

Источник: econet.ru

Человек с самого раннего детства окружен миром, в котором присутствует множество цветов и их оттенков. И, конечно же, он отдает предпочтение наиболее красивому для него цвету, который и становится впоследствии его «любимым». Так, одним может нравиться жёлтый и совершенно не нравится черный, а другому — наоборот. Некоторым же нравятся сразу несколько цветов одновременно. В данной статье мы постараемся объяснить значения цветов и их значимость в жизни человека, что в дальнейшем может помочь более детально узнать себя и подходить более качественно к выбору цвета для какой-то определенной цели.

Как известно, влияние на психику человека определенного цвета было замечено еще в далекие времена различными колдунами, шаманами и т.д. А также и сейчас мы можем сказать, что некоторые цвета могут вызывать абсолютно различные эмоции, к примеру, счастье, радость, тоску, огорчение, могут успокаивать и, наоборот, злить или раздражать.

Для начала разберемся, что такое «цвет», и какая наука его изучает.

Цвет — это, в первую очередь, физическое явление. Если говорить научным языком, то это характеристика электромагнитного излучения особенного оптического диапазона — спектра. Возникает цветовосприятие на основе ощущений зрительного аппарата.

Если говорить простым языком, то цвет — это зрительное ощущение, которое человек получает, когда в глаз попадают световые лучи разной длины волны. Восприятие цвета является очень субъективной характеристикой. Получается, что каждый человек видит цвета по-своему.

Наука, изучающая цвета и их свойства называется цветоведение. А метод нетрадиционной медицины, с помощью которого происходит воздействие разнообразно окрашенным светом на человека с целью его излечения — цветотерапией. Но поскольку этот метод не опирается на научный метод, а исследования не подтверждают её эффективность, она является псевдонаучной.

Цвет влияет на психику человека, и при этом имеет ярко выраженный характер. Например, принято считать, что зеленый цвет успокаивает, поэтому таким цветом стараются красить стены в школе, а красный, наоборот, возбуждает психику и буквально «приковывает» к себе внимание. Поэтому вывески или запрещающие знаки изображают с помощью красного цвета.

Порой цвет вызывает определенные реакции, которые могут помочь в принятии какого-либо решения. Также он влияет на аппетит, поведение, давление, и в целом, на состояние человека. Например, когда светит яркое солнце, человеку становится гораздо легче и веселее, а когда пасмурная и серая — состояние ухудшается и падает настроение. Современные продавцы и составители реклам учитывают такие факторы и стараются подбирать конкретные цвета, к которым люди «прислушаются». Помимо этого важно подобрать цвета у себя дома так, чтобы домочадцы остались довольны, чтобы те или иные цвета не способствовали раздражительность, а наоборот, успокаивали каждого. И самое главное, мы должны правильно подбирать цвета в гардеробе, поскольку мы воспринимаем цвета не только посредством зрения, но и кожей.

Разберем же 9 основных цветов и опишем их влияние на человека

Красный цвет

Такой цвет буквально заставляет человека становиться активнее. Он вызывает возбуждение в психике, и с помощью него напрягаются мышцы и движения становятся интенсивнее. В любом месте, где есть этот цвет, мы можем наблюдать большую работоспособность. Но следует знать, что организм постепенно привыкает к этому цвету, вследствие чего происходит цветовое утомление и результат может оказаться не самым лучшим.

Также красный цвет — это один из наиболее агрессивных цветов, который может привести к раздражениям и злости, поэтому не стоит долго находится в помещении с таким цветом. Но если вы не можете понять как вам поступить в той или иной ситуации, он придаст вам силы и заряд бодрости. А если вы по утрам вы до сих пор «встаете не с той ноги», то верным лекарством к этой проблеме станет именно этот цвет, который так и содержит в себе бодрые ноты.

Одежда такого цвета на теле человека показывает сильный характер, стремление к определенной цели и настойчивость, но она также может прятать неуверенность и комплексы застенчивых людей. Поэтому для преодоления какой-либо недолговременной трудности следует использовать этот цвет.

Дома же он может зрительно уменьшить пространство и хорошо действовать на пищеварение, вызывать аппетит, поэтому деталь с красным цветом можно разместить на кухне.

Оранжевый цвет

Этот цвет гораздо мягче и нежнее предыдущего. Можно сказать, что он раскрепощает людей, делает их чувства более теплыми. С присутствием этого цвета жизнь человека наполняется весельем и хорошим настроем. Оранжевый цвет сам по себе деловой, может сулить успехи в карьерном росте. В нем присутствует оптимизм и лучезарность. Он благотворно влияет на работоспособность людей, на их сплочение.

Также данный цвет хорошо сказывается на работе мозга, поэтому если человек увлекается творчеством, этот цвет будет благоприятно влиять как на него, так и на его деятельность.

Оранжевый цвет обладает особой энергией, которая притягивает к себе людей и располагает к себе абсолютно любого. При использовании его в одежде или дома у человека раскрываются положительные стороны. Он становится бодрей, смелей, и у него появляются лидерские качества. Помимо этого он снимает стресс и помогает избавиться от депрессии.

Оранжевый цвет усиливает концентрацию внимания, помогает во время важных переговоров и даже становлению дружеских отношений. Он является безопасным, для этого цвета нет противопоказаний, поэтому можно смело использовать его в жизни.

Дома также можно внести оранжевые оттенки в комнату ребенка, это поможет ему бороться с одиночеством и развивать в себе положительные качества, а также на кухне, поскольку этот цвет (как и красный) способствует появлению аппетита.

Жёлтый цвет

Жёлтый цвет вызывает чувство счастья, удовлетворения и гармонии. От него, как от солнца, исходит тепло. Люди, которые носят одежду с этим цветом чаще всего жизнерадостные, веселые и лидирующие по своей натуре. Стоит добавить немного жёлтого цвета у себя дома, как у человека время от времени начнет повышаться настроение. Но стоит отметить, что слишком много жёлтого цвета режет взгляд, что может привести к головной боли.

Жёлтый недаром называют интеллектуальным цветом. Можно с уверенностью сказать, что он повышает творческую активность, поэтому его небольшое количество можно использовать в кабинете или комнате, где человек занимается работой. Для маленьких детей данный цвет в больших дозах может быть вреден. Они реагируют на него чаще всего негативно, начинают плакать. И также не стоит использовать жёлтый цвет при бессоннице.

Зеленый цвет

Этот цвет вызывает у нас ассоциации с природой, делает нас спокойными и умиротворенными. Мы сразу же вспоминаем лес или парк, пение птиц, шуршащую траву под ногами с капельками расы, и свежий теплый воздух. На душе сразу становится спокойно, появляется гармония, и человек становится мягче. Если же на человеке присутствует зеленый цвет, то можно сказать, что он обладает тихим, спокойным, уравновешенным характером, знает себе цену и спокойно относится к окружающему его миру.

Данный цвет улучшает зрение и аппетит, хорошо сказывается на концентрации внимания и на работе мозга, позволяет избавиться от негативных эмоций. Также он влияет на сохранение конечного результата и дает полностью отдаться делу. Хорошо влияет на сердечнососудистую и нервную систему.

Зеленый цвет делает человека наиболее работоспособным. Но стоит помнить, что при большом количестве зеленого цвета появляется апатия и тоска. В детской может присутствовать зеленый цвет, но только если ребенок не флегматик. Если это так — цвет подействует положительно, вызовет интерес к учебе и познанию мира, сделает уверенным в себе.

Голубой цвет

Этот цвет успокаивает чувства и немного уменьшает активность. Он пассивен, поэтому способен вызывает некое замедление. Голубой цвет — это сочетание синего и белого. Поэтому одна его часть вызывает прохладу, помогает успокоиться, а вторая включает воображение и внимательность.

Чаще всего этот цвет можно встретить в школьном классе или рабочем кабинете. Он влияет на творчество, а также на выражение своих мыслей. На детей он оказывает расслабляющее действие, поэтому присутствие этого цвета в малых дозах не будет лишним. А дома голубой цвет будет полезен в спальне, так как он вызывает сонливость и снимает напряжение. Однако не стоит использовать его слишком часто, иначе Вы рискуете постоянно испытывать потребность во сне.

Синий цвет

Синий — холодный цвет. Он часто вызывает депрессии, приводит к значительному уменьшению активности и обычно используется в антирекламе.

С помощью него человек отдается мечтаниям и размышлениям, ведь это цвет неба и моря. Он создает прохладу, и в жаркий день присутствие этого цвета в комнате благоприятно на Вас скажется, при этом он визуально может расширить помещение. Но в таком случае нужно быть осторожным, так как слишком сильное влияние этого цвета может заставить чувствовать себя подавленным.

Для гиперактивных людей синий цвет может служить успокаивающим средством, он поможет им контролировать себя и научить управлять своими эмоциями, а для меланхоликов, наоборот, является вредным.

Также он способен вызвать уверенность в себе. Синий отвечает за логику и анализ действий, человек с помощью него становится более дисциплинированным. На ребенка же он также оказывает полезные свойства: заставляет обратить внимание и сконцентрироваться.

Фиолетовый цвет

Данный цвет вызывает ассоциации роскоши и выглядит довольно таинственным. Он отвечает за интуицию и знание, помогает избавиться от меланхолии, но только если он в меру. В больших количествах он вызывает депрессию и усталость. Люди, которые носят одежду фиолетового цвета — чаще всего имеют добрый характер, и робкое застенчивое сердце.

Фиолетовый цвет не стоит выбирать для оформления жилых комнат, так как он вызывает понижение как физической активности, так и умственной. Но он поможет избавиться от головной боли. Этот цвет — цвет аристократии, ведь раньше его мог приобрести далеко не каждый, и может поэтому он сейчас вызывает чувство собственного достоинства.

Белый цвет

Белый — цвет уверенных в себе людей, а также цвет невинности и чистоты. Люди, выбирающие данный цвет чаще всего добрые по своей натуре, но снаружи проявляют холодность. Они не поддаются эмоциям, и стараются смотреть на вещи «трезвыми» глазами.

Если вы хотите, чтобы люди к вам прислушивались и доверяли вам, чтобы вам легко было начать любое дело, то Ваш выбор — белый. Он обладает безграничной силой, подталкивает к действиям и одновременно с этим дарит чувство свежести. Также белый цвет всегда помогает быть в тонусе, с помощью него у человека возрастают сила и воля. Но если белого цвета становится слишком много, он вызывает ассоциации с больницей и плохо сказывается на трудовой деятельности, а недостаточность этого цвета делает нас раздражительными. Поэтому его должно быть в меру.

Черный цвет

Черный цвет ассоциируется с чем-то таинственным и страшным, но при этом почти у каждого человека он присутствует в гардеробе, ведь это еще и цвет делового человека. Он подходит к каждому оттенку и придает некую строгость. Если же в гардеробе у человека больше всего вещей черного цвета, то о нем можно сказать, что он мрачный человек, избегающий общества, или же совершенно наоборот — желающий выделиться из толпы.

Также этот цвет вызывает понижение настроения, поскольку дает чувство угнетенности. Он поглощает свет и вызывает тоску, и в некоторых случаях вызывает неуверенность. Но помимо этого он помогает дойти до истины, найти то, что скрыто, заставляет идти на протест и быть услышанным.

Таким образом, мы наблюдаем, что влияние цвета на психику и жизнь человека огромно, и правильно выбрав цвет, можно достигнуть больших успехов и в корне изменить свою жизнь.

Проведен опрос

Чтобы дальше углубиться в данную тему, мы опросили 60 обычных студентов, каждому задав конкретным вопрос: каков Ваш любимый цвет?

И вот к какому результату мы пришли: четырнадцать студентов предпочли синий цвет, десять из шестидесяти — зеленый, восемь — черный, по четыре человека выбрали красный и голубой цвет, три — фиолетовый, два выбрали белый цвет и один человек выбрал желтый.

Остальные не смогли дать четкого ответа, а называли два или больше трех цветов одновременно (причем многие назвали не конкретно цвета, а их оттенки).

Таким образом, можно сделать вывод, что большая часть современных студентов с развитым логическим суждением, люди организованные и систематизированные, и при этом спокойные и энергичные. Меньшая же часть опрошенных поделилась на половину: в одной из них — яркие, импульсивные люди, а в другой — более спокойные, внимательные и менее активные.

В заключении можно сказать, что вышесказанная информация является полезной, поскольку в нашей жизни цвет играет огромную роль. И человек, прочитавший данную статью, сможет грамотно расставить для себя предпочтение в цвете, чтобы добиться высоких результатов и избавиться от ненужных эмоций.

источник

Источник: ezopage.com


Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.